Что такое рациональный потребитель
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Содержание:
Экономическое поведение – тип поведения индивида в экономических реалиях. Если выгода превосходит затраты, то действие называется рациональным.
Типы рационального поведения
Главный постулат рациональности – получение прибыли при минимальных усилиях.
Рациональность можно разделить на:
Полная | – комплекс информации, доступный человеку, будет задействован для получения прибыли. |
Ограниченная | – совокупность неполных сведений представляет некие препятствия, в ходе не владения всей информацией человек не достигнет максимальной выгоды. |
Органическая | – формальные и неформальные своды ограничивают рациональность выбора. |
Потребитель – человек или круг лиц, приобретающих продукт и использующий услуги для удовлетворения нужд, не приносящих доход. Потребитель представлен индивидом, фирмой, организацией, государством. Потребление – использование товаров для личных целей.
Виды потребления
Цель потребителя – достижение максимальной пользы в ходе использования товара или услуги. Ограничениями достижения цели представлены: бюджет, ценовая категория, разнообразие предлагаемых товаров.
Рациональное поведение потребителя – обдуманное поведение индивида, представленное сопоставлением товара и издержками.
Суверенитет потребителя – владелец ресурсов единолично принимает решения об использовании собственности.
Этапы рационального поведения
Доход потребителя – финансовая прибыль, которую получает индивид за определённое время для удовлетворения базовых потребностей. Номинальный доход – финансовая прибыль в чистом виде без учёта инфляций и ценовой категории на рынке.
Источники денежного дохода потребителя
Реальный доход – объём приобретённой продукции или услуг за денежный доход.
Виды потребительских расходов
Уровень жизни – индексы удовлетворённости жизнедеятельности населения.
Индекс развития человеческого потенциала – оценивание экономического состояния и возможностей страны. Во время подсчёта статистики во внимания берутся показатели продолжительности жизни, образованности населения и т.д.
Качество жизни определяется уровнем государственной безопасности, образованности, культурного развития, экономической осведомлённости.
Рациональное поведение производителя
Цель производителя в рыночной экономике – максимальный доход при минимальных усилиях. Производитель должен определится какими методами ограничивать ресурсы и добиваться высоких показателей, как увеличить количество выпускаемого продукта при минимальных затратах ресурсов. Производительность – показатель, отражающий низкий или высокий уровень эффективности при создании итогового продукта.
Производительность можно увеличить посредствам: улучшение путей пользования экономическими ресурсами, улучшение эффективности пользования ресурсов.
Производительность труда – результат изготовительного процесса, измеряемый в единице продукта за назначенный временной промежуток.
Факторы роста производительности: разделение по трудовой деятельности, внедрение новых технологий, улучшение квалификации работников, эффективные методы управления.
Бизнес – трудовая деятельность, направленная на постоянное получение прибыли.
Предпринимательство – осознанная трудовая деятельность индивида, происходящая от собственного имени, направленная на увеличение финансового состояния при продаже готового товара или оказания услуг.
Виды предпринимательства
Формы предпринимательства
Предпринимательство заключает в себе следующие функции:
О рациональном поведении потребителя
В 2020 году Всемирная организация потребителей призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель».
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Например, если гражданин потратил немало денег на покупку дорогих и ненужных вещей при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами — это будет примером рационального поведения.
В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — так называемым суверенитетом потребителя. Этапы рационального поведения потребителя:
— поиск информации о товаре или услуге;
— оценка возможных вариантов покупки;
Защита прав потребителя осуществляется в соответствии с одноименным законом. Он устанавливает требования к качеству товара, правилам его продажи и обслуживания. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, т.е. обеспечивать наличие в продаже комплектующих, расходных материалов, запасных частей. Если срок службы товара не установлен, то он приравнивается к десяти годам.
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Изготовитель вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель, продавец или уполномоченная организация обязаны удовлетворить требования потребителя, которые ему предоставлены законом «О защите прав потребителя». К таковым правам относят право потребителя по своему выбору:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Срок гарантийного ремонта при этом не может составлять более 45 дней. На время ремонта покупатель вправе потребовать предоставить ему товар с теми же основными характеристиками во временное пользование;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара вышеуказанные действия потребитель может осуществить только в течение двух недель со дня покупки. После двух недель в течение гарантийного ремонта технически сложный товар можно потребовать отремонтировать за счет продавца или изготовителя. Во всех случаях это можно осуществить только при обнаружении в товаре недостатков, т.е. в отношении товара ненадлежащего качества.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества (т.е. качественный товар) на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Однако не все товары можно обменять. К товарам надлежащего качества, которые не подлежат обмену, относят технических сложные товары, бытовую химию, лекарства, книги и т.п.
Интересные факты. Закон «О защите прав потребителей» многократно расширяет права покупателя в сравнении с теми, которые предоставлены ему Гражданским кодексом РФ. Обычно при возникновении споров иски подаются в суд по месту жительства или нахождения ответчика и при этом облагаются судебной пошлиной. Иски о защите прав потребителей истец-покупатель вправе подать по своему выбору по собственному месту жительства, месту совершения сделки купли- продажи, месту нахождения продавца. Такие иски, кроме того, не облагаются судебной пошлиной.
Рациональный потребитель
В 2020 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
Рациональный потребитель — это такой потребитель товаров и услуг, который стремиться к достижению как можно большей общей полезности от потребления товаров и услуг. Другими словами, рациональный потребитель в рамках своего ограниченного бюджета выбирает товары и услуги таким образом, чтобы их полезность для него была максимальной.
Понятие рационального потребителя вытекает из анализа потребительского поведения. В большинстве случаев человек стремится получить наибольшее удовлетворение от имеющихся у него денежных средств. При этом ему приходится от чего-то отказываться в пользу приобретения чего-то другого, более важного.
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.
Права потребителя которые обеспечивает Закон РФ «О защите прав потребителей»:
В настоящее время согласно Закону «О защите прав потребителя» потребитель имеет право:
· приобретать товары (работы, услуги) надлежащего качества и безопасные для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
· получать необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
· на компенсацию морального и материального вреда;
· на замену товаров ненадлежащего качества;
· требовать проведения проверки качества товара, при этом он вправе сам участвовать в ней, а в случае спора требовать проведение экспертизы;
· на устранение недостатков товаров (работ, услуг);
· на просвещение в области защиты прав;
· обращаться в государственные органы и общественные организации за защитой своих прав;
· предъявлять в суд иски о защите своих прав и т. д.
Рациональный потребитель.
Рациональный потребитель (покупатель) поступает так, чтобы при минимальных расходах приобрести максимальное удовлетворение его потребности, товары и услуги. Именно на такого покупателя и ориентирована рыночная экономика. Но она также ориентирована и на производителя, стремящегося увеличить свою прибыль, для чего ему необходимо произвести такой товар, который будет востребован потребителем. Каждый раз, когда происходит купля-продажа товара, это означает, что осуществились цели основных участников рынка. Покупатель приобрел необходимый товар, а продавец возместил свои затраты и получил прибыль.
Изучая поведение массового покупателя, экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально.
Рациональным считают такое поведение покупателя, когда структура и очередность его покупок отражают степень важности его личных потребностей, а выбранный им набор товаров способен обеспечить максимальное удовлетворение потребностей при данном размере денежного дохода.
Предлагаемые на рынке товары и услуги обладают очень важным для потребителя свойством – способностью удовлетворить его потребности. Это свойство обозначается термином – “полезность”.
Для каждого потребителя степень полезности различных товаров не одинакова и определяется его субъективными предпочтениями. Одни и те же товары приносят разную степень удовлетворения потребностей.
Полезность – удовольствие, удовлетворение, которое получают люди от потребления товаров или пользования услугами.
В экономике для анализа поведения потребителя используют 2 категории:
2) предельная полезность – полезность, приносимая в каждой дополнительной единице приобретаемого блага. По мере насыщения в потребностях, предельная полезность уменьшается.
Поведение потребителя на рынках объясняется с помощью понятий “эффект дохода” и “эффект замещения”.
«Эффект дохода» – выражается в положительном или отрицательном изменении реального дохода потребителя вследствие изменения цен на товары и услуги. Если цена товара снижается, то покупательная способность потребителя увеличивается. Более низкая цена позволит приобрести покупателю большее количество товаров при том же уровне денежного дохода.
Пример, доход потребителя – 200 рублей. Он может купить 20 кг картофеля по 10 рублей за кг. Если цена картофеля снизится до 5 рублей, тогда он сможет купить 40 кг картофеля. Если же потребление картофеля оставить на прежнем уровне, тогда на высвобожденные деньги он может приобрести другие товары. Т.о., снижение цены делает потребителя реально богаче, позволяя ему расширить объем покупок при той же величине дохода.
Пример, снизившаяся цена картофеля при неизменной цене на другие товары будет более привлекательна для покупателей и они увеличат потребление картофеля, заменяя им другие продукты ( крупы или макароны), добиваясь тем самым экономической выгоды от активной реализации «эффекта замещения».
«Эффект дохода» и «эффект замещения» вызывают расширение объемов куплей и потребления продаваемых товаров и услуг при снижении цен. Это позволяет стимулировать рыночное поведение потребителей как покупателей.
В 2020 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
По подсчетам ООН домохозяйства потребляют 29 процентов мировой энергии и, соответственно, их вклад в общие выбросы CO2 составляет 21 процент. Другие исследования показывают, что около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, а в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. В рамках глобального потребления отмечается, что производство продуктов питания связано с высоким энергопотреблением, вырубкой лесов, увеличением выбросов парниковых газов и чрезмерным использованием воды. 60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду.
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.
Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг. Для вовлечения потребителей в мероприятия, направленных на развитие навыков рационального потребления и достижение иных общественно значимых Целей устойчивого развития при поддержке ООН было создано мобильное приложение «ЦУР в Действии».
Напомним, что на 16-ом заседании Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ 26 сентября 2019 года Роспотребнадзором впервые было обращено повышенное внимание на проблематику обеспечения защиты прав потребителей в контексте достижения Целей устойчивого развития. В этой связи на данном заседании был подробно освещен вклад Федеральной службы в достижение таких национальных целей как повышение качества питьевой воды, повышение качества пищевой продукции и продвижение идей рационального потребления пищевой продукции, как важнейшей составляющей укрепления здоровья. Все материалы заседания опубликованы на сайте Роспотребнадзора.
Заинтересованные лица также могут ознакомиться со справочной брошюрой Всемирной организации потребителей (Consumers International) по проблемам рационального потребления, перевод на русский язык которой произведен Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП).