Что такое реалистическая революция
Значение слова «революция»
3. Филос. Перерыв постепенности, диалектический, скачкообразный переход количественных изменений в качественные изменения в процессе развития.
[От лат. revolutio — переворот]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Революция (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно), и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).
Различают революции в природе (геологическая), в развитии общества (в том числе экономическом — неолитическая революция, промышленная революция, культурная революция, «зелёная революция», демографическая революция, «революция растущих потребностей» и политическом — социальная революция, политическая революция), в науке («научная революция» — термин введён в обращение Томасом С. Куном) — физике, биологии, медицине, философии, космологии и технике. Также используется термин «научно-техническая революция». В принципе, революция (как и эволюция) может произойти в любой сфере.
Сталин. Революция всегда, всегда молода и готова. Маяковский. Основная задача буржуазной революции сводится к тому, чтобы захватить власть и привести ее в соответствие с наличной буржуазной экономикой, тогда как основная задача пролетарской революции сводится к тому, чтобы, захватив власть, построить новую, социалистическую экономику. Сталин. Международная р. || перен. Коренной переворот в какой-н. области знания, искусства. Р. в театре. Это открытие произвело революцию в технике. Культурная р.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
револю́ция
1. полит. быстрое и глубокое изменение основных устоев политического, социального и культурного порядка, великое потрясение, происходящее в том случае, если другого выхода из социальных и политических противоречий обществу не оставлено; коренной переворот, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; смена власти с выходом за пределы законодательства
2. глубокое качественное преобразование в какой-либо области, ведущее к коренному обновлению и усовершенствованию чего-либо
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Революция
1. выселок в Горномарийском районе Республики Марий, входит в состав Пайгусовского сельского поселения (Россия)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подбивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое неолитическая революция: причины и последствия. 6 класс, кратко
Неолитическая революция – суть понятия. Обществознание, 6 класс. Неолитической революцией называют переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолитическая революция: первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Каковы ее причины и последствия?
Неолитическая революция — это переход от присваивающего хозяйства к производящему. Когда люди вместо охоты и собирательства стали заниматься сельским хозяйством, научились выращивать растения и разводить животных, заниматься ремеслом, — это и была неолитическая революция.
Эта аграрная (сельскохозяйственная) революция называется неолитической, потому что происходила в эпоху неолита — в новом каменном веке. Предположительно, одомашнивание животных началось 12–10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Примерно тогда же люди начали выращивать растения — например, ячмень и пшеницу.
То же самое стало происходить и в других частях мира — например, в Индии и в Китае. Вероятнее всего, в отдельных регионах до производящего хозяйства люди додумались самостоятельно. При этом и сегодня кое-где в отдаленных уголках планеты люди живут охотой и собирательством, там неолитическая революция так и не произошла.
Карта зарождения и распространения сельского хозяйства. Wikimedia / Joe Roe
Термин «неолитическая революция» ввел в оборот в 1923 году археолог Гордон Чайлд, изучавший истоки европейской цивилизации. Он также писал об «урбанистической революции», связанной с возникновением городов.
Причины неолитической революции
Гордон Чайлд связывал неолитическую революцию с окончанием ледникового периода и изменениями климата, заставившими людей мигрировать в плодородные оазисы. Там якобы они приручили животных и одомашнили растения. Но в дальнейшем эта гипотеза не нашла подтверждений.
Возможно, у неолитической революции были демографические причины: численность людей росла, охота и собирательство уже не могли их прокормить. К тому же, исчезла мегафауна — огромные животные, охота на которых позволяла быстро добывать массу пищи. Тогда-то людям пришлось научиться самим разводить животных и выращивать зерно.
Предпосылкой перехода к производящему хозяйству могло стать постепенное накопление знаний, взаимное приспособление человека и природы. Не исключено, что люди сначала защищали дикорастущие растения, чтобы те успели созреть, а затем догадались сажать их сами. Нечто подобное могло произойти и с животными: сначала люди охотились на дикие стада, потом взяли их под опеку и наконец полностью одомашнили.
Одомашненные коровы дают молоко. Древнеегипетское изображение. Источник: Википедия
Вероятно также, что земледелие стало возможным благодаря стабилизации климата: погода и смена сезонов стали более предсказуемыми, что позволило людям планировать наперед и заниматься сельским хозяйством.
Последствия неолитической революции
Неолитическая революция стала самым важным изменением за время существования человечества.
Человек разумный существует на Земле не меньше 200 тысяч лет, и большую часть этого времени (как минимум 190 тысяч лет) все люди жили небольшими группами охотников и собирателей. Лишь с появлением производящего хозяйства ситуация начала меняться.
Благодаря сельскому хозяйству производительность труда повысилась, пищи стало больше. Население стало быстро расти.
Произошло разделение труда: одни стали земледельцами, другие — скотоводами, третьи — ремесленниками. Кто-то продолжил заниматься охотой, но это уже была отдельная профессия. Возник товарообмен, зародилась торговля.
Вместо отдельных небольших групп охотников появились крупные общности людей; вместо родовой общины — соседская. Стали возникать первые города.
Реконструкция домов эпохи позднего неолита. Ашиклы-Хююк, Турция. Фото: Wikimedia / Sarah Murray
Для защиты и нападения на соседей создавались вооруженные отряды, первые армии. Возникла необходимость в управленцах, политической власти. К третьему тысячелетию до н.э. появились первые государства: цивилизация возникла в Месопотамии, Египте, Индии, Китае.
Так образовалось традиционное аграрное общество, просуществовавшее несколько тысяч лет.
Крестьянин пашет поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия
К концу неолитической революции люди изобрели письменность, и теперь информацию можно было передавать не просто из уст в уста. Это резко ускорило накопление знаний, развитие научного прогресса и культуры, привело в итоге к появлению современной цивилизации.
Посуда эпохи неолита, найденная в Швейцарии. Фото: Wikimedia / Sandstein
Порой неолитическую революцию рассматривают не только как позитивное явление. Перейдя к производящему хозяйству, люди вступили в противоречие с природой. Они променяли естественную для своего вида охоту на монотонный сельскохозяйственный труд. Изменились диета и образ жизни, свойственные человеку. Человек стал менять окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям, это приводило к экологическим проблемам.
И все же для людей неолитическая революция стала огромным благом. Благодаря развитию технологий и знаний люди стали лучше питаться, дольше жить, больше знать о мире и о себе. Все блага современной цивилизации были бы невозможны, если бы 10 тысяч лет назад люди не сделали первый шаг к ним, перейдя от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и ремеслу.
Реалистическая революция
«Барселона» — «Реал» уже давно больше, чем матч. Если хотите, «Эль Классико» — культурное событие мирового масштаба. Здесь есть все — и футбол, и единоборства, и балет, и театр. И хотя в нынешнем сезоне мы наблюдаем уже третью серию за два месяца, устать от такого зрелища могут только люди, утомленные жизнью. Тем более что ответный четвертьфинальный поединок Кубка Короля получился поистине сенсационным в плане того, что довелось увидеть.
Сенсация первая
Пепе получил всего одну желтую карточку и лишь на 92+-й минуте.
Бразильско-португальского защитных дел мастера очень активно критиковали за его поступок в первом матче, когда тот наступил на кисть Месси. И хотя Пепе заверял, что поставил ногу на руку ненарочно, в чистоту помыслов «мадридского агнца» поверила, наверное, только его мама. Жозе Муринью, дабы не подставлять игрока под напор дальнейших проклятий, даже анонсировал, что не будет включать Пепе в состав на ответный поединок. Но в очередной раз всех обманул. Причем отправил «великого и ужасного» не в центр поля, а в центр обороны — вместо другого игрока сборной Португалии Рикарду Карвалью. Последний уже не молод, а соответственно не столь быстр, как прежде, что, конечно, обуславливает проблемы при нейтрализации таких шустрых малых, как Лионель Месси и Алексис Санчес.
Как только стали известны составы, зазвучали прогнозы, что Пепе матч не доиграет. И не только из-за характера. Ведь Пепе в защите — это стихийное бедствие. Прежде всего для своих. В чем убеждались многие предшественники Муринью. За карьеру он «зарабатывал» кучу удалений и ненужных пенальти, так как практически не умеет играть чисто. На его фоне Василий Березуцкий может считаться образцом культурного отбора. Вот и здесь Пепе «привез» ну минимум два пенальти, правда, арбитр не осмелился их назначить. И не торопился показывать желтую карточку. Несмотря на то, что Пепе, когда видел рядом игрока в сине-гранатовой форме, элементарно забывал, где, собственно, находится мяч, не говоря уже о том, чтобы в этот самый мяч играть.
И вряд ли кого-то удивило, что после окончания матча португальский защитник больше всех возмущался действиями арбитра. Надо понимать, в футболе существуют два вида правил: одни — для всех; другие — для Пепе.
Сенсация вторая
Показатель контроля мяча «Барселоны» оказался ниже 60%.
Мы привыкли, что «блауграна» доминирует в центре поля вне зависимости от соперника. В этот раз все было иначе. И что еще печальнее для поклонников «Барсы», острые моменты, особенно в первом тайме, возникали в непривычно скудном количестве. После перерыва, казалось бы, дела с пасами пошли получше, но только за счет того, что «Реал» подустал и возникли свободные зоны. В то же время хозяев умудрились явить миру расслабленность недопустимых размеров. Хавбеки «Реала» лучше действовали на опережение, причем эта тенденция наметилась еще в первом матче Кубка.
Одной из причин нетотального контроля стала травма Иньесты — игрока поистине гениального, который может выпутаться из любой ситуации причем как при помощи паса, так и дриблинга.
Сенсация третья
«Реал» не уступил по игре и моментам.
Даже в победном матче Кубка Испании прошлогодней редакции подобного равенства не наблюдалось. «Реал» тогда вгрызся в результат и взял трофей за счет настроя и куража. В эту же среду «Барсе» сильно подфартило с двумя голами. Казалось бы, после такого мадридцы должны были сникнуть духом. Ведь необходимо было забивать уже три мяча. На «Камп Ноу»! Поначалу «птенцы Муринью» будто бы и вправду пали духом. Но «Барса» сама вернула их в игру. Бросалось в глаза множество простых ошибок в пасах, в расположении на поле. А гол Бензема стал самым прямым следствием этого.
Другим существенным фактором произошедшего является спад в игре Месси, который с каждым матчем виден все отчетливее. Аргентинец меньше взрывается, чем обычно, меньше предлагает себя. И выглядит не более ценным футболистом, чем, скажем, Алексис Санчес.
Хотя Месси отдал-таки голевую передачу. Но это был случай, когда у страха глаза велики или зачетка сработала на студента. По старой памяти увидев «десятку» «блауграны» с мячом, реалисты впятером бросились на лучшего футболиста мира, хотя ситуация этого совершенно не требовала. А скромный Педро остался один…
В общем, «Реал», может быть, даже и заслуживал бы победы, если бы не так сильно зацикливался на судейских решениях. И кабы не Пепе…
Сенсация потусторонняя
Сенегал покидает Кубок Наций.
Чемпионат Африки — невероятный турнир. Невероятный по своей бестолковости, в которой, однако, кроется потрясающий шарм. Этой бестолковости, пожалуй, надо будет посвятить отдельную главу. Пока же хотелось по горячим следам высказаться по поводу матча Экваториальная Гвинея — Сенегал, который оставил турнир без одного из главных фаворитов.
Поначалу эта встреча воспринималась как разогрев перед «Эль Классико». Однако стала очень быстро превосходить ожидания. И в перерыве барселонского матча нельзя было удержаться от соблазна узнать, чем же там в жаркой Африке все закончилось. Далеко не всегда встречи на Черном континенте получаются яркими. Но в этот раз сошлись два диаметрально разных подхода: звездная атака сенегальцев против совершенно безвестных легионеров из минорных лиг Испании, польстившихся на нефтяные деньги Экваториальной Гвинеи.
Вообразите уровень сенегальской атаки, если две такие глыбы, как Мусса Сов и Мамаду Ньянг, даже не вышли в стартовом составе. Зато играл Даме Н’Дойе, хорошо знакомый белорусским болельщикам, особенно борисовским, по выступлениям за «Копенгаген».
В этом проблема многих африканских команд: слишком много форвардов. И перебор звезд, которые мнят о себе невесть что. Найти баланс как между линиями, так и с точки зрения дисциплины, распределения обязанностей в коллективе, непросто.
И это дает шансы соперникам, явственно уступающим в классе, но хорошо организованным. Сборная Экваториальной Гвинеи, ведомая бразильцем Жилсоном Пауло, предстала именно таковой. Многочисленные «экваториальные пиренейцы» принесли принципы «Барселоны» на просторы экваториальных джунглей. А главной звездой матча стал Киле Альварес — защитник «Лангрео», клуба третьего испанского дивизиона. Он записал на свой счет пас и победный гол в уже добавленное время.
Но больше всего впечатлило поведение натурализованного либерийца Лоренса Доэ. После гола Альвареса он был удален в суматохе не совсем понятно за что. Покинув поле, никак не желал уходить, как полагается, в подтрибунное помещение. Потому что очень хотел досмотреть матч. Темнокожие стюарды сначала показывали ему верный путь, потом начали тащить за руку. Однако Доэ артачился, словно бык. Что-то ронял, потом схватился за ногу, упал — уже где-то там, на ступеньках. Пока наконец не услышал финальный свисток. Сидя в проходе (боялся, что если встанет, то его все-таки уведут), Доэ предался совершенно отчаянному ликованию по поводу успеха своей приобретенной родины.
РЕВОЛЮЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «РЕВОЛЮЦИЯ» в других словарях:
РЕВОЛЮЦИЯ — (от позднелат. revolutio поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии к. л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р., пром. Р., научнотехническая революция, культурная революция, Р. в физике, Р. в… … Философская энциклопедия
революция — и, ж. revolution f. <лат. revolutio откатывание; переворот. 1. астр., устар. <лат. Полный оборот космического тела. Я думал, объезжая поселения и потом, когда я переправился из оных, что мен какою то революциею глобуса перекинуло из области … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РЕВОЛЮЦИЯ — это братание идеи со штыком. Лоренс Питер Революция варварский способ прогресса. Жан Жорес Оптимизм религия революций. Жак Банвий Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали его на другие плечи. Джордж Бернард Шоу Одна… … Сводная энциклопедия афоризмов
РЕВОЛЮЦИЯ — РЕВОЛЮЦИЯ, революции, жен. (лат. revolutio переворот). Переворот в общественно политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к переходу государственной власти от господствующего класса к другому, общественно передовому… … Толковый словарь Ушакова
РЕВОЛЮЦИЯ — (фр., от лат. revolvere, revolutum перевертывать, возобновлять). Внезапная перемена, переворот в физическом или нравственном мире, прерывающий естественное течение вещей. Смуты государственные, мятеж, насильственный переворот гражданского быта.… … Словарь иностранных слов русского языка
Революция — (revolution) Свержение существующего строя, связанное с переходом государственной власти от одного руководства к другому и способное повлечь за собой радикальную перестройку общественных и экономических отношений. До 1789 г. это слово часто… … Политология. Словарь.
РЕВОЛЮЦИЯ — (от позднелатинского revolutio поворот, переворот), глубокое изменение в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая, промышленная, научно техническая, культурная революция, революция в физике, в философии… … Современная энциклопедия
Революция — (от позднелатинского revolutio поворот, переворот), глубокое изменение в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая, промышленная, научно техническая, культурная революция, революция в физике, в философии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РЕВОЛЮЦИЯ — (от позднелат. revolutio поворот переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно техническая, культурная революция … Большой Энциклопедический словарь
революция — См. мятеж. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. революция бунт, мятеж; смена, переворот, нтр, восстание Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Революция — Революция ♦ Révolution Победоносный коллективный бунт; восстание, увенчавшееся хотя бы временным успехом и свержением общественных или государственных структур. Архетипами революций считаются Французская революция 1789 года и… … Философский словарь Спонвиля
Революция
Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
Революция (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).
Различают революции в природе (геологическая), в развитии общества (в том числе экономическом — неолитическая революция, промышленная революция, культурная революция, «зелёная революция», демографическая революция, «революция растущих потребностей» и политическом — социальная революция, политическая революция), в науке («научная революция» (термин введён в обращение Томасом С. Куном [1] ) — физике, биологии, медицине, философии, космологии и технике. Также используется термин «научно-техническая революция». В принципе, революция (как и эволюция) может произойти в любой сфере.
Содержание
История термина
Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык термин вошёл из названия книги Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер», 1543).
В своём метафорическом применении к земным делам человека этот термин означал, что несколько известных форм правления вечно возвращаются и переходят одна в другую с той же неодолимой силой, с какой звёзды следуют своими предписанными путями в небесах. Впервые в политическом значении это слово было употреблено в 1660-м году в отношении восстановления монархии в Англии после антимонархической революции. Таким образом, слово «революция» первоначально означало реставрацию прежней власти. Но уже во время Великой французской революции при употреблении слова «революция» акцент был сделан не на подчинении вращательного, циклического движения закону, а на его неодолимости. Революция воспринималась как стихийная сила, которой невозможно сопротивляться. [2]
Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера — государственный переворот (например, приведшая к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских-Нассау («Славная революция» 1688—1689 годов); политику модернизации Ирана при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви («белая революция») или кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в 1966—1976 годах («Великая пролетарская культурная революция»).
И наоборот — иногда этот термин и не применяют к событиям, растянутым во времени, но в итоге приведшим к революционным изменениям в обществе (напр., реформы, проводившиеся в СССР в 1987–1991 гг., т. н. «Перестройка» [3] ).
Историко-политологическое понимание
В политической науке [4] [5] революции делятся на социальные и политические:
Наибольшее внимание этим вопросам традиционно уделял и уделяет марксизм. В марксистской традиции введено разделение на буржуазные революции и социалистические. Примером буржуазных революций является Нидерландская революция XVI века, Английская революция XVII века, Первая американская революция (она же — Война за независимость американских колоний), Великая французская революция, революции 1848—1849 годов в Европе (революции в Германии, Австрии, Италии, Венгрии и т. д.).
Если буржуазная революция приводит к замене феодализма капитализмом в экономике не до конца или не ликвидирует при этом феодальный политический режим, это обычно влечет за собой возникновение буржуазно-демократических революций, смыслом которых является приведение политической надстройки в соответствие с экономическим базисом. Примерами таких революций являются революции 1848 и 1871 годов во Франции, Вторая американская революция (Война Севера с Югом), Революция 1905 года и Февральская революция 1917 года в России, Синьхайская революция 1911 года и Революция 1924—1927 годов в Китае, революции 1918 года в Германии и в Австро-Венгрии, Кемалистская революция 1918—1922 годов в Турции, Революция 1931—1939 годов в Испании, Исламская революция 1979 года в Иране и т. п.
Социалистическая революция приводит к переходу от капитализма к социализму. Сталинистская традиция такой революцией считает Октябрьскую революцию 1917 года в России, „народно-демократические революции“ 1940-х годов в Восточной Европе, Китайскую революцию 1949 года, Кубинскую революцию 1959 года и т. д. [6] [7] Однако целый ряд направлений в марксизме (каутскианство, неомарксизм, постмарксизм, коммунизм рабочих советов, Франкфуртская школа, фрейдо-марксизм, марксистский экзистенциализм, школа «Праксиса», меньшинство в троцкизме (сторонники Тони Клиффа) и др., а в Восточной Европе — отдельные теоретики, например, Рудольф Баро, Иштван Месарош, Юрий Семёнов, Александр Тарасов, Борис Кагарлицкий) отрицает социалистический характер этих революций.
В истории возможна ситуация, когда революция терпит поражение (крестьянские войны в Англии, Франции, Германии, России и других странах; Революция 1905 года в России; Революция 1808—1814, Революция 1820—1823, Революция 1834—1843, Революция 1868—1874 годов в Испании; Революция 1848 года и Парижская коммуна во Франции; Сентябрьская революция 1836 года в Португалии; революции 1848—1849 годов в Германии, Австрии, Венгрии и Италии; Революция 1905—1911 годов в Иране; пролетарские революции в Баварии, Венгрии и Словакии 1919 года и т. д.).
Известны также национально-освободительные революции, в ходе которых те или иные страны освобождаются от колониальной, полуколониальной или иной иностранной (национальной) зависимости. Примерами таких революций являются Нидерландская революция XVI века, Первая американская революция, войны за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская революция 1896—1898 годов, Августовская революция 1945 года во Вьетнаме, Июльская революция 1952 года в Египте, Иракская революция 1958 года, Алжирская революция и т. д. Однако в этих революциях национально-освободительный характер является внешним выражением классового характера революций — буржуазных, буржуазно-демократических или социалистических.
«Революции сверху»
К.Маркс и Ф.Энгельс, изучая процессы буржуазно-демократического преобразования в странах Центральной и Восточной Европы после поражения буржуазных революций 1848— 1849 гг., подметили, что объективные задачи этих революций, не решенные ввиду слабости революционных классов, были в последующие два-три десятилетия решены теми правителями, которые подавили революции. Они назвали такой социально-политический феномен «революцией сверху». К ним также относится «Революция Мэйдзи» в Японии в 1867–1868 годах, «эпоха реформ» 1860-х годов при Александре II в России. «Революции сверху», однако, имеют, как правило, незавершённый характер [8] [9] и представляют собой скорее хоть и глубокие, но реформы.
«Бархатные революции»
«Бархатные революции» в странах Восточной Европы и Монголии, в ходе которых в 1989—1991 годах были ликвидированы политические режимы советского типа, представляют собой определенную методологическую проблему. С одной стороны, поскольку в результате этих «бархатных революций» произошла смена общественно-политического строя, они полностью удовлетворяют определению революции. С другой стороны, они часто осуществлялись с участием правящих элит этих стран (номенклатурой), которые в результате усилили свои позиции (присоединив к власти также и собственность), а революции не осуществляются правящими классами и слоями, наоборот, они приводят к тому, что дореволюционные правящие классы и слои утрачивают власть и собственность. Кроме того, революции не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции (в случае «бархатных революций» — восстановлению капитализма). Обычно такие изменения именуются не «революцией», а «реакцией» или «реставрацией» (поэтому, скажем, неудивительно, что в левых кругах (за исключением части анархистов и социал-демократов) «бархатные революции» рассматриваются как контрреволюции).
«Цветные революции»
«Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали – что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали немногие исторические деятели».