Что такое развитие в литературе

Этапы развития сюжета

Что такое развитие в литературе. Смотреть фото Что такое развитие в литературе. Смотреть картинку Что такое развитие в литературе. Картинка про Что такое развитие в литературе. Фото Что такое развитие в литературе

О сюжете в литературном произведении мы уже вкратце говорили в этой статье. Теперь попытаемся развить эту тему шире. Итак, сегодняшний разговор в рамках рубрики “В помощь начинающему автору” о сюжете…

Сюжет в литературном произведении

Как сложно представить человека без скелета, так невозможно вообразить книгу, не имеющую сюжета. Точнее книги такие в литературном мире существуют и даже пользуются спросом, но не являются полноценным художественным произведением. Скорее это набор мыслей и фраз, которые ни к чему не привязаны и никого не обязывают. Когда же мы говорим о создании цельного текста, то роль сюжета невозможно переоценить.

Само слово «сюжет» заимствовано из французского языка и означает «предмет». Собственно, оно и понятно: мы легко может подставить к книге вопрос «что» и получить цепочку событий, последовательных действий. Попросту говоря, сюжет – это то, что можно пересказать или проиллюстрировать (чем художники охотно пользуются). Именно поэтому, когда речь идёт об обычном лирическом стихотворении, мы никогда не может ответить на вопрос, о чём оно. Всё потому, что оно лишено сюжета и выстроено, прежде всего, на чувствах.

Что такое развитие в литературе. Смотреть фото Что такое развитие в литературе. Смотреть картинку Что такое развитие в литературе. Картинка про Что такое развитие в литературе. Фото Что такое развитие в литературе

Этапы развития сюжета в литературе

Любой сюжет в своей основе имеет конфликт, а конфликт, в свою очередь, развивается постепенно и имеет определённые стадии. В литературе это будет экспозиция (или пролог), завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Общим словом всё это можно назвать экспозиция, компоненты которой не только могут меняться местами (достаточно вспомнить «Героя нашего времени»), но и даже отсутствовать (например, пролог и эпилог не являются обязательными, хотя современные писатели их очень любят).

В последующих статьях мы будем подробно останавливаться на каждом из названных компонентов, поэтому сейчас рассмотрим их обзорно. Итак,

Сюжет и фабула… В чём различие?

Обычно эти два понятия путают и выдают одно за другое. Поэтому сначала обратимся к этимологии. Если слово «сюжет» буквально означало «предмет», то фабула ближе всего к глаголу «рассказывать» (если следовать латинскому языку).

И фабулу, и сюжет можно пересказать, но вопрос в том, как это сделать: фабула – это последовательность событий в их хронологическом порядке, сюжет же такого порядка не придерживается и может вмещать в себя события, происходящие в различные временные периоды.

Ещё одно существенное отличие состоит в том, что фабула – это сжатый пересказ самого главного, а сюжет может вмещать в себя помимо основных компонентов композиции, ещё и всевозможные лирические отступления (как у Гоголя в «Мёртвых душах» или у Пушкина в «Евгении Онегине»).

Наконец, третий пункт состоит в следующем. Фабула – это развитие непосредственно самого конфликта. А сюжет – это ещё и декорации, на фоне которого конфликт разворачивается.

Виды сюжета

Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.

В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений. Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.

Основные сюжеты современной литературы

Многие знатоки литературного мира предлагали свои классификации основных сюжетов. Упомянем лишь некоторые из них.

Звучит, как заклинание, однако!

«Из грязи в князи» (бывает и обратная ситуация);

Победа над чудовищем.

Впрочем, мне кажется, что каждый из нас способен порыться в архивах своей памяти, подключить аналитический ум и выделить свои основные сюжеты по материалам мировой литературы.

Конечно, это не вся информация о сюжете, но, как было сказано в одном старинном предании, ещё не вечер…

Источник

Что такое «развитие» в литературе?

Что такое развитие в литературе. Смотреть фото Что такое развитие в литературе. Смотреть картинку Что такое развитие в литературе. Картинка про Что такое развитие в литературе. Фото Что такое развитие в литературе

Вероятно, под «развитием в литературе» вы понимаете «развитие действия», что подразумевает под собой движение художественного сюжета. В классическом варианте сюжет развивается в таком порядке: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, свертывание действий, развязка.

Что такое развитие в литературе. Смотреть фото Что такое развитие в литературе. Смотреть картинку Что такое развитие в литературе. Картинка про Что такое развитие в литературе. Фото Что такое развитие в литературе

В романах и новеллах писателя Ф. Кафки в причудливой форме отражается ужас перед бессмысленностью человеческого существования. Ф. Кафка в своих произведениях утверждает, что состояние мира ужасно, он полон враждебных,слепых человеку сил. Главной темой творчества Ф. Кафки было одиночество. Он сам был больным туберкулезом и страдал мучительным одиночеством, что и отразилось в его произведениях.

Что такое развитие в литературе. Смотреть фото Что такое развитие в литературе. Смотреть картинку Что такое развитие в литературе. Картинка про Что такое развитие в литературе. Фото Что такое развитие в литературе

Чувство ненависти мне незнакомо. А к книгам тем более. Книга может нравиться или нет, без экстремальных чувств.

Пыталась читать другие его книги. Но сразу раздражало пустое многословие ни о чем.

Здесь осуждают «Войну и мир». Я считаю, что у Толстого надо читать его публицистику, очень спорную, но безумно интересную и честную. Однако и художественные произведения демонстрируют его гениальность. «Война и мир» требуют медленного, вдумчивого чтения (впрочем, как и вся классика). Сейчас молодежь воспитана на обрывочных, клиповых сюжетах, которые мгновенно, сами собой, без умственной работы «заскакивают» в голову (как галушки у героя Гоголя, которому оставалось лишь проглотить их). Вот современные читатели и привыкли «проглатывать» тексты, воспринимая их, скорее, как информацию. Льва Толстого так читать не получается, отсюда и негативное восприятие.

Источник

Композиция в литературе

Что такое развитие в литературе. Смотреть фото Что такое развитие в литературе. Смотреть картинку Что такое развитие в литературе. Картинка про Что такое развитие в литературе. Фото Что такое развитие в литературе

Композиция в литературе – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.

Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волан-де-Мортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Источник

Характеристика основных элементов сюжета в литературных произведениях

Сюжет в литературе

Сюжет представляет собой ход событий, совокупность действий произведения. Он неразрывно связан с содержанием повествования, отображает динамических аспект творения.

Сюжет может раскрывать:

Сюжет являет собой не только фактическую информацию для читателя (зрителя), но и содержит главную идею художественного произведения, которая органически раскрывается в описании событий, диалогах персонажей и т.п.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Фабула – это общая схема произведения, в которой раскрывается хронологически череда событий.

Довольно часто фабулу и сюжет рассматривают как тождественные понятия. Различия между ними для литературоведов довольно условны.

Последовательность развития и элементы сюжета в литературных произведениях

Композиция сюжета состоит из ряда событий – эпизодов. Структурно большинство сюжетов имеет такие элементы:

Экспозиция

Это общее описание предусловий развития главных событий. В экспозиции читатель знакомится с героем, его характером и отношениями с другими, окружающим миром, его правилами и условиями общим состоянием дел. Главная задача экспозиции – «затянуть» читателя в мир главного героя (героев), заинтересовать повествованием.

Если экспозиция отсутствует, то читатель (зритель) не разберется в происходящем, не будет понимать мысли и поступки главного героя, почему ему нужно сопереживать, поскольку неизвестен его характер и отношение к другим людям, не раскрыта предыстория событий. Для фантастики и фэнтези экспозиция является исключительно важной и требует тщательной проработки.

Завязка

Являет собой поворотное событие в жизни главного героя. Оно выводит его из первичного, типичного состояния, с которым читатель знакомится в экспозиции. Зачастую завязка является конфликтом, который создает интригу. С завязки начинается развитие сюжета. Это может быть происшествие, которое круто меняет жизнь героя или героини, ставит их перед выбором, меняет условия мира и т.п.

Развитие

Развитие состоит из ряда событий, которые двигают сюжет. Это могут быть любые действия, поступки и т.п., которые меняют персонажа, заставляют его двигаться. Здесь:

Интрига произведения в развитии должна нарастать. Наличие развития в сюжете свидетельствует о хорошем и качественном произведении.

Кульминация

Это ключевое поворотное событие всего произведения. Высшая точка напряжения. Это может быть осознание героем чего-то глобального (любви к кому-то, ненависти), раскрытие тайны, истинных отношений, обнаружение главного злодея. Кульминация должна быть захватывающей и стремительной, чтобы читатель (зритель) не мог оторваться от произведения.

Часто после кульминации создатели прибегают к сюжетным поворотам. Сюжетных поворотов (твистов) может быть несколько, поэтому они не всегда совпадают с кульминацией. Они помогают держать интригу и интерес, играть на ожиданиях читателя или зрителя. К примеру, враг может оказаться другом, сосед по лестничной клетке – давно утерянным отцом и т.п.

Развязка

Являет собой логическое завершение произведения. Развязка развивается довольно быстро, стремясь к одной точке. Все тайное уже стало явным, а цели – очевидны. Герои делают последовательные ходы в разрешении истории. Враги терпят поражение, в отношениях между героями поставлена точка.

Часто создатели заканчивают развязку многоточием, тогда история не имеет развязки: читателю самому оставляют возможность придумать ее.

Любая хорошая история должна иметь развязку. Все поднятые конфликты должны быть разрешены, объяснены, окончательно завершиться.

Эпилог

Это опциональный компонент художественного произведения. Он призван повествовать о событиях после развязки, о жизни героев, их состоянии. К примеру, мы узнаем о жизни героини после расставания, о героях через несколько прошедших лет после победы.

Также сюжет может иметь ряд внесюжетных компонентов:

Типы и варианты схем произведения

Существует множество типологий сюжета. Схемы произведения могут быть самыми разнообразными. Их характер и особенности зависят от главной идеи автора, методов, которыми он выражает главную идею, сюжетных веток, твистов.

Схемы обычно различают на основе особенностей структуры хода событий. Некоторые сюжеты имеют один конфликт и являются линейными. Сюжеты, которые имеют ряд конфликтов, могут называться многолинейными.

Литературоведы выделяют такие наиболее общие схемы на основе характера связи между эпизодами:

Хроникальная схема предусматривает отсутствие яркой завязки. Мотивировки героев преимущественно временные. Возможно включение дополнительных сюжетов концентрического типа. Связь между происшествиями является хрупкой. В сюжете нет целостности или строгой мотивированности. Здесь может быть множество конфликтов. Традиционно структура схемы представляет собой:

Лиминальная структурно состоит из 4-х элементов (фаз):

Схема становления сформировалась из цикличного варианта. Появилась в начале ХІХ века. Структурно состоит из:

Что собой представляет концентрический сюжет

Концентрический сюжет – это сюжет, который опирается на причино-следственные связи. Происходит «нанизывание» разных схожих событий или персонажей, которое оканчивается кульминацией. Пример – сказка про репку.

Для концентрического сюжета характерно:

Особенности элементов сюжета в сказке

Для сказок характерно:

Источник

Литературные направления в таблицах

Содержание:

Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

Что такое развитие в литературе. Смотреть фото Что такое развитие в литературе. Смотреть картинку Что такое развитие в литературе. Картинка про Что такое развитие в литературе. Фото Что такое развитие в литературе

В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

Что такое развитие в литературе. Смотреть фото Что такое развитие в литературе. Смотреть картинку Что такое развитие в литературе. Картинка про Что такое развитие в литературе. Фото Что такое развитие в литературе

Литературные направления

Основные признаки и представители литературного направления

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Критический Реализм

Модернизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Постмодернизм

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *