Что такое разрушение веществ биология 6 класс

§ 23. Обмен веществ — главный признак жизни

1. Чем отличается живой организм от неживых тел? 2. Что вам известно об энергии?

Организмы растут, развиваются, размножаются, если получают из окружающей среды воздух, воду, свет, тепло, пищу. В окружающую среду организмы выделяют ненужные продукты жизнедеятельности. В результате между организмом и средой непрерывно происходит обмен веществ.

Обмен веществ — взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой.

Процессы обмена веществ происходят в клетках организма. В них сложные органические вещества при участии кислорода расщепляются до более простых веществ. При этом освобождается энергия. Она необходима каждому живому организму, каждой живой клетке.

Энергия используется организмом на построение новых клеток, работу органов, поддержание температуры тела и осуществление всех процессов жизнедеятельности. Растения используют энергию на образование органических веществ, их передвижение, рост, развитие (рис. 54, а). Животные расходуют много энергии при активном передвижении (беге, прыжках, машущем полёте, плавании), ориентировании в пространстве. Птицы, например, тратят большое количество энергии на выкармливание своего потомства (рис. 54, б).

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Составной частью обмена веществ является питание — потребление организмом необходимых веществ (органических и минеральных) и заключённой в них энергии. Благодаря питанию организмы получают вещества, которые используются на рост, процессы жизнедеятельности, воспроизведение. Различные процессы поступления, превращения и выделения веществ и энергии из организма тонко согласованы и в совокупности обозначаются как обмен веществ и энергии.

Обмен веществ. Образование веществ. Разрушение веществ. Использование энергии организмами

Ответьте на вопросы

1. Что такое обмен веществ?

2. Откуда организмы получают питательные вещества, необходимые для обмена веществ?

3. Как живые организмы используют энергию?

4. Почему обмен веществ является основой жизни?

5. Чем отличается питание растений от питания грибов и животных?

Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?

Источник

Конспект урока Биология, 6 класс Урок 1. Обмен веществ – главный признак жизни

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 1. Обмен веществ – главный признак жизни

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Обмен веществ – это процессы поступления нужных организму веществ, их сложных превращений внутри и выведения ненужных веществ в окружающую среду. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.

Гетеротрофы – (др.-греч. heteros – «различный» и trophos – «питание») – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

С момента рождения и до смерти в организме происходит обмен веществ и энергии. Для этого из окружающей среды в любой живой организм какие – то вещества должны поступать, а какие – то должны выделяться. Но за счёт каких процессов это возможно? Сегодня на уроке мы будем искать ответ на этот вопрос.

Мы восхищаемся великим разнообразием живых существ. Все они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, строением. Но объединяет всех их одно – жизнь.

Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите живые организмы по типам питания.

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 28 Обмен веществ – гласный признак жизни

стр. 118. Вспомните

№ 1. Чем отличается живой организм от неживых тел?

Живой организм отличается от неживых тел, прежде всего клеточным строением (белки, нуклеиновые кислоты). Тогда как у неживых тел атомы и элементарные единицы. Также все живые организмы активны, деятельны, способны к воспроизведению себе подобных путем размножения. Они дышат, питаются, растут и развиваются, могут реагировать на раздражители. Живым организмом свойственен обмен веществ и энергией как внутри клеток, так и с окружающей средой.

№ 2. Что вам известно об энергии?

Энергия является скалярной физической величиной. Это единая мера различных форм движения и взаимодействия материи. С фундаментальной точки зрения энергия – это один из трех аддитивных интегралов движения. Выживание любого организма на нашей планете зависит напрямую от постоянного притока энергии. А черпается она из веществ, служащих пищей.

Используется энергия в результате определенных химических реакций для построения и поддержания структуры и функций клеток в организме. В таком процессе молекулы пищи используются не только для извлечения энергии, но и для синтеза биологических молекул собственного организма.

Первичный источник энергии почти для 99% всех земных существ – это световая энергия, в основном солнечная. Она при помощи фотосинтеза преобразуется растениями в присутствии воды и некоторых минералов в химическую. Часть такой энергии затрачивается на наращивание биомассы (рост, вес), а часть утрачивается в виде тепла и отходом жизнедеятельности.

Стр. 119. Вопросы после параграфа

№ 1. Что такое обмен веществ?

Обмен веществ – это взаимосвязанные химические реакции по образованию и разрушению веществ, которые возникают и протекают в живом организме и необходимы для поддержания его жизни и связи с окружающей средой.

№ 2. Откуда организмы получают питательные веществ, необходимые для обмена веществ?

Источником поступления питательных веществ для растений служит почва, из которой они получают вместе с водой азотистые и минеральные вещества, а также углекислый газ из воздуха. В процессе фотосинтеза они могут вырабатывать органические вещества – кислород, необходимых для жизни всех живых организмов на планете, в том числе, и для растений. Животные употребляют питательные вещества в том виде, в котором они есть.

№ 3. Как живые организмы используют энергию?

Полученная энергия используется живыми организмами для построения новых клеток в его строении, для роста и работы органов и тканей, а также для поддержания оптимальной температуры тела и осуществления всех своих процессов жизнедеятельности. При этом растения могут использовать полученную энергию еще и на преобразование органических веществ из неорганических. А животные тратят много полученной энергии на ориентацию в пространстве и активное передвижение своего тела в нем (пряжки, бег, плаванье, полет и т.д.).

№ 4. Почему обмен веществ является основой жизни?

Потому что обмен веществ – это совокупность химических реакций, которые возникают в любом живом организме для поддержания его жизнедеятельности, а значит, является обязательным условием существования. Именно благодаря обмену веществ не только осуществляется рост, развитие, движение, размножение организмов, но происходит их взаимодействие с окружающей средой.

№ 5. Чем отличается питание растений от питания грибов и животных?

Растения по типу питания относятся к автотрофам, потому что могут синтезировать необходимые для своей жизнедеятельности органические вещества под воздействием солнечного света из воды, углекислого газа и минеральных соединений.

Стр. 119. Подумайте

Какая существует связь между обменом веществ и превращением энергии?

Питание является важнейшей составной частью обмена веществ. Благодаря питанию происходит поглощение живыми организмами питательных веществ (минеральных и органических), которые нужны для поддержания их жизни. Вместе с ними поглощается и содержащаяся в них энергия в виде белков, углеводов, жиров и т.д., которые необходимы для роста, развития, движения, воспроизведения и прочих процессов жизнедеятельности организмов.

Таким образом, можно сделать вывод, что все процессы, включая поступление питательных веществ, их превращение в энергию и выведение ее излишков между собой взаимосвязаны и согласованы.

Источник

§ 13. Обмен веществ — главный признак жизни

Вспомните

Организмы растут, развиваются, размножаются, если получают из окружающей среды воздух, воду, свет, тепло, пищу. В окружающую среду организмы выделяют ненужные продукты жизнедеятельности. В результате между организмом и средой непрерывно происходит обмен веществ. Обмен веществ — взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой.

Процессы обмена веществ происходят в клетках организма. В них сложные органические вещества при участии кислорода расщепляются до более простых веществ. При этом освобождается энергия. Она необходима каждому живому организму, каждой живой клетке.

Энергия используется организмом на построение новых клеток, работу органов, поддержание температуры тела и осуществление всех процессов жизнедеятельности. Растения используют энергию на образование органических веществ, их передвижение, рост, развитие (рис. 34, а). Животные расходуют много энергии при активном передвижении (беге, прыжках, машущем полете, плавании), ориентировании в пространстве. Птицы, например, тратят большое количество энергии на выкармливание своего потомства (рис. 34, б).

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Рис. 34. Развитие проростка из семени (а) и выкармливание птенцов удодом (б)

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Составной частью обмена веществ является питание — потребление организмом необходимых веществ (органических и минеральных) и заключенной в них энергии. Благодаря питанию организмы получают вещества, которые используются на рост, процессы жизнедеятельности, воспроизведение. Различные процессы поступления, превращения и выделения веществ и энергии из организма тонко согласованы и в совокупности обозначаются как обмен веществ и энергии.

Ответьте на вопросы

Новые понятия

Обмен веществ. Образование веществ. Разрушение веществ. Использование энергии организмами.

Подумайте!

Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?

Моя лаборатория

Известно, что в процессе труда (умственного и физического) организм человека расходует энергию. Исследования ученых показали, что расход энергии людей во многом зависит от их возраста, образа жизни, профессии.

Всем живым организмам, обитающим на Земле, необходима энергия. Она также используется при работе транспорта, фабрик, заводов. Источниками энергии для них служат электричество, нефть, природный газ, каменный уголь. А знаете ли вы, что образование каменного угля непосредственно связано с растениями, жившими на Земле миллионы лет назад? Погибшие растения постепенно уплотнялись и под воздействием давления и высокой температуры превращались в каменный уголь (рис. 35). Поэтому, сжигая каменный уголь, мы сжигаем остатки древнейших лесов.

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Рис. 35. Отпечатки растений на каменном угле

Некоторые насекомые, медузы, рыбы (рис. 36) способны выделять световую энергию. Они используют ее для ориентирования в пространстве, добычи пищи, предостережения и отпугивания хищников, привлечения особей другого пола.

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Рис. 36. Светящая глубоководная рыба

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Рис. 37. Электрический скат

Диффенбахии — широко распространенное, известное и любимое многими декоративное комнатное растение. Проведите наблюдение за цветущей диффенбахией. Измерьте температуру в ее соцветиях и сравните с температурой в комнате. Вы сделаете интересное открытие. Температура в соцветиях диффенбахии будет на 2—3 °С выше, чем температура окружающего воздуха. Подумайте, как можно объяснить это явление. Выделяют ли другие части растений теплоту в окружающую среду?

Источник

Конспект урока «Обмен веществ», 6 класс

Автор: Кунгурякова Екатерина Владимировна учитель биологии и химии ГБОУ-ООШ№12

п. Шмидта г.о. Новокуйбышевск

Тема: Обмен веществ – главный признак жизни

Цель: познакомить учеников с обменом веществ живых организмов

Образовательные: знать особенности обмена веществ у живых организмов

Развивающие: развить понятий «обмен веществ», «образование веществ», «разрушение веществ, использование энергии»; развитие умений различать биологические процессы обмен веществ у живых организмов, знать значимость обмена веществ, обобщать результаты и делать выводы; развитие мышления.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения на примере изучения обмена веществ живых организмов; нравственное воспитание на примере цельно направленного использования энергии организмами.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация презентации и видеофрагментов).

Оборудование: компьютер и проектор для мультимедийной презентации.

Изучение нового материала

Ребята, давайте вспомним признаки живых организмов. (высказывают свое мнение)

Проникнуть в тайны жизни человек пытался давно. Было доказано, что различие между живой и неживой природой заключается в особом строении живого существа и в специфических химических процессах, постоянно происходящих между организмом и внешней средой. Совокупность этих процессов и представляет собой основу жизни.

Давайте запишем тему нашего урока: Тема: Обмен веществ – главный признак жизни.

Давайте же разберемся что такое обмен веществ.

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Рассмотрим изображение на слайде

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Исходя из выше сказанного попробуйте дать характеристику понятия обмен веществ.(дети предлагают свои версии)

Молодцы, давайте запишем понятие в тетрадь:

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Как вы думаете, а полученную энергию в ходе процесса обмена веществ как используют организмы? А для этого прочитайте материал в учебнике на стр 88, последний абзац и ответьте на вопросы:

На какие процессы используют энергию растения?

На какие процессы использую энергию животные?

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Рассмотрим рис 54 а, что наблюдаете на нем (процесс прорастания семян). Является ли он процессом использования энергии? (да) Как вы думаете, а способны ли сами семена при прорастании выделять тепло? А для этого давайте проведем виртуальный опыт (использование ЭОР прорастание семя).

И так, какой вывод можно сделать после проведенного опыта? (растения и их семена выделяют тепло, следовательно, они используют и преобразовывают энергию в процессе жизнедеятельности).

Теперь рассмотрим рис. 54б, что наблюдаете (процесс вскармливание птенцов), а он является процессом использования энергии? (да) Как вы думаете, почему данный процесс очень энергетически затрачен для птиц? (дети говорят, что энергия тратиться на поиск пищи, полет и процесс самого кормления птенца)

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Как вы думаете, а что или кто является источниками поступления органических веществ в организмы? Давайте прочитаем материал со стр 89, и постараемся ответить на вопросы:

Какие вещества являются основными источниками энергии?

Какие организмы сами создают органические вещества, а какие питаются готовыми?

Благодаря какому процессу организмы получают питательные вещества в организм и как именно они их используют?

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Давайте же попробуем сформулировать, на что именно тратят энергию живые организмы, а для этого запишем в тетрадь схему со слайда:

Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Смотреть картинку Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Картинка про Что такое разрушение веществ биология 6 класс. Фото Что такое разрушение веществ биология 6 класс

Учит параграф 23, готовит устно вопросы после параграфа, записать понятия в словарь из последней схемы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *