Что такое равновесный объем

Рыночное равновесие и его виды

Вы будете перенаправлены на Автор24

Рыночное равновесие – это такая ситуация на рынке, которая характеризуется равенством объема спроса на товар и его предложения.

Равновесная цена и равновесный объём

Характеристиками рыночного равновесия являются равновесная цена и равновесный объём.

Равновесная цена — это та цена, при которой на рынке объем спроса равен объему совокупного предложения. В рамках графика спроса и предложения равновесная цена находится в точке, где пересекаются кривая спроса и кривая предложения.

Равновесный объём — это объем спроса и предложения продукта при определенной равновесной цене. В случае свободного движения цены согласно изменению спроса и предложения товар, проданный на рынке, распределяется, исходя из способности покупателей оплачивать ту цену, которую предлагает производитель. В случае превышения спроса над предложением цены будут расти до тех пор, пока уровень спроса не перестанет превышать совокупное предложение. Если предложение выше спроса, то в рамках рынка совершенной конкуренции цены будут снижаться до того момента, пока каждый из предлагаемых товаров не найдет своего покупателя.

Предложение и спрос являются взаимозависимыми элементами рыночного механизма, в котором спрос зависит от платежеспособной потребности покупателя (потребителя), а предложение зависит от совокупности товаров, предлагаемых продавцом (производителем). Соотношение спроса и предложения представляет собой обратно пропорциональную зависимость, которая определяет соответствующее изменение уровня цены на товар.

Экономический анализ спроса и предложения – это универсальное средство, которое можно применить к широкому кругу различных проблем. С его помощью можно прогнозировать влияние изменяющейся мировой экономики на рыночную цену и производственную эффективность; оценить степень влияния правительства на цены, минимальную заработную плату и экономические стимулы, а также проанализировать воздействие налогов, пошлин, субсидий на импорт на потребителей или производителей.

Важнейшие функции равновесной цены в условиях рынка:

Готовые работы на аналогичную тему

Основными свойствами рыночного равновесия являются:

Виды рыночного равновесия

В условиях современного рынка равновесие может быть устойчивым или неустойчивым. Если вслед за нарушением равновесия рынку удается приходить в состояние равновесия с установлением прежних равновесных цены и объема, то такое равновесие называется устойчивым. Если вследствие нарушения равновесия на рынке может быть установлено новое равновесие с изменением уровня цен и объема спроса (предложения), то такое равновесие принято называть неустойчивым.

В общем случае, под устойчивостью равновесия подразумевается способность рынка вновь приходить в равновесное состояние через установление прежней равновесной цены и объёма. Устойчивость рыночного равновесия может быть абсолютной, относительной, локальной (когда колебания цен происходят в определенных границах) и глобальной (может устанавливаться при любом колебании).

Исходя из временных возможностей производителя и уровня эластичности экономического предложения, различают несколько видов рыночного равновесия:

Теория рыночного равновесия важнейшее значение отводит фактору времени: мгновенное равновесие при неизменном предложении; краткосрочное равновесие при росте предложения без наращивания числа используемого оборудования; длительное равновесие «нормальной цены» с необходимость замены оборудования для производителя.

Источник

Равновесный объем

Равновесный объем [equi­lib­rium quantity] — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.

Смотреть что такое «Равновесный объем» в других словарях:

равновесный объем — Объем спроса и предложения товара при равновесной цене. [http://slovar lopatnikov.ru/] Тематики экономика EN equilibrium quantity … Справочник технического переводчика

равновесный объем — объем спроса и предложения при равновесной цене … Словарь экономических терминов

Равновесный валовой внутренний продукт — величина валового внутреннего продукта, при которой общий объем конечных товаров и услуг равен объему потребленных товаров и услуг. Равновесный валовой внутренний продукт равновесный объем производства ВВП, порождающий совокупные расходы,… … Финансовый словарь

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА РАВНОВЕСНЫЙ — Объем производства, при котором совокупное предложение равно совокупному спросу, или это объем производства, обеспечивающий расходы, достаточные для закупки данного объема производства Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

РАВНОВЕСНЫЙ ЧНП — – ЧНП, при котором общий объем произведенных готовых изделий и услуг равен общему объему купленных готовых изделий и услуг (объему совокупных расходов) … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора

Кейнсианский крест — «Кейнсианский крест» (или «Крест Кейнса») макроэкономическая модель, графическое изображение положительной зависимости между совокупными затратами экономических агентов и общим уровнем цен в экономике[1][2]. Содержание 1 Функция совокупных… … Википедия

Предложение — (Supply) Определение предложения, изменение и цена предложения Информация об определении предложения, изменение и цена предложения Содержание Содержание Определение Кривая Изменение предложения Изменение величины предложения Сдвиги кривой… … Энциклопедия инвестора

Рыночное равновесие — (market balance, market equilibrium) адекватное рыночным законам соотношение спроса и предложения; соответствие между объемом и структурой спроса на товары и объемом и структурой их предложения. Поскольку рыночное равновесие такое состояние рынка … Экономико-математический словарь

рыночное равновесие — Адекватное рыночным законам соотношение спроса и предложения; соответствие между объемом и структурой спроса на товары и объемом и структурой их предложения. Поскольку рыночное равновесие такое состояние рынка, которое характеризуется равенством… … Справочник технического переводчика

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Понятие о равновесной цене и равновесном объеме

В первой главе были рассмотрены такие понятия, как закон спроса, закон предложения, кривые спроса и предложения. Теперь можно объединить эти два понятия и раскрыть сущность рыночного равновесия.

Для начала объединим кривые спроса и предложения на одном графике (рис. 1)

Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объем

Рисунок 1 – равновесная цена

Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

Теперь рассмотрим рисунок 2.

а)Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объемб) Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объем

Рисунок 2 – Равновесие: а) по Л. Вальрасу, б) по А. Маршалу

На приведенном выше рисунке D — линия спроса, S — линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты — цены спроса и цены предложения.

Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий D и S, которым соответствуют объем QЕ и цена РЕ. Их называют соответственно равновесным объемом (QЕ = Q D = Q S ) и равновесной ценой (РЕ = Р D = Р S ).

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению.

Если при любой другой цене, отличной от РЕ, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене Р2 и как продавец того же товара при цене Р1.

Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу.

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен (P1—P2). Маршалл исходит из того, что «продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения». Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов, для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (рис.б)

Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса длительный — моделью А. Маршалла.

Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены

Существование и единственность равновесия

Равновесие достигается, когда количество предлагаемого товара равно количеству товара, которое потребители желают и способны приобрести. Графически, это означало, что кривые спроса и предложения пересекаются в некой точке А.

Но существуют ли такие ситуации, когда равновесия вовсе нет, т.е. кривые спроса и предложения не пересекаются? (рис. 3)

Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объем

Как мы видим из рисунка 9а объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене. Примером такой ситуации является воздух. Воздух является жизненно необходимым для людей, но он доступен нам в таких количествах, что наши потребности в нем полностью удовлетворяются по нулевой цене (т.е. бесплатно).

В этом случае о воздухе говорят как о свободном благе и считают, что равновесие существует при нулевой цене (P = 0), если при этой цене объем предложения превышает объем спроса. Отметим, однако, что очищенный воздух уже не будет являться свободным благом и за потребление его, очевидно, придется платить.

Совершенно иной случай, когда цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объеме выпуска (рис.3б), сумма денег, которую потребители готовы заплатить за данный товар, недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство. Производство такого товара технологически вполне возможно, но экономически нецелесообразно. Например, можно сделать автомобиль из чистого золота или мусорный бак из серебра, но продать эти товары будет весьма не просто. В этом случае считают, что равновесие существует при нулевом равновесном объеме (Q = 0), если цена предложения при этом объеме больше цены спроса.

Такая ситуация нередко возникает при освоении новых видов продукции, технология производства которых еще не отработана, серийность низка, а потребитель проявляет определенный консерватизм. Такой товар можно продвинуть на рынок, если ввести субсидии (дотации) для продавца или покупателя. Это означало бы сдвиг либо линии предложения вниз, либо линии спроса вверх.

Итак, с помощью вышеприведенных примеров и графиков мы рассмотрели ситуации, когда точки равновесия не существует. Далее рассмотрим примеры, в которых имеются несколько точек соприкосновения кривых спроса и предложения – точек равновесия.

Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объемЧто такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объем Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объем

Рисунок 4 – Неединственность равновесия

Такая ситуация, когда кривая предложения «загибается» характерна для трудовых ресурсов. Положительный наклон кривой предложения говорит о низком уровне заработной платы, т.е. увеличение последней стимулирует увеличение предложения труда. Однако если уровень заработной платы продолжает расти, достигается точка, за которой рабочие предпочитают свободное время увеличению дохода.

На рисунке 4в линии спроса и предложения также имеют общий отрезок: в этом случае равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q1 до Q2 и равновесной цене РЕ. Изменение объема в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Закон спроса и предложения

Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объем

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое спрос

Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.

Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.

Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объем

Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.

Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.

Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.

Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

полезность и необходимость товара;

ожидания изменения цены;

уровень доходов населения;

наличие товара на рынке;

предложение альтернативных товаров и их цены;

Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.

Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:

Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объем

Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:

Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объем

Теперь покажем изменение величины спроса на графике.

Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объем

Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.

Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.

Что такое предложение

Предложение — это товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства.

Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.

Цена предложения — это минимальная цена продавцов.

Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:

ожидания по будущей цене и потребности товара;

цены на аналогичные товары;

Рассмотрим график изменения величины предложения.

Что такое равновесный объем. Смотреть фото Что такое равновесный объем. Смотреть картинку Что такое равновесный объем. Картинка про Что такое равновесный объем. Фото Что такое равновесный объем

Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.

Что такое закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.

Закон спроса

Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.

Закон предложения

Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения

Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.

Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.

Функции спроса и предложения:

пропорциональное развитие производства;

рыночное регулирование цен;

отражение общественных отношений;

Что значит эластичность спроса и эластичность предложения

Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар.

Виды эластичности спроса:

Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.

Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.

Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.

Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.

Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен.

Виды эластичности предложения:

Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.

Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.

Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.

Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.

Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.

Формула эластичности

Q1 — спрос в начале;

Q2 — спрос в следующий момент времени;

P1 — цена в начале;

P2 — цена в следующий момент времени.

Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:

Что такое рыночное равновесие спроса и предложения

Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.

Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.

Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.

Типы рыночного равновесия:

Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.

Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.

Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.

Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:

Снизить налог на прибыль.

Уменьшить ставки по кредиту.

Ввести льготы, субсидии.

Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.

Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.

Источник

Экономическое равновесие

Экономическое равновесие – это состояние экономики, при котором объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения.

Частный вид экономического равновесия – это рыночное равновесие, представляющее собой ситуацию на определенном рынке, когда спрос на продукт или услугу равен его предложению. При этом объем продукта и его цена называются равновесными, или ценой рыночного клиринга.

Равновесная цена определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения и представляет собой цену, при которой объем рыночного спроса будет равен объему рыночного предложения. Соответственно, под равновесным объемом понимают объем спроса и предложения, который сложится на рынке при равновесной цене.

Механизм рыночного равновесия выражается в изменении рыночной цены в соответствии с изменением спроса и предложения до тех пор, пока перераспределение товаров на рынке не будет осуществляться в зависимости от величины покупательной способности потребителей. В случае если спрос будет превышать предложение, цена будет расти до тех пор, пока их величины не сравняются. Если же предложение превысит спрос, то цена, напротив, будет снижаться до момента установления равнозначных значений спроса и предложения.

Выделяют два вида рыночного равновесия:

– устойчивое, когда после нарушения равновесия на рынке устанавливаются прежние равновесные цена и объем;

– неустойчивое, когда после нарушения равновесия устанавливается новое рыночное равновесие и изменяются равновесные цена и объем.

Исследованию особенностей формирования экономического и рыночного равновесия посвящены работы А. Маршалла и Л. Вальраса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *