Что такое разбор в русском языке
Морфологический разбор слова
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие о частях речи
Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются части речи. Всего в русском языке 10 частей речи: они делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
Части речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:
по лексическим значениям,
по морфологическим признакам и грамматическим категориям,
по их синтаксическим функциям в составе предложений.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество, признак действия или указывают на них.
Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям.
Выражают чувства или побуждения, но не называют их.
Причастия и деепричастия — это особые формы глагола. Их редко относят к категории самостоятельных частей речи.
А теперь узнаем, как выполняется морфологический разбор слова. Рассмотрим примеры разбора:
Рассмотрим примеры морфологического разбора, чтобы понять схему разбора слов предложения в русском языке.
Морфологический разбор существительного
Мы сформулировали, что значит морфологический разбор слова. А теперь разберемся, как это работает для каждой части речи.
План разбора имени существительного
Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
Роль в предложении.
Образец для разбора существительного:
Дети не любят пить молоко.
Молоко — существительное, начальная форма — молоко.
Нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Морфологический разбор прилагательного
Начальная форма — инфинитив (именительный падеж, единственное число).
для качественных — степень сравнения, полная или краткая форма;
для всех — падеж, число, род (в ед.ч.).
Образец для разбора прилагательного:
Меня окружают высокие люди.
Высокие — имя прилагательное, начальная форма: высокий.
Качественное: полное; в положительной степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, множественном числе, является определением.
Морфологический разбор числительного
Порядок разбора числительного
Начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род — для порядкового).
Памятка по русскому языку «Виды разборов»
Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы «Виды разборов».
Содержимое разработки
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч.)
П.п. – собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род(ж./м./ср./), склонение (1/2/3)
Н.п. – падеж, число(ед./мн.),
III Роль в предложении
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)
Число (ед./мн.), род (ж./м./ср), падеж.
III Роль в предложении
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма.
П.п.– вид (сов./несов.), спряжение (I, II)
III Роль в предложении.
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч.)
Н.п. – падеж, число(ед./мн.), род –только в 3 лице (м./ж./ср.)
III Роль в предложении
П.п. – постоянные признаки
Н. п. – непостоянные признаки
Разделить на слоги.
Посчитать количество букв и звуков
Буквы в столбик, характеристика звуков.
(согл. – звонк./глух., парн./непарн., твёрд./мягк.;
Окончание
Основа
Приставка
Подлежащее и сказуемое
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
Надписать части речи.
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч.)
П.п. – собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род(ж./м./ср./), склонение (1/2/3)
Н.п. – падеж, число(ед./мн.),
III Роль в предложении
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)
Число (ед./мн.), род (ж./м./ср), падеж.
III Роль в предложении
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма.
П.п.– вид (сов./несов.), спряжение (I, II)
III Роль в предложении.
I Вопрос. Часть речи.
II Начальная форма (И.п., ед.ч.)
Н.п. – падеж, число(ед./мн.), род –только в 3 лице (м./ж./ср.)
III Роль в предложении
П.п. – постоянные признаки
Н. п. – непостоянные признаки
Разделить на слоги.
Посчитать количество букв и звуков
Буквы в столбик, характеристика звуков.
(согл. – звонк./глух., парн./непарн., твёрд./мягк.;
Окончание
Основа
Приставка
Подлежащее и сказуемое
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
Виды разборов в русском языке
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Фонетический разбор слова
Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
Охарактеризовать каждый звук:
а) гласный – ударный или безударный;
б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;
мягкий или твёрдый, парный или непарный.
4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.
2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)
Лексический разбор слова
Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.
Задремали звёзды золотые.
Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.
Словообразовательный разбор слова.
Определить, какой частью речи является слово.
Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
Составить словообразовательную цепочку слова.
Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.
Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:
Итак: холод → холодный → холодноватый.
Орфографический разбор слова.
1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.
3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.
4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.
1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.
2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.
3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.
4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.
Морфологический разбор имени существительного
Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
— собственное или нарицательное,
одушевлённое или неодушевлённое,
III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Непост.пр.: в един.ч., п.п.
Морфологический разбор имени прилагательного
I . Общее грамматическое значение (признак предмета).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
II . Постоянные признаки:
— качественное, относительное или притяжательное.
полная или краткая форма, только у качественных
степень сравнения прилагательных
род (в единственном числе),
падеж ( в полной форме)
III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Приехал в бабушкин дом
по принадлежности к лицу
Нач.ф. – чей? бабушкин
Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.
Морфологический разбор глагола
Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?
