Что такое развивающая речевая среда

Организация речевой среды как важнейшее условие развития связной речи дошкольника

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая среда Елена Иноземцева
Организация речевой среды как важнейшее условие развития связной речи дошкольника

«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь обеспечивает коммуникативную функцию речи, реализуется в двух формах – диалог и монолог. Прежде у ребенка формируется диалог, а затем, когда он научиться общаться со взрослыми, сверстниками, появляется монологическая форма речи.

Развитие связной речи происходит:

-во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;

-в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (в режиме дня по программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы и т. д.);

-в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-пространственной среды, соответствующей данной теме планирования);

-в семье (взаимодействие детей и их родителей).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи: задача воспитателя поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Для решения поставленных задач и дальнейшего развития связной речи у дошкольников в нашей группе создана речевая среда. Создание речевой среды- это речевые потоки, которые окружают ребенка, льются из уст близких ребенку людей – мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, из уст педагогов и сотрудников детского сада,просто посторонних людей: соседей, дворовых ребятишек и т. д. Ребенок слышит речь, когда смотрит телевизор, слушает радио, посещает театр, ему читают книгу… Изолировать малыша от речевых поток невозможно, да и не нужно, ведь его речь формируется на их основе. Ребенок оказывается в речевой среде сразу же после своего рождения. А какая эта среда? Какого качества слышится речь в ней? Чистота речи ребенка, правильность его речевых высказываний, культура выражений полностью зависят от среды. Ребенок (правильнее его речевая функция) сам не занимается отбором чистых речевых потоков. Он выбирает их такими, какие они есть.

Основными составляющими речевой развивающей среды дошкольногообразовательного учреждения являются:

-Методы и приемы разных сторон речи детей;

-Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

При создании речевой развивающей средынеобходимо учитывать:

1. Особенности детей конкретной возрастной группы;

2. Уровень речевого развития каждого ребенка;

3. Интересы и способности детей.

Хочется упомянуть о модели предметной речевой среды.

Модель предметной речевой среды

Развивающая речевая среда:

*уголок для театрализации;

*оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

*уголок для сенсорно-моторного развития;

Речевая развивающая среда – это рационально организованная естественная обстановка, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами (предметное окружение, система дидактических игр, игрушки, книги, предметы, обучающие зоны) тоже способствуют обогащению, закреплению, становлению речи.

В своей группе я работаю над развитием связной речи как во всех образовательных областях, так и в совместной деятельности воспитателя и детей. Не забываю при этом о самостоятельной художественно-речевой деятельности, для которой создаю необходимые условия в развивающей среде (уголок театра, ширма, книги).

Особое внимание уделяю обогащению и активизации словаря детей, использованию в речи слов-синонимов, антонимов, прилагательных, глаголов и других частей речи.

В речевом уголке накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий. Он включает в себя пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания: предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры такие как «Что из чего», «Что лишнее», «Что не так», «Определи на ощупь» и т. д).

В группе оформлен театрализованный уголок, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр способствуют развитию диалогической речи.

Большое значение для развития речи дошкольникаимеют сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д., которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.

При организации непосредственно образовательной деятельности использую много наглядного материала, игр и игровых упражнений, побуждающих ребенка говорить. Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными.

Для совместной подгрупповой и индивидуальной работы собран материал по темам: «Фрукты и овощи», «Зимние забавы», «Объяснялки», «Скажи наоборот», «Подберем красивые слова», «Что летает, ползает, идет?» «Узнай предмет по описанию», «Кто, где живет» и многие другие.

Работа по развитию связной речи проводилась в тесной связи с родителями, что помогло добиться положительных результатов.Совместно с родителями были разработаны: выставка «Мир сказки»,подготовила консультации: «Учимся рассказывать», «Приёмы обучения детей рассказыванию», старалась привлекать родителей принимать участие в организации развивающей среды.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ создаёт благоприятные условия для формирования связной речи детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности и в естественной обстановке живой разговорной речи.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаРечевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторики «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития речи и мелкой моторики.» В ноябре месяце стартует конкурс на лучший речевой.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаФотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаКонсультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаПесочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаВстреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Источник

Развивающая речевая среда

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая среда Олена Захаровна
Развивающая речевая среда

Развивающая речевая ср еда.

Формирование правильной речи воспитанников является одной из основных задач дошкольного образования.

Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности с педагогом, зависит успешность деятельности ребенка.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи воспитанников, о ее чистоте и правильности.

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития воспитанников предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды. Речевая развивающая среда-это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого воспитанника.

Цель построения речевой развивающей среды:

насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи воспитанника дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

• обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

• обеспечение богатства сенсорных представлений;

• обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности воспитанников;

• обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

• обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков воспитанников не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности воспитанников.

Хочу поделиться, как мы организовали речевую развивающую среду.

При организации речевого центра, мы руководствовались такими принципами.

Принципы организации речевого уголка.

• присутствие игрового персонажа;

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка у нас является игрушка «Буратино», одушевленный персонаж, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, вызывать у воспитанников речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Накоплен большой материал в книжном уголке, так как развитие активной речи не может существовать отдельно без книг, без книжной литературы. Воспитанники с удовольствием рассматривают все виды картин, знакомятся с новыми книжками и т. д.

В развивающей среде есть и уголок по сенсорному развитию, значимость которого очень велика, как в плане развития, так и в плане занятости воспитанников.

В утренний отрезок времени работа построена таким образом: придя в детский сад, многие воспитанники берут материалы или дидактические игры на свое усмотрение. Могут парами играть, могут заниматься индивидуально. Это время используем для закрепления многих материалов (знание о семье, домашнем адресе, транспорте и т. д.). И всего этого мы добиваемся с помощью простых игр. Также ведется индивидуальная работа с воспитанниками.

Материалы используем как для закрепления, так и для изучения новой темы, и обновляются в зависимости от лексической темы.

Педагогическая работа с воспитанниками:

• развитие фонематического слуха, речевого дыхания и речевого внимания;

• расширение и активизация словаря;

• рассказывание о разных качествах и свойствах предметов рукотворного и природного мира;

• знакомство с правилами введения диалога через театрально-игровую деятельность;

• побуждение к высказываниям разного типа;

• развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.

Педагогическая работа нами введется в таком направлении. Планируя на неделю план работы, для усовершенствования речевой коммуникации, мы систематизировали работу. На определенный день недели мы берем разные виды игр:

• на развитие правильного звука произношения;

• на активизацию словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий (предметные картинки по лексическим темам)

• на развитие речевого дыхания;

• на развитие фонематического слуха;

• на развитие мелкой моторики;

• на развитие связной речи;

• словесные игры и др.

Одним из приемов развития разных сторон речи являются речевые игры в режимных моментах. Осуществление работы проходит не только во время организованной образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах, разных видах детской деятельности. Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи.

В группе широко используются игры по мелкой моторике, режиссерские игры, разные виды театра, игровые ситуации, которые побуждают воспитанников к положительным формам общения, формированию коммуникативных навыков.

Данные игры находятся в коробках, папках, красочно оформлены и всегда привлекают внимание. Воспитанники любят играть и заниматься в этом уголке, как индивидуально, так и группами.

В каждой возрастной группе составляется каталог материала, находящегося в речевом уголке.

Работа с родителями.

Речь детей формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, главным образом семьи. Поэтому мы ведем активную работу с семьей.

Это и анкетирование, индивидуальные встречи с родителями, где знакомим с играми, в которые они могут поиграть дома; подбор литературы по вопросам и проблемам коммуникативного развития. В начале года, как часть родительского собрания, знакомили с играми для развития речи.

Продуманные и правильно организованные режимные моменты с применением игр, имеют большое значение и будут способствовать полноценному и эффективному речевому развитию ребенка.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаМузыкальная развивающая среда в ДОО Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. И,.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаРазвивающая среда для малышей С каждым днем все больше и больше стараюсь удивить своих малышей, доставить им радость от посещения детского сада. Оформление группы.

