Что такое развивающие игры

Развивающие игры

Развивающие игры — игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети играющие в развивающие игры тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность. Также термин развивающие игры может употребляться для обозначения серий гимнастических упражнений с ребенком младенческого возраста для развития тонуса мышц и общей подготовки.

Содержание

Классификация

Типы, характер, содержание и оформление определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Начало применения развивающих игр в педагогических целях в игре допускается в возрасте от (0)1 года, и в зависимости от развития ребенка в каждом частном случае.

Примечания

См. также

Ссылки

Что такое развивающие игры. Смотреть фото Что такое развивающие игры. Смотреть картинку Что такое развивающие игры. Картинка про Что такое развивающие игры. Фото Что такое развивающие игры

Полезное

Смотреть что такое «Развивающие игры» в других словарях:

игры, развивающие память — ramieji atminties žaidimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Ramieji žaidimai, lavinantys protavimą, dėmesį, atmintį, vaizduotę. Tai mįslių minimas, žodžių (miestų, valstybių), prasidedančių kuria nors raide, vardijimas ir kt.… … Sporto terminų žodynas

Игры компьютерные дидактические и развивающие — игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах (абстрактно логические, сюжетные, ролевые), компьютерные игры расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный… … Педагогический словарь

Disney’s Aladdin (видео-игры) — Заставка игры от Virgin Interactive. Ниже представлен список официально издававшихся компьютерных игр по мотивам трилогии Диснея Аладдин. Содержание 1 … Википедия

Портал:Игры — Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия

П:Игры — Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия

Компьютерные игры — разновидность игр, в которых компьютер выполняет роль ведущего или партнёра по игре, а игровое поле и возникающие по ходу игры игровые ситуации, как правило, воспроизводятся на экране дисплея или обычного телевизора. Описание К.и., включающее … Педагогический терминологический словарь

Пальчиковые игры — Пальчиковые игры это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Содержание 1 Описание 2 Значение 3 Примечания … Википедия

ДЕТСКИЕ ИГРЫ — занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязат. характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Манипуляции малыша с погремушкой, «воспитание» кукол, «строительство» песочных и снежных городов,… … Российская педагогическая энциклопедия

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ — специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д. и, впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для нач. обучения О. Декроли. В отеч. пед. практике в 40 50 е гг. Д. и, рассматривались… … Российская педагогическая энциклопедия

Риторические игры — речевые игры, развивающие навыки межличностного и коллективного эффективного общения. Название «риторические» достаточно условно и объединяет так называемые «психотехнические игры» и «социально психологический ролевой тренинг». Р. и. выполняют… … Педагогическое речеведение

Источник

Развивающие игры в дошкольном образовании

Что такое развивающие игры. Смотреть фото Что такое развивающие игры. Смотреть картинку Что такое развивающие игры. Картинка про Что такое развивающие игры. Фото Что такое развивающие игры Татьяна морозова
Развивающие игры в дошкольном образовании

Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.

Что такое развивающие игры? Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.

Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Отличительная особенность развивающих игр:

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитиемтворческих способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

Виды развивающих игр.

Игры на плоскостное и объемное моделирование.

К таким играм можно соотнести: «Сложи квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», игры – головоломки. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на по-строение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.

Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест.

Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие «логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

Художественно- развивающие игрыЧто такое развивающие игры. Смотреть фото Что такое развивающие игры. Смотреть картинку Что такое развивающие игры. Картинка про Что такое развивающие игры. Фото Что такое развивающие игрыподбери палитру к картине, подбери схему к картине).

С какого возраста надо начинать играть с детьми в развивающие игры? Никто не спрашивает, когда надо начинать учить ребёнка говорить. С самого рождения родители разговаривают с малышом, тем самым уже готовят почву для развития речи ребёнка. Так и с развивающими играми, такой вопрос не должен возникать. Существует множество игр, в которые нужно играть с детьми с рождения, развивая их слух, зрение,мелкую моторику : это погремушки, мобиль, пальчиковые игры, песенки.

Методика организации и проведения развивающей игры

1. Ребёнку не объясняется новая игра,он вовлекается в неё с помощью сказки, подражает взрослому.

2. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.

3. Перед ребёнком ставится ряд задач, которые в дальнейшем усложняются.

4. Ребёнку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

5. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям, или временно остановить игру.

6. Если ребёнок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведёт к развитию его творческих способностей.

Рассмотрим как надо начинать играть в игру танграм.

• Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть,что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

• Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

Любит морковку (заяц).

Дольше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Консультация «Инновационные технологии в дошкольном образовании» Педагог (воспитатель) на современном этапе должен постоянно учиться, развиваться, познавать, а также образовывать и развивать детей «по-новому».

«Проблема воспитания патриотизма в дошкольном образовании». Статья из опыта работы В настоящее время наше государство выражает явную обеспокоенность состоянием духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашей.

Деятельностный метод в дошкольном образовании Деятельностный метод в дошкольном образованииОдной из приоритетных целей развития системы образования в настоящее время и на ближайшую перспективу.

ФГОС в дошкольном образовании С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом.

Консультация для педагогов «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников» Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами,.

Консультация «Музейная педагогика в дошкольном образовании» Нижний Новгород— город музеев. Методом анкетирования мы выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее.

Что такое развивающие игры. Смотреть фото Что такое развивающие игры. Смотреть картинку Что такое развивающие игры. Картинка про Что такое развивающие игры. Фото Что такое развивающие игрыПрименение АРТ технологий в дошкольном образовании Картина из камня Арт-педагогические техники реализуются посредствам игровых приемов обучения с использованием приемов художественной.

Что такое развивающие игры. Смотреть фото Что такое развивающие игры. Смотреть картинку Что такое развивающие игры. Картинка про Что такое развивающие игры. Фото Что такое развивающие игрыРазвивающие игры “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Источник

Для чего нужны развивающие игры

Что такое развивающие игры. Смотреть фото Что такое развивающие игры. Смотреть картинку Что такое развивающие игры. Картинка про Что такое развивающие игры. Фото Что такое развивающие игры Татьяна Баскова
Для чего нужны развивающие игры

Для чего нужны развивающие игры.

Для развития личности ребенка, для того, чтобы он стал «субъектом собственной жизни в мире»следует целенаправленно приобщать его к средствам и способам взаимодействия с миром: к средствам и способам познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и здоровья, а также к средствам и способам общения с миром. Для этого ребенку, безусловно, необходимы знания, умения и навыки познания мира.

Ребенок очень любознателен. Он хочет многое познать и понять, он задает множество самых невероятных вопросов. Ребенок хочет, мечтает всему научится. Но он, к сожалению взрослых, не воспринимает учебу как серьезное дело. Ему кажется эго очередным развлечением. А сложность и трудность, не преодолимая сразу, гасит детский энтузиазм. Разве можно развлекаться в поте лица

Развивающие игры выполняют сразу две задачи, с одной стороны это игра, а с другой, они целенаправленно развивают психологические способности детей. Игры очень разнообразны,но все они исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, картона, карточек и т. д.

2.Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи даются в порядке возрастания сложности, т. е. по принципу от простого к сложному.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку самостоятельно развивать свои способности, в отличие от обучения, где все объясняется.

6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задачи и нельзя под-сказывать.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы ребенок решил задачу с первой по-пытки.

8. Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора, серии картинок, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей.

9. Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми задания-ми, а позволяют составлять новые варианты заданий, и придумывать новые игры

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей.

11. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу радости и творчества.

В развивающих играх удается объединить один из главных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно но способностям. Развивающие игры развиваютразные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, мышление, умение находить закономерности, классифицировать и систематизировать материал, пространственные представления, воображение, способность предвидеть результаты своих действий. СПИСОК РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Игры, развивающие восприятие

Источник

Статья для родителей: «Что такое развивающие игры».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья для родителей «Что такое развивающие игры».

С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

По мнению Д. Б. Эльконина (1978 ), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

При выборе в магазине той или иной игры для ребенка, не все родители задумываются о том, какие развивающие функции несет в себе эта игра и будет ли она полезна ребенку.

Развивающие игры – это те игры, которые направлены на интеллектуальное или физическое развитие ребенка.

Начало применения развивающих игр допускается в возрасте от года в зависимости от

Сущность и особенность развивающих игр.

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает сам.

2.Задачи даются в различной форме, знакомя ребенка с разными способами передачи информации.

3.Задачи расположены в порядке возрастания сложности. т. е. от простого к сложному.

4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до

непосильных среднему взрослому. Поэтому возбуждают интерес в течении многих лет.

5.Игры позволяют идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

6. Нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом, нельзя объяснить способы и порядок решения задач, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

7.Нельзя требовать и добиваться. Возможно малыш не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8.Решение задачи предстает не в абстрактной форме, а в виде реальных и. осязаемых вещей. Это позволяет самому сопоставлять и проверять точность выполнения задания.

9.Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, что позволяет составлять новые задания, т. е. творить.

10.Игры позволяют подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

11.Играя в эти игры со своими детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

12.Придерживайтесь основополагающих рекомендаций и тогда: настойчивость, целенаправленность, желание думать и искать оригинальные решения станут одними из качеств вашего ребенка.

Развивающие игры бывают различными:

приобретенные в магазине готовые комплекты с инструкцией по применению или комплекты, избранные для игр самим ребенком, содержащие предметы-заместители.

игры, изготовленные собственноручно;

Существует множество классификаций развивающих игр.

Наиболее содержательно представлены в книге Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или Развивающие игры».

Все развивающие игры были классифицированы следующим образом.

Классификация развивающих игр:

«Абак» в переводе с арабского означает «счётный столик». Современные счетные столики представляют собой подставки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме, сосчитывать в различном расположении.

Абаки могут быть выполнены в виде игрушек-каталок, паровозиков, фигурок, иметь в своём составе от трёх-четырёх до нескольких десятков счётных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушки индивидуально каждому ребёнку.

Вкладыши – это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры – вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.

Вкладыши в рамку. Рамки с силуэтами (прорезями разных форм) могут быть плоскостными (в виде планшета) или объёмными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить её в отверстие.

Вкладыши в основание. Это набор предметов определённой формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставке (основании) или надевать на специальные штырьки.

Вкладыши один в другой. Это и традиционная русская матрёшка, и множество других подобных игрушек. Количество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется од двух- трёх до десяти и более.

Это традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собою башенки, мельницы, человечков, животных. Игрушка может быть напольной, настольной и даже уменьшатся в кармане.

Трехлетним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей. Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования. Позже к разнообразным мозаикам, лото и разрезным картинкам добавятся игры-«ходилки» с кубиком и фишками, позволяющие организовать уже с детьми 3,5-4 лет увлекательные соревнования-путешествия по самой разной тематике.

Блоки и конструкторы

Блоки и конструкторы сюжетные по своему назначению не отличаются от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной речи ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры.

Блоки и конструкторы логические обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида.

Первый вид предлагает составить изображение из нескольких частей. Это «Квадрат», «Сложи узор», «Радужное лукошко».

Второй вид предлагает наборы всевозможных деталей, которые надо научится сопоставлять по признакам: цвету, форме, размеру.

В свою очередь классифицируются на речевые и сенсорно-двигательные. Речевые развивают активную связную речь ребенка.

Список использованных источников:

Источник

Что такое развивающие игры и зачем они нужны?

Наше время заставляет беспокоиться о развитии наших детей, уже тогда, когда они мирно спят в колыбельках и ничего не подозревают о мыслях, мучающих их мам и пап. Дело в том, что в последние годы на родителей обрушился целый шквал информации: имена Монтессори, Зайцева, Никитина, представителей Вальдорфской школы у всех на слуху. Чтобы разобраться в таком количестве научных школ и теорий, приходится перечитывать горы книг, голова идет кругом, потому что Доман говорит одно, а Масару Ибуки другое. Зачастую из мам, открывших для себя мир педагогических новаций, вырастают новые сподвижники этих идей, пропагандисты и новаторы. Но что же делать остальным?

Покупая игрушку, мы все чаще задаемся вопросом: «А чему она научит моего ребенка?» Безусловно, у каждого малыша должна быть кукла, машинка, мячик, паровозик и многое другое, но мы ищем что-то такое, что можно было бы отнести к разряду развивающих игр. Сейчас очень многие книги посвящены этим играм и тому, как в них играть, как сделать их самим. Хорошими помощниками могут стать книги Б.П.Никитина «Мы, наши дети и внуки», «Интеллектуальные игры» и др., написанные им совместно с женой и соратницей Леной Алексеевной. Если вы только собираетесь стать родителями, то прочитайте «Первый год жизни ребенка» и, возможно, проникнувшись идеей «сознательного родительства», вы сможете больше дать своему малышу. Ведь часто необдуманными запретами мы останавливаем ребенка на великом пути познания, прерываем те начинания, которые могли бы привести к новым открытиям и знаниям.

Предположим, первый и самый трудный для вас год жизни ребенка уже позади и вы всерьез задумались, не пора ли вашему карапузу приобщаться к новым знаниям. Пора! Уже давно пора слушать музыку, рассматривать картинки, читать с мамой книжки, рисовать и делать многое-многое другое, что позволит в дальнейшем малышу стать всесторонне развитой личностью. В книге Б.П.Никитина «Интеллектуальные игры» описано несколько игр, с которыми уже можно знакомить ваше чадо. Именно знакомить, потому что первые результаты появятся, возможно, не очень скоро. Но не отчаивайтесь! Брошенное в землю семя имеет шанс прорасти, а непосаженное не прорастет никогда. Порой малыши сильно удивляют: тебе кажется, что ты вывернулся наизнанку в попытке показать, рассказать, научить, а он мало того, что ничего не может воспроизвести, но еще и все время отвлекается и становится жаль и себя, и своего времени, и своих напрасных стараний. Но проходит месяц, два, а может и больше и ваш ребенок, повторяя ваши жесты и интонации, выдает всю ту информацию, которую, казалось бы, он пропустил мимо ушей. И тогда вы поймете, что совсем ненапрасными были ваши усилия. Но, прежде чем вы дождетесь этого восхитительного мига первых побед, вам придется запастись терпением и мудростью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *