Что такое ребячьи дожди по сладкову
Рассказы и сказки о природе, об удивительных обитателях лесов, полей, гор и морей.
Для младшего школьного возраста.
Медовый дождь читать онлайн бесплатно
Сладков Николай Иванович
А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под ногами, по сторонам.
А можно и так ходить — ни за нем. И тогда — и только тогда! — откроется тебе настоящая красота леса.
Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы всё понять.
Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев — словно двенадцать разных стран. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима и лазоревая весна.
Мы летим вокруг Солнца.
Январь — месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья — что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны — странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие…
Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…
А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны — и обернётся зверёк простым сучком, запорошенным снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь — рассыплется в прах.
Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.
Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их — поторопись. А то дунет ветер — поминай как звали!
Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день — метель, что ни ночь — мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.
Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок — так солнце повернёт на лето.
Лопнуло у птиц и зверей терпение.
Пошли Медведя будить:
— Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?
Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.
— Эх, долбануть бы его в затылок! — воскликнул Дятел. — Небось бы сразу зашевелился!
— Не-ет, — промычал Лось, — с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем — перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле, — шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки нас пронюхают.
Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:
— А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.
Тут Белая Куропатка запричитала:
— А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл — что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп — и готово!
— Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.
Белка терпела-терпела — не вытерпела:
— Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!
— Четыре, пять, шесть! — насмехается Медведь. — Вот напугала! А ну — кыш отседова! Спать мешаете.
Поджали звери хвосты, повесили птицы носы — начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:
— Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите — я его мигом переверну!
— Ты, Медведя?! — ахнули звери.
— Одной левой лапкой! — похваляется Мышь.
Юркнула Мышь в берлогу — давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.
— Ой, не могу! — завывает. — Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!
А пар из берлоги — как дым из трубы.
Мышка высунулась и пищит:
— Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.
Ну а как перевернулся Медведь на другой бок — так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день — солнце выше, что ни день — весна ближе. Что ни день — светлей, веселей в лесу!
На мусорную кучу зимой только сытый не летит. Но сытых зимой мало. Всё видят голодные птичьи глаза. Чуткие уши всё слышат. Думаете, раз птичьи уши не заметны, то они и не чутки? Как бы не так! Тихо скрипнет дверь — а птицы слышат. Хозяйка выплеснет из ведра помои — сразу увидят. Уйдёт — они тут как тут. Они — это вороны, галки, сороки и сойки. Птицы смышлёные, осторожные, хитрые. Человека они знают и знают, когда его надо бояться. Больше всего они любят тех, кто не обращает на них внимания. Но внимание на них трудно не обратить.
Вороны прилетают, шумя отсыревшими крыльями, и забавно моргают, мелькая белым веком. Будто закатывают глаза от удовольствия.
У сорок на чёрных бархатных спинках искрятся снежинки. А хвосты и крылья будто покрашены нефтью: отливают зелёным, лиловым и жёлтым.
Чёрные галки — в серых воротничках, глаза у них белые и удивлённые.
Сойка наряднее всех: рыжий хохол, на крыле голубое — как рябь на воде. Ладная, ловкая. Полный рот набьёт, даже горло раздуется. И скорее в лес: по углам рассовать. Рассуёт и снова летит. Страшно, а летит. От страха даже рот открывает и хохол поднимает дыбом. Даже бормочет что-то под нос. Но голод ещё страшней.
Голод пригнал галку-инвалида. Какой-то охотник отстрелил ей нижнюю половинку клюва. Ни клюнуть, ни взять, ни почистить перья.
Села, странно тонконосая, взъерошенная, отощавшая, с перьями-сосульками на брюшке. Будь что будет.
Положила головку на снег и боком-боком уцепила кусок. Кусок — день жизни. Будет ли он и завтра?
Видимо и невидимо птицы вокруг жилья.
Стукнула дверь: друг или враг? С ведром или с ружьём?
Лучше бы спрятаться, да надо лететь. На мусорную кучу только сытый зимой не летит. А сытых зимой мало.
Все птицы хороши, но скворцы с особой изюминкой; каждый у них в особицу, один на другого не похож.
Пером и росточком одинаковы — скворцы и скворцы! — да у каждого свой талант. Один вдруг чечевицей крикнет, а сосед — куличком. Кому воробей по душе пришёлся, кому — жаворонок. А иному — петух, а то и кошка! И от этого скворец не просто «скворец», а «скворец с чечевичкой», «скворец с иволгой», «скворец с куликом». А есть и такие, что на многие голоса молодцы.
Что такое ребячьи дожди по сладкову
Сногсшибательный душ. Н. Сладков … 55
Прорубь. Н. Павлова … 57
Песенка за окном. Н. Сладков … 59
Ворон и Ворона Н. Сладков … 60
Дупла. Н. Сладков … 61
Овсянка. Н. Сладков … 62
О вкусах не спорят. Н. Сладков … 63
Птицы над городом. В. Бианки … 64
Лесной спорт. В. Бианки … 66
Подслушанные разговоры … 68
Дуб и Верба. Э. Шим … 68
Заяц и Снегирь. Э. Шим … 68
Дятел и Синица. Э. Шим … 69
Крапивница и Муха. Э. Шим … 69
Книга жалоб и предложений. Н. Сладков … 70
Загадки. Н. Сладков … 72
Апрель. А. Ливеровский … 73
Рассказы и сказки … 76
Про жаворонков В. Бианки … 76
Апрельские шутки. Н. Сладков … 77
О чём говорили ветерок с ручейком. Н. Павлова … 78
Гости берёзы. Э. Шим. … 81
Зяблик с колечком. Н. Сладков … 83
Подслушанные разговоры … 84
Рысь и Белка. Э. Шим … 84
Ворон и Заяц. Э. Шим … 84
Филин и Зяблик. Э. Шим … 85
Книга жалоб и предложений. Н. Сладков … 86
Доска объявлений. Н. Сладков … 88
Куда смотреть и что слушать? В. Бианки … 89
Дела ребячьи. Н. Сладков … 90
Загадки. Н. Сладков … 92
Май. А. Ливеровский … 93
Рассказы и сказки … 97
На солнышке и в тени. Н. Павлова … 97
Как бобрёнок плотину строил. Э. Шим … 100
Слепой бельчонок. (Рассказ мальчика.) В. Бианки … 104
Полосы и пятнышки. Э. Шим … 105
Незваные гости. Н. Сладков … 106
Высотный терем. Н. Сладков … 108
Птичьи часы. Н. Сладков … 109
Подслушанные разговоры … 110
Сорок обедов и сорок ужинов. Н. Сладков … 110
Кукушка и Пеночка. Н. Сладков … 110
Дятел и Тля. Н. Сладков … 111
Ворона. Утка, Тетерев. Бекас. Лягушка и Майский жук. Э. Шим … 111
Книга жалоб и предложений. Н. Сладков … 112
Лесные происшествия. Н. Сладков … 113
Загадки. Н. Сладков … 114
Июнь. А. Ливеровский … 115
Рассказы и сказки … 119
Свейки. В. Бианки … 119
Чей это дом? Э. Шим … 120
Птичьи заботы. Н. Сладков … 122
Ловушка. Н. Павлова … 124
Медовый дождь. Н. Сладков … 125
Двое совершеннолетних. Н. Павлова … 126
Мой научный опыт. В. Бианки … 127
Птичий трудодень. Н. Сладков … 128
Книга жалоб и предложений. Н. Сладков … 130
Подслушанные разговоры … 132
Всех страшнее Н. Павлова … 132
Лось и Летучая Мышь. Э. Шим … 132
Мышь-малютка и Пеночка. Э. Шим … 133
Землеройка и Скворец. Э. Шим … 134
Уж и Синичка. Э. Шим … 134
Загадки. Н. Сладков … 135
Июль. А. Ливеровский … 137
Рассказы и сказки … 141
Васильки. Н. Павлова … 141
Приключения Припрыжкина — закавказского русачка. Н. Сладков … 143
Слепой дождик. Э. Шим … 144
Под водой. Н. Сладков … 147
Рыбята. Н. Сладков … 148
Скворец знахарь. Н. Сладков … 150
Пятое имя. Н. Сладков … 151
Подслушанные разговоры … 152
Добрая Кукушка. Э. Шим … 152
Кукушка и мы. Э. Шим … 152
Дела ребячьи. Н. Сладков … 153
Доска почета. Н. Сладков … 155
Книга жалоб и предложений. Н. Сладков … 156
Загадки. Н. Сладков … 157
Август. А. Ливеровский … 159
Рассказы и сказки … 163
Лесные силачи. Н. Сладков … 163
Кому достался белый гриб. Э. Шим … 164
Приключение в норе. Н. Павлова … 166
Храбрый карасик. А. Ливеровский … 168
Клюква-ягода. А. Ливеровский … 170
Птичья дружба. Н. Сладков … 170
Подслушанные разговоры … 176
Белки, Бобры и Енот. Э. Шим … 176
Кукушка и Иволга. Н. Сладков … 176
Шмель и Синичка. Э. Шим … 177
Сыч и Мыши. Э. Шим … 177
Книга жалоб и предложений. Н. Сладков, Н. Павлова … 178
Загадки. Н. Сладков, Н. Павлова … 180
Сентябрь. А. Ливеровский … 181
Рассказы и сказки … 185
Прощальные песенки. Н. Сладков … 185
Воздушная почта. В. Бианки … 186
Отчего ясень плачет. Э. Шим … 187
Гриболов. Н. Сладков … 189
Теремок. Э. Шим … 191
Чёрный коршун. Н. Сладков … 193
На великом пути. Н. Сладков … 195
Медведь-дармоед. Н. Сладков … 196
Книга жалоб и предложений. Н. Сладков … 198
Дела ребячьи. Н. Сладков … 199
Подслушанные разговоры … 200
Заяц и Ёжик. Э. Шим … 200
Ветер над полем. Э. Шим … 200
Загадки. Н. Сладков, Н. Павлова … 202
Октябрь. А. Ливеровский … 203
Рассказы и сказки … 207
Заяц в штанах. Н. Сладков … 207
Упрямый зяблик. Н. Сладков … 209
Опёнки. Н. Павлова … 210
Лиса, Водяная Крыса, и Заяц. Н. Сладков … 212
Скворцы прилетели! Н. Сладков … 214
Лиса-плясунья. Н. Сладков … 215
Книга жалоб и предложений. Н. Сладков … 217
Подслушанные разговоры … 218
Кабаны. Н. Сладков … 218
Заяц и Летучая Мышь. Н. Сладков … 218
Медведь и Сорока. Э. Шим … 219
Хомяк и Крот. Э. Шим … 219
Зяблик и Дятел. Н. Сладков … 220
Осень и Анютины Глазки. Э. Шим … 220
Тетерев и Тетеря. Э. Шим … 221
Гуси-лебеди. Э. Шим … 221
Дела ребячьи. Н. Сладков … 222
Загадки. Н. Павлова … 224
Ноябрь. А. Ливеровский … 225
Рассказы и сказки … 228
Как воробей тёплый угол искал. Э. Шим … 228
Конспект занятия в старшей группе «Разные дожди»
Татьяна Куртикова
Конспект занятия в старшей группе «Разные дожди»
Неотъемлемым элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании. Ведь, эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы. Дети лучше познают мир через собственные действия. Представляю вашему вниманию увлекательное, интересное и результативное занятие «Разные дожди» для детей старших групп.
Программные задачи: конкретизировать представления детей о связях между условиями жизни и состоянием растений; уточнить и активизировать в речи детей названия свойств и качеств дождя; с помощью метода «МЧ»формировать представление о структурном состоянии воды: жидкое, твердое и газообразное; продолжать учить обозначать одно и тоже действие различными словами; развивать познавательные способности, творческое воображение и нестандартное мышление; воспитывать привычку работать сообща, не мешая друг другу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественная литература.
Планируемые работа: имеет представление об окружающем мире; понимает связь между условиями жизни и состоянием растений; объясняет структурное состояние воды; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Предварительная работа: работа по микрогруппам; эксперименты с водой, со снегом; составление схем из «маленьких человечков»; наблюдения на прогулках за дождем, определение свойств и качеств дождя; отгадывание загадок и заучивание закличек о дожде; изучение художественной и энциклопедической литературы, связанной с темой «дождь»; рассматривание иллюстраций, д\и «Хорошо-плохо» (дождь).
Словарная работа: слепой, проливной, нарастающий, грибной, обложной, висячий, скорый, сонный, медленный, горячий, грозовой, радужный, полосовой, как камыш стоймя стоячий, параллелями, в сетку, в клетку.
Материал и оборудование: 2 тазика, лейки с водой- 2 большие и 2 маленькие; проволочные человечки; картинки с изображением речки, тучи, снежинки; игрушка-колобок; кукла – дождик; грамзапись грозы и дождя; текст стихотворения О. Григорьева «Про дожди»; загадки о дожде.
Воспитатель держит в руках игрушку «Колобок».
Колобок – румяный бок,
Он спасался и скитался,
К нам бежал, не чуя ног».
— И опять у нас в гостях Колобочек. (Колобок подходит к детям и здоровается немного грустным голосом).
— Что ты загрустил, Колобочек?
Колобок: Пыльно, сухо, скучновато, пока бегал друзей растерял.
— А мы тебе сегодня найдем нового друга. С ним тебе будет не сухо не пыльно, не скучно.
— Отгадай вместе с ребятами загадку, тогда узнаешь, кого ты сегодня встретишь.
«Кто там топает по крыше,
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Я теперь усну едва ли,
Может кошек подковали?
«Кто всю ночь по крышам бродит,
Да постукивает, и бормочет, и поет, и убаюкивает» (Дождь)
— Молодцы, ребятки, отгадали. А какими словами можно сказать про дождик в этой загадке? (Тихий, спокойный, неторопливый, медленный, редкий, не сильный, шлепающий, топающий, вкрадчивый, весенний, затяжной).
— Молодцы, много определений подобрали.
— Ребята, послушайте, что произошло однажды с дождиком:
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно по привычке –
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газонам не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»
И ушел, газон засох».
— Ребята, хорошо или плохо поступил дождик? (Плохо: ушел дождик и газон засох;хорошо: он был послушный дождик и выполнил все, что было написано на табличке).
— И мне кажется, что он не виноват. Он просто не понял, для кого была написана табличка. Как вы думаете для кого табличка? (Для людей)
— Верно. Ребята, дождик не понял, а трава и цветы завяли. Сначала опустили головы, потом листики, а потом и весь стебелек согнулся до самой земли (Показ воспитателем цветка).
— Ребята, а как можно было спасти газон от засухи? (Полить из лейки, вызвать пожарную машину, вертолет МЧС, самолет, который тушит пожары, пригласить дворника, чтобы полил из шланга).
— Давайте попросим дождь вернуться, покличим его.
Уж дождь-дождем,
Мы давно тебя ждем:
С шелковой травицей!
Дай дождя,
Звучит грамзапись грозы и дождя.
3. Физкультминутка «Дождик и цветы»
Дождик: Здравствуй, Колобочек! Здравствуйте, ребята! Я пришел, чтобы рассказать, как много на свете разных дождей. (Чтение стихотворения Олега Григорьева «Про дожди» с помощью схем)
«Дождик крапал, моросил, припускал,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Обложной, висячий, спорый,
Сонный, медленный и скорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.»
Колобок: Ой, как много дождей!Я запомнил только два: горячий и холодный.
— Ребята, а какие дожди запомнили вы? Это какой? А это какой? (Ответы детей)
— Колобочек, а вообще-то все эти дожди можно разделить на моросящие и ливневые.
5. Детское экспериментирование
— Дети, а давайте превратимся в волшебников и сделаем эти дожди сами. Встаньте, разделитесь на две микрогруппы и подойдите к столам.
— Что стоит на столах? (Лейки с водой большие и маленькие, тазики)
— Уважаемые волшебники, а как вы собираетесь делать дождь? (Будем выливать воду из леек)
— Берите большие лейки. Сделайте ливневый дождь. (Дети выливают в тазик воду)
— Получился ливневый дождь? (Ответы детей)
— Тогда давайте попробуем сделать моросящий. (Дети выливают воду в тазик)
— Ребята, это моросящий дождь? А какой получился дождь?
Колобок: Ничего не понимаю. Лейки большие, а дождь моросящий, лейки маленькие, а дождь проливной.
— Ребята, поможете объяснить Колобку, почему из больших леек лил мелкий дождь, а из маленьких – ливневый? Попробуйте найти причину.
— Осмотрите-ка свои леечки внимательно-внимательно, может быть тогда вы поймете, в чем причина.
Колобок: Ура! Я догадался, все дело в носиках.
Колобок: Да нет же, в носиках леек.
— Осмотрите еще раз носики леек. Что вы видите? (В больших лейках – мелкие отверстия – мелкие капли – дождь моросящий; в маленьких – большие отверстия – крупные капли – дождь ливневый.)
Дождик: Молодцы, догадались. А теперь попробуйте разгадать мои загадки. Угадайте,где я спрятался: в речке, в тучах или в снежинках. (В речке – потому что дождь это вода и в речке вода; в туче – потому что из тучи идет дождь; в снежинках – когда растают, тоже превращаются в воду).
Дождик: А теперь, ребята, составьте из маленьких человечков схемы речки, тучи, снежинки. Разделитесь на 3 микрогруппы.
Из каких человечков вы составили речку? Снежинках? Туче? (Жидких)
Дождик: Молодцы! А сейчас я помогу вашим спинкам сделать массаж, становитесь друг за другом.
7. Массаж «Спинки и дождик»
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! сыплет град!
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже
Поглаживание спины ладошками
Ловит рыбу нам на ужин.
Дождик: Молодцы! Колобок, пора прощаться с ребятами. Тебя заждались бабушка с дедушкой, а мне деревья, поля и луга поливать. До свидания, ребята! До скорой встречи!
-Что вам больше всего понравилось делать на занятии?
— Как ты думаешь, Саша, ты был настоящим волшебником? А ты, Настя?
— С кем тебе, Соня, понравилось больше всего работать на занятии? А тебе, Валера?
— Какое чувство, Алена, ты сейчас испытываешь? А ты, Паша?
— Ребята, мне сегодня тоже понравилось с вами работать. Вы были просто замечательные, сообразительные, находчивые.
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Мы разные, но мы вместе» Цель: формирование позитивных, уважительных отношений дошкольников к людям с ограниченными возможностями здоровья и осознание ценности здоровья,.
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Разные профессии» Тема: Разные профессии. Цель: Закрепить и расширить представления детей о профессиональной деятельности людей; ввести понятие «профессиональные.
Конспект интегрированного занятия по ИЗО и развитию речи в подготовительной группе «Мамы разные важны, мамы разные нужны» КОНСПЕКТ интегрированного занятия (изо деятельность + развитие речи) в подготовительной к школе группе «Мамы разные важны, Мамы разные нужны».
Конспект занятия в подготовительной группе «Все люди разные, но так похожи» Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы «Все люди разные, но так похожи» Цель: формирование у каждого.
Конспект занятия в средней группе «Такие разные матрешки» Конспект открытого просмотра педагогической деятельности в средней группе по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей.
Конспект занятия в старшей группе «Такие разные профессии» Конспект занятия в старшей группе на тему: «Такие разные профессии» Цель: 1. Вызывать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания.
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Ёлочки бывают разные» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Ёлочки бывают разные». Интеграция образовательных.
Стихи «Посвящение матери», «Все дожди» Посвящение матери. Моя милая, добрая, славная, Эти строки тебе посвящаю. В моей жизни ты самая главная. Часто в снах я тебя посещаю. Снова.