Что такое разоружение кратко и понятно

РАЗОРУЖЕНИЕ

К идее разоружения как средства предупреждения вооруженных конфликтов человечество прибегало не раз, зачастую, однако, используя ее в целях политического маневрирования, военного ослабления противника и сокрытия собственных мероприятий по наращиванию военной мощи.

Призывы к ограничению вооружений звучали в ряде международных актов и постановлений (Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., «14 пунктов» президента США Т. В. Вильсона, Устав Лиги Наций), а также на прошедших с участием советской делегации Генуэзской конференции 1922 г., Женевской конференции 1932–35 гг.

После Второй мировой войны в Устав ООН, в значительной мере благодаря усилиям СССР, были включены положения о разрешении разногласий между государствами — членами ООН мирным путем, об отказе членов ООН от угрозы использования силы в международных отношениях, а также специальные положения, касающиеся разоружения (ст. 11, 26, 47), что сделало разоружение общепризнанным принципом международного права.

Попытки ограничить гонку вооружений предпринимались за это время не раз. В июне 1946 г. с предложениями об установлении международного контроля над всеми ядерными технологиями в Комиссии ООН по атомной энергии выступили представители как США (с т. н. «планом Баруха»), так и СССР. Однако эти инициативы не получили серьезного продолжения в силу взаимного недоверия между сторонами.

По-настоящему прорывным было заключение 26 мая 1972 г. Договора ОСВ-1 (ограничение и сокращение стратегических вооружений) и Договора по ПРО, в котором США и СССР обязались не разворачивать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны. Таким образом, впервые в мировой практике была создана устойчивая ситуация военно-стратегического равновесия.

Военная доктрина США предполагает на сегодняшний день использование фактора силы для установления военного и политического доминирования в мире. И участие Соединенных Штатов в договорном процессе с Россией по вопросам разоружения имеет очевидной целью закрепление и усиление дисбаланса в области ядерного вооружения.

Этот дисбаланс, в частности, зафиксирован в Договоре СНВ-2, подписанном 3 января 1993 г. президентом США Дж. Бушем-ст. и президентом России Б. Ельциным.

Весьма неоднозначно был воспринят мировой общественностью односторонний выход в 2001 г. США из Договора по ПРО от 1972 г. На этом фоне относительным успехом России является подписание 24 мая 2002 г. В. Путиным и Дж. Бушем-мл. Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который предусматривает снижение ядерных арсеналов каждой из сторон до уровня от 1700 до 2200 боеголовок в течение следующих 10 лет к концу 2012 г.

К сожалению, этот Договор не гарантировал необратимости сокращения стратегических вооружений, поскольку предполагал, что часть сокращаемых боеголовок будет не уничтожена, как это было при выполнении всех предыдущих соглашений о сокращении ядерных вооружений, а складирована. Стало быть, в случае необходимости их можно ввести в строй за считанные недели или месяцы.

20 апреля, находясь в Хельсинки, президент России сделал заявление о том, что новое соглашение должно ограничивать не только число боезарядов, но и средства их доставки — межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики. При этом должна быть исключена сама возможность размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории и компенсация сокращения ядерных потенциалов наращиванием стратегических систем, оснащенных обычными вооружениями.

Источник

Значение слова разоружение

Словарь Ушакова

разоруж е ние, разоружения, мн. нет, ср. Действие по гл. разоружить-разоружать. Разоружение пленных.

| Действие по гл. разоружиться-разоружаться. Конференция по разоружению. Советское правительство предложило всеобщее разоружение.

Политическая наука: Словарь-справочник

Политология. Словарь терминов

В сфере практического разоружения достигнуты определенные ре­зультаты. Так, крайне важны советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Вашингтон,1987); Договор об обычных вооружениях в Европе (Париж,1990), согласно которому предусматривается значительное сокращение вооружений на территории от Атлантики до Ура­ла; Договор между Россией и США по СНВ-2 (Москва,1993), который расши­рит сектор сокращений и ограничений стратегических и наступательных вооружений, и т. д. Однако в мире обостряется ряд проблем, связанных с вооружениями, медленно осуществляется конверсия и т. д. Значит, разо­ружение в мире ждет новых подходов и принципиальных решений.

Тезаурус русской деловой лексики

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

РАЗОРУЖЕНИЕ, я, ср.

2. Система мероприятий, направленных к ликвидации или сокращению средств ведения войны и создающих предпосылки для устранения угрозы её возникновения. Всеобщее и полное р. (направленное на ликвидацию или значительное ограничение вооружений разных государств).

| прил. разоруженческий, ая, ое.

Словарь Ефремовой

ср.
Процесс действия по знач. глаг.: разоружить, разоружать, разоружиться,
разоружаться.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— 16 августа 1898 г. в «Правительственном Вестнике» опубликовано «сообщение» русского министра иностранных дел, врученное им 12 августа всем пребывающим в С.-Петербург представителям иностранных государств. По словам сообщения, охранение всеобшего мира и возможное сокращение тяготеющих над всеми народами чрезмерных вооружений являются при настоящем положении вещей целью, к которой должны бы стремиться усилия всех правительств. Взгляд этот вполне отвечает человеколюбивым и великодушным намерениям его императорского величества. В убеждении, что столь возвышенная цель соответствует существеннейшим потребностям и законным вожделениям всех держав, императ. правительство полагает, что настоящее время весьма благоприятно для изыскания путем международного обсуждения наиболее действительных средств обеспечить всем народам истинный и прочный мир и прежде всего положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений. В течение последних двадцати лет миролюбивые стремления особенно твердо укрепились в сознании просвещенных народов. Сохранение мира поставлено было целью международной политики. Во имя мира великие державы сплотились в могучие союзы. Для лучшего ограждения мира они увеличили в небывалых доселе размерах свои военные силы и продолжают их развивать, не останавливаясь ни перед какими жертвами. Однако усилия эти не могли пока привести к благодетельным последствиям желаемого умиротворения. Все возрастающее бремя финансовых тягостей расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народов, труд и капитал отвлечены в большей своей части от естественного назначения и расточаются непроизводительно. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления, которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену ввиду новых изобретений. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути. Таким образом, по мере того как растут вооружения каждого государства, они менее и менее отвечают предпоставленной правительствами цели. Нарушения экономического строя, вызываемые в значительной степени чрезмерностью вооружений, и постоянная опасность, которая заключается в огромном накоплении боевых средств, обращают вооруженный мир наших дней в подавляющее бремя, которое народы выносят все с большим трудом. Очевидным поэтому представляется, что если бы такое положение продолжалось, оно роковым образом привело бы к тому именно бедствию, которого стремятся избегнуть и перед ужасами которого заранее содрогается мысль человека. Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миpy несчастия — таков ныне высший долг для всех государств. Преисполненный этим чувством, государь император повелел министру иностр. дел обратиться к правительствам государств, представители коих аккредитованы при Высоч. Дворе, с предложением о созвании конференции в видах обсуждения этой важной задачи. В приведенном документе проводятся две идеи: общая — «обеспечить всем народам истинный и прочный мир» и частная — «положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений». Первая только намечается, как конечная, отдаленная цель; вторая ставится определенно и связывается с первой, как одно из средств «предупредить угрожающие всему миpy несчастия». Обоснованию второй идеи служит и вся мотивировка, при чем весьма характерно оттеняется внутреннее противорчие и внутренняя несостоятельность системы вооруженного мира. Мысль о вечном мире давно уже занимает лучшие умы человечества. Еще Платон останавливался на ней; затем можно назвать Сюлли, аббата С.-Пьера, Лейбница, Руссо, Бентама, Канта, из современников — Партнера, гр. Камаровского (см. Мир вечный). Но от возможности практического осуществления она еще очень далека. Единственное предлагаемое для того средство — международный суд — вряд ли может вовсе устранить войну. Вечный мир возможен только внутри правовой организации, т. е. такого общения людей, где регулятором отношений служит право с его необходимыми атрибутами — единством источника и авторитета. Союз международный не есть союз правовой; он не объединяет составляющие его государства в одно органически связанное целое, и во главе его нет общего авторитета власти. Напротив, во главе каждого отдельного государства стоит авторитет верховной власти, всегда могущий внести разъединение в междугосуд. союз. Такой союз имеет поэтому исключительно нравственное обоснование, единственным регулятором междугосударственных отношений является свободное и добровольное соглашение-договор. Но одного нравственного обоснования, по свойству человеческой природы, недостаточно: в сознании человеческом нравственные принципы, даже самое понятие справедливости, не имеют абсолютного характера. Как соглашение свободное и добровольное договор может и не состояться; если же он не состоялся, а возникшее столкновение интересов требует разрешения, остается одно неизбежное средство — война. Г. Блиох. в своем сочинении «Будущая война» (СПб., 18[Цифра отсутствует в издании 1890 г. — Ред.]8 г., т. VI), изображает заседание фантастической конференции представителей европ. государств, созванной для мирного разрешения главных вопросов, угрожающих войной (эльзас-лотарингского, восточного и др.) и рядом доводов доказывает необходимость и возможность такого разрешения. Нельзя забывать, однако, что все эти вопросы имеют за собой многолетнюю давность и в значительной мере утратили свою жгучесть — а война всего опасна в самый момент столкновения интересов. Рассчитывать в этот момент на объективность спорящих, а также тех государств, с которыми та или другая из спорящих сторон наиболее близка, решительно невозможно. В ином виде представляется идея об ограничении вооружений. Соперничество великих европейских держав в увеличении своих военных сил и в техническом усовершенствовании средств войны имеет ныне только один предел — предел фактической возможности, поскольку он обусловливается численностью населения и экономическим богатством страны. Если этот предел еще не везде достигнут, то, во всяком случае, его достижение весьма близко: все государства испытывают самое крайнее напряжение и личных, и материальных сил и средств. Между тем, каждому государству важна не абсолютная численность его войск и не абсолютное совершенство боевых кораблей, ружей и пушек, а относительные; ему важно в случае войны оказаться не слабее противника. Если бы все европейские державы сразу сократили численность войск, положим, наполовину и приняли взамен нынешних дальнобойных ружей ружья какого-либо старого типа, взаимное соотношение их сил не изменилось бы нисколько, а выгоды получились бы громадные: возрастание бремени налогов и отвлечение от производительного труда цвета населения сократились бы наполовину; бесплодные траты на средства истребления, «которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену», отошли бы в область прошлого. Радикальной мерой для ограничения все увеличивающегося развития вооружений был бы отказ континентальных государств от системы натурального отправления воинской повинности в мирное время с заменой ее образованием в военное время милиционных apмий и с применением системы найма к постоянным кадрам. Большое значение имело бы также установление предельных для каждого государства военных бюджетов. Практика международных отношений знает уже ряд ограничений фактической возможности причинения вреда противнику на войне: отказ от употребления разрывных пуль, признание неприкосновенной частную собственность в сухопутной войне и т. п. (см.). Крупным шагом по тому же пути будет и установление предела в развитии вооружений. См. Война, Милитаризм, Международное право, Право войны.

Источник

РАЗОРУЖЕ́НИЕ

Том 28. Москва, 2015, стр. 174

Скопировать библиографическую ссылку:

РАЗОРУЖЕ́НИЕ, сис­те­ма мер, на­прав­лен­ных на ог­ра­ни­че­ние, со­кра­ще­ние и ли­к­ви­да­цию средств ве­де­ния вой­ны. Мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся ли­бо как од­но­сто­рон­няя ак­ция отд. го­су­дар­ст­ва, ли­бо как ме­ж­ду­нар. про­цесс, раз­вёр­ты­ваю­щий­ся на ос­но­ве дву­сто­рон­них или мно­го­сто­рон­них со­гла­ше­ний, ли­бо как при­ну­дит. ме­ра, на­вя­зан­ная по­бе­ди­те­лем по­тер­пев­ше­му по­ра­же­ние про­тив­ни­ку. Все­об­щее и пол­ное Р. пред­по­ла­га­ет ли­к­ви­да­цию всех ма­те­ри­аль­ных средств ве­де­ния вой­ны, вклю­чая рос­пуск воо­руж. сил (ВС), уп­разд­не­ние во­ен. уч­ре­ж­де­ний, пре­кра­ще­ние про­из-ва воо­ру­же­ний, ли­к­ви­да­цию во­ен. баз и во­ен. со­ору­же­ний, пре­кра­ще­ние во­ен. обу­че­ния и др. В ка­че­ст­ве час­тич­ных мер Р. рас­смат­ри­ва­ют­ся: со­кра­ще­ние ВС и воо­ру­же­ний, за­пре­ще­ние и унич­то­же­ние отд. ви­дов ору­жия, за­пре­ще­ние их про­из-ва, на­ко­п­ле­ния, раз­вёр­ты­ва­ния и при­ме­не­ния, кон­вер­сия во­ен­но­го про­из­вод­ст­ва , ог­ра­ни­че­ние не­ко­то­рых ви­дов ору­жия в ко­ли­че­ст­вен­ном и ка­че­ст­вен­ном от­но­ше­ни­ях, сни­же­ние во­ен. рас­хо­дов, су­же­ние воз­мож­но­сти со­вер­шен­ст­во­ва­ния ору­жия, со­кра­ще­ние сфе­ры или рай­онов раз­ме­ще­ния разл. ви­дов воо­ру­же­ний (за­прет на про­ве­де­ние ис­пы­та­ний в оп­ре­де­лён­ных сре­дах, де­ми­ли­та­ри­за­ция отд. тер­ри­то­рий, соз­да­ние безъ­я­дер­ных зон и т. п.). Важ­ный эле­мент про­цес­са Р. – кон­троль над его осу­ще­ст­в­ле­ни­ем.

Источник

Разоружение

Что такое разоружение кратко и понятно. Смотреть фото Что такое разоружение кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое разоружение кратко и понятно. Картинка про Что такое разоружение кратко и понятно. Фото Что такое разоружение кратко и понятно

Разоружение — это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Разоружение может включать ограничение и сокращение личного состава вооруженных сил, а также сокращение расходов на оборону. Правовые нормы, лежащие в основе таких мер, тесно связаны с нормами, регулирующими применение вооруженной силы в международных отношениях. Точно так же они связаны с нормами, регулирующими использование средств ведения войны сторонами в вооруженном конфликте. Разоружение может быть подкреплено смежными и дополнительными мерами, такими как демилитаризация и нейтрализация определенных территорий, а также мерами укрепления доверия.

Разоружение наиболее эффективно осуществляется на основе официальных соглашений. Что касается односторонних инициатив, то они носят политический характер, не обладают юридической силой и не предусматривают контроль за их соблюдением, а их нарушение не влечет за собой ответственность государства. Они могут создать атмосферу, благоприятствующую переговорам о согласованных договорных нормах, или могут стать основой для таких норм. Однако государство, которое принимает такие обязательства в одностороннем порядке, может аналогичным образом в одностороннем порядке отказаться от них без юридических последствий (так поступила КНДР, в 2000 г. установив, а в 2006 г. отменив мораторий на испытательные пуски баллистических ракет).

Наряду с термином «разоружение» в международно-правовой практике применяется термин «контроль над вооружениями», под которым понимаются меры по ограничению развертывания вооруженных сил и вооружений, иной военной деятельности как на собственной территории, так и за ее пределами в целях устранения или уменьшения опасности возникновения вооруженного конфликта.

История разоружения

Хотя количество договоров о разоружении и контроле над вооружениями существенно увеличилось во второй половине XX века, такие договоры заключались и раньше. Одним из самых известных примеров является остающееся в силе с начала XIX века соглашение, касающееся ограничения и сокращения военно-морских сил на Великих американских озерах, которое было заключено путем обмена нотами между исполняющим обязанности государственного секретаря США и полномочным министром Великобритании в 1817 г. (Договор Раша – Багота).

В период между двумя мировыми войнами заключены договоры, предусматривающие значительные меры разоружения: Вашингтонский договор об ограничении военно-морских вооружений 1922 г. и Лондонский договор о сокращении и ограничении военно-морских вооружений 1930 г. Однако эти внушительные по замыслу и концепции договоры действовали недолго, не в полной мере и своих целей не достигли.

Не достигла своих уставных целей и Лига Наций, провозгласившая, что «сохранение мира требует ограничение национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением». Пытаясь актуализировать идеологию разоружения, в 1932 г. Лиги все-таки удалось созвать Конференцию по сокращению и ограничению вооружений, однако переговоры полностью провалились.

После Второй мировой войны идея всеобъемлющего разоружения стала активно продвигаться как в виде политических деклараций, так и инициатив во вновьобразованных международных институтах. Резолюция ГА ООН 1959 г. «О всеобщем и полном разоружении» призвала государства добиваться осуществления разоружения в его наиболее радикальной форме – полного упразднения материальных средств ведения войны. Эти идеи получили развитие в декларациях ООН, провозгласивших три десятилетия разоружения (1970, 1980, 1990-е годы), в Заключительном документе 1978 г. X специальной сессии ГА ООН, посвященной разоружению. В них принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем был обозначен как высшая цель в деле достижения мира и безопасности.

Источники права разоружения

Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН. Пункт 1, статьи 11 Устава относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности».

Общепризнанного и универсального обязательства разоружиться в современном международном праве не существует. Международный Суд в своем решении 1986 г. по Делу о военной и военизированной деятельности в Никарагуа и против Никарагуа (Никарагуа против США) отметил, что «в международном праве нет норм, за исключением таких, которые признаны заинтересованными государствами договорным или иным путем, в соответствии с которыми уровень вооружений суверенных государств может быть ограничен, и этот принцип применим ко всем государствам без исключения».

Предмет регулирования

Оружие массового уничтожения (ОМУ)

Ядерное оружие

Химическое и биологическое оружие

Обычные вооружения

Режимы нераспространения

Группа ядерных поставщиков (ГЯП) — международное объединение, созданное в 1974 г. с целью ограничения риска распространения ядерного вооружения путем установления контроля за экспортом ключевых материалов, оборудования и технологий. ГЯП не является международной организацией, не имеет устава, секретариата и общего бюджета. Группой были согласованы и приняты всеми участниками два свода правил: Руководящие принципы ядерного экспорта и Руководящие принципы экспорта товаров и технологий двойного назначения, которые должны выполняться государствами-членами на основе национального законодательства. В настоящее время членами ГЯП являются 48 государств (в т.ч. и Россия, которая является одним из основателей Группы).

Вассенаарские договоренности — соглашение, заключённое в июле-декабре 1996 года в городе Вассенаар (Нидерланды) 33 странами, для содействия повешению региональной и международной безопасности и стабильности посредством продвижения транспарентности и большей ответственности при передачах обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения, тем самым предотвращая дестабилизирующие накопления. Задачей ставится недопущение попадания такой продукции в руки террористов. По состоянию на февраль 2018 г. участниками этого многостороннего режима являются 42 государства.

Демилитаризация и нейтрализация

Наряду с ограничением и сокращением вооруженных сил и вооружений цель разоружения может достигаться путем демилитаризаций и (или) нейтрализации территории.

Демилитаризация — международно-правовой режим определенной территории или пространственной сферы, запрещающий их использование в военных целях в мирное время. Эта мера предполагает ликвидацию в данном районе военных укреплений и сооружений и запрет содержать там вооруженные силы.

Нейтрализация — договорно установленный запрет на использование какой-либо территории в военных целях, в т. ч. ведения военных действий, возведения военных объектов и укреплений, размещения вооруженных сил. Цель нейтрализации — предотвращение развязывания войны в данном районе или из него либо, если военные действия где-то поблизости не удалось предотвратить, изъятие такого района из театра военных действий.

Меры по укреплению доверия и безопасности

К ограничению вооружений и разоружению примыкают меры по укреплению доверия и безопасности, которые в общем плане можно определить как специальные, договорным или иным образом обусловленные меры, направленные на снижение уровня противоречий, обеспокоенности и недоверия между сторонами конфликта посредством достижения транспарентности в том, что касается военного потенциала и намерений сторон, а также посредством поддержки предсказуемого поведения при использовании силы и политических действий. Такие меры не являются мерами реального разоружения и не подменяют их, но принимаемые сами по себе или в качестве сопутствующих мер создают благоприятные условия для открытия переговоров или способствуют прогрессу на уже ведущихся.

Меры по укреплению доверия и безопасности предназначены для создания у каждой из сторон уверенности в том, что противоположная сторона не готовит никаких агрессивных военных действий, предоставляя при этом достаточные средства, методы и инструменты контроля, способные исключить взаимное недоверие и разногласия по отношению к событиям, которые могут быть двусмысленно интерпретированы, а также по отношению к угрозам и рискам, которые могли бы перерасти в вооруженное противостояние. В то же время, данный комплекс мер предоставляет платформу для создания постоянных отношений и обмена мнениями, что в свою очередь может способствовать и поддержать политический диалог между сторонами.

Источник

Значение слова «разоружение»

Что такое разоружение кратко и понятно. Смотреть фото Что такое разоружение кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое разоружение кратко и понятно. Картинка про Что такое разоружение кратко и понятно. Фото Что такое разоружение кратко и понятно

1. Действие по знач. глаг. разоружить—разоружать и разоружиться—разоружаться. Разоружение армии противника.Командование польских легионов категорически отказалось от разоружения своих частей. Исаковский, На Ельнинской земле.

2. Мероприятия по уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны для ее предотвращения. Бороться за всеобщее и полное разоружение.Разоружение есть идеал социализма. Ленин, О лозунге «разоружения». Идея полного, безоговорочного, немедленного разоружения всех без исключения государств мира — наша идея. Мы дрались за нее на всех и всяческих мирных конференциях, комиссиях, подкомиссиях, пленумах. Катаев, Почти дневник.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РАЗОРУЖЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. Действие по глаг. разоружить-разоружать. Р. пленных. || Действие по глаг. разоружиться-разоружаться. Конференция по разоружению. Советское правительство предложило всеобщее р.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое разоружение кратко и понятно. Смотреть фото Что такое разоружение кратко и понятно. Смотреть картинку Что такое разоружение кратко и понятно. Картинка про Что такое разоружение кратко и понятно. Фото Что такое разоружение кратко и понятноПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова паркетина (существительное):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *