Что такое развитие музыки
История музыки. Пять этапов от истоков до современности
«В конечном счете существуют лишь два определения музыки: либо она хороша, либо плоха. Если она хороша для вас, то не стоит и заморачиваться — просто наслаждайтесь. »
Луи Армстронг
Музыка сопровождает человека от рождения до самой смерти. Мать поет колыбельную новорожденному, ребенок разучивает песенки, подросток слушает композиции любимой группы, взрослый смотрит фильмы. Ведет ли человек светскую жизнь или предпочел мирской суете тишину монастыря, ходит ли он на работу в офис или отправляется рано утром кормить кур и коров на ферме,— это не имеет значения. Звуки, художественно организованные и гармоничные, едины для всех и способны тронуть любую душу и открыть любое сердце.
Как же родилась и развивалась та музыка, которую теперь мы называем классической?
Точка отсчета — средневековье
С одной стороны, рождением музыки правильнее было бы считать то время, когда первобытный шаман впервые завел танец вокруг костра, подпевая и аккомпанируя себе притопыванием ног и хлопками рук. Но, с другой стороны, мы так мало знаем о том историческом периоде, что неизбежно попадаем в область сплошных догадок и теоретических построений. Поэтому периодизацию классической музыки принято начинать примерно с 1000 года — с эпохи позднего Средневековья, вплоть до 1600 года — до Возрождения.
Григорианский хорал (от лат. cantus gregorianus — григорианское пение), традиционное литургическое песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Является основой ранних форм европейской полифонии
Огромное влияние на все сферы жизни в то время имела церковь. Поэтому нет ничего удивительного, что пение священных текстов стало одним из первых музыкальных направлений. Григорианские хоралы известны по сей день и заслуженно считаются одними из красивейших образцов вокальной музыки.
До 1025 года музыкальные знания, как и во многих других областях, передавались от учителя к ученику. Единого способа звуковой записи не существовало. Но именно этот год стал поистине поворотным в истории музыки. Монах Гвидо д’Ареццо разработал и предложил систему музыкальной нотации, то есть изобрел ноты. Отныне любой музыкант мог прочесть и в точности воспроизвести любую записанную в этой системе мелодию.
Хоральное пение и песенная традиция трубадуров, многоголосые мессы, ставшие первыми полифоническими произведениями, богатейшие аранжировки произведений для церкви и светские мадригалы и мотеты — вот наследие, оставленное нам музыкантами того времени. Еще одним поворотным моментом, а заодно и витком, завершившим ранний период, стало возникновение оперы. Опера — это революционное сочетание музыки и поэтического искусства.
«Ты поешь песню не для того, чтобы добраться до последней ноты. Радость доставляет само пение. То же самое касается жизни. Радость в том — чтобы жить» (Чак Хиллиг)
Из-под церковных сводов — в светские дворцы
После Ренессанса музыка, как и другие виды искусства, вступает в период, называемый барокко. Это название произошло от итальянского выражения «perola barocca» — «жемчужина неправильной формы». И в этом есть определенная логика: формы от простых и прямолинейных переходят к сложным и вычурным, и именно они считаются теперь красивыми.
По мере того как церковь начинает уступать часть прежде почти безраздельно принадлежавшей ей власти правителям светским, главным заказчиком музыкальных произведений становится знать. А это означает, что музыка уже является не языком общения с Богом, а развлечением для богатых.
Период барокко охватывает около полутора столетий — с 1600 по 1750 годы. Именно в это время Жан-Батист Люлли, придворный музыкант короля Людовика XIV, вводит новшества в оркестровую музыку, создавая первые подобия современных симфонических оркестров. Арканджело Корелли закладывает основы так называемого большого концерта — музыкального произведения, в котором оркестр делится на две части по группам инструментов и поочередно исполняет партии.
Антонио Вивальди, автор знаменитых «Времен года», считающихся одним из шедевров классической музыки, пишет более пятисот концертов, Иоганн Себастьян Бах создает свои лучшие органные произведения, Георг Фридрих Гендель, родившийся в Германии, пишет для королевского дома Великобритании великие оперы и становится олицетворением как немецкой, так и английской музыки.
Период барокко — это время перехода музыки в плоскость светской традиции и рождения множества новых жанров.
Классика — на краткий миг
По сравнению с другими периодами развития музыки, тот, что принято называть классическим, как ни странно, является коротким — всего лишь с 1750 по 1830-е годы. Но в данном случае «короткий» вовсе не является синонимом к слову «незначительный».
В это время на музыкальном небосклоне восходят звезды трех величайших композиторов — Гайдна, Моцарта и Бетховена. Полностью формируются жанры классической симфонии и концерта в том виде, который известен нам сейчас.
«Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу» (Петр Ильич Чайковский)
Основным направлением работы композиторов этого периода является создание так называемых «классических музыкальных форм». Классическая музыка становится явлением все более популярным: отныне она звучит не только в монастырях и светских салонах, но и в домах зажиточных горожан и на подмостках театров.
Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк, сыновья Иоганна Себастьяна Баха — Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан,— Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф, Луиджи Боккерини, Антонио Сальери (да-да, тот самый!) — все они внесли огромный вклад в развитие классической музыки и всего лишь за 80 лет классического периода изменили ее практически до неузнаваемости.
Яркая эпоха романтиков
Подобно представителям романтизма в других видах искусства, музыканты-романтики большее внимание уделяли чувствам и восприятию музыки, делая из нее инструмент для выражения своих переживаний. Эта эпоха хоть и продлилась столько же, сколько классический период — с 1830-х по 1910-е годы, но была невероятно щедра на великие имена. И это было время людей страстных и преданных своему делу.
Так, всем известна легенда о якобы продавшем душу дьяволу виртуозе-скрипаче Никколо Паганини, который был непревзойденным исполнителем. Джоаккино Антонио Россини столь увлеченно писал оперы, что они выходили из-под его пера с фантастической скоростью: говорят, что «Севильского цирюльника» Россини написал всего за… тринадцать дней! Фредерик Шопен был предан фортепиано не менее, чем Паганини скрипке, иных инструментов для него как будто не существовало. Шуберт, Мендельсон, Берлиоз, Шуман, Лист, Бизе…
А ведь еще на этот же период приходится расцвет так называемых национальных школ — русской (в том числе и композиторов «Могучей кучки»), чешской, скандинавской, английской, французской и венской школы вальса. Да и поздний романтизм не уступает раннему по количеству гениев, творивших в то время, чего стоят имена Вагнера, Пуччини, Штрауса, Рахманинова и Верди.
Это были еще 80 лет колоссальных перемен и создания музыкальных произведений невиданного ранее эмоционального накала.
Развитие музыки
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ pril (4).ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Развитие музыки – изменение в процессе сочинения или исполнения элементов музыкальной речи Окружающий нас мир постоянно изменяется. Проходит зима, наступает весна, лето, осень. Появляются и исчезают реки, моря, горы. С течением времени изменяется животный и растительный мир Земли. Исчезли мамонты, динозавры – появились новые животные и птицы. По законам природы изменяется и человек – проходит путь от молодости до старости. В музыке передаётся всё многообразие природы и человека. Поэтому музыка тоже непрерывно изменяется. Каждое мгновение, каждую минуту музыкальные звуки становятся другими.
Мы узнаем и запоминаем музыку легко, если она построена на ярких, запоминающихся интонациях, нам интересно слушать музыку, она увлекает нас тогда, когда в ней есть увлекательное развитие. Развитие.1– часть быстрая, легкая, весёлая 2 – часть плавная, медленная, спокойная
р.н.п. “Калинка”. Слушаем и определяем изменения. 1 часть (припев) – быстрая, весёлая, танцевальная…. 2 часть (куплет) – медленная, плавная, протяжная, более песенная…. Темповое развитие
Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод! Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод! Дружат пчёлка и цветок, Дружат лист и мотылёк, Дружат реки и леса, Дружат в хоре голоса. Дружат солнце и весна, Дружат звёзды и луна. Дружат в море корабли, Дружат дети всей земли! Автор текста (слов): Викторов В. Композитор (музыка): Львов Д. песня «Дружат дети всей земли» Жанровое развитие
исполнительское развитие. Раз морозною зимой Вдоль опушки лесной Шел медведь к себе домой В теплой шубе меховой Шел он, шел к своей берлоге По проселочной дороге. И, шагая через мост Наступил лисе на хвост. Подняла лисица крик Зашумел темный лес И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез. На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: «Ты, медведь, должен под ноги смотреть Стой поры медведь решил, Что зимой нужно спать. По тропинкам не гулять, На хвосты не наступать. Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей снежной. И доволен неспроста, Что родился без хвоста. «Почему медведь зимой спит» Слова: А. Коваленко Музыка Л. Книппера
План исполнительского развития
В пещере горного короля — композиция из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига на пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Премьера состоялась 24 февраля 1876 года в Осло. Композиция является наиболее известным и узнаваемым произведением Грига, и одной из самых популярных классических мелодий.
динамическое, темповое развитие
p f пиано крещендо форте
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 51391033146
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок музыки по теме: «Развитие музыки»
Разделы: Музыка
Четверть: III, 2 неделя.
Тема четверти: “Развитие музыки”.
Тема урока: “Виды развития музыки” (темповое, динамическое).
Цель: сформировать понятие о разнообразных видах развития музыки.
– воспитание положительной мотивации у учащихся к восприятию произведений искусства. Воспитание слушательской культуры;
– дать понятие о темпе и динамике в музыке, раскрыть значение форте и пиано. Прививать умение анализировать музыкальное произведение;
– развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков чистого интонирования при пении и чувства ритма при игре на детских музыкальных инструментах. Расширение музыкального кругозора, развитие образного мышления учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: музыкальная беседа – рассуждение.
Профессиональные установки урока:
– Учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей младшего возраста при подборе соответствующего песенного и музыкального материала;
– Включить учащихся в различные виды музыкальной деятельности (коллективная форма – хоровое пение, слушание, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение, импровизация);
Вызвать стойкий интерес у ребят к творчеству норвежского композитора Э.Грига на основе слушание фрагмента (“В пещере горного короля”), а также исполнение музыкальных произведений (“Дружат дети всей земли”, “Почему медведь зимой спит”).
Стремиться к общению и сотрудничеству с учащимися в течение урока.
Использовать видеовоспроизводящую технику (мультимедиапроектор).
Оборудование: магнитофон, фонотека, иллюстрации к песни, музыкальные термины, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты, синтезатор (ф-но) (мультимедиапроектор).
Орг. момент
Вход в класс под “Марш” А. Серебренникова
Ход урока
1. Минутка нотной грамоты.
2.Комплекс вокально-хоровых упражнений
а). Как называется знак, который открывает нам музыку? (Скрипичный, музыкальный ключ)
б). Сколько всего нот в музыке? (7) назовите их по порядку.
в). Пропоём все звуки, показывая каждую ступень рукой.
г). Приём “эхо” (до-ре-до…….
д). Скороговорка (дикция) – Андрей воробей…
е). Работа над дыханием (бесшумный вдох, медленный выдох – растягиваем или несколько отрывистых коротких выдоха) – погреем руки.
Повторение
Попевка “ Разные ребята.
– я наиграю, а вы вспомните на каких ребят похожа эта музыка (1-спокойные, 2 – непоседы)
Правильно. А теперь исполним: девочки – спокойные, а мальчики-непоседы.
– Музыка в этой попевки была одинаковая или разная?
– Что изменялось в музыке? (характер, ритм)
Изменение было ритмическое.
Любое изменение в музыке называется его развитием.
Это и есть тема нашего урока. (Слайд №1)
“Развитие музыки”
Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами развития музыки.
Новая тема. Вступительное слово учителя.
Чтобы понять, что такое развитие музыки и какие бывают виды развития музыки, надо внимательно слушать музыку и учителя. (Слайд №2)
Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поёт волна
Как дождь в окно твоё стучится
Повсюду музыка слышна
Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.
Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.
А посмотрите в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения? (да)
– человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д. (слайд №4)
Развитие – это, прежде всего изменение, (слайд №5) постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.
Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием.
Вот послушайте одну шуточную историю и ответьте есть в ней развитие? (слайд 7, 8, 9, 10)
Да. Есть развитие. Но если такое развитие есть в тексте сказки, то оно, должно быть и в музыке.
Музыка изменяется при помощи средств музыкальной выразительности.
Молодцы. Вы хорошо знаете все определения. Давайте сосредоточим внимание на этих средствах музыкальной выразительности, при помощи которых осуществляется развитие музыки.
Давайте сами составим план исполнения песни, используя средства музыкальной выразительности.
Три разных куплета – как бы три образа зимнего леса: спокойный, взволнованный и опять спокойный. В первом куплете нарисована картина спокойного леса; медведь тихо идет домой, в свою берлогу. Таким же спокойным должно быть и звучание музыки. Но в самом конце первого куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно. В третьем куплете медведь залез– в берлогу, заснул, и в лесу стало спокойнее – музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете.
Вот мы с вами сами составили план, по которому будем петь, меняя характер музыки. Такое изменение называется исполнительским развитием.
Разучивание песни. Вокально-хоровая работа по фразам (по куплетам).
План исполнительского развития: (слайд №11)
1 куплет – спокойный
2 куплет – взволнованный
3 куплет – спокойный.
Исполнение песни целиком в характере (стоя, можно с движениями).
Молодцы. Вы постарались.
Да ребята, композитор сочинил для трех куплетов одинаковую музыку, но ваше исполнение внесло в нее развитие, движение, изменение характера. Вы пели то громче, то тише, то медленно, то ускоряя темп и т.д. Эта песня является ярким примером исполнительского развития музыки.
Продолжая тему урока, мы с вами проследим, как композитор делает развитие музыки в большом музыкальном произведении, на примере знакомства с творчеством Э.Грига.
Э. Григ – норвежский композитор. Портрет (слайд №12)
Композиторы часто обращались в своем творчестве к устному народному творчеству:сказкам, былинам. Сказки – истоки больших серьезных музыкальных произведений (“Садко”, “Спящая красавица” и др.).
Сюита “Пер Гюнт” – одно из таких сказочных произведений. (Слайд №….)
(Сюита – музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом).
Послушайте сюжет музыкального произведения
Пер Гюнт – это имя юноши, главного героя сюиты. Он уходит из родного дома, в дальнее путешествие, надеясь разбогатеть и найти свое счастье. Но счастье и любовь он нашел, только вернувшись на родину. В своих странствиях Пер встречает разных героев, среди них восточная танцовщица Анитра, гномы и сказочные жители пещеры– тролли. Вот один случай из его путешествия. Герой – попадает в сказочную пещеру. Прилег отдохнуть. Как только он собрался заснуть, послышалось легкое движение, тихий шорох. Из щелей, разных дырочек и бугорков начали выглядывать тролли, их становилось все больше и больше, они окружали его со всех сторон и вот они уже стали строиться в колонны с воинственными криками, появился горный король.
– Определите по музыке, на добро или зло собрались тролли.
– Сели, как слушатели. Кто из вас услышит больше изменений, тот лучше угадает замысел композитора? (слайд №13 пещера)
Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне.
Слушание фрагмента “В пещере горного короля”.
– Что вы себе представили под эту музыку?
– Что изменялось в музыке? (темп – великолепно передано движение от медленного шествия к быстрому, динамика – от тихого к громкому,
Познакомить с записью динамических оттенков – форте (громко) и пиано (тихо).
f и р – контрастные оттенки в музыкальной речи. (слайд №14)
Тембр – от тихого к возбужденному, характер – от злого к агрессивному, мелодия повторялась – прием повтора, но в разном виде.)