II . Постоянные признаки:
возвратный(ся) или невозвратный
вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)
переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
— изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение
время (настоящее, прошедшее, будущее)
лицо(для настоящего и будущего простого времени)
род (для прошедшего времени)
III . Каким членом предложения является(синтаксическая роль)
Солнце стояло высоко.
Нач.ф.: что делать? стоять
Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.
Морфологический разбор причастия
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?
что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано
действительное или страдательное
возвратное(ся) или невозвратное
время (настоящее или прошедшее)
полная или краткая форма (у страдательных причастий)
род (только в единственном числе)
падеж (у полных причастий)
III . Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.
Морфологический разбор деепричастия
Начальная форма: от какого глагола образовано
Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.
Нач.ф.: образовано от глагола – стараться
Морфологический разбор имени числительного
Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?
количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое
простое, сложное или составное
число
В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.
Нач.ф.: сто восемьдесят
Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет
Морфологический разбор местоимения
Начальная форма (именительный падеж)
разряд по значению (у личных – лицо)
Мне пятнадцать лет.
Морфологический разбор наречия
Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)
группа по значению
Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени
Морфологический разбор слов категории состояния
Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения
разряд по значению
На улице очень светло.
Морфологический разбор предлога
разряд по значению
простой или составной
производный или непроизводный
с каким падежом употребляется
По небу метались встревоженные галки.
Морфологический разбор союза
сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)
простой или составной
производный или непроизводный
одиночный или повторяющийся
Звёзды меркнут и гаснут.
Морфологический разбор частицы
разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)
группа по значению (у модальных)
простая или составная
производная или непроизводная
Даже цветы на родине пахнут по-иному.
Морфологический разбор междометий
группа по значению
производное или непроизводное
Ба! Знакомые всё лица.
Синтаксический разбор словосочетания
Вычленить словосочетание из предложения.
Указать главное и зависимое слово.
Определить, чем выражены слова.
Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)
Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).
Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)
Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)
Синтаксический разбор простого предложения
Найти грамматическую основу предложения.
Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).
Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).
Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.
Объяснить постановку знаков препинания.
Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)
Синтаксический разбор предложения с прямой речью
Выделить прямую речь и слова автора. Определить место прямой речи по отношению к словам автора.
Составить схему предложения с прямой речью.
Разобрать синтаксически слова автора и прямую речь как предложение.
Объяснить постановку знаков препинания.
Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).
Синтаксический разбор сложного предложения
Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.
Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).
Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.
Составить схему предложения.
Объяснить постановку знаков препинания.
Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.
Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)
Порядок лингвистического разбора текста
Выразительно прочитать текст, указать признаки текста в нём;
Указать средства связи между частями текста;
Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;
Выделить микротемы, составить план;
Определить тип речи, стиль, жанр;
Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.
Порядок литературоведческого анализа художественного текста
Определить название произведения и его автора, место отрывка в произведении (если это отрывок);
Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;
Отразить в нём авторскую позицию, образ автора;
Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;
Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.
Порядок литературоведческого анализа лирического текста
(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)
Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;
Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);
Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;
Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;
Указать особенности рифм;
Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;
Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-354977
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Морфологический разбор слова в начальных классах
Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.
Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.
Морфологический разбор существительного
1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.
3. Указать признаки:
род (мужской / женский / средний);
склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)
падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);
число (единственное / множественное).
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени существительного
Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».
Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.
Начальная форма — котёнок.
нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;
в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.
4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).
Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.
Котята — сущ., погнались (кто?) котята;
Н.ф. (начальная форма) — котёнок;
Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;
4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.
Морфологический разбор имени прилагательного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).
род прилагательного, падеж, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени прилагательного
Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».
Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.
Начальная форма — красивый.
В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.
Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.
Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.
Красивая (мелодия) — прилаг.;
Мелодия (какая?) — красивая — определение.
Морфологический разбор имени числительного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.
(для количественных: целое/дробное/собирательное);
число и род (если есть);
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени числительного
Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».
Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;
Начальная форма — двое;
Постоянные признаки: простое, собирательное;
непостоянные: в форме именительного падежа;
Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.
Во дворе меня ждали двое товарищей.
Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;
4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.
Больше интересных материалов:
Морфологический разбор местоимения
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.
а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),
б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора местоимения
Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».
Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.
Начальная форма — ты.
Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.
Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).
Я позвоню тебе в пятницу вечером.
Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;
4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.
Морфологический разбор глагола
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.
спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),
время (прошедшее / настоящее / будущее),
лицо (если есть), род, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора глагола
Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».
Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.
Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;
глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.
4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).
Снег усиливался с каждой минутой.
Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;
I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.
Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.
Морфологический разбор наречия
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Морфологические признаки (неизменяемость).
Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора наречия
Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».
Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.
Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).
На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.