Что такое реборды на осмотровой канаве
Что такое реборды на осмотровой канаве
§ 1. Осмотровые канавы
Наибольшее распространение при оборудовании постов для технического обслуживания автомобилей получили осмотровые канавы.
На тупиковую канаву автомобиль въезжает передним ходом, а съезжает задним, на прямоточной канаве обеспечивается СКВОЗНОЙ проезд автомобиля передним ходом.
Наиболее распространены прямоточные канавы узкого типа, позволяющие использовать механизированное перемещение автомобилей с помощью различных конвейеров.
Межколейные канавы, простые по устройству и недорогие в изготовлении, дают возможность одновременно выполнять работы снизу, сбоку и сверху автомобиля, могут быть использованы для обслуживания всех типов автомобилей и не требуют для своего оборудования помещении большой площади и высоты. Однако им присущи существенные недостатки: ограниченное рабочее пространство (одновременно могут работать не более 3-4 человек); невозможность вывешивания колес автомобиля без дополнительных приспособлений; затрудненный доступ к узлам и механизмам, расположенным по боковым зонам нижней части автомобиля, что снижает производительность труда; слабая освещенность естественным светом и плохая вентиляциия.
Канавы широкого типа. В канаве с колейным мостиком (рис. 8, в), ширина которой больше габаритной ширины автомобиля, на одном уровне с полом установлены металлические или железобетонные узкие мостики. Такие канавы используются для выполнения работ снизу автомобиля: моечных, крепежно-регулировочных и смазочных.
Рис. 10. Канава широкого типа с вывешиванием колес
Канава широкого типа с вывешиванием колес автомобиля показана на рис. 10. Автомобиль устанавливается на тележках 4 и Я, перемещаемых по рельсам 6, смонтированным на стойках 3, посреди канавы. При въезде на канаву передние колеса автомобиля направляются отбоем 12 и ребордами 10 въездного трамплина 9, имеющего уклон вперед, чем и центрируется автомобиль относительно оси канавы. Передний мост 13 садится на подхваты 2 передней тележки 4, установленной в наклонном тупике между ребордами, и при дальнейшем движении автомобиля передний мост вывешивается. При подходе задних ведущих колес автомобиля к уклону трамплина задний мост садится на подхваты 7 задней тележки 5, связанной с передней тележкой дистанционной цепью 5, по длине соответствующей базе автомобиля, колеса отделяются от наклонной поверхности трамплина и вывешиваются. Для работы сбоку автомобиля используются перекидные мостики 1. Наклонный тупик 11 служит для размещения тележек при въезде автомобиля.
Эти канавы имеют преимущества по сравнению с канавами узкого типа: они лучше освещаются и вентилируются, автомобиль вывешен, увеличено рабочее пространство внутри канавы, она может быть применена в стационарных и полевых условиях для автомобилей любого типа, что очень важно при обслуживании разномарочного парка автомобилей.
По бортам механизированной безребордной канавы уложены направляющие 1 (рис. 11) для движения роликовых тележек. Максимальная ширина канавы соответствует колее задних внутренних колес автомобиля, наружными колесами он опирается на стенки канавы для устойчивости и продвижения своим ходом при въезде на канаву и съезде с нее.
При въезде автомобиля на канаву его передние колеса направляются отбоем и короткими ребордами 4 пандуса 11; передний мост садится на подхваты передней тележки и при съезде с пандуса передние колеса вывешиваются. Вместо задней тележки используется специальный пневмогидравлический подъемник (модель 434), устанавливаемый в осмотровой канаве, как показано на рис. 11.
При вывешивании автомобиля на канаве доступ сбоку автомобиля обеспечивается с поверхности пола, а канава имеет ширину, достаточную для удобного доступа снизу к узлам и механизмам, расположенным внутри габаритов рамы автомобиля.
При освещении автомобиля снизу применяемые в осмотровых канавах светильники должны давать мягкий и неслепящий свет. Рекомендуется пользоваться люминесцентным освещением. Освещенность нижних частей автомобилей, установленных на осмотровых канавах, должна быть не менее 50 лк при освещении лампами накаливания и 150 лк при люминесцентном освещении.
Светильники с люминесцентными лампами следует располагать в нишах длиной 1,5 л по обе стороны канавы. Ниши могут быть сделаны в шахматном порядке или напротив друг друга.
Для удаления отработавших газов при регулировке двигателя канавы оборудуются вытяжными каналами и гибкими огнестойкими шлангами, присоединяемыми к трубе глушителя.
Разработан также метод бесшлангового стационарного местного отсоса газов с механическим побудителем, при котором отработавшие газы попадают в раструб устройства, а поддон преграждает их поступление в осмотровую канаву.
Требования к осмотровой канаве (смотровой яме)
Приложения к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018г. №59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»
III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (производственным зданиям и сооружениям, производственным помещениям и производственным площадкам) и организации рабочих мест
Требования охраны труда, предъявляемые к помещениям для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств
44. Размеры осмотровых канав и эстакад устанавливаются в зависимости от типа транспортных средств и применяемого оборудования.
45. Вход в проездную осмотровую канаву поточных линий и выход из нее должны осуществляться через тоннель.
46. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи должны иметь выходы в производственное помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Максимальное расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.
47. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене, противоположной выходу, должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.
48. Длина тупиковой осмотровой канавы должна соответствовать размеру ремонтируемого (осматриваемого) транспортного средства, которое при установке на канаву не должно закрывать ведущую в канаву лестницу и запасный выход.
49. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.
50. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду транспортного средства.
51. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения транспортных средств.
52. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.
53. Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей, соединяющих их, должны быть облицованы керамической плиткой или покрыты другими влагостойкими и масло-бензостойкими материалами светлых тонов.
54. Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В и розетки с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 12 В.
55. Освещение осмотровой канавы светильниками напряжением 220 В допускается при соблюдении следующих условий:
1) проводка должна быть скрытой, осветительная аппаратура и выключатели должны иметь надежную электроизоляцию и гидроизоляцию;
2) светильники должны быть закрыты стеклом и защищены решеткой;
3) металлические корпуса светильников должны быть заземлены.
56. Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канавы или с эстакад во время их передвижения.
57. На полу осмотровых канав должны быть уложены прочные деревянные решетки.
58. Для перехода через осмотровые канавы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.
Приложения №4 к «Общесоюзным нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» ОНТП 01-91 утвержденным концерном «Росавтотранс» 07 августа 1991 г.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ
Устройства и сооружения для осмотра автомобилей
21. Размеры осмотровых канав должны проектироваться с учетом следующих требований :
23. На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей.
Что такое реборды на осмотровой канаве
КАНАВЫ и СМОТРОВЫЕ ЯМЫ на АВТОСЕРВИСЕ
Вы наверное удивитесь, если узнаете, что каждая вторая яма на белорусских автосервисах не соответствует требованиям нормативной документации.
Даже в новых автосервисах ямы часто не соответствуют нормативной документации.
Давайте разбираться с этим важным вопросом!
Примеры обычных «неправильных» ям и канав:
А) на въезде на яму нет рассекателя, который не позволяет колесу попасть в яму, а также нет ограничителей по всей длине ямы
Б) вход в яму организован по ходу движения автомобиля
В) нет вентиляции (приточная и вытяжная)
Г) яма не облицована светлой плиткой
Д) в яме нет освещения, ниш для инструмента
Е) пол не имеет уклона к приямку
Ж) глубина ямы больше норматива
З) в конце тупиковой ямы нет ограничителей для движения автомобиля (упоры)
И) нет ограждения ямы и поручней для схода в яму
К) прочие несоответствия..
На фотографиях – смотровые ямы выполненные с нарушениями требований нормативной документации.
Как сделать яму или канаву правильно?
Нужно выполнить требования описанные в нормативной документации. Требования к смотровым ямам и канавам смотрите ниже.
Требования к ямам канавам на СТО
ПОСТ №190 Минздрава от 06.12.12 Санитарные нормы и правила
24. Осмотровые канавы должны быть защищены от проникновения грунтовых вод, стены облицованы плиткой, оборудованы нишами для размещения осветительной аппаратуры, инструмента и запасных частей. Полы должны иметь уклон в сторону трапа или приямка.
СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Строительные нормы проектирования
5.2.1 Осмотровые канавы следует проектировать с учетом следующих требований:
— длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины ТС;
— ширина осмотровой канавы должна устанавливаться исходя из размеров колеи ТС с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
— глубину осмотровой канавы, обеспечивающей свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу ТС, следует принимать, м:
1,3–1,5 — для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса;
1,1–1,2 — для грузовых автомобилей и автобусов;
0,5–1,2 — для внедорожных автомобилей-самосвалов.
На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15 м для ТС классификаций М1, М2, N 1 и высотой 0,20 м — для других ТС.
Ширину траншеи следует принимать, м:
1,2 — без размещения оборудования в траншее;
2,0–2,2 — при размещении оборудования в траншее.
Для входа в осмотровые канавы следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м
в количестве:
— для тупиковых осмотровых канав, объединенных траншеями, — не менее одной лестницы
на три осмотровые канавы;
— для индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями, — не менее одной лестницы на четыре осмотровые канавы;
— для проездных осмотровых канав поточных линий — не менее двух лестниц на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м );
— для тупиковых осмотровых канав, не объединенных траншеями, — по одной лестнице на каждую осмотровую канаву.
Входы в осмотровые канавы не следует размещать под автомобилями и на путях движения
и маневрирования ТС (за исключением постов для специальной обработки ТС); входы должны иметь ограждение перилами на высоте 0,9 м.
5.2.3 На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес ТС.
Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников и розетки для включения переносных ламп напряжением 12 В.
Для обеспечения подъема ТС на осмотровых канавах следует предусматривать передвижные или стационарные канавные подъемники.
Осмотровые канавы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
5.2.4 Стены канав, приямков, траншей или тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов.
5.3.2.3 Запрещается вывешивание оси ТС без фиксации передвижного канавного подъемника на
рельсах и без соответствующих специальных подставок, установленных на башмаки стоек канавного
Установку специальных подставок на башмаки стоек канавного подъемника следует производить
из осмотровой канавы.
6.9 Размеры осмотровых канав должны быть определены в зависимости от типа ТС, применяе-
мого технологического оборудования и должны соответствовать [4].
6.10 Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвей-
ерами , должны иметь направляющие реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение ТС в канаву или с эстакады во время его передвижения
Тупиковые канавы дополнительно должны иметь стационарные упоры для колес ТС, высота ко-
торых и их расположение согласно [13].
Длина тупиковой канавы зависит от размера ремонтируемого
ТС, которое должно полностью устанавливаться на канаву, не закрывая входную лестницу и запасной выход.
6.11 Для работы спереди и сзади ТС и для перехода через осмотровую канаву необходимо поль-
зоваться переходными мостиками шириной не менее 0,8 м, а для спуска в осмотровую канаву и
подъема из нее – специальными лестницами.
Количество переходных мостиков должно быть равным количеству мест, устанавливаемых на
осмотровой канаве ТС, минус один. Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны перекрываться прочными щитами, переходными мостиками.
6.13 Помещения и осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не за-
громождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки, не препятствующие использованию технологического оборудования.
При проектировании и организации рабочих мест на автосервисе привлекайте специалистов имеющих опыт работы на СТО, контролируйте проектировщиков!
За справками и консультациям обращайтесь в компанию «Сервисмен»
Осмотровые канавы
Наиболее распространенным оборудованием рабочего поста для технического обслуживания автомобилей являются осмотровые канавы.
По способу заезда автомобиля на канаву и съезда с нее различают канавы:
Рис. Узкие межколейные изолированные канавы:
а — тупиковая; б — прямоточная
В первом случае автомобиль въезжает на канаву передним ходом, а съезжает задним. Во втором случае автомобиль проезжает над канавой передним ходом.
По ширине канавы делят на:
Ширина узких канав меньше расстояния между внутренними боковыми поверхностями шин автомобиля, широких — больше расстояния между наружными боковыми поверхностями шин.
Узкие канавы могут быть расположены посередине между колесами автомобиля — межколейные канавы или по обе стороны от него — боковые.
Межколейные узкие канавы выполняют либо изолированными, т. е. не имеющими сообщения между собой, либо траншейными.
Узкие межколейные изолированные канавы наиболее просты по устройству и наименее удобны для работы. Такие канавы встречаются в мелких автохозяйствах.
Рис. Узкая траншейная межколенная канава:
а — тупикового типа; б — прямоточного типа
Узкие межколейные траншейные канавы имеют траншею, соединяющую несколько канав по их торцам. Соединительная траншея служит для удобства сообщения канав с помещением и между собой. У тупиковых канав траншею делают открытой. Прямоточные канавы имеют закрытую сверху траншею, используемую только как коридор для прохода. Открытые траншеи должны иметь ширину не менее 1 м и не более 2 м (при установке в ней верстаков и другого технологического оборудования). Глубина открытой траншеи 1,2—1,6 м, закрытой не менее 1,9 м от пола до низа выступающих частей перекрытия траншеи.
Вдоль открытой траншеи устраивают перила высотой не менее 0,9 м. Д л я входа и выхода из траншей делают не менее одной лестницы на каждые пять канав. Кроме того, в стенах канав предусматривают скобы для запасного выхода.
Канаву окаймляют внутренней железобетонной или стальной ребордой, заканчивающейся со стороны въезда сплошным клинообразным или полукруглым возвышением (отбоем) для выравнивания колес. В тех случаях когда колея передних колес по размеру близка к колее наружных задних колес (например, у легковых автомобилей или автобусов), можно устраивать канавы с наружной ребордой.
Иногда в автохозяйствах применяют безребордные канавы, однако они не отвечают требованиям техники безопасности. Для удобства работы спереди автомобиля канава со стороны примыкания ее к открытой траншее перекрывается деревянным настилом. Крайнее положение автомобиля на канаве со стороны траншеи фиксируется упорами а.
Габаритные размеры межколейных канав определяются типом обслуживаемых автомобилей. Рабочую длину канавы принимают равной не менее суммы длин переднего свеса и базы автомобиля, увеличенной иа 0,8—1,0 м. Длина канавы с открытой траншеей должна быть увеличена иа 0,6—0,7 м со стороны примыкания к траншее.
Ширина узкой канавы в зависимости от конструкции реборд может быть равна 0,9—1,0 м. Глубина канавы зависит от величины дорожного просвета автомобиля и колеблется в пределах 1,2—1,4 м от уровня пола помещения. Пол канавы делают с уклоном 1 — 2 % в сторону траншеи для стекания воды, масла и топлива. Стены облицовывают плиткой.
Преимуществами межколейных узких канав являются:
К недостаткам канав этого типа следует отнести стесненные условия работы под автомобилем (одновременно могут работать не более 3 — 4 чел.), невозможность одновременного вывешивания колес без дополнительных подъемных приспособлений, неудобство работ с нижними наружными частями автомобиля (колеса, ступицы, тормоза) и неудовлетворительное естественное освещение нижней части автомобиля. На рисунке показана канава узкого типа (несколько увеличенная по ширине), оборудованная тележками с подъемными устройствами.
Рис. Узкая канава с механизированным вывешиванием колес автомобиля
Тележки 1, перемещающиеся по швеллерам 3, при заезде автомобиля устанавливаются в передней части канавы. Домкраты 2 задней тележки, предназначенной для вывешивания заднего моста, в этом случае находятся в опущенном состоянии. Домкраты 2 передней тележки установлены на такую высоту, чтобы при въезде передних колес автомобиля на трамплин 6 передняя ось могла зацепить за выступы опорных подушек (подхватов) и увлечь их за собой.
При скатывании передних колес с трамплина передняя ось опускается на опорные подушки и передние колеса автомобиля оказываются вывешенными. При дальнейшем движении автомобиля передний мост с вывешенными колесами перемешается на тележке, а задние колеса двигаются, опираясь на пол, до тех пор, пока передняя тележка не подойдет к ограничителям направляющих. Для правильной установки автомобиля на канаве на трамплинах предусмотрены короткие металлические реборды 5.
Рис. Тележка для вывешивания передней оси автомобиля на осмотровой канаве:
1 — направляющая канавы; 2 — катки; 3 — боковина рамы; 4 — шариковый подшипник; 5 — домкрат с рукояткой; 6 — рама; 7 — регулировочная шайба; 8 — подхват (размер, указанный в скобках, относится к тележке для осмотровой канавы шириной 1 100 мм)
Задние колеса в случае необходимости вывешивают гидравлическими домкратами задней тележки, приводимыми в действие электронасосной установкой 4 или вручную домкратами дорожного типа. На рисунке представлена тележка ГАРО для вывешивания автомобиля под оси (для канав шириной 1400 и 1100 мм).
Недостатком такой канавы является ограниченная универсальность.
Рис. Узкая боковая канава прямоточного типа:
1 — труба для отвода сточной воды в канализацию; 2 — направляющая реборда: 3 — металлическая решетка
Узкая боковая прямоточная канава представляет собой две прямоугольные узкие канавы, сделанные в полу помещения и расположенные параллельно по боковым сторонам обслуживаемого автомобиля. Канавы этого типа ограничивают возможность выполнения работ непосредственно под автомобилем и применяются чаще всего для мойки автомобилей.
Рис. Широкая канава с колейным мостиком
Широкая канава с колейным мостиком представляет собой прямоугольную яму, сделанную в полу помещения, шириной, превышающей габаритную ширину автомобиля, с двумя металлическими или железобетонными узкими мостиками, расстояние между осями которых равно колее автомобиля.
Недостатком канавы с колейным мостиком является ее недостаточная универсальность, так как расстояние между мостиками равно ширине колеи обслуживаемого автомобиля, а мостики для удобства работы делают узкими.
Рис. Широкая канава с вывешиванием колес автомобиля
Широкая канава с вывешиванием колес автомобиля имеет ширину, превосходящую габаритную ширину автомобиля.
Автомобиль перемещается по канаве, опираясь передним и задним мостами на опоры тележек 1, катящихся по рельсовому пути 2, проложенному посередине канавы. Колеса вывешиваются автоматически во время въезда автомобиля на канаву, для чего рельсы 3, выходящие за пределы канавы со стороны въезда, опущены под некоторым уклоном ниже уровня пола. Пол 4 перед канавой по обеим сторонам углубления для рельсов делают с уклоном, обращенным в сторону канавы.
Перед въездом автомобиля тележки 1 устанавливают на рельсах в углублении впереди канавы. Ширина канавы 2,6 м, расстояние между рельсами 0,8 м.
Для работ с боков автомобиля предусматриваются съемные трапы (мостики), перекрывающие пространство между рельсами и продольными стенками канавы.
Преимуществом канав этого типа является удобство работы под автомобилем, возможность производить работы с колесами без дополнительных вывешивающих устройств (домкратов), проверять трансмиссию и задний мост при работающем двигателе и включенной коробке передач и другие работы, а также возможность увеличения числа одновременно работающих людей.
К недостаткам канавы относятся:
Страсти вокруг канавы: требования по охране труда к осмотровым канавам
Не так давно, проходя технический осмотр своего автомобиля, на одной из диагностических станций, я обратил внимание на глубину осмотровой канавы, из которой инженеры по техническому осмотру транспортных средств оценивали техническое состояние моего «железного коня».
Осмотровая канава была глубиной около метра и работающим в ней приходилось сгибаться «в три погибели», перемещаясь под транспортными средствами.
Кроме этого, канава дополнительно не была оборудована скобами или металлической лестницей, закрепленными в ее стенах, для запасного выхода. На полу канавы не были установлены прочные деревянные решетки.
Расположенная рядом другая осмотровая канава, которая явно не эксплуатировалась долгое время (судя по находящимся на дне канавы деталями, различным посторонним предметам и разобранному технологическому оборудованию) не была перекрыта прочными щитами.
На свою беду я обратил внимание начальника диагностической станции на эти факты, утверждая, что условия труда его подчиненных работников не соответствуют соответствующим нормативным требованиям по охране труда. В ответ он предложил мне показать, где это написано, на что я легкомысленно согласился, будучи совершенно уверенным в своей прозорливости.
Однако, на следующий день, пытаясь найти среди всего многообразия требований по охране труда нужные пункты в правовых актах содержащих требования по охране труда при эксплуатации осмотровых канав, был неприятно поражен сложностью этого процесса.
Что касается глубины осмотровой канавы.
Одним из документов, содержащий сведения об этом оказались Санитарные правила и нормы СанПиН РБ 9-95 РБ 98 «Санитарные правила и нормы по устройству и содержанию производственных баз на объектах сельского хозяйства», а которых в пункте 5.5 прописано, что в гаражах должны быть оборудованы осмотровые канавы. При параллельном расположении они должны быть соединены открытой траншеей или тоннелем шириной не менее 1 м и высотой не менее 1,8 м.
В другом документе ТКП 45-3.02-241-2011 (02250) «Станции технического обслуживания транспортных средств строительные нормы проектирования» (далее – ТКП 45-3.02-241-2011), в пункте 5.3.17, записано, что проездные осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы — открытыми траншеями. Высота тоннеля в свету должна быть не менее 2 м, ширина тоннеля — не менее 1 м.
Однако, какая большая разница выявилась между селом и городом по высоте тоннеля, целых 20 см.
Но, я же хотел знать именно глубину канавы, а не высоту туннеля и продолжил поиски.
В СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержденном постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. № 14 (далее – СТБ 960-2011), определено в пункте 6.9, что размеры осмотровых канав должны быть определены в зависимости от типа ТС, применяемого технологического оборудования и должны соответствовать [4].
Ссылка на [4] – оказалась ссылкой на Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, в которых естественно ничего про глубину осмотровых канав прописано не было. Иначе что бы я искал в других источниках.
Зато в ТКП 45-3.02-241-2011, в пункте 5.3.16 указано:
осмотровые канавы следует проектировать с учетом следующих требований:
длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины ТС;
ширина осмотровой канавы должна устанавливаться исходя из размеров колеи ТС с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
глубину осмотровой канавы, обеспечивающей свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу ТС, следует принимать, м:
На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15 м для ТС классификаций М1, М2, N1 и высотой 0,20 м — для других ТС.
Простой вопрос начальника диагностической станции: «Покажи, где это написано» ставит передо мной совсем не простую задачу, возможно не имеющую решения в отношении всех замеченных на диагностической станции несоответствиях (нарушениях).
Некоторые требования к осмотровым канавам мягко скажем в некоторых частях трудновыполнимы, как например требования Правил безопасности при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями, утверждены Министерством топлива и энергетики Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г., в пункте 2.20.3 которых записано, что тиски на верстаках укрепляются так, чтобы их губки находились на уровне локтя работающего!
Сколько, не приходилось видеть рабочих мест с верстаками оборудованными тисками при моем росте 1,8 м, ни на одном губки тисков не доходили до моего локтя.
Поэтому для меня остается одно из двух, либо приседать при выполнении работы либо поднимать верстак до необходимой для меня высоты нахождения «губок». А если за этим верстаком с тисками будут работать несколько работников разного роста.
Вернемся, тем не менее, обратно к нашей осмотровой канаве. По сути, выполнение работ рядом с не перекрытой канавой можно (и, наверное, нужно) квалифицировать как работу на высоте.
Судите сами, согласно требованиям Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52, работы на высоте это работы, при которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более.
Глубина осмотровой канавы, как мы выяснили, как правило, более 1,3 м, и при нахождении работающего на ее краю (на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов) получается в чистом виде работа на высоте! Или у нас есть некие исключения из правил по этому виду работ? А если нет, то необходимо применять и соответствующие меры, то есть устанавливать единый порядок организации и проведения работ на высоте.
Давайте попробуем определить причины падения работников с высоты (читай: в осмотровую канаву):
1. Технические – отсутствие ограждений, предохранительных поясов, недостаточная прочность и устойчивость настилов (щитов), лестниц;
2. Технологические – недостатки в проектах производства работ, неправильная технология ведения работ;
3. Психологические – потеря самообладания, нарушение координации движений, неосторожные действия, небрежное выполнение своей работы.
Все эти причины возможного получения работающими производственных травм из-за падения с высоты, являются неотъемлемой частью профессиональных рисков слесарей по ремонту автомобилей, инженеров по техническому осмотру транспортных средств и других работающих в автотранспортных организациях, станциях технического обслуживания автомобилей, в организациях в которых эксплуатируются осмотровые канавы.
И хотя в СТБ 960-2011 в пункте 6.11, допускается перекрывать осмотровые канавы, траншеи или их части прочными щитами, переходными мостиками в случаях, если они не эксплуатируются более одной рабочей смены, я бы рекомендовал не рисковать и держать закрытыми прочными щитами осмотровые канавы постоянно, а снимать щиты только во время ремонта транспортного средства. Тем более, что в большинстве организаций, имеющих осмотровые канавы, их использование происходит не постоянно, а по мере необходимости.
В случаях, когда отдельные требования по охране труда полностью отсутствуют или не конкретизированы в законодательных актах, работодателю не стоит расслабляться и убеждать себя в том, что если не написано, то и выполнять не обязательно?
Не так все просто как кажется.
Если нет требований по охране труда в соответствующих нормативных актах, вступает в действие требование статьи 4 «Требования по охране труда» Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и статьи 55 «Обязанности нанимателей при организации труда работников» ТК Республики Беларусь, требующие от работодателей (нанимателей) при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.
Работодателям придется «принимать необходимые меры», а в частности закрывать осмотровые канавы щитами или другими способами создавать безопасные условия труда для своих работающих самим, без подсказки нормотворцев и ссылки на нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты.
Поэтому обязать подчиненных работников держать закрытыми прочными щитами осмотровые канавы постоянно, а снимать щиты только во время ремонта транспортного средства можно, приняв в организации соответствующих локальный нормативный правовой акт.
Обратимся к обновленной редакции Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, вступивших в силу с 13 марта 2015 г. (далее – Правила) и проведем анализ, что же изменилось в названных Правилах в отношении осмотровых канав и где еще можно найти требования, применимые к канавам, в замещение исключенных.
Примерная сравнительная таблица
отмененных и действующих требований по охране труда к осмотровым канавам в соответствующих нормативных документах:
Отмененная редакция Правил