Что такое развитие обществознание
Учебник. Обществознание. 8 класс. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Н.И. Городецкая. § 4.Развитие общества. ТЕЗИСЫ.
§ 4.Развитие общества.
«Мы изменили своё окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении».Н. Винер (1894 —1964), американский учёный. |
Давайте вспомним.
Что такое социальные нормы?
Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, установленные либо самим обществом (обычаи, традиции, нормы морали),либо государством ( правовые нормы).
Чем социальные революции отличаются от реформ?
Революция – это скачкообразное изменение всех сфер общества, приводящее к изменениям его основ, строя.
Реформы – это преобразования в одной или нескольких сферах общества, проводимые сверху, то есть властями, и не затрагивающие основ общества.
Чем характеризуется постиндустриальное общество?
Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, на стремлении сохранить природу.
Подумаем.
Что общего между развитием общества и эволюцией в мире природы?
Биологическая эволюция — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.
Эволюция –, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого-чего-нибудь, подготавливающий качественные изменения.
Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.
Общее между развитием общества (эволюционным) и эволюцией в мире природы – это постепенность, естественность, протяжённость во времени, меленный переход количественных изменений в качественные.
Природа изменяется только эволюционно, а у общества эволюция – это один из путей его развития.
Можно ли считать революции «локомотивами истории»?
Локомотив – это главный вагон поезда, в котором находится двигатель, именно он приводит в движение весь поезд.
Да, революцию можно назвать «локомотивом» истории, т.к. она приводит в движение всё общество. Всё в нём изменяется, причём резко, быстро во всех сферах (словно локомотив набирает скорость), доходя до основ общества.
В чём состоят глобальные проблемы человечества?
Глобальные проблемы – это совокупность проблем, которые требуют для своего решения объединённых усилий всего человечества, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран; это проблемы, от которых зависит жизнь человечества и сохранение цивилизации.
Слово «глобальный» иноязычного происхождения, с фр. — «всеобщий», с лат. — «земной шар».
Изменчивость общества.
Общество постоянно изменяется.
Пути развития общества (то есть как оно изменяется).
Эволюционный путь – постепенные изменения, преемственность в развитии различных сторон общества. Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе.
Революционный путь – скачкообразное, резкое изменение всех основ общества.
Социальные революции К. Маркс называл «локомотивами истории».
Истоки революции лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков.
В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества.
Однако не всегда социальные революции отвечали интересам широких слоёв общества, а подчас расходились с представлениями самих «застрельщиков революции». Нередко революционные действия и политика новых властей усиливали трудности, уже существовавшие в обществе, утверждались диктатуры, превосходящие по своей жестокости прежние режимы.
Возрастание темпов социальных изменений за последние два- три века.
ЦИФРЫ.
Если представить себе историю человечества как одни сутки (т. е. 24 ч), то окажется, что земледелие было изобретено в 23 ч 36 мин, цивилизация появилась в 23 ч 57 мин, а современные общества — в 23 ч 59 мин 30 с.
Однако за эти 30 с произошло, возможно, столько же изменений, сколько за весь «день человечества».
Реформы и реформаторы.
Реформа – это изменения в какой-либо одной стороне жизни общества или разу в нескольких, проводимые властью при сохранении существующего строя
Реформа отличается от революции более мягким характером воздействия на общественные отношения, а также большей продуманностью и организованностью со стороны властей.
Если революции принято считать порывом широких масс, т. е. движением «снизу», то реформы проводятся «сверху», то есть властью
Представители власти определяют основные направления и характер реформ, средства и методы их проведения, анализируют возможные последствия преобразований.
Реформы могут приводить в улучшению жизни общества (прогрессивные) или к ухудшению (регрессивные).
Развитие человечества в XXI в.
Особенности современного общественного развития.
Глобализация в экономике.
ПЛЮСЫ глобализации:
МИНУСЫ глобализации:
Глобальные проблемы современности.
Глобальные проблемы – это проблемы, которые необходимо безотлагательно решать всем мировым сообществом.
Понятие «общемировые глобальные проблемы» появилось в середине XX в. и было связано с угрозой новой разрушительной мировой войны в условиях противостояния двух военных блоков — Варшавского договора и НАТО.
В конце 1960-х гг. человечество осознало ещё одну опасность — загрязнение и разрушение природной среды обитания человека. Список глобальных проблем пополнился новыми глобальными проблемами:
Наиболее острой является экологическая проблема (опасные изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, рост заболеваемости людей, связанный с деградацией естественной среды их обитания, истощение невозобновляемых природных ресурсов — нефти, угля, газа).
ФАКТЫ.
Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление: летняя температура бьёт все рекорды, всё чаще возникают тайфуны и штормы, растёт их разрушающая сила.
Что такое развитие человека и общества
«Согласно весьма распространенной точке зрения, человек в ходе истории не меняется, «каким он был, таким и остался», люди прошлого были подвержены тем же страстям, так же «любили и страдали», как и мы.
По иному подходит к этой проблеме исторический материализм.
Но что следует понимать под индивидуальным развитием.
Схематизируя сложный процесс эволюции сознания, психология выделяет несколько его последовательно сменяющихся исторических типов:
мифологическое (магическое) сознание древности,
религиозное сознание Средневековья,
рациональное сознание современности.»
Но, человек развивается не сам по себе, не индивидуально, а он развивается в обществе в результате общения родителей с ребёнком, учителя с учениками, преподавателя со студентами, начальника с подчиненными. Результатом общения есть передача знаний и опыта, которые по мере развития расширяются и накапливаются.
Как, какими параметрами мы можем описать и доказать факт развития(деградации) человека и общества(человека в обществе).
Развитие, это постоянное повышение качества жизни человека, основанное на росте производительности общественного труда.
Повышение качества жизни человека обеспечивает возможность роста численности населения и повышения средней продолжительности жизни каждого человека.
Это процессы, которые поддаются статистическому описанию, т.е. они могут быть представлены в цифрах и графиках.
Развитие человека обеспечивает и развитие(застой или деградацию) общества. Надо понять, что такое развитие общества. Это понятие связано с пониманием развития человека. Человек без общества не может существовать, а не только развиваться. Но развивается он для того, чтобы избавиться от влияния на его развитие общества. Странно звучит!?… но это так. Развитие человека обеспечивает и развитие(застой или деградацию) общества, которое выражается в смене форм общества при рабской демократии и в смене общественно-экономических формаций.(ОЭФ) при либеральной демократии
Смена форм общества и смена ОЭФ есть результат накопления человеком и обществом определённого объёма знаний и опыта, которые требуют изменений в улучшении качества и объемов передачи, накопления и хранения этих знаний и опыта.
Этапу либеральной демократии соответствуют известные нам ОЭФ:
1.феодализм,
2.капитализм,
3.социализм.
4.коммунизм
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Общества древности сильно отличаются от современного социума. Это говорит о том, что общество постоянно изменяется, принимает новые формы. Процесс развития общества может быть постепенным, при этом человечество медленно движется от простых форм общественной жизни к более сложным. Также возможно резкое преображение социума, при котором всего за год или несколько лет он меняется до неузнаваемости. Но прежде, чем выяснять законы развития общества, нужно вспомнить, что это такое.
Общество: понятие, признаки
Основными элементами общества являются:
Ученые называют общество динамической системой [1] из-за того, что оно постоянно меняется, никогда не останавливается в развитии. Признаки общества как динамической системы:
За тысячи лет общество эволюционировало от первобытно-общинного строя до современной развитой цивилизации [2] . Ученые выделяют следующие виды обществ: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое.
Общество постепенно развивалось с появлением собственности и имущественного неравенства, возникновением разделения труда, усложнением общественных отношений, созданием государства.
Признаки, которыми цивилизация отличается от первобытного общества:
Общественные отношения
В процессе совместной деятельности между классами, нациями, различными социальными группами складываются многообразные общественные отношения. Эти отношения построены на определенных правилах, отражают интересы людей, взаимодействующих друг с другом. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они происходят, выделяют основные виды общественных отношений:
Кроме того, принято выделять такие типы общественных отношений, как:
Правила, по которым люди строят отношения друг с другом, определяются самим обществом, меняются в зависимости от времени, места и обстоятельств.
Важно! Правила, которые регулируют жизнь и взаимодействие отдельных членов общества, не дают социуму развалиться, обеспечивают его устойчивость.
Развитие общества
Каждую отдельную ступень социального развития называют исторической эпохой. Чем ближе историческая эпоха к современности, тем больше ускоряется общественная эволюция.
Пример: Переход от собирательства к земледелию занял у древнего человека тысячелетия. Замена ручного труда машинным осуществлялась в течение сотен лет. Чуть более 100 лет прошло с момента изобретения первого телефона до появления мобильной связи и интернета.
В зависимости от уровня эволюции экономического и технического прогресса принято выделять следующие ступени развития общества:
В каждую последующую историческую эпоху совершенствуется процесс производства, появляются изобретения, благодаря техническому прогрессу.
Революционное развитие общества
Скачкообразное коренное изменение социума называют революционным общественным развитием. В этом случае происходит социальный переворот, коренным образом меняющий экономическую, политическую, научную жизнь социума.
Революционное развитие общества может происходить
Революционный путь развития общества может выбирать как отдельное государство, так и несколько стран, весь мир.
Информационная революция
Отдельно среди всех революций следует выделить информационные. Информационная революция – это кардинальные информационные преобразования в обществе. Мировая история знает 5 информационных революций.
Первая была связана с появлением письменности, вторая с изобретением книгопечатания. Серьезные достижения обществу принесла третья информационная революция: были изобретены телефон, радио, электричество. Преобразование информации в цифровую форму, создание компьютеров, мобильных сетей и интернета стало возможным благодаря четвертой и пятой информационным революциям.
Реформы как источник общественного преображения
Большую роль в эволюционном развитии играют реформы. Реформа – это ряд изменений в социуме, проводимых по воле государства. Ее принимают в форме законов, различных постановлений, указов. Реформы направлены на усовершенствование экономической, политической, культурной или социальной жизни государства, но не всегда они приводят к общественному прогрессу. Иногда, несмотря на благие намерения, реформы тормозят развитие экономики, останавливают научный, культурный или технический прогресс.
Реформы подразделяют на разные виды по сферам жизни общества. Чтобы было понятней, разберем каждый из видов на примере реформ, проведенных Петром I.
Экономические реформы Петра I:
Таким образом, социальные реформы Петра I внесли вклад в развитие науки, образования, здравоохранения.
Словарь
2. Цивилизация – определенный этап, ступень развития социума.
1.5. Развитие общества
В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный промежуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изменение» понимается процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.
Особый тип изменения — развитие. Если изменение характеризует любое явление действительности и является универсальным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода—пар —вода» не считается развитием, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.
Развитие всегда предполагает качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Примерами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое развитие человечества, научно-технический прогресс и т.д.
Развитие общества — это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.
Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп.
Можно выделить четыре вида социальных изменений:
1) структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общности, общества в целом);
2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);
3) функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель ной и исполнительной власти);
4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание).
Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.
Изучением развития занимается диалектика. Это понятие возникло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дискуссиям философов древности.
Античные диалектики представляли мир постоянно движущимся, изменчивым, а все явления — взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и подобно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».
Понятие развития как процесса качественных изменений появилось в средневековой христианской философии. Августин Блаженный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходящей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный СУД) — со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности движении и неповторимости событий.
В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.
Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание.
Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть — без целого, следствие — без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и духовное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником развития выступают внутренние противоречия.
Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количественных и качественных изменений. Любой предмет обладает качеством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изменения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.
Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возникая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.
Концепция Гегеля основывается на реальной действительности, обобщает огромный исторический материал. Однако на первое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни, считая, что история народов является воплощением развития идей.
Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалистическую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений. Развитие рассматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый закономерный процесс, ход которого осуществляется не прямолинейно, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Переход количества в качество, внутренние противоречия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.
Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.
Эволюция — это постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Эволюция жизни на Земле — наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.
В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции — коренные качественные изменения всей общественной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира в XVIII—XIX вв., стала промышленная революция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позволившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.
В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.
Развитие общества — сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества. Он начался с момента выделения человека из мира животных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс развития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы развития человечества можно связывать только с концом существования солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселения других планет, звездных систем, галактик может снять вопрос о пределе развития общества.
1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды изменений вы можете назвать?
2. Чем развитие отличается от других видов изменений?
3. Какие виды социальных изменений вы знаете?
4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?
5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?
6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.
7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?
8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?
9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:
«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая…».
В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?
10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человечества?»