Что такое разбивка в школе
Разбивки
При знакомстве детей друг с другом, нам кажется, было бы неплохо формировать группы различными способами, чтобы избежать объединения детей в одну группу по признаку «мы уже знакомы». Предлагаем несколько вариантов таких разбивок.
Например, Маши, Миши, Даши и Димы — одна группа; Тани, Толи, Тимофеи — вторая группа и т.д. Данная разбивка требует, чтобы ведущим был проведен предварительный анализ состава детей.
Голубоглазые — одна группа, сероглазые — вторая группа и т.д.
Для данной разбивки требуется выдать детям различные геометрические фигуры, которые и будут основанием для разбивки.
Детям предлагается найти тех, у кого геометрическая фигура такого же цвета.
По кусочкам открытки
Открытка разрезается по количеству детей, которое должно быть в группе. Задача детей — собрать открытку.
С помощью детской игры «ворота»
Используется, если необходимо разбить детей на две команды. Если команд должно быть больше, количество ворот увеличивается.
Нужно вытащить палочки одинаковой длины или цвета.
Данную разбивку лучше использовать, когда дети уже узнали друг друга. Варианты здесь тоже могут быть разными. Например: пусть выйдут вперед четыре (столько, сколько должно быть групп) самых смелых человека. Вы — капитаны наших кораблей и отправляетесь в путешествие. Но какой же капитан без команды! Главный помощник капитана — штурман. Капитаны, выберите себе штурмана (можно создавать ограничение по полу: девочки выбирают мальчика и наоборот). Штурманы, а вы найдите себе боцмана и т.д. Особое внимание следует обратить на детей, которые остались последними. Этим детям следует дать право на собственный выбор команды.
Игра «Передай другому»
Игра проходит в группах. Дети в своих группах садятся на пол в круг или цепочкой. Каждой группе ведущий сообщает то или иное название предмета (например: горячая картошка, вода, тесто, оладьи и др.). Задача каждой группы передать информацию о своем предмете другим группам, не называя его, используя пантомиму. Задача других групп — отгадать, что это такое.
Игра «Строители пирамид»
Играют парами. Пара берется за руки и не разнимает их на протяжении всей игры. По сигналу каждая пара должна построить пирамиду из однородных предметов, разных по величине. Комплекты для строительства подготавливаются ведущим заранее. Одной паре можно положить две коробки одной величины, чтобы она могла обратиться к другой паре, у которой есть коробка другой величины.
Играют парами или тройками. Каждой группе предлагается фраза. Задача: другими словами выразить то, что сказано в первой фразе (например: на улице хорошая погода — во дворе ярко светит солнце).
Для разбивки вам понадобятся несколько парусников разных цветов (по числу микрогрупп), каждый из которых необходимо разрезать на столько частей, сколько будет участников в микрогруппах. На крайний случай, парусники можно заменить открытками (рисунками) с кораблями. Причем, не забывайте и том, что число участников в командах должно быть равным по количественному составу.
Мальчики (юноши, мужчины) пишут объявление о том, что они хотят познакомиться с девочкой (девушкой, женщиной). Все объявления складываются в коробку или шапку. Девочки по очереди вытаскивают одно из объявлений, зачитывают его вслух, мальчик выходит и, таким образом, пара сформирована.
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются “атомами”. В молекуле может быть любое количество атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать “молекулу”, т.е.
Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего участники перестраиваются так, чтобы имена располагались: 1. в алфавитном порядке. 2. по месяцам рождения. 3. по знакам Зодиака. 4. по увлечениям и т.д.
По сигналу ведущего все игроки начинают, выкрикивая свои имена, искать своих тезок, чтобы быстрее других собраться в команду. Выигрывают самые шумные и проворные.
Данную разбивку лучше использовать, когда дети уже узнали друг друга. Варианты здесь тоже могут быть разными. Например: пусть выйдут вперед четыре (столько, сколько должно быть групп) самых смелых человека.
Подготавливаются карточки по числу участников с буквами разных цветов, так, чтобы буквы одного цвета составлялись в слово. Число букв в слове равно числу участников в команде.
Ведущий каждому участнику раздает карточки, на которых написано название животного. Название повторяется на двух карточках. Задача игроков: отыскать свою пару, при этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного.
Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. При чем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.
Ведущий предлагает всем участникам представить себя атомами, задача которых, перемещаясь по комнате, собраться в различные молекулы, соблюдая разные условия, например, собраться в молекулу из 5 атомов и т.д.
На листочках бумаги рисуются различные фигуры по числу нужных групп, участники сами их вытягивают и объединятся в группы по одинаковым фигурам.
Разбивка идет на 4 команды в соответствии с тем кот когда родился: лето, осень, зима,весна.
2. Выбираете 2 лидера. Каждый из них выбирает по одному человеку, которые, в свою очередь выбирают следующих, следующие делают свой выбор. и так до тех пор, пока весь коллектив не разойдётся на 2 команды.
Ресторан.Тоже что и молекулы.
А еще барабан- вожатый стоит спиной,сзади подходит ребенок и коладет руку ему на плечо и вожатый говорит направо или налево=)
Веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд. ) просто если они будут стоять в кругу, то полюбому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково 😉
. Совет: Разбивка на группы может также осуществляться по знаку зодиака, по месту жительства, по увлечению и т.д. Интересен вариант, когда разбивка происходит следующим образом: всем участникам в случайном порядке раздаются заранее заготовленные треугольники, квадратики, кружочки (разнообразие форм зависит от количества групп, которые вы хотите создать). И у вас готовы мини-группы: те, кто получили квадратики – одна группа, треугольники – другая и т.д. Возможен другой вариант – разрежьте 5 открыток на столько частей, сколько участников предполагается в каждой из 5 групп и раздайте их ребятам – у вас готовы пять мини-групп.
Подготовка: Ведущий заранее разрезает несколько открыток на кусочки, по количеству участников подгруппы, например, три открытки на четыре части каждую и т.п.
Задача: Это упражнение дает возможность не только разбиться на команды, но и подвигаться, отдохнуть.
Инструкция: «Представьте себе, что все мы атомы, которые движутся в хаотичном порядке. Когда холодно, атомы движутся медленно, когда тепло – скорость их движения увеличивается, когда жарко – они движутся еще быстрее. Иногда атомы объединяются в молекулы, а потом опять разлетаются в разные стороны. И так происходит постоянно. Сейчас мы все начнем двигаться, как атомы в хаосе». Ведущий может командовать: «Холодно», «Жарко», «В молекулы по три атома», «Хаос», «В молекулы по пять атомов» и т.д. Последнее количество атомов в молекуле должно быть таким, чтобы все участники разделились на нужное число команд.
Сразу в первый день лагеря раздают участникам лагеря name-tagи. Это карточки, которые все, принимающие участие в лагере, обязаны носить с собой, не снимая, на протяжении всего действа. На name-tagах помещают, как специально придуманные имена-прозвища (никеймы), которыми желают пользоваться в лагере, так и совпадающие с их собственными именами. На name-tagах участников есть символы, выдержанные в стилистике лагеря, которые делают эти карточки путевыми листами. Допустим лагерь, который мы рассматриваем, – солнечное царство. Участники лагеря – солнечные зайчики.
Таким образом, name-tag делит группу участников лагеря 4 раза на группы общения. Причем при разделении участников на группы общения старайтесь, чтобы комбинации людей все время менялись и ребята постоянно оказывались в новом окружении.
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются “атомами”. В молекуле может быть любое количество атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать “молекулу”, т.е. схватить друг за друга за руки.
Если ведущий говорит: “Реакция идет по три”, то сцепляются 3 игрока и т.д. Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служат команды ведущего: “Реакция окончена”.
Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда “Реакция идет по одному”.
Вместе со словом ведущий, указывает количество людей в кочке, дорожке, копне. Например, кочка по три — участники разбиваются на группы по три человека и приседают на корточки.
2. «Поросята, котята, утята» В начале игры ведущий каждому на ушко говорит название одного из трех животных: поросята, котята, утята. Затем просит всех имитировать звуки своих животных. Двигаясь по залу все должны найти своих собратьев, разбившись на 3 группы.
3. «Космос» Все участники хаотично ходят по комнате. Затем по команде ведущего все должны объединиться в космические экипажи по три человека и распределить между собой роли: командир, штурман, пассажир.
4. «Найди пару» Ведущий раздает карточки с названием животных, все карточки по две. Каждый индивидуально читает название животного, убирает карточку, затем молча ищет свою пару с помощью характерного жеста указанного животного. Игра заканчивается, когда все пары образованы, ведущий по очереди спрашивает: «Кто вы?».
5. «Снежинки» Весь отряд находится в хаотичном движении, представляя себя снежинкой. По команде ведущего все объединяются в группы по 2, 3, 4 и т.д. человека.
6. «Найди пару» На спину прикрепляется бумажка, на которой написана половина названия. Например, Баба. Задача молча найти свою половину (Яга) и встать рядом. Общаться можно не вербально.
7. «Найди себя» Задание — разбиться на группы по:
8. «Молекулы» Все участники — это атомы, которые находятся в броуновском движении. По команде ведущего они собираются в молекулы по *** человек.
9. «Я хочу танцевать с. » Игра применяется для создания пар на танцевальном вечере. Девушки вытягивают бумажки со следующим содержанием: «Я хочу танцевать с самым красивым (умным, высоким, богатым. ) юношей». Юноши вытягивают бумажки: «Я самый красивый (умный, высокий, богатый). ».
10. «Сборная солянка» Ведущий в зависимости от количества групп готовит разбивочный материал, раздает его игрокам и просит их собраться по группам.
11. «Кис, брысь, мяу» Двум участникам игры предлагается встать спиной к остальным участникам и по принципу игры «Кис, брысь, мяу» набрать себе команду.
Метод распределения учащихся на группы в групповой форме работы
По определению Е.И. Пассова, группа – это промежуточное звено между парным и коллективным общением. Здесь, по сравнению с парным общением, требуется больше внимания, учета стратегий не одного, а нескольких собеседников, и учет отношений между собеседниками, поэтому эта форма работы используется учителем значительно реже, чем парная работа.
Мы в своей работе будем придерживаться следующего его определения: группа – это определенное количество учащихся – 3, 4 или 5 человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель, функциональную структуру.
Групповое обучение заключается в выполнении определенных дидактических заданий группой из нескольких человек.
Останавливаясь на классификации групповых форм работы, отметим многообразие критериев их построения. Классификация группы зависит от таких факторов, как уровень обученности учащихся, количество учащихся в группе, продолжительность работы группы, место в ходе урока, знание, умение или навык, формирующиеся при работе в группе и т.д.
Продемонстрируем классификацию групп в зависимости от различных критериев в таблице.
Классификация групп по различным критериям.
№ | Критерий | Типы групп |
1 | Количество членов группы. | Малые – 3-4 человека. Большие – 5-15 человек. |
2 | Продолжительности работы в группе. | Постоянные. Временные (на четверть, на полугодие). Сформированные для выполнения одного учебного задания. |
3 | Устойчивость состава. | Постоянные. Подвижные. |
4 | Уровень учебных способностей учащихся. | Состоящие из учащихся с высокими учебными способностями. Состоящие из учащихся со средними учебными способностями. Состоящие из учащихся с низкими учебными способностями. Смешанные. |
5 | Место в структуре урока. | Для повторения изученного материала. Для выполнения учебных заданий. Для проверки качества усвоения знаний и т.д. |
6 | Цель организации группы. | Получение знаний. Формирование умений. Формирование навыков. |
С точки зрения степени обученности или учебных возможностей учащихся, входящих в группу, можно выделить группы из учащихся с высокими учебными возможностями, средними и низкими учебными способностями или же смешанные по уровню учебных возможностей группы.
Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся имеют навыки самостоятельной работы. Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу. Чтобы учебные группы успешно работали, целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга.
С точки зрения количественного состава учащихся оправдывают себя группы из четырёх человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.
Групповая форма работы может вводиться на разных этапах урока. На этапе формирования знаний у учащихся целесообразно провести с ними сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. При такой организации обучения каждый ученик в 8-10 раз чаще, чем при фронтальной, выражает свои мысли вслух.
Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи.
Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.
Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности.
Исследователи утверждают, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет: в младших классах 5-7 минут, в средних – 10-15 минут, в старших – 15-20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.
Вопрос о формировании групп является очень важным и предполагает осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (например, темперамента, темп овладения учебным материалом, глубина приобретенных знаний, способность самостоятельно применять умения и делиться своими знаниями и т.д.).
Наиболее работоспособными считаются базовые группы по 3-4 человека в каждой, включающих в себя одного учащегося с высокими учебными способностями (лидера), двух учащихся со средними возможностями и одно с низкими.
Базовая группа – это группа, которая формируется учителем на длительный срок, участие в ней чередуется с участием в других типах групп.
Для формирования групп в первую очередь было принято во внимание уровень владения теми или иными знаниями, умениями или навыком, определенный в результате нулевого среза.
Кроме того, методисты выделяют и некоторые другие способы формирования групп на уроке. Рассмотрим некоторые из них.
1. По выбору педагога. При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые учащиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.
2. По желанию учащихся. Недостатком такого способа являются:
3. По набору лидеров. В данном случае лидеры назначаются учителем, а они в свою очередь называют имена тех, кого они хотели бы взять к себе в группу.
4. По определенному признаку (по первой группе в имени, в соответствии с тем, в какое время родился ученик, по знаку зодиака, по цвету глаз и т.д.). Недостатки такого способа:
5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер).
6. Случайным образом (жребий, четный/нечетный, «фанты»).
При этом исследователи утверждают, что для продуктивной работы учащихся необходимо создать комфортные психологические условия и благоприятный микроклимат в группе.
Изучив рекомендации методистов и учителей-практиков, лучше всего формировать группы на усмотрение учителя, но с учетом пожеланий учащихся. Для выявления предпочтений учащихся применяется такая диагностическая методика, как социометрия.
Учащимся каждой опытной группы было предложено ответить на три вопроса:
Опираясь на результаты социометрии, определяем приблизительный состав групп.
Бывает, что часть учащихся не получает выборов и не является желательными ни для одной и групп. Они также не могут работать как самостоятельная группа, так как все они обладают низкими учебными возможностями. Следовательно, необходимо формирование групп учителем с учетом всех критериев.
Опираясь на классификации специалистов, охарактеризуем наши учебные группы как малые (3-5 учащихся), временные (на одно учебное полугодие), смешанные (по уровню учебных возможностей учащихся).
Заметим, что качество усвоения материала на уроке зависит не только от уровня учебных возможностей, но и от психологических особенностей каждого ребенка. Учащиеся могут обладать разными особенностями внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость), памяти (учащиеся могут обладать визуальной, аудиальной, кинестетической памятью), мышления (дедуктивное, индуктивное), воображения (активное или пассивное, репродуктивное или продуктивное, конкретное или абстрактное) и т.д. Ни один из видов памяти, мышления или воображения не может быть признан хуже или лучше другого, но учащихся в группы можно подбирать так, чтобы они дополняли друг друга, тогда все вместе они справятся с тем заданием, с которым не справились бы поодиночке.
Раздельное обучение: как может выглядеть жизнь школьников после изоляции
Рекомендации для школ о том, как организовать работу после выхода из карантина, Роспотребнадзор опубликовал в конце этой недели. Основные направления — усиление мер дезинфекции и максимальное разделение учащихся. За каждым классом предлагается закрепить собственное помещение, общение между школьниками свести к минимуму, время начала уроков и перемен сдвинуть. О том, насколько реально выполнить такие меры в крупных городах, как новая реальность может сказаться на детях, их родителях и педагогах и почему самыми подготовленными могут оказаться сельские школы, «Известия» поговорили с представителями сферы образования.
Бактерицидные лампы и туалетная бумага
Рекомендации для школ о том, как работать после выхода из режима самоизоляции и возобновления учебного процесса, были опубликованы на сайте Роспотребнадзора. Общий список, касающийся всех учащихся, включает 19 пунктов (правила, которые нужно соблюдать при проведении экзаменов, прописаны отдельно). Условно их можно разделить на две части.
Почти половина касается собственно дезинфекции, причем далеко не все меры, упомянутые в списке, в принципе являются новыми для школ. Так, дезинфекцию нужно будет проводить как во время перемен, так и по окончании занятий, регулярно дезинфицировать нужно будет столовые приборы, поверхности и посуду в столовых, сотрудники которых должны работать в масках и перчатках, для питья должна быть предусмотрена одноразовая посуда, помещения придется проветривать чаще, а при входе в учреждение должны быть установлены дозаторы с антисептиком.
При уборке помещений в обязательном порядке нужно будет использовать дезинфицирующие средства, а в туалетах — подчеркивается в рекомендациях Роспотребнадзора — обеспечить постоянное наличие мыла и туалетной бумаги.
Также в ведомстве обращают внимание на необходимость регулярно измерять температуру всем учащимся и «немедленно изолировать» детей с симптомами ОРВИ до приезда родителей, законных представителей или сотрудников скорой помощи.
Значительная часть пунктов посвящена организации собственно учебного процесса, который в новых условиях может претерпеть серьезные изменения. Помимо того что занятия теперь по возможности предлагается проводить на свежем воздухе, для того чтобы снизить вероятность распространения инфекции, школам предлагается максимально разделить учеников.
Для этого за каждым классом предлагается закрепить собственную классную комнату, между которыми будут ходить предметники, время начала первого урока и всех перемен сдвинуть для каждого класса таким образом, чтобы ученики не пересекались между собой на переменах, общение между классами и «смешивание коллективов», в том числе в группах продленного дня — исключить, а число учеников в каждом коллективе — снизить по возможности.
Ждать общего невроза
Один из первых вопросов, который возник как у специалистов, так и у родителей после публикации рекомендаций, — насколько реальным будет их соблюдение в условиях стреднестатистической городской школы.
—Мне кажется, что снизить контакты детей в школе будет просто невозможно. Потому что масштабы школ в крупных городах настолько велики, что перемены невозможно сдвигать до бесконечности. Всё равно несколько классов окажутся на них одновременно, — полагает оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова.
Не совсем ясно также, как в этом случае будет организовано расписание учителей-предметников, и без того высокая нагрузка у которых сегодня просто не позволяет найти дополнительные часы для того, чтобы «вписать» туда переходы между классами в плавающем графике.
— Если брать начальную школу, то я могу себе это представить, потому что учитель идет по графику урок за уроком. Но предметники так переходить не могут. Это еще можно было бы представить, если бы это была целая параллель. Тогда бы педагог просто ходил от 6А к 6Б, но что делать, если по такому графику живет вся школа. Если предметник переходит от класса к классу, то представить такое невозможно. Это вопрос даже не самих учителей, а организации учебного процесса, — рассуждает эксперт.
Сама идея закрепления за каждым классом собственного помещения не нова и в истории советского образования применялась уже несколько раз. При этом с точки зрения состояния детской психики и эффективности организации учебного процесса она скорее позитивна, поскольку обеспечивает детям «большую стабильность», чем в ситуации, когда им нужно ходить от класса к классу, полагает профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Илья Слободчиков.
Однако удержать детей от общения между собой — то есть достичь цели, на которую в данном случае рассчитаны такие меры, — это позволит вряд ли.
— Дети, устав сидеть по домам, всё равно будут активно общаться — это сто процентов. Контролировать их в этой ситуации будет невозможно. При этом надо понимать, что у детей есть родители, которые будут реагировать на это нервно, сами педагоги тоже будут не очень понимать, как действовать. В результате можно ждать просто общего невроза, — отмечает собеседник издания.
Не совсем ясно также, что делать с «профильными» кабинетами. Ольга Мирясова полагает, что в условия перехода на использование электронных досок в крупных городах проблемы это не составит. Но судьба лабораторных кабинетов — например, физических или химических, — остается открытой, отмечает Илья Слободчиков.
Отдельная сложность есть с теми, кто уже сейчас учится посменно — там изменение графика таким образом, чтобы уместить в него все смены, потребует дополнительных усилий.
Малокомплектное преимущество
Если крупные школы в мегаполисах с большим количеством учеников, скорее всего, столкнутся со значительными сложностями, пытаясь перестроить весь процесс, то малокомплектные сельские учреждения для такой ситуации адаптированы.
Формат небольших сельских школ вообще в этих условиях мог бы оказаться идеальным, поскольку по умолчанию предполагает небольшое количество учащихся, которых легко развести по разным помещениям, уверен Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования.
— В малокомплектных сельских школах вообще никакой проблемы нет, потому что классы небольшие. Как показывает практика, нам вообще в принципе не надо было идти по пути оптимизации и уничтожения малокомплектных сельских школ. Не надо было свозить детей в большие учреждения, а сохранить малые школы, как это сделали во многих странах Европы, — подчеркивает он.
Во многих из них, по его мнению, на такой принцип работы можно было перейти еще в начале режима самоизоляции, а опыт других стран показывает, что иногда они могут быть использованы как дополнительные площадки при выходе из карантина.
В сельских условиях рекомендации, касающиеся новой организации учебного процесса, действительно будут осуществимы, подтверждает «Известиям» директор Толвуйской школы в Заонежье, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года – 2018» Виктория Стафейкова.
— Так как у нас маленькая сельская школа с небольшими классами, для нас трудностей с тем, что педагогам нужно будет переходить из класса в класс, не будет. Весной мы вместе со всеми перешли на дистанционное обучение, но в целом мы готовы были сразу так работать, если бы нам разрешили, — отметила она.
В этих условиях в том числе проще соблюсти и еще одну рекомендацию Роспотребнадзора — о проведении большего количества занятий на открытом воздухе в случае, если погода позволяет.
В качестве примера Сергей Комков приводит организованные в Чехии «лесные школки» или детские сады (есть и в других странах Европы) — учреждения для детей младшего возраста, которые находятся за городом и предполагают обучение на воздухе: «Сейчас в Чехии выходят из карантина и начинают вывозить детей на природу, в эти лесные школки, проводить занятия на природе, и никаких проблем с этим не возникает».
Разделить по параллели
В городских условиях более реалистично будет говорить о том, чтобы или сдвинуть время начало учебного года, или делить детей по параллелям или этажам, а не по классам, считает Ольга Мирясова. Но и тогда соблюсти все требования будет невозможно — в современных школах слишком много общих пространств, дети всё равно так или иначе будут пересекаться на лестницах, в туалетах и столовых.
Дети в любом случае нуждаются в общении, и лишать их этого было бы и неверно, и слишком трудно. Вместо этого, полагают собеседники издания, было бы логичнее сделать акцент на обеспечении необходимых мер дезинфекции (они также прописаны в рекомендациях) — в том числе снабдить школы средствами, позволяющими бороться с распространением инфекции: бактерицидными лампами, антисептиками, дезинфицирующими средствами, а также по возможности обеспечить меньшую концентрацию учащихся в помещении.
Наиболее действенным методом, по мнению Ильи Слободчикова, в данном случае может стать введение посменного обучения для того, чтобы добиться снижения численности детей, находящихся одновременно в школе и в одном классе (рекомендация во возможности сократить число учащихся в классе содержится в перечне Роспотребнадзора).
Если в классе будет не более 15 человек, будет возможность рассадить каждого за свою парту, что упростит задачу, хотя окончательно проблему не решит, считает он: «Запереть детей в классную комнату, как в камеру, невозможно, поэтому так или иначе они будут общаться. Тем более что попытка обездвижить детей, как правило, приводит к прямо противоположному результату».