Что такое раздел науки о языке
Разделы науки о языке
Урок 94. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Разделы науки о языке»
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Какие мы знаем разделы науки о языке?
· Что изучает каждый раздел науки о языке?
· С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?
Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.
Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?
Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.
У русского языка много составных частей и уровней.
Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.
Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.
Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.
Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?
Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.
Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.
Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.
И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.
Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.
Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.
Посмотрим, как всё это работает.
Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].
Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.
А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.
Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.
Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?
Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!
Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!
Такими разделениями занимается морфемика.
Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.
Конечно же, мы говорили именно о морфемах.
А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»
Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.
– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.
Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.
Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!
А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.
Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.
Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.
Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.
А из предложений потом получается текст.
Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.
Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?
Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?
Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.
Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.
Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!
Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.
Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.
Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!
Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.
Как думаете, для чего служат орфографические словари?
Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.
Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.
Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.
Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:
Фонетика – она занимается звуками.
Графика имеет дело с буквами.
Лексикология изучает слова и их значения.
Морфемика имеет дело с морфемами.
Морфология рассматривает части речи.
А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.
Разделы науки о языке (разделы языкознания)
Мы постоянно используем устную или письменную речь и редко задумываемся над тем, каково строение литературного языка. Для нас он средство, инструмент достижения определенной цели. Для лингвистов язык – это объект специальных научных исследований, результаты которых обобщаются в виде статей, монографий, словарей.
Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык), – это наука о языке, сложившаяся в связи с потребностью людей в осмыслении такого явления, как язык.
Язык как система состоит из языковых единиц, которые группируются в уровни.
Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания:
Фонетика (от греч. рhone – звук) – раздел языкознания, изучающий звуки языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы их образования, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения гласных и согласных и т. д.).
Морфология (от греч. morphe – форма, logos – слово, учение) – один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования в составе единиц более высоких уровней.
Синтаксис (от греч. syntaxis – составление, построение) – это раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Синтаксис включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.
Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку – грамматику (от греч. gramma – письменный знак) – раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.
Лексикология (от греч. lexikos – словесный, словарный, logos – учение) – это раздел языкознания, изучающий слово и словарный состав языка в целом. Лексикология включает в себя следующие разделы:
Презентация «Разделы науки о языке»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лингвистическая лаборатория Разделы науки о языке
Опыт 1 «Работа со словообразовательной моделью» ВЗ(С) АТЬ БЕГ ИМА БЕЖ ЛЕТ ЛОМ ПАХ КИП КОП БОЛТ ГРОМОЖД ДОРОЖ ДУМ
№ Основные разделы науки о языке Что изучается в разделе 1 Фонетика Характеристика звуков речи 2 Графика Как звуки речи обозначаются на письме 3 Лексика Значение слов, различные группы слов по значению, происхождению и употреблению 4 Морфемика Строение слова 5 Словообразование Способы образования слов 6 Грамматика: морфология, синтаксис Слова как части речи; построение словосочетаний и предложений 7 Стилистика Особенности речи в зависимости от сферы общения 8 Орфоэпия Правила произношения слов 9 Орфография Правила написания слов 10 Пунктуация Правила расстановки знаков препинания
Опыт 4 «Работа с текстом» Луна со впалыми щеками тихонько завес ночи подняла. Она бледна. К луне опять бессонница пришла. Придётся ей бродить до поздних петухов. Дождаться солнца, в лучах согреться и, свесив голову устало, растаять в белом сне.(Ф.Нестаров)
Лингвистика изучает звуковой строй языка (фонетика), значение слова (лексика), строение слов и их образование (морфемика,словообразование), формы слов (морфология), сочетание слов в речи (синтаксис). Морфология и синтаксис составляют один раздел лингвистики, который называется грамматикой. Кроме того, наука о языке определяет правила написания слов (орфография), правила употребления знаков препинания (пунктуация), правила произношения (орфоэпия), целесообразность употребления тех или иных слов, словосочетаний в конкретной речевой ситуации (стилистика). Звук, морфема, слово, словосочетание, предложение — единицы языка
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-329093
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разделы науки о языке языкознания
Родной язык для каждого народа свой. У всех в чем-то различные или похожие правила и особенности. Мало научиться разговаривать. Необходимо знать определённые нормы, чтобы точно произносить и писать различные слова, использовать их в нужном контексте. Всему этому дети начинают учиться в школе на уроках русского языка. При этом знания даются в структурированной системе, переходя от одного раздела языкознания к другому.
Довольно часто, не разобравшись до конца с одной темой, сложно понять следующую. Отсюда возникают грубые речевые, орфографические или грамматические ошибки.
В школьном курсе делают акцент на такие лингвистические разделы как:
Основные разделы
Фонетика и графика
С этой областью языкознания человек начинает знакомиться неосознанно с самого рождения. Ведь довольно часто ребёнок произносит сначала отдельные звуки, а потом уже первые слова. А именно звуковому ряду посвящена фонетика. Система обучения в дошкольных учреждениях построена на изучении фонетического состава слов, знание алфавита приходит позже.
Это интересно: в чем выражается эволюционный характер развития общества?
В школе идёт более широкое знакомство с фонетикой. Дети узнают, что такое:
В письменной речи звуки обозначаются квадратными скобками: [в], [м], [ы].
Графика тесно взаимосвязана с фонетикой, так как этот раздел науки о языке объясняет, как звуки передаются на письме, то есть он посвящён буквам.
Лексикология и фразеология
Предметом изучения лексикологии являются слова. Тут даются их определение, история происхождения, примеры правильного употребления в речи.
Фразеология — категория, которая сильно переплетается с лексикой, так как тут рассматриваются различные фразеологизмы и все, что с ними связано.
Словообразование и орфография
Область лингвистики, которая занимается методами формирования производных от различных слов, называется словообразование. В некоторых источниках можно встретить «морфемика», так как части слов носят название морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание).
В орфографии изучают правила правописания. В большинстве случаев произношение слова и его написание отличаются. Для этого и необходимо знание орфографических правил, чтобы не прослыть безграмотным человеком.
Грамматика и пунктуация
Одна из самых обширных категорий лингвистики. В неё входят:
Морфология — раздел языкознания о частях речи, которые делятся, в свою очередь, на самостоятельные (существительное, наречие, прилагательное, местоимение, глагол) и служебные (союзы, предлоги, междометия). В курсе школьной программы прописаны все основные понятия, которые должны усвоить учащиеся: изменения по падежам и родам, склонения, соответствие частей речи друг другу.
Синтаксис — наука о предложениях и словосочетаниях.
Изучение пунктуации происходит в рамках синтаксиса, так как это раздел о знаках препинания, используемых в предложениях, и их функциях. В младших классах даётся общее представление об этих разделах. Более подробно их начинают изучать с 8 класса.
Изучение
Культура речи и стилистика:
Культура речи учит нормам использования литературного языка в разговоре и на письме.
Стилистика — раздел лингвистики, посвящённый стилям речи, их особенностям и разнообразным жанрам. На уроках детей научат определять, к какому направлению относится тот или иной текст, когда уместно употреблять различные фразы и выражения.
Все области языкознания очень взаимосвязаны между собой. В младших классах закладываются основы знаний, которые с каждым учебным годом повторяются и закрепляются, а затем расширяются и углубляются.
В 5 классе упор делается на следующих категориях:
фонетика | лексика | морфемика | морфология | синтаксис |
Программу русского языка в шестом классе можно увидеть в таблице «6 класс, разделы науки о языке»:
фонетика | лексика | фразеология | словообразование | морфология | синтаксис |
Чем старше становится ребёнок, тем больше усложняется материал и требования к знаниям. С учётом этого меняются и критерии к написанию и оцениванию изложений и сочинений. В начальной школе учитель незначительно будет придираться к стилевому оформлению. Но после прохождения соответствующей темы это будет грубой ошибкой и отметка, естественно, снижается.
Таким образом, можно прийти к выводу, что все разделы науки о языке очень взаимосвязаны и взаимодействуют между собой на довольно глубоком уровне. Не зная правил в какой-либо области русского языка, можно с лёгкостью наделать ошибок в другой. Для грамотного и образованного человека это жизненно необходимые умения.
Разделы науки о языке
Урок 94. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Разделы науки о языке»
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Какие мы знаем разделы науки о языке?
· Что изучает каждый раздел науки о языке?
· С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?
Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.
Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?
Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.
У русского языка много составных частей и уровней.
Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.
Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.
Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.
Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?
Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.
Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.
Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.
И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.
Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.
Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.
Посмотрим, как всё это работает.
Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].
Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.
А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.
Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.
Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?
Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!
Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!
Такими разделениями занимается морфемика.
Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.
Конечно же, мы говорили именно о морфемах.
А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»
Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.
– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.
Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.
Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!
А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.
Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.
Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.
Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.
А из предложений потом получается текст.
Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.
Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?
Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?
Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.
Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.
Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!
Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.
Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.
Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!
Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.
Как думаете, для чего служат орфографические словари?
Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.
Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.
Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.
Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:
Фонетика – она занимается звуками.
Графика имеет дело с буквами.
Лексикология изучает слова и их значения.
Морфемика имеет дело с морфемами.
Морфология рассматривает части речи.
А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.