Что такое разворот с прилегающей территории
Разворот с прилегающей территории
На автомобиле приходиться ездить не только по оборудованным дорогам, но и на прилегающих территориях. При возникновении необходимости в развороте с прилегающей территории нужно учитывать все правила и запреты, которые действуют на данном участке.
Что означает дорога и прилегающая территория
Дорога — это полоса земли, оборудованная и предназначенная для передвижения транспорта и людей. Она может включать в себя одну или несколько проезжих частей и деления между ними, тротуары, обочины, трамвайные пути. Дорога — наиболее обширное понятие.
Прилегающая территория (ПТ) не является частью дороги или проезжей части: это территория, которая прилегает к дороге. Важным определением ПТ является то, что через нее невозможно сквозное движение: на нее осуществляется въезд, с нее можно выехать, но заехать в одном месте, а выехать в другом — нельзя.
Прилегающие территории имеют следующие особенности:
Обозначается такая территория дорожными знаками:
Водитель, находящийся на прилегающей территории не имеет никакого приоритета. Даже наоборот: он обязан уступать всем ТС на дороге, а также пешеходам и велосипедистам на тротуаре и во дворе (если это жилой дом или офисное здание). Максимальная разрешенная скорость на ПТ составляет 20 км/ч. за нарушение скоростного режима автомобилиста оштрафуют.
Выполнение разворота
Разворот на прилегающей территории не запрещается правилами дорожного движения. Запрет может быть установлен на конкретном участке, например, на пешеходном переходе, или при наличии сплошной разметки.
Крайне важно не перепутать перекресток и прилегающую территорию, так как на этих участках установлены различные требования и ограничения. Например, на перекрестке нельзя двигаться задним ходом, в то время как разворот с заездом на прилегающую допустим с использованием движения задом.
Распознать перекресток помогут дорожные знаки. Например, 2.3.1-2.3.7 (второстепенная дорога) устанавливаются только перед перекрестками. То есть при наличии таких табличек можно сделать вывод, что участок является перекрестком, а не прилегающей территорией.
Требования к выполнению маневра все-таки есть, хоть в ПДД и нет отдельного пункта с руководством по развороту на ПТ.
Как правильно оценить дорожную обстановку
Нужно обратить внимание: нет ли на данном участке знаков, которые запрещают разворот. И не устанавливает ли запрет на маневр дорожная разметка. Если условия позволяют выполнить маневр, то нужно переходить к оценке обстановки.
При развороте важно учитывать с какой стороны от проезжей части располагается прилегающая территория. Маневр несложный, но требует быстрой реакции и предельной внимательности.
ВАЖНО! Место примыкания ПТ к дороге не является перекрестком.
Если территория справа
В случае, когда участок расположен справа, совершить разворот проще, чем когда он находится слева. Нужно проехать немного дальше въезда и остановиться. Затем следует пропустить все автомобили и, не создавая помех, сдать направо назад. Проехав нужное расстояние для разворота, нужно включить сигнал поворота налево и повернуть, предварительно пропустив весь транспорт.
Когда территория слева
До начала маневра нужно расположить транспортное средство в крайнем левом ряду. Пропустив встречный поток транспорта, нужно передом заехать на ПТ (стараясь держаться поближе к правому краю). После въезда нужно включить указатель правого поворота, сдать назад и повернуть машину в нужном направлении. При этом важно не создавать помех встречному транспорту и пешеходам на прилегающем участке.
Как происходит разворот вне перекрестка
Пересечение прилегающей территории и дороги не считается перекрестком, поэтому любой разворот с заездом на ПТ — разворот вне перекрестка. Если ширина дороги не позволяет произвести маневры без заезда на прилегающий участок, то нужно выполнить его руководствуясь алгоритмом разворота на ПТ.
Главное условие — не создавать помех другим участникам движения, в том числе пешеходам. Важно помнить, что маневр нельзя совершать в зоне действия знака «Пешеходный переход» и зебры.
Развернуться на дороге с оживленным движением
Разворот на дороге с оживленным движением повышает риск столкновения с другим транспортным средством. Однако, не стоит переживать: выполнить маневр можно, после того, как все участники движения, имеющие преимущество, покинут необходимый для реализации разворота участок.
Если вариант «пропустить всех и проскочить» не работает из-за слишком высокой интенсивности движения, то можно объехать квартал вокруг и выехать с нужной стороны, при наличии таковой возможности.
Где нельзя развернуться
За несоблюдение требований ПДД водителя оштрафуют, поэтому знать о запретах важно. Разворот запрещен:
Конечно, всегда есть вероятность того, что нарушение не будет зафиксировано. Однако, на современных дорогах зачастую установлены камеры.
Какие существуют штрафы за нарушение правил
Итак, за неверно выполненный разворот на прилегающей территории могут быть назначены следующие штрафы:
Кстати, штрафные санкции в регионах РФ не такие строгие, как в Москве и Санкт-Петербурге. В этих оживленных городах штрафы могут быть в два раза больше.
Если избежать штрафов все-таки не удалось, то можно снизить размер взыскания на 50%, оплатив его в течение 20 дней с момента получения.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Чтобы маневр был успешным, следует сначала убедиться в том, что участок является прилегающим, а не перекрестком. После этого нужно сосредоточить внимание на установленных в данной зоне знаках и типе дорожной разметки. Последним этапом перед началом маневра будет предоставление преимущества другим участникам движения.
Правила разворота с использованием прилегающей территории
Выучить правила дорожного движения кажется многим простым заданием. Однако зазубрить текст недостаточно, нужно проникнуть в саму суть сказанного. Это поможет принять правильное решение в спорной ситуации.
Не только новички, но и большинство опытных водителей, допускают ошибки, выполняя разворот с помощью прилегающей территории. При этом в правилах дорожного движения четко прописано, как вести себя на таком участке и чего делать категорически запрещено.
Что является прилегающей территорией
Каждый водитель знает, что намного легче выполнить разворот в полевых условиях, чем провести маневр на узкой дороге. Чтобы правильно понять, где именно можно разворачиваться, нужно обратиться к п. 1.2 ПДД РФ.В нем говорится, что прилегающей территорией называется участок, который соединен с дорогой, но не предназначен для сквозного движения. Чаще всего речь идет о парковках, дворах и автозаправках, которые вынужденно посещает каждый водитель.
Неопытные водители иногда путают ее с перекрестком, что приводит к серьезным нарушениям правил и провоцирует ДТП.
Согласно законодательству, прилегающую к дороге территорию можно отличить по таким признакам:
Как правильно выполнить разворот
Не только новички, но и опытные водители испытывают трудности при проведении разворота. Однако если разобраться в правилах, то можно избежать неприятных ситуаций.
Оценка дорожной обстановки
Водитель, у которого возникла необходимость развернуть транспортное средство, обязан проанализировать сложившуюся на дороге ситуацию. Если движется большой поток машин, то маневр легче провести с прилегающего участка дороги, расположенного по левую сторону. При этом возникнет необходимость уступить исключительно транспортным средствам лишь с одной стороны.
Намного сложнее провести разворот, когда необходимый участок находится справа. В этом случае выезжающей машине необходимо уступить дорогу транспорту, который движется по обеим полосам.
Если за рулем новичок, то для него это будет достаточно проблематично. Поэтому важно правильно оценить ситуации на дороге и выбрать подходящее место для разворота. В противном случае под угрозой находится жизнь не только водителя, но и тех, кто находится в этот момент на проезжей части.
Использование территории справа
Выполняя разворот водителю, следует придерживаться определенной схемы действий, которая разработана специально, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. Если выбранный участок находится по правую сторону, то в первую очередь нужно включить правый поворот, чтобы другие водители были в курсе о происходящем.
Выбранное место следует немного проехать (примерно на метр) и остановить машину. Для новичков важно запомнить, что не рекомендуется вплотную прижиматься к бордюру. При последующих маневрах существует опасность не рассчитать дистанцию и заехать на него.
Итак, когда машина остановлена, нужно провести оценку ситуации на дороге. Если помехи сзади отсутствуют, то задним ходом медленно въезжают на выбранную территорию. Главное пропустить пешеходов, если таковые появились на траектории движения.
Оказавшись в нужном месте, водитель должен включить левый поворот, проверить, свободна ли проезжая часть, и закончить свой маневр.
Важно запомнить, что перед завершением разворота и выездом на дорогу, нужно остановиться у самого ее края. Это позволит увидеть все машины, которые находится в непосредственной близости на обеих полосах движения.
Прилегающая территория слева
Водителю необходимо перестроиться в крайний левый ряд и остановиться у поворота, который приведет к необходимому участку. Затем нужно оценить обстановку, пропустить транспорт, который движется по встречному направлению, и заехать на территорию передом. Выполняя данное действие нужно как можно ближе подъехать к ее правой стороне.
Когда машина полностью скрылась на прилегающем к дороге участке, следует дать задний ход и закончить свой маневр.
На этом этапе важно внимательно следить другими участниками движения, чтобы не вывернуть у них перед носом и не спровоцировать аварию. Подъехав к дороге, нужно притормозить, посмотреть по сторонам и плавно выехать на полосу движения, а затем отправиться вперед.
Рассмотренный маневр достаточно прост, однако, в нем заложена опасность, которая связана с пешеходами. Осуществив поворот и пытаясь добраться до места назначения, водитель находится на встречной полосе. Если вдруг перед ним возникнет пешеход, то правила обязывают остановиться и пропустить его. При этом машина окажется на середине проезжей части, что не доставит особого удовольствия ни самому водителю, ни другим участникам дорожного движения.
Задним ходом
Поскольку прилегающей к проезжей части считается также стоянка или двор, то водителю нередко приходится разворачиваться, двигаясь задним ходом. Такой маневр требует особой осторожности, так как увидеть приближающийся транспорт из-за ограниченного обзора будет сложно.
Если в машине водитель не один, то он может попросить спутника выйти на дорогу, так чтобы его видели и подать знак, когда можно делать разворот. Он также должен жестами предупредить другие машины, чтобы они успели сбавить скорость.
Однако такие манипуляции лучше проводить на не слишком загруженных дорогах, в противном случае будет существовать угроза для жизни не только водителей, но и помощника, который находится на дороге.
Вне перекрестка
Маневр обычно проводится на дороге с двумя полосами, которые разделены прерывающейся линией. Сперва нужно включить правый поворот, оценить дорожную обстановку через зеркала заднего вида и понемногу прижиматься к бордюру. Затем переключив сигнал поворота на левую сторону нужно снова проверить наличие других машин.
Если путь чист, то выполняется движение вперед с быстрым, но плавным поворотом руля. После проведения разворота рулевое колесо выравнивают, а скорость плавно наращивают.
При этом левый сигнал поворота все еще остается включенным.
Штраф за нарушения правил разворота
Правонарушения на дороге нередко происходят по вине водителей, которые неправильно провели разворот или выбрали для этого запрещенный участок дороги. При этом жесткость меры наказания будет напрямую зависеть от серьезности проступка:
Распространенные вопросы
Обязательной темой для изучения на курсах вождения является территория, которая расположена рядом с дорогой. Однако у многих все равно остаются вопросы, на которые водители желают получить ответы.
Осуществляя разворот с использованием прилегающей к проезжей части территории нужно быть максимально бдительным. Одно неправильное движение может спровоцировать аварию, которая приведет к лишению водительских прав или штрафным санкциям.
Верховному суду подали знак
Каждый водитель знает, что зона действия многих знаков распространяется до конца населенного пункта или до ближайшего перекрестка.
Но не всякий водитель в путанице наших дорог и правил четко определит, что считать перекрестком. Как правило, заблуждения на этот счет заканчиваются штрафом. Простейший пример: едет человек по Третьему транспортному кольцу, где знаками установлено ограничение 80 км/ч с «ненаказуемой» скоростью 95 км/ч в крайнем левом, пятом ряду. Примыкает к ТТК некая маленькая улочка. И знаков никаких за ней нет. Да ее вообще сложно заметить из крайнего левого ряда. И продолжает водитель ехать свои 95 км/ч, не подозревая о том, что они стали наказуемыми. Ведь он проехал перекресток. А ограничение «80» действовало именно до этой маленькой улочки. А после нее, как и везде в городе, «60».
Именно в такой ситуации оказалась юрист Любовь Кобцева. Получив постановление о штрафе, она подала иск в Верховный суд. В нем она просит ВС признать частично недействующим пункт 1.2 Правил дорожного движения в части определения понятия «перекресток».
По ее мнению, нынешняя формулировка не согласуется с тем, что указано в Венской международной конвенции о дорожном движении 1968 года, которую подписала Россия.
Согласно конвенции, термин «перекресток» обозначает любое пересечение на одном уровне, соединение и разветвление дорог. Термин «дорога» означает всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения.
Но вот беда, у нас дворами некоторые населенные пункты можно насквозь проехать. Даже в Москве таких сквозных дворовых проездов масса. И есть выезды из дворов, которые оборудованы разделительной разметкой, бордюрами и знаками лучше, чем иная дорога.
Как пояснили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, к терминам Правил дорожного движения претензий нет. Но есть претензии к организаторам дорожного движения, которые должны устанавливать дублирующие знаки в спорных ситуациях. Например, если двор имеет сквозной проезд. Кстати, и ГОСТ о дорожных знаках рекомендует дублировать такие указатели после выездов с прилегающих территорий. Однако это лишь рекомендация, которую не всегда выгодно соблюдать. Лишний штраф казны не портит.
Сергей Смирнов, юрист
Лев Воропаев, адвокат
Вероятнее всего, Верховный суд не удовлетворит этот иск. Во-первых, ВС не является органом, который уполномочен вносить изменения в нормативно-правовые акты, если тот или иной заявитель считает это целесообразным. ВС лишь проверяет их на соответствие высшим законодательным актам.
Что касается Венской конвенции, то она указывает на то, что договаривающиеся стороны имеют право конкретизировать тот или иной термин. Скорее всего суд сочтет, что правила в части определения термина «перекресток» не противоречат ни российским правовым актам, ни Венской конвенции. Тем более, что ВС уже рассматривал подобный иск и противоречий не нашел.
Разворот через прилегающую территорию слева
Последнее обновление: 29.05.2020
Комментариев нет
Вопрос: Выполняю разворот из крайнего левого положения, частично заехал на прилегающую к дороге территорию. В этот момент по данной прилегающей территории в направлении дороги двигался другой автомобиль. Заканчивая разворот, должен ли я уступить ему, как помехе справа?
Ответ. Сначала немного теории. Под прилегающей к дороге территорией следует понимать либо некую площадку, прилегающую к дороге, либо въезд-выезд на эту самую площадку (территорию, двор, жилой массив и пр.).
Непосредственно на прилегающей территории действует требование пункта 8.9: уступить должен водитель, к которому другой автомобиль приближается справа. Следовательно, съехав с проезжей части (на обочину либо прилегающую к дороге территорию), водитель теряет приоритет, который дает ему дорога по отношению к прилегающей территории.
Выезжая с прилегающей территории, водитель, в соответствии с пунктом 8.3, должен уступить дорогу другим тс, которые по ней движутся.
В вопросе присутствует неопределенность: что означает «частично заехал», и что автор вопроса подразумевал под прилегающей территорией? Частично, это насколько? — одним колесом, двумя колесами, в половину корпуса? Можно ли это «частично» считать съездом с проезжей части? Неясно. И нужно понимать, что в разных дорожных условиях ответы на эти вопросы будут разными.
Под условиями понимается и плотность движения, и его интенсивность, обзорность участка дороги, особенность въезда на территорию и пр. Например, территория может прилегать непосредственно к дороге или иметь собственный въезд. По дороге все время движутся машины, на проезжей части или рядом могут появиться пешеходы — ситуация непрерывно изменяется, соответственно, и реакция на нее также будет меняться.
Подобных неопределенных в пдд ситуаций на дороге достаточно много, поэтому, когда возникает неясность, целесообразно поступать таким образом, чтобы ваши действия не входили в противоречие с ПДД, и сохраняли, при этом, контроль над дорожной ситуацией.
Контроль над ситуацией всегда необходим, поскольку, кому из водителей после ДТП будет легче от того, что он был, как говорят, прав, но машины столкнулись?! Ответ: никому, у каждого своя правда.
Рассмотрим возможные варианты разворота с использованием прилегающей территории, располагающейся слева по ходу движения.
Предположим, предстоит развернуться вне перекрестка. Дорога в две полосы, справа бордюр, слева – прилегающая к дороге территория, например, достаточно просторная площадка перед каким-то зданием (например, магазином). На этой площадке стоят другие машины. Задний ход в процессе разворота использовать не планируется, т.е. есть возможность выполнить разворот с прилегающей территории за один прием.
Дорога свободна, автомобиль разворачивается, как условлено в вопросе, заезжает частично на территорию, и сходу, без остановки выезжает снова на дорогу. Если в этот момент его сзади никто внезапно не «догоняет» или едущему сзади авто не приходится тормозить, то разворот выполнен в рамках ПДД – помех никому не создано.
Несколько другой, но похожий вариант разворота с использованием въезда-выезда с прилегающей территории. В таких местах общее пространство для разворота становится шире, и развернуться намного удобнее.
При вышеуказанных обстоятельствах в процессе разворота Правила не обязывают уступить дорогу автомобилю, который движется по прилегающей территории или к выезду с нее. Исключение – остановка в целях избежать ДТП — тот случай, когда пути машин неминуемо пересекутся и столкновение неизбежно.
Другая ситуация. Автомобиль разворачивается, заезжает двумя колесами или в полкорпуса на прилегающую территорию либо на обочину, т.е., как указано в вопросе, частично съезжает с дороги. В этот момент сзади него, по этой же дороге едут другие машины, они приближаются к месту события и у них в данный момент преимущество.
Завершая разворот с прилегающей территории (фактически – перед выездом на дорогу,) следует уступить едущим сзади машинам, т.е. не создавать им помех (пункт 8.1), поэтому водитель вынужден остановиться.
С этого момента этот автомобиль находится в равных правах с другими машинами, находящимися на этой прилегающей территории. Между ними теперь действует требование пункта 8.9 – правило «помеха справа».
Эти три внешне похожие ситуации разворота с использованием прилегающей территории отличаются в деталях, поэтому действовать нужно исходя из конкретных обстоятельств. В какой-то другой ситуации будет целесообразно развернуться от правого края дороги. Тогда вовсе не придется заезжать на прилегающую территорию, и вопрос приоритета перед едущими по ней машинами снимается.
Вполне возможно оказаться в неоднозначной ситуации или столкнуться с непониманием, например, вы считаете, что приоритет у вас, а оппонент считает, что приоритет именно у него. Когда к общему решению прийти не удается, в таких условиях вероятность столкновения повышается.
Иногда бывает смысл (целесообразность) остановиться и уступить дорогу. Есть немало ситуаций, когда из чувства солидарности водители помогают друг другу «выбраться» из затруднительного положения на дороге. Имея преимущество в движении, но из целесообразности уступая при этом дорогу, вы НЕ нарушаете Правила, и сохраняете при этом контроль над ситуацией.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 29.05.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Прилегающая территория в ПДД: парковка, разворот и движение
Водители транспортных средств, которые не имеют достаточно опыта, зачастую сталкиваются с трудностями при въезде или выезде со двора, стоянки или подобных мест. За нарушения такого характера существует штраф, если в один момент совершить две ошибки можно и вовсе лишиться прав. Избежать эксцессов довольно легко, неважно, с каким набором правильных ответов человек закончил автошколу, если есть сомнения по поводу правильности действий, то в ситуации нужно немедленно разобраться. Термин прилегающая территория относится к парковкам, жилым зонам и АЗС, с этими местами водители сталкиваются часто, не будет лишним повторить для себя правила, касающиеся подобных зон местности.
Общее понятие
Если брать во внимание ПДД, то участок дороги, который прилегает к проезжей части и не предназначен для сквозного движения, называется прилегающей территорией. Хорошим примером таких зон будут дворы, заправочные станции и похожая местность. Регулировка в подобных карманах производиться с учетом общепринятых правил, просто проехать сквозь них без остановки не получится.
Как беспроблемно определить
Новички зачастую ошибочно воспринимают территорию, непосредственно граничащую с проезжей частью, и ведут себя как на обычном перекрестке. Такие зоны нужно уметь различать, для них существуют отдельные правила. Оградиться от возможных наказаний сотрудников ГАИ поможет четкое понимание требований при выезде и въезде в обоих случаях. Перекресток имеет отличительные черты в виде светофоров, знаков и разметки, все подробности можно узнать при ознакомлении с правилами дорожного движения. Прилегающие участки не оснащаются такими вспомогательными указателями, это четко прописано в инструкции для водителя. Исходя из этого, подобные зоны не могут иметь ничего общего с перекрестками, имея в виду такие признаки, каждый владелец транспортного средства с легкостью разберется в ситуации.
В большинстве случаев трудности у новичков возникают с дворовыми зонами, они очень похожи на участки, о которых идет речь, но не являются такими. В момент выезда и въезда необходимо придерживаться других правил, они прописаны в специально разработанных и утвержденных документах.
Подробности движения
Чтобы избежать неожиданных штрафов, необходимо придерживаться строгих указаний от сотрудников ГАИ, в списке можно заметить по большей части запреты, учитывая подобные нюансы, можно избавиться от проблем. Выглядят они так:
Использовать газоны некультурно, такие действия наказываются региональными властями, об этом не стоит забывать. Карманы, которые предусмотрены для парковок, такие места есть возле каждого многоэтажного дома, также относятся к прилегающей территории. Как только водитель начал продвижение по местности, он обязан уступать дорогу пешеходу, в противном случае сотрудники ГАИ воспримут это как нарушение правил и вынесут предупреждение.
Особенности выезда
Подобные маневры должны производиться с особой аккуратностью, ведь преимуществ перед проезжей частью участок не имеет. Алгоритм действий предполагает следующее: пропуск всех участников движения, убедившись в свободном проезде, совершить выезд.
Помимо авто, находящихся слева и права, находящийся за рулем транспортного средства человек пропускает:
Соблюдая в точности все моменты можно не переживать за штрафы, но необходимо при каждом совершении маневра быть внимательным.
Правильный разворот
Использовать такие зоны для вынужденного разворота не запрещено ПДД, ведь подобные движения на дороге могут быть затруднены припаркованными автомобилями или сужением проезжей части. При необходимости въехать на прилегающую территорию следует соблюдать все правила, предусмотренные для безопасности передвижения. Нужно избежать ситуаций, которые сделают личное транспортное средство помехой для других, особое внимание уделяется основой проезжей части.
Если участок находится справа, то правильный алгоритм действий предполагает остановку и после того, как все автомобили проедут, водитель въезжает в нее задним ходом, после чего выполняет полный разворот. Когда зона находится слева, маневр несколько усложняется, нельзя забывать о знаке поворота, после чего занимается крайний левый ряд, встречные автомобили в обязательном порядке пропускаются, при первой возможности следует заехать в карман передом. Максимальную концентрацию и аккуратность необходимо проявить при выезде, чтобы не препятствовать движению.
Существующие наказания
Если при въезде на АЗС владелец авто проигнорировал знаки, которые в обязательном порядке устанавливаются в таких прилегающих территориях, то действия расцениваются как нарушение. А именно езда с использованием встречной полосы, по решению специальной комиссии водитель может лишиться прав на 6 месяцев или заплатить штраф 5 тыс. руб.
Самым частым случаем можно смело назвать несоблюдение запрета на сквозной проезд в подобных участках, наказание будет составлять 500 руб. Не стоит забывать о превышении скорости и езде в нетрезвом состоянии, и многое другое из ПДД, такие нарушения также будут фиксироваться и человек ответит по всей строгости закона.