Предметно-развивающая среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 1. содержательно-насыщенной, 2. трансформируемой, 3. полифункциональной, 4.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаРазвивающая среда группы Предметно-развивающая среда в нашей группы, оборудована с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста. Все элементы.

Развивающая среда в ДОУ к 23 февраля Развивающая среда в ДОУ к 23 февраля воспитатель МБДОУ детский сад 45 «Ручеёк» Рябошапка Тамара Павловна Патриотическое воспитание детей.

Консультация «Речевая среда и развитие ребёнка» Речевая среда и развитие ребёнка. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить.

Речевая среда группы –источник формирования связной речи у дошкольников СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Речевая среда группы –источник формирования связной речи у дошкольников» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным.

Тактильная речевая развивающая книга Мягкая, речевая, тактильная книга Изготовила: Учитель-логопед Орлова Ю. С. МДОУ «Детский сад №155» Г. Ярославль ПРИЕМЫ.

Источник

Консультация «Создание речевой развивающей среды у детей дошкольного возраста»

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая среда Мелихова Ирина Валерьевна
Консультация «Создание речевой развивающей среды у детей дошкольного возраста»

В Федеральных государственных стандартах выделена область «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – как средство общения и культуры, обогащения активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Подлинно творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта.

Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной деятельности, становится основой для самостоятельной речевой деятельности. Правильное создание речевой развивающей среды способствует развитию коммуникативных навыков, связной, диалогической речи и помогает адаптироваться ребенку в окружающем мире и социальной действительности.

Речевая развивающая среда (в соответствии с ФГОС)

– это естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Речевая развивающая среда (РРС) – это не только предметное окружение, а также и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника. Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.

Можно выделить следующие задачи построения речевой развивающей среды :

1. Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью,

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений,

3. Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка,

4. Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций,

5. Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

На основе анализа психолого-педагогических исследований, в качестве основных составляющих речевой развивающей среды ДОУ выделяем следующие:

• методы и приёмы руководства речевым развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

• специальное оборудование каждой возрастной группы.

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1). ПРАВИЛЬНОСТЬ ; т. е. соответствие языковым нормам

2). ТОЧНОСТЬ; точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3). ЛОГИЧНОСТЬ; наличие в высказывании трех смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.

4). ЧИСТОТА; т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. (слова паразиты)

5). ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6). БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности и сложности предложений. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7). УМЕСТНОСТЬ; т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. Необходимо учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, уровень речевого развития каждого ребенка, интересы и способности детей.

Теперь рассмотрим требования к организации речевой развивающей среды в ДОУ:

— в каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной);

— организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям;

— функциональность предметов развивающей среды;

— среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек, «зоне ближайшего развития»;

— во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха детей.

Теперь рассмотрим как изменяется речевая среда с возрастом ребенка.

Речевая развивающая среда в первой и во второй младших группах.

На третьем году жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения. Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением.

Очень интенсивно растет словарь детей (примерно 1200 – 1500 слов). Ребёнок употребляет почти все части речи, но не всегда правильно.

В речи младших дошкольников (2мл. группы) появляются падежные окончания, дети используют глаголы не только в настоящем, но и в будущем и прошедшем времени, хотя и допускают ошибки: «Мы завтра ходили в зоопарк».

Период третьего года жизни характеризуется большой речевой активностью. Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребёнок всё больше познаёт окружающее, ориентируются в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события.

Речевая развивающая у детей средней группы.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырём годам (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребёнок накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. Быстрая утомляемость детей четвертого года жизни предопределяет их неспособность к вычленению существенных признаков предметов.

Вместе с тем у ребёнка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребёнок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.

Но есть и свои особенности в речи ребёнка: неверное произношение ряда звуков или их пропуски, не сформирована в полном объёме интонационная сторона речи. Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, дикции, темпа речи, силой голоса. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже. При построении простых распространённых предложений они пропускают отдельные члены предложения.

Детям четвёртого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Речь ребёнка этого возраста ситуативна.

Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей четвёртого года жизни, можно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды:

• организация общения детей с взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной просьбы);

• организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказ слова или фразы);

• организация самостоятельного рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем;

• организация «уголка интересных вещей» с целью развития активной инициативной речи детей;

• рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение); как средства общения (поручения, образец общения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности.

Организация «Уголка исследования и экспериментирования» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, предметов для развития инициативной речи детей)

Речевая развивающая среда в средней группе.

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания – описание и повествование. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, то есть все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Но вместе с тем речь детей пятого года жизни имеет и свои особенности: не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, недостаточно развита интонационная выразительность; имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Большинство детей не владеет в достаточной степени умением строить описание и повествование. Нарушена структура и последовательность изложения.

Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей пятого года жизни, можно обозначить следующие основные направления организации речевой развивающей среды:

• удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

• пополнение «уголка экспериментирования и исследования» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и т. д.);

• выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ;

• рассказы воспитателя (на стимулирование познавательного интереса детей);

• активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Организация деятельности в «Уголке экспериментальной деятельности» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др., для развития объяснительной речи)

Методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – стимулирование познавательного интереса).

Речевая развивающая среда в старшей и подготовительной группах.

У детей шестого года жизни развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями, между частями высказывания.

Но существуют и другие особенности речи старших дошкольников: отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (например, согласовании существительных с прилагательными). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец, и соединять части высказывания.

В подготовительной группе продолжается обогащение, закрепление и активизация словаря детей.

Одна из важных задач – формирование умения выбрать наиболее точное слово при формировании мысли и правильно его применить в любом контексте.

Углублённая работа над смысловой стороной слова помогает детям точно передавать творческий замысел в самостоятельных сочинениях.

В подготовительной группе совершенствуется произношение звуков, особое внимание уделяется дифференциации определённых групп звуков. У детей седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи).

В развитии связной речи на первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение). По тому, как ребёнок строит своё высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей шестого и седьмого года жизни, можно обозначить следующие основные направления организации речевой развивающей среды:

• совершенствование речи как средства общения (через знакомство с формулами речевого этикета, формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

• целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; уточнения, обобщения);

• организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением);

• создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества речевых высказываний детей).

Организация деятельности в «Уголке экспериментирования» (расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением)

Методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний детей в связные рассказы, уточнения, обобщения).

В ходе занятий не всегда удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей даже в старшем дошкольном возрасте, что противоречит психологической природе ребенка, в поле интересов которого к этому времени приоритетное положение прочно занимает сверстник. Таким образом, определяется проблема создания методических материалов для совершенствования форм и методов коммуникативного развития всех детей дошкольного возраста.

Заключение.

Одним из оптимальных путей решения названной проблемы сегодня признана организация речевой развивающей среды в каждой группе детского сада. В теории и практике дошкольного образования отмечается, что подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта. Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Речевая среда создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности. Она обеспечивает разные виды детской активности, не только речевую, но и умственную, физическую, игровую, т. е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности, условием для своеобразной формы «лингвистического самообразования» каждого ребенка.

Организация речевой среды в ДОУ несёт эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения не только к окружающему миру предметов, людей, природы, но и к системе родного языка, формируя тем самым у них элементарное осознание явлений родного языка и речи.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаСоздание развивающей среды «Вязаный пальчиковый театр» с детьми младшего дошкольного возраста Пальчиковый театр представляет собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Известно, что благодаря.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаКонсультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаКонсультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаСоздание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаСоздание развивающей среды своими руками Последнее время большое внимание уделяется вопросам создания развивающей среды. Как её организовать, чтобы среда удовлетворяла требованиям.

Что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото Что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку Что такое развивающая речевая среда. Картинка про Что такое развивающая речевая среда. Фото Что такое развивающая речевая средаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *