Что такое речь 1 класс как объяснить ребенку
Речь устная и письменная 1 класс
Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.
Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.
Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения.
Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.
Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.
Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.
В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их.
В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению.
Прочитайте народную мудрость:
«Хорошую речь хорошо и слушать».
«От приветливых слов язык не отсохнет».
«Иное слово пропускай мимо ушей».
«Сперва подумай, а потом и скажи».
«Красно поле пшеном, а беседа умом».
Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.
Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.
Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.
А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.
Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.
У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись.
Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена?
Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.
К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.
На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Русский язык. 1 класс.
Тема: Какая бывает речь. Что можно узнать о человеке по его речи?
Цель нашего урока – понять, что такое речь, какой она бывает и чем отличается речь разных людей.
Проверьте, готовы ли вы к уроку. Прочитайте стихотворение:
Готов ли ты начать урок?
Всё ль у тебя в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверил? Ну тогда садись!
И с усердием трудись!
На всех наших уроках нам будет помогать учебник по русскому языку. Рассмотрите его внимательно и откройте на странице 3. Прочитайте обращение авторов. Ответьте на вопросы:
Как называется учебник?
С чем вас познакомит учебник?
Чему вас будет учить этот учебник?
Обратите внимание на странице 4, какие значки будут встречаться в учебнике и что они значат.
Задание 1. Разгадайте кроссворд.
Дверцы дома – на замке.
Тут жильцы бумажные,
Без языка, а говорит.
Прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, зачем людям нужна речь?
Задание 2. Рассмотрите картинку на странице 6 учебника. Как общаются животные, а как человек? Скажите, можно ли назвать речью звуковые сигналы животных?
Прочитайте высказывание Льва Васильевича Успенского: «Землю населяет множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи».
Как вы понимаете эти слова?
А можем ли мы общаться без речи? Рассмотрите картинки и скажите, что показывают люди.
Конечно! У нас есть жесты и мимика, часто мы можем обойтись и без слов. Но с помощью речи люди могут понимать чувства и мысли друг друга более точно.
Задание 3. Рассмотрите картинки. Что делают дети на них? Подпишите картинки, используя слова:
Говорение, слушание, чтение и письмо – это виды речи.
Речь бывает письменная и устная.
Речь, которую мы произносим и слушаем, называется устной. Слово «устный» образовалось от слова «уста»
Посмотрите значение слова «уста» в толковом словаре: https://gufo.me/dict/ozhegov
Письменная речь – это речь, записанная буквами и другими знаками. С ее помощью мы пишем и читаем.
По картинкам из задания 3 определите, какая речь устная, а какая письменная.
Есть еще внутренняя речь, или речь про себя.
Ее мы используем, когда думаем, но не произносим мысли вслух, или когда читаем про себя.
Задание 5. Рассмотрите рисунок задания 4 на странице 7 учебника. Из какой это сказки? К какой речи вы отнесете запись разговора персонажей: к устной или письменной?
Какой речью вы воспользуетесь, чтобы передать содержание сказки?
Задание 6. Расставьте события сказки в правильном порядке:
Задание 7. Расставьте слова в предложениях в правильном порядке, не забудьте о знаках препинания:
Спишите предложения в тетрадь.
Не забудьте о правилах списывания:
Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставим знак препинания
Задание 8*. Составьте предложения по картинкам. Запишите их в тетрадь.
1.
2.
3.
4.
Задание 9 (повторение). Скажите, какие виды речи изображены на картинках 1, 3 и 4 задания 8.
Задание 10 (повторение). Расположите слова в алфавитном порядке:
Задание 11(повторение). Посмотрите на картинки и скажите, что делают дети.
1. __________________
2. __________________
3. _________________
4. __________________
5. __________________
Какие это виды речи?
Подпишите картинки, используя слова из рамочки
На какие две группы можно разделить виды речи?
Задание 12 (повторение). К какой речи вы отнесете эти картинки: к устной или письменной?
2.
3.
Когда в жизни вы пользуетесь устной речью, а когда письменной?
Задание 13. Рассмотрите рисунок упражнения 5 на странице 8 учебника. Какие предложения вам удалось прочитать, а какие нет? Почему?
Что нужно, чтобы понять эти записи?
Один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету или журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли и передает их другим. Все это происходит благодаря языку.
Родной язык – это язык, который человек знает с детства. В России живет много разных народов, и у всех есть свой родной язык
Буряты. Родной язык – бурятский
Задание 14. Запишите в тетрадь предложение:
Не забудьте о правилах списывания:
Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставится знак препинания
Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.
Как вы понимаете эти слова?
Государственный язык – это язык, на котором говорят большинство людей в государстве.
Российская федерация – государство, в котором мы живем.
Китайский язык – государственный язык Китая
Немецкий язык – государственный язык Германии
Английский язык – государственный язык США
Какие еще страны вы знаете? Какой там государственный язык?
Задание 15. Соотнесите страны и их государственные языки
Объединенные Арабские Эмираты
Задание 16. Слово «язык» имеет несколько значений. Посмотрите в толковом словаре, в каких ещё значения используется слово «язык»: https://gufo.me/dict/ozhegov
Задание 17. Как вы думаете, что можно узнать по речи человека?
Кто мог это сказать? Соедините картинки и стихи.
Дайте ножницы, расческу,
Я вам сделаю прическу
Дайте мне скорей продукты:
Мясо, зелень, сухофрукты,
Рис, картофель … И тогда
Ждет вас вкусная еда.
Чтобы сбить температуру
Я вам выпишу микстуру
Еще по речи можно понять:
— сколько человеку лет;
— мужчина это или женщина;
— какое у человека настроение.
Подумайте и скажите, какую речь вам приятно слушать?
А как вы думаете, какую речь можно назвать вежливой?
Вежливая речь произносится с уважением к собеседнику и с комфортной громкостью. А еще она содержит вежливые слова:
Какие еще вежливые слова вы знаете?
Вы не забываете употреблять в своей речи вежливые слова?
А всегда уважительно разговариваете?
*Задание 18. Напишите другие вежливые слова, которые вы используете.
*Задание 19. Соедините вежливые слова, схожие по значению
Задание 20. Разделите действия на вежливые и невежливые:
Задание 21. Прочитайте пословицы и высказывания. Как вы их понимаете?
Запишите в тетрадь понравившееся предложение.
Задание 22. Самостоятельно или с одноклассниками найдите в словаре пословицы о языке и речи: http://posloviz.ru/category/yazyk-rech/
Задание 23. Соедините части пословиц
Красно поле пшеном,
Без русского языка
не сколотишь и сапога
Острый язык – дарование,
лучше худого вранья
Устная речь – это речь, которую мы произносим и слушаем: говорение, слушание.
Письменную речь – это речь, записанная буквами и другими знаками: чтение, письмо.
Внутренняя речь – это речь про себя.
Родной язык – это язык, который человек знает с детства и не изучал специально.
Государственный язык – это язык, на котором говорит большинство людей в государстве.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2014. – С. 1-7
Ключевое слово: Речь
Задание 5. Сказка «Колобок». На рисунке письменная речь, пересказ сказки – устная речь.
Задание 6. 4, 5, 1, 2, 3.
Задание 7. 1) Мы читаем стихи. 2) Я люблю веселые песни.
Задание 8. Примеры предложений: 1. Мальчик и девочка читают книгу. Дети читают книгу. 2. Мальчик рисует. Художник рисует картину. 3. Мальчик и девочка пишут. Дети слушают урок/учителя. 4. Мальчик и девочка разговаривают. Дети разговаривают.
Задание 10. 2, 4, 1, 3
Задание 11. 1 – чтение, 2 – письмо, 3 – говорение, 4 – слушание, 5 – речь про себя.
Задание 12. 1 – устная, 2 – письменная6 3 – письменная.
Задание 13. Знать этот язык как родной или изучать как иностранный.
Задание 15. 1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1.
Задание 17. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.
Задание 19. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.
Задание 20. Вежливые: 1, 4, 6, 7. Невежливые: 2, 3, 5.
Задание 23. 1 – 3, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 2.
Урок развития речи 1 класс » Речь. Виды речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Речь. Виды речи. ( урок развития речи). 1 класс
Цель: познакомить учащихся со значением речи и языка в жизни людей
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с понятием речь, со значением речи и языка;
научатся различать виды речи.
Ссылка на карточки Учи.ру
Ребята, прочитайте девиз нашего урока:
Не болтать и не крутиться!
Лишь учиться и трудиться!
В жизни это пригодиться!
— Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Называется он РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Какое открытие мы сделали?
Речь – это умение говорить. Речью обладают только люди.
А какой бывает речь? Давайте узнаем.
Посмотрите на свои рабочие листы. На них есть картинки. Что делают дети и люди на картинках.
Разделите на две группы. ( на одних картинках люди говорят и слушают, на других – пишут или читают).
По этим признакам речь делится на письменную и устную. (заполняют рабочие листы).
В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать.
Как вы понимаете эту пословицу?
Как вы думаете, какой должна быть речь, чтобы вас понимали? (дети предлагают различные варианты)
Выполним задания и сделаем выводы.
Конечно речь должна быть правильной, вежливой, понятной.
Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?
А говорит и поет. (Радио. Это устная речь.)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета. Это письменная речь.)
Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон) (Устная речь).
Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка) (Письменная речь)
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что было не понятно?
Какое задание было самым сложным для вас?
Приложение. Рабочий лист.
2. Подчеркните или выделите жёлтым карандашом нужные слова:
— устную речь мы : пишем, говорим, слушаем, читаем
— письменную речь мы : пишем, говорим, слушаем, читаем
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1436522
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.