Что такое рациональность потребителя
О рациональном поведении потребителя
В 2020 году Всемирная организация потребителей призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель».
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Например, если гражданин потратил немало денег на покупку дорогих и ненужных вещей при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.
В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — так называемым суверенитетом потребителя. Этапы рационального поведения потребителя:
— поиск информации о товаре или услуге;
— оценка возможных вариантов покупки;
Защита прав потребителя осуществляется в соответствии с одноименным законом. Он устанавливает требования к качеству товара, правилам его продажи и обслуживания. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, т.е. обеспечивать наличие в продаже комплектующих, расходных материалов, запасных частей. Если срок службы товара не установлен, то он приравнивается к десяти годам.
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Изготовитель вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель, продавец или уполномоченная организация обязаны удовлетворить требования потребителя, которые ему предоставлены законом «О защите прав потребителя». К таковым правам относят право потребителя по своему выбору:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Срок гарантийного ремонта при этом не может составлять более 45 дней. На время ремонта покупатель вправе потребовать предоставить ему товар с теми же основными характеристиками во временное пользование;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара вышеуказанные действия потребитель может осуществить только в течение двух недель со дня покупки. После двух недель в течение гарантийного ремонта технически сложный товар можно потребовать отремонтировать за счет продавца или изготовителя. Во всех случаях это можно осуществить только при обнаружении в товаре недостатков, т.е. в отношении товара ненадлежащего качества.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (т.е. качественный товар) на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Однако не все товары можно обменять. К товарам надлежащего качества, которые не подлежат обмену, относят технических сложные товары, бытовую химию, лекарства, книги и т.п.
Интересные факты. Закон «О защите прав потребителей» многократно расширяет права покупателя в сравнении с теми, которые предоставлены ему Гражданским кодексом РФ. Обычно при возникновении споров иски подаются в суд по месту жительства или нахождения ответчика и при этом облагаются судебной пошлиной. Иски о защите прав потребителей истец-покупатель вправе подать по своему выбору по собственному месту жительства, месту совершения сделки купли- продажи, месту нахождения продавца. Такие иски, кроме того, не облагаются судебной пошлиной.
Что такое рациональность потребителя
Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя (Экономическая школа. Лекц.11)
Теория человеческого поведения
Заметки (см. Гэри Стэнли Беккер)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК ( economic man ) — предпосылка экономической теории, согласно которой индивиды действуют рационально, определяя свои цели, а затем принимают решения, которые соответствуют этим целям. Так, предприниматель устанавливает цель максимизации прибыли и корректирует объём выпуска и цену с тем, чтобы достичь этой цели, потребитель стремится к максимизации своей полезности, или удовлетворения, и покупает блага в зависимости от своих вкусов и относительных цен на них. См. рис. 142.
Ростислав Капелюшников – Поведенческая экономика и новый патернализм
РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ ( consumer equilibrium ) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования ограниченного (фиксированного) дохода. Экономическая проблема потребителя заключается в том, что его расходы ограничены величиной дохода, и поэтому он не в состоянии купить все товары и услуги, которые ему хотелось бы. Учитывая это ограничение, теория спроса предполагает, что цель потребителя — выбрать в соответствии со своими предпочтениями такую комбинацию товаров, которая максимизирует его общую полезность, или удовлетворение. Общая полезность максимизируется тогда, когда предельная полезность пенса, потраченного на товар X, в точности равна предельной полезности пенса, истраченного на все остальные купленные товары, или, иными словами, когда предельные полезности товаров пропорциональны их ценам. Для двух товаров X и Y общая полезность максимизируется, когда:
Равновесие потребителя можно также изобразить графически, используя аппарат кривых безразличия. См. рис. 97.
АПРИОРИ ( a priori ) — то, что считается истинным независимо от предмета обсуждения. Экономисты часто разрабатывают свои теоретические модели, ведя рассуждения дедуктивно: от определённых исходных предпосылок к общим выводам.
Например, основываясь на предпосылке, что потребители действуют рационально, стремясь максимизировать свою полезность при ограниченном доходе, экономисты в своих рассуждениях приходят к выводу, что потребители, как правило, увеличат покупки тех продуктов, относительная цена которых упала.
БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ, или ЛИНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ( budget line or consumption possibility line ) — линия, показывающая альтернативные сочетания благ, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне дохода и данных ценах (см. рис. 10).
ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫ ( marginal rate of substitution ) — соотношение предельных полезностей каких-либо двух благ. Она измеряется наклоном кривой безразличия между этими двумя благами. Потребляя большее количество одного из продуктов (А), индивид насыщает свою потребность в нем и согласится отдать меньшее количество альтернативного блага (В), для того чтобы получить большее количество единиц блага А (уменьшающаяся предельная норма замены). Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен приравнять соотношение предельных полезностей двух любых благ к соотношению их цен (см. равновесие потребителя ).