– Какое развитие музыки вам удалось определить?
(Динамическое – от тихого к громкому, композитор рисует троллей, их шествие: издалека – вблизи,
темповое – быстрота исполнения менялась,
тембровое – из мягких звуки превратились в четкие, отрывистые, жесткие, резкие.)
Все это создало образ зла.
Повторное слушание фрагмента (можно с применением движений)
Развитие сделало музыку интересной, события меняются, и музыка об этом рассказывает нам.
На примере пьесы Э. Грига “В пещере горного короля” мы наглядно убедились, что, используя разнообразные приемы развития музыки, композитор создал яркую картину стремительной пляски сказочных существ. В основе произведения лежит одна неизменно повторяющаяся тема, но на протяжении всего звучания музыки мы с интересом наблюдаем за ее развитием: изменением характера от настороженного, затаенного до взволнованного, возбужденного; постепенным нарастанием динамики от еле слышимого пиано до громоподобного форте; ускорением темпа – от медленного до стремительного.
Таинственное шествие постепенно перерастает в дикую пляску гномов и троллей – обитателей сказочной пещеры.
Мы не смогли бы, например, дослушать до конца “В пещере горного короля”, если бы в этой музыке не было ярких, запоминающихся интонаций, если бы в ней ничего не развивалось, а все время повторялось одно и то же.
Мы узнаем и запоминаем музыку легко, если она построена на ярких, запоминающихся интонациях, нам интересно слушать музыку, она увлекает нас тогда, когда в ней есть увлекательное развитие.
Музыкальная разминка. (Танец маленьких утят) (в этой музыке тоже есть изменения, т.е. развитие.1– часть быстрая, легкая, весёлая
2 – часть плавная, медленная, спокойная
Продолжая практически осваивать изменения в музыке, я предлагаю поиграть на детских музыкальных инструментах. Но сначала угадать русскую народную песню по мелодии. (наиграть фрагмент)
– Правильно! р.н.п. “Калинка”.
Слушаем и определяем изменения.
1 часть (припев) – быстрая, весёлая, танцевальная….
2 часть (куплет) – медленная, плавная, протяжная, более песенная….
Ребята обратили внимание на ударения, акценты в музыке. Прохлопаем их отдельно без музыки
(добиваться одновременного исполнение на счёт).
Правила игры на инструментах:
– как правильно держать;
– как извлекать звук;
– когда играть, в какой момент…
Игра на д.м.и. под фонограмму (слайд №15)
Молодцы. Почувствовали и передали изменения в музыке – контраст. Приём контраста является приёмом развития и изменения музыки
В заключение урока мы с вами исполним знакомую детскую песенку о дружбе (наиграть),в музыке, которой есть развитие. (“Дружат дети всей земли”)
Повторение слов по картинкам на доске (слайд №16)
Концертное исполнение в характере с жанровым изменение: припев –танцевальный, куплет – песенный.
Обобщение темы урока
Подводя итог урока, проверяя, как вы усвоили новую, сложную тему я задаю контрольные вопросы: (слайд №17)
– Что такое развитие? Скажите одним словом….(изменение)
– Чему мы сегодня научились? (Определять виды развития)
– Какие виды развития и в каких произведениях или песнях, пьесах вам запомнились? (Жанровое – “Дружат дети всей земли”, темповое, динамическое – “В пещере горного короля” Э. Грига, исполнительское – песня “Почему медведь зимой спит” Л. Книппера, р.н.п. “Калинка” – темповое.
– В произведениях, какого композитора было яркое развитие? (Грига.) Как оно называлось? (“В пещере горного короля”,динамическое, темповое)
Значит, в основе музыки лежат интонация и развитие (слайд № 18)
Нет музыки без развития
Домашняя работа: – Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось, для оформления выставки на следующем уроке.
Рефлексия на конец урока.
Поднимите руку высоко вверх, если ………
– На уроке было интересно, узнал много нового.
Спасибо за активную работу на уроке. Выставление оценок. Музыкальное прощание.