Что такое рдш простыми словами
Вопросы и ответы
Организация предоставляет каждому школьнику в возрасте от 8 лет возможности приобретать навыки по всем направлениям деятельности РДШ и принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны.
На данный момент для участников РДШ не предусмотрено льгот при поступлении в вуз. Но принимая участие в деятельности Организации, школьники получают возможность обрести навыки по ряду направлений, а также сформировать активную жизненную позицию. Все это несомненно поможет им в дальнейшем обучении. В том числе, при поступлении в вуз.
Любой школьник может стать участником организации с 8 лет.
Участником РДШ может стать любой человек, достигший 8-летнего возраста, законно находящийся на территории Российской Федерации.
Контакты представителей региональных отделений РДШ можно найти на нашем сайте в разделе «Региональные отделения»
Движение Юнармия взаимодействует в рамках военно-патриотического направления РДШ, в которое входит множество подразделений. Это и юные инспектора движения, юные пограничники, юные спасатели, юные казаки, а также работа в военно-патриотических клубах, участие в военно-патриотических играх и квестах.
Для того, чтобы присоединиться к Организации, прежде всего, требуется твое желание. Ты можешь обратиться к региональному координатору (контакты координатора твоего региона можно посмотреть здесь), который подскажет тебе, каким образом принять участие в мероприятиях по направлениям нашей организации. Либо регистрируйся на нашем сайте и принимай участие в наших проектах!
Для этого необходимо написать на почту post.info@myrdsh.ru или воспользоваться разделом «написать в редакцию сайта» ( он находится внизу справа), указав при этом ваше ФИО, эл.почту регистрации и причину удаления аккаунта.
Необходимо зайти в раздел «Вход/Регистрация» (он находится вверху справа). Ввести дату рождения (система автоматически по дате рождения определяет ваш статус), выбрать статус «ученик» и заполнить все поля регистрации. Более подробную информацию можно найти в инструкции.
Если Вы хотите вступить в члены РДШ, необходимо скачать и распечатать заявление, которое находится в личном кабинете пользователя, рядом с фотографией (мобильный телефон его не показывает), подписать его (если нет 14 лет, то заявление подписывает родитель), и отдать заявление председателю первичного отделения в школе. Если первичное отделение в школе еще не создано, отдать куратору РДШ в школе, классному руководителю, директору школы или написать председателю регионального отделения. После приема в члены РДШ, в личном кабинете появится значок со статусом «Член РДШ» и членский билет. (ID пользователя находится под QR-кодом в заявлении).
Напишите на почту post.info@myrdsh.ru или воспользуйтесь разделом «написать в редакцию сайта» ( он находится внизу справа), указав ваше ФИО, эл.почту регистрации, регион проживания и описание проблемы.
Важно знать.
В анкете необходимо заполнить все поля. После того, как Вы нажали «сохранить», система автоматически должна вывести вас на личный кабинет. Если этого не произошло, проверьте правильность заполнения полей анкеты, прокрутите ее вниз и посмотрите какое поле выделено красным цветом, заполните данные и нажмите «Сохранить» повторно. В случае успешного прохождения анкеты, после того как Вы нажмете «Сохранить», система перенаправит Вас из анкеты школы в кабинет куратора.
Контакты ответственных за проекты можно найти в разделе «Проекты», на странице проекта в подразделе «Контакты»
Для того, чтобы школа появилась в списке школ для пользователей должно пройти несколько этапов.
Куратор от школы, который занимается деятельностью РДШ регистрируется на сайте в статусе «педагог» и заполняет анкету школы (Для этого нужно зайти в личный кабинет и нажать оранжевый кружок), после этого ее должен подтвердить в системе координатор регионального отделения и только после этого она появится у пользователей в списке школ. Контакты регионального координатора можно найти здесь.
Чтобы информация об ученике появилась в кабинете куратора, ученику необходимо зарегистрироваться и в личном кабинете, в списке школ выбрать нужную школу.
Загрузка согласии на обработку персональных данных, производится в личном кабинете.
Подробнее в инструкции
Для того, чтобы первичное отделение появилось на сайте необходимо зайти в подраздел «первичные отделения» раздела «Об РДШ». Нажимаете на синюю кнопку «Зарегистрировать» и заполняете все поля формы регистрации. После того, как заявка будет отправлена, ее должен подтвердить председатель регионального отделения. В случае возникновения дополнительных вопросов воспользуйтесь инструкцией.
Прежде чем вам откроется доступ к подаче заявок, необходимо загрузить согласие на обработку персональных данных. Его Вы загружаете один раз в личном кабинете. Для этого, нужно зайти в личный кабинет и нажать «карандашик», после чего, в графе документы Вы найдете образец согласия на обработку персональных данных и/или согласие родителей. Его нужно скачать, распечатать, заполнить и подписать, после этого отсканировать или сфотографировать и загрузить в разделе «документы» в личном кабинете пользователя. После того, как согласие будет загружено у Вас на странице проекта появится кнопка «Подать заявку». Более подробная информация содержится в инструкции.
Общественно-государственная детско-юношеская организация «российское движение школьников»: что это, чем занимается
Нам нужен активный гражданин!
Гражданскую активность призваны развивать такие направления Российского движения школьников:
Они воплощаются в рамках таких видов деятельности как:
О волонтёрстве следует сказать отдельно, так как эта деятельность приобрела очень широкий размах среди учащихся. Школьники могут заниматься одним или несколькими из следующих её видов:
История создания организации
28 марта 2016 года в МГУ им. Ломоносова состоялось учредительное собрание организации. На собрании высшим органом управления движения утверждён координационный совет, руководство им осуществляет председатель и два сопредседателя, избираемые сроком на три года. Целью организации декларируется совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Назад к пионерии?
Некоторые полагают, что Российское движение школьников – это шаг в прошлое. Движение напоминает по принципам работы и настрою созданную 1922 году в СССР Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина.
Действительно, у РДШ и пионерии есть немало общего:
Наличие сходств вовсе не означает, что Российское движение школьников – это современная копия пионерской организации, ведь имеются и некоторые отличия.
Даже если создатели РДШ решили взять всё хорошее из пионерской организации и соединить всё это с концепцией современного движения школьников, что же в этом плохого? Наверно, ничего.
Многие убеждены в том, что нашим детям необходимо Российское движение школьников, что это их шанс стать достойными людьми. Занимаясь спортом и общественными делами, изучая историю страны, активно и с пользой проводя досуг, ребята становятся достойными гражданами нашей великой и необъятной родины.
Всё по полочкам
Итак, пришло время подвести итоги и рассказать «просто о сложном» в формате «вопрос-ответ».
1. Чем занимается РДШ?
Деятельность Российского движения школьников направлена на организацию досуга, воспитание и создание условий для развития детей в интересном им направлении.
Это необходимо, чтобы школьники знали и чтили историю страны и родного края, были патриотами, принимали участие в различных мероприятиях, умели работать в коллективе и развивали лидерские качества.
3. Как вступить в движение?
Участником РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в движении. Если ребёнок этого хочет, он может выбрать любое направление, которое ему по душе, прямо у себя в школе.
4. Какова структура организации?
В движение входят отделения разного уровня: школьные, муниципальные, региональные, общероссийские.
Военно-патриотическая направленность
Развитию военно-патриотического направления среди школьников способствует Всероссийский военно-патриотический клуб «Юнармия», который преследует цель воспитать новое поколение патриотично настроенной молодёжи, умных, смелых, любящих свою родину граждан, готовых в любой момент встать на её защиту.
Помимо «Юнармии» существует ещё целый ряд патриотических клубов, в которые активно вливаются всё новые и новые школьники.
В рамках военно-патриотического направления проводятся следующие мероприятия:
«Российское движение школьников»: вспомним как все начиналось?
85 субъектов РФ, федеральные форумы и слеты от Калининграда до Камчатки и незабываемые эмоции. С момента создания «Российского движения школьников» (РДШ) прошел ровно год.
Сегодня «Российское движение школьников» празднует свой первый день рождения. Год назад в нашей стране была создана организации, которая призвана объединить школьников со всех регионов. За это время была проделана большая работа, движение пришло в школы во всех регионах. Мы решили вспомнить самые ключевые моменты деятельности РДШ.
Первые шаги
«Поехали»
Весной в Москве состоялся первый съезд «Российского движения школьников». В МГУ собрались представители региональных министерств, школ, педагоги и сами школьники. Именно тогда были выбраны председатель РДШ – герой РФ, летчик-космонавт Сергей Рязанский, сопредседатели – журналист Яна Чурикова и победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» Алла Головенькина.
Съезд определил четыре основных направления работы – военно-патриотическое, информационно-медийное, личностное развитие и гражданская активность. А Сергей Рязанский дал официальный старт движению словами: «Работа у нас только начинается. Поехали!»
«Балтийский Артек»
Первым значимым и масштабным событием для РДШ стало участие и содействие в организации Всероссийского форума «Балтийский Артек», который проходил в Калининграде с 25 по 31 июля. На форуме РДШ собрались молодые учителя со всей страны. В рамках программ «Российского движения школьников» они смогли подискутировать на волнующие их темы, получить ответы на острые вопросы, обменяться опытом, найти единомышленников из разных уголков страны, а также приобрести новые знания для своего профессионального роста. Благодаря РДШ молодым педагогам открылся доступ к лучшим практикам, тренингам, увлекательным лекциям и семинарам от специально приглашенных спикеров и экспертов.
1 сентября
Семинар для региональных координаторов РДШ
Впервые делегации активистов из региональных отделений РДШ встретились в Москве в конце августа, чтобы пройти курс обучения по направлениям деятельности Движения, прослушать лекции от экспертов в различных областях, обменяться опытом и заявить о своих образовательных методиках работы на федеральном уровне.
«Нам предстоит большая и интересная работа, поэтому важно, чтобы наш труд был эффективным, и мы с вами действовали сообща», – отметила тогда директор «Росдетцентра» Алиса Крюкова.
«Доброволец России»
«Российское движение школьников» приняло участие в еще одном крупном федеральном проекте Всероссийском форуме «Доброволец России 2016», где впервые была представлена номинация «Юный доброволец». Форум объединил на своей площадке свыше 1000 волонтеров. В рамках форума РДШ провели съезд юных добровольцев.
РДШ сегодня
Сегодня «Российское движение школьников» работает в 85 субъектах РФ в более чем 250 школах. В каждом регионе прошли Слеты РДШ, а школьники уже определились с направлениями движения и приступили к разработке собственных проектов. В ряде регионов запущены детские пресс-центры. Школьники готовят репортажи и видеоматериалы для сайта и социальных сетей РДШ, а также для «Большой школьной редакции» на базе социальных сетей «Вконтакте». Активная работа проводится и по военной-патриотке. Так, в ВДЦ «Орленок» прошла 1-я всероссийская специализированная смена «Служу Отечеству», которая собрала 300 человек из 32 регионов России, и первая за 20 лет Всероссийская военно-патриотическая игра «Орленок». В настоящее время продолжается прием работ на всероссийские конкурсы РДШ. В ближайшее время состоятся «Слет юных экологов», «Всероссийский форум интеллектуальные лидеры России» в Ярославле, «Зимний фестиваль» в Москве и многое другое.
Этот год навсегда останется в памяти взрослых и детей – год, когда РДШ смогло объединить тысячи российских школьников, педагогов, вожатых, подарить им радость, незабываемые впечатления и дать шанс детям быть услышанными на всю страну.
К вопросу об организации «Российское движение школьников»
Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»» [1] общественное мнение и СМИ сразу же назвали попыткой возрождения пионерии. Дополнительную символическую коннотацию обеспечила и дата подписания указа: она совпадает с Днем основания Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ), а также изданный в начале октября 2015 года закон о возрождении в стране физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Укрепляют такую уверенность и высказывания высших государственных чиновников, например, министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, заявившего в ходе выступления в политологическом Кеннановском институте в Вашингтоне, что новое движение должно создаваться с учётом опыта пионерского и комсомольского движения в СССР [2].
Встает вопрос – перед нами попытка возрождения такого фрагмента советской действительности, как государственная централизованная и контролируемая система воспитания детей и юношества в интересах государства? Однако сразу же озвучивались базовые отличия новой общероссийской организации школьников от советских аналогов: добровольное вступление, деидеологизация, аполитичность. Иными словами, новое движение патриотизм, уважение к старшим, ответственность, товарищество и прочее воспитывать будет, а вот борцов с мировым империализмом и революционеров – нет. Напротив, будет прививать правильные государственные ценности, что снова ставит вопрос об идеологии этих «правильных ценностей».
Но, видимо, российским законодателям недостает возможностей тотального «учета и контроля», а, возможно, имелось целью продемонстрировать «заботу государства о детях», поэтому и был дан властный импульс для систематизации воспитательной работы со школьниками, выразившейся в создании общероссийской инициированной и управляемой «сверху» организации.
Законодатель уверен, что движение создается «в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». В указе Президента говорится о воспитании детей в духе патриотизма и формировании у них ответственности на основе нравственных ценностей. При этом удивляет сам факт попытки внедрения некоего общего ко всем подхода, в то время как принятые федеральные стратегии образования и воспитания направлены на индивидуализацию и дифференциацию школьного образования.
Указом Президента в общих чертах определена структура будущей организации. Выглядит она следующим образом:
1. Высшим органом управления является съезд, созываемый по решению координационного совета.
2. Руководство осуществляется председателем и двумя сопредседателями, избираемыми на три года.
3. Федеральное агентство по делам молодежи обеспечивает руководство и представительство.
Согласно указу, учредитель организации, агентство Росмолодежь, в перспективе должно обеспечивать представительство в координационном совете «Российского движения школьников» и через этот совет принимать участие в формировании основных направлений деятельности организации. Также оно будет оказывать поддержку в реализации целей движения, контролировать выполнение возложенных на организацию задач. При Федеральном агентстве по делам молодежи планируется создать Российский детско-юношеский центр, который обеспечит взаимодействие региональных представительств с организацией и заинтересованными федеральными, региональными и местными органами власти.
В свою очередь, Правительство РФ должно утвердить порядок предоставления субсидий «Российскому движению школьников» и Российскому детско-юношескому центру. До 31 марта следующего года российское правительство должно определить список передаваемого организации имущества.
Такая решительность и оперативность в проведении в жизнь идеи, изложенной в указе, казалось бы, должна быть обусловлена предварительным широким обсуждением, согласованием на всех уровнях, и мощной поддержкой общественности. Да, в поддержку необходимости создания общероссийской системы воспитания, ориентированной на привитие патриотизма и гражданских ценностей, высказались представители четырех ведущих фракций Государственной Думы РФ.
Однако отметим, что этот указ стал для многих высших чиновников неожиданностью. Министерство образования и науки в первый момент не могло объяснить механизмов реализации указа Президента, социальный блок кабинета министров назвал указ исключительно инициативой администрации Президента, источники в правительстве РФ усомнились в возможностях широкого финансирования этого движения в условиях политики жесткой экономии и сокращении средств, выделяемых на развитие бюджетной сферы [3].
Единодушия в положительной оценке перспектив внедрения президентского указа не наблюдается и в обществе. Результаты опросов Фонда «Общественное мнение» выявили различное отношение социальных групп к этой организации, но ведущая тенденция – это снижение процента сторонников «Российского движения школьников» в соответствии с повышением уровня дохода и уровня жизни респондентов. В основном, поддерживают идею создания «Российского движения школьников» люди старшего возраста, со средними доходами и в небольших городах (до 250 тыс.). Противников вдвое больше среднего среди молодых, а также людей с высокими доходами и москвичей. Полагают, что их дети захотят вступить в такую организацию 45% опрошенных, что не захотят – 19%, при этом 31% респондентов затруднились ответить. Среди противников доля выше среди молодых (25%, среди молодежи с высшим образованием – 33%) и людей с хорошим материальным положением (27–28%) [4]. Социально-демографический портрет сторонников общероссийской школьной организации подозрительно напоминает социально-демографические характеристики некоторых кластеров электората действующего Президента РФ, что вероятнее всего свидетельствует о начале его политической мобилизации в связи с предстоящим избирательным процессом, который в предыдущий период, как известно, прошел не без осложнений.
Очевидно, что в сложном и стратифицированном обществе, уже не может быть единой идеологии воспитания, которую разделяли бы верующие и атеисты, либералы и патриоты, живущие за чертой бедности и «креативный класс»… Да, за последние 15 лет в общественном сознании заметно обесценивались такие понятия, как «нравственность», «долг», «совесть». Наблюдается заметная деформация ценностных основ мировоззрения молодых людей, что, безусловно, переводит вопрос о воспитании молодежи в разряд стратегических. Но на базе чего, какой идеи будет «Российское движение школьников» решать такую масштабную проблему, как деформация ценностных основ мировоззрения молодых людей в отношении современного морального климата? Какая новая шкала и иерархия ценностных ориентиров предлагается? Какая педагогическая система?
В педагогической практике в XX веке существовали идеи А.С. Макаренко, который предлагал объединение детей через производительный труд; И.П. Иванова, взявшего на вооружение идеи гражданской заботы и самоуправления; «воспитание красотой» и раскрытие творческого потенциала в системе В.А. Сухомлинского. И работающие детско-юношеские организации используют эти подходы, индивидуально и дифференцированно. Нужна общая интегрированная система педагогических практик? Или новая система управления?
Поиск духовных скреп (присущих российскому обществу ценностей, которые, по мнению самого общества, отсутствуют или деформированы) и патриотизм заявлены в Указе о создании «Российского движения школьников» как основные ориентиры.
Но какие же общие ценности присущи российскому обществу? Мы уже привыкли слышать о моральной деградации российского общества, ценностном кризисе. При этом статистические и социологические исследования фиксируют удивительный парадокс: системную моральную деградацию современного российского общества, обладающего, однако, устойчивыми традиционными ценностями (семья, религия, достижение внутренней гармонии, а не карьерные устремления, коллективизм и пр. сохраняются) [5]. При этом 73% молодежи и 80% старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется историей и культурой своей страны, ориентирована, преимущественно, на западные ценности. Согласно опросу Института социологии РАН, уже 55% молодых людей (т. е. большинство) готовы переступить через моральные нормы, для того чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи считает приемлемыми проституцию, обогащение за счет других, неуважение к людям, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену. Самой приемлемой из указанных аморальных практик для россиян является практика сознательного обмана кого-то для достижения своих целей [5]. Как видим, в российском обществе можно признать «присущими всем», универсальными, разделяемыми всеми, только негативные поведенческие модели. А молодежь активно включена в поле неправовых и социально не одобряемых взаимодействий, при этом толерантность к таким практикам у молодых выше, чем у старшего поколения.
Патриотизм сегодня, как краеугольный камень воспитания гражданина любого государства, усиленно пропагандируется всем государственным аппаратом (особенно на фоне ряда внешнеполитических акций и дипломатических заявлений), эту идею эксплуатируют многочисленные движения, инициативы, партии, объединения и т.д. Как ни прискорбно, но патриотизм стал прибыльным трендом, а толкование этого понятия разнится в зависимости от конкретной задачи пропагандиста.
Как пример удивительной трансформации представлений о патриотизме приведем некоторые высказывания участников круглого стола «Патриотизм на продажу: как торговать патриотизмом и внедрять его в массы», состоявшемся 23 июня 2014 года в DI Telegraph [6] (организаторы круглого стола — Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок и проект Bookmate). Отметим, что мнения участников дискуссии о патриотизме носили, конечно, разноплановый характер, несмотря на провокационное название. Но общественный резонанс получили высказывания протоиерея Всеволода Чаплина – председателя Синодального отдела Московского Патриархата и главы правозащитного центра Всемирного русского народного собора Романа Силантьева. Заметим, что это представители структур, которые сегодня в России (светском государстве) получают все больше возможностей влияния на молодежь со школьной скамьи, придвигая свое видение патриотизма, основанного на консервативных идеях «православия-самодержавия-народности». Неприемлемо резкими выглядят призывы о необходимости отстреливать «либеральную сволочь» в исполнении главы Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Романа Силантьева. Сомнительной представляется и его трактовка патриотизма: «Мне кажется, патриотизм в первую очередь должен быть эффективным. То, что востребовано в обществе, то и должно «коваться»: отличного качества и фильмы, и литература, и даже компьютерные игры, основанные на исторических событиях. Есть спрос на военную тему, все остальное, на мой взгляд, вторично: освоение космоса, победа над природой, трудовой подвиг – всё это вещи достойные, но они сами по себе патриотизм не способны породить») [7].
Настоящий патриотизм возможен тогда, когда страна строит понятное и позитивное будущее, когда каждый член общества востребован, ему находится место в этой системе. Что же предлагает молодежи существующий социально-экономический строй: неравенство в распределении доходов, неравенство в потреблении, социальную несправедливость, невозможность для 60% молодых людей быть трудоустроенными по специальности, расти как профессионал, обеспечивая благо страны, армию как наказание, увеличение доли малоимущего населения, увеличение доли платного образования и, как следствие, закрытие для части населения социальных лифтов, невероятный рост коррупции… список можно продолжать. В этом контексте воспитание позитивного патриотизма, конечно, невозможно, поэтому идея «маленькой победоносной войны» и формирование образа внешнего врага становятся основными инструментами объединения народа. В таком контексте патриотизм становится опасной технологией радикализации общественного мнения.
Прививать нравственность и патриотические ценности молодежи организация «Российское движение школьников» будет под руководством Федерального агентства Росмолодежь, которое, как нами выше отмечалось, является официальным учредителем. Ранее агентство возглавлялось С. Белоконевым, карьеру которого в этой организации постоянно сопровождали скандалы по поводу махинаций с госзакупками и распределения средств, Следственным Комитетом проводились проверки в связи с организацией форума «Селигер» (как и в отношении предыдущего руководителя В. Якеменко). Отметим также, что агентство замечено в скандалах не только в связи с нарушением процедуры размещения госзаказа, но и хищением и вымогательствами. Так, Национальный антикоррупционный комитет (НАК) обратился к Следственному комитету и Генпрокуратуре с просьбой провести проверку деятельности руководства Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). В 2013 году в Брянской области руководство «Центра молодежных инициатив» добивалось возбуждения уголовного дела по факту мошенничества в особо крупных размерах со стороны руководства Росмолодежи.
В заключении отметим, что невозможно просто взять отработанный шаблон, исключив из него основу, то есть идею или идеологию, вокруг которого он строился, а в данном случае это коммунистическая идеология, и перенести его на современную почву, декларируя создание деидеологизированной организации. В лучшем случае получится выстраивание централизованной организации, что непременно породит бюрократические рецидивы, карьеризм и цинизм. И для молодых карьеристов появится еще один социальный лифт. В худшем, но уже ставшим для России традиционным случае, реализация этой идеи в общероссийском масштабе повлечет за собой изъятие колоссальных для дефицитного бюджета средств с сомнительной схемой их освоения, которую деидеологизированное и прагматичное российское общественное мнение называет просто – «распил бюджетных средств». И считает самым доходным видом бизнеса.