Что такое разгон гп radeon
Разгон видеокарты AMD Radeon
Уже через пару лет после покупки компьютера Вы можете начать сталкиваться с ситуациями, когда его видеокарта не тянет современные игры. Некоторые заядлые геймеры сразу начинают присматриваться к новому железу, а кто-то идет немного иным путем, пытаясь разогнать свой графический адаптер.
Эта процедура возможна с учетом того, что производитель по умолчанию обычно выставляет не максимально возможные значения частот видеоадаптера. Подправить их можно вручную. Все, что потребуется – это набор простых программок и Ваша усидчивость.
Как разогнать видеокарту AMD Radeon
Начнем с того, о чем нужно знать в первую очередь. Разгон видеокарты (оверклокинг) может нести определенные риски и последствия. Об этом нужно подумать заранее:
Важно! Все действия по разгону видеоадаптера Вы будете совершать на свой страх и риск.
Вероятность того, что в итоге он выйдет из строя, всегда есть, но она сводится к минимуму, если Вы не станете торопиться и все сделаете «по науке».
В идеале разгон делается посредством перепрошивки БИОСа графического адаптера. Это лучше доверять специалистам, а обычный пользователь ПК может воспользоваться программными средствами.
Для оверклокинга видеокарты сразу скачайте и установите следующие утилиты:
Далее придерживайтесь нашей пошаговой инструкции.
Кстати, не поленитесь проверить актуальность драйверов Вашего видеоадаптера прежде, чем приступать к его разгону.
Шаг 1: Мониторинг температуры
На протяжении всего процесса оверклокинга видеокарты нужно будет следить, чтобы ни она, ни другое железо не нагревалось до критической температуры (в данном случае 90 градусов). Если такое происходит, значит, Вы переборщили с разгоном и нужно уменьшать настройки.
Для мониторинга используйте программку SpeedFan. Она выводит перечень компьютерных компонентов с температурным показателем каждого из них.
Шаг 2: Проведение стресс-теста и бенчмаркинга
Для начала нужно убедиться, что графический адаптер не слишком нагревается при штатных настройках. Для этого можно на 30-40 минут запустить мощную игру и посмотреть, какую температуру будет выдавать SpeedFan. А можно просто использовать инструмент FurMark, который как следует нагрузит видеокарту.
FurMark также позволяет провести бенчмаркинг графического адаптера. В итоге Вы получите конкретную оценку производительности и сможете сопоставить ее с той, что получится после оверклокинга.
Шаг 3: Проверка текущих характеристик
Программа GPU-Z позволит увидеть, с чем именно Вам придется работать. Для начала обратите внимание на значения «Pixel Fillrate», «Texture Fillrate» и «Bandwidth». Можно навести курсор на каждое из них и почитать, что есть что. В общем, эти три показателя в значительной мере определяют производительность графического адаптера, а самое главное – их можно увеличить. Правда, для этого придется менять немного другие характеристики. Ниже есть значения «GPU Clock» и «Memory». Это частоты, на которых работает графический процессор и память. Вот их то и можно будет немного прокачать, тем самым улучшив вышеописанные параметры.
Шаг 4: Изменение рабочих частот
Непосредственно для разгона видеокарты AMD Radeon хорошо подходит программа MSI Afterburner.
Принцип регулировки частот такой: повышаете частоты небольшими (!) шагами и при каждом внесении изменений проводите тестирование. Если видеоадаптер продолжает работать стабильно, то можно еще повысить настройки и снова провести тестирование. Такой цикл нужно повторять, пока на стресс-тесте графический адаптер не начнет хуже работать и перегреваться. В этом случае нужно начать сбавлять частоты, чтобы не было никаких неполадок.
А теперь рассмотрим все подробнее:
Обратите внимание: интерфейс MSI Afterburner может отличаться от показанного в примерах. В последних версиях программы можно изменить оформление во вкладке «Интерфейс».
Шаг 5: Настройка профиля
При выходе из программы все параметры сбросятся. Чтобы в следующий раз их не вводить заново, нажмите на кнопку сохранения и выберите любой номер профиля.
