Что такое развернутый план параграфа по биологии

Памятка Как составить план параграфа

Как составить план параграфа.

1. Пункты плана должны отражать главные мысли.

2. Пункты должны быть связаны по смыслу.

3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.

При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говориться?» и «Что об этом говориться?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй – выделить самое существенное, главное в этой части текста.

Как работать с текстом учебника.

1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.

2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.

3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.

4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план.

5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами)

6. Кратко перескажите параграф.

Последовательность действий при проведении анализа.

Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.

1. Внимательно изучите объект в целом.

2. Разделите объект на составные части.

3. Изучите особенности каждой части.

4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.

5. Постарайтесь выделить функции частей.

Последовательность действий при проведении сравнения.

Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняются черты сходства и различия у сравниваемых объектов. При сравнении следует соблюдать следующую последовательность действий:

1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.

2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ)

3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений)

4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:

а. Признаки сходства

б. Признаки различия

Памятка

«Как работать над понятием»

Понятие — это логически оформленная мысль о предмете.

1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.

2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

5. Составь небольшой рассказ, используя данное понятие.

Памятка

«Как разъяснять теорию»

Теория — это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающий закономерности природы, общества, мышления.

1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для фор­мулирования теории.

2. Назови основные понятия, положения теории.

3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.

4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.

5. Назови области практического применения данной теории.

Памятка

«Как разъяснять закон»

Закон — это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной дей­ствительности.

1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.

2. Опиши пути открытия закона.

3. Приведи формулировку закона.

4. Попытайся записать закон в символической форме или через математическое выражение.

5. Приведи доказательства в пользу существования закона.

6. Назови области практического применения данного закона

Памятка

«Как изучать явление»

Явление — это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.

1. Изучи внешние признаки явления.

2. Изучи условия, при которых оно обнаруживается.

3. Изучи сущность явления и механизм его протекания.

4. Найди связь с другими явлениями.

5. Опиши количественную характеристику (в случае необходимости).

6. Рассмотри использования явления в практике.

Памятка

«Как проводить анализ»

Анализ — это процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные составные части, имеющие конкретное функциональное значение.

2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.

3. Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).

Памятка

«Как проводить сравнение»

Сравнить — поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

1. Ответь на вопросы: «Кто такой?», «Что такое?».

2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

3. Выдели существенные признаки каждого предмета.

4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.

6. Найди и объясни причины их сходства и различия.

Памятка

«Как проводить синтез»

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: «На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?».

2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.

3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

Памятка

«Как проводить обобщение»

Обобщение — это мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

2. Определи их сходство.

3. Установи связь между ними.

4. Сформулируй общий вывод.

Памятка

«Как проводить наблюдение»

1. Осмысли цель наблюдения.

2. Уточни предмет наблюдения.

3. Разработай план наблюдения.

4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.

5. Повтори наблюдение 2—3 раза с целью повышения его объективности.

6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.

7. Помни, что цель описания явлений — наиболее точно и полно выявить их признаки.

8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.

9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).

Источник

Что такое развернутый план параграфа по биологии

Подробное решение Раздел стр. 32 по биологии для учащихся 7 класса, авторов В.Б. Захаров, Н.И. Сонин 2016

1. Каковы особенности строения лишайников?

2. Что такое симбиоз, какие организмы образуют лишайники?

Симбиоз – это взаимовыгодная форма отношений между организмами, когда оба извлекают пользу от совместного существования. Тело лишайника состоит из двух частей: автотрофной – представленной водорослью и гетеротрофной – представленной грибом.

3. На какие группы по внешнему строению делят слоевище лишайников?

Различают три типа слоевищ: накипные или корковые – покрывающие тонким плотным слоем место обитания; листоватое слоевище в форме пластинок, распростертых по субстрату и срастающихся с ним; кустистое слоевище – слоевище в виде столбиков или лент, сильно разветвленное и срастающееся с субстратом лишь у основания.

4. В чем особенности строения слоевища кустистых лишайников? Нарисуйте схему.

Что такое развернутый план параграфа по биологии. Смотреть фото Что такое развернутый план параграфа по биологии. Смотреть картинку Что такое развернутый план параграфа по биологии. Картинка про Что такое развернутый план параграфа по биологии. Фото Что такое развернутый план параграфа по биологии

5. Каковы функции гриба и водоросли в организме лишайника?

Гифы гриба выполняют функцию корней: крепят лишайник к субстрату (выросту – ризоиды) и поглощают из окружающей среды воду и растворенные в ней минеральные вещества. А клетки водорослей выполняют роль фотосинтезирующей части, где проходит процесс фотосинтеза и накапливаются питательные вещества.

6. Как размножаются лишайники?

В основном лишайники размножаются вегетативно – частями слоевища. Однако они могут размножаться и спорами, которые образуются половым и бесполым путем.

7. Где обитают лишайники? Какие физические факторы среды ограничивают их распространение?

Лишайники встречаются во всех биогеографических зонах, особенно в умеренных и холодных областях, а также в горах. Лишайники способны выносить длительное высушивание и низкие температуры.

8. Расскажите о роли лишайников в природе. Какие вредные химические вещества могут накапливать лишайники?

Как автотрофные компоненты природных систем, лишайники аккумулируют солнечную энергию, образуя биомассу. В тоже время лишайники разлагают органические вещества до минеральных. В тундре лишайники служат кормом. Так же лишайники могут служить индикаторами чистоты воздуха, так как они способны накапливать в себе загрязняющие вещества.

9. В чем отличия симбиоза гриба и водоросли в лишайнике от симбиоза клубеньковых бактерий и растений, на корнях которых они поселяются?

В том что в лишайнике отсутствие одного из симбионтов приводит к гибели лишайника. Бактерии же просто обеспечивают бобовые растения атмосферным азотом.

10. Составьте развернутый план параграфа.

— общая характеристика типа;

— характеристика внешнего строения и типов слоевища (накипной, листоватый и кустистый);

— описание внутреннего строения слоевища;

— описания симбиотической связи гриба и водоросли в лишайнике;

— значение лишайников в природе и для человека.

Источник

Что такое развернутый план параграфа по биологии

Подробное решение Раздел стр. 52 по биологии для учащихся 7 класса, авторов В.Б. Захаров, Н.И. Сонин 2016

1. Каковы особенности строения мхов? Объясните значение спор в жизненном цикле мхов.

2. Что такое гаметофит? Что такое спорофит?

3. В каких географических областях распространены моховидные?

Моховидные широко распространены во влажной умеренной зоне Северного и Южного полушарий, в тундре, высокогорных лесах тропиков. В отличие от большинства представителей, некоторые виды очень устойчивы к длительному пересыханию и могут расти даже в местах кратковременного сезонного увлажнения; подобно лишайникам, эти растения способны оживать при наступлении благоприятных условий.

4. Охарактеризуйте особенности строения мха кукушкин лен?

Кукушкин лён растёт в хвойных лесах и на болотах. Его гаметофит представляет собой сте-бель, несущий листья (в обиходе именно гаметофит называют кукушкиным льном). Гаметофиты кукушкина льна раздельнополы. Гаметофит – это многолетний мох, имеющий прямостоячий стебель высотой в среднем 10-15 см, но может достигать 30-40 см. Стебель густо покрыт листьями, нижние листья на стебле развиваются в форме чешуек. Во внутреннем строении стебля различают примитивную проводящую систему, благодаря чему вода с растворенными питательными веществами перемещается по стеблю.

5. Как размножается кукушкин лен? Как вы думаете, каково биологическое значение чередования полового и бесполого поколения?

На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения. После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит — коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают и дают начало гаметофиту. Чередование поколений обеспечивает непрерывность существования и повышает приспособленность организма в внешней среде.

6. Подготовьте сообщение на тему «Строение сфагнума».

7. Какую роль играют мхи в природе?

В природе: участвуют в создании биоценозов, особенно там, где почти сплошь покрывают почву (тундра); моховой покров способен накапливать и удерживать радиоактивные вещества; играют большую роль в регулировании водного баланса ландшафтов, так как способны впитывать и удерживать большое количество воды.

В деятельности человека: способствуют заболачиванию почвы; предохраняют почву от эрозии; некоторые сфагновые мхи применяются в медицине (в качестве перевязочных средств при необходимости); сфагновые мхи — источник образования торфа.

8. Зарисуй те в тетради схему жизненного цикла мха кукушкин лен.

Что такое развернутый план параграфа по биологии. Смотреть фото Что такое развернутый план параграфа по биологии. Смотреть картинку Что такое развернутый план параграфа по биологии. Картинка про Что такое развернутый план параграфа по биологии. Фото Что такое развернутый план параграфа по биологии

9. Предложите способ предотвращения возгорания торфа.

Одним из способов предотвращения возгорания торфяников является метод прокладки по территории торфяников траншей заполненных негорючим материалом, в качестве которого используется сфагнум (поскольку он может накапливать в себе воду в больших количествах), и его последующего увлажнения.

10. Составьте развернутый план параграфа.

— общая характеристика отдела;

— описание внешнего и внутреннего строения;

— размножение мхов, значение чередования полового и бесполого поколения в жизненном цикле;

— описание внешнего строения мха Кукушкин лен и его жизненного цикла;

— описание внешнего строения мха Сфагнум и его жизненного цикла, значения в природе и для человека.

Источник

Что такое развернутый план параграфа по биологии

Подробное решение Раздел стр. 11 по биологии для учащихся 7 класса, авторов В.Б. Захаров, Н.И. Сонин 2016

1. Каковы особенности строения бактериальной клетки? Какие химические вещества образуют тела бактерий?

На поверхности клеток бактерий часто имеются жгутики – органоид движения, с помощью которых они передвигаются в жидкой среде. Клеточная стенка включает муреин, а сверху покрыта слизью. Цитоплазма окружена мембраной, которая отделяет ее от клеточной стенки. Синтез белков осуществляется рибосомами, которые располагаются в цитоплазме.

2. Назовите основные формы бактериальных клеток?

По форме клетки бактерии могут быть: кокки (шарообразная форма), диплококки (состоят из парно сближенных кокков), стрептококки (образованные кокками, сближенными в виде цепочки), сарцины (кокки, имеющие вид плотных пачек), стафилококки (скопления кокков в виде виноградной грозди), бациллы или палочки (вытянутые в длину бактерии), вибрионы (дугообразно изогнутые бактерии), спириллы (вытянутые бактерии, штопорообразно извитой формы).

3. Как перемещаются бактерии?

Бактерии перемещаются при помощи жгутиков. Некоторые бактерии перемещаются «реактивным» способом, выбрасывая слизь.

4. Используя материал учебника, составьте таблицу и внесите в нее группы бактерий и способы получения ими энергии.

Для получения энергии бактерии используют различные органические и неорганические соединения и солнечный свет. Большинство бактерий гетеротрофы – т. е. питаются готовыми органическими веществами (гниющими остатками организмов или паразитируют на других организмах). Автотрофных бактерий не много. Часть из них способна к хемосинтезу – синтезу органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических соединений. Некоторые бактерии способны к фотосинтезу.

5. Встречаются ли среди бактерий хищники?

Да. Такие бактерии-хищники поедают представителей других видов прокариот.

6. Какую систематическую группу образуют архебактерии?

7. Какие организмы называются аэробами? Почему? В чем их отличия от анаэробов?

По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов (существуют только в кислородной среде) и анаэробов (существуют в бескислородной среде).

8. Перечислите особенности строения клеток цианобактерий.

Клетки цианобактерии различны по форме, они могут быть как одиночными так и объединятся в колонии. На поверхности цианобактерии находится слизь, отсутствуют жгутики.

9. Как размножаются бактерии?

Бактерии размножаются делением клетки надвое. В неблагоприятных условиях, при повышении температуре и высушивании, многие бактерии образуют споры: часть цитоплазмы, содержащая наследственный материал, выделяется и покрывается толстой многослойной капсулой. Споры бактерий устойчивы к действии температур и способны выживать в течении длительного времени.

10. Как вы думаете, почему бактерии считают наиболее древними организмами?

Бактерии считаются наиболее древними организмами, так как они уже имеют клеточное строение, но их наследственный материал еще не отделен от цитоплазмы оболочкой (нет оформленного ядра), а также в их клетках нет органоидов.

11. Обсудите в классе, как можно предотвратить цветение водоемов?

Цветение водоемов осуществляется за счет избытка одноклеточных водорослей в пруду. Чтоб этого избежать, необходимо осуществлять фильтрацию воды в водоёме или обеспечить его проточность, также нужно заселить водоемов водными растениями, листья которых будут создавать тень и тем самым уменьшать активность фотосинтеза одноклеточных водорослей.

12. Составьте развернуты план параграфа.

— кто такие прокариоты;

— на какие группы они делятся;

— «настоящие бактерии»(описание внешнего и внутреннего строения, способов размножения, типа питания, перечисление представителей «настоящих бактерий», значение их в природе);

— «архебактерии» (описание представителей группы и их значения);

— «оксифотобактерии» (описание внешнего вида, типа питания, представители группы и их значение в природе).

Источник

Как составлять план по истории? 🤓 [Есть ответ]

Что такое конспект-план

План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.

План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.

Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Видео

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Как использовать этот метод конспектирования:

Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

Как использовать:

Метод таблиц

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

Как использовать этот метод написания конспекта:

Ученица «Домашней онлайн-школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто использует конспекты и делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

В конспектах могут быть свои «эмодзи»

Предметы:

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

Как использовать этот метод ведения конспектов:

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам. Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). А благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *