Что такое разум сознание и
Чем отличается сознание от разума?
Психологию в широких массах принято считать загадочной наукой, которая доступна для понимания только избранным специалистам. С психиатрией дело обстоит более трагично. Люди боятся и не доверяют психиатрической сфере.
Но в последние годы наука, методы научного исследования и понимание физиологических процессов вышли на новый уровень. Знания в области мозга и психики стали шире и объективнее. Появились такие отрасли, как нейробиологическая психиатрия и методология мышления. Которые помогают приобрести базовые знания о работе мозга и разобраться в себе для успешного функционирования.
Рассмотрим с точки зрения современных исследований такие базовые понятия, как сознание и разум.
Сознание – загадка?
Совсем нет. Под сознанием (с точки зрения психологии) понимается способность анализировать собственное поведение, осознавать и управлять эмоциями, отслеживать ход мыслей, управлять действиями.
Сознание пассивно. Оно только осознает те решения и результаты, которые сделал мозг на основании опыта. Оно ищет логические доводы и связи для того, чтобы подтвердить полученный вывод. Эту теорию подтвердил в своих опытах Леон Фейстингер – американский социальный психолог.
Фейстингер написал книгу «Теория когнитивного диссонанса», в которой показывает субъективность и пассивность сознания. В книге рассказывается о семье сильно верующих людей, которые верили в конец света и тщательно готовились к нему. Но в избранный день ничего необычного не случилось и члены секты пришли к выводу, что Судный день не наступил благодаря их молитвам.
Мозг всегда ищет подтверждение тех теорий, которые у него уже есть. Такая пассивная работа эволюционно обусловлена, как менее энергетически затратная, и более выгодная в плане распознавания опасности.
«Все люди осознают, что делают и говорят, осознают эмоции», — возразят многие. Но нет. В последние годы это стало одной из ведущих проблем. Человек имеет множество ошибок восприятия, когнитивных искажений и динамических стереотипов. Кажется, что понимание того и как нужно поступать есть, но на деле получается совершенно иное. Это большая проблема.
Человеческий разум
Разум относится к категории философских терминов. Но термин используется в психологии и медицине. В современном научном мире принято считать, что разум – прямая физиологическая работа мозга. Это высший тип умственной деятельности, способность адекватно воспринимать и обрабатывать информацию, способность к абстрактному мышлению.
К параметрам разума относят:
Действие разума, как интеллектуальный процесс, тесно связан с речью. Речь закрепляет за каждым словом неопределенное количество понятий, как связанных, так и не связанных между собой. Каждый человек в определение вкладывает свой смысл. То есть мышление – способность выразить результат интеллектуальной работы мозга.
Сходство понятий
Сравнение понятий
Разум всегда имеет цель и направленность. Разум –это решение конкретных задач и обдумывание путей их осуществления. Он действует на основании максимально объективной оценке ситуации, на путях решения и накопленном ранее опыте. Разумное действие – однозадачное и поддается логическому объяснению, пусть и не всегда верному.
Сознание же многозадачное и пассивное (но максимальное число удерживаемых задач – 3). Оно структурно устроено сложнее и состоит из большого количества фактов и цепочек.
Нейрофизиологи и методологи мышления доказали, что человек не может охватить сознание полностью, так же, как и реальную действительность. Это объясняется огромным количеством потока информации и мыслей. То, что осознает человек – лишь небольшая часть, луч всего потока выводов.
Человек способен к разумной деятельности, но не способен к полному самосознанию. Невозможно охватить реальность целиком. Для этого у организма не хватает физиологических предпосылок. Да и нет в этом необходимости. Для полноценной и качественной жизни достаточно понимать основные механизмы работы мозга и расслабиться.
Ум и разум – в чем разница простыми словами
Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.
Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.
Что такое ум?
Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».
Функция
Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.
Что такое разум?
Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.
Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.
Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.
Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.
Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.
Функция
Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.
Чем отличаются?
В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.
Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.
Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:
К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).
Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.
В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.
Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?
Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?
Давайте обозначим коротко отличия:
Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.
Что такое разум сознание и
У современного человека два механизма восприятия: Сознание и Разум. Сознание первично и древне.
На праязыке Сознание — Совместное ЗНАНИЕ. Сознанием в полной мере обладали наши предки. Это состояние, когда не нужно было ничего запоминать и учить, носитель сознания подключен к общей матрице или решетке, нечто вроде современного Интернета. Стоит сконцентрировать внимание па чем то, и получаешь полную информацию мгновенно. Потом, по легенде, произошла катастрофа, и население сократилось до 1,5-2%. Сознание связано с определенным количеством носителей, и после катастрофы не работало. Чтобы выжить, был создан Разум, искусственная замена Сознанию.
Сознание — объемно и связано с пространством, которое носитель Сознания занимает, осознает и которым может управлять. Всё, что занимает объем — Сознательно. Сознание связано с подвижностью носителя и может равняться его телу, быть меньше илы больше оного. Например, металлический шар. Можно говорить о том, что сознание холодного шара равно его телу, мы воспринимаем его при непосредственном контакте. Раскаленный же шар воспринимается с расстояния, и его Сознание больше его тела, при этом частицы (атомы) шара раскаленного более подвижны.
Разум — автономная система накопления информации, жестко привязанная к носителю. Он искусственен, и для его функционирования требуется энергия. Разуму придали разрушительные функции. Когда мы исследуем объекты, мы их как бы разбираем на составные части в Уме. При этом выделяется огромное количество энергии, это круче, чем термояд. Каждый помнит моменты увлеченности, когда не хочется ни есть, ни пить, ни спать, а энергия бьет через край. Это происходит, когда Разум работает. Разум может находиться в трех состояниях: Стих (плывет по плотностям), Дума (решение новой задачи) и Мышление (перебор образцов поведения). Стих — состояние Мастера, сидхи и чудеса делаются в Стихе. При “думании” Разум познает Мир и выделяет энергию для себя и носителя. Но лет после 7-8 мы перестаем Думать, мы Мыслим (перебираем заготовленные в голове шаблоны) — в школе дают образование (образцы поведения). В итоге Разуму не хватает энергии, и он погружается в Сознание. Сознание — объем пространства, и через этот объем всегда протекает энергия вселенной, хотя затуманенный голодом Разум не даёт это осознать. Разум начинает присутствовать в Сознании в виде внутреннего диалога, поглощая этим диалогом энергию.
Ин формация
Ещё лет 200 назад наши предки осознавали окружающий мир, взаимодействуя с его Сознанием. Отсюда и сказки о русалках, саламандрах, эльфах, дриадах, или о леших, домовых, кикиморах и т.п. Так называемые «примитивные» народы и культы до сих пор относятся к окружающему миру как к Живому. Современный же человек, отравленный потоком «ИН Формации» (ИНой Формации), просто впитывает чуждое, не думая, не Исследуя, а тупо поглощая чужое (иное) и не находится в Сознании, не ощущает Мир, живя в виртуальном пространстве.
РАЛЬНОСТЬЮ УПРАВЛЯЮТ ЧЕРЕЗ СОЗНАНИЕ! Поскольку реальность объемна. Все Мастера говорят о необходимости пробуждения и расширения Сознания. Вот только о том, как это делается, умалчивают.
Всё ОЧЕНЬ ПРОСТО. Производное Сознания ощущения и состояния. Сознание напрямую связано с объемом — с телом. Люди, как правило, тело своё не ощущают, не осознают, находясь полностью в своей голове. Что вы делаете по дороге домой? Ощущаете ли вы запахи, движение воздуха, видите ли окружающее, ощущаете ли радость от движения? Или думаете о колбасе, работе, соседях, проблемах?
Когда носитель сознания совсем уходит в сферы иные, тело бунтует и болит, чтоб вернуть хозяина в сознание, а он его аспиринчиком. Узнаете себя?
Как расширить Сознание?
Через увеличение объема ощущений. Например, облившись холодной водой, вы начнете чувствовать поверхность кожи, расширите сознание. Поработав в спортзале, будете ощущать приятную мышечную боль, побывав бане и купели, опять же почувствуете себя в теле. А путем к бессмертию Сознания является Тантра, как способ объемного восприятия Мира. Тантра — это не только искусство художественного секса (это профанация), это искусство жить в мире и быть этим миром. Например, бег по лесу с завязанными глазами — это самая настоящая Тантра, после пары деревьев, включается объемное видение.
Ещё один способ это позволение себе Быть. Таким, каким хочется в каждый момент, о таких говорят харизматичный, лидер, оригинальный.
Книги и лекции — это, наверное, хорошо, но они не расширяют сознание. Только практика, только работа с телом и разумом дают результат. И Разум включать нужно, не пережевывать кем-то пережеванное, а искать самим, задавать вопросы и находить ответы, а не получать готовое.
Куда Хочу?
Добро пожаловать в Мир НАСТОЯЩЕГО
Дмитрий Жиляев, журнал Пробуждение Сознания №8, 2007 г.
Разум и Сознание
Очерк из книги: «Введение в философию православия».
Почему мы говорим о действиях разумных и сознательных? На первый взгляд между ними особой разницы не имеется. Но, даже не углубляясь в феноменологию понятий «разум», «сознание», а, исходя из обыденного опыта, можно обнаружить, что разумное отношение к жизни создаёт основу для осуществления сознательных поступков. Разум – это естественная способность человека определять ближайшие последствия своих действий, причём на стадии намерений.
Люди могут правильно оценивать обстоятельства, в которых находятся, и осуществлять усилия, способные принести наибольшую пользу, или наименьший вред. Поэтому и считают наши действия глупыми, когда совершаем их, не желая принимать в расчёт прямые указания на не добрые последствия. Разве опасные привычки, наносящие прямой вред человеку, не есть ли следствие не разумного отношения к своей жизни? Разве когда кто-то из нас, например, закуривая первую сигарету, не знает о вреде курения?
Разум даёт нам знание, но оно не всегда даёт силу, поступать разумно. Силу, которая способно проявить знание в действиях, делающих их разумными, даёт нам вера. Вера в то, что действия, совершаемые нами, будут нам во благо. Вера, в свою очередь, есть доверие к тому, что нам открывает разум, наблюдая, оценивая факты жизни, поведение отдельных людей. Если мы, обладая знанием о том, что может нанести нам ущерб, не наблюдаем в поведении людей, которым доверяем, действий, подтверждающих истинность открытого нашим разумом знания, то мы и не будем сообразовывать свои действия соответствующим образом.
Возможность применения в жизни знания, открывающегося нашему разуму, определяется тем, есть ли авторитетное подтверждение необходимости этого. Хорошо, когда среди окружающих нас людей, находится те, кто поступает разумно, и мы им доверяем. Тогда и у нас неизбежно станет проявляться желание следовать доводам разума. Но не редко в действительности происходит так, что и присутствие рядом тех, кто на самом деле является примером разумного ведения жизни, вовсе не обеспечивает того, что станем им подражать. Ибо перед глазами множество иных примеров. Поэтому нередко у, по настоящему, добропорядочных родителей дети вырастают, развивая противоположные черты. Всё дело в целях, которые на самом деле, преследуют люди.
Если среди тех, с кем взаимодействуем, сложились определённые правила, то для пребывания нашего среди них мы, несмотря на доводы разума, должны им следовать. При чём для того, чтобы остаться в группе, начинаем сознательно принуждать себя к совершению действий наносящих прямой вред здоровью. Например, редко кто может сказать, что первые сигареты выкуривал с удовольствием. Но если в компании, в которую желаем попасть складываются определённого рода традиции, то, несмотря на доводы разума о том, что следование им опасно, выстраиваем своё поведение таким образом, чтобы соответствовать общему настроению группы.
Таким образом, желание соответствовать требованиям группы, для того чтобы в неё войти, приводит к осуществлению сознательных действий, ограничивающих влияние разума, указывающего на возможность наступления тяжёлых последствий. Подавляет нашу волю то, что можно назвать сознанием группы. Сознание, как и любое качество, присущее человеку, может служить как на благо ему, так и во вред. Разум, как правило, начинает искать оправдание сознательному выбору, каковым бы он не был. Часто решающим фактором воздействия на нашу судьбу является не разум, не имеющееся у нас знание, а характер целей, преследуемым сообществом, в которое мы входим.
Народная мудрость гласит: « с кем поведёшься, от того и наберёшься». Любой коллектив людей обладает всеми свойствами организма, имеет «разум», и каждому его члену открывается некое знание, которое он признаёт. Это можно назвать совместным знанием – сознанием группы. Каждый человек, входящий в неё, принимает на себя обязательства следовать не тем принципам, на которые указывает его разум, а преследовать те цели, которые осознаются группой, как свои.
Разум и сознание соотносятся между собой как воля и свобода. Разум, как и воля, есть то, что присуще человеку естественным, природным образом. Сознание и свобода отражают групповые требования к поведению индивидуума. Они связаны с признанием, осознанием человеком необходимости принятия мер, ограничивающих требования воли и разума. Сознание обладает колоссальной силой воздействия на поведение личности. Характер этого влияния определяется целями, к достижению которых устремляется сообщество: компания, группа, организация, система.
Если наши цели расположены преимущественно во внешней сфере жизни, связаны с земными благами и удовольствиями, то сознание необходимости их получения нами, заставит разум найти оправдание средствам достижения желаемого, а воле проявить силу, обеспечивающую возможность совершения соответствующих действий.
Когда активность разума и сознания начинает проявляться только в одной части творения, то она неизбежно уводит нас от познания Истины, т.е. того, что происходит в процессе перехода друг в друга мира « видимого и невидимого», «земного и небесного». Если цели, нами преследуемые частичны, тогда разум и сознание нам начинают лгать, придавая относительному характер абсолютного. Потому, и совершаем в своей жизни промах за промахом, т.е., грешим, делая поступки, последствия которых проявляются в виде зла.
Сознание у человека возникает как синергия объединённых возможностей ума и сердца в познании Истины. Разум остаётся ограниченным до тех пор, пока игнорирует нравственный закон. Он поднимается до сознания, когда напитывается энергиями религиозного чувства, чувства делающего человека достойным звания Венца Творения. В этом случае разум обретает способность определять высшие цели жизни, и воздействовать на волю таким образом, что она начинает устремлять людей к достижению их. Но само по себе высшее чувство в человеке не способно оказать на судьбу решающего значения. Оно должно быть в нас не только проявлено, но и воспитано.
Книга (бытия?). Размышления о природе разума. Часть I
• Что такое разум, сознание.
• Чем отличается познание от осознания?
• Сознание, самосознание — одно и то же?
• Мысль — что такое мысль?
• Творчество, воображение — что-то загадочное, присущее человеку, или…
• Как устроен разум.
• Мотивация, целеполагание — зачем вообще что-то делать.
Искусственный интеллект — Святой Грааль любого человека, связавшего свою жизнь с ИТ. Венец развития любой автоматизации, программирования, конструирования механизмов — вершина всего. Однако, до сих пор вопрос «Что же такое сознание, интеллект?» остается открытым. Я не понимаю, как огромное количество людей может заниматься предметом, для которого не существует определения, но я действительно не нашел такой концепции, которая удовлетворила бы меня. И мне пришлось придумать ее самому.
Disclaimer: Данный опус не претендует на революцию в парадигме ИИ, или откровение свыше, это просто результат размышлений на данную тему и в какой-то степени самоанализа. Так же я не имею каких-то сколько-нибудь серьезных практических результатов, так что текст более философский, нежели технический.
UPD: Пока готовил статью, наткнулся на несколько очень близких концепций (вот, например, и даже на хабре). С одной стороны — немного обидно, что заново «переоткрыл велосипед». С другой — не так страшно выносить свои мысли на суд общественности, когда они уже не только мои!
Основная теория
Я не буду ходить вокруг да около, и давать длинных лирических отступлений вида «как я пришел к этому» (хотя, возможно и стоило бы). Я начну сразу с главного: формулировки.
Разум — это способность существа строить полную, адекватную и непротиворечивую модель реальности.
Конечно в чистом виде такое определение дает больше вопросов, чем ответов: как строить, где, что, собственно, значит «полную» и «непротиворечивую»? Да и сама «реальность, данная нам в ощущении«(с) Ленин — предмет множества философских диспутов. Однако начало положено — у нас есть определение разума. Будем разворачивать, дополнять и расширять концепцию.
Я не зря привел знаменитую цитату про реальность: для того, чтобы строить модель чего бы то ни было надо это что-то «ощущать». Надо быть существом, т.е. существовать и иметь способы восприятия, каналы ввода данных, сенсоры — вот это вот все. Т.е. наш гипотетический ИИ существует в определенном мире и с этим миром взаимодействует. Главная мысль этого параграфа — глупо ожидать осмысленного разговора о футболе с ИИ, если все, с чем он взаимодействует — индексированная база знаний, вроде Википедии! Впрочем, эта мысль не нова: еще первые эксперименты с детерминированным и понятным миром были весьма впечатляющими. А это 50 лет назад, между прочим!
Начнем с модели. Которая полная, адекватная и непротиворечивая. Определение из Википедии на данном этапе нам вполне подойдет: Модель — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. Ее принципиальное устройство не столь важно, хоть некоторые соображения на этот счет у меня есть. Важно, что на основании имеющихся входных данных (того самого «ощущения от реальности») разум формирует некое абстрактное представление о том, «как оно все на самом деле».
Критически важным является полнота этой модели. Важно понимать, что это именно все: любое знание определенным образом вписано в глобальную всеобщую модель реальности, или несознаваемо. Вернее, можно сказать, что именно в этом тонкое различие между просто знанием (информацией) и осознанием (однозначным размещением внутри модели). Вы можете заучить текст на китайском, можете по данным вам паттернам, найти соответствующий кусок… Да что там — вас, при желании можно научить еще и не таким фокусам — китайцы будут в шоке! Но все это не имеет отношения к интеллектуальной деятельности первого типа.
Кстати вопрос: насколько полно можно описать окружающий мир, имея вот эти вот концепции (объекты, пространство, время, движение, начало и конец) и только их? 😉
С появлением понятий цвета и формы — растет число объектов модели. Другие органы чувств дают поле для формирования ассоциативных связей. А встроенная безусловные рефлексы формируют оценочную функцию: одни предпосылки формируют модель, которая в будущем имеет реальность, оцениваемую позитивно (вкусно, тепло, приятно), другие — пугают (в прошлый раз было плохо). Опять же безусловные механизмы заставляют позитивно реагировать на «хорошую» реальность (улыбаемся, радуемся) и негативно на плохую (орем!).
И тут появляется обратная связь. Или, возможно, она появляется раньше, когда безусловные рефлексы работают по программе «слежение за объектом» и позволяют не выпускать объект из поля зрения как можно дольше… Это критически важный момент: разум не только пассивно строит модель реальности, но и является сам активным началом в ней!
Важный фактор уточнения модели — способность делать гипотезы и возможность их проверить. Основа проверки — активное восприятие мира. В отличие от простого восприятия (созерцания) проверка некоторых предположения требует целенаправленного получения информации. Это процесс познания. Вы задаете миру вопрос — он отвечает… Так или иначе.
Важно понимать, что все, что делает разум — строит модель. Непротиворечивую внутри себя и адекватную реальности.
Адекватную — значит соответствующую реальности. Если входящие данные не укладываются в модель, значит модель требует пересмотра. Но иногда это требует слишком серьезной переработки и временно одни части модели могут конфликтовать с другими, т.е. вызывать противоречия. Однако в большинстве случаев в последствии такого рода нестыковки будут провоцировать новый виток размышлений — это срабатывает механизм устранения противоречий. Т.е. стремление к полноте, адекватности и непротиворечивости модели — это базовые функции, на которых строится разум.
Изменение модели, уточнение ее — суть мыслительная деятельность. Детализация модели в случае необходимости и наоборот — обобщение, если это возможно. Пример: яблоко и мячик примерно одной формы/цвета и до определенного момента опознаются как один концепт. Однако яблоко можно есть, а мяч не съедобный — значит это разные объекты и нужно ввести в модель параметр, позволяющий их различать при классификации (тактильные различия, нюансы формы, возможно- запах). С другой стороны — яблоко и банан имеют весьма различный внешние атрибуты, но очевидно должны быть способы найти обобщающий их фактор, т.к. к ним применим ряд общих процессов (употребление в пищу).
Если у вас возникла мысль, не важно — вызванная ассоциацией, внешним воздействием, внутренним триггером на устранение противоречий, то это:
Но менять можно не только модель. Разум является частью мира и является активным началом в мире. А значит может инициировать/участвовать процессах, которые приведут мир в соответствие с моделью. Т.е. сначала есть модель мира, где условно «все хорошо» и в этой модели для достижения нужного состояния системы разум предпринимает определенные шаги. Действуя согласно модели и имея достаточно адекватную модель разум получит соответствие. Это действие и мотивация к действию.
Если мы говорим о полной модели мира — она должна включать в себя самого моделирующего. Осознание собственных возможностей познать и изменить мир плюс оценка разных вариантов модели как позитивных, либо негативных — мотивация и побуждение к действию.
Включение себя в итоговую модель – есть самосознание, иначе — осознание себя.
Модель не статична. Она обязательно существует во времени, с четким моментом «сейчас» и как следствие — прошлым и будущим. Причинно-следственная связь, восприятие скорее процессов, нежели объектов — так же важный критерий «полноты» модели. На тему процессного восприятия нужно отдельную статью делать, если это интересно сообществу. 😉 Сразу скажу, что если этот текст показался сырым и тяжеловесным — там все еще хуже!
Мысли вслух
Размышления на тему, пришедшие в голову позже, или те, что я не смог вписать в основной текст. Типа сцены после титров! ))