Что такое развитие мысли в русском языке

Урок-практикум «Работа с текстом»

Курс-практикум “Работа с текстом” предназначен для учителей, не имеющих специальной подготовки по лингвистическому анализу текста (учителей начальной школы, учителей, преподающих предметы не филологического цикла). В связи с переходом к обучению по Федеральному государственному образовательному стандарту проблемы работы с текстом вышли на одно из первых мест как в работе учителей начальной школы, так и деятельности учителей средней школы. Предметные знания о тексте теперь становятся базовыми для формирования метапредметных умений: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных, так как все эти результаты строятся на универсальных учебных действиях, основным из которых является умение работать с текстом.

В связи с обозначенными проблемами был разработан курс занятий-погружений с практической направленностью, основной целью которого стало совершенствование умений учителей по анализу текста, его структуры, процессов создания, восприятия и интерпретации текста, сопровождение методической составляющей введения новой составляющей ФГОС – “Работы с текстом”.

Принципиальным для построения программы курса явилось понимание речи как определенного вида деятельности – речевой деятельности, а текста – как основного носителя передаваемой информации и основного средства коммуникации.

Название темыКол-во часов
1Текст и его признаки.1
2Тема, основная мысль текста, идея.
Заголовок.
1
3Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте.
1
4Типология текстов.1
5Функционально-стилевая дифференциация текстов.1
6Единицы текста. Микротема. Абзац. Составление плана.1
Итого6

Текст и его признаки.

Группа предложений, называемых текстом. Определение понятия “текст”. Признаки текста.

Тема текста. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Идея текста. Заглавие (заголовок). Цель заголовка.

Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте (параллельный и последовательный). Средства связи предложений в тексте, их функции.

Типология текстов. Типы монологических текстов речи: повествование, описание, рассуждение. Совмещение в одном тексте разных типовых фрагментов.

Функционально-стилевая дифференциация текстов. Речевая ситуация. Официальная и неофициальная обстановка. Цели: общение, сообщение, воздействие. Речевая деятельность. Функциональные стили речи. Сфера употребления.

Членимость текста. Единицы текста. Микротема. Абзац. Составление плана. Подробный план, сжатый план. Сбалансированный план.

Для сопровождения курса используются презентации (представлены в Приложении 1, 2, 3), а также карточки с заданиями (см. Практическую часть).

Текст и его признаки

Сравните следующие группы предложений. Попробуйте сделать вывод: какая группа предложений представляет собой текст. Аргументируйте свой ответ.

1) Поздняя осень. Бродить по лесам и полям. Сырой и озябший лес. Тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы. Похрустывающая ледком сумрачная тишина. Особый запах. Осенняя горечь, соединенная с легкостью в душе.

По К.Г Паустовскому

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый и лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замерзшие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев. Они согрелись, и от них тянуло запахом спирта.

Лучше всего было в лесах. По лугам дул ветер, а в лесах стояла похрустывающая ледком сумрачная тишина. В пять часов надо было уже зажигать старую керосиновую лампу.

По К.Г Паустовскому

Используя ключевые слова и сочетания слов, попробуйте дать определение понятия “текст”

Целостная смысловая единица речи; законченное (завершенное) сообщение; группа предложений; объединенные (связанные) с помощью языковых средств; по смыслу; отношение автора к сообщаемому; единица коммуникации; имеет идею (основную мысль); включает название.

Текст. Тема. Основная мыль.

Задание: докажите, что перед Вами текст. Определите тему, основную мысль, идею. Предложите свой заголовок к данному тексту.

Слонам Африки грозит вымирание.

Специалисты по охране окружающей среды из стран Западной Африки обсуждают различные способы защиты слонов от вымирания. По мнению ученых, ситуация, сложившаяся сейчас в регионе, является по-настоящему угрожающей, поскольку за последние двадцать пять лет Западная Африка лишилась почти девяти десятых популяции этих растительноядных животных.

Самой серьёзной проблемой для выживания слонов является постоянная нехватка сельскохозяйственной земли в регионе, что приводит к вырубке огромных лесных массивов. Кроме того, в регионе всё ещё процветает браконьерство – уничтожение слонов ради получения ценных бивней для разнообразных украшений и поделок.

Практическая работа по теме “Текст и его признаки”

Прочитайте текст В.А.Солоухина “Осина”.

Мне нравится вечное беспокойное даже в полное безветрие лопотание осины. Это ведь не скрежет, не грохот, не урчание моторов, не скрип тормозов, не железо по железу, не стекло по стеклу. Это нежное, неназойливое, безобидное и, я бы сказал, какое-то прохладное лепетание, вроде вечного плеска моря.

— Какие чувства вызвал у вас данный текст?

— Определите тему и основную мысль текста. Что помогает правильно ответить на вопрос?

— Предложите свое название текста. Чем ваше название отличается от авторского?

— Выпишите слова, которые помогают читателю понять замысел автора (смысл текста).

— С какой целью Солоухин использовал слова и сочетания слов: лопотание осины, прохладное лепетание, вроде вечного плеска моря, киноварь, багрец? Раскройте значение слов “лопотание”, “лепетание”, “киноварь”, “багрец”.

— Строки из какого произведения цитируются в тексте? Какую роль в тексте Солоухина выполняет пушкинская строка?

— Какие слова помогают увидеть авторское отношение к осине?

— Опишите свое любимое дерево так, чтобы читатель почувствовал ваше отношение.

Текст и его признаки

Задание: сравните тексты. Определите тему, основную мысль, идеи текстов. При помощи каких языковых средств реализуется замысел в данных текстах?

Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит –
То прянет, то отхлынет прочь.
Все раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьет чугун.
Как будто бог морской сейчас,
Всесилен и неумолим
Трезубцем пригрозив своим,
Готов воскликнуть: “Вот я вас!”
А.А.Фет

2. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта выше бушприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, наклоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко перелетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи.

3. В настоящее время здесь разыгрывается настоящая буря. Усиливается ветер до 20 метров в секунду, высота волн уже превышает 5 метров. Как это обычно бывает в такую погоду, снижается видимость. Из газеты

Способы и средства связи в тексте

Задание 1. Как связаны между собой предложения?

(1) Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца лубяная.

(2) В комнату вошел человек. Вошедший был бледен.

(3) Хвастовство – это просто глупость. Глупому всегда почему-то кажется, что он лучше других.

(4) Девочка сидит за столом. Она читает книгу.

(5) Он надел очки. Глаза стали лучше видеть.

Задание 2. Используя различные лексические средства выражения связности, создайте небольшие тексты. Озаглавьте их.

Море, корабли, прибой, волна, чайки, воздух, горизонт, брызги.

Голубой – голубизна – голубеть

Правда – неправда – ложь.

Побежать – помчаться –понестись –полететь.

Практическая работа по теме

“Развитие мысли в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте”

В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек.

Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным – будь это плотник с набором инструментов, пахнущих стружкой, или ученый, знающий, почему трава окрашена в зеленый цвет.

Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – великий дар, доставшийся нам от поры детства.

Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих лет, то он поэт или писатель. В конце концов разница между обоими невелика.

Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодотворная почва, на которой расцветает и созревает искусство. К.Г.Паустовский

Задание на редактирование текста:

Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи союзы, местоимения или наречия.

Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схватил Мартина обеими руками за шею. Нильс потащил Мартина к воде. Это было нелегкое дело. Гусь был самый лучший в хозяйстве. Мать раскормила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дотащил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студеную воду.

4. Прочитайте текст.

В любом названии места скрывается тайна. И чем древнее посёлок, улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решаем задачи, если нашу деревню называют Сосновка, Осиновка, Дубровка, Берёзовка. Тут всё ясно, даже если сегодня лесом и не пахнет возле деревни.

Но вот уже чуть сложнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и, конечно, где-то лет в десять решил, что в наших местах водилось много орлов. Отец, с которым я поделился своим открытием, сказал, что некогда селом правил барин Орлов.

С возрастом интерес ктакого рода исследованиям не пропадает. Я с жадностью читал и расспрашивал обо всём, что касалось села. Я обнаружил, что никакой барин Орлов нашим селом не правил, что село всегда было вольным. Но почему оно называлось Орлово, так и не удалось докопаться. (По В. Пескову)

Определите тему, основную мысль, идею данного текста.

Как можно озаглавить текст?

Какой тип речи использован в тексте?

Функционально-стилевая дифференциация текстов

1. По первой фразе определите, к какому стилю будет относиться будущий текст. Что вам помогает правильно ответить на вопрос? Определите сферу общения и ситуацию, на которую текст ориентирован.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 года.

Летом 1811 года двенадцатилетний Пушкин с дядей Василием Львовичем, известным в то время поэтом, приехал в Петербург.

Переворот в истории духовной литературы был ознаменован полтысячелетия назад изобретением книгопечатания (1440-е гг.)

Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
(А.Фет)

Лексика представляет собой систему.

Озаглавьте текст так, чтобы в названии отражалась его тема. Выделите абзацы и озаглавьте каждый из них, установите строение, определите микротемы. Перескажите текст.

Стоял холодноватый, но тихий зимний день. На месте вчерашних луж хрустели тонкие, как слюда, ледяные корки. Перепархивал редкий снег. Казалось, можно было пересчитать все снежинки. Чайки, взлетая, били красными, озябшими лапками по воде, будто для того, чтобы согреть их.

Прочитайте предложения. Могут ли они быть началом абзаца (текста)? Есть ли в каждом из них мысль, которую можно развить? В каких словах она заключена?

1. Зимой царствует однообразие. 2. Пасмурная осень тянулась долго. 3. Разбуженный громкими веселыми голосами, я открываю глаза. 4. Счастливое время жизни – детство. 5. Что за день такой выдался! 6. Есть на свете страна, которую мы узнаем и начинаем любить с детства.

Прочитайте зачин и концовку абзаца. Разверните мысль.

Поздно ночью пошел дождь. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.

Выглядываю в окно. Взгляни, какую землю попирает твоя нога.

Членимость текста. Единицы текста.

Задание: Прочитайте фрагмент текста И.С.Соколова-Микитова. Определите общую тему текста. Из каких отдельных зарисовок складывается картина осени?

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских, теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

— Выделите микротемы текста. Совпадают ли они с абзацами? Почему?

— Озаглавьте части текста и составьте план.

— Выделите языковые средства, которые позволили автору нарисовать картину осени.

Рефлексивный прием “3-2-1”

3 плюса курса-практикума “Работа с текстом”

Источник

«Моя. твоя. банан. » Как быстро и чётко формулировать мысли? (методический длиннопост)

Имею отношение к сцене и работе в кадре.

Нах. зачем тут это пишу?

Итак, вот сама статья. (было уже опубликовано в профильном интернет-издании) Возможно, стоило разбить на два поста.

Методика формулирования и выражения мыслей

Почему одни люди могут без запинок и слов-паразитов разговаривать на любую тему, а другие с трудом выражают простейшую мысль? Особенно трудно нам подбирать слова в незнакомой обстановке, например, во время выступления. Причин тому много: от степени начитанности и качества образования до темперамента и физиологии организма человека. Оставим за скобками «катастрофические» проблемы с формулированием мыслей, которые, скорее всего, связаны с восприятием информации вообще, а для их решения необходима помощь психотерапевта (а не психолога или психоаналитика – это разные специальности). В остальных же случаях, когда затруднения с речью возникают у говорящего лишь изредка, может помочь несложная методика, основывающаяся на законах речевого мышления человека.

В первую очередь обратите внимание на то, как вы общаетесь с друзьями, коллегами и членами семьи, то есть с хорошо знакомыми людьми. Наверняка разговоры в этих кругах не вызывают у вас затруднений. Кроме того, вряд ли вы испытываете затруднения при обсуждении привычных тем: профессиональной, вкусовой (у мужчин это спорт, у женщин — мода) и других.

Всё дело в том, что наш мозг стремится к экономии энергии. С этой целью он осуществляет поиск и создание речевых клише, которые максимально точно и полно передают определённый смысл в определённой ситуации. Яркий пример таких клише – пословицы и поговорки. Практически к любому событию можно подобрать перл народной мудрости и с его помощью вполне выразить своё мнение по соответствующему поводу. «Хорошая пословица век не сломится» — вот пример пословицы, подчёркивающей значение пословиц.

Однако помимо оптимизации вербальных (словесных) выражений, мы склонны упрощать повседневное общение вплоть до отдельных звуков и жестов. Коллегу можно пригласить на перекур, просто показав ему сигарету и выдав вопросительное: «М?». Коллега, в свою очередь, и согласие, и отказ способен выразить ещё проще: «Угу» или, наоборот, «У-у». Естественно, что, общаясь так изо дня в день, можно растерять даже тот словарный запас, который сформировался у нас с детства. В этом случае в незнакомой ситуации мозгу просто-напросто будет не хватать материала для строительства связного предложения.

С другой стороны, даже человек с объёмным запасом лексики и лексических структур (выражений) может потеряться и неловко сформулировать мысль в непривычной ситуации. Причина проста: на все случаи жизни удачных выражений не запасти. В такие моменты необходимо на ходу конструировать мысль. Это и есть задача, которую призвана решить приводимая далее методика.

Первый совет ясно следует из вышеприведённой информации: как можно больше читайте, формулируйте развёрнутые мысли письменно и общайтесь с новыми людьми в новой обстановке. Постоянная работа мозга в определённом направлении заставляет его искать решение поставленной задачи и, как следствие, самообучаться для её выполнения.

Второе, чему нужно научиться, – обращать внимание на случаи затруднения с собственной речью. После выхода из ситуации необходимо проанализировать её и найти либо составить выражения, которые не отыскались вовремя. Повторите или, ещё лучше, запишите их, и в дальнейшем высока вероятность моментального «всплытия» найденных слов в вашей голове.

Третий совет: приучите себя обращать внимание на редкие для вас слова в речи других людей и в литературе. Этот совет хорошо иллюстрирует история, рассказанная мне моим другом. Однажды другу, назовём его Василий, в трамвае наступили ногу. Неловкий пассажир тут же извинился, на что Василий ответил нейтрально: «Пустяки». Мужчина же, задумавшись на секунду, произнёс: «Как давно я не слышал в обычной речи этого слова!»

Если вы приучите себя обращать внимание на такие «редкости» и отмечать в голове речевую ситуацию, в которой «редкость» была употреблена, ваш активный словарный запас будет пополняться.

И тогда, при наличии достаточного количества базовых слов и выражений, в непривычной ситуации вы сможете воспользоваться следующим алгоритмом для формулирования новой мысли.

Я называю этот алгоритм «тезисным мышлением», так как в основе его – формулировка тезиса, то есть кратко сформулированная мысль, содержащая только главную информацию.

Суть метода в том, чтобы отучить себя от попыток сказать всё и сразу. Именно это стремление, этакий «синдром отличника», запутывает наши мысли. Судите сами. Для того чтобы объяснить, как пройти в библиотеку, достаточно сказать, например: «Пройдите в ту сторону два квартала, возле цветочного ларька поверните направо, затем, через две улицы, налево». Вместо этого нередко мы пытаемся и ларёк описать («Ну такой, небольшой зелёный… то есть вывеска зелёная, а сам он серый…»), и названия улиц вспомнить («Абрикосовая, потом вроде Виноградная… нет, Тенистая…»), и передать ещё массу деталей, не несущих важной информации.

Верный порядок формулирования мысли таков.

1. Решите, что в данном случае главное.

Отбросьте эмоции, не думайте о том, какое впечатление вы должны произвести своими словами. Просто выберите факты, которые будут являться сухим ответом на вопрос, либо техническим выражением вашего мнения. Простейший вариант – выбрать один, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ факт, построить на его основе утвердительное предложение.

Вопрос: Почему ты ешь так много шоколада?

Тезисный ответ: Мне нравится его вкус.

В данном случае можно пытаться осознать, что там ещё такого может нравиться, какие вообще есть свойства шоколада. Кроме того, можно задуматься над тем, почему человек задал этот вопрос. Он не хочет делиться, или он намекает на проблемы с фигурой, которые появляются от чрезмерного употребления сладкого и так далее. Так можно соображать вечно. Или можно прямо ответить на вопрос.

2. Заметьте реакцию собеседника.

По ней вы поймёте, нужно ли пояснить свою мысль. Независимо от того, нужно пояснение или же можно переходить к другой теме…

3. …сформулируйте следующий тезис.

В случае если предыдущий тезис необходимо пояснить, (собеседник дал вам это понять, или вы сами хотите это сделать), пояснение можно так же преподнести в форме тезиса или их последовательности. (Первое, второе, третье и т. д.). Если пояснение не требуется, но разговор нужно продолжать, просто сформулируйте новый тезис.

Главное в этой методике – приучить себя находить главное (тавтология сознательная). Такое стремление развивает аналитическое и критическое мышление, внимательность, точность.

Рассудительный читатель заметит, что приведённый метод может превратить живую речь человека в монолог этакого бездушного робота. В самом деле, ответы на любой вопрос в духе «Дважды два – четыре» не располагают к развитию непринуждённой беседы. Однако указанный выше алгоритм – лишь базовая техника. Следующим шагом будет освоение техники трёх вопросов.

Техника трёх вопросов

Данная статья, в общем, призвана ответить на вопрос: «Что говорить?». Для этой цели предлагается вначале ответить на три подготовительных вопроса. Нет, это не вопросы из популярной интеллектуальной телеигры. Это вопросы: «О чём я говорю?», «Кому?» и «Зачем?».

Ответом на первый вопрос будет сбор всех значимых в данной ситуации фактов. Например, многих приводит в замешательство просьба рассказать о себе. О жизни каждого человека можно рассказывать посекундно, однако мы понимаем, что требуется выдать ограниченный объём информации. Если же вспомнить тезисный подход, становится понятно, что отвечать нужно с учётом обстоятельств. Например, во время собеседования с работодателем молодому специалисту следует сказать о своём возрасте, месте учёбы, успеваемости, дате выпуска. Не будем перечислять весь список значимых фактов, лишь отметим, что эта стандартная ситуация.

Поэтому, во-первых, можно предвидеть этот вопрос и составить ответ на него заранее, дополняя его во время диалога в случае необходимости. Во-вторых, достаточно выбрать навскидку несколько фактов, изложить их и дополнить уже после уточняющего вопроса собеседника. Принцип отбора информации: самое главное; затем — немного дополнительных фактов, которые пришли в голову. Не бойтесь сказать мало, со временем вы научитесь лучше оценивать весь объём существенной информации, не упуская важных деталей.

Следующий вопрос является фильтром для первого. Наше общение всегда носит межличностный характер, даже в случае крайней «деловитости». Помимо эксплицитной, то есть выраженной в словах информации, мы сообщаем друг другу огромный объём информации имплицитной, то есть явно не выраженной. Проще говоря, всегда существует подтекст. Вместе с тем существует и контекст — текущие обстоятельства диалога, предшествующие ему, а также прогнозируемые последствия. «В доме повешенного не говорят о верёвке» — эта народная мудрость очень точно иллюстрирует процесс фильтрации фактов с помощью вопроса «Кому?». В примере с собеседованием ответ может быть таким: «Мне 20 лет, я окончил СПбГУ на отлично, и я тоже левша». — Если вы заметили, что ваш собеседник делает пометки в бумагах левой рукой. (Такой ответ будет соответствовать технике «присоединения», которой учат специалистов по продажам.) В наше время леворукость никого не удивляет, левшей, как правило, не стараются переучить. Однако в данном случае упоминание этого факта будет значимым именно для создания доверительной и неформальной атмосферы общения.

Наконец, третий вопрос призван экономить вашу энергию. Далеко не всегда нужно давать развёрнутый ответ. Более того, порой нужно показать собеседнику, что вы не собираетесь поддерживать диалог. Например, отказываясь помочь коллеге в ответ на его просьбу, совсем не обязательно пускаться в длинные запутанные оправдания, достаточно сказать: «Мне некогда». Если же это ваш близкий друг, ответ «Прости, я завален работой» продемонстрирует ваше сочувствие и уважительную причину отказа. Всё зависит от того, чего вы ждёте от данного диалога. Таким образом, ответив на эти вопросы, вы поймёте, что и как вам нужно сказать в той или иной ситуации.

В заключение необходимо отметить, что данный метод, конечно же, требует тренировки. Он может показаться громоздким, однако люди, которые от природы разговаривают легко и непринуждённо, постоянно отвечают на все эти вопросы и проделывают такую работу, сами того не осознавая. Упрощённо вся методика сводится к двум постулатам: «Всегда ищите главное» и «Сначала думаем, потом говорим». Автор данной статьи сам когда-то испытывал серьёзные проблемы с выражением своих мыслей, однако данная методика одновременно помогла ему научиться говорить более стройно и явилась результатом процесса самообучения.

«Когда читаешь – становишься знающим, беседа делает человека находчивым, а привычка записывать — организованным». Эти слова английского философа Фрэнсиса Бэкона сами по себе являются инструкцией для развития чёткой речи. Читайте, общайтесь с новыми людьми, размышляйте, записывайте свои мысли, и вы не просто сможете легко поддерживать диалог, но станете по-настоящему интересным собеседником. Надеюсь, приведённая здесь методика поможет вам в трудной речевой ситуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *