Что такое равноправные части
Сложноподчиненное предложение (СПП)
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.
Зависимое предложение в этом случае называют придаточным, независимое — главным.
Пример сложноподчиненного предложения:
Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения: в середине главного, перед или после него.
Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте.
Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного.
Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение.
Как связаны части сложноподчиненных предложений
В сложноподчиненном предложении главная и придаточные части связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
Значения сложноподчиненных предложений
В русском языке есть две группы придаточных предложений — именные и обстоятельственные. Они отличаются друг от друга по смыслу и характеру подчинительной связи с главным предложением. Рассмотрим каждую группу сложноподчиненных предложений на примерах.
Именные придаточные предложения
Эти предложения играют роль дополнений и определений по своему значению и связи с главным предложением. Их принято разделять на две подгруппы: определительные и изъяснительные.
Определительные придаточные предложения описывают существительное или местоимение в главном предложении. К ним можно задать вопрос «какой?»:
Хорош тот человек (какой?), который трудится над собой, а не других оценивает.
К главному предложению определительное придаточное присоединяется союзами и союзными словами который, какой, чей, кто, куда, будто и т. д.
Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей:
Отец завещал (что?), чтобы мы не забывали родину.
С главным предложением изъяснительное придаточное соединено подчинительной связью — союзами и союзными словами что, как, чтобы, где, откуда, зачем и т. д.
Обстоятельственные придаточные предложения
Эти предложения по подчинительной связи с главным и значению выполняют роль обстоятельств. Подгрупп придаточных здесь больше, чем в именных:
Сложносочиненное предложение. Примеры
Сложносочиненное предложение — это два и более равноправных простых предложения с сочинительной связью между ними. Приведем примеры сложносочиненных предложений из художественной литературы с разными видами сочинительных союзов.
Сложносочиненное предложение
Одно сообщение может содержать в себе два и более простых предложений, объединенных общей смысловой целостностью и интонационной законченностью. Такое сообщение назовем сложным предложением. Оно, как и простое предложение, является единицей речи и оформляется при помощи интонации и порядка слов.
Если в нем два и более простых предложений соединены сочинительными союзами, то назовем его сложносочиненным. В нем содержится несколько равноправных по смыслу грамматических основ, соединенных сочинительными союзами.
Между простыми предложениями, входящих в состав сложносочиненного предложения, существует сочинительная связь, которая осуществляется с помощью союзов:
Сочинительные союзы
Соединительные союзы
Соединительные союзы «и», «да» (в значении «и»), «да и», «тоже», «также», «ни…ни» соединяют простые предложения, в которых сообщается о фактах, явлениях действительности, происходящих одновременно или следующих друг за другом. В сложносочиненных предложениях наиболее употребителен союз «и», который соединяет как однородные члены предложения в составе простого, так и простые предложения в составе сложных.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка (К. Ушинский).
В этом сложном предложении выделим две грамматические основы:
Две грамматические (предикативные) равноправные части соединены сочинительным союзом «и». Значит, это сложносочиненное предложение (в дальнейшем ССП).
В ССП с повторяющимся союзом «и» существует определенная последовательность событий, совершающихся одновременно, к тому же усиливается утверждение или отрицание, например:
И чёрные скалы ожили на белом листе, и море било в них тысячью тяжелых батарей, и высоко в небо взлетали брызги.
Союз «да» равноценен сочинительному союзу «и».
Осталась от прежнего высокая белая колокольня, да по-прежнему вьётся-бежит среди зелёных лугов знакомая наезженная дорога (И. Соколов-Микитов).
Сочинительный союз «да и» обладает значением присоединения, например:
Ничьего не прошу сожаленья, да и некому будет жалеть (Н. Некрасов).
Союзы «тоже», «также» близки по значению к союзу «и», но могут в контексте иметь дополнительное значение тождества, уподобления. Указанные союзы располагаются внутри второго простого предложения, например:
Но вот конюшня опустела, деревья тоже разошлись (Н. Заболоцкий).
На ярмарку собралось много мастеров из ближних городков, были также гости из соседних государств.
В ССП повторяющийся союз «ни…ни» употребляется при перечислении с отрицанием, например:
Ни ветерок не потянет, ни воробушек не чиликнет, ни ласточка не прощебечет (П. Мельников-Печерский).
Противительные союзы
В ССП два простых предложения могут быть соединены противительными союзами:
С их помощью выражаются отношения сопоставления или противопоставления одного явления другому. Сопоставление выражают союзы «а» и «же», например:
На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна (М. Булгаков).
Маквала вдруг спохватилась и унеслась в дом, Нина же еще долго сидела на каменной скамейке под платаном (А. Казбеги).
Союз «зато» имеет значение возмещения, например:
Левая нога не сгибалась, зато правая прыгала, как у детского щелкуна (М. Булгаков)
Союзы «но», «да», «однако» выражают уступительные отношения между простыми предложениями в составе СПП, например:
Раскольников проснулся на следующий день поздно, однако сон не подкрепил его (Ф. Достоевский).
Собак — хватает, да они не злые (А. Фадеев).
Месяца не было, но звезды ярко светили в черном небе (Лев Толстой).
Разделительные союзы
Части СПП, связанные разделительными союзами «или», «либо», «то…то», «не то…не то», содержат в себе сообщение о событиях или явлениях, которые исключают друг друга, несовместимы в одно и то же время или чередуются, попеременно сменяя друг друга.
Сложные предложения с разделительными союзами могут также выражать отношения выбора или предположения.
Примеры предложений
Либо я устрою все по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев).
Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер (А. Фадеев).
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь (Лев Толстой).
Видеоуроки
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет. |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
Равноправны или неравноправны компоненты
а) сочинительная связь (паратаксис) подразумевает соединение равноправных компонентов (с помощью сочинительных союзов и, а, как … так и и др. например, день и ночь). Это непременно предложенческая связь, так как здесь нет единой номинации. Данная связь предусматривает определенную смысловую автономность компонентов и их однофункциональность.
Сочинительной связью могут соединяться:
— части сложного предложения: Ни солнца мне не виден свет, Ни для корней моих простору нет.
— однородные члены предложения: Он купил книги и тетради.
Возникает вопрос, можно ли выделить сочетание книги и тетради как словосочетание, как это делает Белошапкова В.А. в Грамматике-80? Но сочетание книги и тетради является сочетанием словоформа + словоформа (Ср.: Я купил книги и тетради, *Я купил книга и тетради, *Я купил книге и тетрадями), что неприменимо к словосочетаниям, где соединяются слово и словоформа. Поэтому можно сделать вывод: сочинительной связью соединяются толькооднородные члены предложения или части сложного предложения!
б) подчинительная связь (гипотаксис) подразумевает соединение неравноправных компонентов. При этом всегда можно выделить главный и зависимый компоненты.
Подчинительная связь может проявляться как на уровне словосочетания (красная роза, читать книгу, говорить хорошо), так и на уровне предложения (Когда ветер поутих, дождь перестал).
Вопрос: При подчинительной связи примыкания вполне можно задать вопрос и от зависимого компонента к главному: Быстро (что делать?) бежать – не разрушает ли это утверждение о том, что в словосочетании связь однонаправленная от главного компонента к зависимому? – Нет, нисколько, главный компонент по-прежнему является словом, а зависимый – словоформой (ограниченный только одной формой, неизменяемый) потому что в данном случае вопрос задается к конкретной форме глагола (в каждом конкретном случае), а не ко всему глагольному слову. Сравним:
Быстро (что делать?) бежать Быстро (что делает?) бежит Быстро (что делающий?) бегущий | бежать (как?) быстро бежит (как?) быстро бегущий (как?) быстро |
Вопрос: Однако наречие – неизменяемая часть речи. Оно может выступать в качестве и главного, и зависимого компонентов словосочетания, являясь в первом случае словом, а во втором – словоформой. Более того, имеются словосочетания, когда и главным, и зависимым компонентом являются наречия (например, очень хорошо). Как это соотносится с теорией словосочетания, утверждающей, что в словосочетании соединяются слово и словоформа, если наречие – не изменяются и представлены только одной словоформой? – Наречие – застывшая форма, исторически имевшая формы словоизменения, парадигму, которая с течением времени редуцировались до одной формы. Таким образом, в одной форме синкретически выражается и конкретная словоформа, и вся парадигма данного слова. Поэтому здесь нет никакого противоречия. Ср.: компаратив всегда является словоформой, поскольку даже в исторической перспективе у него не было форм словоизменения.