Что такое разрешенная максимальная масса прицепа
Что такое разрешенная максимальная масса прицепа
Транспортные средства колесные
Технические требования и методы определения
Wheeled vehicles. Masses and dimensions. Technical requirements and determination methods
Дата введения 2018-02-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие голосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2017 г. N 548-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33987-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2019 год; поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2020 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 буксируемая масса: Масса, соответствующая суммарной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на опорную поверхность осью (осями) прицепа с дышлом или полуприцепа с опорной тележкой, или прицепа с центральной осью или полуприцепа, находящихся в соединении с тягачом.
3.2 выдвижная ось: Ось транспортного средства, которая может с помощью устройства разгрузки оси быть поднята над опорной поверхностью в соответствии с 3.44.
3.4 группа осей: Оси, входящие в тележку.
3.6 добавочная масса: Применимая для транспортных средств категорий М и L разность между технически допустимой максимальной массой транспортного средства и суммой массы транспортного средства в снаряженном состоянии и массы стандартной загрузки.
3.7 завершенное транспортное средство: Транспортное средство, представляющее последнюю стадию процесса многоэтапного изготовления.
3.8 комплектное транспортное средство: Любое транспортное средство, которое изготавливается за один этап, пригодное для эксплуатации в соответствии с его назначением.
3.9 максимальная допустимая масса (нагрузка): Назначенная изготовителем предельная величина массы, нагрузки на ось (или группы осей), буксируемой массы или массы автопоезда конкретных груженых транспортных средств находящихся в пределах одного типа и модификаций и отражающая конструктивные особенности конкретных транспортных средств.
3.10 масса стандартной загрузки: Применимая для транспортных средств категорий М и L масса, соответствующая произведению значения 75 кг на число мест для сидения, включая складные (откидные) сиденья, указанная изготовителем, при этом в число мест для сидения транспортных средств категории М не включается место водителя.
3.11 масса сцепного устройства: Масса самого сцепного устройства и деталей его крепления, указанная изготовителем.
3.12 масса транспортного средства в ненагруженном состоянии: Масса транспортного средства в снаряженном состоянии за вычетом: массы топлива, массы дополнительного оборудования, принадлежностей и инструмента, не являющихся необходимыми для нормальной эксплуатации транспортного средства в соответствии с условиями, установленными изготовителем.
3.13 масса транспортного средства в снаряженном состоянии: Масса транспортного средства, включающая массу 100% масел, охлаждающей жидкости и других жидкостей (за исключением использованной воды в автомобилях-домах и прицепах-домах), массу не менее 90% топлива, массу водителя (75 кг), массу кузова, кабины, сцепного устройства, запасного колеса, инструментов, в случае, если они устанавливаются/предусмотрены изготовителем.
3.14 механическое транспортное средство: Любое самоходное транспортное средство.
3.15 модификация: Транспортные средства в рамках одного типа, не отличающиеся друг от друга в существенных аспектах, указанных в приложении А (А.2).
3.16 неделимый груз: Груз, который не может быть разделен на две или более части без чрезмерных затрат или риска повреждения, исходя из целей перевозки по дорогам общего пользования, и который в силу своих массы и габаритов не может быть перевезен транспортным средством, масса которого соответствует разрешенной максимальной массе, и габариты которого соответствуют предельным значениям, приведенным в 4.1.
3.17 незавершенное транспортное средство: Любое транспортное средство, которому требуется хотя бы один дополнительный этап (осуществляемый иным, чем на первом этапе, изготовителем) до завершения его изготовления.
3.18 опорная тележка полуприцепа: Прицеп с центральной осью, оснащенный опорно-сцепным устройством.
3.19 пневматическая подвеска: Подвеска, в которой не менее 75% ее упругого действия обеспечивается пневматическими упругими элементами.
3.20 подвеска, считающаяся эквивалентной пневматической подвеске: Система подвески оси или группы осей транспортного средства, которая удовлетворяет требованиям, приведенным в приложении Б.
3.21 полуприцеп: Буксируемое транспортное средство, которое предназначено для соединения с седельным тягачом (или с опорной тележкой полуприцепа) и передает на опорно-сцепное устройство тягача (или на опорную тележку полуприцепа) значительную вертикальную нагрузку.
3.22 прицеп: Несамоходное транспортное средство, сконструированное и предназначенное для буксирования его механическим транспортным средством.
3.23 прицеп-дом: Транспортное средство специального назначения категории О, сконструированное так, что оно включает жилое пространство с соответствующим оборудованием.
3.24 прицеп с дышлом: Буксируемое транспортное средство, имеющее, по крайней мере, две оси, из которых, по крайней мере, одна ось управляемая, оснащенное буксирным устройством (дышлом), которое имеет возможность вертикального по отношению к тягачу перемещения и не передает на тягач сколько-нибудь значительную вертикальную нагрузку (не более 100 даН).
3.25 прицеп с центральной осью: Прицеп с жестким дышлом, имеющий ось (оси), расположенную(ые) в непосредственной близости от центра тяжести транспортного средства (при условии его равномерной загрузки) так, что лишь незначительная вертикальная нагрузка, не превышающая 10% от нагрузки, соответствующей максимальной массе прицепа, или нагрузка 1000 даН (в зависимости от того, какая из них меньше) передается на буксирующее транспортное средство.
3.26 разгружаемая ось: Ось, нагрузка на которую может изменяться без отрыва оси от опорной поверхности с помощью устройства разгрузки оси в соответствии с 3.44.
3.27 размеры транспортного средства: Размеры транспортного средства, обусловленные его конструкцией и устанавливаемые изготовителем транспортного средства.
Берем на буксир
16 вопросов о прицепах для легковых автомобилей
1) Какие нужны права, чтобы ездить с прицепом?
По действующему, на данный момент, законодательству, прав с категорией «В» достаточно, если разрешенная максимальная масса буксируемого прицепа не превышает 750 кг. Либо если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В», а разрешенная максимальная масса такой комбинации транспортных средств не превышает 3 500 кг.
В случае же, когда прицеп или состав «автомобиль+прицеп» в эти рамки не вписываются, придется открывать в правах дополнительно категорию «Е». В среднем по Петербургу, стоимость обучения составит 8 000-10 000 руб., срок обучения – около полутора месяцев.
2) Прицеп можно использовать с любым автомобилем?
Да, если его разрешенная максимальная масса не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В». Что касается прицепного узла – фаркопа, то технически его можно поставить на любую машину.
3) Как нужно дооборудовать автомобиль, чтобы использовать прицеп?
Это, как уже упоминалось, установка фаркопа, а также выведение дополнительной электропроводки для световых прибо-ров (габаритов, поворотников и стоп-сигналов) прицепа.
4) По каким параметрам подбирается прицеп к автомобилю?
Прежде всего, нужно ответить на вопрос: для чего вам нужен прицеп – возить доски-кирпичи, гидроцикл или катер? А может, мобильный дачный домик? Далее внимательно читаем техниче-ские характеристики прицепа и оцениваем, вписывается будущий состав в категорию «В» или нет.
Нелишним будет ознакомиться и с инструкцией к своему автомобилю, где присутствует пункт «максимальная масса буксируемого прицепа оборудованного/не оборудованного тормозами». Эти сведения можно поискать в Интернете или позвонить на дилерскую станцию. После этого делаем выбор.
5) Каковы особенности езды с прицепом?
Вообще-то, прицеп, особенно загруженный, ощутимо снижает разгонную динамику машины и увеличивает тормозной путь. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.
Тормозить надо плавно – независимо от того, порожний прицеп или груженый. Важно соблюдать дистанцию до идущей впереди машины. Перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а его самого проходить «внатяг». Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их «складывание».
На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Согласно ПДД, максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах – 70 км/ч.
При езде с прицепом значительно усложняются перестроение в потоке автомобилей, маневрирование и парковка в городских условиях. Особо сложным является движение задним ходом. При этом большой прицеп ухудшает задний обзор.
Так, в салонное зеркало, например, становится уже ничего, кроме собственного прицепа-дачи, не видно. Правда, в случае необходимости можно установить дополнительные, так называемые караванные, зеркала заднего обзора. Они устанавливаются либо на капот автомобиля, либо на штатные зеркала заднего обзора. С прицепами с большой площадью кузова – такими, как прицеп-дача или тентованный грузовой – надо проявлять осторожность при движении в сильный ветер.
6) Как правильно загружать прицеп?
Груз следует размещать равномерно – таким образом, чтобы его центр тяжести находился над осью (если она одна) или между осями прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на сцепное устройство и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой.
Смещение назад приведет к подъему задней части автомобиля, что ухудшит сцепление с дорогой задних колес. При этом центр тяжести перевозимого груза должен быть как можно ниже, поскольку чем выше он оказывается, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость.
7) Может ли груз выступать за габариты прицепа?
Согласно гл. 23 ПДД РФ, груз не должен выступать сзади более чем на 2 м, в ширину – быть более 2.55 м, а высота прицепа с грузом должна быть не более 4 м от поверхности проезжей части.
При этом груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м (или сбоку более чем на 0.4 м от внешнего края габаритного огня), должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди – фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади – фонарем или световозвращателем красного цвета.
8) Что нельзя перевозить в прицепе?
Прежде всего, кого: людей. В том числе, и в прицепе-даче. Не допускается перевозить взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества. К таким де-юре относятся и канистра с бензином, и бытовой газовый баллон. Впрочем, де-факто их возят все, и инспекторы ГИБДД не придираются. Но если в прицепе целый склад ГСМ – инспектор может тормознуть на законных основаниях.
Кроме того, по предписанию п. 23.3. ПДД РФ, груз не должен ограничивать обзор, мешать управлению, нарушать устойчивость транспортного средства, закрывать внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствовать восприятию сигналов, подаваемых рукой. Также груз не должен создавать шум, пылить, загрязнять дорогу и окружающую среду.
9) Как прицеп влияет на техническое состояние и ресурс машины?
Поскольку прицеп – это всегда лишний вес, соответственно, это и дополнительная нагрузка на автомобиль: прежде всего, на двигатель и трансмиссию, износ которых, при прочих равных условиях, происходит быстрее.
Однако тут многое зависит от самого состава. Например, для большого внедорожника с пятилитровым мотором, который возит легкий прицеп с гидроциклом и седана С-класса, таскающего громоздкий прицеп-дачу, «допнагрузка» и ускорение износа будут разными. В первом случае они сводятся практически к нулю, а во втором станут заметны уже после двух-трех лет эксплуатации.
Ориентировочные цены на прицепы, руб.
Грузовой прицеп, полная масса от 450 до 2500 кг | от 20 000 до 160 000 |
Кемпинговый прицеп (в базовой комплектации) | от 250 000 |
Прицеп для перевозки мототехники | от 25 000 |
Прицеп для перевозки лодок, полная масса от 400 до 3500 кг | от 25 000 до 200 000 |
Прицеп для перевозки лошадей | от 150 000 |
Торговый прицеп-киоск | от 170 000 |
10) Насколько возрастает расход топлива автомобиля?
В среднем, расход топлива увеличивается от 5 до 15% и даже более. Но здесь многое зависит, опять-таки, от пропорций состава «мощность автомобиля – масса прицепа». Свой вклад вносят и условия езды: километраж по городу и по проселкам.
11) Нужно ли ставить на прицеп зимнюю/летнюю резину?
В России – не нужно. Тем более, что большинство новых прицепов, особенно отечественного производства, продаются у нас со всесезонной резиной. Но вот тем, кто собирается в путешествие в страны Евросоюза, стоит вспомнить про времена года: в ЕС для прицепов сезонная смена резины обязательна.
12) Предусматривается ли что-нибудь в конструкции на случай, если прицеп вдруг отцепится на ходу?
Для этого существует специальная аварийная тормозная система. Устроена она довольно просто: за фаркоп цепляется страховочный трос, который в нормальном режиме ослаблен. При нарушении сцепки с автомобилем и отсоединении прицепа трос натягивается и приводит в действие привод тормозных механизмов колес прицепа.
В электропроводке для прицепа присутствуют сигнальные лампочки в салоне автомобиля, сообщающие о присоединении-отсоединении прицепа.
13) Обязательно ли регистрировать прицеп в ГИБДД?
В ПТС содержится информация о марке и модели, а также идентификационном номере (VIN), годе выпуска, полной массе, номере кузова и/или рамы. Договор купли продажи является документом, подтверждающим право владения прицепом.
При регистрации владельцу выдается свидетельство и номерной знак.
14) Должен ли прицеп проходить техосмотр?
Должен. Прицепы подлежат техосмотру один раз в два года, если с года их выпуска прошло не более пяти лет (включая год выпуска), и один раз в год, если прошло более пяти лет.
Месяц представления прицепа на осмотр указывается в талоне технического осмотра. Как правило, он устанавливается таким же, как у автомобиля, с которым прицеп эксплуатируется, либо выбирается в соответствии с последней цифрой государственного регистрационного знака.
15) Нужно ли страховать прицеп?
Для прицепов – так же, как для автомобилей – требуется ОСАГО. Стоимость полиса на год составляет 711 руб. Кроме того, прицеп можно застраховать и по КАСКО. Такой полис обойдется, в среднем, в 2% от стоимости прицепа для риска «ущерб» и в 0.5% – по риску «хищение».
16) Надо ли платить за прицеп транспортный налог?
Нет. По ныне действующему законодательству, прицепы, как не относящиеся к самоходным транспортным средствам, транспортным налогом не облагаются.
Прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе механического транспортного средства. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски (гл. 1 ПДД РФ).
По назначению прицепы для легковых автомобилей различаются как прицепы-дачи, грузовые, специализированные прицепы для перевозки различной техники (квадроциклов, гидроциклов, снегоходов, автомобилей, погрузчиков, мини-экскаваторов и т. п.) а также для перевозки лодок и катеров.
По грузоподъемности прицепы для л/а различаются на категории. О1 – это прицепы, максимальная масса которых не более 0.75 т; О2 – прицепы, максимальная масса которых свыше 0.75 т, но не более 3.5 т.
Основные элементы конструкции прицепа: рама, кузов, дышло и подвеска. Дышло представляет собой А-образный (или I-образный) горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа. На нем находятся узел сцепки, закрепляемый за фаркоп автомобиля, страховочные тросы, а у некоторых прицепов – складная или колесная подставка.
У прицепа может быть одна либо две и более осей. Для л/а прицепов применяют такие виды подвесок, как рессорная зависимая, пружинная зависимая, рычажно-пружинная независимая, резино-жгутовая независимая и торсионная независимая.
Прицепы для л/а могут оснащаться рабочей тормозной системой (гидравлической инерционного типа), а также стояночными и аварийными тормозами.
Размер имеет значение. О длине полуприцепов в России и Европе 16:42, 16 июля 2019 Версия для печати
Перевозчики используют различные ухищрения, чтобы увеличить объем перевозимых грузов, не превышая при этом габаритные ограничения. В их числе – удлинённые прицепы, которые все чаще встречаются на дорогах России. Некоторые предприниматели видят в них угрозу для небольших компаний.
Для перевозчиков объем груза зачастую более важен, чем его вес. Грузовместимость прицепа напрямую связана с его размерами. Допустимые габариты автопоезда в разных странах отличаются.
В Евросоюзе максимальная длина автопоезда составляет 16,5 метров. Это – так называемая «еврофура», полезный объем которой составляет 82 м³. На ней можно беспрепятственно возить грузы по всем европейским странам: никаких вопросов к габаритам у транспортников не возникнет.
Существуют легальные способы увеличить объем еврофуры, не выходя при этом за допустимые габариты.
Это нестандартные колеса меньшей размерности, а также низкорамные тягачи и прицепы, например, прицеп Jumbo с изменяемой высотой. С помощью таких ухищрений полезный объем можно нарастить до сотни кубов.
Габариты «еврофуры» стали негласным стандартом именно потому, что позволяют перевозить грузы по всем без исключения европейским странам. В некоторых из них, однако, требования менее строгие. К примеру, в Великобритании максимальная высота автомобиля вообще не лимитирована: её ограничивает лишь высота мостов и туннелей. Поэтому в Соединенном Королевстве можно встретить много грузовиков с высокими прицепами, но работают они исключительно внутри страны.
Специально для России
В России разрешенная длина автопоезда существенно превышает европейскую и составляет 20 метров. Именно поэтому у нас можно использовать американские капотные тягачи в сцепке со стандартным европейским полуприцепом. Американских грузовиков у нас много, особенно в регионах: Россия – четвертая в мире страна (после США, Канады и Мексики) по количеству таких машин. Они приглянулись дальнобойщикам своим комфортом и внушительными габаритами: спальники в некоторых моделях напоминают небольшие комнаты.
Экономические соображения, однако, вынуждают наших перевозчиков приобретать европейские бескапотные тягачи и использовать их в сцепке с удлиненными (до 16,5 м.) прицепами,
которые производятся многими известными компаниями специально для России. Они на 3,5 метра длиннее стандартных европейских прицепов, за счет чего полезный объем увеличивается на 20 м³. Массовым такое решение назвать пока нельзя: с удлиненным прицепом теряется маневренность, да и нарваться на штраф за случайный перегруз гораздо проще. Такие прицепы используют, в основном, крупные логистические компании, но в последнее время они становятся всё популярнее.
Как удлинённые прицепы убьют малый бизнес
Интересно, что некоторые предприниматели видят в удлиненных прицепах угрозу для малого и среднего бизнеса. Недавно автор канала «Перевозчик 116», предприниматель, работающий в сфере грузоперевозок, обратил внимание своих подписчиков на рост числа длинномеров на российских дорогах.
— Перевозчики добавляют ось на удлиненный полуприцеп, – рассказывает предприниматель. – В своё время 16,5-метровые полуприцепы не составляли конкуренции, потому что они были на тонну-полторы тяжелее чем обычные, и выигрыш был небольшой. Но с дополнительной осью тягач с длинным прицепом может смело тащить 23 тонны. Таким образом грузоподъемность и кубатура поднимается практически на 15%.
Перевозчик предупреждает: массовый переход крупных компаний на удлиненные прицепы позволит им значительно снизить тарифы и потеснить конкурентов.
Вместе веселее
Еще один легальный способ увезти больше груза с помощью одного тягача – использование тандема. Общеевропейская длина тандема ограничена 18,75 метра, 16 из которых приходится на прицепы. Общая длина в сравнении с еврофурой увеличивается на 2 метра, а вместимость – на 12 кубов.
В России тандемы могут быть длиннее европейских – их длина ограничена 20 метрами. Перевозчики используют это преимущество, приобретая удлиненные прицепы или оснащая их удлиненным дышлом, которое облегчает маневрирование.