Что такое развернутый ответ по литературе
Как писать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Образец сочинения. 9 класс
Развёрнутый ответ на проблемный вопрос пишется по алгоритму сочинения-рассуждения.
1. Тезис. (Прямой краткий ответ на проблемный вопрос).
2. Доказательства. (2-3 абзаца. Аргументировать свой ответ на проблемный вопрос, обращаясь к тексту произведения, подтверждая основную мысль цитатами из текста произведения. Цитаты должны быть короткими).
2. Вывод. (Опираясь на приведённые аргументы, сформулировать обобщающий вывод).
Литература. 9 класс. Образец развёрнутого ответа на проблемный вопрос:
Какие проблемы, имеющие государственное значение, волнуют Ломоносова в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол. »?
В «Оде на день восшествия…» М.В. Ломоносова волнуют проблемы процветания России и дальнейшего укрепления и развития государства. Мир («возлюбленная тишина») – главное условие благополучия страны. Мир также является важной предпосылкой для развития просвещения в России, без которого автор не мыслит будущего могущества страны.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту оды и своим жизненным наблюдениям. Нам ли, донецким жителям, не знать, что отрадой царств земных является «возлюбленная тишина»? Мы ли не мечтаем о мире? Сохранить мир в стране можно только при условии, что держава будет сильной, развитой, могучей, готовой дать отпор любому сильному противнику. В связи с этим автор оды ставит проблему решающей роли науки и просвещения в развитии страны.
Великий сын русского народа считает, что огромные богатства необъятной России могут быть открыты и освоены с помощью науки. «Богатство земли русской Сибирью прирастать будет и морями студеными», — утверждал Михаил Ломоносов. Для освоения природных богатств требуются грамотные люди, поэтому автор оды призывает российское юношество к благородным свершениям на благо родной земли: «Дерзайте ныне ободренны…». Верой в неиссякаемые силы и возможности простых людей из народа пронизаны слова автора о том,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Возможные клише к сочинению (они вам пригодятся и для написания экзаменационного сочинения)
Как начать?
Можно начать с ответа на данный вопрос. Можно добавить небольшое рассуждение об актуальности и жизненности этого вопроса.
Как связать вступление и аргументы?
Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями:
— Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.
— Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.
— Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.
— Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
— В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.
Как ввести в сочинение аргументы?
Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса приведём слова автора:
Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.
Как завершить сочинение?
Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что.
Всё сказанное убеждает нас в том, что …
Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.
Как сдать ЕГЭ-2022 по литературе
Структура ЕГЭ по литературе, основные типы заданий и разбор распространённых ошибок
Как готовиться к ЕГЭ по литературе? Мы советуем разобраться в структуре экзамена и основных типах заданий, а ещё — узнать о самых распространённых ошибках, чтобы не допускать их самим. Собрали самое важное о сдаче выпускного экзамена по литературе в одном материале.
Как устроен ЕГЭ по литературе
Экзамен состоит из двух частей.
Первая часть включает в себя два комплекта заданий, относящихся к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического или лирического произведения. Каждый комплект состоит из теста (задания 1–4; 7–9) и двух заданий (5–6 и 10–11 соответственно), требующих развёрнутого ответа. Задания 5 и 10 состоят из двух вопросов, необходимо ответить на один из них.
Задания 1–6 формулируются к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического произведения, указанного в кодификаторе.
Задания 7–11 формулируются к любому стихотворению отечественного или зарубежного поэта, указанного в кодификаторе.
Вторая часть состоит из пяти тем — задание 12.1–12.5, на одну из которых нужно написать сочинение.
Три темы формулируются по творчеству или отдельному произведению авторов, указанных в кодификаторе, одна носит обзорный характер и предполагает самостоятельный выбор произведений для аргументации, последняя тема ориентирована на связь литературы с другими видами искусства.
При ответе на вопросы 6, 11 или написании сочинения можно привлекать произведения зарубежных авторов, если это оговаривается в формулировке задания.
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более двух часов отвести на выполнение заданий первой части, а остальное время — на выполнение задания второй части.
Основные типы заданий экзамена
Вопросы теста проверяют знание теории литературы и художественного произведения, фрагмент которого предложен для анализа, умение использовать литературоведческие понятия и термины в речи.
Задания 5, 10 проверяют умение анализировать в единстве формы и содержания фрагмент произведения или стихотворение.
Задания 6, 11 проверяют умение сопоставить исходный текст с произведением отечественной (зарубежной) литературы.
Задание 12 проверяет умение писать сочинение на литературную тему.
Советы по написанию сочинения
1. Внимательно прочитайте тему сочинения, подчеркните ключевые слова и, если тема обзорная, обратите внимание на ограничения: эпоху, род, жанр, количество произведений.
2. Набросайте на черновике тезисы к выбранной теме. Их должно быть не меньше двух: это поможет вам раскрыть тему глубоко и многосторонне и убережёт от повторов мысли, которые являются логическими ошибками.
3. К каждому тезису приведите эпизод, художественные детали или характеристики героев. Подумайте, какие термины (два и более) вы могли бы использовать для анализа примеров из произведения.
4. Напишите вступление к сочинению, используя ключевые слова темы. Обязательно укажите автора и название произведения.
5. Перечитайте вступление, мысленно проговорите слово «значит» и напишите заключение.
6. Пересчитайте слова в сочинении — их должно быть не меньше 200. Проверьте написание слов и расстановку знаков препинания. Сомневаетесь — меняйте конструкцию предложения или подбирайте синонимы. Невозможно проверить то, что вы не написали!
Баллы и критерии оценки заданий ЕГЭ по литературе
Максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе — 55.
За правильный ответ в тесте вы получаете 1 балл. Всего за тест можно получить 7 баллов.
За задание 5 (10) можно получить до 6 баллов. Для этого необходимо точно ответить на выбранный вами вопрос, аргументировать свои мысли, обратившись к анализу фрагмента произведения или стихотворения, и не сделать ни одной логической и речевой ошибки.
За задание 6 (11) можно получить до 8 баллов. Для этого необходимо выбрать одно произведение, указав название и автора, убедительно сопоставить с исходным текстом в заданном направлении, аргументировав свои мысли анализом примеров из сравниваемых произведений. Логических и речевых ошибок быть не должно.
За задание 12 можно получить до 15 баллов. Для этого тема должна быть раскрыта глубоко и многосторонне, примеры из произведений проанализированы с использованием не менее двух терминов; сочинение написано логично и, желательно, без речевых ошибок: на максимальный балл допускается не более одной речевой ошибки.
По критерию «Грамотность» можно получить до 5 баллов. Для этого необходимо:
Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Распространённые ошибки и как с ними справиться
— Используйте ключевые слова вопроса в начале и конце ответа: это поможет размышлять в заданном направлении.
— Обращайте внимание на вопросительное слово: не стоит искать причины явления, если спрашивают «какой» или «как».
— Если не помните инициалов автора, не пишите их, достаточно указать фамилию.
— Готовясь к экзамену, запоминайте написание терминов и имён героев: Болконский, Мери, Бэла.
— Избегайте объёмного цитирования: приводите детали, которые точно помните.
— Приводите пример из произведения, который точно иллюстрирует ваши тезисы, и обращайте внимание не только на то, что сказал автор, то есть на содержание, но и как он это сказал, то есть на форму произведения.
— При ответе на вопрос 6 (11) анализируйте только те примеры, которые помогают сопоставить последние в заданном вопросом направлении.
— Перед написанием ответа или сочинения сформулируйте тезисы на черновике. Проверьте, не говорите ли вы об одном и том же.
— Приводите примеры из произведения точно под тезис — не пишите ничего лишнего.
— В сочинении проверьте наличие основных частей — вступления, основной части, заключения — и логичных переходов между ними.
Изображение на обложке: Eric Nyffeler / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Что такое развернутый ответ по литературе
Развернутый ответ на уроке
Развёрнутый ответ на уроке (экзамене) — один из наиболее распространённых речевых жанров, используемых в школе. Имеет он огромное значение и в повседневной жизни человека — ведь почти всем приходится постоянно учиться и сдавать экзамены, доказывая свою профессиональную пригодность.
Устный развёрнутый ответ — это законченное связное монологическое высказывание в научном стиле речи, для которого характерны композиционная завершённость, чёткая последовательность в изложении материала. В нём выделяется тезис (то, что доказывается) и доказательства. Доказательная часть такого ответа состоит из примеров и их объяснения. Самостоятельный подбор необходимых примеров свидетельствует об осознанности усвоения изученного материала. Нужно стремиться к тому, чтобы примеры отвечали сути теоретического положения, которое выдвигается; знать, когда достаточно привести для примера (особенно при ответах на лингвистические темы) слово, словосочетание или предложение, а когда — сравнительные ряды языковых явлений.
Как и всякое высказывание, ответ на уроке (экзамене) состоит из введения, основной части и заключения. Содержание, структура, языковое оформление каждой части зависят от того, какой вид ответа используется: ответ-описание, ответ-обобщение или ответ-сравнение.
В ответах-описаниях следует указать признаки того или иного понятия. В эти ответы могут входить и логические определения понятий, комментируемые примерами, но отбор материала подчиняется определённой задаче — дать характеристику рассматриваемого явления.
Ответы-обобщения предполагают выделение каких-либо признаков, принадлежащих группе рассматриваемых явлений. Обычно в результате такого рассмотрения формулируется вывод (обобщение).
При подготовке ответов-сравнений можно проводить как полное сравнение (в этом случае у сопоставляемых объектов устанавливаются признаки сходства и признаки различия: например, назвать признаки сходства и различия словосочетания и слова, предложения), так и частичное сравнение; при этом устанавливаются либо сходные (общие), либо отличительные признаки: например, назвать отличия в образовании гласных и согласных звуков.
При ответе на уроке (экзамене) рекомендуется излагать материал не в очень быстром темпе, чётко выделять части высказывания, делать необходимые паузы и логические ударения.
Послушайте развёрнутый ответ на лингвистическую тему кого-нибудь из одноклассников и составьте отзыв. Обратите внимание на следующее: 1) использовал ли выступающий начальную фразу, соответствующую тому или иному типу ответа и организующую общее высказывание; 2) продумывал ли размещение отдельных его частей; 3) избегал ли ненужных слов (например, еще, ещё есть, будет, здесь, ну вот и др.); 4) использовал ли необходимые средства связи между частями высказывания, а также средства выражения сопоставительных, причинно-следственных, классификационных отношений.
Развернутый план и тезисный план: как это писать
Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?
Виды планов
Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.
Различают два вида планов:
По типу языкового оформления:
Вопросный от назывного отличается построением.
Назывной | Вопросный |
1. Птицы, зимующие у нас. | 1. Какие птицы зимуют у нас? |
2. Перелетные птицы. | 2. Какие птицы улетают на юг? |
3. Поможем птицам перезимовать. | 3. Как помочь птицам перезимовать? |
Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:
Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.
Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:
При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.
Пример — роман «Евгений Онегин»:
Какие существуют требования
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.
Чем различаются тезисный и развернутый планы
По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.
Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.
Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.
Примеры
На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.
Развернутый
Тезисный
Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:
ЕГЭ. Литература. Как выполнить задание № 8? Рекомендации.
Как выполнить задание № 8 на ЕГЭ по литературе? Об этом пойдёт речь в данной статье.
Хочу сделать некоторое отступление.
Любой развёрнутый ответ имеет две стороны: содержание и форму.
Содержание ответа – это точный, чёткий, полный ответ на поставленный вопрос в соответствии с критериями, которые существуют при проверке данного задания.
Форма ответа – это внешнее оформление ответа, то, как выпускник отвечает на вопрос, его стиль, языковое оформление. Она может быть самой различной.
Я уверена, ребята, что вам учителя не раз говорили о том, какой должна быть эта форма. Я предлагаю свой ВАРИАНТ оформления ответа. Если он вам понравится, можете его использовать.
Задание № 8. Каково оно?
Задание № 8 – это вопрос по тексту, который дан в самом начале теста. Это отрывок из произведения русской классической литературы. Может быт предложена проза, драматургия или дано произведение поэзии таких жанров, как роман (например, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») или поэма (например, поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
Как выполнить задание № 8? РЕКОМЕНДАЦИИ.
Рекомендации даны на примере следующего текста.
Катерина и Варвара.Катерина. Знаешь, мне что в голову пришло?Варвара. Что?Катерина. Отчего люди не летают!Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь. Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Варвара. Что ты выдумываешь-то? Катерина. (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Варвара. Ты думаешь, я не вижу? Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! Варвара. Да ведь и у нас то же самое. Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. А. Н. Островский «Гроза» |
Примечание: подчёркнуты фразы, которые помогут дать полный ответ на вопрос.
Задание.
8.Какие особенности внутреннего мира Катерины находят своё отражение в её рассказах о себе? |
Вступление.
При его написании используйте фразу вопроса.
Пример.
В данном эпизоде Катерина рассказывает о себе, раскрывая свой внутренний мир. Каков он?
Основная часть.
Используя текст, показываете, каким был внутренний мир героини: что она любила, о чём мечтала?
Пример.
Дополняю образ Катерины её сны, яркие, красочные. Вроде бы она видит всё то же, что её окружает в жизни — горы, деревья, сады, но они в её снах «необыкновенные», словно героиня тянется к этой красоте, чему-то необычному. Ей хочется летать, как это она делает во сне, чтобы почувствовать себя свободной. Жить в неволе она не хочет и не может, а именно такой она видит жизнь в доме Кабановых («… здесь все как будто из-под неволи».)
Таким образом, через рассказ Катерины о себе автор смог показать богатство внутреннего мира героини, её стремление жить в красоте, быть свободной, желание любить и быть любимой.
Итого: 10 предложений (без цитат), мы уложились в примерный объём ответа.
Вспомним ещё раз КРИТЕРИИ оценивания данного ответа.
Запомните главные требования к ответу задания № 8.
Таковы рекомендации по выполнению задания № 8.
Желаю хорошо подготовиться к ЕГЭ!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.