Что такое речь в психологии кратко
Речь как основное психическое понятие его свойства и функции
Татьяна Бирулина
Речь как основное психическое понятие его свойства и функции
Речь как основное психическое понятие, его свойства и функции
Под речью понимают исторически сложившуюся форму общения людей при помощи языковых конструкций, в создание которых заложены определенные правила.
Следует отметить, что данное понятие изучается в русле нескольких дисциплин, поэтому нет чётко сформулированной и окончательной его трактовке.Лингвисты толкуют это слово более узко: речь – это знание и умение человека пользоваться естественным языком. В общей психологии речь – это способ выражения и сообщения другим людям своих внутренних, психологических состояний, мыслей и чувств.К речи также относятся и невербальные средства общения: жестикуляция, мимика, пантомимика и прочие всевозможные средства обмена информацией.
Речь является неотъемлемым элементом человеческой деятельности. Благодаря речи человек познаёт окружающий мир, делиться своим опытом и знаниями с другими людьми, как своего, так и последующих поколений. Именно речь обуславливает механизм развития мышления.
По мнению И. П. Павлова, речь – это отличительная особенность человеческого мышления, поскольку предоставляет возможность отвлечься от действительности и обобщения.
Речь (как устная, так и письменная) обладает рядом характерных признаков,среди которых:
1) содержательность, заключающаяся в количестве выраженных в речи мыслей, образов и чувств, их значительности и соответствия действительности;
2) понятность, достигаемая синтаксически верным построением предложений, применением по необходимости пауз и логического ударения для выделения слов;
3) выразительность – эмоциональная насыщенность, яркость, энергичность речи, разнообразие и богатство языковых средств;
4) действенность – влияние речи на поведение и убеждения других людей, их мысли, чувства и волю.
Формы речи – «это типовые способы структурно-семантической организации речевых высказываний на основе соответствующего варианта использования языковых средств построения речевых сообщений».
В общей структуре речевой деятельности существуют три формы: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.
Следует отметить, что в общей психологии и специальной педагогике формы речи классифицируются по-разному, в зависимости от рассматриваемых критериев.
На основании характера используемых средств выражения мысли выделяются устная речь (реализуется звуковыми средствами, кинетическая речь (включает выразительные жесты и позы, употребляется чаще всего совместно с другими формами речи) и письменная речь.
По уровню проявления различается речь внешняя (слышимая, артикулируемая, скрытая речь («про себя», внутренняя речь (свёрнутая и преимущественно предикативная).
По степени активности индивида в планировании и производстве речевой деятельности речь делится на активную (планируемую полностью самостоятельно, реактивную (собеседник-партнер частично и опосредованно принимает участие в планировании) и автоматизированную (с полным отсутствием планирования).
Исследователями выделяется несколько основных функций, выполняемых речью.
1. Коммуникативная – основная функция речи, проявляющаяся в передаче информации от одного человека к другому или группе лиц. Происходит обмен словами, которые воспринимаются как отдельные понятия, содержащие в себе определенные знания.
Данная функция подразумевает, что люди применяют речь в различных видах совместной деятельности как организующее средство.
Коммуникативная функция речи подразделяется на две подфункции: сообщения, когда человек высказывает своё мнение по какой-либо проблеме или характеризует своё отношение к какому-либо предмету, и побуждения к действию, результативность которого зависит от эмоциональной выраженности речи.
2. Регулирующая функция речи (была выделена Л. С. Выготским и изучалась А. Р. Лурией и другими психологами) реализуется в сознательных формах психической деятельности человека – так называемых высших психических функциях, носящих произвольный характер. Проявляется данная функция в том, что люди используют речь для регуляции поведения других людей, а также для овладения собственным поведением, применяя к нему те же стимулы-знаки. Именно благодаря внутренней речи человек способен овладеть своими произвольными действиями.
3. Программирующая функция речи заключается в «построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий».
Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека, это язык в действии.
Игра как основное средство формирования экологической культуры у дошкольника СЛАЙД № 1 В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее,.
Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно.
Что входит в понятие «связная речь» Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Консультация для учителей математики 10–11 классов «Функции и их свойства в задачах с параметрами» § 1. Психолого-дидактический анализ Математика входит в число обязательных учебных предметов. В качестве одного из типичных недостатков.
Конспект занятия «Воздух и его свойства» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №44 «Красная шапочка» Занятие в старшей группе «Воздух и его.
Ловкость как основное физического качество детей дошкольного возраста А. С. Жуманиязова, МБДОУ №55 «Общеразвивающего вида» городского округа город Воронеж Современная жизнь очень динамична и требует от современных.
Игра как основное средство сенсорного и коммуникативного развития во второй младшей группе. НОД «Волшебная рукавичка» Открытое занятие на тему: Игра как основное средство сенсорного и коммуникативного развития во второй младшей группе. «Волшебная рукавичка».
Консультация «Речь ребенка формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием» Речь ребенка. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Труд, как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко Труд как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко Карачакова Д. Т., воспитатель МДОУ Аскизского центра.
Консультация «Виды внимания и его свойства» Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент.
Речь как психический процесс
Речь как психический процесс
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.
Человеческое мышление неразрывно связано языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.
Речь содействовала развитию у детей абстрактного мышления в понятиях, в которых выражен общечеловеческий опыт познания действительности. Это приводило к более правильному, более богатому и полному отражению объективной действительности в мышлении детей.
Вместе с тем благодаря речи закреплялся и совершенствовался общественный характер деятельности человека, его сознательных волевых действий. Когда ребенок выполняет ту или иную трудовую операцию, представления о цели, к которой он стремится, и план его труда не являются его личным, индивидуальным изобретением; в них отражается опыт трудовой деятельности всего человечества.
Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Речь и язык неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторический язык создавался и развивался в процессе речевого общения людей.
Первые слова, сказанные ребенком, глубоко запоминаются, повторяются и комментируются всей семьей, а иногда даже записываются. Искажение слов, неправильные выражения порой пробуждают у родителей беспокойство,а иногда воспринимаются с улыбкой: высказывания детей так милы. Постепенно, по мере того как развивается речь ребенка, интерес близких к этой проблеме ослабевает, а затем совсем пропадает. Между тем речь ребенка, которую окружающие часто считают вполне нормальной, правильной, может иметь ряд особенностей. Поэтому стоит постоянно обращать внимание на то, как говорят наши дети. Уровень развития речи имеет весьма важное значение во все периоды жизни ребенка, в формировании его личности.
Речь облегчает ребенку контакт с окружающим миром. С помощью слов ребенок находит взаимопонимание, как со взрослыми, так и с ровесниками. Благодаря речи ребенок общается с людьми и даже с животными, игрушками, к которым в младшем дошкольном возрасте часто «обращается». Это его обогащает, способствует лучшему развитию. Наблюдение за детьми, у которых речь невыразительна или с дефектами, показывает, что они труднее завязывают контакты с людьми, особенно со своими ровесниками.
Таким образом, благодаря речи возможно развитие самосознания и «Я» человека. Без речи нет и не могло бы быть мышления, сознания, воли, личности.
«Пути внедрения познавательных игр в учебный процесс в детском саду». В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке- игровая педагогика, которая считает ведущим методом воспитания и обучения.
Актуальность включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО 1 слайд Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положения федерального государственного.
Игры с малышом-творческий процесс Необязательно покупать дорогие игрушки, а потом огорчаться: «Ну, вот поиграл два дня и бросил, а она же денег стоит». Вот, чем можно заменить?.
Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.
Привлечение родителей в образовательный процесс Видео В НАШЕМ саду был объявлен конкурс семейных проектов по региональной программе Е. С. Евдокимовой «Воспитание маленького волжанина» на лучшее.
Внедрение инновационных технологий в физкультурно-оздоровительный процесс Внедрение инновационных технологий в физкультурно-оздоровительный процесс. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы.
Внедрение технологии лэпбук в образовательный процесс Игровая инновационная технология «Лэпбук» Уважаемые коллеги! Находившись в постоянном поиске новых технологий, мы зачастую сталкиваемся.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Подготовила воспитатель Чагова Ольга Васильевна В деле воспитания детей ни.
Выступление на ГПО «Игровые технологии и образовательный процесс в современном ДОУ» Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Игра.
Значение речи и важность ее развития
Люди всегда общались и общаются друг с другом. Если прекратить общение с социумом, начинается психическое нарушение, появляется замкнутость и даже остановка в развитии. В чем сила речи? При помощи нее человек осваивает новые навыки, делится эмоциями и передает информацию. Ее значение невозможно переоценить.
Что такое речь?
Психологи изучают речь с появления на свет человека. Не следует путать речь с языком, это два разных термина. Речь — это разговор человека, выражение эмоций через знаки языка, действие, выраженное при помощи звуков. Язык — это система знаков, через которую мы передаем информацию письменно и устно.
Есть несколько свойств речи:
Функции и цель речи
Исследователи, которые изучают роль речи в социуме, выделяют две функции — интеллектуальную и коммуникативную. Коммуникативная речь — общение между людьми для обмена информацией или побуждения к действиям. Нужно придать правильный смысл сообщению, чтобы у слушателя появились правильные эмоции. Интеллектуальная речь — средство для выражения, образования мыслей при помощи слов. Слово — единица мышления, которая имеет определенное значение.
Передача мыслей — вот главная цель словесных значений, она происходит при помощи тона, мимики, отбора слов, выражений, интонации и образности.
Естественно, обдуманная речь проходит через несколько этапов структурирования. Итак, как устроена речь человека, как происходит ее формирование:
Историки считают, что речь появилась около 2 млн. лет назад, когда у людей сформировался речевой аппарат. Сейчас же есть много отраслей в науке, которые изучают речь. Например, психолингвистика, изучающая взаимосвязь разговора с сознанием и языком.
Термин «речь» был внесен в нашу лексику психологом Дж. Р. Кантором. А когда его ученик, американец Г. Пронко использовал термин в своей статье «Язык и психолингвистика», он стал очень популярным. Также огромный вклад внес Н. Хомский, который описывал работу языка при формировании фраз и предложений.
Отечественный психолог Л. С. Выготский изучил последовательность решений перед озвучиванием слова:
Теории развития речи
Есть несколько теорий по поводу развития коммуникативного инструмента речи. В 1968 году Н. Хомский выдвинул преформистскую теорию, в которой утверждалось, что все языки схожи по структуре. Он доказывал это тем, что в мозг уже заложена начальная форма речи, которая передается генетически. И все же преформисты не отрицали и того, что внешние факторы, например, окружение, тоже играют немаловажную роль.
В конструктивистской теории говорится, что речь зависит от способностей человека с самого рождения воспринимать информацию.
Еще одна популярная теория — релятивистская. Здесь различие языков исследуются со стороны нации и культуры. Также значимую роль играют менталитет человека, среда, в которой он находится.
Речь — это неотъемлемый элемент взаимодействия в обществе. Чем лучше развита речь человека, тем успешнее он строит коммуникации. Следует учиться красиво, понятно и убедительно излагать свои мысли. Курс Викиум «Идеальный русский» поможет улучшить письменную и устную речь.
Виды психических процессов: речь
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое психические процессы и какими они бывают
Психические процессы это одно их основных понятий современной психологии. Под этим термином понимают группу психических явлений, которые имеют свои определенные функции, и все вместе составляют целостную систему под названием психика человека.
Сегодня, современные ученые считают, что все психические явления тесно связаны, практически не могут существовать отдельно и все вместе представляют единую систему – психику человека.
Психические процессы подразделяют на три основные группы:
Познавательные психические процессы включают в себя:
Эмоциональные психические процессы состоят из:
Волевые, в свою очередь, делят на:
Далее в статье более подробно речь пойдет о таком познавательном психическом процессе как речь.
Речь как познавательно психологический процесс
Речь — это характеристика которая присутствует исключительно у людей, она сформировалась исторически на основе общей трудовой деятельности людей.
Речь — это совокупность слуховых и зрительных знаков, которые помогают передавать информация от человека к человеку, на дальние расстояния и через временные промежутки.
Речь является двусторонним процессом. Во-первых, речь предполагает формулирование мыслей речевыми выражениями. Во-вторых, речь предполагает понимание языковых конструкций. Речь — это средство общения и средство мышления.
Готовые работы на аналогичную тему
Одним из основных понятий речи является общение. Общение – это обмен информацией различного характера двух и более индивидов.
Функции речи
Существует большое количество функции, за которые несет ответственность человеческая речь:
Под коммуникативной функцией принимается прием и передача между индивидуумами информационного кода. Коммуникативная функция является сомой главной и основной.
Мнистичекая функция означает, что информация, полученная в результате общения, переносится мозгом в память человека при вербализации.
Экспрессивная функция речевой деятельности дает человеку возможность демонстрировать его отношение к другим предметам, явлениям, событиям, действиями, оценивать эти события со своей субъективной токи зрения, и своё эмоциональное состояние.
Интеллектуальная функция речи дает человеку возможность мыслить. Речь имеет связь не только с мышлением, но и с сознанием человека. Эта функция выражается в том, что человек способен с помощью компактных формулировок описывать сложившуюся ситуацию, и наоборот, может быстро понять, о чем говорит собеседник, когда он емко выражает свою мысль.
Регулятивная функция выражается в том, что человек способен проявлять свое произвольное, волевое поведение.
Виды речевой деятельности
Существует несколько видов речевой деятельности, к основным видам относятся:
Дополнительными разновидностями могут быть:
Устная речь – это вид речевой деятельности, который включает понимание произносимой речи и воспроизведение высказываний в звуковой форме.
К типичным специфическим особенностях устной речи относятся избыточные повторения, уточнения, использование мимики, жестов, пропуски, информации, которая понятна без ее называния (произношения) вслух.
Устная речь тоже подразделяется на различные подвиды:
Во время письменной речи процесс общения происходит в виде обменивания графическими знаками. Письменная речь позволяет человеку обдумывать и тщательно отбирать языковые средства, исправлять текст, более точно излагать свои мысли. Для письменной речи характерны более сложные синтаксически конструкции, более логичное и связанное изложение. Письменная речь связанна с различными книжными стилями: научным, официально-деловым, публицистическим, художественным.
Письменная речь имеет важное отличие от речи устной. При устном общении человек видит реакцию собеседника на его слова, во время письменной речь автор не видит реакцию своего читателя, часто автор даже не знает того, кто будет его читать.
Внутренняя речь представляет собой речь, которая лишена звуковой оболочки, коммуникативная функция в данном виде речи отсутствует, этот вид речи предполагает внутреннее проговаривание. Внутренняя речь сосредоточена на процессе мышления.
Предикативность – это одна из характеристик внутренней речи, это значит, что в речи отсутствуют слова, относящиеся к подлежащному, в ней имеют место только слова, которые относятся к подлежащему (предикативу). Функции внешней и внутренней речи различаются. Во внутренней речи отсутствуют дополнительные элементы, которые кажутся мыслящему само собой разумеющимися, в ней присутствует только главная ключевая информация.
Несмотря на то что коммуникативная функция отсутствует во внутренней речи свою социальную составляющую она не теряет. Внутренняя речь социальна по своему содержанию. Внутренняя речь, хоть она и не имеет звуковой оболочки, все же она обращена к собеседнику.
Внутренняя речь представляет собой беззвучный речевой процесс, словесная оболочка мыслительной функции.
Жестовая речь — это вид речи который используется для людей, у которых отсутствует слух. Несмотря на то что этот вид речи представляет собой знаки, оформленные жестами рук, она имеет свои лексические и грамматические особенности.
Дактильная речь представляет собой форму общения, при которой используются жесты для обозначения смысла слов, а также присутствуют признаки устной речи.
Автономная речь – это речь младенца, которая возникает ситуативно, выражается в повторении за взрослыми слогов и слов.
Эгоцентрическая речь – речь без учета собеседника, например, когда дети проговаривают свои действия.
Виды и функции речи в психологии
Любой человек общается с окружающими. Длительные перерывы во взаимодействии с социумом приводят к замкнутости, остановке развития, психическим нарушениям. Чтобы человек продолжал совершенствовать свои навыки, узнавать что-то новое, делиться впечатлениями, он должен общаться с другими людьми. Речь в психологии — один из способов коммуникации, с помощью которого происходит обмен, передача информации. Ученые выделяют несколько функций, видов речи.
Понятие и свойства
Психология речи изучается с самого рождения человека. Некоторые путают это понятие с языком, но это два разных термина.
Психологи выделяют несколько трактовок понятия речь:
Язык — сложная, оригинальная система знаков, с помощью которых можно передавать информацию устно или письменно.
Функции
Когда исследователи начали изучать роль речи в обществе, они выделили две функции этой способности — интеллектуальную и коммуникативную.
Интеллектуальные
Речь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей. Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.
Коммуникативные
Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.
Главная цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.
С помощью тона, мимики, интонации, образности выражений, отбора слов, выражения чувств можно выразить мысль. Эти приемы помогут сделать сообщение более выразительным, насыщенным или блеклым, пустым.
Этапы построения и воспроизведения
Существует несколько этапов построения речи:
История изучения и исследователи
Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.
Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.
Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».
Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.
Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.
Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:
Теории
За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.
Преформистская
Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.
Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.
Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).
Конструктивистская
Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию. Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно. Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.
Релятивистская
Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации. Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения. Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.
Устная
Инструмент общения, при задействовании которого человек произносит слова, воспринимает на слух словесные сообщения от окружающих.
Письменная
Реализуется с помощью различных форм, которые доступны для зрительного восприятия. Ее закрепляют на каком-либо материале (чаще листе бумаги).
Эту речь нельзя назвать живой или принадлежащей личности. Она обезличена, поскольку между ее формированием и подачей читателю существует разрыв.
Методы изучения
Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:
Нарушения и способы их устранения
Психологи выделяют большое количество речевых нарушений. Причины проявления:
Виды расстройств:
Чтобы выявить нарушения, нужно обратиться к врачу. При их обнаружении у детей нужно:
Также нужно уделить внимание выбору учебного учреждения.
Речь — коммуникативный инструмент, используемый для передачи информации или воздействия на другого человека, с целью побуждения к действиям.