Что такое размер стихотворения в литературе
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
Стихотворные размеры
Стихотворный размер (метр) — это число и порядок чередования безударных и ударных слогов в строке.
Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно знать и уметь определять только хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
А для тех, кто готовится к олимпиадам или уже учится в университете с направлением «основы стиховедческого анализа», советуем воспользоваться содержанием в данной статье.
Размер стиха зависит от системы стихосложения. ( в силлабической он определяется количеством слогов, в тонической числом ударных слогов, в силлабо-тонической числом ударных и безударных слогов).
Знаком ‿ обозначается слабый слог (безударный), символом — обозначается сильный (ударный), ´ реальное ударение.
В своих примерах я оставляю ритмическую схему, именно поэтому в моих записях Вы не найдете неправильной записи, например ‿‿ или ——.
Инструкция по определению стихотворного размера ТУТ.
Силлабо-тонические размеры
В силлабо-тонике различают размеры: двухсложные, трехсложные, четырехсложные.
Двухсложные размеры
К двухсложным размерам относят хорей и ямб.
Хорей
Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Схема: —´‿
Школьная программа (в том числе ЕГЭ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
—´‿—´‿—´‿—´‿ —‿—´‿—‿—´ —‿—´‿—´‿—´‿ —´‿—´‿—´‿—´ —´‿—´‿—´‿—´‿ —‿—´‿—´‿—´ —´‿—´‿—‿—´‿ —´‿—´‿—‿—´ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. | —´‿—‿—´‿—´‿—´‿ —‿—´‿—´‿—‿—´ —´‿—‿—´‿—‿—´‿ —‿—´‿—´‿—´‿— | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Университетская программа | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, | —‿—´‿—‿—´‿ —‿—´‿—‿—´‿ —‿—´‿—‿—´ —‿—´‿—‿—´ Ямб — двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог. Схема: ‿—´
Трехсложные размерыК трехсложным размерам относят дактиль, амфибрахий, анапест. Для простоты запоминания советуем Вам аббревиатуру ДАМА (д — дактиль, ам — амфибрахий, а — анапест). ДактильДактиль — трехсложный размер с ударением на первый слог. Схема: —´‿‿
АмфибрахийАмфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог. Схема: ‿—´‿
Тонические размерыВ тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик. ТактовикТактовик — стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4.(При вычислении мы должны получить 2 или 3)
Акцентный стихАкцентный стих — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8.( Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны). Задание ЕГЭ с данной терминологиейЗадание на определение стихотворного размера почти всегда присутствует и находится под номером 14. Укажите размер, которым написано стихотворение. Обращаем Ваше внимание на то, что Вы должны указать размер без указания количества стоп (т.е не четырехстопный ямб, а ямб) Занятие 34. Размер стихаХорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.). Листья падают в саду. Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием. В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее. Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей. Над этим островом какие выси, Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп. Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма, (пример пятистопного дактиля.). А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами: В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой, Я долее слушать безумца не мог, Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным: Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом, Мой любимый, мой князь, мой жених, Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный: Ни страны, ни погоста Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога. Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие. В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»). Графическое изображение десяти размеров стиха: ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха: 1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи. Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке. Во` поле берё`зонька стоя`ла, В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным. АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой. Надменный временщик, и подлый, и коварный, ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским. Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Губы мо`и прибли`жаются Не шуми ты, рожь, Три девицы под окном Дух отрицанья, дух сомненья. «Неповторимая дней благодать. « Горные вершины Горько плакал мальчик Лёва Он ответил без улыбки: В беспечных радостях, в живом очарованье, Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты Ты жива ещё, моя старушка? А миром правят ложь и ярость, Мороз и солнце; день чудесный! Схема октавы: АБАБАБВВ. . Дайте мне дворец высокий Он в том покое поселился, Раз в крещенский вечерок Поэт! Не дорожи любовию народной Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм. Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко. Ещё весной благоухает сад, Схема триолета: АБАААБАБ. Добрый доктор Айболит Хорей, ямб и другие стихотворные размерыВиды стихотворных размеровЯмб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха. Односложные стихотворные размеры: брахиколонУ каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом). Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном: И.Сельвинский «Сонет» Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности. Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорейЯмб и хорей — это стопы из двух слогов. Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:
Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия. Пример стихотворения, написанного ямбом:
А. С. Пушкин «К Чаадаеву» Пример стихотворения, написанного хореем
Час от часу жар сильней, Чудный день! Пройдут века — Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахийДактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.
Настежь ворота тяжелые! С ними и в утро туманное Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.
Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.
М. Ю. Лертмонтов Как определить стихотворный размерЭти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях! Читайте также:
|