Для экономики в целом оптимальное распределение национального объёма выпуска достигается, когда предельная норма замены одинакова для всех потребителей.
Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:
Рациональное поведение потребителя
Вы будете перенаправлены на Автор24
Рациональное поведение потребителя – это концепция экономической теории, которая утверждает, что индивиды в экономической жизни действуют продуманно, производя сопоставление результатов своих действий с осуществленными затратами.
Общее представление о рациональном поведении потребителя
Для экономической науки важное значение имеет теория рационального выбора, которая описывает рациональное поведение потребителей. Рациональное поведение потребителя представляет собой определенный образ действий индивида в окружающей его экономической среде. Рациональный индивид совершает свои поступки продумано, что значит сопоставление им полученных результатов с понесенными затратами.
В большинстве случаев сравниваются полезность, полученная от потребления продукции (т.е. степень удовлетворения потребностей), и сумма денежных средств, израсходованных на приобретение данной продукции. Такой подход в экономике получил название рационального потребления, которое заключается в контроле потребительских расходов и в их сопоставлении с текущим уровнем доходов.
Важность рационального поведения потребителей в современном мире заключается в том, что оно способствует повышению эффективности использования ограниченных ресурсов, развитию в мире торговли на основе принципов справедливости, снижению уровня бедности через предоставление доступа к многим благам большего количества людей.
Рациональное поведение предполагает, что потребитель пройдет через следующие этапы своей экономической деятельности:
Теоретические основы рационального поведения потребителя
Рациональное поведение потребителя рассматривается экономистами как допущение, предположение, согласно которому экономическое поведение индивидов определяется только их стремлением к максимизации некоторых показателей. Данное допущение используется для того, чтобы легче провести структурирование и анализ реального индивидуального поведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Поведение потребителя может быть рациональном только тогда, когда выполняется два условия:
В основе рационального поведения потребителя лежит понятие полезности. Она выражает степень удовлетворения его потребностей. Следовательно, в рамках теории рационального поведения потребитель стремится к максимизации собственной полезности. При этом полезность – это категория субъективная: то, что для одного индивида полезно, для другого безразлично или даже вредно. Поэтому свести всех потребителей под одну модель поведения не представляется возможным.
Препятствия рациональному поведению потребителя
Рациональное поведение потребителя скорее является теоретической моделью, чем описанием реального типа поведения человека в современном обществе. Фактическое потребление, как правило, отклоняется от рационального. Это происходит в силу нескольких причин.
Одним из главных факторов, который не позволяет потребителям вести себя полностью рационально, является недостаток информации для принятия решения. Сбор и обработка информации чаще всего требует много затрат (прежде всего, временных). Информационные ограничения приводят к тому, что выбор, оптимальный в условиях полной информации, при ее недостатке может стать неоптимальным, поскольку возникает экономия на затратах на поиск и анализ информации.
Наличие информации не всегда означает правильную ее интерпретацию индивидом. Речь идет про когнитивные искажения, когда у людей отсутствуют знания о том, какие законы существуют в мире и как они действуют.
Помимо этого, в качестве факторов, которые мешают рациональному поведению потребителя, можно привести следующие причины:
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Содержание:
Экономическое поведение – тип поведения индивида в экономических реалиях. Если выгода превосходит затраты, то действие называется рациональным.
Типы рационального поведения
Главный постулат рациональности – получение прибыли при минимальных усилиях.
Рациональность можно разделить на:
Полная | – комплекс информации, доступный человеку, будет задействован для получения прибыли. |
Ограниченная | – совокупность неполных сведений представляет некие препятствия, в ходе не владения всей информацией человек не достигнет максимальной выгоды. |
Органическая | – формальные и неформальные своды ограничивают рациональность выбора. |
Потребитель – человек или круг лиц, приобретающих продукт и использующий услуги для удовлетворения нужд, не приносящих доход. Потребитель представлен индивидом, фирмой, организацией, государством. Потребление – использование товаров для личных целей.
Виды потребления
Цель потребителя – достижение максимальной пользы в ходе использования товара или услуги. Ограничениями достижения цели представлены: бюджет, ценовая категория, разнообразие предлагаемых товаров.
Рациональное поведение потребителя – обдуманное поведение индивида, представленное сопоставлением товара и издержками.
Суверенитет потребителя – владелец ресурсов единолично принимает решения об использовании собственности.
Этапы рационального поведения
Доход потребителя – финансовая прибыль, которую получает индивид за определённое время для удовлетворения базовых потребностей. Номинальный доход – финансовая прибыль в чистом виде без учёта инфляций и ценовой категории на рынке.
Источники денежного дохода потребителя
Реальный доход – объём приобретённой продукции или услуг за денежный доход.
Виды потребительских расходов
Уровень жизни – индексы удовлетворённости жизнедеятельности населения.
Индекс развития человеческого потенциала – оценивание экономического состояния и возможностей страны. Во время подсчёта статистики во внимания берутся показатели продолжительности жизни, образованности населения и т.д.
Качество жизни определяется уровнем государственной безопасности, образованности, культурного развития, экономической осведомлённости.
Рациональное поведение производителя
Цель производителя в рыночной экономике – максимальный доход при минимальных усилиях. Производитель должен определится какими методами ограничивать ресурсы и добиваться высоких показателей, как увеличить количество выпускаемого продукта при минимальных затратах ресурсов. Производительность – показатель, отражающий низкий или высокий уровень эффективности при создании итогового продукта.
Производительность можно увеличить посредствам: улучшение путей пользования экономическими ресурсами, улучшение эффективности пользования ресурсов.
Производительность труда – результат изготовительного процесса, измеряемый в единице продукта за назначенный временной промежуток.
Факторы роста производительности: разделение по трудовой деятельности, внедрение новых технологий, улучшение квалификации работников, эффективные методы управления.
Бизнес – трудовая деятельность, направленная на постоянное получение прибыли.
Предпринимательство – осознанная трудовая деятельность индивида, происходящая от собственного имени, направленная на увеличение финансового состояния при продаже готового товара или оказания услуг.
Виды предпринимательства
Формы предпринимательства
Предпринимательство заключает в себе следующие функции:
Рациональность потребителя, его предпочтения и полезность
Свобода потребительский выбора
Известно, что свое суверенное право потребитель может осуществлять только в условиях свободы потребительского выбора. Иначе говоря, никто не должен решать за самого потребителя, какие товары (или набор товаров), из предлагаемых на рынке товаров, ему приобретать, а какие – нет. Нарушение этой свободы приводит к отрицательным последствиям для производителей. Потребитель, лишенный свободы выбора, не сможет подавать своим поведением «сигналы» производителю, что и в каких количествах следует производить, а что – нет. Потеряв этот ориентир, производитель непременно станет выпускать одних товаров больше, а других – меньше, чем необходимо. Следствием этого станет рассогласование производства и потребления с такими неизбежными последствиями, как дефицит одних товаров, избыток других, очереди, «черные рынки», спекуляция и т.п.
Конечно, в действительности разного рода ограничения свободы потребительского выбора существуют. Они могут быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийное бедствие, неурожай и т.п.) и выражаются чаще всего в установлении норм потребления по карточкам (талонам) некоторых (иногда – почти всех) товаров. В большинстве случаев такие ограничения носят вынужденный и временный характер.
Прямые запреты на производство и продажу отдельных товаров оправданы и необходимы только тогда, когда потребительские свойства товара не сопровождаются вредными для здоровья эффектами, о которых потребитель даже не подозревает (например, детские игрушки из материалов, в состав которых входят вредные химические вещества).
Бывают, однако, ограничения другого рода, когда производство тех или иных товаров подвергается запрету с целью уберечь потребителя от товара, приносящего, с точки зрения общества, вред. Например, запрет продавать спиртосодержащие напитки или введение «сухого закона». История таких запретов, в том числе и в бывшем СССР, очень поучительна, поскольку показывает, что они малоэффективны, а порой приводят к результатам, прямо противоположным ожидавшимся.
В своих рассуждениях экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально.
В самом общем смысле слова, вести себя рационально – значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях
Экономисты, в отличие от философов, социологов, не ставят вопрос о целях рационального поведения. Их интересует другое – как ведут себя люди, реализующие свои индивидуальные интересы в мире ограниченных возможностей.
Покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, (услуг), предлагаемых ему на рынке. Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.
Экономическая теории утверждает, что не существует объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей индивидуальной (т.е. субъективной) точки зрения (вспомните удивительно точный афоризм Козьмы Пруткова: «каждому лучшим кажется то, к чему он имеет охоту»).
Конечно, субъективный подход не безупречен: человек – сложное существо и далеко не всегда ведет себя рационально в указанном смысле. Тем не менее, можно смело утверждать, что большинство потребителей действительно ведут себя рационально, то есть стремятся получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения.
Особо следует также подчеркнуть, что вести себя на рынке рационально – вовсе не значит обязательно быть прижимистым и мелочно-расчетливым.
Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, кто действительно выбрал наилучший (с его субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений, и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.
Если заменить слово «удовлетворение» более подходящим для данной ситуации термином «полезность», то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.
Категория «полезность» играет в экономической теории настолько важную роль, что на ее характеристике следует остановиться поподробнее.