Что такое разночинная интеллигенция

Разночинцы

Разночи́нцы («люди разного чина и звания») — межсословная, юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII—XIX вв. Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана.

Содержание

Категория населения в праве

В точном юридическом смысле к категории разночинцев относились несколько групп лиц. К разночинцам причислялись низшие придворные, статские и отставные воинские служители, которые не записывались ни в купечество, ни в цехи. До установления сословия почётных граждан (указ 29 апреля 1818 года) к разночинцам относились дети личных дворян.

Интеллигенция

В повседневном обиходе разночинцами назывались лица, которые получили образование, благодаря нему были исключены из того непривилегированного податного сословия, в котором находились раньше, или не могли принадлежать к податному состоянию, при этом не состояли на действительной службе, как правило, имели право ходатайствовать о предоставлении им почетного гражданства, но не оформили его. К разночинцам в этом смысле относились выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества. Значительную долю среди разночинцев составляли отставные солдаты и солдатские дети.

Получение образования без службы государству означало для разночинцев не только отрыв от прежней социальной среды, но и необходимость существовать на доходы от своих личных занятий, в основном от умственного труда. В этом смысле термин «разночинцы» употреблялся в XIX веке как синоним термина интеллигенция, поскольку в этот период происходил быстрый рост слоя образованных людей в целом, значительная часть интеллигентов была разночинцами, таким образом формировался разночинский слой (слой разночинной интеллигенции).

Источник

Что такое разночинная интеллигенция

Что такое разночинная интеллигенция. Смотреть фото Что такое разночинная интеллигенция. Смотреть картинку Что такое разночинная интеллигенция. Картинка про Что такое разночинная интеллигенция. Фото Что такое разночинная интеллигенция

Иллюстрация с обложки книги «Отцы и дети»

Русское дворянство породило русскую интеллигенцию, а дворянская интеллигенция породила разночинную. Новая элита унаследовала и усилила все худшие стороны дворянской культуры. Разночинцы додумали до конца больную мысль дворянской интеллигенции.

С шестидесятых годов XIX века усиливается социальное разложение дворянства, которое не в силах пережить «эмансипацию» и теряет культурное лидерство. Дворян вытесняют разночинцы, которые принимают не лучшую часть их культурного наследства. «Кающийся дворянин чувствовал себя в неоплатном долгу перед народом, бичевал себя сознанием своей исторической виновности, хотя бы лично он и был совершенно “без вины виноватым”; удручённый этим сознанием, он готов был добровольно выкраивать ремни из собственной кожи, чтобы только уплатить по “историческому векселю”. Он… в порыве покаянного настроения готов был носить вериги политического бесправия, жертвовать всеми законнейшими своими правами, чтобы только искупить наследственный “грех отцов”. Кающийся дворянин был склонен к покаянному аскетизму. Наоборот, разночинец, человек, вышедший из народа, уязвлен в сознании своего личного достоинства и чести, он чувствовал себя несправедливо умалённым, искал кругом виноватых перед собою, а при болезненной напряжённости этого своего умонастроения начинал без разбора, направо и налево, подозревать тех, в чью среду он выбился, в непризнании его равным себе, во взглядах сверху вниз, становился болезненно обидчив и подозрителен» (В.М. Чернов).

Разночинец, по определению словаря В.И. Даля, «человек неподатного сословия, но без личного дворянства и не приписанный ни к гильдии, ни к цеху». Секуляризация жизни и резкие социальные перемены способствовали исходу молодёжи из традиционного уклада низовых сословий: детей купцов и духовных лиц, чиновников и низших офицеров, в меньшей степени – мещан и крестьян. «Сами они были воплощённым отрывом от почвы, отщепенцами той народной (духовной, купеческой, крестьянской) Руси, которая живёт ещё в допетровском сознании. Тяжело и круто порвав со “страной отцов”, они, в качестве плебеев, презирают и дворянскую культуру, оставшись вне всякой классовой и национальной почвы, уносимые течением европейского “прогресса”. Идее западников они сообщили грубость мужицкого слова, донельзя упростили всё, и одним фактом этого упрощения снизили уровень русской культуры совершенно так, как снизила его революция 1917 года» (Г.П. Федотов).

Ежегодно из провинции бросались в столицы тысячи молодых людей, для которых жизнь начиналась, как с чистого листа. Нигилистически воспитанное новое поколение отказывалось признавать старые авторитеты и прельщалось новыми идеями. «Эта масса молодых людей, прибывая из провинции в столицы, со смутным чувством глубокой неудовлетворённости и обиженности на жизнь, но в общем настроенная идеалистически, со способностями к анализу и теоретическому мышлению довольно слабыми, но зато с огромной жаждой действовать и всё вокруг себя переделать, страстно набрасывалась… всё на те же французские газеты, французских историков и немецких философов, а в последние десятилетия века – на политэкономические доктрины не для того, чтобы в чём-то разобраться, а для того, чтобы найти сейчас же, немедленно, прямое руководство к действию» (К. Касьянова).

А.И. Герцен в «Былом и думах» так характеризовал интеллигента-разночинца середины XIX века: «Видно было, что он вышел на волю из всех опек и крепостей, но ещё не приписался ни к какому делу и обществу: цели не имел… От постоянной критики всего общепринятого Кельсиев раскачал в себе все нравственные понятия и не приобрел никакой нити поведения… Он далеко не оселся, не дошёл ни до какого центра тяжести, но он был в полной ликвидации всего нравственного имущества. От старого он отрешился, твёрдое распустил, берег оттолкнул и очертя голову пустился в широкое море».

Разночинная волна «снизу» не привносила ничего из народно-корневого. Разночинец преисполнен слепой ненависти и жажды разрушения. Заимствованные «в верхах» дворянской культуры предрассудки фантастично преломлялись в сознании новых поколений безукладья и безвременья. Многих из семинарской молодёжи травмировали униженное положение духовного сословия, обскурантская атмосфера духовных школ, принуждение к религиозной вере. Они бежали от нестерпимой атмосферы, но входили в интеллигентское сословие с прививкой начётничества и дурного рационализма. «Семинаристы и разночинцы принесли с собой новую душевную структуру, более суровую, моралистическую, требовательную и исключительную, выработанную более тяжелой и мучительной школой жизни, чем та школа жизни, в которой выросли люди дворянской культуры» (Н.А. Бердяев).

Типичный разночинец – это полный слепой силы молодой человек, оторванный от органичного жизненного уклада – от почвы. Традиции русского воспитания, образования и быта отвергнуты. «Отрыв шестидесятников от почвы настолько резок, что перед их отрицанием отходит на задний план идейность и на сцену на короткий момент выступает чистый “нигилист”… Нигилизм 60-х годов жизненно в достаточной мере отвратителен. В беспорядочной жизни коммун, в цинизме личных отношений, в утверждении голого эгоизма и антисоциальности (ибо нигилизм антисоциален), как и в необычайно жалком, оголённом мышлении, чудится какая-то бесовская гримаса: предел падения русской души» (Г.П. Федотов). Гордыня всеотрицания не раскрепощает человеческое сознание, но резко ограничивает его и делает крайне зависимым от расхожих предрассудков: «Нигилизм – это лакейство мысли. Нигилист – это лакей мысли» (Ф.М. Достоевский).

Тургеневский Базаров с помощью Писарева становится нарицательным образом, характеризующим эпоху. «Демоны шестидесятников не одни “мелкие бесы” разврата. Базаров не выдумка и Рахметов тоже. Презрение к людям – и готовность отдать за них жизнь; маска цинизма – и целомудренная холодность; холод в сердце, вызов Богу, гордость непомерная – сродни Ивану Карамазову; упоение своим разумом и волей – разумом без взлёта, волей без любви; мрачность, замораживающая истоки жизни, – таково это новое воплощение Печорина, новая демонофания» (Г.П. Федотов). Интеллектуальные мании вели к радикальной идейной доктрине – социализму. Поколение исторического безвременья (выпавшее из судьбы народа) оказалось роковым образом предопределённым к порабощению идеей светлого будущего.

Разделяя с дворянством антипатии, новые люди обрушились на его симпатии. Это было единство в ненависти (два поколения всё тех же нигилистов) и отказ от предрассудков любви. Разночинцу в русской жизни ничто не дорого. Освобождение от традиций освобождало и от тех «предрассудков», которым оставалась верна интеллигенция дворянская: порядочности, чести, долгу, интеллектуальной взыскательности, высокой образованности и культуре. Достоевский характеризовал атмосферу духовного разночинства: «Нравственных идей ни одной не осталось, и, главное, с таким видом, будто их никогда не было… Помутились источники жизни». Разрыв с заветами прошлого создавал тип людей “довременно растленных” (Н.С. Лесков)». «Деморализованные сыны нашей страны» (Н.А. Некрасов) несли в себе заряд беспринципности, ненависти и разрушения.

Сознание разночинца резко сужается, становится поверхностным. Разночинец – это самоуверенный и принципиальный недоучка (недоучившийся семинарист или студент), ибо учиться некогда (зовёт практическое дело) и не у кого (нет авторитетов). Разночинец мог быть узким специалистом, невежественным во всём остальном. Если он был начитанным (как Чернышевский), то знания его были неглубоки и нежизненны. Разночинная культура не одухотворяла и не возвышала человека. «Блистательная» разночинная публицистика поражает своей убогостью и злобностью. Разночинское нашествие варваров очередной раз усугубило болезненное состояние русских культурных слоёв: «За последние полтораста лет сгнили все корни, когда-то связывавшие русское барство с русской почвой» (Ф.М. Достоевский).

Виктор Аксючиц

[1] От лат. nihil – ничто, установка на абсолютное отрицание.

Источник

Что такое разночинная интеллигенция

Разночинная интеллигенция

С этой точки зрения реакционеры Катков, Леонтьев и Достоевский и либералы Кавелин и Тургенев были такими же интеллигентами, занятыми производством идей, идеологическим трудом, как и революционеры Чернышевский, Писарев и Глеб Успенский.

Поэтому весьма интересен вопрос: откуда и как возникла разночинная интеллигенция и как возникла ее революционность?

Еще в 1820г. основатель Харьковского университета, консерватор В.Н. Каразин (не путать с историком Н.М. Карамзиным!) предостерегал Александра Первого, что в России чуть ли не в каждом поповиче или молодом мещанине (т.е. горожанине не из дворян) скрывается будущий Робеспьер. Однако куда более четко и внятно предсказал революционность разночинной интеллигенции такой интересный даже в своих ошибках наблюдатель, как маркиз де Кюстин. Но та революционность, которую усматривал в разночинстве де Кюстин, была совсем не той революционностью, которая через несколько десятилетий проявилась на самом деле:

Это не означает, что не сбывшийся прогноз Кюстина не имел под собой реальных оснований и не представлял собой ошибку экстраполяции в будущее тенденций, существовавших в момент написания «России в 1839г.», но резко обломавшихся после нее.

Историю и характер разночинной интеллигенции в России подробно описывает в своей книге о Чернышевском Плеханов. Эта книга предназначалась немецким читателям, и описание Плеханова представляет особый интерес, т.к. он подробно пережевывает в ней то, что было и так известно современному ему русскому читателю:

Слой разночинцев всегда отличался многочисленностью. Без него невозможны были бы многие функции государственной машины и так называемого общественного благоустройства. Но в дореформенное время разночинец был очень принижен и весьма мало образован. Он везде и всегда должен был уступать дорогу лицам, обладающим правами высших сословий. Реформы, последовавшие за Севастопольским разгромом, вызвав к жизни новые общественные отношения, создали новое положение для разночинца. Теперь он в качестве инженера, адвоката или врача мог обеспечить себе положение, во всяком случае более завидное, чем, например, положение сельского причетника. Разночинцы толпами повалили в учебные заведения, куда одновременно с ними устремились дети обедневшего мелкопоместного дворянства.

Наблюдения Плеханова очень важны, хотя при этом отчасти недостаточны, отчасти ошибочны.

Давно известно, что различные классы склонны к революционности только в кризисные, неустойчивые, хаотичные эпохи, но не в эпохи даже самой гнетущей стабильности, и мы уже не раз доказывали, что более всего склонны к революционности не основные классы данного общества, а маргинальные, переходные, промежуточные группы, не вписывающиеся в данное общество.

Ситуация меняется с развитием капитализма в России, важнейшая веха которого приходится на период 1850-1860-х годов. Стабильность кончилась, начались хаос и неопределенность. Открылись возможности вольного интеллигентского труда, без вхождения в управленческий аппарат, и в то же время этих возможностей было совершенно недостаточно для испытывавших потребность ими воспользоваться.

Плеханов пишет, что разночинную интеллигенцию толкала на революционный протест против самодержавия потребность в свободе профессиональной деятельности, подавляемая самодержавием. Однако само по себе это дало бы только диссидентство, борьбу за профессиональные интересы интеллигенции в классовом обществе, но никак не народничество, не борьбу за бесклассовое общество. То, что народники были революционными социалистами, а не политическими радикалами, должно было бы заставить призадуматься марксистских ортодоксов, видящих в народниках «идеологов мелкой буржуазии», но как могут думать те, у кого в голове вместо собственных мыслительных способностей мирно почивают 50 томов Маркса и Энгельса и 55 томов Ленина?

В 19 веке капитализм не успел разложить не только трудовые низы, но и немалую часть интеллигенции, прежде всего (хотя не только) низовой и малоимущей. Простое чувство человеческой солидарности сохраняло для подобных интеллигентов всю свою силу, поэтому они думали не о том, как бы получше пристроиться в классовом обществе и даже не о том, как бы заменить существующее классовое общество другим классовым обществом, более удовлетворяющим классовым интересам интеллигенции, но о том, как заменить его обществом бесклассовым.

О том, что именно недозволенное лежит в свертке, Новорусский не знал, но что лежит в нем именно недозволенное, вполне понимал, и выбор свой, все страшные последствия которого он, разумеется, не предвидел, сделал сознательно. О причинах подобного выбора он много лет спустя скажет коротко: «Рано или поздно человека приводит в политику совесть» (см. В.Г. Смирнов. Шлиссельбурский Робинзон. Лг, 1990, с. 35). Совесть у богослова Новорусского была.

Есть превосходный роман писателя-народника Эртеля «Гарденины». Те линии романа, которые связаны с крестьянством и дворянством, нас здесь не интересуют, мы остановимся только на показе выбора идущей или не идущей в революции интеллигенции.

Одним из героев романа является убежденный революционер студент Ефрем, сын искусного барского конюха (привилегированная часть крестьянства). Ефрему удалось сагитировать Лизу Гарденину, кающуюся дворянку, идущую в революцию именно из желания жить по совести. В конце концов и Ефрем, и Лиза гибнут на каторге.

Иди и гибни безупречно

Когда под ним струится кровь.

Источник

Значение слова «разночинный»

Что такое разночинная интеллигенция. Смотреть фото Что такое разночинная интеллигенция. Смотреть картинку Что такое разночинная интеллигенция. Картинка про Что такое разночинная интеллигенция. Фото Что такое разночинная интеллигенция

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

разночи́нный

1. связанный, соотносящийся по значению с существительным разночинец

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое разночинная интеллигенция. Смотреть фото Что такое разночинная интеллигенция. Смотреть картинку Что такое разночинная интеллигенция. Картинка про Что такое разночинная интеллигенция. Фото Что такое разночинная интеллигенцияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: милитаристский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «разночинный&raquo

Предложения со словом «разночинный&raquo

Цитаты из русской классики со словом «разночинный»

Сочетаемость слова «разночинный&raquo

Понятия, связанные со словом «разночинный»

Литерату́рный кружо́к «Пя́тница», Пятницы Случевского (Санкт-Петербург) — литературно-общественные вечера, проходившие, как правило, два раза в месяц по пятницам с 23 октября (4 ноября) 1898 года до декабря 1903-го на квартире у поэта и писателя Константина Случевского в Петербурге. После смерти Случевского в 1904 году «пятницы» были переименованы в «вечера» и продолжались до октября 1917 года.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «разночинный&raquo

Ненавидимые разночинной интеллигенцией, они не имели опоры ни в армии, ни в народе, ни у немногочисленного среднего класса.

Но одновременно чуткое ухо улавливало и глухой ропот социальных низов – задавленного и закрепощённого крестьянства, мелкого чиновного, разночинного люда и бедного служилого и неслужилого дворянства.

Многие из них были выходцами из среды разночинной молодёжи, отрицавшей идеалы своих отцов и традиции прошлого.

Источник

Значение слова «интеллигенция»

Что такое разночинная интеллигенция. Смотреть фото Что такое разночинная интеллигенция. Смотреть картинку Что такое разночинная интеллигенция. Картинка про Что такое разночинная интеллигенция. Фото Что такое разночинная интеллигенция

1. Социальная группа, состоящая из людей, обладающих образованием и специальными знаниями в области науки, техники, культуры и профессионально занимающихся умственным трудом. Советская интеллигенция — неотъемлемая часть народа. А. Н. Толстой, Депутат-писатель.

2. собир. Люди, принадлежащие к этому общественному слою; интеллигенты. Около сцены собралась сельская интеллигенция, довольно многочисленная: два учителя министерской школы, две молоденькие учительницы, несколько учителей семинарии духовного ведомства и четыре священника, учительствовавших в той же семинарии. Скиталец, Кандалы. Вечером, по поручению горкома, Дубенко выступал на общегородском собрании интеллигенции. Первенцев, Испытание.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В изначальном смысле слово использовалось в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности.

В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.

ИНТЕЛЛИГЕ’НЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. intelligentia — понимание]. 1. Общественный слой работников умственного труда, образованных людей (книжн.). Советская и. — Ни один господствующий класс не обходился без своей собственной интеллигенции. Рабочий класс СССР также не может обойтись без своей собственной производственно-технической интеллигенции. Стлн. 2. собир. Люди этого слоя. На собрании присутотвовала только и.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

интеллиге́нция

1. общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преим. сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллиг. придают нередко и моральный смысл, считая её носителем высокой нравственности. ◆ «Я отлично знаю, ― говорит он [Леонардо да Винчи], ― что так как я неучёный человек (non essere io letterato), то некоторым заносчивым людям может казаться, что они вправе порицать меня, говоря, что я лишён образования (essere io uomo senza lettere). Глупцы! Не знают они, что я могу ответить им, как Марий отвечал римским патрициям: они сделали себе украшение из чужих трудов, а за мною не хотят признать моих собственных!» Этими словами Леонардо очень точно выразил мысль, вполне характеризовавшую его положение в обществе: он не гуманист (в XV веке — последователь мистико-религиозной философии), но он принадлежит к интеллигенции. А. К. Дживелегов, «Леонардо да Винчи», 1929–1934 г. (цитата из НКРЯ)

2. собир. разг. люди, принадлежащие к этой группе, лица умственного труда, интеллигенты ◆ Видимо, нас считали местной интеллигенцией. Сергей Довлатов, «Чемодан», 1986 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *