Что такое разложение родовой общины
Разложение родовой общины и возникновение государства
Изучение процесса происхождения государства позволяет проанализировать причины и условия возникновения и развития государства, а также дает возможность понять социальную природу государства, его особенности и черты.
В науке существуют различные теории о появлении государства. В юридической литературе выделяют теологическую, патриархальную, психологическую, материалистическую, договорную, органическую, ирригационную, расовую, а также теорию насилия.
Такое разнообразие взглядов объясняется тем, что, во-первых, формирование государства у разных народов шло разными путями, отсюда и неоднозначная трактовка закономерностей его становления и развития; во-вторых, неодинаковым мировоззрением исследователей; в-третьих, сложностью процесса формирования государства, соответственно, затруднениями в адекватном восприятии данного процесса.
Нужно отметить, что первочеловек родился как существо социальное. Стадный характер существования – его атрибутивный признак. Человек и общество неразрывно связаны, они возникают и эволюционируют одновременно. Вместе с тем большинство ученых полагают, что государство появляется не вместе с возникновением человеческого общества, а на определенной ступени его развития. Этап разложения родовой общины предшествует возникновению государства и характеризуется разрушением внутриродовых связей и зарождением будущих государственно-правовых институтов.
Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат не в сфере морали или религии. Возникновение государства носит объективный характер, есть закономерный результат развития первобытного общества.
Многие современные ученые связывают процесс возникновения государства с неолитической революцией, под которой, как говорилось выше, понимается переход от присваивающей к производящей экономике, что повлекло совершенно новые формы хозяйствования и изменения социальной организации первобытного сообщества.
Неолитическая революция повлекла за собой три крупных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесел и появление купечества), а это, в свою очередь, привело к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Объединенный труд родовой общины утрачивает свое значение, становится экономически выгодным использовать чужой труд. Материальные блага постепенно сосредотачиваются в отдельных семьях. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Из наиболее богатых семей формируется родоплеменная знать, использующая свою власть, ставшую со временем наследственной, не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников.
Таким образом, государственная организация приходит на смену родоплеменной организации в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе.
Помимо экономических факторов, оказавших влияние на возникновение и развитие государства, в литературе называют и другие: природные, психологические, социокультурные факторы, демографический, военный, религиозный фактор и др.
О появлении признаков государства свидетельствует, прежде всего, выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами, для чего они наделяются особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, признанных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а с другой − вести самим новые территориальные завоевания.
В заключение необходимо отметить, что процесс возникновения государства был обусловлен объективными факторами и носил длительный характер. Между первобытнообщинным строем и государством существовал переходный этап, когда сочетались элементы самоуправляющейся родоплеменной организации и государства. Кроме того, возникновение государства у разных народов имело свои особенности, в силу чего в литературе выделяют типичные и особенные (уникальные) формы возникновения государства.
Разложение первобытно-общинного строя
Вы будете перенаправлены на Автор24
Первобытнообщинный строй — это исторически первая общественно-экономическая формация, среди выделяемых марксистской философией. Первобытный тип общества характеризуется минимальным развитием производительных сил, которому в свою очередь соответствуют бесклассовое общество и производственные отношения так называемого первобытного коммунизма.
Причины разложения первобытнообщинного строя
Примерно в V-IV тысячелетии до н.э. первобытное общество вступило в стадию разложения. К факторам, способствующим этому, относятся:
Складывается патриархат: счет родства по материнской линии сменяется счетом родства по отцу. Соответственно изменяются формы семейных отношений; возникшая патриархальная семья была основана на частной собственности. Подчиненное положение женщин сказалось, в частности, на том, что обязательность единобрачия была установлена только для женщин, в то время как для мужчин допускалась полигамия (многоженство).
Такое положение засвидетельствовано в древнейших документах Египта и Двуречья, относящихся к концу IV-началу III тысячелетия до н.э. Такую же картину подтверждают древнейшие исторические источники, появляющиеся в некоторых племенах Китая и предгорий Передней Азии во II тысячелетии до н.э.
Готовые работы на аналогичную тему
Зарождение имущественного неравенства
Усиление обмена, рост производительности труда, постоянные войны –все это вело к возникновению внутри племен имущественного расслоения. Имущественным неравенством порождалось и общественное неравенство. Со временем складывалась верхушка родоплеменной аристократии, фактически ведавшая делами. В племенном совете заседали знатные общинники, они же ведали культом богов, выделяли военных вождей и жрецов из своей среды.
Наряду с общественной и имущественной дифференциацией внутри родовых общин происходит также дифференциация между отдельными родами внутри племени. Выделяются богатые и сильные роды с одной стороны, и ослабевшие и обедневшие с другой. Первые из них со временем превращаются в господствующие, а вторые становятся подчиненными. В результате частых войн в подчиненном положении могли оказаться целые племена или группы племен.
На протяжении долгого времени, несмотря на общественное и имущественное расслоение общины, представители верхушки родовой знати еще должны были считаться с мнением общины. Однако все чаще родовая верхушка злоупотребляет в своих интересах трудом коллектива, а рядовые общинники уже не могли спорить с могуществом знати.
Таким образом можно указать следующие признаки распада родового строя:
Результаты археологических раскопок в различных частях мира подтверждают такие выводы. Примерами служат знаменитый Майкопский курган, находящийся на Северном Кавказе и датируемый II тысячелетием до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети. Колоссальные размеры могильной насыпи, обилие драгоценностей, погребение с телом вождя насильственно убитых рабов: все это подтверждает власть и богатство вождей и нарушение условий первоначального равенства в племенах.
Разрушение первобытнообщинных отношений разных регионах мира произошло не одновременно. Также разнообразными были конкретные модели перехода к следующей формации: некоторыми народами были образованы раннеклассовые государства, другими рабовладельческие. Некоторые народы, миновав рабовладельческий строй, сразу перешли к феодализму, а некоторые (народы Америки, Австралии) к колониальному капитализму.
Переход от родовой общины к соседской
Благодаря росту производительных сил были созданы предпосылки для развития системы дарообменных отношений, укрепления связей между разными социальными организмами, Переход от парного брака к патриархальному, а позже к моногамному, укрепил семью, которая начала обособляться в рамках общины. Общинная форма собственности дополняется личной. Укрепление семьи и индивидуализация производства означали ослабление первобытнообщинного коллективизма в целом.
С развитием производительных сил (переход к орудиям труда из меди, бронзы и железа) и укреплением территориально-соседских связей между семьями раннюю первобытную общину сменяет первобытная соседская земледельческая община, для которой характерны сочетания парцеллярного индивидуального производства с общей собственностью на землю, общинного и частнособственнического начал. Развитие такого внутреннего противоречия создало условия для возникновения классового общества и государства.
Первобытнообщинный строй является отправной точкой в истории человечества.
Самая протяженная по времени общественно-экономическая формация существовала на ранней стадии развития у всех народов.
Важнейшим этапом в истории первобытных людей стала неолитическая революция, связанная с переходом от присваивающего типа хозяйства к производящему. С углублением общественного разделения труда и ростом его производительности внутри первобытного общества усилился обмен, возникли избытки прибавочного продукта, что послужило основой для появления имущественного неравенства и частной собственности. Первобытный строй был сменен классовыми обществами.
Разложение родовой общины. Появление соседской общины.
Неолитическая революция способствовала радикальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства.
Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличение производительности труда в благоприятных для земледелия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города, В городах были жилые дома, культовые постройки, мастерские. Позднее города появляются и в других местах. Численность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек.
Поистине революционные изменения произошли вследствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь.
Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — меднокаменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Вопервых, источники сырья для бронзы находились лишь в нескольких местах, а месторождения камня были повсюду. Вовторых, по некоторым качествам каменные орудия труда превосходили медные и даже бронзовые.
Только тогда, когда человек научился выплавлять железо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обрабатывать. Поэтому человечество научилось выплавлять железо через относительно долгий промежуток времени — во II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим качествам превосходил все известные тогда материалы, открыв новую эру в истории человечества — железный век.
Металлургическое производство требовало знаний, навыков, опыта. Для изготовления новых, сложных в изготовлении металлических орудий труда, требовался квалифицированный труд — труд ремесленников. Появились ремесленникикузнецы, передающие свои знания и навыки из поколения в поколение. Внедрение металлических орудий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда. Так, после изобретения плуга с металлическими рабочими частями появилось пашенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота.
В энеолите был изобретен гончарный круг, что способствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткацкого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.
Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена. В отличие от спорадически возникавшего ранее обмена богатствами из природной среды, этот обмен уже носил экономический характер. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои изделия. Потребность в непрекращающемся обмене даже привела к развитию ряда общественных институтов, прежде всего института гостеприимства. Постепенно в обществах складываются средства обмена и мерила их стоимости.
В ходе этих изменений происходит замена матриархального (материнского) рода патриархальным. Она была обусловлена вытеснением женщины из важнейших сфер производства.
товодство, как и промысловая охота, также является типично мужским занятием. В ходе развития производящего хозяйства мужчина приобретает значительную власть, как в обществе, так и в семье. Теперь при вступлении в брак женщина переходила в род мужа. Счет родства осуществлялся по мужской линии, а имущество семьи наследовали дети. Появляется большая патриархальная семья — семья из нескольких поколений родственников по отцовской линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Внедрение железных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархальная семья распадается на малые семьи.
Формирование прибавочного продукта и развитие обмена явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности. Большие и экономически крепкие семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской, где родовые связи уступили место территориальным. Первобытная соседская община характеризовалась сочетанием отношений частной собственности на двор (дом и хозяйственные постройки) и орудия труда и коллективной собственности на главное средство производства — землю. Семьи вынуждены были объединиться, поскольку отдельная семья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием.
Соседская община являлась универсальной стадией для всех народов мира на доклассовом и классовом этапе развития, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции.
Разложение родовой общины. Появление соседской общины.
Неолитическая революция способствовала радикальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства.
Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличение производительности труда в благоприятных для земледелия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города, В городах были жилые дома, культовые постройки, мастерские. Позднее города появляются и в других местах. Численность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек.
Поистине революционные изменения произошли вследствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь.
Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — меднокаменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Вопервых, источники сырья для бронзы находились лишь в нескольких местах, а месторождения камня были повсюду. Вовторых, по некоторым качествам каменные орудия труда превосходили медные и даже бронзовые.
Только тогда, когда человек научился выплавлять железо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обрабатывать. Поэтому человечество научилось выплавлять железо через относительно долгий промежуток времени — во II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим качествам превосходил все известные тогда материалы, открыв новую эру в истории человечества — железный век.
Металлургическое производство требовало знаний, навыков, опыта. Для изготовления новых, сложных в изготовлении металлических орудий труда, требовался квалифицированный труд — труд ремесленников. Появились ремесленникикузнецы, передающие свои знания и навыки из поколения в поколение. Внедрение металлических орудий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда. Так, после изобретения плуга с металлическими рабочими частями появилось пашенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота.
В энеолите был изобретен гончарный круг, что способствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткацкого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.
Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена. В отличие от спорадически возникавшего ранее обмена богатствами из природной среды, этот обмен уже носил экономический характер. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои изделия. Потребность в непрекращающемся обмене даже привела к развитию ряда общественных институтов, прежде всего института гостеприимства. Постепенно в обществах складываются средства обмена и мерила их стоимости.
В ходе этих изменений происходит замена матриархального (материнского) рода патриархальным. Она была обусловлена вытеснением женщины из важнейших сфер производства. На смену мотыжному земледелию приходит плужное, л *лугом мог справиться только мужчина. Ско
товодство, как и промысловая охота, также является типично мужским занятием. В ходе развития производящего хозяйства мужчина приобретает значительную власть, как в обществе, так и в семье. Теперь при вступлении в брак женщина переходила в род мужа. Счет родства осуществлялся по мужской линии, а имущество семьи наследовали дети. Появляется большая патриархальная семья — семья из нескольких поколений родственников по отцовской линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Внедрение железных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархальная семья распадается на малые семьи.
Формирование прибавочного продукта и развитие обмена явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности. Большие и экономически крепкие семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской, где родовые связи уступили место территориальным. Первобытная соседская община характеризовалась сочетанием отношений частной собственности на двор (дом и хозяйственные постройки) и орудия труда и коллективной собственности на главное средство производства — землю. Семьи вынуждены были объединиться, поскольку отдельная семья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием.
Соседская община являлась универсальной стадией для всех народов мира на доклассовом и классовом этапе развития, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции.
Причины разложения родовой организации и возникновения государства. Признаки государства, отличающие его от родовой организации
С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства и послужила неолитическая революция.
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность, и наследство сосредоточиваются в рамках отдельной семьи.
Таким образом, крупные общественные разделения труда происходят как внутри племен, так и между ними, а специализация общественного производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов между ними.
Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.
На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам.
Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.
Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военнонасильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственночиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Этот путь возникновения государства именуют западным или европейским.
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государства (сказанное относится прежде всего к Германии и России).
Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство – профеодальным.
Хотелось бы подчеркнуть следующее. Возникновение государства и права рассматривается наукой как естественно-исторический процесс. Во-первых, это означает, что это было не одномоментным действием, а длительным, длящемся во времени процессом, прошедшем многие стадии. Постепенно определенные черты родовой организации отмирали, на смену им приходили черты государственной власти. Во-вторых, сам процесс формирования государства носил естественно-исторический характер. Т. е. государство возникло естественно, в ходе исторического развития общества как объективная необходимость. На всех территориях земного шара родовая организация рано или поздно исчерпывала себя, обретая новые, не свойственные ей по определению черты. И во всех случаях на смену родовому строю приходила именно государственная организация общества. Из этого напрашивается вывод, что государство являлось единственно возможной альтернативой дальнейшего развития общества. Государство стало объективно обусловленной формой человеческой организации, в силу исторических условий пришедшей на смену родовому строю. Все это и позволяет характеризовать возникновение государства как естественно-исторический процесс.
Итак, на всех территориях процесс возникновения государства характеризовался рядом типичных черт и стадий, которые и формируют институт государства как особого социального феномена. При этом у многих народов наблюдались существенные отклонения от «типового» процесса формирования государства, что можно рассматривать как особенности возникновения государства на различных территориях.