Что такое рациональное использование земли
Землепользование
10 июля 2015 года, 13:03 просмотров: 3646
1. Территория, сформированная по однородному типу использования (извлечения потребительских свойств).
2. Процесс извлечения из земли, как пространственного операционного базиса, и из плодородного поверхностного слоя (почвы), как средства производства, их потребительских свойств.
3. Принятое наименование земельного участка в документах ГЗК (стр.6 формы Ф.1.1).
Землепользование – это свод законов и правил, которые направлены на правомерное использование земли, в качестве средства производства или рекреационного, Землепользованиеприродного и другого ресурса.
Понятие Землепользование — форма юридического пользования, не связанного, в основном, с сельскохозяйственным производством. Землепользователь, в сравнении с собственником и землевладельцем земельного участка, имеет более узкий круг прав.
Землепользование включает условия и правила, законы, которые установлены Федеральным законодательством. Что такое землепользование. Землепо́льзование — распоряжение земельной собственностью различными методами; эксплуатация земельных участков чужим или личным трудом. Способ использования земли имеет крупное значение не только в отношении развития в стране сельскохозяйственной экономики, но и в социальном смысле.
Порядок землепользования строго оговорен в соответствующем законодательстве. Категория земель — это часть единого земельного госфонда, которая выделяется по основному целевому назначению и имеет определенный правовой режим.
По своему функциональному назначению все земли имеют следующую классификацию:
Оптимальное землепользование — это использование максимально возможного в определенных природных условиях функционального потенциала земель при минимальных затратах и без негативных последствий, включая смежные участки. На практике осуществление оптимального землепользования маловероятно, потому что при отсутствии видимых следов травматизма любое вторжение в окружающую среду изменяет исходную природную ситуацию. А значит реально можно говорить только о рациональном землепользовании.
В соответствии с некоторыми определениями рациональное использование земель — это обеспечение всеми землепользователями в процессе производства наибольшего эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами. Признаками нерационального использования земель служат: нецелевое использование; использование, ведущее к ощутимому снижению плодородия сельскохозяйственных земель; использование земель, приводящее к существенному ухудшению экологической ситуации.
Рациональное землепользование – это использование максимально возможного в конкретных природных условиях функционального потенциала земель при минимальных расходах на их эксплуатацию и при наименьших издержках на поддержку естественного потенциала. Помимо сохранности плодородия и экологической ситуации, нужно учитывать соблюдение норм отвода земель. К количественным критериям рационального использования земель принято относить их экономное использование и экономное размещение объектов недвижимости.
К качественным критериям можно отнести следующие:
Государственное управление в области охраны земельных ресурсов
Лекция 3.1. Охрана и рациональное использование земель
1. ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ
Российское земельное законодательство, в том числе в области охраны земельных ресурсов, основывается на следующих принципах (статья 1 ЗК РФ):
1) учет значения земли как основы жизни ииспользованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, становленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель пределяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Охрана земель– это совокупность предусмотренных нормами права организационных, экологических, экономических и иных мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение качества земель всех категорий как составной и неотъемлемой части окружающей среды в интересах обеспечения ее благоприятного состояния.
Согласно статьи 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статья 13 ЗК РФ гласит, что:
1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Рациональное использование земли – это ее использование, отвечающее совокупным интересам общества, собственников и пользователей земли, обеспечивающее наиболее целесообразное и экономически выгодное использование полезных свойств земли в процессе производства, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, охрану и воспроизводство земельных ресурсов.
Рациональным может считаться использование земли, при котором:
Таким образом, рациональное использование земли – это ее использование, отвечающее совокупным интересам общества, собственников и пользователей земли, обеспечивающее наиболее целесообразное и экономически выгодное использование полезных свойств земли в процессе производства, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, охрану и воспроизводство земельных ресурсов.
При нерациональном использовании земли в зависимости от природных условий и характера хозяйственной деятельности пользователей возникают разнообразные формы ее деградации:
Список литературы
Государственное управление и охрана земельных ресурсов России на современном этапе: курс лекций. Часть 1. Управление в области охраны земель. Деградация почв и земель. / Г.Р. Сафина, В.А. Федорова.– Казань: Казан. ун-т, 2020. – 106 с.
Государственное управление и охрана земельных ресурсов России на современном этапе: курс лекций. Часть 2. Деградация почв и земель: эрозия, уплотнение, переувлажнение. / Г.Р. Сафина, Федорова В.А.– Казань: Казан. ун-т, 2020. – 114 с.
Темы 1-3. Стр. 4 – 113.
Государственное управление и охрана земельных ресурсов России на современном этапе: курс лекций. Часть 3. Деградация почв и земель. Мелиорация / Г.Р. Сафина, В.А. Федорова.– Казань: Казан. ун-т, 2020. – 135 с.
Рациональное использование земли: понятие и функции земли, принцип использования
Эксплуатация земельного фонда предполагает создание благоприятных условий для производства сельскохозяйственной продукции. Однако добиться высокой экономической эффективности в данной сфере невозможно без тщательного расчета по расходам энергетических, силовых и природных ресурсов. Ключевое же значение в деле поддержания достаточных производственных показателей в данной сфере без ущерба для природы имеет концепция рационального использования земли, необходимость которой с течением времени становится все более очевидной.
Понятие рационального землепользования
Вам будет интересно: Развитие молочного скотоводства в России
Начать следует с того, что не существует общего универсального представления о технологии рациональной эксплуатации земельного фонда, которая бы укладывалась в требования со стороны разных точек зрения на процесс использования данного ресурса. Ведь существуют агротехнические, экономические, экологические, правовые и другие аспекты понимания этой проблематики, хотя в каждом случае есть и схожие мотивы и даже средства достижения поставленных задач. Центральное же понятие рационального использования земель все равно будет выражаться через производственный процесс – достижение целей сельскохозяйственной деятельности с максимальным экономическим эффектом, но в рамках оптимального взаимодействия с факторами природного свойства. То есть очевидно, что в некотором роде баланс регуляции землепользования обеспечивается двумя конфликтными факторами эксплуатации ресурса – производственным и экологическим.
Вам будет интересно: Случная болезнь лошадей: причины, диагностика, лечение
Функции земельных ресурсов
Помимо того, что эксплуатируемый земельный фонд является основным производственным средством сельского хозяйства, он также отвечает за глобальные биогеоценотические и экологические функции, обусловливающие нормальные процессы биоценоза, то есть жизненного пространства. Почвенный покров насыщен жизненно важными элементами, благодаря которым в принципе формируются живые ткани на суше. И хотя совокупная площадь суши втрое меньше по сравнению с Мировым океаном, биомасса земных экосистем многократно превосходит биомассу водной среды. С точки зрения рационального использования сельскохозяйственных земель важно то, что почва обеспечивает жизненные циклы большинства растений. За счет веществ и микроэлементов, которые содержатся в плодородном слое, происходит развитие корневой системы. Земля выполняет и важные функции защиты самых разных микроорганизмов – бактерий, актиномицетов, грибов, водорослей, нематод, членистоногих и т. д. Конечно, не все они полезны для сельскохозяйственных культур, но они также являются частью биоразнообразия, благодаря которому во многом и почва обладает широким набором необходимых для биоценоза характеристик.
Функции управления землей
Вам будет интересно: Культиваторы предпосевной обработки: описание
Рациональное землепользование невозможно без учета функций управления ресурсами. К наиболее значимым управленческим функциям применительно к земельному фонду относятся следующие:
Объекты и субъекты процессов рационального землепользования
Вам будет интересно: Болезнь сап у лошадей: причины, симптомы, диагностика и лечение
Разумеется, обеспечение рационального использования земли невозможно и без учета сторонних факторов. Они независимы и не контролируются со стороны субъектов землепользовательских отношений, но также оказывают свое влияние извне:
Постановка проблемы землепользования
Стремление к повышению эффективности использования природных ресурсов в разной степени всегда характеризовало сельскохозяйственную деятельность человечества. В условиях научно-технического прогресса упор в изменениях тактики эксплуатации земельного фонда делается на рационализацию, что объясняется повышением потребительского спроса на продукты питания на фоне сохраняющихся условий производства в сфере сельского хозяйства. Несмотря на появление все более совершенных технических средств и методов обработки почвы и повышения ее плодородного потенциала, без рационального использования земли задачи сохранения ресурсов на должном уровне не могут быть выполнены. Поэтому современные концепции использования земельного фонда ориентируются и на его сохранение, и на преумножение его потенциального плодородия (по возможности естественными способами).
Критерии оценки рационального землепользования
Несмотря на объемность понятия, рационализация земельной эксплуатации может быть отражена в конкретных параметрах – количественных и качественных. К первой группе критериев оценки можно отнести экономические показатели. В данном случае рационализация обеспечивается не только сокращением используемых полей, но и за счет оптимизации организационно-технических мероприятий. Это касается и сельскохозяйственных орудий труда, и инженерно-технической инфраструктуры, и транспортно-логистических моделей, которые применяются в процессах использования сельскохозяйственных земель. Рациональное применение средств обработки почвы, к примеру, выгодно не только по причине сокращения затрачиваемых финансов. В значительной степени минимизация влияния техники на плодородный слой позволяет сохранять структуру гумуса, сокращает риски эрозии почвы, а также формирует условия для благоприятного температурно-влажностного баланса земли.
В свою очередь, качественные критерии рационального землепользования выражаются в поддержании достаточного уровня производственных показателей. Все же главной целью сельскохозяйственной деятельности является производство определенной продукции, и снижение этих параметров делает в принципе невыгодным эксплуатацию земли для человека. Как оценивается рациональное использование земли с точки зрения качественного критерия? Во внимание берутся характеристики почвенного покрова, в частности, агрофизические свойства и гранулометрический состав. Конкретно о состоянии земли как платформы для производства сельскохозяйственных культур могут сказать такие параметры, как плотность, липкость, пористость, пластичность. Данный набор показателей позволит точнее определить методы технической подготовки почвы, а ее состав с конкретными микроэлементами и температурно-влажностными показателями скажет о том, какие именно растения можно выращивать в данных условиях.
Принципы рационального использования земель
Процессы достижения рационализации определенными методами нередко вступают в противоречие с базовыми целями данной концепции. Чтобы подобных расхождений не происходило, необходимо придерживаться следующих принципов рационального землепользования:
Планирование рационального использования земель
Не существует универсально подходящих методов и технологий обеспечения рационального землепользования. В каждом случае на этапе планирования подбираются определенные подходы, которые позволят достичь поставленных целей. Что же подразумевается под разработкой плана в данном случае? Это организация управления и контроля земельными ресурсами в рамках конкретного муниципального и сельскохозяйственного объекта, основанная на конкретном наборе применяемых технических средств и правил. В ходе планирования рационального использования земель выполняются следующие работы:
Вам будет интересно: Забой свиней в домашних условиях: эффективные способы, особенности и рекомендации
Планирование также невозможно без предварительных исследований территории, на которой планируется создавать земельные фонды. С этой точки зрения для рациональной организации использования земель будут важны следующие данные:
Перечисленные данные помогут планировщикам изначально грамотно произвести распределение участков в зависимости от их эксплуатационного потенциала. В будущем с учетом и внешних условий применения земель вырабатывается стратегия рационального использования участков, исходными данными для которой также выступят экономические и технологические возможности владельца.
Направления обеспечения рационального землепользования
Внедрение мер и принципов рациональной эксплуатации земельных фондов почти всегда реализуется в нескольких направлениях. Только комплексное изменение подходов к использованию природных ресурсов позволяет добиться высоких положительных результатов. К основным же путям рационального использования земель можно отнести следующие:
Охрана земли как принцип рационального землепользования
Государственная регуляция земельной политики тоже играет существенную роль в правовой поддержке правил рационального использования сельскохозяйственных территорий. Ключевое значение с этой позиции имеют правила охраны земель. Это целый комплекс не только правовых, но и технических инструментов, направленных на сокращение вредного влияния на плодородный слой со стороны промышленных предприятий, транспорта, добывающих полезные ископаемые предприятий, инженерных сооружений и т. д. Как на практике происходит организация рационального использования и охраны земель? Начинается все с уже упомянутого планирования, в котором предусматривается безопасное расположение сельскохозяйственных объектов, с точки зрения близости к источникам загрязнений в частности. В дальнейшем действуют правовые нормы, исключающие строительство тех же промышленных и инженерных предприятий в определенном радиусе по отношению к используемым земельным фондам. Другое направление охраны земли предусматривает выполнение широкого комплекса рекультивационно-восстановительных мероприятий.
Заключение
В процессе эволюционного развития почвенно-растительная экосистема обрела целый ряд способностей вырабатывать уникальные природные вещества, белки и аминокислоты, без которых не обходится питание растительных формаций. Но это далеко не единственная причина, по которой внедряется практика рационального использования земли с целью сохранения ее базовых функций. Почвенный слой – это не просто инструмент сельскохозяйственного производства. Это и важнейший фактор экологической газово-атмосферной регуляции, в ходе которой происходят процессы эмиссии кислорода, фотосинтеза и возврата части углекислого газа в верхние слои атмосферные. Только лишь названные функции земли дают все основания к заключению о ее экологической многофункциональности, без учета которой повышается риск нарушения экологического равновесия на планете.
Охрана и рациональное использование земель
Статья 9 Конституции РФ закрепила, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Требования по охране земель выглядят следующим образом:
Если при разработке месторождений полезных ископаемых, торфа, проведении всех видов строительных работ, геолого-разведочных работ и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, то рекультивация осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
На основании постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» был принят совместный приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ N 525 и приказ Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22 декабря 1995 г. «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв».
К техническому этапу рекультивации земель относятся планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, при необходимости коренная мелиорация, строительство дорог, специальных гидротехнических сооружений и др. К основным мероприятиям по биологической рекультивации относятся внесение повышенных доз органических и минеральных удобрений, посев многолетних бобовых культур, посадка почвоулучшающих деревьев и кустарников (см.: ГОСТ 17.5.1.01-83 (СТ СЭВ 3848-82). Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения. Государственный комитет СССР по стандартам).
После осуществления мероприятий по рекультивации должна состояться приемка, передача рекультивируемых земель. Для этого создается специальная комиссия по приемке рекультивируемых земель.
Все нарушенные земли состоят на государственном статистическом учете.
В статье 13 ЗК РФ указано, что для осуществления охраны земель необходимо внедрить новые технологии и приемы мелиорации этих земель с целью повышения плодородия почв. При проведении работ, связанных с нарушением почвенного слоя, снимается и используется этот слой для улучшения малопродуктивных земель.
Для того чтобы оценить состояние почвы в целях охраны здоровья человека, устанавливаются на уровне Правительства РФ нормативы: предельно допустимых концентраций вредных веществ; вредных микроорганизмов, их концентраций; иных биологических веществ.
Существует также принудительное прекращение прав на землю с целью восстановления плодородия почв и загрязненных территорий. Такие участки могут быть также выведены на консервацию.
В статье 27 ЗК РФ среди земель, ограниченных в обороте, указаны:
Статья 14 ЗК РФ определяет особый порядок использования земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению, в частности:
Земельный кодекс РФ 2001 г. является специальным кодифицированным документом, комплексным нормативно-правовым актом, регулирующим в том числе вопросы в области охраны и рационального использования земель. Земельный кодекс РФ выделяет следующие категории земель:
По каждой категории земель использование должно осуществляться строго по целевому назначению.
Категория земель должна указываться в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на землю, а также в других документах, при прямом на то указании в федеральном законе.
Если нарушается порядок предоставления земель их перевода нормативными и ненормативными актами, таковые акты признаются недействительными.
Существует порядок перевода земель из одной категории в другую, который зависит от права государственной собственности на землю, а именно:
Если земли уже находятся в частной собственности, то это не означает, что при необходимости их нельзя будет перевести из одной категории в другую. Порядок перевода таких земель следующий:
С 5 января 2005 г. вступил в силу специальный Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
Для каждой категории земель Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлены свои особенности перевода в другую категорию.
Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который соединяет сведения о земельных участках, в том числе о категории земельного участка и его разрешенном использовании.
Видами прав на земельные участки являются:
Права на земельные участки возникают с момента их государственной регистрации. В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Юридические лица, которые не являются государственными и муниципальными учреждениями, федеральными казенными предприятиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, обязаны переоформить принадлежащее им право постоянного (бессрочного) пользования на свой выбор либо на право аренды, либо выкупить в собственность до 1 января 2006 г.
Оборотоспособность земельных участков, т.е. возможность переходить свободно от одного лица к другому, зависит от того, не включен ли данный земельный участок в критерий изъятых земель из оборота или ограниченных земель в обороте, что раскрывается в ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также в иных актах федерального законодательства. Исчерпывающего перечня видов сделок с земельными участками в законодательстве не существует.
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий возможен только по решению Правительства РФ. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий нельзя путать с переводом лесных земель в нелесные. Перевод лесных земель в нелесные категорию земель не меняет, меняется только их использование в целях видов лесопользования, установленных Лесным кодексом РФ.
Земли поселений делятся на зоны в соответствии со ст. 85 ЗК РФ. К некоторым из этих зон законодатель приписал применение аналогии закона режима иных категорий земель.
ЗК РФ 2001 г. регулирует особенности правового режима каждой категории земель. В соответствии с основными положениями ЗК РФ разрабатываются соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты, которые устанавливают ограничения по использованию соответствующей категории земель, особенности их охраны, в том числе путем установления санитарно-защитных и охранных зон, а также иные требования в целях охраны и рационального использования земель.
В науке экологического права имеются понятия, которые отражают взаимосвязь разных природных объектов. Так, например, подчеркивается существование водно-земельных природных отношений. Данное понятие появилось из-за особенностей самих водных объектов, которые представляют собой совокупность водной массы и сопряженной с ней земли.
Водный объект не может существовать без определенной земельной площади. При решении таких отношений возникает сложный комплекс правового регулирования норм земельного права, экологического права, водных правовых отношений.
В соответствии с нормами международного права получили особый правовой режим отдельные водные объекты, а соответственно и земли, прилегающие к ним. Принят ряд федеральных законов, регулирующих особенности правового режима земель водного фонда на трансграничных площадях, в частности: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ».
Исчерпывающего перечня отдельных видов особо ценных земель законодатель не устанавливает. Момент придания землям статуса земель особо охраняемых территорий и объектов следует считать по данным земельного кадастра. Основанием для включения в категорию земель ООПТ и объектов являются в том числе данные иного кадастра, который называется кадастром ООПТ. В целях защиты земель ООПТ создаются охранные зоны/округа. Земельные участки собственников физических лиц и юридических лиц, которые попали в границы охранных зон, не изымаются, но должны использоваться с соблюдением ими особого правового режима.
В исключительной федеральной собственности в соответствии с законодательством находятся земли государственных заповедников и национальных парков, которые не подлежат приватизации. В целях создания новых земель ООПТ органы государственной власти вправе зарезервировать данные земли путем принятия соответствующего месторасположения, площади и цели резервирования земель.
Порядок осуществления государственного земельного контроля регламентирован постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833, в частности устанавливается порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, за соблюдением требований по охране и использованию земель, за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения всех юридических лиц, физических лиц и должностных лиц. Органами, осуществляющими государственный земельный контроль, являются: