Что такое реалистичность проекта

Как создавать реалистичные планы: рекомендации Института управления проектами

Теоретики управления проектами говорят, что до 78% проектов не выполняются в срок, либо выходят за рамки бюджета. Любой, кто сталкивался с задержками проекта и срывом дедлайна сразу назовет вероятные причины. Это плохо сформулированные цели проекта, нереалистичные сроки, нехватка ресурсов и неэффективная коммуникация в команде.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

Косвенно это подтверждают результаты нашего недавнего опроса среди офисных сотрудников. 41% респондентов указали, что при работе над проектом сроки выполнения задач меняются «часто» или «всегда». При этом среди тех, кто не пользуется единым хранилищем для рабочей информации, эта доля возрастает до 56%.

Получается, что успешное управление проектами базируется на двух принципах. Во-первых, нужен продуманный план проекта на подготовительном этапе. Во-вторых, важно наладить коммуникацию в команде в режиме реального времени во время работы над проектом. Это позволит своевременно обновлять график работы и перераспределять ресурсы.

Со вторым помогут справиться облачные сервисы для управления проектами (мы, конечно, рекомендуем Wrike). Они существенно упростят процесс, особенно когда речь идет о территориально распределенной или удаленной команде. Люди получат моментальный доступ к актуальному рабочему контексту и всегда будут в курсе обновлений, где бы физически ни находились сотрудники. При этом в распоряжении менеджера будут такие инструменты, как интерактивная диаграмма Ганта, создание зависимостей между задачами, просмотр критического пути проекта, график базового плана и загрузки сотрудников и другие возможности упростить жизнь и получить понятную картину происходящего.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

Что же касается планирования, то нам показались интересными рекомендации американского Института управления проектами, которые прижились в Wrike и, надеемся, будут полезны и вам.

На этапе подготовки к проекту:

1. Определите цели и требования к проекту, согласовав их со всеми заинтересованными сотрудниками. Лучше, чтобы эта информация была подробно задокументирована во избежание возможного недопонимания.

2. Если вы уже выполняли подобные проекты в прошлом, используйте их как шаблоны: в системе управления проектами вы можете просто скопировать график предыдущего проекта и внести в него необходимые изменения на временной шкале.

3. Попросите исполнителей задач оценить их сроки. Таким образом они не только установят более реалистичные дедлайны, основываясь на своем опыте, но и будут чувствовать большую ответственность за их соблюдение, чем за сроки, навязанные им сверху.

4. Запланируйте задачи с высоким риском быть просроченными ближе к началу проекта: к примеру, задачи, где требуется участие других лиц (поставщиков, экспертов, и т.д.), не зависящих от вас. Такое планирование повысит вероятность того, что вы успеете завершить их до конца всего проекта.

5. Разбейте крупные задачи на короткие ясные шаги, желательно с одним ответственным, чтобы было проще оценивать прогресс работы.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

На этапе выполнения проекта:

1. Определите критический путь проекта. Это самая длинная цепочка зависимых задач, смещение которой приведет к срыву сроков всего проекта. Следите в первую очередь за своевременным движением по этому пути. Задачи, которые не входят в критический путь, при необходимости можно перенести безболезненно для всего проекта.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

2. Следите за графиком загрузки исполнителей. Если они одновременно работают над несколькими проектами, ваши задачи могут оказаться под угрозой срыва. Мы используем прогнозируемый график загрузки, который подсвечивает области, где сотрудники работают над двумя и более задачами оранжевым цветом. Обнаружив такие области, можно вовремя перенести или переназначить часть задач, чтобы избежать перегрузок.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

3. В начале проекта создайте график базового плана, чтобы в процессе выполнения отслеживать, насколько сдвинулись реальные сроки окончания задач. Это поможет вам скорректировать планирование последующих проектов.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

4. Своевременно отображайте все изменения в графике проекта на диаграмме Ганта. Она должна быть доступна всем участникам команды, чтобы у них было понимание состояния дел на всем проекте, а не только своей части работы.

5. Постарайтесь сократить число совещаний о прогрессе в работе и перенесите обмен информацией о проекте в онлайн. По результатам нашего опроса, половина сотрудников принимает участие в 2-5 совещаниях в неделю, а для 34% из них число еженедельных рабочих встреч доходит до 6-10. Большая часть этих встреч касается обновлений статуса проекта и часто не заканчивается четким формулированием дальнейших действий. Перенося рабочую дискуссию в «облако», вы, во-первых, сэкономите значительную часть рабочего времени сотрудников, а, во-вторых, сделаете рабочий контекст доступным сразу всей команде. Необходимость в совещаниях может сократиться до одной встречи в неделю, а то и в месяц.

Если у вас есть дополнительные рекомендации о том, как обеспечить выполнение проекта в срок, будем рады прочитать их в комментариях.

Источник

Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты

Оценка помогает команде определить вектор развития проекта и вовремя его скорректировать. Однако для многих менеджеров оценка — сложный и пугающий процесс, из-за чего она часто упрощается или игнорируется вовсе.

Вместе с Андреем Кокшаровым, продюсером направления «Высшее образование» в Нетологии, разобрались, зачем проводить оценку проекта, из каких этапов она состоит и какие инструменты помогут в этом.

Статья будет полезна участникам проектных команд и начинающим предпринимателям.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

Продюсер направления «Высшее образование» в Нетологии

Проект — это временное предприятие, которое направлено на создание уникального продукта или услуги. Проекты могут иметь различные формы и реализовываться в любой сфере и отрасли. Например, проектами можно считать:

Также к проектам относят стартапы — молодые компании без опыта операционной или проектной деятельности, работающие над идеей с высокой долей риска и неопределённости.

Любой проект начинается с идеи, а заканчивается, когда:

Оценка проекта как раз помогает избежать рисков не уложиться в бюджет или сроки проекта, потерять в качестве продукта или разработать фичи, которые никому не нужны.

Расскажу, зачем командам проводить оценку проекта и какие методы при этом используют.

Что такое оценка проекта и зачем её проводят

Оценка проекта — это способ выяснить, насколько вероятно выполнить задачу в нужные сроки, качественно и в пределах бюджета.

Оценка позволяет понять реальный статус проекта.

Она не призвана наказать отстающих, иначе участники будут приукрашать результаты или прятать неудобные данные и оценка станет необъективной и бесполезной.

Получить реальные данные для принятия решений возможно только, если оценка будет достоверной и актуальной. Чтобы в процессе оценки не возникало искажений, руководителю важно позволить участникам проектных команд высказывать опасения и предположения по ходу проекта.

Например, в некоторых компаниях используют анонимные ящики, которые устанавливают в общедоступных местах, чтобы любой участник команды мог положить туда записанные на листке бумаги сомнения и опасения. С определённой периодичностью менеджер проекта проверяет ящик и узнаёт о проблеме, о которой по какой-то причине подчинённые не говорят лично.

Оценку проекта можно разделить на оценку идеи проекта и оценку самого проекта. Данные блоки в свою очередь состоят из процессов, связанных с оценкой бюджета, сроков, качества и прочих компонентов в зависимости от уровня сложности проекта.

Оценка идеи проекта происходит на этапе, когда формируется бизнес-план и создаётся концепт продукта. Она позволяет руководителю обосновать решение о запуске проекта и его необходимости для бизнеса. В оценке идеи обычно участвуют аналитик, команда маркетинга, менеджер будущего проекта. По её результатам принимают решение об инициации проекта, подписывают устав проекта и набирают команду.

Оценка же самого проекта может происходить на всех этапах, начиная от планирования до этапа завершения. Её задача — скорректировать ход проекта. После проведения оценки проекта обычно вносят изменения в документацию, может измениться состав команды или перечень фичей продукта, либо вовсе решают закрыть проект. Если команда решила продолжать, то после этого оценивают потребности в дополнительных ресурсах.

Менеджер определяет, что важно рассмотреть в ходе оценки проекта. Он же решает, какие процессы нужно оценить и формирует список критериев для оценки каждого из них. В крупных компаниях — особенно тех, которые работают на зарубежном рынке, — инициирует оценку обычно отдельный специалист или команда специалистов отдела контроллинга, которые следят за ходом проекта. В перечень могут входить, например, такие процессы, как:

Состав оцениваемых процессов определяет менеджер на этапе инициации проекта. Чаще всего это называется процессом адаптации системы управления проектом к новому проекту — важно настроить его под среду и процессы внутри компании. Во время адаптации менеджер проекта тесно взаимодействует с командой проекта, с владельцем продукта и ключевыми стейкхолдерами. Адаптация помогает определить контролируемые точки в проекте, грамотно распределить ресурсы и разработать базовый план проекта.

Процесс адаптации — важный этап в работе над любым проектом, так как из-за уникальности разрабатываемого продукта каждый новый проект требует свой набор инструментов, компонентов и контрольных точек.

Менеджер проекта разрабатывает план управления выгодами проекта. И в процессе адаптации ему необходимо синхронизировать между собой основные бизнес-документы проекта — понять, нет ли расхождения между ними и бизнес-кейсом, который изначально представлялся руководству.

К основным бизнес-документам относят:

Прежде чем сформулировать бизнес-кейс, нужно провести оценку потребностей рынка. В неё будет входить первичная оценка бизнес-идеи, оценка бизнес-задач, потенциальных проблем и возможностей проекта.

Источник

Что такое реалистичность проекта

Этот критерий позволяет проанализировать проект с точки зрения его актуальности для целевой группы.

Эксперт оценивает, насколько четко и аргументированно изложены проблемы целевой группы на территории реализации проекта, хорошо ли они изучены заявителем и насколько выявлены причины их существования.

Детальное описание проблем целевой группы и степень их серьезности должны быть подкреплены конкретными данными: результатами собственных и публичных исследований, официальной статистикой.

О том, как найти и описать актуальность и социальную значимость проекта, мы рассказываем в уроке 2 «Актуальность и социальная значимость проекта» в бесплатном курсе по социальному проектированию от Фонда президентских грантов.

Это наиболее комплексный критерий, который позволяет оценить уровень разработки социального проекта.

Эксперт должен убедиться, что все разделы заявки логически взаимосвязаны:

Этот критерий позволяет оценить, насколько уникальным будет проект.

Эксперт изучает, какие новшества проект привносит в методы решения проблем целевой группы, есть ли в календарном плане мероприятия, направленные на внедрение новых или значительно улучшенных практик по работе с целевой группой.

Критерий не учитывается при оценке долгосрочных проектов.

Этот критерий позволяет рассмотреть проект с точки зрения результативности. Он показывает, насколько обоснована запрашиваемая сумма гранта, исходя из масштаба проекта и количества представителей целевой группы, которые получат положительный эффект от реализации проекта.

Эксперту важно увидеть, что в заявке четко изложены ожидаемые результаты проекта, что они измеримы, соразмерны общей сумме предполагаемых расходов, а также будут достигнуты в результате реализации всех мероприятий календарного плана.

Этот критерий позволяет проанализировать уровень подготовки бюджета проекта: соответствие планируемых расходов деятельности по проекту, а также их разумность и эффективность.

Эксперт должен убедиться, что в бюджете проекта предусмотрено финансовое обеспечение всех мероприятий проекта и отсутствуют расходы, которые не связаны с мероприятиями проекта, а также недопустимые и нежелательные расходы. Важно, чтобы все планируемые затраты были реалистичны и обоснованы четкими и детальными расчетами.

В случае если в бюджете проекта есть недопустимые расходы и организация запрашивает на эти расходы менее десяти процентов суммы гранта, эксперт оценивает, возможно ли успешно реализовать проект и достичь запланированных результатов без обеспечения этих расходов. В общем комментарии по такой заявке эксперт указывает, что эти расходы необходимо исключить из бюджета проекта.

В случае если в бюджете проекта много необоснованных расходов или расходы явно завышены по отношению к ожидаемым результатам проекта, эксперт рекомендует отказать проекту в грантовой поддержке, вместо того чтобы рекомендовать сократить запрашиваемую сумму гранта.

Если эксперт решает дать рекомендацию уменьшить запрашиваемую сумму гранта, он или она указывают об этом в общем комментарии по заявке. При этом вначале эксперт оценивает, насколько это может повлиять на ход реализации запланированных мероприятий по проекту и на достижение ожидаемых результатов проекта.

Чтобы получить максимальный балл по этому критерию, формируйте бюджет после того, как спланируете мероприятия проекта, а не наоборот — так бюджет получится честным и реалистичным. Подробнее — в бесплатном уроке онлайн-курса фонда по социальному проектированию.

Этот критерий позволяет оценить, насколько оправдан заявленный территориальный охват проекта:

Проекты, на которые запрашивают до 500 000 рублей, не оценивают по этому критерию.

Этот критерий позволяет изучить, насколько самостоятельна организация-заявитель, достаточно ли у нее партнеров, которые верят в проект и готовы его поддержать, жизнеспособен ли проект при отсутствии поддержки средствами гранта.

Этот критерий позволяет понять, насколько организация-заявитель умеет реализовывать проекты, подобные тому, который подает на конкурс.

Чтобы получить высший балл, организация должна иметь:

Этот критерий позволяет понять, справится ли команда проекта с запланированной деятельностью по проекту:

Этот критерий позволяет оценить, насколько прозрачна деятельность организации-заявителя, а также насколько активно организация взаимодействует со своей целевой группой в сети Интернет.

Эксперт изучает сайт организации, группы в социальных сетях, упоминания о проектах организации в СМИ и в сети Интернет. Большую роль в определении степени прозрачности играют отчеты о деятельности организации, в особенности о проектах, реализованных на средства грантов и субсидий, а также наличие информации о составе органов управления организацией.

Источник

Что такое реалистичность проекта

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проектаФакторы, влияющие на жизнеспособность концессионных соглашений

В данном разделе отчета основное внимание уделяется одному из вариантов внебюджетного финансирования — концессиям, реализуемым в рамках частно-государственного партнерства. Это связано с тем, что из всех механизмов финансирования, рассмотренных в Разделе В, механизм ЧГП является единственным, который с самого начала детально учитывает специфику проекта: структуру финансирования каждого проекта и ожидаемую доходность инвестиций. С учетом сказанного, как уже отмечалось выше, в целях повышения эффективности проекта механизм ЧГП можно комбинировать с другими механизмами финансирования.

Мы применили одни и те же стандартные принципы оценки в отношении пяти выбранных проектов. Краткое описание каждого проекта, рассмотренного в качестве примера из практики, приведено в Приложении А. В Приложении В приводится подробная оценка каждого проекта в баллах.

Мы рассмотрели пять проектов в четырех странах ОЭСР:

В приведенной ниже таблице дается краткая характеристика основных параметров оценки проекта:

ФакторСубфактор
Реалистичность проектаСебестоимость

Наличие государственной поддержки

Стоимость услуг/плата за проезд

Существование альтернативного маршрута

Подготовка проектаТехнико-экономическое обоснование

Продвижение проекта среди заинтересованных лиц

Инновационный характер и сложность проекта

Процесс проведения тендеров и конкуренция

Определение проекта и четкость требований

Общий контекст проекта

Система правового регулированияНормативно-правовая база регулирования Законодательство о концессиях Регулирующие органы
Развитость финансового рынка вАктивные и ликвидные рынки капитала
странеИнструменты и органы финансирования
Правовые основы деятельностиКультура оформления договоров о предоставлении частным услуг государственному сектору Законодательство в сфере проведения тендеров Имущественные права Риск экспроприациисектором
Квалификация участников конкурсаКоличество участников

Финансовый и технический опыт в данной отрасли

Указанные факторы и субфакторы являются важнейшими условиями обеспечения жизнеспособности и финансовой приемлемости проекта. На приведенной ниже лепестковой диаграмме 4 выбранные проекты сравниваются относительно каждого из факторов.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

Приведенные оценки носят субъективный характер; всем факторам был придан одинаковый вес, хотя на практике ситуация может быть иной. Любая система оценок такого рода может дать только самое общее представление о рассматриваемых вопросах и вряд ли сможет уловить отдельные более тонкие различия между проектами. Например, на диаграмме по проекту Skye Bridge не в полной мере отражен эффект воздействия на финансовые результаты проекта сложившихся в обществе представлений о социальной несправедливости.

А) Реалистичность проекта

Себестоимость: взаимосвязь между себестоимостью проекта и его финансовой приемлемостью очевидна. Даже если ожидается, что пользователи будут платить, риск значителен. Проекты, предпринятые в целях «поднятия престижа», подвержены рискам в плане жизнеспособности. Все рассмотренные примеры из практики, за исключением проекта Skye Bridge, — это крупные проекты с исключительно большим объемом капиталовложений по сравнению с другими проектами, осуществлявшимися в соответствующей стране в тот же период времени. Например, долговые обязательства по проекту М5 по объему и сроку погашения превышали соответствующие показатели по всем проектам в сфере инфраструктуры, которые когда-либо осуществлялись в Венгрии. Именно масштабностью проекта частично объясняются чрезмерно оптимистичные прогнозы транспортных потоков (трафика) и отсутствие реализма.

На волатильность доходности также влияет курс обмена валюты. В случае невозможности привлечь кредит в национальной валюте страны испытывают несоответствие между валютой, в которой выражены поступления от проекта, и иностранной валютой, в которой выражены долговые обязательства и собственный капитал. Многие страны решали эту проблему, допуская колебания взимаемой с пользователей платы в соответствии с колебаниями обменного курса. Однако азиатский кризис, произошедший в конце 90-х годов, показал, что это решение было далеко не идеальным. После краха национальной валюты пользователи не имели желания или возможности платить по резко возросшим тарифам.

Анализ примеров из практики продемонстрировал неоднородную картину взаимосвязи между риском доходности и степенью его влияния на жизнеспособность проекта. В проекте CTRL прогнозы доходности были чрезмерно оптимистичными: количество пассажиров, пользующихся высокоскоростным поездом между Лондоном и Парижем, а также между Лондоном и Брюсселем, вдвое меньше прогнозного показателя. Напротив, доходность проекта Skye Bridge превысила ожидания. В проекте португальских платных дорог SCUT размер теневого тарифа оказался выше запланированного уровня.

Государственные субсидии: политическая воля — важнейший фактор обеспечения государственной поддержки проекта. Период планирования и строительства крупного инфраструктурного проекта, как правило, составляет не менее пяти, а зачастую, десяти лет. За этот срок в большинстве стран произойдут, по крайней мере, одни выборы, которые окажут влияние на политическую волю, и стадии экономического цикла будут меняться, что повлияет на финансовую гибкость.

Формы государственной поддержки могут быть самыми различными, например:

Рассмотренные примеры из практики демонстрируют разнообразие форм государственной поддержки и то, как такая поддержка влияет на жизнеспособность проекта. В рамках проекта М5 правительство Венгрии предприняло меры по компенсации недостаточного уровня доходности проекта. Указанные меры спасли проект от преждевременного дефолта.

Однако данные меры привели также к тому, что к проблемам финансовой приемлемости для пользователей добавились проблемы финансовой приемлемости для государства.

Правительство Великобритании было вынуждено предоставить госгарантии по кредиту на строительство железнодорожной магистрали CTRL. Цель проекта строительства моста Skye Bridge заключалась в снижении уровня платы за проезд посредством прямых платежей за приобретение земли, и государство предоставило гранты в размере 12,5% от общей выручки для субсидирования платы с пользователей. Правительство Нидерландов оказало поддержку проекту HSL, профинансировав инженерные работы на основании контрактов типа DB («разрабатываю-строю»), которые не требуют долгосрочного финансирования.

Очевидно, что гранты, предоставляемые правительством соответствующей страны, ставят вопросы в плане финансовой приемлемости, но уменьшают размер будущих платежей со стороны пользователей и государства. Размер государственных грантов предполагает некоторый компромисс. Гранты могут выплачиваться в ходе строительства поэтапно, но в фиксированном размере. В таком случае риски оплаты проекта ложатся на частный сектор (при условии, что частный сектор имеет финансовые силы нести эти риски).

Государственные кредиты и гарантии имеют право на существование. Увеличение размера государственного кредита может быть эффективным способом снижения стоимости заемных средств. Но государство должно тщательно проанализировать принимаемые им на себя риски и оценить реалистичность проекта, поскольку должно отразить эти риски в национальных счетах.

Опытные практики руководствуются двумя выявленными опытным путем правилами, согласно которым размер гранта не должен превышать 50% общих капиталовложений и предоставление гранта целесообразно при необходимом объеме финансирования на сумму свыше 2 млрд. евро, поскольку такие проекты могут уменьшить емкость рынка. Проекты, большая часть капитальных затрат по которым финансируется за счет грантов, возможны, но в этом случае выше вероятность того, что риски возрастания затрат и задержек в строительстве лягут на плечи государственного сектора.

Емкость рынка оценивается на основе субъективных суждений и зрелости внутреннего рынка капитала. Эти показатели со временем изменяются, но наиболее крупные проекты, такие как CTRL, как правило, имеют смешанное финансирование за счет государственного и частного секторов.

Плата за проезд: размер платы, взимаемой с пользователей, должен определяться с учетом различных факторов, а именно: общей стоимости проекта, включая финансирование; суммы, которую готово внести государство; стоимости альтернативных вариантов для пользователей, а также социально и политически приемлемого размера платы. Железнодорожные проекты почти всегда требуют определенных субсидий; многие автодорожные концессии также их получают. Проект Skye Bridge ярко иллюстрирует необходимость учета политических и социальных факторов, а также экономического спроса.

Со временем размер платы за проезд может измениться. Размер платы за проезд может быть изменен договорным путем, с помощью регулирующих органов, а в отношении государственных проектов — на основании политического решения. Концессионер-участник ЧГП с самого начала ожидает разумной степени определенности и, скорее всего, предпочтет договорной путь. Идя этим путем, государственные органы должны реалистично оценивать возможности повышения платы за проезд в будущем с точки зрения ее приемлемости для населения. Например, разрешение ежегодно на 5% повышать тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки, спрос на которые отличается низкой эластичностью, будет иметь весьма ощутимые последствия при условии заключения контракта на 30 лет.

Приемлемость платы за проезд с политической точки зрения в разных странах различна. Например, в Великобритании плата за проезд- по-прежнему редкое явление. В этой стране при строительстве большинства дорог, финансируемых частным сектором, используется модель теневых тарифов. В США и в других европейских странах плата за проезд с пользователей — более привычное явление. В некоторых странах для выявления уровня платы за проезд, который пользователи с наибольшей вероятностью сочли бы приемлемым, проводился опрос потребителей и оценка среднего дохода после уплаты налогов.

Плата за проезд также может быть инструментом осуществления более широкой политики в сфере транспорта. Если, к примеру, основная задача заключается в регулировании интенсивности движения в центре города, тарифы оплаты за въезд в центр города могут зависеть от того, в какие часы наблюдается наиболее интенсивное движение. Если государство не ставит своей основной целью влиять на поведение автомобилистов посредством механизма ценообразования, можно использовать механизм теневых тарифов.

Вместе с тем использование механизма теневых тарифов влечет за собой последствия в отношении финансовой приемлемости для правительства. Португальский проект SCUT является наглядным примером того, как государство может «обременить» бюджет. Механизм теневых тарифов оказался не по карману для бюджета Португалии; прежнее правительство рассматривало возможность перехода к системе взимания реальной платы за проезд для преодоления бюджетных ограничений. В любом случае, в Португалии, вероятнее всего, больше не будут строить платные дороги, оплачиваемые за счет взимания теневых тарифов.

Важной частью работы консультантов на проектах ЧГП является обсуждение вопроса финансовой приемлемости с правительством и анализ влияния платежей в рамках договоров о ЧГП на бюджет будущих периодов. Такой анализ, как правило, делается на полный срок деятельности ЧГП и зачастую учитывает отклонения в размере возможных платежей. Для автодорог SCUT был сделан прогноз объема перевозок и, оглядываясь на прошлое, можно сказать, что этот прогноз довольно точен, но правительство Португалии не провело тщательного анализа вопроса о финансовой приемлемости проекта.

Проекты М5 и Skye Bridge показывают некоторые проблемы, связанные с взиманием платы с пользователей. Проект М5 демонстрирует проблемы, связанные с экономическим спросом: плата за проезд была слишком высока по сравнению с доходом пользователей и стоимостью использования альтернативных маршрутов. Плату за проезд по мосту Skye местные жители посчитали несправедливой, поскольку паромное сообщение с материком было прекращено и альтернативных способов перебраться на остров не осталось. В настоящее время плата за проезд по М5 и Skye Bridge отменена.

Альтернативные маршруты: мосты и тоннели, как правило, хорошо приспособлены к введению платы с пользователей, поскольку намного легче определить преимущество поездки по платному мосту/тоннелю по сравнению с поездкой по автодороге по альтернативному бесплатному маршруту. Как правило, правительство стремится предоставить альтернативный бесплатный маршрут при введении в эксплуатацию платной автодороги. Это делается для того, чтобы не взимать плату с малообеспеченных групп населения.

При отсутствии дублирующих бесплатных дорог оплата часто производится за счет теневых тарифов, что негативно влияет на финансовую приемлемость проекта для государства. Так было на отдельных участках платной автомагистрали в проекте SCUT, где не было дублирующих дорог.

Наличие же альтернативных маршрутов, как свидетельствует проект М5, может серьезно повлиять на финансовую жизнеспособность проекта.

(i) в ЧГП входят представители частного сектора, имеющие серьезный стимул не делать предложение по слишком низкой цене;

(ii) ЧГП предполагает конкуренцию, что способствует высказыванию различных точек зрения и дает стимул не предлагать слишком высокую цену;

(iii) процедура заключения соглашения о ЧГП, как правило, требует от государственного сектора большей подготовки по сравнению с традиционными государственными закупками, что подводит нас к следующему подразделу, посвященному подготовке проекта.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

В) Подготовка проекта

Этап подготовки проекта чрезвычайно важен и является залогом успеха. Проекты осуществляются быстрее при условии проведения соответствующей работы по составлению технико-экономического обоснования проекта и наличия необходимых согласований, полученных от органов, контролирующих вопросы экспроприации, строительства и охраны окружающей среды. Все рассмотренные проекты были достаточно хорошо подготовлены.

Риски, связанные с проектированием, как правило, распределяются между государственным и частным секторами. Как правило, государственный сектор первым получает общее разрешение на застройку, а частный сектор получает детализированное разрешение на строительство и согласования позже. В проектах М5 и Skye государство вынуждено было вмешаться и взять на себя этот риск, скорректировав свои первоначальные планы о большем делегировании риска. В рамках проекта CTRL государство вынуждено было взять на себя затраты в связи с ранее принятым стратегическим решением проложить линию через Темзу в центр Лондона. В итоге вопросы, связанные с проектированием, не были критичны ни для одного из рассмотренных нами проектов.

Продвижение проекта среди заинтересованных лиц: для того, чтобы проект имел шансы на успех, его необходимо рекламировать среди большого круга заинтересованных лиц: профсоюзов, землевладельцев, широкой общественности/потребителей, экологических организаций и т.д. Как правило, для этого проводятся информационные кампании и общественные слушания. В целом, все описанные нами проекты получили поддержку заинтересованных лиц в соответствующем регионе, за исключением проекта введения платы за проезд по мосту Skye Bridge.

Инновационный характер и сложность проекта: особо сложные в техническом плане и/или инновационные проекты с большей степенью вероятности будут вызывать трудности в ходе строительства, поэтому они связаны с более высоким риском. В некоторых случаях передача государством большего риска частному сектору является единственным способом обеспечить жизнеспособность таких проектов. Из рассмотренных нами проектов только проекты CTRL и голландский проект HSL были технически сложными, но линия 1-ой очереди проекта CTRL открылась в срок и уложилась в бюджет. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что сама по себе сложность проекта не обязательно является основным фактором, влияющим на его жизнеспособность. Этот вывод отражает наш опыт в сфере рынка ЧГП.

Проведение тендера и конкуренция: процесс проведения тендера должен быть прозрачным, чтобы позволять участникам конкурса подавать конкурентоспособные заявки. Это не всегда возможно, если число заинтересованных участников недостаточно.

Заказы на выполнение всех рассмотренных нами проектов были получены с соблюдением принципа прозрачности, но в каждом случае процедура торгов имела свои недостатки.

Например, в отношении проекта Skye Bridge, заявок было меньше, чем ожидалось, и на окончательном этапе было трудно обеспечить конкуренцию. Указанная ситуация вызвала критику со стороны государственного аудитора (NAO). Определение проекта и четкость требований: проекты должны быть четко определены.

Как правило, рассмотренные нами проекты к моменту их выхода на рынок были четко определены в натуральном выражении, и в результате их осуществления были получены ожидаемые мощность и качество. Но на этапе торгов и строительства в рамках, по крайней мере, трех из этих проектов были изменены финансовые определения и требования. В рамках проекта CTRL произошло две крупные реструктуризации; венгерское правительство было вынуждено увеличить поддержку проекту М5. Так же поступило правительство Шотландии в отношении проекта Skye. Напротив, проекты SCUT были четко определены и имели стандартизированные процедуры и положения.

Общий контекст проекта: для успешного осуществления инфраструктурного проекта должен существовать ряд условий. Зачастую лучше, если проект не разовый, а является частью программы проектов ЧГП. Тем самым частный сектор получает стимул совершенствовать свои возможности, чтобы подавать достойные заявки, а государственный сектор получает возможность развивать систему тендеров. В результате затраты уменьшаются. Хорошим примером сказанного является программа проектов SCUT. Напротив, проект Skye Bridge был одним из первых проектов ЧГП в данном сегменте рынка. Не существовало программы подобных проектов и нормативных документов, поэтому были допущены ошибки. Например, консультанты назначались без проведения конкурса.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

Мы пришли к выводу, что все рассмотренные проекты были достаточно хорошо подготовлены. Однако, учитывая сказанное выше, следует отметить, что иногда при подготовке проекта недостаточно соблюдался принцип реалистичности.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

С) Система правового регулирования

Законодательство о концессиях: многие страны сочли полезным разработать специальное законодательство о ЧГП, содержащее четкие положения, позволяющие регулировать участие частного сектора в оказании инфраструктурных услуг. С учетом масштабов проекта CTRL специальное законодательство вступило в силу в Великобритании. На момент подписания соглашения о проекте М5 Венгрия имела детально разработанное законодательство о концессиях, но сравнительно небольшой опыт работы по реальным контрактам. Аналогичным образом, на момент осуществления проекта SCUT в стране уже существовало законодательство о концессиях.

Независимое регулирование: в рассмотренных нами примерах из практики регулирование осуществлялось посредством договора концессии, а роль независимого регулирующего органа была ограничена. Участие независимого регулирующего органа увеличивает гибкость, но может увеличить и стоимость капитала.

В заключение следует отметить, что система правового регулирования, как правило, не являлась основным фактором, определяющим жизнеспособность рассмотренных проектов (это утверждение не в полной мере верно для проекта М5).

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

D) Развитость финансового рынка в стране

Емкость и ликвидность рынков капитала: для обеспечения долгосрочного кредитования по доступным процентным ставкам финансовые рынки должны отличаться активностью и ликвидностью. Следует отметить два основных момента: (i) чем больше срок погашения долга для подрядчика, тем ниже тарифы для пользователей или государства; и (ii) важно наличие возможности делать заимствования в национальной валюте, поскольку доходы как государства, так и пользователей выражены преимущественно в национальной валюте.

Ни один из рассмотренных нами проектов при соответствующих условиях не испытывал проблем с доступом к финансированию, и в некотором роде рынки продемонстрировали мудрый подход с точки зрения реалистичности проекта, заставляя стороны, рекламирующие соответствующий проект, пересматривать свои исходные допущения. Например, в рамках проекта CTRL рынок заставил реструктурировать риск, в большей степени перенеся его на государственный сектор или организации квазигосударственного сектора.

В рамках проектов HSL и SCUT правительства Нидерландов и Португалии, соответственно, приняли меры по обеспечению финансовой состоятельности проектов на международном рынке. Для проекта М5 в Венгрии участие ЕБРР было крайне важным, но тот факт, что большая часть заимствовании была сделана в иностранной валюте, обострил проблему финансовой приемлемости проекта.

Инструменты и институты финансирования: долгосрочное финансирование транспортной инфраструктуры частным сектором зависит от приемлемости долгосрочных инструментов заемного финансирования. Более зрелые концессии имеют меньшую норму прибыли, больший срок погашения и более гибкие условия, а также носят более инновационный характер. Эти факторы снижают затраты на финансирование и повышают финансовую приемлемость проектов для пользователей и правительства.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

Е) Правовые основы деятельности

Культура привлечения частного сектора: для того, чтобы частное финансирование могло осуществляться по приемлемым нормам прибыли, должна существовать культура привлечения частного сектора, с тем, чтобы стимулировать конкуренцию между допущенными к конкурсу участниками. Предприятия частного сектора должны быть уверены, что их вложения будут надежно защищены, а условия игры одинаковы для всех. Подобную защиту можно обеспечить, только соблюдая принцип ненарушаемости договора, гарантировав защиту неимущественных и имущественных прав, а также установив порядок быстрого рассмотрения споров.

На момент подписания договоров все вышеупомянутые страны имели экономику смешанного типа и ограниченный опыт заключения долгосрочных договоров на создание и содержание объектов инфраструктуры — в особенности Венгрия.

Законодательство в сфере проведения государственных тендеров, имущественные права и риск экспроприации имущества: для

обеспечения доверия частного сектора законодательство о проведении тендеров должно соответствовать международной практике. Европейская Комиссия установила правила проведения тендеров на территории Евросоюза, а страны с развивающейся экономикой все чаще принимают правила, разработанные Всемирным Банком.

Необходимо, чтобы законодательство защищало имущественные права. В противном случае будет трудно привлечь инвесторов, желающих обеспечить свои инвестиции активами в рамках проекта.

Инвесторам также необходима защита от рисков экспроприации имущества. Должны действовать необходимые механизмы, препятствующие экспроприации имущества правительством страны, а также захвату имущества с использованием процедур регулирования.

Вышеперечисленные проблемы не наблюдались ни в одном из рассмотренных случаев, вероятно, благодаря наличию хорошо развитых правовых основ деятельности.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

F) Квалификация участников конкурса

Количество участников: конкуренция и принцип «value for money» торжествуют там, где имеется достаточное количество участников конкурса и одинаковые условия для всех. Страны должны привлекать к участию широкий круг иностранных инвесторов. Не следует применять протекционистский подход для защиты внутреннего рынка от международной конкуренции.

Во всех рассматриваемых проектах наблюдался интерес со стороны участников, достаточный для возникновения конкуренции. В последний тур конкурса в проекте CTRL вышло два участника, в проекте Skye Bridge — три, в HSL — четыре участника, число которых было впоследствии сокращено до двух. В Португалии помимо национальных компаний в конкурсе участвовали опытные испанские компании.

Финансовые возможности и технический опыт: на многих рынках еще предстоит создать условия для привлечения частного сектора к строительству объектов инфраструктуры и управлению ими. Участники конкурса должны иметь стимул для достижения финансового состояния и уровня технических знаний, необходимых для осуществления комплексных проектов по ЧГП. А государственные органы должны набираться опыта в постановке задач и управлении процессом по проведению тендера. В Португалии и Нидерландах эти условия были соблюдены на этапе подготовки ТЭО, тогда как при проведении проекта Skye Bridge оказалось, что опыта недостаточно, так как этот проект был одним из первых в Великобритании.

Существует тесная взаимосвязь между наличием конкуренции и финансовой приемлемостью проекта. В рассмотренных нами примерах из практики присутствовало понимание этой связи. Наш опыт показывает, что в случае тендера с единственным участником цены оказываются выше.

Подводя итог, можно сказать, что имеет значение количество участников конкурса и опыт.

Что такое реалистичность проекта. Смотреть фото Что такое реалистичность проекта. Смотреть картинку Что такое реалистичность проекта. Картинка про Что такое реалистичность проекта. Фото Что такое реалистичность проекта

В настоящем отчете рассмотрены финансовая жизнеспособность концессий и других механизмов, а также их финансовая приемлемость для пользователей и правительственных органов. В отчете использовался стандартный подход к оценке, при котором проектам начисляются баллы, а отдельные утверждения иллюстрируются примерами из практики.

В разделе В мы рассмотрели ряд возможных механизмов внебюджетного финансирования. Мы предположили, что применение того или иного механизма не оказывает определяющего влияния на жизнеспособность и финансовую приемлемость отдельных проектов. Несмотря на то, что специализированные правительственные агентства, дорожные фонды и госбюджет выделяют огромные средства на проекты в сфере транспорта на национальном и региональном уровнях, в большинстве стран значительная часть этих средств используется на другие цели. Кроме того, сама структура может использоваться для поддержания жизнеспособных и нежизнеспособных проектов.

Установив, что критическое значение имеет специфика проекта, а не механизмы финансирования, мы рассмотрели примеры различных концессий. В результате этого на первый план вышли вопросы тарифов, ожидаемого спроса и инвестиционных затрат. Поэтому в разделе С мы рассмотрели вопросы реалистичности проекта, степени его подготовки, правового регулирования, силы внутреннего финансового рынка, правовых основ деятельности и серьезности опыта подрядчика. Фактор реалистичности проекта взаимосвязан с другими факторами, но все же является самым важным. Во всех рассмотренных примерах, за исключением может быть проекта HSL в Нидерландах, были сложности в этой области, но они различались в каждом конкретном случае. В проекте М5 наблюдались проблемы экономического спроса, в проекте Skye Bridge — ощущение социальной несправедливости, а в проектах SCUT- проблема финансовой приемлемости проекта для государства. Мы обратили внимание читателя на важность правильной экономической оценки проекта, включая последствия чрезмерной оптимистичности при расчете расходов и доходов. Было учтено также влияние на успешность проекта таких факторов как правительственные гранты, приемлемость услуг для пользователей и наличие альтернативного маршрута. Мы также отметили преимущества наличия прозрачных тендерных процедур и наличия эффективной конкуренции. Все эти аспекты оказывают влияние на финансовую приемлемость и жизнеспособность.

Размер проекта имеет значение, но не является определяющим фактором успеха. Престижные проекты, такие как CTRL, а также крупные проекты в масштабах страны, такие как М5, часто вызывают сомнения в отношении реалистичности, но менее крупные проекты, такие как Skye Bridge, могут также представлять сложности.

Степень проработанности проекта и опыта участников тендера различаются от одного проекта к другому и играют важную роль при управлении его финансовой приемлемостью и жизнеспособностью. При анализе примеров из практики были отмечены некоторые проблемы, которые, тем не менее, не были критичными для рассматриваемых нами проектов.

Система правового регулирования, развитость внутреннего финансового рынка и правовые основы деятельности являются главными предпосылками успеха. В странах, где развитие этих областей не достигло определенного уровня, будет трудно применить механизмы ЧГП. Венгрия отличалась более слабым уровнем развития вышеуказанных областей на момент начала проекта М5, и это привело к возникновению дополнительных сложностей при осуществлении проекта.

Каковы же ответы на вопросы, поставленные во Введении?

Финансовая приемлемость для пользователей. Анализ реализованных на практике вариантов ЧГП выявили факторы экономического и неэкономического характера, оказывающие влияние на успешность проекта. На примере проекта М5 видно, как важно, чтобы тарифы были привлекательными для пользователей, чтобы они не прибегали к альтернативным маршрутам. Проект CTRL свидетельствует о том, что со временем могут появляться альтернативные варианты сообщения, доступные пользователям (появление низкобюджетных авиалиний). Проект Skye Bridge демонстрирует, как важно принимать во внимание представления о социальной справедливости. В целом можно сделать вывод о том, что при строительстве платного объекта инфраструктуры альтернативный вариант сообщения должен существовать, но он должен быть значительно менее привлекательным для пользователей.

Настоящий документ представляет собой краткий отчет о сложном вопросе, и для разных проектов правильные подходы могут быть разными. Хотя стороны, продвигающие проект, государственные органы, проводящие тендеры, и другие заинтересованные лица будут нуждаться в профессиональных консультациях по каждому конкретному проекту по мере возникновения необходимости, ниже мы перечислили некоторые основные меры, которые могли бы способствовать повышению финансовой приемлемости и жизнеспособности проекта.

Подобные меры включают:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *