Что такое районный коэффициент в больничном листе
Брать ли районный коэффициент при расчете больничного?
Что представляет собой районный коэффициент
Под районным коэффициентом в контексте трудовых правоотношений понимается финансовый показатель, на который умножается заработная плата (все ее компоненты — оклад, премии, стимулирующие выплаты) человека, работающего в регионах (муниципалитетах), в которых:
1. Как правило, наблюдаются сложные климатические или экологические условия проживания граждан и ведения трудовой деятельности. Например, на Крайнем Севере и районах, которые приравнены к нему. Отсюда неофициальное название показателя — «северный коэффициент».
2. Соответствующие районные коэффициенты установлены законодательно.
Примеры нормативных актов, в которых закреплены коэффициенты для тех или иных регионов (муниципалитетов):
Значительная часть нормативных актов, устанавливающих коэффициенты, принята еще в СССР. При отсутствии более новых источников права они признаются полностью действующими.
Полный перечень районных коэффициентов есть в КонсультантПлюс. Чтобы посмотреть Справочник, получите пробный доступ к правовой системе. Это бесплатно.
Районный коэффициент начисляется на зарплату вне зависимости от стажа работы человека в целом и в регионе, где коэффициент действует, в частности. В этом отличие рассматриваемого финансового показателя от другого схожего по назначению — процентной надбавки (часто именуемой «северной надбавкой»).
Узнать больше о применении районных коэффициентов и «северных надбавок» вы можете в статье «Какие полагаются льготы работникам Крайнего Севера?».
В каких случаях начисляется районный коэффициент на больничный лист
Как мы уже знаем, районный коэффициент — это показатель, на который умножается заработная плата сотрудника, работающего в регионе, для которого соответствующий коэффициент определен законодательно. При расчете больничного подобное умножение в общем случае не осуществляется: это связано с тем, что пособие по нетрудоспособности рассчитывается исходя из фактического заработка (который уже исчислен и выплачен с учетом установленных коэффициентов).
Узнать больше об особенностях расчета больничного по среднему заработку вы можете в статье «Среднедневной заработок для расчета больничного».
Вместе с тем районный коэффициент при исчислении больничного все же может быть применен, если:
1. Сотрудник имеет страховой стаж, который не превышает 6 месяцев.
2. Средний месячный заработок сотрудника за 2 года, предшествующих тому, в котором оформляется больничный, — меньше МРОТ.
3. Сотрудник не работал по ТК РФ в течение 2 лет, предшествующих году, в котором оформляется больничный (и, соответственно, не имел зарплаты).
4. Сотрудник нарушил режим лечения.
5. Нетрудоспособность сотрудника наступила вследствие опьянения.
Рассмотрим подробнее порядок расчета больничного в указанных случаях на практике.
Расчет больничного с коэффициентом: нюансы
Во всех указанных случаях (при соблюдении хотя бы 1 из перечисленных условий) больничный рассчитывается по МРОТ. В большинстве случаев формула расчета будет такая:
ВН = КБ × (МРОТ × 24 / 730) × К,
ВН — выплата по нетрудоспособности;
КБ — количество дней болезни сотрудника;
К — коэффициент по стажу, равный 0,6 при стаже сотрудника менее 5 лет, 0,8 — при стаже 5–8 лет, 1 — при стаже более 8 лет.
Пример расчета пособия, когда средний месячный заработок работника меньше МРОТ, от КонсультантПлюс
С 14 по 20 января 2021 г. работник согласно больничному листу был болен.
На работу он принят в январе 2021 г. До этого момента страхового стажа и заработка, учитываемого при исчислении пособия, не имел.
В таком случае больничный нужно рассчитать исходя из МРОТ.
Алгоритм расчета смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Если стаж сотрудника меньше 6 месяцев, то применяется несколько другая формула расчета исходя из МРОТ:
ВН = КБ × (МРОТ / Количество календарных дней в месяце болезни).
Величина МРОТ берется по состоянию на дату открытия больничного листа сотрудника. Если после начала периода нетрудоспособности вступил в силу нормативный акт, установивший новую величину МРОТ, то тем не менее используется та, что утверждена ранее действовавшим нормативным актом.
Если в регионе (муниципалитете), где трудоустроен вышедший на больничный человек, принят районный коэффициент, порядок его примененения вы можете посмотреть ниже на примерах.
Итоги
Районный коэффициент при исчислении больничного применяется только в тех случаях, когда величина пособия по временной трудоспособности рассчитывается исходя из МРОТ. Это связано с тем, то соответствующий коэффициент «автоматически» учтен в среднем заработке, на основе которого исчисляется больничный в общем случае.
Узнать больше о применении районного коэффициента в различных сферах трудовых отношений вы можете в статьях:
Расчёт больничных в 2021 году — сравнение с МРОТ и районные коэффициенты
С 1 апреля 2020 года пособия по временной нетрудоспособности нужно начислять по новым правилам: сумма за полный месяц должна быть не ниже МРОТ. Аналогичный порядок продолжит действовать в 2021 году. Разберёмся с расчётом на примерах.
Какие изменения учитывать в 2021 году
В течение 2020 года правила расчёта больничных изменяли несколько раз. Во-первых, сумма больничного за полный месяц теперь не может быть меньше МРОТ, если у работника полная ставка. Во вторых, при сравнении фактического среднего заработка с минимальным теперь МРОТ нужно брать с учётом районного коэффициента. Кроме того, изменился сам МРОТ и предельная база дохода для расчёта пособий. Разберёмся с этим подробнее.
Больничный за полный месяц не должен быть меньше МРОТ
С 1 апреля 2020 года установили порядок расчёта пособий, в соответствии с которым работодатели должны выплачивать пособие по временной нетрудоспособности так, чтобы при расчёте за полный месяц оно было не ниже МРОТ (ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 104-ФЗ). Изначально планировалось, что эти правила будут действовать до конца 2020 года, но по итогу их сделали постоянными (ч. 6.1, 6.2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2020 № 478-ФЗ).
В местностях, где применяется районный коэффициент, МРОТ берётся с учётом районного коэффициента. Также учитывается коэффициент занятости — если сотрудник работает на условиях неполного рабочего времени, пособие определяют пропорционально его продолжительности.
На самом деле, «доведение» до МРОТ было закреплено в законодательстве и раньше. Средний заработок рассчитывается за два предыдущих года. Если за этот период зарплата была меньше, чем МРОТ × 24, то средний дневной заработок рассчитывается как МРОТ × 24 / 730. Но это не всегда гарантировало, что сумма пособия за полный месяц будет больше МРОТ. И вот почему:
1. Не всегда пособие рассчитывается в размере 100 % среднего заработка (см. ст. 7 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). В частности пособие могло получиться меньше, чем теперь по новому закону, для тех, у кого:
Новые правила расчёта гарантируют, что сумма пособия в пересчёте на полный месяц будет не меньше МРОТ. В первую очередь, это хорошо для работников с зарплатой близкой к МРОТ и страховым стажем меньше 8 лет.
Фактический среднедневной заработок надо сравнивать с МРОТ, рассчитанным с учётом РК
Новое правило касается работников, у которых заработок за предыдущие два года оказался больше, чем 24 МРОТ, но меньше, чем 24 МРОТ с учетом районного коэффициента. Теперь при сравнении среднего заработка работника с МРОТ, нужно учитывать районный коэффициент, установленный в регионах и местностях (федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ).
По старым правилам ФСС применять районный коэффициент можно было только в том случае, когда средний заработок, рассчитанный из МРОТ, оказывался выше фактического. То есть пособие сравнивали с минимальным среднедневным заработком и не применяли районный коэффициент, если фактический заработок был больше минимального. Из-за этого часто бывало, что работник с меньшим доходом за два года получал больничный в большей сумме, чем коллега, у которого доходы выше.
До вступления в силу 175-ФЗ, средний заработок рассчитанный по доходу застрахованного лица сравнивался просто с МРОТ × 24 / 730 и только в случае если он оказался меньше, и расчёт шёл по МРОТ применялся районный коэффициент к конечной сумме пособия (такой позиции придерживался ФСС не смотря на судебную практику). В тех случаях, когда доход работника за два года был больше 24 × МРОТ, но меньше 24 × МРОТ × РК это приводило к занижению суммы пособия.
Подробнее об этом изменении можно почитать в статье «Считаем больничные по‑новому: МРОТ с учётом районных коэффициентов». Не забудьте заглянуть в комментарии, чтобы найти еще больше разъяснений и примеров от экспертов.
Изменение МРОТ и лимитов для расчёта больничных
С 2021 года МРОТ вырастет до 12 792 рублей, а также изменятся лимиты для расчёта пособий. Мы сравнили показатели 2019, 2020 и 2021 годов в табличке. Обратите внимание, что при сравнении не учтены районные коэффициенты и регион.
Показатель | 2019 | 2020 | 2021 |
---|---|---|---|
МРОТ, рублей | 11 280 | 12 130 | 12 792 |
Предельная база для расчета пособия, рублей | 865 000 | 912 000 | 966 000 |
Максимальный дневной размер пособия при: | |||
стаже от 8 лет, рублей | 2 150,68 | 2 301,37 | 2 434,25 |
стаже от 5 до 8 лет, рублей | 1 720,54 | 1 841,1 | 1 947,4 |
стаже до 5 лет, рублей | 1 290,41 | 1 380,82 | 1 460,55 |
Максимальный дневной размер пособия при: | |||
месяцев из 31 дней, рублей | 363,87 | 391,29 | 412,65 |
месяцев из 30 дней, рублей | 376 | 404,33 | 426,4 |
в феврале, рублей | 402,86 | 418,28 | 456,86 |
Как рассчитать больничный в 2021 году
По новым правилам нужно рассчитывать минимальный среднедневной заработок с учётом районного коэффициента и коэффициента занятости. Для этого используйте формулу:
МРОТ × РК × КЗ × 24 / 730, где:
Затем рассчитанный фактический среднедневной заработок сравнивается с минимальным. Для дальнейшего расчёта выбирается наибольшая величина из двух. Теперь нам необходимо рассчитать размер пособия, которое работник должен получить за период нетрудоспособности в соответствии с рассчитанным средним дневным заработком. Для этого используйте формулу:
СРЕДНИЙ × ПРОЦЕНТ × ДНИ, где:
Затем полученную сумму надо сравнить с минимальным размером пособия, рассчитанным исходя из МРОТ с учётом районного коэффициента и коэффициента занятости. Для этого используйте формулу:
МРОТ × РК × КЗ × ДНИ / ККД, где:
Дальше при расчёте пособия используется бóльшая сумма. Если минимальный размер пособия окажется больше, чем пособие рассчитанное по среднему, то сотруднику надо будет выплатить минимальный размер пособия.
Пример расчёта
Работник болел с 11 по 21 января 2021 года. Его страховой стаж — 3 года. Районный коэффициент — 1,15. За два предыдущих годах заработок составил 310 000 руб.
Порядок расчёта | Как было бы в 2021, если бы не было изменений от 19 июня 2020 года | По новым правилам в 2021 году |
Рассчитываем средний дневной заработок (по факту) | 310 000 / 730 = 424,66 рубля | |
Рассчитываем минимальный среднедневной заработок | 12 792 рубля × 24 месяца / 730 дней = 420,56 | 12 792 рубля × 1,15 (РК) × 24 месяца / 730 дней = 483,64 |
Сравниваем, берем наибольшее значение | 420,56 424,66 | |
Рассчитываем сумму пособия по среднему заработку | 424,66 рубля × 11 дней × 60 % (к-т стажа) = 2 802,76 рубля | 483,64 рубля × 11 дней × 60 % (к-т стажа) = 3 192,02 рубля |
Рассчитываем минимальное значение пособия за 11 дней января | — | 12 792 × 1,15 × 11 / 31 = 5 219,96 |
Сравниваем сумму пособия по среднему заработку с минимальным пособием | — | 3 192,02 публикации |
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как изменился порядок расчета пособий в местностях, где применяется районный коэффициент?
Автор: Логинова Е. А., эксперт журнала
В местностях, где применяется районный коэффициент, средний заработок для расчета больничных, декретных и «детских» пособий теперь нужно будет сравнивать с МРОТ, увеличенным на этот коэффициент. Ранее ФСС настаивала, что такой вариант сравнения не предусмотрен законодательством, а суды с такой позицией не соглашались.
Точку в многолетних спорах по данному вопросу поставил Федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ[1] (далее – Закон № 175-ФЗ). Он действует с 19.06.2020. Поэтому применение нового порядка при расчете социальных пособий по страховым случаям, наступившим после указанной даты, более не приведет к спорам с ревизорами фонда ФСС.
При этом аптечным организациям не следует забывать, что до конца 2020 года действует особый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности (он был установлен Законом № 104-ФЗ[2] в связи с коронавирусной инфекцией).
Особенности исчисления пособий по нетрудоспособности в 2020 году.
Общие правила расчета пособия по временной нетрудоспособности таковы. При определении размера пособия вначале нужно рассчитать величину среднего дневного заработка. Для этого берется заработок за два предшествующих календарных года и делится на 730 (ст. 14 Закона № 255-ФЗ[3]). Если средний заработок в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ, то средний заработок для расчета пособия принимается равным МРОТ. То есть вместо фактических выплат для расчета пособия берутся 24 МРОТ, а средний дневной определяется как МРОТ x 24 / 730.
Однако в период с 01.04.2020 и до конца года действуют временные правила расчета больничных, которые были установлены Законом № 104-ФЗ. Они заключаются в следующем.
Если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное по общим правилам (исходя из среднедневного заработка и стажа работы), в расчете за полный календарный месяц оказалось ниже МРОТ (в 2020 году он равен 12 130 руб.), то больничные выплачиваются в сумме МРОТ в расчете за полный календарный месяц (п. 1 ст. 1 названного закона).
В таком случае размер дневного пособия определяется так: МРОТ делится на число календарных дней в том месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности. А чтобы вычислить общий размер пособия, подлежащего выплате, нужно полученный размер дневного пособия умножить на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце (п. 2 ст. 1 Закона № 104-ФЗ).
Покажем на условном примере, как нужно производить расчет пособия по особым правилам.
Предположим, что сотрудник аптеки болел с 27.04.2020 по 12.05.2020. В расчетном периоде размер выплат, на которые начислены страховые взносы в ФСС, составил:
за 2018 год – 125 850 руб.;
за 2019 год – 146 470 руб.
Стаж работы сотрудника на момент наступления страхового случая – 12 лет.
Среднедневной заработок за расчетный период составляет:
исходя из фактического дохода – 373,04 руб. ((125 850 + 146 470) руб. / 730 дн.);
исходя из МРОТ – 398,79 руб. (12 130 руб. x 24 мес. / 730 дн.).
Получается, что пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка 398,79 руб. (так как он больше, чем 373,04 руб.).
Проверим выбранный вариант среднего заработка для расчета пособия на соответствие требованиям п. 1 ст. 1 Закона № 104-ФЗ. В расчете за полный календарный месяц сумма пособия по нетрудоспособности составит:
за апрель – 11 963,70 руб. (398,79 руб. х 30 дн.);
за май – 12 362,49 руб. (398,79 руб. х 31 дн.).
Важно: если сначала исчислить размер пособия за 1 день (12 130 руб. / 30 дн. = 404,33 руб.), а затем умножить его на количество дней нетрудоспособности, то получится меньшая сумма – 1 617,32 руб. (404,33 руб. х
4 дн.). Разница возникает из-за правил округления при исчислении промежуточной величины – пособия за 1 день. Правильным вариантом является первый из указанных способов расчета пособия, поскольку в результате умножения 404,33 руб. на 30 дн. получится 12 129,9 руб. в месяц, что менее 12 130 руб. (это противоречит п. 1 ст. 1 Закона № 104-ФЗ).
Величина пособия в расчете за весь май превысила МРОТ (на 232,49 руб.), следовательно, пособие нужно исчислить по общему правилу.
Таким образом, сумма пособия, приходящаяся на май (с 01.05.2020 по 12.05.2020), составляет 5 981,85 руб. (398,79 руб. х 12 дн.).
Общая сумма пособия за 16 дней нетрудоспособности (с 27.04.2020 по 12.05.2020) составит 7 599,18 руб. (1 617,33 + 5 981,85).
Если больничный выплачивается в местности, где применяются районные коэффициенты, то расчет пособия немного усложнится из-за применения в расчете этого коэффициента. Применение коэффициента обусловлено нормами двух законов – п. 3 ст. 1 Закона № 104-ФЗ (действует только в 2020 году) и ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ (в новой редакции).
Нормативный пробел в положениях закона.
Частью 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ предусмотрен порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 ст. 14 названного закона, не имело заработка или если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
В такой ситуации средний заработок для расчета вышеназванных пособий приравнивался федеральному МРОТ. Об увеличении МРОТ на районный коэффициент при расчете пособий в местностях, где применяется такой коэффициент, в ст. 14 Закона № 255-ФЗ не было не сказано ни слова, в отличие от других норм этого закона.
О том, что при расчете пособия с использованием МРОТ, установленного федеральным законом, применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов, говорится, в частности, в таких нормах Закона № 255-ФЗ:
ч. 6 ст. 7 «Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности»;
ч. 2 ст. 8 «Основания для снижения пособия по временной нетрудоспособности»;
ч. 3 ст. 11 «Размер пособия по беременности и родам».
Помимо этого, положения ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ не соответствовали абз. 3 п. 11.1 Порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности[5], где указано, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий, определяются с учетом этих коэффициентов.
В связи с обозначенными обстоятельствами применение ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ на практике приводило к нарушению имущественных прав граждан и нереализации в полном объеме их социальных гарантий, поскольку размер пособия у застрахованных лиц, получающих средний дневной заработок выше МРОТ без учета районного коэффициента, исчисляется (выплачивается) в меньшем размере, в отличие от застрахованных лиц, у которых отсутствует заработок в расчетном периоде либо размер среднего заработка ниже МРОТ без учета районного коэффициента.
Кроме того, коллизия положений ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и иных норм данного закона, а также положений подзаконного нормативного акта, регламентирующих порядок исчисления пособий исходя из среднего заработка, равному МРОТ, привела к многочисленным спорам между страхователями и территориальными органами ФСС, которые зачастую разрешались только в судебном порядке.
Противостояние работодателей и ревизоров фонда ФСС.
Позиция ФСС
Правило, изложенное в ч. 1 п. 1.1 Закона № 255-ФЗ, специалисты ФСС толковали так. Если пособие исчисляется исходя из среднего заработка, определенного на основе МРОТ, то на районный коэффициент увеличивается итоговая сумма пособия. Иными словами, сначала нужно рассчитать средний дневной заработок исходя из МРОТ, затем определить размер пособия и только потом проиндексировать это пособие на районный коэффициент. Такие рекомендации были приведены в Письме ФСС России от 11.03.2011 № 14-03-18/05-2129.
А позже в Письме ФСС России от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП вообще было подчеркнуто, что увеличение рассчитанного исходя из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе сравнения его с фактическим средним заработком законодательством не предусмотрено.
В чем несправедливость такого подхода?
В Письме ФСС России № 02-11-03/17-02-468ОП приведен такой пример. Средний дневной заработок сотрудницы, рассчитанный за расчетный период (2016 – 2017 годы), составил 316,84 руб., а средний дневной заработок, рассчитанный исходя из МРОТ, действовавшего в период наступления страхового случая (в 2018 году – 9 489 руб.), – 311,97 руб. (9 489 руб. x 24 мес. / 730 дн.).
Поскольку средний дневной заработок сотрудницы, рассчитанный за расчетный период (316,84 руб.), больше среднего дневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ (311,97 руб.), действовавшего в период наступления страхового случая, без учета районного коэффициента (1,15), для расчета пособия нужно применять величину 316,84 руб.
С корректностью такого варианта расчета сложно согласиться, ведь фактический средний дневной заработок (в примере – 316,84 руб.) рассчитывается с учетом районного коэффициента, заложенного в выплатах, учитываемых при расчете среднего заработка. А средний дневной заработок исходя из МРОТ не учитывает районный коэффициент, следовательно, данная величина изначально занижена.
Если бы средний заработок сравнивался с МРОТ, умноженным на коэффициент (1,15), то для расчета пособия использовался бы средний дневной заработок 358,76 руб. (9 489 руб. х 1,15 x 24 мес. / 730 дн.), соответственно, сумма пособия в этом случае была бы больше.
На практике многие работодатели именно так и поступали при расчете пособий по временной нетрудоспособности. Однако территориальные органы ФСС, как правило, снижали размер возмещаемых расходов на выплату таких пособий. А дальше спор нередко заканчивался в суде.
Судебная практика
Арбитры (в большинстве своем) с позицией ФСС по поводу расчета пособий в анализируемой ситуации не соглашались.
Суды указывали: районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях. Следовательно, он должен применяться на первом этапе расчета пособия – при исчислении среднего дневного заработка (как из фактического отработанного времени, так и из МРОТ), а не в момент, когда пособие уже рассчитано. МРОТ, применяемый для сравнения со средним заработком работника, должен быть увеличен на районный коэффициент. Соответственно, если рассчитанный исходя из МРОТ (с применением коэффициента) средний дневной заработок больше «фактического», то расчет пособия следует производить исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент (см. определения ВС РФ от 26.02.2018 № 307-КГ17-23297 по делу № А42-992/2017, от 30.10.2017 № 307-КГ17-15371 по делу № А42-6993/2016, ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14 по делу № А27-8955/2013).
Что в итоге?
Закон № 175-ФЗ устранил нормативный пробел – уточнены положения п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Теперь в нем сказано следующее. Если работник, проживающий в местности, где применяются районные коэффициенты, не имел заработка в расчетном периоде либо его заработок за месяц был меньше одного МРОТ на день наступления страхового случая, то средний заработок для расчета пособия принимается равным МРОТ, установленному с учетом этих коэффициентов.
Подобное уточнение нормы позволит работодателям и органам ФСС правильно исчислять и осуществлять выплаты причитающихся гражданам пособий, а также не допускать нарушение имущественных прав застрахованных лиц.
Добавим: уточненный п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ применяется с 19.06.2020. Срок действия этого уточнения никак не ограничен.
Что касается применяемого в 2020 году особого порядка расчета пособий, установленного Законом № 104-ФЗ, следует заметить, что законодатели предусмотрели и этот момент. В пункте 3 ст. 1 данного закона содержится уточнение о необходимости увеличения МРОТ на районные коэффициенты для исчисления пособия по временной нетрудоспособности в местностях, где применяются такие коэффициенты.
Работник аптеки болел с 22.06.2020 по 29.06.2020. В расчетном периоде выплаты, на которые начислены страховые взносы в ФСС, составили:
за 2018 год – 212 136 руб.;
за 2019 год – 232 592 руб.
Аптека расположена в местности, где применяется районный коэффициент 1,15.
Пособие должно быть выплачено работнику в 100 %-м размере.
Среднедневной заработок работника за расчетный период составил:
исходя из фактического дохода – 581,82 руб. ((199 136 + 225 592) руб. / 730 дн.);
исходя из МРОТ (с учетом коэффициента 1,15) – 458,61 руб. (12 130 руб. х 1,15 x 24 мес. / 730 дн.).
В связи с тем, что средний дневной заработок, рассчитанный исходя из фактического дохода (581,82 руб.), больше среднего дневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ с учетом коэффициента (458,61 руб.), для расчета пособия нужно взять первую величину.
Сумма пособия работнику за период нетрудоспособности с 22.06.2020 по 29.06.2020 составит 4654,56 руб. (581,82 руб. х 8 дн.).
Проверим соответствие размера пособия требованиям Закона № 104-ФЗ. В данном случае сумма пособия за полный календарный месяц составляет 17 454,6 руб. (581,82 руб. х 30 дн.). И эта сумма больше, чем 13 949,5 руб. (12 130 руб. х 1,15).
[1] «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
[2] Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка». Закон действует с 01.04.2020.
[3] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
[4] Очевидно, особый порядок расчета пособия, предусмотренный положениями п. 1 и 2 ст. 1 Закона № 104-ФЗ, должен применяться при небольших зарплатах, если в месяце наступления страхового случая менее 31 дня или процент оплаты больничного составляет 60 или 80 %.
[5] Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.