Что такое рациональные потребности в технологии
Потребности и технологии. Понятие технологии
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Потребности и технологии. Понятие технологии
Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.
Система потребностей также формируется по особым правилам:
Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности.
Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей. Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия, изучаются технологии.
Технология (греч. – искусство, мастерство, умение; др. греч. – мысль, причина; методика, способ производства) – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
– под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
– под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
– под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты, не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.
Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям ( high — tech ). Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.
Наиболее перспективными и быстро развивающимися на сегодняшний момент являются информационные технологии. Информационные технологии (информационно-коммуникационные технологии) – совокупность методов, программно-технических и технологических средств, обеспечивающих сбор, накопление, обработку, хранение, представление и распространение информации; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Производственные системы включают все необходимое для производства продукции в искусственных (надприродных) условиях. Примерами таких систем в сфере материального производства товаров могут служить любое производственное и торговое предприятие; в сфере производства нематериальных услуг – школа, институт, больница, театр, музей и т.д.
Все слагаемые производственной системы вступают во взаимодействие для создания требуемого продукта.
В ходе этого взаимодействия осуществляется производственный или технологический процесс. То есть, иными словами, можно смело утверждать, что наши с вами потребности являются большим двигателем технологического развития общества.
Возьмем, например, такую потребность как перемещение в пространстве. Исторически она удовлетворялась очень многими способами. От «своими ножками», до современных самолетов и ракетно-космической техники.
Общеизвестным является факт, что большинство экономистов и бухгалтеров вовсе не используются свои знания и полученные в процессе обучения технологии для того, чтобы поправить свое финансовое положение или хотя бы его обезопасить. Они используют эти знания только на работе. То же касается и врачей, которые говоря о здоровье, сами зачастую ведут весьма не здоровый образ жизни.
Более того, не секрет, что человек, даже признавая неэффективность, а порой и вредность применяемых технологий по удовлетворению своих потребностей, вовсе не стремится их сменить или улучшить.
Домашнее задание. Письменно ответить на вопросы :
1. Что такое потребность?
2. По каким трём особым правилам формируется система потребностей?
3. Как взаимосвязаны потребности и технологии?
Урок технологии в 8-м классе по теме «Потребности семьи. Информация о товарах»
Разделы: Технология
Цели: познакомить учащихся с основными потребностями семьи, правилами покупок, источниками информации о товарах; учить планировать покупки, развивать понимание того, что благосостояние семьи во многом зависит от разумности потребностей всех ее членов, умения покупать по рациональной потребности.
Обеспечение: учебники по технологии 8 класс, рабочая тетрадь, компьютер.
Словарь: потребности рациональные, ложные, духовные, материальные, физиологические, социальные; потребности в безопасности и самореализации; уровень благосостояния; сертификат соответствия, гигиенический сертификат, сертификация продукции.
Ход урока
I. Организация урока.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Сообщение темы, цели урока.
II. Повторение пройденного материала.
Устный опрос учащихся по темам:
III. Изучение нового материала.
Объяснение учителя с элементами беседы.
Сегодня мы с вами поразмышляем над тем, как тратить деньги разумно, и попытаемся выработать в этом вопросе ясную политику. Итак, что же такое потребности семьи.
Потребности – это осознанная необходимость иметь что-либо, материальное или духовное.
Еще в XVIII веке английский экономист Т. Самуэльсон заметил: «Даже те расходы, которые люди считают абсолютно необходимыми, на самом деле в значительной части не представляют физиологической необходимости, а диктуются условностями общественной жизни».
Умерьте свои потребности и станете обладателем всего мира!
При выявлении потребностей семьи и очередности их удовлетворения нам нужно учитывать разумность (рациональность потребностей). Разумные потребности потому так и называются, что происходят от слова «разум». Не всем хватает терпения и желания поразмышлять, нужна ли ему та или иная вещь или нет.
Существуют рациональные (разумные) и ложные (неразумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей приносят только вред. Это потребности в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д.
Разнообразие человеческих потребностей весьма велико.
Набор необходимых предметов для семьи изменяется в зависимости от множества факторов: достижений научно-технического прогресса, уровня материального развития общества и уровня благосостояния семьи.
Уровень благосостояния – это показатель обеспеченности человека или семьи всем необходимым для комфортного и безопасного существования.
Все финансовые дела должны решаться на семейном сборе, именно тут должно окончательно устанавливаться, кому и что приобретать в первую очередь, а кому и с чем можно подождать.
Давайте рассмотрим классификацию по признаку рациональной потребности:
Вы должны определить приоритеты для своей семьи. Никогда не стоит ориентироваться на чужой уровень доходов, а следовательно, расходов. Нужно выработать собственную систему трат. И сориентироваться здесь помогут приоритеты. Это означает, что вы должны точно установить, что вам обязательно нужно купить в планируемый период, с чем вы можете погодить и без чего вы прекрасно обойдетесь в ближайшее десятилетие.
Каждая семья должна планировать свои покупки.
Все вещи и предметы можно распределить по трем категориям.
Первая – вещи обязательные. К примеру, сейчас редко кто может позволить себе не иметь телевизора. Вещи, относящиеся к этой группе, еще называют предметами первой необходимости.
Ко второй группе относятся вещи желательные, но не обязательные. Скажем, телевизор с плоским или жидкокристаллическим экраном. Однако приобретать его в спешном порядке не стоит.
Третья категория – это дорогие вещи. Их еще называют излишествами. Хотя со временем они становятся обычным предметом быта.
Если не сумеете достигнуть договоренности по поводу покупки того или иного предмета, можете воспользоваться принципом Робинзона:
Если вы решили купить вещь из разряда предметов длительного пользования, то прежде нужно выясните ее качество. К сожалению, реклама не дает объективной информации о товаре. А ведь, Чтобы верно оценить качество товара, нам нужно учесть целый ряд свойств: практичность, удобство, красоту, новизну, оригинальность, сочетаемость с уже имеющимися вещами и ценность. Ответы на эти вопросы и составят потребительский портрет товара.
Покупка товара это в известной степени творчество, это свободный выбор из многих вариантов. Как же не ошибиться в выборе?
Необходимо соблюдать определенные правила:
IV. Закрепление изученного материала.
Практическая работа.
Если суммы равны, значит, вы можете быть и экономными, и щедрыми. При разных суммах надо вычесть меньшую из большей и посмотреть, что получается.
Сумма А больше суммы Б на 10-20 очков. Вы принадлежите к людям экономным, которые тратят деньги обдуманно. Вы не мелочны, но любите чувствовать себя материально обеспеченным.
На З0-40 очков. Щедрость не ваша черта. Большую радость доставляет вам факт обладания чем-то. Вы искренне огорчаетесь, если вынуждены израсходовать крупную сумму.
На 50 очков больше. Вы скупы. Вашу страсть к экономии трудно объяснить даже желанием обеспечить себя на старости лет.
Сумма Б больше суммы А на 10-20 очков. Вы отзывчивый человек, щедрый. Вы не особенно привязаны к деньгам, но и не бросаете их на ветер.
На 30-40 очков больше. Будь у вас много денег, вы бы нашли им применение. Ведь вы обожаете делать покупки, не так ли?
Иными словами вы живете беззаботно, называется «со дня на день».
На 50 очков и больше. Вы обращаетесь с деньгами как расточитель. Не откладывая, посоветуйтесь с кем-нибудь, кто может научить вас делать покупки. Иначе вам неизбежно грозят денежные хлопоты.
V. Изучение нового материала (продолжение).
1. Объяснение учителя.
1) Информация о товарах.
Как мы уже говорили, прежде чем купить какой-либо товар, необходимо собрать информацию о его потребительских качествах. Информация о товарах играет немаловажную роль. Откуда же мы можем почерпнуть достоверную информацию о технических и эксплуатационных качествах вещи?
В наибольшей степени покупателя интересует информация о качестве товара и его безопасности. Документом, удостоверяющим качество товара, является сертификат. В настоящее время большинство товаров и услуг сертифицируется.
Сертификация – это деятельность по обнаружению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Так как торговое предприятие несет ответственность за качество реализуемых товаров, то оно обязано по требованию покупателя предоставить ему сертификат на данный товар или его заверенную копию.
Беседа по вопросам.
VI. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Каждая семья должна знать, сколько и чего ей нужно. Но жизнь есть жизнь, у всех из нас есть свои слабости, иногда встретишь вещь, вроде бы она совсем тебе не нужна, но очень хочется ее иметь. Что ж, доставьте себе такую радость. Но не ленитесь планировать свои покупки, отказывайтесь от незапланированных расходов. Учитесь покупать именно те вещи, которые необходимы вашей семье.
Проверить выполнение практической работы.
Домашнее задание: Принести к следующему уроку этикетки от различных товаров.
Презентацию Вы можете получить у автора статьи.
Потребности семьи
Урок 3. Технология 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Потребности семьи»
Давайте дадим определение – что же такое потребности.
Потребности – осознанная необходимость иметь что-либо, материальное или духовное.
Удовлетворить свои потребности можно только работая.
Прежде чем определить потребности семьи и очерёдность их удовлетворения, мы должны определить – разумные потребности или нет.
Существует два основных вида потребностей:
Очевидно, что удовлетворение ложных потребностей приносит только вред.
Помимо такого разделения, различают ещё материальные и духовные потребности.
К материальным относятся: потребность в жилье, еде, одежде.
Понятно, что это самые основные потребности – ведь для того, чтобы жить нам надо питаться. Голыми ходить мы не можем, поэтому необходима одежда. Спать на улице мы не можем, поэтому и жилье нам тоже необходимо.
К духовным потребностям относятся: потребность в культуре, общении, знаниях, искусстве и т. д.
Казалось бы, можно удовлетворить основные материальные потребности и человеку будет этого достаточно. Но это не так. Нужды людей весьма разнообразны.
Существует так называемая «пирамида потребностей», которую составил американский психолог Абрахам Маслоу.
По его мнению, пирамида описывает все потребности и желания человека. Давайте её разберём.
Внизу пирамиды располагаются основные физиологические потребности, к которым относятся: потребность в еде, питье, сне, одежде, жилье, и воспроизведение рода.
Согласно теории Маслоу, если человек не богат и у него нет многих благ цивилизации, то он в первую очередь будет испытывать нужды физиологического характера. Например, если выбирать между утолением жажды и прочтением книги, то, очевидно, что вы выберите удаление жажды.
Следующим «кирпичиком» является потребность в безопасности. Она включает в себя защиту от преступников и внешних врагов, защиту от нищеты и помощь при болезнях.
Хорошим примером будут грудные дети. На биологическом уровне так устроено, что если ребёнок сыт и не хочет пить, но всё равно испытывает беспокойство, то он ищет защиты у матери и успокаивается, только когда она рядом.
На следующем уровне располагаются социальные потребности. К ним относятся любовь, дружба, общение с людьми, которые имеют такие же интересы, как и вы.
После удовлетворения всех предыдущих потребностей человек хочет найти дружеские, семейные отношения. Эту потребность можно удовлетворить в кружках по интересам, в спортивных секциях и соцсетях.
Чуть выше располагается потребность в уважении со стороны других людей и самоуважении.
Каждому человеку необходима оценка своих достоинств и действий.
Человек становится уверенным в себе только после того как достигнет чего-либо в жизни или заработает себе признание других людей.
И наверху пирамиды располагается потребность в самореализации. К ней относится достижение лучших профессиональных или спортивных результатов, научных открытий.
Считается, что заниматься самосовершенствованием для человека естественнее всего тогда, когда все его нижестоящие потребности уже удовлетворены.
Но эта пирамида не является чёткой и неподвижной.
Например, есть люди, для которых самоутверждение важнее дружеских и любовных отношений.
Как же определить набор тех предметов, которые необходимы для конкретной семьи? Это зависит от многих факторов, перечислим их.
1. Уровень благосостояния семьи.
Уровень благосостояния семьи – показатель обеспеченности человека или семьи всем необходимым для комфортного и безопасного существования.
2. Достижения научно-технического прогресса.
3. Уровень материального развития общества.
Что подразумевается под этими факторами?
Например, для комфортного существования в 2016 году нам необходим мобильный телефон. А теперь давайте подумаем, считался ли он необходимостью тогда, когда ваши родители учились в восьмом классе? Конечно нет. Тогда мобильные телефоны ещё не были изобретены.
Или компьютер? Сегодня нам трудно представить себе учёбу или досуг без него, а лет сто назад о нем даже не слышали. Поэтому нельзя составить универсальный набор предметов, который необходим всем семьям во все времена.
Например, необходимым предметом для семьи Реутовых является инкубатор для выращивания цыплят. Но этот же инкубатор будет совершенно бесполезным для семьи Павловых, которая живёт в городской квартире.
Важным показателем экономического состояния семьи и внутрисемейных отношений является покупка вещей или продуктов.
Как же правильно делать покупки? Что тут сложного, ответите вы. Но на самом деле не все так просто. Если к этому подойти необдуманно, тогда деньги потратятся зря, и никакой пользы не будет. Чтобы покупки делать правильно и грамотно нужно провести небольшую подготовку. Ой, скажете вы, зачем все усложнять? Это долго и не нужно. Но на самом деле, если подготовку к покупкам делать постоянно, то она будет занимать очень мало времени, зато польза от неё будет огромной.
Вы должны знать, что все покупки по признаку рациональной потребности условно можно разделить на четыре группы.
3. Желательные, но не обязательные.
Срочные. Это вещи, которые необходимо купить незамедлительно. Например, лекарства. Их необходимо купить именно во время болезни, чтобы вовремя принимать.
Обязательные. Это вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена. Сюда относятся основные продукты, одежда и так далее.
К желательным, но не обязательным относятся вещи улучшенного качества, повышенной комфортности. Например, покупка более красивой и добротной одежды, более совершенной техники.
К престижным покупкам относятся этак называемые эксклюзивные вещи.
Прежде чем совершить покупку стоит отметить все «за» и «против». Конечно это не относится к покупке необходимых продуктов. Например, сопоставлять «за» и «против» при покупке молока или хлеба – нецелесообразно, но, если речь идёт о крупных покупках, то такой разбор необходим.
Давайте попробуем расписать все «за» и «против» покупки микроволновой печи. Сразу оговоримся, что на кухне у нас есть газовая плита.
Размораживаться продукты станут быстрее.
Для того, чтобы разогреть обед после школы нам не придётся включать газ.
Микроволновая печь не нагревает воздух в кухне.
Подходит для приготовления диетических блюд без применения жира.
Она сама выключается после приготовления или разморозки.
Теперь давайте отметим минусы.
Микроволновка потребляет большое количество энергии.
В ней нельзя жарить, варить яйца.
Небольшой по сравнению с духовкой объем. Нельзя приготовить блюдо на большую семью.
Итак, давайте попробуем составить этапы совершения покупки.
1. Необходимо составить список.
Это очень хорошее подспорье в походах по магазинам. Лучше всего список составлять перед каждым походом в магазин. Даже если вы идете только за молоком и хлебом. Он помогает не забыть купить что-то нужное. Бывало ли в вашей семье, что вы шли в магазин за солью, а в итоге эту соль забывали купить? Список поможет вам не забыть ничего.
С другой стороны, он поможет вам не купить лишнего. В магазинах очень часто можно найти акции, скидки, которые так и манят купить ненужные вам продукты или вещи. К тому же список экономит ваше время. Вам не приходится бродить по всем отделам магазинов с мыслью: А в этом отделе мне что-нибудь надо? И поскольку вы со списком не покупаете лишнего, то и деньги тоже экономятся.
2. Сбор информации о ней, качестве товаров, сроке их службы.
Например, семье Реутовых надо купить телевизор. Сначала стоит посмотреть различные модели, определиться с основными характеристиками и посмотреть на стоимость телевизоров в разных магазинах. Конечно же вы знаете, что в различных магазинах цены на один и тот же товар могут отличаться.
Третьим этапом будет выбор магазина. Лучше всего приобретать товары в специализированных магазинах. Так уменьшается риск купить что-нибудь просто так. Например, разумнее покупать телевизор в магазине техники. Если вы пойдете за ним в гипермаркет, то в вашей корзине помимо телевизора может оказаться очень много лишних покупок.
3. Момент совершения покупки.
Часто это и самый приятный этап.
И последним по номеру, но не по значимости является этап оценки приобретенного товара или услуги. Делая покупки, даже самые маленькие, вы должны быть уверены в качестве приобретаемого товара.
Для того, чтобы помочь вам оценить качество товара, давайте составим так называемый «потребительский портрет вещи».
То есть надёжность в пользовании, полезность товара и соответствие своему названию.
2. Удобство, комфорт.
То есть способность создавать чувство комфорта в доме или в индивидуальных ощущениях.
Товар должен быть сделан качественно и соответствовать эстетическим вкусам.
Покупая товар нам хочется, чтобы он был модным современным.
То есть нестандартность, соответствие нашему вкусу, способность товара подчеркнуть достоинства покупателя или интерьера и скрыть его недостатки.
Конечно же товар должен соответствовать ранее купленным вещам и хорошо вписываться в интерьер.
Это свойство вещи сохранять и даже увеличивать свою потребительскую стоимость.
Это совокупность всех свойств покупки.
Существует несколько общих правил покупки.
Во-первых продавец не должен быть случайным встречным.
Он должен быть компетентным в своём вопросе. Сейчас распространены торговые агенты. Они ходят по офисам и учреждениям и предлагают купить у них тот или иной товар. Но как правило, проверить качество этого товара невозможно. Поэтому покупая такой товар, вы рискуете не только потерять деньги, но и навредить своему здоровью.
При покупке обязательно надо проверить исправность товара и его работоспособность.
Например, покупая зонтик, обязательно надо проверить его на наличие дырок, целостность спиц и отсутствие повреждений рукоятки. К тому же стоит его несколько раз открыть, чтобы проверить работу механизма.
Немаловажно изучить и конъюнктуру рынка, то есть просмотреть стоимость этого товара в различных магазинах и выбрать тот, в котором соотношение цены и качества окажется самым хорошим.
Запомните, если вы сомневаетесь в товаре – то вам пока не надо его покупать.
Обязательно сохраняйте чек. Вернуть и заменить товар будет проще если чек у вас на руках. Гарантия на многие вещи сохраняется только при сохранении чека.
И ещё одно важное правило. Если вы покупаете, бытовую технику, обязательно проверьте её. Проследите, чтобы гарантийный талон был заполнен верно.
Каждый из нас бывает покупателем. Поэтому хочется вам пожелать только хороших и приятных покупок. Ведь нарушение даже одного из названых правил, может омрачить радость от покупки новой вещи.
Подведем итоги урока.
Сегодня мы с вами поговорили о потребностях семьи, узнали, как правильно совершать покупки.