Что такое разрешение ступеней сольфеджио
Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
Ступени и их тяготение
В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.
Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.
Тяготение
А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)
Разрешение неустойчивых ступеней
Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):
Устойчивые ступени от ноты До
Ступени и звукоряды
А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке
От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми
Вывод
Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Как разрешаются неустойчивые ступени?
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Как опевать ступени?
Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
Главные трезвучия лада — определение, построение, разрешение
Главные трезвучия лада — это одна из ключевых тем сольфеджио. Прочитав эту статью, вы научитесь правильно давать определение, самостоятельно строить главные трезвучия в любой тональности.
Вы также узнаете об особенностях построения главных трезвучий в мажоре и миноре. А выделенный текст в статье познакомит вас с интересными фактами, о которых вам не расскажут на уроках в школе.
Когда вы дочитаете статью до конца, вы навсегда запомните, что такое главные трезвучия лада, и как их строить.
Определение главных трезвучий лада
Главными трезвучиями лада называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступенях гаммы.
Называются они так же, как и эти ступени гаммы — тоника — I ступень, субдоминанта — IV ступень, доминанта — V ступень. Тоническое трезвучие (на I ступени), Субдоминантовое трезвучие (на IV ступени), и Доминантовое трезвучие (на V ступени).
ИНТЕРЕСНО:
Кто кому дал названия? Ступени дали название трезвучиям или, наоборот, по названию трезвучий стали называть ступени, на которых они строились?
До прихода эпохи классицизма, не было мажорного и минорного ладов. Тогда существовали лады диатонические ( их также называют древнегреческими ладами, средневековыми, ладами народной музыки). А вместе с приходом мажора и минора пришли названия — Тоника, Субдоминанта, Доминанта с их функциональностью.
Получается, что трезвучия дали название ступеням?
Ну а что тут такого? Мы же не удивляемся, что курица появилась сначала, а потом яйцо!
Обозначаются главные трезвучия латинскими буквами T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта).
К этим буквам добавляются цифры 5/3. Это означает, что между крайними звуками трезвучия образуется квинта (5), а между нижним и средним — терция (3).
Любое трезвучие, на какой бы ступени оно не было построено, обозначается цифрами 5/3.
Главные трезвучия лада — построение
В мажорных тональностях
ИНТЕРЕСНО:
Построить трезвучие очень просто.
Обратите внимание, что если нижний звук трезвучия (он называется основной или прима) располагается на линейке, то и остальные два звука (терцовый и квинтовый) — тоже располагаются на линейках.
Если же нижний звук трезвучия располагается между линейками, то и остальные звуки находятся между линейками.
В любой заданной тональности стройте T53- на I ступени, S53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.
В минорных тональностях
ИНТЕРЕСНО:
Почему в миноре t53 и s53 звучат минорно, а D53 звучит мажорно?
Потому что D53 в миноре используется в гармоническом виде. В гармоническом миноре повышается VII ступень, что придает остроту тяготения VII ступени в I.
В классической музыке наиболее распространен гармонический вид минора, а не натуральный. И так как повышенная VII ступень входит в состав доминантового трезвучия, в миноре всегда используется мажорное D53, если в задаче специально не оговаривается, что d53 должно быть минорным.
В любой заданной минорной тональности стройте t53 — на I ступени, s53 — на IV ступени, D53 — на V ступени.
ВАЖНО: D53 на V степени строится в ГАРМОНИЧЕСКОМ виде минора, поэтому всегда имеет повышенную VII ступень.
Поэтому в гармоническом миноре t53 и s53 звучат минорно и обозначаются малыми буквами t и s, а D53 звучит мажорно (из-за повышения VII ступени) и обозначается большой буквой D.
Главные трезвучия лада — разрешение
Разрешением называется переход неустойчивых ступеней в ближайшие устойчивые.
Ведь все трезвучия состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней.
Субдоминантовое трезвучие ( S53, s53 ) состоит из IV, VI, I ступеней. Здесь IV и VI — неустойчивые и требуют разрешения в ближайшие устойчивые. А I ступень остается на месте.
Доминантовое трезвучие ( D53 ) состоит из V, VII, II ступеней. В нем VII и II являются неустойчивыми и требуют разрешения в ближайшие устойчивые ступени. А V ступень является устойчивой и остается на месте.
Основным же правилом соединения аккордов является плавное голосоведение, и по возможности — противоположное. Это когда один голос идет вверх, а другой вниз или остается на месте.
ИНТЕРЕСНО:
При разрешении неустойчивых ступеней в устойчивые, в основном, используется нисходящее тяготение II ступени — в I; IV ступени — в III; и VI ступени — в V. Только VII ступень имеет восходящее тяготение в I верхнюю ступень.
На самом же деле тяготение неустойчивых ступеней в устойчивый имеет двухстороннее направление — как вниз, так и вверх.
II ступень может разрешаться как в I, так и в III ступень.
IV ступень может разрешаться как в III, так и в V ступень.
VI ступень имеет только один вариант разрешения — в V ступень, т.к. выше нее находиться неустойчивая VII ступень, разрешение в которую невозможно.
Ну и VII ступень имеет только одно — верхнее разрешение в I ступень.
Примеры разрешения главных трезвучий лада
В мажоре:
В миноре:
Заключение
Итак, вы изучили тему «Главные трезвучия лада». Теперь вы знаете, что главные трезвучия лада строятся на I, IV и V ступенях в мажоре и миноре.
Вы запомнили, что они обозначаются T53, S53, D53 в мажоре, и t53, s53, D53 — в миноре.
Вы поняли принцип разрешения неустойчивых аккордов в устойчивые. В этой статье было показано, как разрешаются главные трезвучия. А как разрешаются обращения трезвучий, можно узнать, перейдя по ссылке выше.
Если же вы лучше воспринимаете видео формат, вы можете посмотреть Видео- урок за 2 минуты по теме «Главные трезвучия лада»
Устойчивые ступени лада
Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.
Что это такое и вообще для чего это нужно?
Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.
Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.
Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.
Именно тональная система строиться на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.
Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.
Теперь проделайте следующий опыт.
Сыграйте гамму до мажор.
Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.
Количество вариантов здесь небольшое.
Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II,IV,VI,VII ступени.
Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.
Каждая ступень не входящая в аккорд стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами.
Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними.
Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.
Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.
Существуют и другие системы организации звуков в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы.
Но основа для изучения звуковых системы это тональность — так как она проста и понятна.
Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.
Есть неустойчивые — они либо слегка печальные либо совсем мрачные ( как например 7 ступень).
Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.
В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их.
Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.
Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен.
Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей.
Но о них мы сегодня не будем говорить.
Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу:
Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.
В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:
Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.
Давайте подведем итог:
Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.
Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.
Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе.
Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков — это научиться петь и слышать эти звуки.
Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха — Ладотональный слух, которые даст вам все необходимые навыки.
Развитие слуха 103: Ладотональный слух
Пакет Стандарт — Курс и бонусы Пакет VIP также включает в себя курс Интервалы и Гармоническое Ухо
Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.
Материал для повторения по сольфеджио 1 класс.
Ноты 1, 2 и малой октав. Скрипичный и басовый ключи
Гамма. Вводные ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Главные ступени лада. Главные трезвучия лада.
Гамма – это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники (главного, опорного звука) до её повторения в другой октаве. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Всего ступенек у нас семь, обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы даётся по главному звуку, тонике, I ступеньке.
Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию. Это I, III и V ступени.
Неустойчивые ступени – это те, на которых нельзя остановиться. К неустойчивым относятся II, IV, VI и VII ступени. Они стремятся перейти, разрешиться в устойчивые ступени.
Вводные звуки – звуки, окружающие тонику, то есть VII и II ступени, окружающие I ступень.
Опевание – опеть ступени – это значит спеть соседей ноты сверху и снизу. Опевание I ступение – VII и II ступени. Опевание III ступени – II и IV ступени. Опевание V ступени – IV и VI ступени.
Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V.
В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.
Вот главные ступени До мажора:
Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие. Для примера рассмотрим ля минор, здесь будут уже другие главные ступени:
На каждой главной ступени лада строится своё главное трезвучие лада. Одно главное трезвучие мы с вами строили уже не один раз – Тоническое трезвучие (T53). Оно, как вы помните, строиться на I ступени, а также в его состав входят III и V ступени. Не забывайте, что в каждой тональности (гамме) эти ступеньки будут относиться к разным нотам. Например, в До мажоре Тоническое трезвучие (T53) будет строиться на I ступени – это нота «до», также в его состав войдут III ступень – нота «ми» и V ступень – нота «соль».
Следующее главное трезвучие лада – Субдоминантовое трезвучие (S53) – строиться на IV ступени, а также в его состав входят VI и I ступени.
Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре IV ступень – это нота «фа», значит от неё и начинаем строить трезвучие. Далее идут VI ступень – это нота «ля»в До мажоре и I ступень – это нота «до» в До мажоре.
В ля миноре иначе. IV ступень в ля миноре – это нота «ре», от неё и будем строиться субдоминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VI ступень – это нота «фа» в ля миноре и I ступень – это нота «ля» в тональности ля минор.
И последнее главное трезвучие лада – Доминантовое трезвучие (D53) – строиться на V ступени, а также в его состав входят VII и II ступени.
Посмотрим на конкретных примерах. В До мажоре V ступень – это нота «соль», значит от этой ноты и начинаем строить трезвучие. Далее идут VII ступень – это нота «си» в До мажоре и II ступень – это нота «ре» в До мажоре.
В ля миноре иначе. V ступень в ля миноре – это нота «ми», от неё и будем строиться доминантовое трезвучие. Также в его состав войдут VII ступень – это нота «соль» в ля миноре и II ступень – это нота «си» в тональности ля минор.
Размеры: 2/4, 3/4 и 4/4.
Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел.
Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.).
Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.).
Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, четыре четверти.
Длительности. Затакт
Не забывайте о том, что восьмые и шестнадцатые можно писать с хвостиками, а можно собирать в группы под одно ребро.
Вспомним, как делятся длительности, как считать их в размере 4/4.
Затакт – это не полный такт.
Запомните! В основе музыкального времени лежит постоянное чередования сильных и слабых долей такта (метра).
Сильная доля – это всегда начало нового такта, а слабая доля – это все остальные ноты такта.
Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.
По смотрите, например, на песенку «В лесу родилась ёлочка», в первом такте только одна восьмая, а размер данной песенки 2/4, а значит в такте должно быть целых 4 восьмых. Соответственно раз в 1 такте, только одна восьмая – это и есть затакт, неполный такт.