Что такое рациональный труд и отдых
Рациональный режим труда и отдыха
Строгий, ритмичный режим труда и отдыха – одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности.
Например, педагоги и преподаватели работают по расписанию в определенные часы и дни неравномерно, рабочие связаны с работой по сменам. Труд и отдых работающих в условиях экстремальности и вредности отличается от рабочих и служащих, которые выдерживают в основном график 30–40-часовой недели.
Основные положения труда и отдыха должны соблюдаться всеми, независимо от специфики деятельности, обязательно. При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма. Например, если Вы ежедневно занимаетесь умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. способности «собраться».
Рациональный режим труда и отдыха — такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени.
Влияют ли индивидуальные особенности организма или социальные факторы на режим труда и отдыха? Конечно, и не учитывать данные факторы нельзя, но основные положения его должны соблюдаться. К ним относятся простые требования:
— выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;
— рациональное чередование работы и отдыха;
— регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы;
— занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
— пребывание на свежем воздухе, не менее 2–3 часов в день;
— строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.
Также, необходимо знать, что ночью снижаются показатели обменных процессов, работа сердечно-сосудистой, дыхательной систем, температуры тела. Пульс, частота и глубина дыхания уменьшаются. Головной мозг не получает информацию, нет нагрузки ни физической, ни умственной. Организм отдыхает, восстанавливается.
Днем интенсивность двигательной активности возрастает, что в значительной степени интенсифицирует работу кардиореспираторной системы, обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы и высшей нервной деятельности.
Работоспособность человека в утренние часы постепенно повышается и достигает к 10–13 часам наивысшего пика. После 14 часов происходит снижение работоспособности, а к 16–17 часам идет волна повышения всех функций. Спадение функциональных возможностей наблюдается, как правило, после 20 часов. Во время любой работы, необходимо делать 10 — 15 минутные перерывы. Ведь кратковременный отдых способствует снижению развивающейся в процессе труда усталости. Также не стоит забывать и об обеденном перерыве.
Помните, что каждый человек должен с большой ответственностью подходить к своему режиму труда и отдыха. Слушайте свой организм, и он обязательно подскажет вам как не навредить вашему здоровью.
Справочная информация
Наш адрес
Телефон горячей линии работает в будние дни с 8.30 до 17.00 (обед с 12.00 до 13.00)
801716-7-45-57
Студент
Важно постоянно помнить, что если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов.
Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию, спортивный зал заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.
Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.
Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.
Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).
Рациональный режим труда и отдыха
Реферат
«Рациональный режим труда и отдыха»
При построении графиков сменности необходимо учитывать следующие основные требования :
— продолжительность ежедневного отдыха между окончанием работы и ее началом в следующий день ( смену ) не должна быть меньше 12 часов ;
— на сменных работах при неодинаковой продолжительности еженедельного отдыха более длительный отдых целесообразно предоставля ть перед ночной сменой или после нее ;
Организация многосменной работы требует соблюдения следующих шести условий :
–равенство объема продукции и постоянство работающего состава по сменам ;
–правильно орг анизованная сдача и приемка смен ;
При разработке графиков выхода на рабочую необходимо учитывать следующие пять требований :
–соблюдение установленной законом недельной нормы рабочих часов ;
–учет специфических особенностей технологии производства и возможностей городского транспорта ;
Правильно построенные графики выходов на работу должны удовлетворять следующим основным требованиями
–на сменных работах при неодинаковой продолжительности еженедельног о отдыха более длительный отдых целесообразно предоставлять перед ночной сменой или после нее ;
–время работы и время отдыха надо чередовать регулярно и равномерно ;
Кп — коэффициент приведения ( равен 0,2) ;
Режим труда и отдыха работников. Рациональный режим труда и отдыха
Соблюдение режима труда и отдыха работников во время производственного процесса является необходимым условием, позволяющим сохранить не только здоровье человека, но и его высокую работоспособность. Так, если в течение дня для сотрудников предприятия будут устраиваться физиологически обоснованные перерывы, то это во многом замедлит время наступления утомления.
Необходимость в регламентированных паузах
В процессе работы человек должен сохранять повышенное внимание, быстро перерабатывать полученную информацию, иметь определенную скорость при выполнении той или иной операции, обладать точной координацией движения и т. д. В течение дня все это может привести к перегрузкам и переутомлению организма.
Неблагоприятно воздействует на работоспособность человека и выполнение однообразных и упрощенных операций на заводских конвейерах. Такой производственный процесс длится в принудительном режиме и требует от сотрудника сохранения заданной позы, что и приводит к утомлению. А это грозит:
— ухудшением сопротивляемости иммунитета инфекциям;
— появлением повышенной раздражительности;
— возникновению патологий сосудов и сердца.
Снижению утомления способствует правильная организация режима труда и отдыха на предприятии. При его разработке необходимо учесть научно обоснованное положение о правильном ритмическом чередовании труда и покоя. Разработано оно было еще в 1904 г. И. М. Сеченовым.
Рациональный режим
Чередование выполнения должностных обязанностей и перерывов должно быть разработано таким образом, чтобы можно было сохранить активность человека и хорошее состояние его здоровья. Все это и подразумевает рациональный режим труда и отдыха. Он возможен при создании:
— перерывов для приема пищи, охлаждения или обогрева;
— пауз в течение трудового дня;
— сменой форм деятельности (физической и умственной);
— переменой факторов окружающей среды (работа при низких, а затем при нормальных температурах);
— минимальной монотонности операций производственного процесса;
— условий для отдыха (в специально оборудованных помещениях) и т. д.
Рациональный режим труда и отдыха разрабатывается с учетом колебаний работоспособности человека. Основная задача такого распорядка состоит в увеличении того периода, когда работник показывает высокие производственные результаты, а также в сокращении фазы утомления.
Перерывы на отдых
Для того чтобы сохранить устойчивую работоспособность человека, режим труда и отдыха должен предусматривать микропаузы. По действующим нормативам они не должны быть менее 9-15 % производственного времени. Режим труда и отдыха предприятия обязательно включает в себя регламентированные паузы не только для отдыха, но и для личных надобностей человека. Их количество и длительность напрямую зависят от специфики труда.
Так, важно давать сотрудникам небольшой отдых за час до обеда и за такое же время до окончания трудового дня. Продолжительность таких регламентированных пауз равна, как правило, 10-15 минутам. Также в период наибольшего спада работоспособности, человек должен сделать десятиминутный перерыв на личные надобности. Режим труда и отдыха для людей, выполняющих тяжелые работы, должен предусматривать ежечасные пятиминутные паузы.
Что касается обеденного перерыва, то его следует устраивать таким образом, чтобы рабочий день делился пополам. Длительность отдыха для приема пищи находится в пределах от 40 до 60 минут. За это время человек полностью восстанавливает свои физиологические функции. Все предусмотренные руководством предприятия перерывы должны быть закреплены в графике работы. При этом необходимо придерживаться определенных правил. Так, суммарное время, отводимое для отдыха при выполнении тяжелых работ, может находиться в пределах от 4 до 20 процентов. Если работник вынужден находиться в нервном напряжении, то этот показатель увеличивается до 14-25 %. Людям умственных профессий предоставляются перерывы в пределах 10 % времени всего трудового дня.
Стоит сказать о том, что регламентированный отдых является наиболее эффективным. Нерегулярно возникающие перерывы, а также случайно возникающие простои только нарушают нормальный ритм работы.
Разновидности отдыха
Перерыв в работе может быть как пассивным, так и активным. Первый из них важен в том случае, когда человек занят на выполнении тяжелых физических действий. Это работы, в процессе которых возникает необходимость в постепенных переходах или в нахождении в положении стоя. Во время пассивной паузы человек сидит или лежит.
Активный отдых рекомендуют на тех работах, которые протекают в наиболее благоприятных условиях. При этом человеку предлагается выполнение производственной гимнастики, состоящей из специального комплекса упражнений. Активный отдых способствует наиболее быстрому восстановлению жизненных сил. Это происходит благодаря смене деятельности. При этом та энергия, которая была затрачена работающим органом, восстанавливается за короткий промежуток времени.
В любом случае режим труда и отдыха должен иметь такие паузы, характер которых контрастен характеру трудовой деятельности сотрудника. Ведь чередование умственных и физических нагрузок крайне важно для здоровья.
Внутрисменный режим
Внутрисменный режим труда и отдыха работников имеет четкий регламент. При этом он ограничивается временем начала и окончания выполнения должностных обязанностей. В графике работы смены указывается точное время перерыва на обед, а также периодичность и продолжительность пауз на отдых.
Режим дня труда и отдыха зависит от специфики выполняемых работ. Так, если профессия человека требует от него приложения небольших физических усилий и малого нервного напряжения, то в течение смены устраивается два перерыва. Один из них начинается через 2 ч после начала работы и длится пять минут. Второй перерыв устраивается перед окончанием работы (за час-полтора). Длительность его также составляет 5 мин.
Режим дня труда и отдыха на работах с необходимостью приложения средних физических усилий или при средних нервных напряжениях несколько иной. Перерывов в этом случае также два, только их длительность составляет по 10 мин. Один из них устраивается после того, как работник выполнял свои обязанности в течение первых одного-полутора часов. На второй перерыв человек может пойти не ранее, чем за два часа до окончания смены.
Более щадящий режим труда и отдыха предусмотрен для тех, кто работает с приложением больших физических усилий (это касается, например, уборки сельхоз культур) или в условиях нервных перегрузок. В таких случаях пятиминутные перерывы для людей устраиваются после первого и второго часа работы. Время для приема пищи начинается уже через 2,5 часа после начала трудовой деятельности. Для таких работ предусмотрен четвертый перерыв. Он длится пять минут и начинается через час после обеда. Пятый перерыв более длительный. После 2,5 ч, прошедших со времени приема пищи, человек может отдохнуть 30 минут. Также такой режим труда и отдыха включает в себя время для ужина. Этот перерыв длится 30 мин. Седьмая пауза в работе для людей, прилагающих большие физические усилия, предусматривается за час до окончания смены. Длится она 10 мин.
Особую специфику имеет режим труда и отдыха водителей. Людям этой профессии для приема пищи предоставляется двухчасовой перерыв в середине рабочего дня, который должен начаться не позднее чем через 4 ч после начала трудовой деятельности.
Стоит иметь в виду, что график работ нарушаться не должен. Не разрешен перенос всех предусмотренных перерывов на конец смены, и в связи с этим более ранний уход работника. Также следует помнить о том, что чересчур длительные паузы в течение трудового дня, находящиеся в пределах 30-40 минут, нарушают рабочую обстановку. После них потребуется дополнительное время, чтобы человек «включился» в производственный процесс.
Суточный режим
Многосменный режим труда и отдыха работающих людей используют предприятия с длительным производственным циклом. Это производства, которые выпускают продукцию в течение всех суток. Порой длительность технологического цикла составляет время, равное продолжительности двух смен.
На таких предприятиях режим труда и отдыха человека составляется с учетом суточных изменений его физиологических функций. Наиболее эффективной считается работа, выполняемая в первую смену. Именно поэтому ночью человек должен трудиться меньше. Ведь известно, что в это время его работоспособность резко уменьшается, да и согласно проведенным исследованиям, количество ошибок в этот период возрастает практически в два раза.
На таких предприятиях составляются специальные графики сменности. Они должны соответствовать естественному суточному режиму. Между сменами работнику положен отдых. Его длительность должна быть равной двукратному времени предшествующей этому периоду работы. Так, при восьмичасовых сменах перерывы между ними составят не менее шестнадцати часов.
Недельный режим
Такой регламент предусматривает:
— разработку графиков работы;
— количество выходных дней;
— порядок чередования смен;
— выход на работу в выходные дни и в дни государственных праздников.
На предприятии может быть предусмотрен один из двух типов недельных режимов. Согласно действующему законодательству график работы составляется с учетом пяти рабочих и двух выходных дней. Существует и шестидневная рабочая неделя, в которой предусмотрен перерыв не менее 42 часов.
Месячный режим
Этот график имеет огромное значение в вопросах рациональной организации всего процесса производства.. Соблюдение режима труда и отдыха в течение месяца предусматривает определенное количество смен и часов работы. Помимо рациональной организации человеческих ресурсов, месячные графики оказывают влияние на степень использования станков и различного оборудования.
А вот режим труда и отдыха водителей имеет свои особенности. У людей этой профессии количество отработанных часов в течение дня может превышать или, наоборот, быть меньше планового. Но при этом суммарное время за месяц не должно отличаться от того значения, которое установлено законодательством.
Так же, как и при недельном режиме, здесь важно учитывать динамику работоспособности человека. Однако при этом имеют в виду месяц не календарный, а лунный, равный 29,53 суткам. Дело в том, что научно доказано влияние этой планеты на физиологические циклы человека. Так, в полнолуние мы подвержены особому возбуждению. Этот период является опасным для совершения сложной работы, которая требует особой концентрации внимания. В новолуние напротив, физиологические функции организма заметно ослабляются. В это время наблюдается рост числа несчастных случаев на производстве.
Годовой режим
Этот график предусматривает общее количество рабочих дней, смен и часов в течение всех двенадцати месяцев. Кроме того, годовым режимом предусматривается длительность и периодичность как основных, так и дополнительных отпусков. Учитываются при этом и дни государственных праздников.
Для того чтобы правильно организовать годовой режим труда и отдыха, важно своевременно составить график отпусков. Их следует распределить таким образом, чтобы не сорвать нормальное функционирование организации.
Гибкий график
Какие еще бывают виды режимов труда и отдыха? Некоторые предприятия применяют системы гибкого рабочего времени. При ее использовании сотруднику позволяется производить саморегулирование начала, общей продолжительности и окончания трудового дня. В чем состоит основная сущность данного режима? При гибком графике рабочий день на предприятии делится на 2 части. Одна из них – это фиксированное время. В этот период человек обязан находиться на своем трудовом месте. Вторая часть является гибким рабочим временем. В рамках этого периода сотрудник имеет право самостоятельно выбирать для себя начало и окончание трудового дня, но при условии обязательной отработки часов, использованных для личных нужд.
Мероприятия по рационализации труда и отдыха.
ЛЕКЦИЯ 7. РАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРУД И ОТДЫХ
Учебные вопросы
Труд и его влияние на организм.
Утомление и переутомление при трудовой деятельности.
Особенности труда студентов.
Режим труда и отдыха.
Значение биологических ритмов для полноценного труда и отдыха.
Мероприятия по рационализации труда и отдыха.
1.В основе формирования и развития человека и создания материальных ценностей лежит труд. Рационально организованный трудовой процесс оказывает благоприятное влияние на здоровье, физическое, интеллектуальное и нравственное совершенствование людей.
К труду человек готовится заранее. Еще до начала труда в организме отмечаются изменения в обмене веществ и энергии, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах. Ведущее значение в подготовке организма к трудовой деятельности принадлежит центральной нервной системе, обеспечивающей согласование функциональных изменений. В нервных центрах коры головного мозга повышается уровень процессов возбуждения, изменяется функциональное состояние зрительного, слухового и других анализаторов. Наряду с этим углубляются процессы торможения, и между возбуждением и торможением устанавливается равновесие.
При физической работе в мышцах происходят биохимические и биофизические процессы, обеспечивающие их сокращение. Происходит учащение числа сердечных сокращений, возрастание систолического объема крови, повышение максимального артериального давления, увеличение массы циркулирующей в организме крови и количества эритроцитов, увеличение частоты и глубины дыхания. Под влиянием мышечной нагрузки происходит торможение секреторной и моторной функций желудка, замедляется переваривание и всасывание пищи. По окончании работы все отмеченные изменения постепенно восстанавливаются и приходят в норму за период отдыха.
Любая умственная работа сопровождается нервно-эмоциональным напряжением. К эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудовой деятельности, как значимость работы, ее опасность, ответственность. Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают, прежде всего, в высшей нервной деятельности. При умственной работе обостряются восприятие, внимание, память. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, обмена веществ и энергии, повышению тонуса мускулатуры. Увеличивается кровоснабжение мозга, повышается энергетический обмен нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности мозга, отмечается усиление a- и b-ритмов. При умственной работе усиливается расход липоидов. Процесс возбуждения в головном мозге связан с повышением окисления углеводов, с повышением обмена АТФ и фосфокреатина, увеличением обновления фосфолипидов. Кроме того, при выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, повышается активность симпато-адреномедулярной, гипоталамо-гипофизарной, кортикальной систем, наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических окончаниях, увеличивается содержание в крови адреналина и кортикостероидов, стимулирующих энергетические процессы, изменяющих минеральный обмен и повышающих возбудимость нейронов.
Умственная работа теснейшим образом связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. На выполнение умственной работы существенно влияет состояние окружающей среды, интенсивность мышечной работы. Обычно легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа снижает ее качество. Поэтому для многих представителей умственной деятельности ходьба является необходимым условием восполнения работы.
Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия, наблюдается тахикардия, гипертония, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, образование парадоксальных реакций, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.
Под влиянием чрезмерной умственной работы происходят нарушения равновесия процессов торможения и возбуждения, выражающиеся в расстройстве положительного торможения условных связей, отклоняется от нормы тонус гладких мышц внутренних органов, кровеносных сосудов, в особенности сосудов головного мозга и сердца. После усиленной умственной работы содержание фосфатов в крови и моче удваивается.
При умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. Поэтому после окончания умственной работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, обусловливая более длительное утомление и истощение центральной нервной системы при умственной работе, чем при физической.
2.В процессе выполнения физической работы наступает утомление– временное снижение работоспособности. Утомление субъективно воспринимается как усталость с ухудшением самочувствия, снижением внимания, нарушением координации движений, явлениями сердцебиения, одышки, болями в мышцах. Утомление вызывается интенсивной или длительной деятельностью и наступает быстрее при тяжелом интенсивном труде. При легком, но монотонном физическом труде утомление обычно развивается медленно. Утомление – это обратимое физиологическое состояние. Процесс утомления сопровождается уменьшением скорости двигательных реакций, сонливостью, снижением тонуса кровеносных сосудов мозга и сердца, повышением обмена веществ, снижением работоспособности и производительности труда.
Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. Принято считать, что эти явления обусловлены иррадиацией торможения из наиболее утомленных центров на соседние. При умственной деятельности постоянно наблюдаются элементы мышечного утомления: длительное пребывание в определенной позе приводит к значительному утомлению соответствующих звеньев двигательного аппарата.
При умственном утомлении отмечены более выраженные функциональные сдвиги со стороны центральной нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и психической деятельности. Отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движений.
Возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к тому, что сохранившиеся следы утомления накапливаются. Постоянное утомление, невосстановление работоспособности к началу нового рабочего дня может обусловить переутомление.
Под переутомлением понимают патологическое состояние, характеризующееся стойким снижением работоспособности. Оно приводит к неврозам, появлению и обострению сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни, снижению памяти, ослаблению внимания, головным болям, бессоннице, ухудшению аппетита, понижению сопротивляемости организма к воздействию факторов окружающей среды.
Для поддержания высокой работоспособности и предупреждения утомления в процессе работы большое значение имеет рациональная организация труда и отдыха, в частности, чередование периодов работы и отдыха, организация перерывов и правильное их использование. Длительность перерывов устанавливается в пределах 5-30 мин. Отдых во время регламентированного перерыва более эффективен, когда является активным, заполненным другим видом деятельности.
Типичным видом активного отдыха является производственная гимнастика. Для профессий, выполняющих работу стоя, целесообразно гимнастику заменять массажем ног. Для сидячих профессий гимнастика должна включать упражнения крупных мышц корпуса и ног. Активным должен быть отдых и в нерабочее время.
Большое значение принадлежит механизации и автоматизации производственных процессов, факторам производственной среды, профессионализму рабочих. Так как утомление быстро развивается при статической работе, следует увеличивать в любом виде деятельности динамический компонент, обеспечивать рациональную рабочую позу с привлечением минимального количества мышц.
3.Студенты – особая профессиональная группа населения, характеризующаяся определенной возрастной категорией и специфическими условиями труда и быта. Возрастные границы этой группы от 17 до 27 лет. Многие студенты живут в общежитии в отрыве от семьи, питаются в столовой, что заставляет их перестраивать сложившийся стереотип. Еще большее усилие требуется от сельской молодежи, для которой меняется не только режим, но и все условия жизни.
Правильный режим дня студента – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным способностям распорядок суточной деятельности, предусмотренный повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов. При этом очень важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время. Это способствует образованию устойчивых условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. В связи с этим студенты, соблюдающие режим дня быстрее втягиваются в работу, быстро засыпают, меньше устают.
При построении режима дня учитывается правильная организация сна, питания, виды деятельности и их смена, чередование труда и отдыха. Бюджет времени студента должен предусматривать учебные занятия, как дома, так и в учебном заведении, внеучебные занятия – чтение, изучение иностранных языков, самообслуживание и гигиенические мероприятия, прием пищи, занятия физкультурой и спортом, прогулки на свежем воздухе.
Трудовая деятельность студентов весьма разнообразна и включает умственный труд на лекциях, работу с учебником, выполнение заданий в лаборатории, производственную практику. Кроме аудиторных занятий в течение 5-6 ч студенты 4-6 ч отдают неаудиторной работе. Рабочий день длится 10-13 ч, сон 6-8 ч. Меньше 6 ч спят около 25 % студентов, больше 8 ч – 4 %. Два раза в год во время сессии умственная нагрузка студентов резко возрастает, вызывая стрессовые состояния.
Вредными факторами для студентов являются вынужденная поза сидя, напряжение зрения, умственное и эмоциональное напряжение. У большинства студентов отмечается нарушение режима питания, нарушение режима дня. У студентов чаще всего регистрируется вегетососудистая дистония, кариес, хронические оторинолорингологические заболевания, миопия, гипертоническая болезнь, болезни органов пищеварения.
Второй этап (3 курс) – период полной адаптации, успеваемость стабильная и высокая.
Третий этап (4-6 курсы) нагрузка возрастает в связи с созданием семьи, занятиями в студенческом научном обществе, участием в общественной нагрузке.
Во время учебы происходит усвоение профессиональных навыков умственного труда, общения и приобретения знаний, а также формирование многих элементов мировоззрения. Но здесь же существует немало моментов, способствующих микросоциальной дезадаптации, в частности, «дидаскогенные неврозы», когда неправильное слово или жест преподавателя могут нанести психологический ущерб студенту, привести к появлению нервно-психического срыва. Стрессорными факторами могут быть экзамены, контрольные работы в условиях дефицита времени, вызовы к доске для публичного решения задачи. Большинство студентов, которые имеют меньший опыт умственно-напряженного труда или подвержены внушающему воздействию слова, довольно легко преодолевают эмоциональное напряжение, но у некоторых появляются состояния растерянности, тревоги. Поэтому открытое заявление преподавателя об учебной неспособности студента, подчеркивание невыполнимости для него «простых» заданий приводит еще к большей нервной напряженности, а иногда – к невротическим расстройствам. Следует отметить, что дезадаптации чаще возникают у лиц замкнутых, застенчивых, тревожно-мнительных, неуравновешенных и инертных.
4.Для поддержания высокой работоспособности и предупреждения утомления в процессе работы большое значение имеет рациональная организация труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха – это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение возможно длительного периода. Основная задача научно обоснованного рационального режима труда и отдыха заключается в снижении утомления, достижении высокой производительности труда на протяжении всего рабочего дня при минимальном напряжении физиологических функций и сохранении здоровья и длительной трудоспособности.
Режим труда включает оптимальные нагрузки и ритм работы. Общая нагрузка формируется при взаимодействии следующих компонентов: предмет и орудия труда, организация рабочего места, факторы производственной среды, технико-организационные мероприятия. Эффективность согласования указанных факторов с возможностями человека во многом зависит от наличия определенной работоспособности, под которой понимают величину функциональных возможностей организма, характеризующуюся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время при максимально интенсивном напряжении. Уровень функциональных возможностей человека зависит от условий труда, состояния здоровья, возраста, степени тренированности, мотивации к труду.
Существенным фактором, влияющим на уровень и динамику работоспособности, являются специфические особенности каждой конкретной деятельности. Состояние работоспособности оценивается по физиологическим показателям функционального состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих данную конкретную деятельность. Интегральными показателями работоспособности могут быть данные почасовой производительности и качества работы.
Во время трудовой деятельности функциональная способность организма и производительность труда закономерно изменяются на протяжении рабочей смены.
Различают 3 фазы работоспособности: врабатывания, высокой устойчивой работоспособности, снижения работоспособности. Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности, характеризуется повышением лабильности физиологических систем, ускорением и увеличением объема физиологических процессов. Уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным. Это выражается в улучшении психофизиологических показателей и результатов труда. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде – до 2-2,5 ч.
Для фазы высокой устойчивой работоспособности характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций. Продолжительность фазы устойчивой работоспособности может быть 2-2,5 ч и более в зависимости от степени нервно-эмоционального напряжения, физической тяжести и условий работы.
Фаза снижения работоспособности сопровождается уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека. Наблюдаемое к обеденному перерыву падение работоспособности проявляется в ухудшении состояния сердечно-сосудистой системы, увеличении времени протекания рефлексов, снижении внимания, появлении лишних движений, ошибочных реакций, замедлении скорости решения задач.
Динамика работоспособности повторяется и после обеденного перерыва. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности по уровню ниже и менее длительная, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается быстрее в связи с более глубоким утомлением. Перед самым концом работы наблюдается кратковременное повышение работоспособности – так называемый конечный порыв.
Сохранению высокой, устойчивой работоспособности способствует периодическое чередование видов труда умственного и физического труда, чередование видов умственного труда, чередование видов физического труда, чередование работы и отдыха, которое предусматривается внутрисменными режимами труда и отдыха.
Чередования периодов труда и отдыха осуществляется в форме введения обеденного перерыва в середине рабочего дня, оптимальная длительность которого устанавливается с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи, а также введения кратковременных регламентированных перерывов, продолжительность и количество которых определяется на основании наблюдения за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда.
При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны более частые, но короткие 5-10-минутные перерывы. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10-12-минутные перерывы.
Кроме регламентированных перерывов существуют также микропаузы – перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9-10 % рабочего времени.
На работоспособность важное влияние оказывают суточные режимы труда и отдыха, под которыми понимают рациональное чередование периодов работы, отдыха и сна человека, обеспечивающее его высокую работоспособность и жизнедеятельность организма. Обычно на первом часу работы работоспособность низкая, на 2-3-м – достигает максимума, затем начинает снижаться и максимально снижена к обеду. После обеда и до конца рабочего дня наблюдается такая же картина. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 ч, а в ночное время – с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей развития суточной периодики работоспособности человека определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон. В целом, чем эффективнее режим труда и отдыха, тем длительнее период устойчивой работоспособности и короче периоды врабатывания и спада работоспособности.
Изучается режим труда и отдыха методом наблюдения с проведением хронометража, методом опроса, оценивается путем сравнения с рекомендуемыми режимами для конкретной категории работающих, а также по работоспособности, производительности труда, скорости наступления утомления, заболеваемости, уровню здоровья. Правильность организации режима труда и отдыха оценивается также на основании комплексных исследований физиологических показателей, определяющих уровень работоспособности человека, медицинских показателей, дающих возможность судить о влиянии трудового процесса на здоровье трудящихся, социологических показателей, показывающих отношение самих рабочих к режиму труда и отдыха, экономических показателей, характеризующих динамику производительности труда.
5. Биоритм– это циклическое чередование разных функциональных состояний организма, его активности, деятельности, способности реагировать на воздействия при сохранении гомеостаза. В формировании биоритмов лежат следующие механизмы: врожденные, генетически закрепленные; смена дня и ночи, сезонные изменения и другие факторы окружающей среды; сменная работа, расписание занятий, график работы и другие факторы социальной среды. Время, в течение которого ритмический процесс совершает полный цикл, называется периодом, а частота таких циклов в единицу времени – частотой биоритма. Существуют 5 классов биоритмов:
1 – ритмы высокой частоты, от долей секунды до 30 мин (осцилляции на молекулярном уровне, ритмы ЭЭГ, сокращение сердца, дыхание, перистальтика кишечника);
2 – ритмы средней частоты, от 30 мин до 28 ч, включая ультрадианные (до 20 ч) и циркадные (20-28 ч), выделение гормонов, синтез белка;
3 – мезоритмы, инфрадианные (28 ч – 6 дней), циркасептальные (около 7 дней);
4 – макроритмы с периодами от 20 дней до 1 года;
5 – мегаритмы с периодами в десятки и многие десятки лет.
Термины «циркадный» (околосуточный), «циркасептальный» (околонедельный), «циркануальный» (окологодовой) отражают определенные отклонения биологических ритмов от соответствующих геофизических и социальных циклов. Циркадные ритмы привязаны к солнечным суткам (24 ч), лунным суткам (24,8 ч), звездным суткам (23,9 ч).
Установлены физиологические ритмы физической активности (23 дня), эмоциональной активности (28 дней), интеллектуальной активности (33 дня). В первую половину цикла человек чувствует себя лучше, чем во вторую. Особенно неблагоприятны критические дни – время перехода от одной фазы к другой. Если совпадают 2 или 3 критических дня, то состояние здоровья ухудшается, смертность увеличивается. Психическая активность выше в утренние и дневные часы, кровообращения и дыхания.
Условно в суточном ритме выделяют три фазы, характеризующиеся преобладанием определенных эндокринных и метаболических процессов:
3. Фаза активности – соответственно весь период бодрствования.
При устойчивых режимах сна и бодрствования, работы, отдыха комплекс суточных ритмов имеет строгий порядок, однако у каждого человека могут быть особенности. В связи с этим выделяются хронотипы «совы» (30-40 %) с поздним засыпанием и поздним вставанием, «жаворонки» (20-25 %) с ранним засыпанием и ранним пробуждением, «голуби» (35-50 %) с наивысшей работоспособностью в 10-12 и 16-18 ч и низшей в 2-5 ч.
Сезонные ритмы: летом снижение силы сокращения сердца по сравнению с весной; теплоотдача выше летом по сравнению с зимой, зимой потребление пищи больше, чем летом; рост тела интенсивнее весной и летом, чем зимой; иммунитет выше зимой, чем летом; гонадотропных гормонов больше весной; максимальная работоспособность выше осенью, чем зимой. Значит, в разные сезоны один и тот же человек различен.
С учетом сказанного всю деятельность нужно проводить с учетом биоритмов и в строго определенное время, особенно сон, прием пищи, что будет способствовать выработке стереотипа.
Организм человека в течение суток представляет собой различную физиологическую, биохимическую и морфологическую систему, поэтому без учета биоритмов сохранение работоспособности приведет к нарушению здоровья.
Десинхроз – нарушение естественной ритмики – может приводить к заболеваниям и наоборот. Тяжелый десинхроз может привести к гибели человека.
6.Важную роль в процессе рационализации труда и отдыха играют научная организация труда, эргономика, инженерная психология, промышленная эстетика, производственная музыка, доброжелательные отношения в коллективе и др.
Научная организация труда – это система организации производства и труда, которая обеспечивает высокий уровень производительности труда при высокой работоспособности, сохранение физического и психического здоровья и долголетие работников. Научно организовать труд – это значит привести его в определенную систему, которая позволяет при наименьших затратах человеческой энергии и материальных средств добиться наиболее высокой эффективности труда и максимального использования знаний каждого работника.
Для научной организации труда характерны научная обоснованность, планомерность, комплексность, проникновение во все сферы деятельности, активное участие трудящихся.
Основными направлениями научной организации труда являются улучшение организации и обслуживания рабочих мест, рационализация приемов и методов труда, нормирование затрат труда на отдельные операции. Важным в этом плане является повышение культурно-технического уровня работников и подготовка квалифицированных кадров, совершенствование форм разделения и кооперации труда, совмещение профессий и специальностей, улучшение трудовой дисциплины, повышение творческой активности, совершенствование организации труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, совершенствование форм и систем оплаты труда и экономического стимулирования.
Эргономикаизучает проблему взаимоотношения человека и машины. Она разрабатывает требования к конструкциям машин, станков и другого оборудования, выполнение которых обеспечивает удобство их обслуживания человеком, обосновывает выбор позы работающего, экономичность движений, уменьшение сопротивления органов управления.
В решении проблемы человек – машина участвует промышленная эстетика,которая занимается вопросами выбора и применения оптимальных цветов для помещений и оборудования и созданием оборудования красивой и рациональной формы, и инженерная психология, изучающая связи конструкций пультов управления с особенностями восприятия и переработки информации операторами.
Для сохранения высокой работоспособности имеет значение рациональная организация рабочего места и мебели. Конструкция производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим данным и психофизиологическим возможностям человека.
Функциональная музыка способствует предупреждению развития утомления. В том случае, когда устойчивость нервных процессов начинает ослабевать, музыка как внешний ритмический раздражитель помогает сохранять усвоенный в процессе труда ритм и поддерживать существование очага рабочей доминанты. При организации и разработке музыкальных передач необходимо помнить, что функциональная музыка призвана воздействовать не на состояние, а на регуляторную функцию нервной системы. Производственная музыка не только способствует снижению утомления, улучшению настроения и здоровья работающих, но и повышает работоспособность и производительность труда.
Функциональную музыку не рекомендуют применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания, при умственной работе составляющей свыше 70 % рабочего времени, при большой напряженности выполняемых работ, на непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях.
Последнее время для снятия нервно-психического напряжения, предупреждения утомления, восстановления работоспособности успешно используются кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки.