Что такое речь для детей 1 класса
Речь устная и письменная 1 класс
Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.
Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.
Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения.
Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.
Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.
Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.
В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их.
В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению.
Прочитайте народную мудрость:
«Хорошую речь хорошо и слушать».
«От приветливых слов язык не отсохнет».
«Иное слово пропускай мимо ушей».
«Сперва подумай, а потом и скажи».
«Красно поле пшеном, а беседа умом».
Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.
Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.
Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.
А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.
Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.
У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись.
Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена?
Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.
К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.
На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Русский язык. 1 класс.
Тема: Какая бывает речь. Что можно узнать о человеке по его речи?
Цель нашего урока – понять, что такое речь, какой она бывает и чем отличается речь разных людей.
Проверьте, готовы ли вы к уроку. Прочитайте стихотворение:
Готов ли ты начать урок?
Всё ль у тебя в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверил? Ну тогда садись!
И с усердием трудись!
На всех наших уроках нам будет помогать учебник по русскому языку. Рассмотрите его внимательно и откройте на странице 3. Прочитайте обращение авторов. Ответьте на вопросы:
Как называется учебник?
С чем вас познакомит учебник?
Чему вас будет учить этот учебник?
Обратите внимание на странице 4, какие значки будут встречаться в учебнике и что они значат.
Задание 1. Разгадайте кроссворд.
Дверцы дома – на замке.
Тут жильцы бумажные,
Без языка, а говорит.
Прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, зачем людям нужна речь?
Задание 2. Рассмотрите картинку на странице 6 учебника. Как общаются животные, а как человек? Скажите, можно ли назвать речью звуковые сигналы животных?
Прочитайте высказывание Льва Васильевича Успенского: «Землю населяет множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи».
Как вы понимаете эти слова?
А можем ли мы общаться без речи? Рассмотрите картинки и скажите, что показывают люди.
Конечно! У нас есть жесты и мимика, часто мы можем обойтись и без слов. Но с помощью речи люди могут понимать чувства и мысли друг друга более точно.
Задание 3. Рассмотрите картинки. Что делают дети на них? Подпишите картинки, используя слова:
Говорение, слушание, чтение и письмо – это виды речи.
Речь бывает письменная и устная.
Речь, которую мы произносим и слушаем, называется устной. Слово «устный» образовалось от слова «уста»
Посмотрите значение слова «уста» в толковом словаре: https://gufo.me/dict/ozhegov
Письменная речь – это речь, записанная буквами и другими знаками. С ее помощью мы пишем и читаем.
По картинкам из задания 3 определите, какая речь устная, а какая письменная.
Есть еще внутренняя речь, или речь про себя.
Ее мы используем, когда думаем, но не произносим мысли вслух, или когда читаем про себя.
Задание 5. Рассмотрите рисунок задания 4 на странице 7 учебника. Из какой это сказки? К какой речи вы отнесете запись разговора персонажей: к устной или письменной?
Какой речью вы воспользуетесь, чтобы передать содержание сказки?
Задание 6. Расставьте события сказки в правильном порядке:
Задание 7. Расставьте слова в предложениях в правильном порядке, не забудьте о знаках препинания:
Спишите предложения в тетрадь.
Не забудьте о правилах списывания:
Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставим знак препинания
Задание 8*. Составьте предложения по картинкам. Запишите их в тетрадь.
1.
2.
3.
4.
Задание 9 (повторение). Скажите, какие виды речи изображены на картинках 1, 3 и 4 задания 8.
Задание 10 (повторение). Расположите слова в алфавитном порядке:
Задание 11(повторение). Посмотрите на картинки и скажите, что делают дети.
1. __________________
2. __________________
3. _________________
4. __________________
5. __________________
Какие это виды речи?
Подпишите картинки, используя слова из рамочки
На какие две группы можно разделить виды речи?
Задание 12 (повторение). К какой речи вы отнесете эти картинки: к устной или письменной?
2.
3.
Когда в жизни вы пользуетесь устной речью, а когда письменной?
Задание 13. Рассмотрите рисунок упражнения 5 на странице 8 учебника. Какие предложения вам удалось прочитать, а какие нет? Почему?
Что нужно, чтобы понять эти записи?
Один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету или журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли и передает их другим. Все это происходит благодаря языку.
Родной язык – это язык, который человек знает с детства. В России живет много разных народов, и у всех есть свой родной язык
Буряты. Родной язык – бурятский
Задание 14. Запишите в тетрадь предложение:
Не забудьте о правилах списывания:
Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставится знак препинания
Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.
Как вы понимаете эти слова?
Государственный язык – это язык, на котором говорят большинство людей в государстве.
Российская федерация – государство, в котором мы живем.
Китайский язык – государственный язык Китая
Немецкий язык – государственный язык Германии
Английский язык – государственный язык США
Какие еще страны вы знаете? Какой там государственный язык?
Задание 15. Соотнесите страны и их государственные языки
Объединенные Арабские Эмираты
Задание 16. Слово «язык» имеет несколько значений. Посмотрите в толковом словаре, в каких ещё значения используется слово «язык»: https://gufo.me/dict/ozhegov
Задание 17. Как вы думаете, что можно узнать по речи человека?
Кто мог это сказать? Соедините картинки и стихи.
Дайте ножницы, расческу,
Я вам сделаю прическу
Дайте мне скорей продукты:
Мясо, зелень, сухофрукты,
Рис, картофель … И тогда
Ждет вас вкусная еда.
Чтобы сбить температуру
Я вам выпишу микстуру
Еще по речи можно понять:
— сколько человеку лет;
— мужчина это или женщина;
— какое у человека настроение.
Подумайте и скажите, какую речь вам приятно слушать?
А как вы думаете, какую речь можно назвать вежливой?
Вежливая речь произносится с уважением к собеседнику и с комфортной громкостью. А еще она содержит вежливые слова:
Какие еще вежливые слова вы знаете?
Вы не забываете употреблять в своей речи вежливые слова?
А всегда уважительно разговариваете?
*Задание 18. Напишите другие вежливые слова, которые вы используете.
*Задание 19. Соедините вежливые слова, схожие по значению
Задание 20. Разделите действия на вежливые и невежливые:
Задание 21. Прочитайте пословицы и высказывания. Как вы их понимаете?
Запишите в тетрадь понравившееся предложение.
Задание 22. Самостоятельно или с одноклассниками найдите в словаре пословицы о языке и речи: http://posloviz.ru/category/yazyk-rech/
Задание 23. Соедините части пословиц
Красно поле пшеном,
Без русского языка
не сколотишь и сапога
Острый язык – дарование,
лучше худого вранья
Устная речь – это речь, которую мы произносим и слушаем: говорение, слушание.
Письменную речь – это речь, записанная буквами и другими знаками: чтение, письмо.
Внутренняя речь – это речь про себя.
Родной язык – это язык, который человек знает с детства и не изучал специально.
Государственный язык – это язык, на котором говорит большинство людей в государстве.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2014. – С. 1-7
Ключевое слово: Речь
Задание 5. Сказка «Колобок». На рисунке письменная речь, пересказ сказки – устная речь.
Задание 6. 4, 5, 1, 2, 3.
Задание 7. 1) Мы читаем стихи. 2) Я люблю веселые песни.
Задание 8. Примеры предложений: 1. Мальчик и девочка читают книгу. Дети читают книгу. 2. Мальчик рисует. Художник рисует картину. 3. Мальчик и девочка пишут. Дети слушают урок/учителя. 4. Мальчик и девочка разговаривают. Дети разговаривают.
Задание 10. 2, 4, 1, 3
Задание 11. 1 – чтение, 2 – письмо, 3 – говорение, 4 – слушание, 5 – речь про себя.
Задание 12. 1 – устная, 2 – письменная6 3 – письменная.
Задание 13. Знать этот язык как родной или изучать как иностранный.
Задание 15. 1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1.
Задание 17. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.
Задание 19. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.
Задание 20. Вежливые: 1, 4, 6, 7. Невежливые: 2, 3, 5.
Задание 23. 1 – 3, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 2.
Детский час
для детей и родителей
Что такое речь? Рассказ детям
«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…»
Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами, знаниями и представлениями. И для него жизненно необходимо уметь передать эти знания и чувства другим людям – тем, кто живёт, учится, работает рядом ним, а также будущим поколениям.
Вся история цивилизации – это история общения людей и человеческих сообществ. Человеку важно удовлетворить свою вечную потребность в передаче и получении информации. Как это сделать?
Природа способствовала этому процессу. Мы люди, горды тем, что наша речь членораздельна, в отличие от животных, которым не дано соединять звуки по своему желанию, произносить слова и предложения.
Что такое речь?
С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.
Дадим понятие речи.
Речь – умение, способность человека говорить.
Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка.
Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.
Если спросить психолога, что такое речь, то он скажет, что речь, прежде всего — это одна из высших психических функций человека, во всем охвате ее взаимосвязей с важными психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью.
Язык и речь
Речь напрямую связана с языком. Язык являет собой оригинальную по сложности и совершенству систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме.
Язык и речь – понятия близкородственные, но это не одно и то же. Язык должен использоваться в целях общения — только тогда возникает речь. Язык становится недееспособным после того, как люди перестают на нем общаться.
Речь – это язык в действии, то есть язык, используемый для выражения определённых идей, эмоций, чувств.
Основная единица речи – это слово.
Берегите речь
Жизнь показывает, насколько велика приверженность маленьких детей ко всевозможным перевёртышам, потешкам, небылицам, небывальщинам. Всем известна детская манера коверкать речь, подражать взрослым, передразнивать животных, болтать на секретных языках, баловаться с речью. Но детям можно, их взрослению сопутствует повышенный интерес к звуковой стороне речи.
Но шалости с речью в более позднем возрасте зачастую неуместны. Берегите речь! Стремитесь к тому, чтобы не использовать в речи мусорные слова. Есть такая хорошая дисциплина – «риторика». Она учит нас речевому поведению, учит общаться. Риторика – наша помощница в правильном выборе словесных средств, в решении коммуникативных задач.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Конспект урока по русскому языку на тему «Наша речь»(1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1. Знакомство с учебником «Русский язык». Для чего нужна речь?
Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы, по нему.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные универсальные учебные действия:
познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, находят в тексте ответ на поставленный вопрос;
коммуникативные: принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения;
регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять-
Буду грамотно писать.
Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания. Для того, чтобы красиво и правильно написать, сделаем зарядку для рук.
Дружно пальцы встали в ряд
Десять крепеньких ребят
Эти два – всему указка
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.
Откроем тетрадь, запишем число, классная работа.
А какую букву мы пропишем, узнаете, отгадав загадку.
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
-Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику этому звуку. Запись элементов буквы «а», запись строчной и заглавной буквы.
Почему слова в загадке Андрей и Аллочка пишутся с большой буквы? Какие еще имена на букву А знаете? Запишем имена, подчеркнем орфограммы.
3. Работа по теме урока. Знакомство с учебником.
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на свои парты. Перед вами лежит новый учебник, учебник русского языка. Давайте с вами посмотрим, кто является автором данного учебника. Откройте страницу 3. Давайте прочитаем текст-обращение авторов к первоклассникам.
— Поработайте в паре, задайте вопросы по данному тексту.
— Ребята, на новый учебник включает в себя систему условных обозначений, давайте посмотрим, что обозначает каждый знак. (с.4)
— Ребята, как вы думаете, зачем нам с вами нужно изучать русский язык?
— Название нашего нового учебника состоит из двух слов. Что означает слово «русский», слово «язык»?
– Вспомните, какие значения имеет слово «язык»? (Язык как орган речи, как наука, как часть колокола, обуви. Язык нужен для общения). Давайте сделаем вывод, слово «язык» будет многозначным или однозначным?
4. Актуализация знаний
— Посмотрите внимательно на экран, вы видите кроссворд.
Чтобы его разгадать нам надо найти ответы на загадки.
1. Б ез меня не обойтись,
Облегчаю в школе жизнь,
К листу легонечко прижми,
И что хочешь, напиши!
2. В чёрном небе
Заяц белый
Прыгал, бегал,
Петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
3. У чит читать,
С картинками и текстом,
4. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)
— Итак, у нас получилось ключевое слово: речь.
-А теперь подумаем, что же такое речь? Для чего она нужна? (Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь), чтение и письмо).
— Давайте сделаем вывод, о чем же мы сегодня будем говорить?
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись.
6. Работа по теме урока
— Ребята, скажите, пожалуйста, что отличает человека от других живых существ?
Давайте с вами прочитаем текст в упр. 1 и ответим на вопросы.
— Мы с вами уже знаем, что такое речь, виды речи.
Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют…(устной речью).
Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называю…(письменной).
— А сейчас мы поиграем. Перед вами лежат карточки со словами. Ваша задача, работая в паре, разделить их на две группы: письменная и устная речь. (говорение, слушание, чтение, письмо). Проверка.
– Молодцы! Вы уже много знаете, но ещё больше вам предстоит узнать.
— Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. На уроках русского языка мы будем учиться говорить и писать правильно, без ошибок, а также узнавать, как устроен язык, на котором мы говорим и пишем.
– Какие знания повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
— Поиграем в игру «Да», «нет»:
Человек владеет речью?
Речь бывает устная и письменная?
Устную речь мы пишем и видим?
А письменную речь мы слышим?
Речь состоит из предложений?
Приведите примеры устной и письменной речи.
— Ребята, на листочках, которые лежат у вас на парте, записаны пословицы. Прочитайте внимательно, подумайте и напротив пословицы поставьте букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи.
А) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Б) Что написано пером, не вырубишь топором.
В) Умную речь и слушать приятно.
Г) Сначала подумай, потом говори.
Поменяйтесь, пожалуйста, листочком с соседом и проверьте правильность выполнения работы.
(Проверка. На доске запись: У, П, У, У.)
–Молодцы! Спасибо за урок!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.