Что такое развитие в обществознании 10 класс
Общественный прогресс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие общественного прогресса
Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.
Критерии прогресса:
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие производительных сил общества.
Прогресс может развиваться в двух формах:
Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).
Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:
Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.
Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.
Противоположность общественного прогресса — это регресс.
Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.
Стагнация— задержка общественного развития.
Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса
Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других.
Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.
Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.
Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.
Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.
Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.
Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.
Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.
Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.
Критерии общественного прогресса
Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.
Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.
Социальный
Отражение уровня развития общества.
Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.
Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.
Экономический
Оказывает влияние на все другие сферы.
Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.
Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.
Научно-технический
Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.
Культурный (духовный)
Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.
Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.
Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.
Урок по обществознанию на тему «Общество в развитии» (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Общество в развитии конспект урока.doc
Урок обществознания в 10 классе
Тема «Общество в развитии»
Образовательные: определить, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; подвести учащихся к пониманию того, что при многообразии мира существует единство человечества.
Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, умение мыслить критически, отстаивать свою точку зрения, умение соотносить знания
Средства обучения: Учебник Обществознание/ Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., раздаточный материал.
Методы обучения: проблемных вопросов, частично-поисковый.
Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, критерий общественного прогресса, критерий социального прогресса.
II. Сообщение темы урока
1. Работа в тетрадях
Пояснение места урока в разделе, целей и задач урока, видов деятельности на нем.
Порхая возле окна, мотылёк увидел в комнате свет.
— И когда только вы, мотыльки, зарубите себе на носу: пламя жжётся, оно гибельно! — пробурчал паук. — Вас огорчает наличие стекла. Но ведь именно стекло предохраняет вас от гибели!
— Дед, — сказал он, — мы, мотыльки нынешнего поколения, знаем больше, чем ты полагаешь. К счастью, я знаю, что этот восхитительный свет в комнате — холодный. Дело в том, что с твоего времени научное развитие ушло далеко вперёд. — О, я пролезу туда через эту щель и прильну к свету!
C этими словами мотылёк протиснулся в комнату и запорхал вокруг холодного света в быстром танце.
Но научный прогресс действительно ушёл далеко вперёд. Лампа была опрыскана жидкостью от насекомых…
Какие проблемы поднимаются в данной притче?
Действительно, сегодня мы будем рассуждать о прогрессе, его последствиях, желании развиваться, видеть новое. Тема занятия «Развитие общества». На нем мы поговорим об изменчивости общества, рассмотрим пути его развития, выясним значение понятия глобализация и поговорим о проблемах, которые вызывает данное явление.
Что вы знаете о развитии общества? Выясним это в ходе анкетирования.
Учитель предлагает заполнить анкету для определения начальных знаний по теме. Раздаточный материал «Лист 1» с текстом анкеты раздается каждому учащемуся. После работы, преподаватель кратко обобщает результаты.
Тема урока «Общество в развитии». (слайд 1).
Общество, в котором мы живем, находится в постоянном движении. Изменения условий жизни людей в наше время происходят быстрее, чем прежде. Куда идет человечество? (слайд 2.)
Каким должно быть общество будущего? (ответы учащихся). Все ли страны развиваются одинаково, или у каждой свой путь развития?
(запись темы и проблемного вопроса в тетрадях)
III. Изучение нового материала
1. Многовариантность общественного развития.
Работа с текстом учебника.
1. Многовариантность исторического развития
Актуализация знаний. Предлагается ответить на вопрос
— Что такое общество? (ответы). Действительно, общество- это сложная система, которая, подобно организму, постоянно развивается.
На уроках истории мы говорили о развитии государств. Если мы вспомним события, которые происходили в их истории, то увидим немало общего. Первобытное общество сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные государства. В некоторых странах произошли буржуазные революции. Перечисление можно продолжать еще долго. Общество не стоит на месте. Все эти события говорят о его развитии. Но каково это развитие?
Учащиеся заполняют лист ассоциаций. По ходу выполнения задания идет взаимопроверка.
Коллективная проверка выполнения задания. Учитель предлагает учащимся сформулировать обобщающий вывод.
Резюме учителя. Развитие общества происходит по спирали, скорость развития неодинакова не только на разных этапах, но и у разных народов. Ученые, изучающие эволюцию обществ, пришли к выводу, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.
Слайд 4. Итак, мы выяснили, что изменения большие или малые в обществе происходят всегда.
Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед выбором. Такой выбор осуществляется государственными деятелями, народными массами, которые и определяют путь развития своей страны.
Рассмотрим основные способы общественного развития. Принято выделять два : эволюция, революция.
● Используя полученные ранее знания, назовите отличия одного способа развития от другого?
Рассмотрим подробнее каждый способ. Ученые, являющиеся сторонниками идеи эволюционного развития человечества, утверждают, что эволюция часто осуществляется в форме реформ.
● Значение понятия реформа?
Данный путь предполагает постепенность, поэтапность и не имеет сиюминутных результатов. В ходе проведения реформ могут меняться планы, изменяя действия людей, а предполагаемый результат не соответствовать поставленной цели. Вскоре мы изучим с вами реформы, проведенные в России в 1861 году, и убедимся в истинности данных утверждений.
Известно, что реформы на первом этапе приводят не к улучшению, а ухудшению жизни людей. Иногда таким же печальным бывает итог всей реформы. Поэтому принято различать реформы прогрессивные и регрессивные.
● Приведите пример из истории.
● Кто является организатором реформ в стране?
● Каково определение этого понятия?
Резюме. Исторический процесс создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм развития каждой страны.
2. Целостность и противоречивость современного мира.
Работа с текстом учебника.
Итак, мы выяснили, что главное в историческом процессе- это правильный выбор форм и путей развития. От правильности выбора зависит дальнейшее развитее страны.
Для современного мира характерна глобализация.
Составьте кластер (ассоциации) к этому слову- (работа в тетради).
В современном мире процесс глобализации неизбежен. Он несет с собой как положительные, так и отрицательные последствия.
Работа с текстом учебника.
Задание: Используя текст учебника и собственные обществоведческие знания, 1 группа: найти положительные последствия.
Используя текст учебника и собственные обществоведческие знания, 2 группа: найти отрицательные последствия. (слайд 6).
Вывод: Противоречивость прогресса состоит в том, что у развития общества есть как положительные, так и отрицательные последствия. Поработайте в группах и запишите, в чем состоит противоречивость прогресса.
Критерии общественного прогресса
2. Прогресс. Регресс.
В чем проявляется развитие общества?
Слайд 7. Посмотрите на картинки.
Как изобретения изменили жизнь человека?
Оцените характер этих изменений (положительные, отрицательные)
Сделайте обобщающий вывод о влиянии прогресса на жизнь человека.
Резюме учителя. В качестве подтверждения вашего вывода приведу слова Станислава Ежи Леца: « Если кричат: «Да здравствует прогресс!», всегда справляйся: «Прогресс чего?»
Всегда ли общество движется вверх (вперёд) в своём развитии?
Приведите примеры из истории, которые говорят об обратном?
Поведем итог. Все сведения, что вы узнали о прогрессе и регрессе, можно уложить в схему
Итак, мы выяснили критерии общественного прогресса. А критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить человеку. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств- интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к еще одной точке зрения на социальный прогресс. Речь идет о человечности, гуманности.
Подведение итога урока.
Вернемся к нашему проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Каким должно быть общество будущего? Слайд 10.
Теперь, после всего изученного на уроке, ответьте на этот вопрос.
Слайд 11. Итак, общество будущего- это такое общество, в котором есть условия для развития в индивиде всего человеческого. Это прежде всего гуманное общество, дающее возможность развивать разум, нравственность, творческие силы. Другими словами, прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
Закрепление изученного материала.
5-минутный тест с взаимопроверкой). Возвращение к тесту, проведенному в начале урока. Исправление ошибок, дополнение. Анализ полученных результатов. Слайд 12.
Параграф 30. Эссе «Место Росси в современном мире».
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Общества древности сильно отличаются от современного социума. Это говорит о том, что общество постоянно изменяется, принимает новые формы. Процесс развития общества может быть постепенным, при этом человечество медленно движется от простых форм общественной жизни к более сложным. Также возможно резкое преображение социума, при котором всего за год или несколько лет он меняется до неузнаваемости. Но прежде, чем выяснять законы развития общества, нужно вспомнить, что это такое.
Общество: понятие, признаки
Основными элементами общества являются:
Ученые называют общество динамической системой [1] из-за того, что оно постоянно меняется, никогда не останавливается в развитии. Признаки общества как динамической системы:
За тысячи лет общество эволюционировало от первобытно-общинного строя до современной развитой цивилизации [2] . Ученые выделяют следующие виды обществ: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое.
Общество постепенно развивалось с появлением собственности и имущественного неравенства, возникновением разделения труда, усложнением общественных отношений, созданием государства.
Признаки, которыми цивилизация отличается от первобытного общества:
Общественные отношения
В процессе совместной деятельности между классами, нациями, различными социальными группами складываются многообразные общественные отношения. Эти отношения построены на определенных правилах, отражают интересы людей, взаимодействующих друг с другом. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они происходят, выделяют основные виды общественных отношений:
Кроме того, принято выделять такие типы общественных отношений, как:
Правила, по которым люди строят отношения друг с другом, определяются самим обществом, меняются в зависимости от времени, места и обстоятельств.
Важно! Правила, которые регулируют жизнь и взаимодействие отдельных членов общества, не дают социуму развалиться, обеспечивают его устойчивость.
Развитие общества
Каждую отдельную ступень социального развития называют исторической эпохой. Чем ближе историческая эпоха к современности, тем больше ускоряется общественная эволюция.
Пример: Переход от собирательства к земледелию занял у древнего человека тысячелетия. Замена ручного труда машинным осуществлялась в течение сотен лет. Чуть более 100 лет прошло с момента изобретения первого телефона до появления мобильной связи и интернета.
В зависимости от уровня эволюции экономического и технического прогресса принято выделять следующие ступени развития общества:
В каждую последующую историческую эпоху совершенствуется процесс производства, появляются изобретения, благодаря техническому прогрессу.
Революционное развитие общества
Скачкообразное коренное изменение социума называют революционным общественным развитием. В этом случае происходит социальный переворот, коренным образом меняющий экономическую, политическую, научную жизнь социума.
Революционное развитие общества может происходить
Революционный путь развития общества может выбирать как отдельное государство, так и несколько стран, весь мир.
Информационная революция
Отдельно среди всех революций следует выделить информационные. Информационная революция – это кардинальные информационные преобразования в обществе. Мировая история знает 5 информационных революций.
Первая была связана с появлением письменности, вторая с изобретением книгопечатания. Серьезные достижения обществу принесла третья информационная революция: были изобретены телефон, радио, электричество. Преобразование информации в цифровую форму, создание компьютеров, мобильных сетей и интернета стало возможным благодаря четвертой и пятой информационным революциям.
Реформы как источник общественного преображения
Большую роль в эволюционном развитии играют реформы. Реформа – это ряд изменений в социуме, проводимых по воле государства. Ее принимают в форме законов, различных постановлений, указов. Реформы направлены на усовершенствование экономической, политической, культурной или социальной жизни государства, но не всегда они приводят к общественному прогрессу. Иногда, несмотря на благие намерения, реформы тормозят развитие экономики, останавливают научный, культурный или технический прогресс.
Реформы подразделяют на разные виды по сферам жизни общества. Чтобы было понятней, разберем каждый из видов на примере реформ, проведенных Петром I.
Экономические реформы Петра I:
Таким образом, социальные реформы Петра I внесли вклад в развитие науки, образования, здравоохранения.
Словарь
2. Цивилизация – определенный этап, ступень развития социума.
Презентация по обществознанию «Общество в развитии», 10 класс, базовый уровень
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Причины глобализации: Переход от национальной экономики к мировой, Переход от индустриального общества к информационному, Использование новых коммуникационных технологий.
Целостность и противоречивость современного мира Глобализация – исторический процесс сближения государств и наций, стирающий национальные границы и превращающий мир в единую систему; процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности. Г. – процесс, в ходе которого возрастает взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Анри Сен-Симон (1760—1825) — французский философ, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Франсуа́ Мари́ Шарль Фурье́ (7 апреля 1772, Безансон — 10 октября 1837, Париж) — французский философ, социолог, один из представителей утопического социализма. Является отцом термина феминизм. Роберт Оуэн (14 мая 1771— 17 ноября 1858) — английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.
Виды ГП.: мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, сокращения разрыва в уровне экономического развития стран мира, преодоления отсталости развивающихся стран (проблема «Севера» и «Юга»), экологическая, энергетическая, демографическая (демвзрыв и демкризис), сырьевая, продовольственная, освоения космоса и использования Мирового океана и др.
Проблема общественного прогресса Что считать прогрессивным?
Противоречивость прогресса: прогресс в одних сферах может сопровождаться регрессом в других, что для одних – прогресс, для других – регресс, на смену прогрессу часто приходит регресс, цена прогресса часто очень высока.
Учение о критериях прогресса Ж. Кондорсе Развитие человеческого разума. Вольтер Торжество разума и просвещения. Ш. Монтескье Улучшение законодательства. Ж.Ламетри,Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций Счастье и“разумный порядок”. К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком. Ф. Шеллинг Постепенное приближение к правовому устройству. Г. Гегель Сознание свободы. Зрелость свободы – показательзрелости общества. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский,В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов Развитиезнаний, распространение просвещения. К. Маркс Овладение природой,развитие производства (развитие производственных сил).
Вольте́р (21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778, Париж; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства. Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Жюльен Офре де Ламетри (25 декабря 1709, Сен-Мало, Бретань — 11 ноября 1751, Берлин) — французский врач и философ-материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве.
Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии. Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен (25 марта (6 апреля) 1812, Москва — 9 (21) января 1870, Париж) — русский писатель, публицист, философ, революционер Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 (24) июля 1828, Саратов, Российская империя — 17 (29) октября 1889, там же) — русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
Выводы Нужно учится видеть мир таким, каким он является на самом деле. Это означает отказ от “черно-белых” оценок и упрощенных способов понимания противоречия общественного развития. Только анализируя противоречия, можно искать пути решения общественных. В том числе глобальных проблем. Определить прогрессивность того или иного явления помогает критерий, позволяющий оценить данное явление с точки зрения развития общества в целом, условий жизни и деятельности людей. Оценка того или иного явления (процесса, события)сбудет более точной, если анализировать его различные последствия и учитывать их возможную противоречивость.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-496310
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.