Так Вам будет достаточно войти в программу, кликнуть по этой цифре и все параметры сразу будут применены. Но мы пойдем дальше.
Разогнанная видеокарта в основном нужна при работе игр, а при обычном пользовании ПК нет смысла ее лишний раз гонять. Поэтому в MSI Afterburner можно настроить применение Вашей конфигурации только при запуске игр. Для этого перейдите в настройки и выберите вкладку «Профили». В выпадающей строке «3D профиль» обозначьте отмеченную ранее цифру. Нажмите «ОК».
На заметку: можно включить «Startup» и видеокарта будет разгоняться сразу после запуска компьютера.
Шаг 6: Проверка результатов
Теперь можно провести повторный бенчмаркинг в FurMark и сравнить результаты. Обычно процент увеличения производительности прямо пропорционален проценту увеличения основных частот.
Правда, возможности такого разгона все равно ограничены максимальным пределом, который назначит автонастройка.
Если не торопиться и внимательно отслеживать состояние компьютера, можно разогнать видеокарту AMD Radeon так, что она будет работать не хуже некоторых современных вариантов.
Помимо этой статьи, на сайте еще 12489 инструкций.
Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Управление частотами и разгон ноутбучных видеокарт AMD Radeon в Windows
В отношении вещей я человек довольно таки консервативный, поэтому использую все «до конца», пока вещи выполняют свои функции и пытаюсь получить от них все, на что они способны. Так и с компьютерной техникой, поэтому тема «разгона» мне всегда была интересна и практиковалась на всем, что использовалось. Одним из последних приобретенных гаджетов стал ноутбук HP ProBook 4530s в комплектации Intel Core i3/AMD Radeon HD 6490M. Этот рассказ о том, что и как я сделал, чтобы видеокарта от AMD потребляла меньше и работала быстрее.
Как известно, в ноутбуках почти все скрыто и залочено, минимум настроек железа, специфические конфигурации и т.п., то есть сделано все, чтобы пользователь не смог «покрутить» ничего лишнего. Собственно поэтому и заинтересовался сообщением в профильной теме конференции по поводу возможности разгона видеокарты. Быстро докопавшись до сути изменений системы было определено, что закладка «OverDrive» появляется от внесения в реестр бинарных данных с именем «PP_PhmSoftPowerPlayTable» Запись эта находится в настройках драйверов аппаратуры HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Class\<4D36E968-E325-11CE-BFC1-08002BE10318>\00xx» (в зависимости от порядка нахождения и установки видеокарт xx может меняться, но там не сложно понять, присутствует текстовое обозначение видеокарт). После этого в Catalyst Control Center появилась возможность менять максимальные частоты ядра и памяти. Все работало, все разгонялось, на этом на то время и остановился.
Так сложилось, что пользуясь ноутбуком, несмотря на наличие в нем «переключаемой графики» (Switchable Graphics), предпочитаю ручное переключение видеокарт и практически всегда использую AMD. Так оно и работает «ровнее», и низкое потребление не в приоритете, поскольку ноутбук большую часть времени работы проводит подключенным к розетке. Но все равно хотелось, чтобы в экономном профиле ноутбук потреблял (и грелся) меньше. Однажды мне случайно встретилась программа редактирования бисов видеокарт Radeon — RBE — Radeon BIOS editor. Одной из ее возможностей была настройка частот для профилей PowerPlay. Однако редактирование непосредственно bios не представлялось возможным. Несмотря на то, что биос ноутбука можно «расковырять», поправить что-то и «заковырять» обратно, прошить это в мой ноутбук не представляется возможным. И тут меня осенило, а не будет ли запись «PP_PhmSoftPowerPlayTable» эквивалентной тем же таблицам, только в биосе видеокарты? И, как оказалось потом — будет!
Итак, приступим. Нам нужен биос видеокарты Radeon. Распаковываем образ обновления прошивки биос ноутбука (я делаю это при помощи Total Commander) и ищем строку «ATOMBIOSBK-ATI» в файлах, я так понимаю это торговая марка их биосов. И тут первый сюрприз: находим аж 6 разных файлов, половина из которых (судя по строкам в них попадающимся) предназначена для платформы «HP_IEC_Roxette_SeymourXT_GDDR5» (не мое), половина для «HP_IEC_Ramones_SeymourXT_GDDR5» (Ramones — название платформы ноута, SeymourXT — коденейм GPU Radeon HD 6490M).
Оставался вопрос, как выбрать из 3-х нужный мне файл (изначально я не знал, будут ли данные из записи «PP_PhmSoftPowerPlayTable» совпадать с данными в файле). Тестировщик AIDA64 предоставляла следующую информацию о видеокарте.
[ AMD Radeon HD6490M ]
Свойства видеоадаптера:
Описание устройства — AMD Radeon HD6490M
Строка адаптера — AMD Radeon HD6490M
Строка BIOS — BR41262.S02
Меня заинтересовала «Строка BIOS» и, как оказалось, она была уникальна для каждого файла. Файл найден, ищем в нем вхождение бинарных данных из записи «PP_PhmSoftPowerPlayTable» и находим! Получается в драйвере предусмотрен режим подмены таблиц PowerPlay из биоса на запись из реестра. Теперь наша задача поправить таблицы в биосе и внести эквивалентные изменения в реестр.
Здесь хочу обратить внимание, откуда же берется этот самый «OverDrive». При открытии оригинального файла биос видеокарты RBE предупреждает об отсутствии записи настроек OverDrive. Сравнивая таблицы оригинальную и из реестра видим:
Вместо нолей появились записи максимальных допустимых частот для ядра и памяти (тут они записываются в x10kHz). После внесения соответствующих изменений в файл образа биос видим наши частоты на вкладке редактирования OverDrive в RBE, что подтверждает изыскания.
Немного о «PowerPlay». Это технология управления энергопотреблением видеокарты. В мобильном варианте организовано два профиля — экономичный и производительный. Они переключаются в настройках Catalyst Control Center и заданы в биосе различными сценариями.
Сценарий «1» включает в себя набор из 3 состояний и используется в режиме производительность, сценарий «3» — для режима «экономия энергии». Так же есть отдельный сценарий («2») предназначенный для режима аппаратного декодирования видео.
Собственно дальше, думаю, все понятно, меняем как душе угодно частоты сценариев, берем измененную таблицу PowerPlay и вносим ее в реестр. С частотами вроде проще, тактовый генератор встроен в чип, частоты наверняка генерируются единообразно и с этим проблем быть не должно, но раз мы опустили частоту работы GPU в некоторых состояниях, становится интересным уменьшить и его напряжение питания. Но тут, как мы понимаем, все очень вендор-специфик. Смотрим как это сделано:
Собственно, сам шим-контроллер TPS51511. Задумывался как 2-х уровневый, но немного доработали схему получив 4 переключаемых уровня напряжения. Управление ведется сигналами POW_SW1 и POW_SW0. А вот откуда они берутся:
Это чип GPU, как видим, используются линии ввода-вывода произвольного назначения (GPIO). Разбираясь в вопросе узнал, что биос видеокарты предоставляет функции установки частот GPU, памяти и вольтажа, то есть вроде как ведор-специфик аппаратная часть подкреплена программной, значит можно пробовать. Думаю, в биос есть какие-то пороги, в зависимости от которых и заданного для установки напряжения будут соответствующим образом меняться состояния выводов POW_SW1 и POW_SW0. Чтобы не разбирать и не мерить, изменилось ли напряжение на самом деле, решил оценить это по нагреву GPU в тесте в режиме экономии энергии. Оценка показала снижение температуры на 5-7гр при тех же частотах, то есть сработало!
Вот, собственно, и весь краткий рассказ. Что касается конкретно моей видеокарты, изначально максимальные частоты GPU/память были 750/900. Архитектура ее такова, что производительность ограничивается именно GPU. При тестах прирост на 15% частоты GPU дает около 11% прироста производительности, тогда как прирост частоты памяти на те же 15% давал лишь 1% производительности. Остановился на настройках как на последних скриншотах RBE. Сам механизм OverDrive лучше не использовать, потому что при его активации промежуточные состояния частот берутся не из таблицы реестра, а из биос. Поэтому максимальные желаемые частоты были внесены в стандартные состояния. Так же в режиме высокой производительности среднее состояние сделал без переключения частоты памяти и вольтажа. Насколько я понял, переключение частоты памяти сопровождается сбросом контроллера памяти и дополнительными «телодвижениями», что ни к чему при желании максимальной производительности, ну и вольтажом лучше не клацать, дабы минимизировать всякие переходные процессы. Так же были уменьшены частоты режима декодирования видео.
По итогам тестов получил в экономном рабочем режиме снижение температуры (и соответственно энергопотребления) при отсутствии заметной деградации производительности (собственно тогда, когда она и не нужна) и повышение производительности, когда она нужна.
Думаю, такая методика будет работать и на других конфигурациях, но у меня нет возможно протестировать это. Буду рад, если это кому-то интересно и кто-то попробует и поделится результатами.
Как разогнать видеокарту: все на максимум
Содержание
Содержание
Современную игровую сборку не хочется представлять без разгона. Студии рисуют графику с заделом на передовые графические ускорители, а производители железа будто специально выпускают поколение за поколением ровно под эти игры, не оставляя пользователям запаса прочности хотя бы на несколько лет. Так сложилась культура современного гейминга. Но почти любой юзер может вытащить из своей сборки дополнительную мощность, причем совершенно безопасно и безвозмездно. Если ее не вытащили на заводе за нас.
Первоначальное значение термина «оверклокинг» имеет несколько иное понимание разгона комплектующих. Вольтмоды, паяние перемычек, моддинг BIOS уже в прошлом. Сейчас разгон это жмакнул кнопку и готово. Но, какова работа, таков и результат. Если раньше с помощью разгона можно было добиться чуть ли не двукратной прибавки, то сейчас это не более 10–15 %. И то, учитывая полное отсутствие разгона из коробки. Тем не менее, если эта мощность есть и готова к работе, почему бы ею не воспользоваться.
Зачем гнать видеокарту
Так, оверклокинг превратился из разгона комплектующих в настройку комплектующих. Это так, потому что свежие модели видеокарт имеют ограничения, которые не снимаются штатными безопасными способами. А в рамках этих ограничений мы можем только управлять поведением карты, но не можем добраться до предельных возможностей кремния.
Новые видеокарты сильно напичканы автоматикой, которая берет полный контроль над управлением мощностью. Хваленый турбобуст Nvidia устроен таким образом, что максимальная частота графического чипа ограничена лишь температурными условиями. Ниже температура — выше стабильная частота. Выше температура — ниже частота. Цифры меняются порогами, где прописаны соотношения частот и вольтажей.
С AMD ситуация повторяется. Только вместо температурных рамок алгоритм ставит ограничение на энергопотребление. То есть, чем выше ватты, тем ниже частота. И все же, с радеонами разгон еще имеет отголоски прошлого, когда ограничение в частоте и вольтаже ставил кремний, а не прошивка. Только для этого нужно редактировать биос карты, зашивать новые соотношения частот и вольтажей.
Более того, производители комплектующих научились «плохому» и теперь разгоняют железки еще на конвейере. Например, RTX 2070 Super в исполнении Palit имеет базовую частоту выше заводской почти на 100 МГц. В нормальных температурных рамках частота и вовсе колеблется в пределах 1950–2050 МГц. Больше из этих карт не выжать, поэтому задача современного оверклокера — заставить турбобуст удержать стабильную частоту как можно выше. Ну и подкрутить память, у которой запас по мегагерцам не тронут заводом.
От чего зависит разгон
Видеокарта — как отдельный компьютер. У нее есть свой блок питания, свой процессор, свои материнская плата и оперативная память. Поэтому удача в разгоне ложится не только на плечи силиконовой лотереи, но и на качество обвязки графического чипа:
Раз — качество цепей питания. Видеокарты верхнего ценового сегмента потребляют от 200 Вт на заводских настройках. Это сказывается на температуре элементов системы питания, а также на стабильности регулировки вольтажа.
Два — силиконовая лотерея. Возможности графического чипа ограничены качеством кремния, из которого он построен. Чем оно выше, тем больше шансов стабилизировать высокую частоту на низком вольтаже и при меньшем нагреве.
Три — видеопамять. Хотя чипы памяти тоже принимают участие в силиконовой лотерее, основной частотный потенциал пока задается одним фактором: производитель. Так, для каждого производителя памяти есть примерная максимальная частота:
Три с половиной — система охлаждения. Мы заставляем графический чип и память работать на повышенных частотах, а значит тепловыделение будет тоже выше. Крайне желательно выбирать видеокарту с хорошим охлаждением не только чипов, но и с отдельным радиатором для мосфетов (системы питания).
Мы уже разобрались, что штатные возможности видеокарт хорошо контролируются автоматикой и не готовы отдать полное управление настройками пользователю. Тем не менее, эти лимиты можно обойти с помощью вольтмодов и модифицированных прошивок. Когда в конструкцию видеокарты вносятся изменения: впаиваются дополнительные элементы и ставятся перемычки. В этом случае можно обойти встроенные лимиты и вдоволь насладиться разгонным простором. Главное, держать поблизости огнетушитель. Остальные манипуляции с картой безопасны.
Перед настройкой
Для удобства понадобится такой набор программ:
MSI Afterburner — утилита-комбайн. Вообще, у каждого производителя есть свое ПО для управления видеокартой, но афтербернер твердо стоит в рядах разгонщиков и используется для всех графических ускорителей как универсальная утилита.
GPU-Z — показывает любую информацию о видеокарте, начиная от ревизии чипа и заканчивая энергопотреблением на втором разъеме дополнительного питания.
Unigine Heaven — довольно практичный тест стабильности. Вообще, это игровой бенчмарк, но его можно включить на бесконечную прокрутку и хорошенько прогреть видеокарту.
3DMark TimeSpy Stress Test — для окончательного тестирования видеокарты. Это тестовый отрезок из основного бенчмарка, который повторяется 20 раз. Система замеряет количество кадров во время каждого прогона и сравнивает итоговые цифры. Если отклонение в производительности между прогонами минимально — система стабильна. Если процент стабильности ниже 95 %, снижаем разгон.
Разгоняем — настраиваем
Настройка охлаждения. Чтобы видеокарта работала в прохладе и могла держать высокую частоту, необходимо подкрутить кривую вентиляторов в Afterburner. Для этого открываем программу и нажимаем на значок шестеренки, затем выбираем вкладку «кулер» и включаем пункт «Включить программный пользовательский режим»:
Настройка скорости вентиляторов индивидуальна для каждого типа системы охлаждения. Если это модель с одним вентилятором, то придется выкручивать обороты посильнее. Если топовая с несколькими вентиляторами и массивным радиатором — ориентируемся на такое соотношение температуры к оборотам вентиляторов: 40/60, 60/80, 70/95. С такой настройкой кулеры будут быстрее реагировать на изменения температуры и избавят от кратковременных скачков.
Снимаем температурные лимиты и ограничение энергопотребления. Для этого выставляем три верхних ползунка в AB, как на скриншоте, и нажимаем кнопку «применить»:
Находим максимум для графического чипа. Открываем бенчмарк Unigine Heaven и MSI Afterburner таким образом, чтобы во время теста было удобно менять настройки в AB:
Запускаем тест на таких настройках:
Как только видеокарта нагреется до рабочей температуры, переходим к подбору частоты. Для этого двигаем ползунок Core Clock вправо. Например, до цифры +40:
Тест не выключаем. После применения частоты замечаем, что максимальная частота поднялась с 1980 МГц до 2010 МГц. При этом температура поднялась на 3 градуса. Оставляем систему в таком режиме на несколько минут, чтобы удостовериться, что частота дается видеокарте без проблем. Далее прибавляем по 10-20 МГц и следим за тестом.
Как только он начнет зависать или показывать артефакты, снижаем частоту ядра на 10-20 МГц и снова запускаем тест. Если бенчмарк крутится без проблем 10 минут и дольше, считаем, что максимальная частота для графического процессора найдена.
Подбираем частоту памяти. Частота памяти подбирается аналогичным способом. Но мы знаем примерные возможности всех разновидностей чипов, поэтому с настройкой проще. Для этого переходим в GPU-Z на основную вкладку и находим графу Memory type:
В этом экземпляре установлены чипы Micron. Значит, примерный рабочий диапазон значений колеблется от +500 до +900. От этого и будем отталкиваться.
Снова запускаем тест и выставляем ползунок Memory Clock на значение +500:
Крутим тест пять минут, а затем прибавляем к памяти еще 100 МГц. И так, пока тест не начнет сыпать артефактами или вылетать. Запоминаем глючное значение и спускаемся на 100 МГц ниже. Тестируем 5–10 минут и считаем, что максимальная частота для памяти тоже найдена.
Для данного экземпляра RTX 2070 Super максимальная частота ядра составила 2050 Мгц при температуре 65 °C. Если температура находится ниже этой отметки, частота поднимается до 2080–2100 МГц. Это и есть работа того самого турбобуста Nvidia. Стабильная частота памяти получилась ровно 7900 МГц, то есть +900 по афтербернеру. Пропускная способность поднялась почти на 60 Гб/с:
Что на практике
Тестовый стенд
Assassin’s Creed Valhalla
Средний фпс в разгоне всего на 4 кадра выше, чем на автомате с Turboboost. Это заслуга высокой частоты памяти. При этом температура разогнанной карты отличается на 3 °C. Энергопотребление выше на 13 Вт. Стоит сказать, что игра новая и ведет себя странно. Виной тому слишком сырая версия или неоптимизированные драйверы. Тем не менее, прошлая Odyssey берет от видеокарты намного больше, чем Valhalla.
Assassin’s Creed Odyssey
Разница 7 кадров в среднем количестве кадров, то есть почти 10 %. Интересно, что разгон принес больше пользы в 1 % и 0.1 % кадров. Здесь разница до 60 %. Что удивляет сильнее, так это те же температуры, что и в Valhalla, при большем энергопотреблении. Одним словом, аномалия. Хотя фпс оправданно выше в этом ассассине при 10 Вт разницы с Valhalla.
Horizon Zero Dawn
Все как по книжке: 12 % прирост производительности, 14 % прибавка в ваттах. Привычные 3 °C разницы.
Shadow of the Tomb Raider
Удивительно, но на средний фпс настройка видеокарты влияет так себе. А 1 % и 0.1 % стабильно показывают 8–12 % прибавки во всех тестах. Видимо, частота памяти сильнее влияет на стабильность фреймрейта, нежели на максимальную мощность. Много кадров не выиграли, но подняли энергопотребление и температуру чипа. Так себе разгон, скорее «кукурузный».
Red Dead Redemption 2
Тут тоже без сюрпризов. Все те же 8–9 % прибавки фпс, но выше температура и энергопотребление.
World of Tanks Encore
Здесь и вовсе 6 % разницы, а нагрев как в RDR2. Но энергопотребление выше. То ли тест кукурузный, то ли разгон.
3DMark Fire Strike Extreme
Даже синтетика большой разницы не видит.
Вывод
Игровые тесты показывают мизерное увеличение производительности вместе с несоизмеримым повышением температуры и энергопотребления. Этим грешат все современные видеокарты, начиная с поколения Pascal, которые почти не дают дополнительные кадры в обмен на повышение частоты. Все потому, что максимальные возможности графического чипа уже используются автоматически «из коробки».
Но такой разгон может оказаться очень эффективным, если видеокарту не разгоняли на заводе. В таком случае она покажет больше производительности, чем модель от конкурентов:
Другое дело, если отключить турбобуст и обойти запреты, чтобы управлять частотой на низком уровне, не взирая на повышенные температуры и лимиты энергопотребления. Но с видеокартами Nvidia такое не пройдет из-за аппаратных ограничений. За неимением таковых, пользователи нашли способ настроить карту так, чтобы при меньших температурах и меньшем потреблении она работала даже лучше, чем в «умном» турбобусте. Способ избавиться от такого кукурузного разгона: снизить рабочий вольтаж и подобрать стабильную частоту. Это называется андервольтинг, о чем будет вторая часть материала.