Что такое реализм 19 века
XIX век – время серьезных изменений в обществе, это период бурного развития науки и техники, рост численности населения в городах. Новые реалии жизни не могут не отразиться в искусстве. Творческая деятельность всегда связана с обществом и теми процессами, которые в нем происходят. Господствующий ранее в искусстве романтизм уступает свое место новому направлению – реализму. Если раньше действительность идеализировалась, то теперь перед писателями, художниками стояла другая задача – изображать жизнь такой, какая она есть, без прикрас.
Истоки термина «реализм»
Литературный критик Жюль Жанфлери в своей книге «Реализм» впервые обозначил название нового направления. Именно он отметил, что реализм противостоит романтизму, потому что отражает реальную жизнь, обнажает социальные проблемы, обращает внимание на простых людей и их заботы. Как понятие, реализм ввел в литературу русский критик Павел Анненков в 1849 году. Общепризнанным научным понятием этот термин стал позднее – в 1860-е годы.
Основные черты реализма:
Реализм в литературе
Реализм возник в европейской культуре в 1830-е годы как ответная реакция не только на изменения в общественной жизни, но и как противовес романтизму.
Фредерик Стендаль – знаковая фигура во французской литературе, именно он заложил основы реализма в своей стране. Писатель доказал, что обыкновенные ситуации, быт людей и их переживания могут быть интересными и увлекательными. Его известные романы «Красное и черное» и «Красное и белое» построены именно так: они рассказывают обычные истории из жизни обычных людей. В них нет фантастики, невероятных событий. А есть повседневность, хорошо знакомая каждому человеку.
Гюстав Флобер отличается стремлением передать самые маленькие детали повседневной жизни, которые складываются в целостную картину и отображают реальность такой, какая она есть. Также писатель отмечает, что людские переживания одинаковы как в городе, так и в провинции. Его понимание реализма можно проследить на примере романа «Госпожа Бовари».
В английской литературе огромную роль в развитии реализма сыграл Даниэль Дэфо. В своих произведениях, в частности в романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», писатель свое внимание обращает на противоречивость перемен в обществе и на те изменения, которые происходят в самом человеке.
В России первые яркие черты реализма можно заметить в творчестве И. Крылова. Успех его басен заключается в том, что из какого-то определенного факта рождается ситуация. Столкновения героев показывают противоречивость общества.
Также А. Грибоедов развивал реализм в русской литературе. Особенность его стиля – типизация характеров и обстоятельств. Именно так построена комедия «Горе от ума». Героев этого произведения можно назвать «вечными», так как подобные характеры людей встречаются в обычной жизни вне зависимости от эпохи.
Стоит отметить и творчество А.С. Пушкина как реалиста. В своих поздних произведениях (например, в романе «Евгений Онегин») писатель изображает особенности эпохи, быт и нравы людей, а также обращается к фольклору, интересуясь культурой простого народа.
Реализм в живописи
Реализм в живописи проявился в изображении обыкновенных сцен. Красота сельской природы показана на картинах французских художников, которых возглавил Теодор Руссо. Реалисты доказали, что каждый день, приносящий солнце или тучи, дождь или сильный ветер, может быть интересен и прекрасен.
Стоит отметить творчество Гюстава Курбе, отличавшееся вниманием к отдельным сценам из жизни, к обыкновенным людям, к повседневным вещам. Его работы считались скандальными, так как общество с трудом принимало новое искусство. Так, картина «Пожар» показывает драматический момент без прикрас.
В России заложил основы реализма в живописи художник Павел Федотов. Его задача – высмеять пороки общества и проявить сочувствие к сложной и тяжелой жизни простого народа. Например, его картина «Сватовство майора» посвящена теме заключения брака ради выгоды.
Обобщение знаний о реализме как направлении в искусстве
Реализм возник как реакция искусства на глобальные изменения в обществе, требующие теперь не идеализации и романтизации жизни, а правдивого изображения действительности. Новое направление обращало внимание на обыкновенных героев, повседневные ситуации, особенно внимательно относилось к деталям и конкретике.
Реализм в русской литературе 19 века: черты, примеры произведений
Реализм – наиболее живучее, многогранное и масштабное направление в искусстве и литературе. Зарождаться оно в Европе и России начало в 30-е годы 19-го столетия и не потеряло актуальности по сей день, хоть и порядком изменилось. Предлагаю сегодня рассмотреть, чем характеризовался реализм в русской литературе 19 века. Вы узнаете основные черты этого направления, его представителей. Приведу я и примеры реалистических произведений.
Понятие реализма и история его возникновения
Для начала напомню определение реализма.
Хочу обратить ваше внимание на несколько моментов в приведенной выше формулировке.
В России становление реализма происходило параллельно. У истоков его стояли баснописец И. А. Крылов и автор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Однако основоположником интересующего нас направления в русской литературе считается А.С. Пушкин.
Термин «реализм» применительно к направлению в русской литературе ввел в 1849 году П. Анненков. Употреблял его в своих работах и Д. Писарев. Встречалось это понятие и в трудах Герцена, но у него оно было синонимичным философскому понятию «материализм».
Одним из первых исследователей реализма в русской литературе был Белинский, но он называл это направление «натуральной школой», говоря о творчестве Н.В. Гоголя.
Хронологически реализм в искусстве следовал за романтизмом, во многом вступая с ним в спор.
В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком «
Характерные особенности реализма
Перечислю основные признаки того, что произведение относится к реализму:
Важным признаком реализма является аналитичность произведения: автор не только описывает события, но и устанавливает его связь с другими обстоятельствами, определяет их влияние на становление характера героя.
И.Е. Репин «Бурлаки на Волге «
Реализм и романтизм: общие черты и основные различия
Реализм пришел на смену романтизму. Однако не стоит думать, что эти направления в литературе и искусстве не имеют ничего общего или даже являются антиподами. Да, они во многом противопоставлены друг другу, но у них есть и общие черты.
Сначала остановлюсь на сходстве этих направлений, так как об этом обычно говорят редко и мало. Итак, общими чертами реализма и романтизма являются:
Различия между реализмом и романтизмом я свела в таблицу.
Романтизм | Реализм |
Идеализация (исключительный герой, исключительные обстоятельства) | Типизация (типический герой, типические обстоятельства) |
Личность самоценна и не зависима от окружающих людей и обстоятельств, ее качества определены природой | Личность – «чистый лист», ее становление зависит от окружающих людей и обстоятельств |
Читатель знает лишь о нескольких наиболее ярких чертах характера главного героя | Характер героя передан во всей его многогранности и противоречивости |
Концепция двоемирия | Мир – один, а художественное произведение отражает его, как зеркало |
Во главе угла находится внутренний конфликт в душе героя | Главным является конфликт между личностью и социумом |
Разрешение конфликта находится за гранью реальности | Пути разрешения конфликта ищутся в конкретно-исторической действительности |
События реальной жизни не являются определяющими поведение героя | Поступки героя мотивированы событиями реальной жизни |
Невозможность полного решения конфликта | Конфликт может быть разрешен в действительности |
У. Хомер «Попутный ветер «
Разновидности реализма
Некоторые литературоведы замечают, что черты реализма можно обнаружить даже в античной литературе, поэтому его подразделяют на античный, эпохи Возрождения, просветительский, реализм 19 века и неореализм (20 век).
По идейно-художественной направленности русский реализм тоже не однороден. Он может быть классическим, критическим, социалистическим и магическим.
Классический реализм обращается к теме становления, развития, перерождения личности человека, характер и поступки которого социально детерминированы. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Воскресение» Л.Н. Толстого служат его примерами.
Критический реализм отличается аналитическим подходом к изображению действительности и обличением социальных пороков. Много его примеров можно найти в русской литературе 19 века: «Парадный подъезд» Н.А. Некрасова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» И.С. Тургенева и многие другие произведения этих и других авторов.
Социалистический реализм сложился после Великой Октябрьской революции. Целью его было воспитание граждан в духе социализма. Действительность изображалась в ее революционном развитии. К этому направлению можно отнести произведения большинства писателей, творчество которых приходится на сталинскую эпоху.
Магический реализм предполагает обращение к фантастическим сюжетам, фольклору, далекому прошлому, использование фантастических элементов, образов, искажение времени или пространства, но при этом все равно в центре находятся обыденные ситуации и предметы, хоть и показанные с чудесной стороны, под особым углом зрения. К магическому реализму обычно относят «Пиковую даму» А.С. Пушкина, «Нос» Н.В. Гоголя, «100 лет одиночества» Г.Г. Маркеса. Этот вид реализма нельзя привязать к какому-либо конкретному историческому периоду, но можно отметить, что он часто ассоциируется с неореализмом.
И. Шишкин «Рожь «
Примеры реалистических произведений в русской и зарубежной литературе
Всех писателей и поэтов, произведения которых можно отнести к реализму, не перечислить. Самих творений еще больше. Приведу лишь небольшой список:
Реалистическому направлению принадлежат также рассказы и повести А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко и других известных литераторов 19-20 веков.
Реализм – масштабное и огромное по своему весу явление в искусстве и литературе. К нему относятся творения большинства известных русских писателей, драматургов и даже поэтов 19 века. Для этого литературного направления характерны правдивость, психологизм, типизация, демократизм и многие другие черты.
Реализм — искусство правдивого изображения жизни во всех ее проявлениях
Реализм (от лат. realis — «действительный») — направление в искусстве XIX-XXI веков, для которого характерно максимально достоверное изображение действительности в произведениях. Реализм также является распространенным методом творчества в живописи, скульптуре, фотографии, литературе, музыке, театре, кинематографе и многих других видах культурной деятельности человека.
Реализм, в отличие от многих других стилей, возникших в XIX веке, не стал временным явлением в искусстве. Напротив, в течение почти 200 лет он остается востребованным творческим методом для большого количества художников. Чаще все реалистическая манера написания картин используется живописцами в бытовом, историческом и портретном жанрах.
Виды реализма
Реализм с момента своего возникновения подвергался жесткой критике со стороны представителей других стилей искусства, а художники-реалисты нередко по-разному трактовали суть выбранного ими творческого метода. К тому же, за последние два столетия человеческое общество и культура претерпели огромные изменения, что повлекло за собой появление многочисленных разновидностей реалистического искусства.
К основным видам реализма относятся:
Кроме того, в разных уголках Земли периодически возникали региональные школы и объединения на основе идей реализма, в том числе:
История реализма
История реализма как отдельного стиля живописи ведет свое начало с середины XIX века. В то время в европейском изобразительном искусстве доминирующим направлением был романтизм, основанный на академических традициях живописи. Художники-романтики изображали жизнь в приукрашенном виде, они идеализировали человека, воспевали в своих картинах духовный мир людей, сильные и яркие чувства.
Основоположником реализма в мировом искусстве по праву считается французский живописец Гюстав Курбе (Gustave Courbet). Впервые о новом стиле широкая публика узнала в 1855 году, когда Курбе опубликовал свой «Манифест реализма». В этом программном документе была подвергнута жестокой критике академическая живопись и провозглашены принципы нового реалистического искусства.
Руководство Парижской академии искусств в том же 1855 году не приняло для показа на всемирной выставке работы Курбе. В ответ художник организовал собственную экспозицию в специально построенном с помощью меценатов «Павильоне реализма». Широкая публика была шокирована натурализмом выставленных для просмотра произведений мастера, а критики учинили над автором жестокую расправу в своих статьях.
Но постепенно отношение к реализму во Франции начало меняться, в конце концов Курбе стал признанным лидером этого стиля, а его идеи распространились по всей Европе. В Италии под влиянием идей Курбе появилась Школа Маккьяколи, а в России приверженцы реалистической манеры живописи объединились в Товарищество передвижников, расцвет их деятельности пришелся на 1870-1880-е годы.
На стыке XIX-XX веков реализм несколько утратил популярность у публики на волне растущего интереса к модернизму и авангардизму. Но уже в 1920-х он вновь громко заявил о себе в виде нового модного течения — сюрреализма. Кроме того, в европейской живописи на протяжении 50 лет возникли три разновидности неореализма, а в США сформировались течения американского реализма и прецизионизма. В это же время в СССР в качестве единственно правильного художественного метода был утвержден социалистический реализм.
Вторая половина ХХ века для реалистического искусства ознаменовалась появлением фото- и гиперреализма. Росту их популярности в значительной мере поспособствовало развитие новых революционных технологий компьютерной и фототехники. Но и традиционный реализм остается востребованным у широкой публики вплоть до наших дней.
Самые известные художники-реалисты
Среди живописцев, создававших свои произведения в реалистичной манере есть много достойных мастеров. И все же, среди самых известных художников-реалистов особо выделяются:
Реализм по праву считается одним из основных стилей изобразительного искусства. У этого направления всегда есть большая армия поклонников, а картины гениальных реалистов украшают коллекции лучших музеев мира и неизменно пользуются спросом на арт-аукционах.
Сайт методиста дополнительного образования поповой Ольги Владимировны
«Сердце, Воображение и разум»
Художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление к объективности и непосредственной достоверности изображаемого, исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, воспроизведение подробностей повседневной жизни, правдивость в передаче деталей.
Термин «реализм» впервые был предложен французским писателем и литературным критиком
Шанфлери в 50-х годах XIX столетия. В 1857 году он издаёт сборник статей под названием «Реализм». Интересен тот факт, что почти одновременно это понятие стали использовать и в России. И первым, кто это сделал, был известный литературный критик Павел Анненков. Вместе с тем понятие «реализм» и в Западной Европе, и в России, и в Украине стало широко употребляться лишь в 60-х годах XIX столетия. Постепенно слово «реализм» вошло в лексикон людей разных стран применительно к различным видам искусства.
Гюстав Курбе. Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки. 1850–1855
Реализм противостоит предшествующему романтизму, в преодолении которого он и развился. Особенность этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, сознательное стремление дать свою, часто критическую, оценку негативным явлениям окружающей жизни. Поэтому в центре внимания реалистов находятся не просто факты, события, люди и вещи, а общие закономерности действительности.
Рассмотрим, каковы же были предпосылки становления реализма в мировой культуре. Стремительное развитие промышленности в XIX веке требовало точных научных знаний. Писатели-реалисты, внимательно изучая жизнь и стремясь отобразить её объективные законы, интересовались науками, которые могли помочь им в понимании процессов, происходящих в обществе и в самом человеке.
Портрет Д. И. Менделеева.
Среди множества научных достижений, оказавших серьёзное влияние на развитие общественной мысли и культуры во второй половине XIX столетия, следует особо выделить теорию английского натуралиста
Чарльза Дарвина о происхождении видов, естественно-научное объяснение психических явлений основоположником физиологии
Ильёй Сеченовым, открытие
Дмитрием Менделеевым периодического закона химических элементов повлиявшее на последующее развитие химии и физики, географические открытия, связанные с путешествиями
Николая Северцова по Тянь-Шаню и Средней Азии, а также исследование
Николаем Пржевальским Уссурийского края и первые его поездки в Центральную Азию.
Научные открытия второй половины XIX в. меняли многие устоявшиеся взгляды на окружающую природу, доказывали её взаимосвязь с человеком. Всё это способствовало рождению нового способа мышления.
Быстрый прогресс, происходивший в науке, увлекал писателей, вооружая их новыми представлениями об окружающем мире. Главная проблема, поднимаемая в литературе второй половины XIX века, — отношения личности и общества. В какой мере общество влияет на судьбу человека? Что нужно делать, чтобы изменились человек и мир? Эти вопросы рассматривают многие писатели этого периода.
Для реалистических произведений характерно такое специфическое художественное средство, как конкретность образов, конфликта, сюжета. Вместе с тем художественный образ в таких произведениях не может быть соотнесён с живым человеком, он богаче конкретной личности. «Художник должен быть не судьёю своих персонажей и того, о чём говорят они, а только беспристрастным свидетелем… Моё дело только в том, чтобы быть талантливым, то есть уметь отличать важные показания от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком», — писал Антон Павлович Чехов.
Целью реализма было правдиво показать и исследовать жизнь. Главным при этом, как утверждают теоретики реализма, является
Типизация. Об этом точно сказал Лев Николаевич Толстой: «Задача художника… извлечь из действительности типичное… собрать идеи, факты, противоречия в динамический образ. Человек, скажем, за свой рабочий день говорит одну фразу, характерную для его сущности, другую он скажет через неделю, а третью через год. Вы заставляете его говорить в концентрированной обстановке. Это вымысел, но такой, в котором жизнь более реальна, чем сама жизнь». Отсюда и объективность этого художественного направления.
Русская литература второй половины XIX века продолжает реалистические традиции Пушкина, Гоголя и других писателей. Вместе с тем в обществе ощущается сильное влияние критики на литературный процесс. Особенно это касается работы «
Эстетические отношения искусства к действительности» известного русского писателя, критика
Николая Гавриловича Чернышевского. Его тезис о том, что «прекрасное есть жизнь», станет идейной основой многих художественных произведений второй половины XIX века.
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887
Таким образом, в литературе второй половины ХIХ века главными становятся проблемы личности, давления на неё окружающей среды, исследование глубины человеческой психики. Предлагаем вам самим узнать и осмыслить, что же происходило в русской литературе второй половины XIX века, прочитав произведения Достоевского, Толстого и Чехова.
rascvet-realizma-vo-vtoroj-polovine-xix-vekaрасцвет реализма во второй половине xix века
Реалисты XIX века широко
Раздвинули границы искусства.
Они начали изображать явления самые обыкновенные, прозаические.
В их произведения со всеми своими
К середине XIX столетия в мировой культуре окончательно утверждается реализм. Давайте вспомним, что это такое.
Художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление к объективности и непосредственной достоверности изображаемого, исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, воспроизведение подробностей повседневной жизни, правдивость в передаче деталей.
Термин «реализм» впервые был предложен французским писателем и литературным критиком
Шанфлери в 50-х годах XIX столетия. В 1857 году он издаёт сборник статей под названием «Реализм». Интересен тот факт, что почти одновременно это понятие стали использовать и в России. И первым, кто это сделал, был известный литературный критик Павел Анненков. Вместе с тем понятие «реализм» и в Западной Европе, и в России, и в Украине стало широко употребляться лишь в 60-х годах XIX столетия. Постепенно слово «реализм» вошло в лексикон людей разных стран применительно к различным видам искусства.
Гюстав Курбе. Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки. 1850–1855
Реализм противостоит предшествующему романтизму, в преодолении которого он и развился. Особенность этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, сознательное стремление дать свою, часто критическую, оценку негативным явлениям окружающей жизни. Поэтому в центре внимания реалистов находятся не просто факты, события, люди и вещи, а общие закономерности действительности.
Рассмотрим, каковы же были предпосылки становления реализма в мировой культуре. Стремительное развитие промышленности в XIX веке требовало точных научных знаний. Писатели-реалисты, внимательно изучая жизнь и стремясь отобразить её объективные законы, интересовались науками, которые могли помочь им в понимании процессов, происходящих в обществе и в самом человеке.
Портрет Д. И. Менделеева.
Среди множества научных достижений, оказавших серьёзное влияние на развитие общественной мысли и культуры во второй половине XIX столетия, следует особо выделить теорию английского натуралиста
Чарльза Дарвина о происхождении видов, естественно-научное объяснение психических явлений основоположником физиологии
Ильёй Сеченовым, открытие
Дмитрием Менделеевым периодического закона химических элементов повлиявшее на последующее развитие химии и физики, географические открытия, связанные с путешествиями
Николая Северцова по Тянь-Шаню и Средней Азии, а также исследование
Николаем Пржевальским Уссурийского края и первые его поездки в Центральную Азию.
Научные открытия второй половины XIX в. меняли многие устоявшиеся взгляды на окружающую природу, доказывали её взаимосвязь с человеком. Всё это способствовало рождению нового способа мышления.
Быстрый прогресс, происходивший в науке, увлекал писателей, вооружая их новыми представлениями об окружающем мире. Главная проблема, поднимаемая в литературе второй половины XIX века, — отношения личности и общества. В какой мере общество влияет на судьбу человека? Что нужно делать, чтобы изменились человек и мир? Эти вопросы рассматривают многие писатели этого периода.
Для реалистических произведений характерно такое специфическое художественное средство, как конкретность образов, конфликта, сюжета. Вместе с тем художественный образ в таких произведениях не может быть соотнесён с живым человеком, он богаче конкретной личности. «Художник должен быть не судьёю своих персонажей и того, о чём говорят они, а только беспристрастным свидетелем… Моё дело только в том, чтобы быть талантливым, то есть уметь отличать важные показания от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком», — писал Антон Павлович Чехов.
Целью реализма было правдиво показать и исследовать жизнь. Главным при этом, как утверждают теоретики реализма, является
Типизация. Об этом точно сказал Лев Николаевич Толстой: «Задача художника… извлечь из действительности типичное… собрать идеи, факты, противоречия в динамический образ. Человек, скажем, за свой рабочий день говорит одну фразу, характерную для его сущности, другую он скажет через неделю, а третью через год. Вы заставляете его говорить в концентрированной обстановке. Это вымысел, но такой, в котором жизнь более реальна, чем сама жизнь». Отсюда и объективность этого художественного направления.
Русская литература второй половины XIX века продолжает реалистические традиции Пушкина, Гоголя и других писателей. Вместе с тем в обществе ощущается сильное влияние критики на литературный процесс. Особенно это касается работы «
Эстетические отношения искусства к действительности» известного русского писателя, критика
Николая Гавриловича Чернышевского. Его тезис о том, что «прекрасное есть жизнь», станет идейной основой многих художественных произведений второй половины XIX века.
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887
Таким образом, в литературе второй половины ХIХ века главными становятся проблемы личности, давления на неё окружающей среды, исследование глубины человеческой психики. Предлагаем вам самим узнать и осмыслить, что же происходило в русской литературе второй половины XIX века, прочитав произведения Достоевского, Толстого и Чехова.
Нет никаких сомнений, что картина В.В. Пукирева, доставленная им на академическую выставку 1863 года, была написана по следам личной катастрофы молодого художника, произведшей на него неотразимое воздействие. «Неравный брак» — единственное полотно в его творчестве, которое можно назвать действительно талантливым и из ряда вон выходящим. Картина произвела невероятное впечатление на современников: говорят, многие почтенные старцы, поглядев на произведение Пукирева, отказались жениться на юницах, в числе их был известный историк Н.И. Костомаров. Описание картины Неравный брак Василия Пукирева →
Дейнека обладал изумительной способностью проникновения в душу человека, умел показать его во взаимоотношении с миром — а в мире всегда разлито настроение, тревожное или радостное, кричаще трагическое или бездумно летнее.Описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки →
Дезн заключается в принятии всем существом происходящего вокруг тебя в данный момент. Иррациональный аспект любования природой — без осознания себя в ней — это дзен ребенка. Очень странно видеть, как «Первый снег» Пластова задают детям в школе. Или не странно, а верно? Описание картины Первый снег Аркадия Пластова →
Пасторальный пейзаж московских задворок, чистых и невинных, им не нужен снег, чтобы покрыть неизбывную грязь и мусорные кучи антропогенного пейзажа нынешней столицы. Яркая трава повернувшего на конец сезона лета, теплый воздух тихого вечера. Небедные дома и не развалившиеся еще не то сараи, не то складские постройки, дети в белом, девка с ведром — в белом. Вам хочется туда. Всмотритесь. Описание картины Московский дворик Василия Поленова →
Летняя картина — это вовсе необязательно «резеда и риза кашки», не всегда это букет на террасе. Летний вид — южный вид. Розы и море, или горы и сосны. Зарисовка Левитана открывает серию летних публикаций. Описание картины Ай-Петри Исаака Левитана →
Картину Вермеера увидеть у нас непросто. Какое-то впечатление вы можете составить по репродукциям, и, конечно же, по вдохновенным описаниям очевидцев. До нынешнего времени дошли считанные десятки работ мастера, хранимая в Амстердаме «Молочница» — одна из них. Описание картины Молочница Вермеера Дельфтского →
Безыскусное изображение березовой рощи весной, когда уже снег стаял, но небо все еще холодное, ветреное, отсвет зимы на нем, а воздух холодный тоже, звенит от птичьего посвиста, под ногами хлюпает размокшей прошлогодней травой. Бакшеев написал это, задача сложная, а сам пейзаж — простой и понятный.Описание картины Голубая весна Василия Бакшеева →
Аленушка с картины Васнецова — непростая героиня. Это произведение при всей обыденности пейзажа, при всей известности сказки — сложное для понимания. Значит, понимать не нужно. Следует переживать. Как будто слушаешь сказку.Описание картины Аленушка Виктора Васнецова →
Превосходная по изяществу колорита, гениальная по простоте и смысловой наполненности сюжета картина Исаака Левитана, казалось бы, представляет собой просто «фотографический снимок» пейзажа с водой, мостиком, лесом, в котором скрываются колокольни и церкви «Тихой обители». Но вдумаемся в символы и знаки. Описание картины Тихая обитель Исаака Левитана →
Картина Ильи Репина «Не ждали» делает зрителя участником насыщенной переживаниями сцены, помещает нас в центр эмоционального вихря, взрыва чувств. Старое, черное, отжившее сменяется новым, зеленым, революционным. Контрастная чистая живопись на самом деле насыщена рефлексами, реалистична и красива даже в изображении прозаического быта и одежды. Но лица… Это репинские лица! Великий художник. Описание картины Не ждали Ильи Репина →