Что такое развитие какие формы развития вы знаете биология 9 класс
Что такое развитие какие формы развития вы знаете биология 9 класс
Подробное решение Праграф § 27 по биологии для учащихся 9 класса, авторов В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов
1. Где развивается зародыш млекопитающих?
Оплодотворенная яйцеклетка попадает в матку, где и происходит процесс её закрепления и развития.
2. Что такое зигота?
Зигота – одноклеточная стадия развития организма, которая возникает в результате слияния сперматозоида и яйцеклетки.
Вопросы
1. Чем начинается и чем заканчивается эмбриональный период развития?
Эмбриональный период (эмбриогенез) начинается в момент образования зиготы и заканчивается рождением (например, у млекопитающих) или выходом из яйцевых оболочек (например, у птиц).
2. Чем начинается и чем заканчивается постэмбриональный период развития?
Постэмбриональный период начинается с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и длится до конца жизни особи.
3. Какое развитие называется прямым? Приведите примеры животных с прямым развитием.
Постэмбриональное развитие называется прямым, когда из яйца или организма матери появляется существо, сходное со взрослым (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
4. Какое развитие называется непрямым? Приведите примеры животных с непрямым развитием.
Постэмбриональное развитие называется непрямым, когда образовавшаяся в эмбриональный период личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается от него способами питания, движения и др. (кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, ракообразные, насекомые, земноводные).
5. В чём состоит биогенетический закон Мюллера-Геккеля?
Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определённой степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.
6. Каково значение биогенетического закона?
Биогенетический закон имеет очень важное значение, поскольку свидетельствует об общих предках животных, относящихся к различным систематическим группам. Он позволяет использовать данные эмбриологии для воссоздания хода филогенеза.
Задания
1. Используя знания, полученные при изучении раздела «Животные», приведите примеры постэмбрионального развития, связанного с переменой образа жизни, среды обитания.
У лягушки, например, из икринки развивается личинка (головастик), которая отличается от взрослых животных по строению, образу жизни и среде обитания. У головастика, как у рыб, имеются жабры, орган боковой линии, хвост, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. Личинка питается, растет и со временем превращается в лягушку.
Наличие личиночной стадии в развитии земноводных и многих других животных обеспечивает им возможность жить в разных средах и использовать разные источники пищи. Так, головастик живет в воде и питается растительной пищей, а лягушка ведет в основном наземный образ жизни и питается животной пищей.
Смена среды обитания и, как следствие, смена образа жизни животного при переходе его от личиночной стадии к взрослому организму снижает внутривидовую конкуренцию. Кроме того, у некоторых малоподвижных или прикрепленных животных (коралловые полипы, устрицы, мидии и др.) свободноплавающая личинка способствует расселению вида, расширению его ареала. Это позволяет избежать перенаселения, которое повлекло бы за собой усиление конкуренции за пищу и другие ресурсы, угрожающей выживанию вида.
2. В ранний период развития сердце человеческого зародыша состоит из одного предсердия и одного желудочка. Опираясь на положения биогенетического закона, прокомментируйте этот факт.
Что такое развитие какие формы развития вы знаете биология 9 класс
Подробное решение параграф § 13 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. 2014
1. Чем онтогенез одноклеточных организмов отличается от онтогенеза многоклеточных организмов?
У многоклеточных организмов онтогенез занимает все время существования организма, от моменты оплодотворения до момента смерти. У одноклеточных онтогенез начинается с момента обособления клетки (образования в результате деления) до ее собственного деления.
2. Какие периоды обычно различают в онтогенезе животных?
В онтогенезе животных и человека выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Эмбриональный период длится с момента образования зиготы до рождения (например, у млекопитающих) или выхода из яйцевых оболочек (например, у птиц). Постэмбриональный период начинается с момента рождения и длится до конца жизни особи.
3. Какие процессы происходят на этапе эмбрионального развития?
Эмбриональный период длится с момента образования зиготы до рождения (например, у млекопитающих) или выхода из яйцевых оболочек (например, у птиц). В эмбриональном периоде происходит формирование зароды, развитие систем органов.
4. Какие периоды выделяют в постэмбриональном развитии животных? В чём их особенности?
— На основе параграфа составьте таблицу «Типы онтогенеза», в которой укажите типы развития, основные характеристики и примеры организмов. Обсудите полученные результаты с товарищами.
— Приведите примеры развития с превращением.
Развитие бывает двух типов: прямое (без метаморфоза) и косвенное (непрямое, с метаморфозом). Непрямое развитие можно рассмотреть на примере насекомых. Непрямое развитие подразделяется на развитие с неполным превращением и полным превращением. В первом случае насекомое проходит три стадии (яйцо-личинка-взрослое насекомое). Например, личинки тараканов, которые вышли из яиц, похожи на своих родителей и формой тела, и образом жизни. Отличаются они от взрослых тараканов лишь размерами, отсутствием крыльев и несформированностью половой системы. Подрастая, личинки несколько раз линяют, у них вырастают крылья, и со временем они становятся способными к размножению. Однако существенных изменений за время роста у них не происходит.
Развитие с полным превращением включает в себя стадию куколки, которая следует после стадии личинки. Таким образом оно состоит из четырех стадий: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое. У личинок таких насекомых конечности недоразвиты или совсем отсутствуют. Личинки и взрослые особи отличаются между собой строением ротового аппарата, они едят разную пищу.
— Может ли многоклеточный организм быть бессмертным?
Нет, так как все соматические клетки организма способны делится только определенное количество раз, затем данная способность угнетается (замедляется скорость деления).
Что такое развитие какие формы развития вы знаете биология 9 класс
Подробное решение параграф § 13 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. 2014
1. Чем онтогенез одноклеточных организмов отличается от онтогенеза многоклеточных организмов?
У многоклеточных организмов онтогенез занимает все время существования организма, от моменты оплодотворения до момента смерти. У одноклеточных онтогенез начинается с момента обособления клетки (образования в результате деления) до ее собственного деления.
2. Какие периоды обычно различают в онтогенезе животных?
В онтогенезе животных и человека выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Эмбриональный период длится с момента образования зиготы до рождения (например, у млекопитающих) или выхода из яйцевых оболочек (например, у птиц). Постэмбриональный период начинается с момента рождения и длится до конца жизни особи.
3. Какие процессы происходят на этапе эмбрионального развития?
Эмбриональный период длится с момента образования зиготы до рождения (например, у млекопитающих) или выхода из яйцевых оболочек (например, у птиц). В эмбриональном периоде происходит формирование зароды, развитие систем органов.
4. Какие периоды выделяют в постэмбриональном развитии животных? В чём их особенности?
— На основе параграфа составьте таблицу «Типы онтогенеза», в которой укажите типы развития, основные характеристики и примеры организмов. Обсудите полученные результаты с товарищами.
— Приведите примеры развития с превращением.
Развитие бывает двух типов: прямое (без метаморфоза) и косвенное (непрямое, с метаморфозом). Непрямое развитие можно рассмотреть на примере насекомых. Непрямое развитие подразделяется на развитие с неполным превращением и полным превращением. В первом случае насекомое проходит три стадии (яйцо-личинка-взрослое насекомое). Например, личинки тараканов, которые вышли из яиц, похожи на своих родителей и формой тела, и образом жизни. Отличаются они от взрослых тараканов лишь размерами, отсутствием крыльев и несформированностью половой системы. Подрастая, личинки несколько раз линяют, у них вырастают крылья, и со временем они становятся способными к размножению. Однако существенных изменений за время роста у них не происходит.
Развитие с полным превращением включает в себя стадию куколки, которая следует после стадии личинки. Таким образом оно состоит из четырех стадий: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое. У личинок таких насекомых конечности недоразвиты или совсем отсутствуют. Личинки и взрослые особи отличаются между собой строением ротового аппарата, они едят разную пищу.
— Может ли многоклеточный организм быть бессмертным?
Нет, так как все соматические клетки организма способны делится только определенное количество раз, затем данная способность угнетается (замедляется скорость деления).
Что такое индивидуальное развитие человека и какие у него стадии
Содержание:
Индивидуальное развитие человека — это разнообразные изменения, происходящие с организмом от момента зачатия до смерти, переход из одного состояния в другое. Единицей роста и развития организма является клетка. Формирование человека начинается с процесса слияния гаплоидных половых клеток (яйцеклетки и сперматозоида, образования одной диплоидной клетки — зиготы).
Индивидуальное развитие человека: кратко об основных этапах
В биологии процесс индивидуального развития организма называют онтогенезом. Термин происходит от двух греческих слов, означающих «сущий» и «зарождение». Индивидуальное развитие человека состоит из трех периодов: эмбрионального, постнатального, зрелости. В каждом периоде, в свою очередь, выделяют несколько этапов.
Этапы онтогенеза человека. Таблица
Периоды развития | Этапы и стадии индивидуального развития человека |
I. Внутриутробный (от зачатия до рождения). | 1. Раннеэмбриональный (от зачатия до 34 суток эмбриона); (стадии: зигота, дробление, гаструляция, закладка органов). 2. Зародышевый этап (от 35 до 60 сут.). 3. Плодный этап (от 2 мес. до рождения). |
II. Постнатальный (от рождения до 21–25 лет). | 4. Новорождённый (от рождения до 10–15 сут.). 5. Грудной (молочного питания) (до 1 года). 6. Детство (от 1 года до 11–12 лет), в том числе раннее (от 1 до 3 лет), среднее (от 3 до 6 лет), позднее (от 6 до 11–12 лет). 7. Подростковый (от 11–12 до 15–16 лет). 8. Юношеский (от 15–16 до 21–25 лет). |
III. Зрелый (от 21–25 лет до физиологической смерти). | 9. Зрелый (от 21–25 до 55–60 лет). 10. Пожилой (от 55–60 до 75 лет). 11. Старческий (от 75 до 90 лет). 12. Долгожителей (от 90 лет и старше). |
Индивидуальное развитие организма человека начинается с процесса оплодотворения. Яйцеклетки созревают в организме женщины каждый месяц. В середине менструального цикла происходит овуляция и яйцеклетка начинает свой непрямой путь в матку. Сперматозоиды попадают в организм женщины во время полового акта. Оплодотворение чаще всего происходит в маточной трубе. Зигота проходит ряд последовательных делений, и образуется эмбрион.
Внутриутробный период развития
Эмбрион развивается около 280 суток. К концу первых 24 часов после оплодотворения происходит дробление зиготы, а уже через 40 часов зародыш состоит из четырёх клеток. Происходят многократные митотические деления, в результате образуется плотный шар, начинается дифференцировка клеток. Зародыш движется к матке по яйцеводу, через 5–6 суток попадает в матку, закрепляется на её стенке. После этого зародыш получает кислород и питание из крови матери.
К 26-й неделе плод сформирован настолько, что может выжить в случае преждевременных родов. К 30-й неделе будущий ребёнок обычно лежит головкой вниз. 40-я неделя — появление новорождённого на свет.
Что такое развитие какие формы развития вы знаете биология 9 класс
Подробное решение Раздел стр. 7 по биологии для учащихся 9 класса, авторов С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин 2016
Вопрос 1. Назовите уровни организации живой материи. Предложите критерии для сравнения разных уровней организации живой составьте и заполните таблицу «Уровни живой материи».
В настоящее время выделяют несколько уровней организации живой материи.
7. Биогеоценотический (экосистемный).
Каждый из этих уровней довольно специфичен, имеет свои закономерности, свои методы исследования. Даже можно выделить науки, ведущие свои исследования на определенном уровне организации живого. Например, на молекулярном уровне живое изучают такие науки как молекулярная биология, биоорганическая химия, биологическая термодинамика, молекулярная генетика и т.д. Хотя уровни организации живого и выделяются, но они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.
Вопрос 2. Как взаимосвязаны различные уровни организации живой материи?
Вопрос 3. Что такое самовоспроизведение (репродукция) живых организмов?
Самовоспроизведение или способность к размножению, т. е. воспроизведению нового поколения особей того же вида, – одно из основных свойств живых организмов. Потомство в главном всегда похоже на родителей, поэтому свойство организмов воспроизводить себе подобных тесно связано с явлением наследственности.
Вопрос 4. Что такое развитие? Какие формы развития вы знаете? Сравните их между собой.
Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. Развитие живой материи представлено индивидуальным развитием организмов, или онтогенезом, и историческим развитием, или филогенезом.
Филогенез, или эволюция, – это необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением форм жизни. Результатом эволюции является всё многообразие живых организмов на Земле.
Вопрос 5. Что такое раздражимость? Какое значение она имеет для приспособления к условиям существования?
Вопрос 6. Опираясь на знания, полученные в курсе «Человек», приведите примеры саморегуляции физиологических процессов в своём организме.
Примером саморегуляции является поддержание постоянной температуры тела человека
Например, человек находится в жарком климате, температура организма становится выше нормы, тогда происходит расширение капилляров, кровь подходит близко к поверхности кожи, где и охлаждается, следовательно температура организма снижается. Другой пример: человек находится в условиях с низкой температурой окружающей среды, тогда капилляры, находящиеся в коже, сужаются, и тогда кровь меньше охлаждается, следовательно температура организма остается постоянной.
Вопрос 7. В чём значение ритмичности процессов жизнедеятельности? Приведите примеры ритмичности процессов в неживой и живой природе.
Биологические ритмы описаны на всех уровнях, начиная от простейших биологических реакций в клетке и кончая сложными поведенческими реакциями. Таким образом, живой организм является совокупностью многочисленных ритмов с разными характеристиками.
С понятием «ритма» связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность. Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Это движение небесных тел, смена времен года, дня и ночи, периодичность приливов и отливов. А также чередование максимумов и минимумов солнечной активности.
Вопрос 8. Попробуйте сформулировать собственное определение жизни.
Жизнь — способ бытия сущностей (живых организмов), наделенных внутренней активностью, процесс развития тел органического строения с устойчивым преобладанием процессов синтеза над процессами распада, особое состояние материи, достигаемое за счёт следующих свойств.
Жизнь — это способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, существенным моментом которой является постоянный обмен веществ с окружающей средой, причем с прекращением этого обмена прекращается и жизнь.
Жизнь — это особый вид материального взаимодействия генетических объектов, которые осуществляют синтез (производство) себе подобных генетических объектов.
Жизнь — преобладание процессов синтеза над процессами распада, пул энергопотребляющих процессов изменения вещества и других объектов физической химии, в которых различимы два цикла (во времени) :
Жизнь — это химическая волна, то есть многомерная каталитическая циклическая химическая реакция. В каждый момент времени её существования, называемом временем жизни, в каждой отдельной нити реакции на любом уровне масштаба рассмотрения от молекул до классов живых организмов можно выделить три материальных элемента: ресурс, катализатор, результат.
Жизнь — это кибернетическая структура реализующая специфические информационные функции :
память, системы кодирования, записи, передачи, приема, декодирования и интерпретации (исполнения) управляющей информации,
собственный внутренний язык — систему сигналов, свойств и методов.
Способность «слушать» и «говорить» на внутреннем языке (обрабатывать сигналы, выполняя информационные функции)
Жизнь — процесс одностороннего обмена информацией о структуре между ограниченной частью материальной системы и её окружением, использующий эффект односторонней проводимости мембран. Проводимость мембраны живого организма в направлении «внутрь организма» для информации высока, для энтропии низка. В направлении «из организма» — наоборот: проводимость для информации низка, а для энтропии высока. Примером такой мембраны является физическая граница двух любых различных сред.
Жизнь биологическая — белковые тела, способные самостоятельно управлять синтезом или модификацией белка.
Жизнь — чудесное свойство, не зависящее от материи, даваемую и отбираемую у материи Богом. Различают конечную (во времени) жизнь тела и бесконечную жизнь души. Живой организм — это такой, в теле которого существует душа.
сложной структурой и обменом веществ.
Вопрос 9. Приведите примеры процессов и событий, происходящих на разных уровнях организации живого, участником которых вы были сегодня.
На молекулярном уровне постоянно идут процессы обмена веществ и энергии, так как мы ежедневно употребляем пищу. На организменном уровне идут процессы адаптации к окружающей среде. Мы выбираем безопасный маршрут из школы домой, одеваемся в соответствии с погодными условиями.