Что такое разрядность информатика
Все о разрядности компьютера
Под разрядностью в информатике понимается количество разрядов, которые одновременно обрабатываются каким-то устройством или передаются шиной. Этот термин может применяться к комплектующим частям компьютеров, периферии и измерительному оборудованию, среди которого шины компьютеров, процессоры и другое.
Под разрядностью ПК понимается битность его компьютерного слова. Другими словами, под этим понятием подразумевают возможность компьютера обрабатывать определенное количество битов.
Однако, дело обстоит немного сложнее, поэтому, чтобы описать все нюансы, необходимо довольно много времени. Ниже будет описание только практических моментов, которые имеют значение для юзеров.
Операционка Windows выпускается в двух разрядностях, при этом версия системы не важна. Существуют 32- и 64-битная операционки. У каждой из них своя архитектура. Имеются и отличительные особенности, с которыми юзерам приходится сталкиваться. Они отличаются по максимальному размеру оперативки, разрядности операционки и CPU.
32-разрядная операционка способна поддерживать не больше 4 ГБ оперативки. Это отличие является самым значимым. Если в ПК установлено 2 ГБ, тогда такая операционка будет абсолютно нормально работать.
Если установить на 32-разрядную систему 4 ГБ оперативки, то она не отобразит такой объем. В данном случае система будет работать с 3,5 ГБ памяти из всего объема. Оставшийся объем она для утилит не предоставляет. Получается так, что если установить 8 ГБ на 32-битную операционку, то система все равно распознает только 3,5 ГБ из всего существующего объема.
64-разрядная система обладает лучшими показателями в работе с оперативкой. Она может поддерживать до 192 ГБ. Поэтому, если нужно увеличить объем оперативки, тогда необходимо инсталлировать 64-разрядную систему. Если этого не сделать, то использовать такой объем не получится.
Но все вышеописанное можно отнести крайним объемам оперативки, но есть и средние объемы. Многим интересно, можно ли увеличить память, если уже имеется установленная, и необходим, ли переходить на 64-битную операционку, чтобы компьютер смог применять полный объем памяти.
В этом вопросе не все так просто. 64-разрядные операционки требуется намного больше памяти. На сегодняшний день все переменные 64-
битные. Как правило, это приводит к увеличению объема программ на 40%, а это влияет на рост объема требуемой памяти. На файлы, типа аудио и видео, влияния не оказывается.
Инсталлировать 64-битную операционку, для использования 4 ГБ оперативки, нет смысла, хоть 32-разрядная использует только 3,5 ГБ из четырех. Суть проблемы заключается в том, оперативка увеличится, но при этом операционка сразу ее и заберет, поскольку требования системы к памяти больше. Поэтому для 64-битной операционке необходимо устанавливать оперативку более 4 ГБ.
Какими особенностями обладает 64-битная?
Внешне она ничем не отличается от 32-битной. Выяснить ее разрядность можно только в свойствах системы через панель управления. По техническим показателям она отличается существенно. Сразу нужно отметить, что 64-ьитная система распознает больший объем оперативки и свободно ее использует. Также она позволяет применять 64-разрядные программы.
К тому же 64-ьитная версия способна работать и с 32-разрядными приложениями. При этом не нужно ничего настраивать. В этой версии системы имеется подсистема для работы с 32-разрядными программами. Поэтому можно легко работать с любыми программами.
64-битных приложений с каждым годом увеличивается. В большинстве случаев это относится к мощным программам типа графических и видеоредакторов. Другими словами, все приложения которые требуют больше оперативки. При этом программа сможет применять больше памяти.
К примеру, компания Adobe выпускает приложения только для 64-битных систем. Это означает, что использования продуктов данной компании, придется переустанавливать операционку на 64-битную.
Кроме того, 64-разрядные операционки нуждаются в 64-ьитных драйверах. В основном, все современные гаджеты типа компьютеров и ноутбуков поставляются с установочными носителями, на которых имеется 32- и 64-разрядная версия драйверов. Поэтому с современным оборудованием все просто. Нужно только вставить диск с «дровами» в дисковод и активировать инсталляцию. Мастер инсталляции самостоятельно определит битность системы и откроет нужной разрядности драйвер.
Если носителя нет или нет драйверов, тогда нужно перейти на официальный ресурс производителя данного устройства, где можно найти драйвер. По такому же принципу можно поступить и со старым оборудованием. Стоит взять на заметку, что перед инсталляцией 64-
разрядной версии, необходимо проверить существование всех драйверов.
Разрядность процессора
Чтобы можно было устанавливать 64-разрядную операционку, CPU должен работать с 64-битными инструкциями. Названия у данных инструкций могут быть разными. Чтобы удостовериться в этом, необходимо использовать специальные приложения, которые отображают данные о процессоре, а также используемые инструкции. Для этого хорошо подойдет приложение CPU-Z. Скачать ее можно с официального сайта.
Где взять и как определить 64-битные приложения?
Вычислить 64-разрядное приложение можно довольно легко. Как правило, на упаковке всегда указывается разрядность. Также это может указываться на сайте, откуда будет происходить скачивание приложения.
Кроме того, операционки могут поставлять с двумя установочными дисками разной разрядности. Однако, такое может быть не всегда. В большинстве случаев поставляется либо 32-битная или 64-разрядная система, о чем должно быть написано на коробке.
В общем, это все особенности и отличия 64-битной операционки от 32-разрядной, которые могут иметь какое-то значение для юзеров. Во всем остальном, она ничем не отличается от обычной 32- разрядной операционной системы Windows.
Разрядность
Разрядность (битность) в информатике — количество разрядов (битов) электронного (в частности, периферийного) устройства или шины, одновременно обрабатываемых этим устройством или передаваемых этой шиной.
* разрядность процессора (разрядность его машинного слова)
* разрядность шины данных
* разрядность ЦАП и АЦП
* разрядность звукового файла.
Связанные понятия
В информатике бу́фер (англ. buffer), мн. ч. бу́феры — это область памяти, используемая для временного хранения данных при вводе или выводе. Обмен данными (ввод и вывод) может происходить как с внешними устройствами, так и с процессами в пределах компьютера. Буферы могут быть реализованы в аппаратном или программном обеспечении, но подавляющее большинство буферов реализуется в программном обеспечении. Буферы используются, когда существует разница между скоростью получения данных и скоростью их обработки.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Разработка синхронных цифровых интегральных схем на уровне передач данных между регистрами (англ. register transfer level, RTL — уровень регистровых передач) — способ разработки синхронных (англ.) цифровых интегральных схем, при применении которого работа схемы описывается в виде последовательностей логических операций, применяемых к цифровым сигналам (данным) при их передаче от одного регистра к другому (не описывается, из каких электронных компонентов или из каких логических вентилей состоит схема.
Разрядность
Разрядность числа в математике — количество числовых разрядов, необходимых для записи этого числа в той или иной системе счисления. Разрядность числа иногда также называется его длиной.
Разрядность (битность) в информатике — количество разрядов (битов) электронного (в частности, периферийного) устройства или шины, одновременно обрабатываемых этим устройством или передаваемых этой шиной.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Разрядность» в других словарях:
Разрядность — ж. 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: разрядный (2*2) Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
разрядность — допустимый диапазон чисел — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы допустимый диапазон чисел EN capacity … Справочник технического переводчика
Разрядность — число бит двоичного кода, используемого для числового отображения значений тона элемента изображения. Р. определяет размерность шкалы квантования диапазона полутонов, напр., шесть, восемь или двенадцать разрядов обеспечивают соответственно 26=64; … Реклама и полиграфия
разрядность — разр ядность, и … Русский орфографический словарь
разрядность вычислительной машины — разрядность вычислительной машины; разрядность машины Максимальное количество разрядов, которое может содержать одно машинное слово данной вычислительной машины … Политехнический терминологический толковый словарь
разрядность машины — разрядность вычислительной машины; разрядность машины Максимальное количество разрядов, которое может содержать одно машинное слово данной вычислительной машины … Политехнический терминологический толковый словарь
разрядность (емкость) регистра — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN register capacity … Справочник технического переводчика
разрядность кода — длина кода — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы длина кода EN code lengthcode level … Справочник технического переводчика
разрядность слова — размер слова — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы размер слова EN word length … Справочник технического переводчика
Разрядность программ 32 и 64 бита: что это значит?
Рассказываем, откуда берется разрядность программ, при чем здесь процессор и оперативная память.
Многие замечали, что при загрузке приложения или игры часто предлагаются две версии – 32- и 64-разрядная. По внешнему виду и функциональности между ними нет абсолютно никакой разницы. Все отличия кроются внутри – в архитектуре самой программы.
Что такое разрядность?
Для понимания разрядности программы нужно вникнуть в работу компьютерных процессоров.
Если говорить простыми словами, разрядность – это объем информации в битах, которым процессор обменивается с оперативной памятью за один подход. 64-битный процессор более эффективен с точки зрения производительности, чем 32-битный, так как в один такт он передает в ОЗУ 64 бита данных, а не 32.
Но честно говоря, для современного пользователя эта информация не играет существенной роли, так как все выпускаемые сегодня процессоры относятся к 64-разрядным продуктам и способны без проблем работать в режиме 32 бит.
Важный момент касается оперативной памяти.
32-битные процессоры распознают ограниченный объем ОЗУ – не более 4 ГБ. 64-битные такого жесткого лимита не имеют. Соответственно, чтобы пользоваться большим количеством оперативной памяти – свыше 4 ГБ – в компьютере должен стоять 64-битный ЦПУ и вся аппаратная часть (отчасти и программная тоже) должна быть подобрана таким образом, чтобы весь установленный объем ОЗУ мог быть задействован.
Теоретически у 64-разрядных процессоров тоже есть ограничение по «видимости» ОЗУ – 16,8 миллионов ТБ. Но в обозримом будущем в компьютерах не будет использоваться и сотой доли этого числа.
Разрядность существует не только у приложений, но и у операционных систем.
Базовые версии Microsoft Windows имеют разрядность 32 бита. В них приложения испытывают те же ограничения по объему используемой оперативной памяти. Даже в самой совершенной и профессиональной версии Windows базового уровня 4 ГБ – это максимальный объем ОЗУ, который может быть задействован приложениями.
Когда 64-разрядные процессоры стали доступны широкому кругу потребителей, Microsoft и Apple начали проектировать 64-разрядные ОС, без которых пользователи не увидели бы прироста вычислительной мощности. Первой полностью 64-битной ОС стала Mac OS X Snow Leopard 2009 года выпуска, а первым смартфоном с 64-битным чипсетом стал iPhone 5s на базе Apple A7.
На официальном сайте Microsoft есть страница, где перечислены ограничения по памяти для различных версий Windows, включая серверные сборки. Но в целом, если вы работаете на последней версии Windows 10, о каких-либо лимитах беспокоиться не стоит.
64-разрядные версии Windows устанавливаются на мощные компьютеры, так как они позволяют добиться от ПК большей производительности за счет аппаратных и программных преимуществ 64-битных продуктов.
На самом деле далеко не всем программам требуется более 4 ГБ оперативной памяти. Это требование характерно для графических и CAD-редакторов, современных видеоигр и т.п. Менее требовательные к ресурсам приложения могут разрабатываться на основе 32-разрядной архитектуры и успешно запускаться в 64-битной среде без дополнительных настроек. Исключением из правила являются антивирусы и драйвера: для корректной работы их архитектура должна соответствовать архитектуре среды.
То же самое, да не совсем
Доказательство того, что процессор вашего компьютера способен работать в режимах 32 и 64 бит, вы можете найти самостоятельно. В 64-битной версии Windows на диске С есть две папки Program Files – просто Program Files и Program Files x86. В первую при установке попадают 64-битные программы, а во вторую – 32-битные.
В системе Windows все приложения используют одни и те же ресурсы, встроенные в файлы DLL. Структура этих файлов может иметь отличия в зависимости от того, какой тип приложения их задействует – 32- или 64-битный. Если 32-разрядное приложение попытается задействовать 64-разрядный DLL, возникнет ошибка, и приложение скорее всего прекратит работу.
Но как было сказано выше, многие программы по-прежнему проектируются под 32-разрядные ОС. Это давно существующая и хорошо изученная среда. Для запуска таких программ особые настройки не требуются, компьютер просто использует два разных каталога ресурсных файлов. Автоматическое распределение программ по папкам Program Files – это инструкция системе, какой каталог задействовать для запуска того или иного приложения.
О разрядности процессоров
Целью данной статьи является попытка посеять сомнение в голове читателя, уверенного, что он знает о разрядности всё или почти всё. Но сомнение должно быть конструктивным, дабы сподвигнуть на собственное исследование и улучшить понимание.
Термин «разрядность» часто используют при описании вычислительных устройств и систем, понимая под этим число бит, одновременно хранимых, обрабатываемых или передаваемых в другое устройство. Но именно применительно к центральным процессорам (ЦП), как к наиболее сложным представителям вычислительного железа, не делимым на отдельные детали (до тех пор, пока кто-то не придумал, как продать отдельно кэш или умножитель внутри чипа), понятие разрядности оказывается весьма расплывчатым. Продемонстрировать это поможет умозрительный пример.
Представьте себе, что вокруг благодатные 80-е, в мире (всё ещё) десятки производителей ЦП, и вы работаете в одном из них над очередным поколением. Никаких 256-битных SSE8, встроенных GPU и 5-канальных контроллёров памяти на свете пока нет, но у вас уже есть готовый 16-битный процессор (точнее, «16-битный» пишется в технической документации), в котором 16 бит везде и во всём — от всех внешних шин до архитектурного размера обрабатываемых данных. Реальным примером такого ЦП могут быть первые однокорпусные (правда, не однокристальные) ЦП для архитектуры DEC PDP-11. И вот приходит задание руководства — разработать новое, обратно совместимое поколение этого же ЦП, которое будет 32-битным — не уточняя, что понимается под последним. Именно это понимание и предстоит прояснить в первую очередь. Итак, наш главный вопрос: что именно надо удвоить по разрядности в нашем пока насквозь 16-битном ЦП, чтобы получившийся процессор мог называться 32-битным? Чтобы решать задачу было легче, применим два подхода: систематизируем определения и посмотрим на примеры.Систематизируем
Первое, что приходит в голову — разрядность чего именно считать? Обратимся к определению любой информационной системы: её три основных функции — это обработка, хранение и ввод-вывод данных, за которые отвечают, соответственно, процессор(ы), память и периферия. Учитывая, что сложная иерархически самоподобная система состоит из многих компонент, можно утверждать, что такое разделение функций сохраняется и на компонентном уровне. Например, тот же процессор в основном обрабатывает данные, но он также обязан их хранить (для чего у него есть относительно небольшая память) и обмениваться с другими компонентами (для этого есть разные шины и их контроллёры). Поэтому будем функционально разделять разрядности обработки, хранения и обмена информации.
Рискну предположить, что все производители любого программируемого «железа», особенно процессоров, на 90% стараются не для конечных пользователей, а для программистов. Следовательно, с точки зрения производителей процессор должен выполнять нужные команды нужным образом. С другой стороны, детали структуры кристалла (топологические, электрические и физические параметры отдельных транзисторов, вентилей, логических элементов и блоков) могут быть скрыты не только от пользователя, но и от программиста. Выходит, что разрядность надо отличать и по реализации — физическую и архитектурную.
Следует добавить, что программисты тоже бывают разные: большинство пишут прикладные программы на языках высокого уровня с помощью компиляторов (что делает код до некоторой степени платформонезависимым), некоторые пишут драйверы и компоненты ОС (что заставляет более внимательно относиться к учёту реальных возможностей аппаратной части), есть творцы на ассемблере (явно требующем знания целевого процессора), а кто-то пишет сами компиляторы и ассемблеры (аналогично). Поэтому под программистами далее будем понимать именно тех, для кого детали аппаратной реализации важны если не для написания программы вообще, то хотя бы для её оптимизации по скорости — «архитектурная» разрядность чего-либо будет относиться именно к программированию на родном машинном языке процессора или более удобном ассемблере, не залезая при этом в нутро ЦП (это уже вопросы микроархитектуры, которую мы для большего различия и назвали физической реализацией). Описанные нюансы всё равно влияют на всех программистов, т.к. языки высокого уровня почти всегда переводятся компиляторами в машинный код, а компиляторы тоже должен кто-то написать. Исключения в виде интерпретируемых языков тоже не стоят в стороне — сами интерпретаторы тоже создаются с помощью компиляторов.
Осталось рассмотреть, разрядность какой именно информации нам интересна. Что вообще потребляет и генерирует ЦП в информационном смысле? Команды, данные, адреса и сигнально-управляющие коды. О последних речь не идёт — их разрядность жёстко зафиксирована в конкретной аппаратной реализации и в большинстве случаев программно не управляема. Чуть трудней с командами — в семействе архитектур RISC, например, разрядность любого обращения к памяти должна быть равна физической разрядности шины данных процессора, в т.ч. и при считывании кода (кроме некоторых послаблений в современных ARM и PowerPC). Это хорошо для ЦП — нет проблем с невыровненным доступом, все команды имеют одинаковую, либо переменную, но просто вычисляемую длину. Зато плохо для программиста — RISC это усечённый набор команд, которые ещё и занимают больше места, чем при более компактном кодировании (для того же алгоритма нужно больше команд, но и для того же числа команд надо больше байтов). Поэтому именно CISC-парадигма завоевала наибольший подход с её разнообразием и переменной длинной команд, не равной разрядности чего-либо. Разумеется, все современные ЦП внутри — настоящие RISC, но это только физически, а не архитектурно. Остались только два вида информации — данные и адреса. Их и рассмотрим.Собираем
У нас имеется три критерия видов разрядности: функциональный (обработки, хранения и обмена), реализационный (физическая и архитектурная) и типовой (данных и адресов). Итого уже 12 видов этой непонятной штуки. Предположим, что на каждую комбинацию критериев для нашего исходного ЦП мы отвечаем «16-битная» (и физическая разрядность обработки данных, и архитектурная хранения адресов, и все остальные). Теперь посмотрим, какие из этих вопросов обязательно должны давать ответ «32-битная», чтобы получившийся процессор оказался именно таким.
Начнём с архитектурной части. Должен ли ЦП хранить данные и адреса в логическом 32-битном формате, чтобы называться 32-битным? Насчёт данных, очевидно, да, а вот по поводу адресов всё не так просто. Почти все 8-битные (по данным) ЦП имеют возможность хранить 16-битные адреса в парах регистров (иначе им не видать распространённой на этих платформах 16-битной адресации), но от этого их не называют 16-битными. Может быть, если ЦП сможет хранить 32-битные данные, но всего-то 16-битные адреса, его уже можно называть 32-битным.
На аналогичные вопросы об архитектурных вычислениях над 32-битными данными и адресами, а также программно 32-битном обмене данных с программно 32-битной адресацией ответ может быть таким же — с данными надо, а с адресами не факт.
Перейдём на физическую реализацию. Должен ли ЦП хранить данные и адреса в физически 32-битном формате? Оказывается, не обязательно, т.к. для 32-битных операндов можно спарить регистры, чем успешно пользовались ещё 8-битные ЦП, начиная с i8080. А зилоговские 16-битные Z8000 могли даже счетверять регистры, получая 64-битный аргумент (только для данных). Это не так эффективно, т.к. полный объём данных, умещающийся в регистровом файле, не увеличится, но это и не требовалось. Зато всегда есть возможность обратиться и к старшей, и к младшей половине виртуального 32-битного регистра — камень в огороды архитектур IA-32 и MC68k, где можно обращаться только к младшей половине (в IA-32 — ещё и с префиксом, что замедляет выполнение).
Идём далее. Должен ли ЦП обрабатывать данные и адреса 32-битными физическими порциями? Оказывается, и это не требуется, операнды можно обрабатывать половинками в функциональных устройствах 16-битного размера. Стоит вспомнить процессор Motorola MC68000, применявшийся в первых Макинтошах, Амигах, Атари и других популярных машинах — он считался 32-битным, в нём есть 32-битные регистры, но нет ни одного 32-битного ФУ (оно появилось только в 68020). Зато есть целых три 16-битных АЛУ, два из которых умеют спариваться при выполнении 32-битной операции. У i8080 и Z80 8-битные АЛУ выполняли 16-битные операции для вычисления адреса последовательно над его байтами. Позже эта история повторилась с набором SSE и его 128-битными операндами, которые поначалу обрабатывались на 64-битных ФУ.
Наконец, обмен: нужно ли процессору физически принимать и передавать данные 32-битными порциями с 32-битной адресацией? На первый вопрос дали ответ почти все производители ЦП, выпустив чипы с половинной шириной шины: 8 бит для 16-битного i8088, 16 бит для 32-битных MC68000/010 и i80386SX/EX/CX, и даже 8 бит для 32-битного MC68008. С физической разрядностью шины адреса куда веселее. Начнём с того, что для многобайтовых шин данных (т.е. начиная с 16-битной) физическая адресация памяти может происходить по словам или по байтам. В первом случае на шину адреса всегда подаётся адрес слова, а шина данных считывает или записывает нужную его часть — от отдельного байта до слова целиком. Для обозначения разрядности доступа может применяться отдельная шина байт-маски (в архитектуре x86 такой приём начал применяться со времён i386 — по биту на каждый байт шины данных), либо комбинация управляющих сигналов с младшими битами шины адреса, которые в этом режиме не нужны (для 32-биной шины данных адрес слова нацело делится на 4, а потому младшие 2 бита шины адреса всегда равны нулю) — так было до выхода i386. Случай же адресации байтов возможен лишь при динамической подстройке ширины шины и из широко известных ЦП применялся только в MC68020/030. В результате к сегодняшнему дню используется именно адресация слов вместе с байт-маской, поэтому физическая разрядность шины адреса оказывается меньше её логической ширины на число бит, на единицу меньшее разрядности шины данных в байтах. Из чего следует, что 32-битная физическая шина адреса может быть только при 8-битной шине данных, на что ни один архитектор и инженер в здравом уме не пойдёт по очевидным соображениям.
Но это ещё не всё. Зачем нам вообще 32-битная физическая или логическая адресация? Середина-конец 80-х, на рынке только-только появились мегабитные микросхемы памяти, типичный объём памяти для ПК пока что измеряется сотнями килобайт, но чуть позже — мегабайтами. А 32-битная адресация позволит получить доступ к 4 ГБ физического ОЗУ! Да кому вообще такое может понадобиться в ближайшие лет 20 в персоналках?! Неудивительно, что первые популярные «32-битные» ЦП имели совсем не 32 бита логической ширины шины адреса: MC68000 имел 24 (23 физических + 1 для управления разрядами), а MC68008 — и вовсе 20. Intel 386SX (вышедший на 3 года позже оригинального полностью 32-битного i80386), помимо уполовинивания шины данных, сократил и шину адреса до 24 (23 физических) бит, а его встраиваемые версии 386EX/CX имели 26-битную шину. Более того, первые чипсеты, позволявшие оперировать 32-битными адресами, появились лишь в 90-х, а первые материнские платы, имевшие достаточное число слотов памяти, чтобы набрать >4 ГБ модулями максимального на тот момент размера — лишь в 2000-х. Хотя первые ЦП с 64-битной физической шиной адреса (IBM/Motorola PowerPC 620) появились аж в 1994 г.. Выводим
Итак, физически в процессоре вообще ничего не требуется делать 32-битным. Достаточно лишь архитектурно убедить программиста, что ЦП выполняет 32-битные операции одной командой. И хотя она при отсутствии полноценных внутренних ресурсов неизбежно будет декодироваться в цепочки микрокода для управления 16-битными физическими порциями информации и аппаратными блоками — это уже программиста не волнует. Так что же, достаточно переписать прошивку, переделать декодер и схему управления, и вот наш 16-битный процессор сразу стал 32-битным?
Как известно, любую хорошую идею можно довести до абсурда, и тогда она сама себя дискредитирует. Увеличение разрядности ЦП — не исключение. На этом месте архитектурщик сразу должен задаться вопросом — а зачем всё это? Увеличивать разрядность данных хорошо для ускорения работы с ними (часто требуется обрабатывать значения, не умещающиеся в 16 бит), а адресов — для получения возможности оперировать большими объёмами данных (ограничение в 64 КБ для 16-битной адресации, кое-как ослабленное сегментной моделью IA-16, сковывало программистов уже в середине 80-х). Можно, конечно, сделать страничную адресацию с программно переключаемыми банками (могли же 8-битные ЦП адресовать 1 МБ на популярных дешёвых ПК и игровых приставках), но ценой усложнения программ и замедления доступа к памяти. Аналогично — разве имеет смысл делать 32-битность для данных такой, что она почти не ускоряет производительность по сравнению с обработкой 32-битных чисел на 16-битной платформе под управлением программы, а не микрокода? Таким образом мы только упростим программирование, сэкономив на числе команд, но не получим скачок в скорости. Из чего мы приходим к выводу — увеличение разрядности должно реализовываться так, чтобы оно реально привело к качественному (больше памяти) и количественному (быстрее операции) скачку возможностей архитектуры. «Больше памяти» здесь относится именно к качественному развитию, т.к. многие алгоритмы и приложения вообще откажутся работать при недостатке ОЗУ, в то время как даже медленный процессор всё равно рано или поздно программу выполнит. Виртуальная память с дисковой подкачкой бессмысленна при менее чем 32-битной реализации.
Но означает ли всё это, что в ЦП как можно больше ресурсов, и аппаратных, и архитектурных, должны быть 32-битными, чтобы его можно было бы назвать полноценным 32-битным процессором? Совсем нет. Возьмём тот же MC68000 — у него 32-битная архитектура для данных и адресов и 32-битные регистры, но 16-битные АЛУ и внешняя шина данных и 24-битная физическая внешняя адресация. Тем не менее, недостаточная «32-битность» не мешает ему обгонять появившийся на 3 года позже «16-битный» 80286: на популярном в 1980-е бенчмарке Dhrystones MC68000 на 8 МГц набирает 2100 «попугаев», а 286 на 10 МГц — 1900 (также 16-битный i8088 на 4,77 МГц — 300).
Но всё это нам не поможет ответить на вопрос — что же такое разрядность процессора? В момент, когда мы уже было пришли к некоему заключению, на сцене появляется новый герой — тип данных. Всё вышеизложенное имело отношение лишь к целочисленным вычислениям и их аргументам. Но ведь есть ещё и вещественные. Кроме того, пока что мы оперируем скалярными величинами, но есть ещё и векторные. А ведь, по слухам, Intel намерена встроить вещественный сопроцессор прямо внутрь своего нового 80486 (напомню: на дворе у нас, условно — 80-е годы). С учётом того, что внутреннее физическое и архитектурное представление данных (с адресами FPU не работает) 80-битное — как же тогда называть «четвёрку» — «32/80-битным» процессором? Вернёмся обратно в настоящее — как называть Pentium MMX, который откусил 64 бита от каждого 80-битного скалярного вещественного регистра и назвал их целочисленным векторным регистром? А Pentum Pro/II с 256-битной шиной данных между кэшем L2 и ядром? (Ещё ранее MIPS R4000 и его варианты имели внутренний контроллёр L2 с внешней 128-битной шиной до самого кэша.) А как назвать Pentium III с его 128-битными регистрами XMM, хотя в каждом таком векторе могут пока храниться лишь 32-битные компоненты, а обрабатываться лишь парами в 64-битных ФУ, но не четвёрками? А как воспринимать готовящиеся сейчас для новых архитектур (в частности, Intel Larrabee) команды векторной адресации типа Scatter и Gather, где части векторного регистра воспринимаются как адреса, а не данные, и потому адресация тоже может считаться ххх-битной?
Современный спор о переходе с 32-битной на 64-битную платформу повторяет эту историю с дополнениями, ещё более подсаливающими и так разнообразное по вкусу блюдо. Прежде всего, если посмотреть на темпы удвоения разрядности (что бы под ней не понимали) однокристальных ЦП, то окажется, что переход от первых 4-битных к первым 32-битным произошёл всего за 8 лет — c 1971 г. (i4004) по 1979 г. (MC68000 и куда менее известный NS32016). Следующее удвоение до 64 бит потребовало 10 лет — i860 имел 32-битное целое скалярное АЛУ и 32-битные универсальные регистры со спариванием, но 64-битные FPU и целочисленное векторное ФУ, 64-битные внешние шины и, впервые, внутреннюю 128-битную шину ядро-кэш. А пока 64 бита добрались до ПК — прошло ещё лет 15, хотя 64-битный доступ к памяти (через 64-битную же шину данных, но для «32-битного» процессора) появился уже в первых Pentium в 1993 г.. А дело в том, что для целочисленных скалярных вычислений два главных типа операндов — данные и адреса — пока достаточно было иметь лишь 32-битными. Об избыточности 32-битной адресации для 80-90-х гг. уже сказано, но и жёсткая необходимость в 64-битных целочисленных вычислениях, в отличие от 32-битных, также до сих пор не возникала, да и не просматривается и сейчас. Для целых чисел диапазон от –2·10 9 до 2·10 9 или от 0 до 4·10 9 покрывает подавляющее большинство нужд, а редкие моменты 64-битности вполне удовлетворяются дедовским способом — операциями над частями операндов с переносом, что не так уж сильно медленнее и доступно с первых моментов появления 32-битных архитектур. Дополнительной пикантности добавляет тот факт, что 64-битная арифметика над целыми числами в архитектуре x86 появились ещё до AMD64 и EM64T, причём сразу векторная — начиная с набора SSE2 (2001 г.) существуют команды paddq и psubq для сложения и вычитания целых 64-битных компонентов, а команды 32-битного перемножения для любой архитектуры дают 64-битное число (команды деления, соответственно — его принимают; аналогично для многих 16-битных платформ, включая IA-16).
Разрядности некоторых процессоров для ПК
Критерий | Разрядность | |||||||||||
Функциональный | обработки | хранения | обмена | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Реализационный | физич. | архитектурн. | физич. | архитектурн. | физич. | архитектурн. | ||||||
Типовой (D: данных; A: адресов) | D | A | D | A | D | A | D | A | D | A | D | A |
i8080/85, Z80 | 8 | 8 | 8-16 | 16 | 8 | 8 | 8-16 | 16 | 8 | 16 | 8-16 | 16 |
Z8000 | 16 | 16 | 8-64 | 16 | 16 | 16 | 8-64 | 16 | 8-16 | 23 | 8-64 | 23 |
MC68000/010 (MC68008) | 16 | 16 | 8-32 | 32 | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-16 (8) | 24 (20) | 8-32 | 32 |
MC68020/030 | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-32 | 32 |
i8086/186* (i8088/188*) | 16 | 16 | 8-16 | 16 | 16 | 16 | 8-16 | 16 | 8-16 (8) | 20 | 8-16 | 20 |
i80286 | 16 | 16 | 8-16 | 16 | 16 | 16 | 8-16 | 16 | 8-16 | 24 | 8-16 | 24 |
i80386DX | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-32 | 32 |
i80386SX (EX/CX) | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-16 | 24 (26) | 8-32 | 32 |
i860 | 32/64|64 | 32 | 8-64/64|64 | 32 | 32/64/32 | 32 | 8-64/64/64 | 32 | 64 | 64 | 8-64 | 64 |
i80486 | 32/80 | 32 | 8-32/80 | 32 | 32/80 | 32 | 8-32/80 | 32 | 32 | 32 | 8-80 | 32 |
Pentium, K5 (Pentium Pro) | 32/80 | 32 | 8-32/80 | 32 | 32/80 | 32 | 8-32/80 | 32 | 64 | 32 (36) | 8-80 | 32 (51) |
Pentium MMX (Pentium II) | 32/80|64 | 32 | 8-32/80|64 | 32 | 32/80|64 | 32 | 8-32/80|64 | 32 | 64 | 32 (36) | 8-80 | 32 (51) |
K6 (K6-2) | 32/80| 64(/64) | 32 | 8-32/80| 64(/64) | 32 | 32/80| 64(/64) | 32 | 8-32/80| 64(/64) | 32 | 64 | 32 | 8-80 | 32 |
Athlon | 32/80| 64/64 | 32 | 8-32/80| 64/64 | 32 | 32/80| 64/64 | 32 | 8-32/80| 64/64 | 32 | 64 | 36 | 8-80 | 51 |
Athlon XP | 32/80| 64/64 | 32 | 8-32/80| 64/32-128 | 32 | 32/80|64/128 | 32 | 8-32/80| 64/128 | 32 | 64 | 36 | 8-128 | 51 |
Pentium III (Pentium 4/M, Core) | 32/80| 64/64 | 32 | 8-32/80| 64(+128)/32-128 | 32 | 32/80| 64(+128)/128 | 32 | 8-32/80| 64(+128)/128 | 32 | 64 | 36 | 8-128 | 51 |
Pentium 4 D/EE (Athlon 64*) | 64/80| 64/64 | 64 | 8-64/80|64 + 128/32-128 | 64 | 64/80|64 + 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/128 | 64 | 64(+16) | 40 | 8-128 | 52 |
Atom | 32-64/80| 64/64-128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/32-128 | 64 | 64/80|64 + 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/128 | 64 | 64 | 36 | 8-128 | 51 |
Core 2 (i7*) | 64/80| 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/32-128 | 64 | 64/80|64 + 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/128 | 64 | 64 (192+16) | 40 | 8-128 | 52 |
Athlon II*, Phenom (II)* | 64/80| 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/32-128 | 64 | 64/80|64 + 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/128 | 64 | 128+16 | 40 (48) | 8-128 | 52 |
* — Мультиплексированная шина данных и адреса (для ЦП с интегрированным контроллёром памяти — только межпроцессорная)
«A/B|C/D» — для данных указана разрядность скалярного целого / вещественного | векторного целого / вещественного доменов
«X+Y» — имеет домены этого вида двух разрядностей
«X-Y» — в зависимости от команды или ФУ принимает все промежуточные значения с целой степенью двойки
Если вы дочитали до этого места, то объявленная цель статьи, скорее всего, уже достигнута, а Идеальное Конечное Точное Определение разрядности так и не найдено. Может быть, его вообще нет, и это даже хорошо. В конце концов, если компьютер это главный инструмент для работы с информацией, то каждая IT-технология это метод улучшения работы компьютера. Разрядность сама по себе ничего не даст в отрыве от всего остального арсенала высоких инфотехнологий. PDA/коммуникаторы, мобильники, нетбуки, медиа-плееры и прочая карманная электроника, а также гигантское количество встроенных контроллёров и бортовых компьютеров отлично работают, увеличивая свою популярность и без всякой 64-битности. Так зачем тогда переходят на большие разрядности? Зачем, например, никому пока не нужная 64-битность в Intel Atom для нетбуков, где 8 ГБ памяти мало того, что никому не нужны, так ещё и за пару часов досуха выжмут батарею, а научные или экономические вычисления (где могут потребоваться 64 целых бита) никто запускать не будет? Один из возможных ответов: «потому что мы можем». Дополнительная пара миллионов транзисторов для удвоения ещё оставшихся 32-битными блоков утонет каплей в море вентилей, уже потраченных на всё остальное в этом же чипе. Галопирующий прогресс микроэлектроники как главного паровоза IT сделал интегральный транзистор таким дешёвым, что теперь лакомый для любого маркетолога шильдик «64 bit» обойдётся потребителю в десяток лишних центов, обеспечивая совсем не бутафорское, а вполне реальное ускорение на 10-50 % в 1-5 % приложений. И если мелкая овчинка стоит почти бесплатной выделки, почему нет?