Что такое речь второй класс
Виды речи в русском языке – функции и формы (2 класс)
Понимание основ речи, ее строения и истоков – очень важно. Ученик 2 класса, который знает, какие существуют виды речи в русском языке, может грамотно объяснить их особенности и понимает, почему она принимает те или иные формы, может с полным правом считать, что он заложил основу для того, чтобы грамотно излагать свои мысли. Итак, существует три основных вида речи – устная, письменная и внутренняя.
Виды и функции речи
Устная речь – та, которая произносится, говорится. Ее же люди слышат. И ее основная функция – это коммуникация, то есть передача информации от одного человека к другому.
Слово “устный” произошло от древнерусского “уста” – так раньше назывались губы. То есть, из самого названия уже понятно, что это за речь.
Второй вид речи – это письменная. Из ее названия также понятно, что это то, что записано с помощью букв и других знаков. То есть, все, что мы читаем и пишем, относится к этому виду. Она также может случить для общения между людьми, но выполняет и другие функции. Так, она необходима для фиксирования информации и выражения мыслей.
Внутрення речь – это речь “про себя”, совершенно особенная речевая разновидность. Ее функциональные особенности заключаются в том, что с ее помощью человек только фиксирует те знания, которые он получил. Также она помогает систематизировать мысли. Она используется тогда, когда человек думает или читает не вслух.
Внутренняя речь – это всегда отрывки и фрагменты. Она отличается тем, что от нее можно перейти к устной или письменной, предварительно более логично и связно сформулировав мысль.
Какие формы речи существуют в русском языке?
Есть несколько основных форм речи, которые непосредственно связаны с ее видами. И первая – это говорение, то есть форма, которую принимает устная речь. Когда человек говорит, он выражает свои мысли с помощью слов, сказанных вслух. Таким образом он передает информацию одному или нескольким людям, с которыми говорит. Но говорение не обязательно является диалогом – это может быть публичное выступление, речь диктора на телевидении и так далее. На письме оно выражается с помощью прямой речи, но она только передает сказанное, не являясь говорением.
Письменная форма – это речь на письме. Но если письменный вид речи – это не только фиксация, но и прочтение написанного, то в формах чтение выделяется в другую категорию.
Таким образом всего форм три, как и видов, но такой вид как письменная речь, включает две формы – письмо и чтение.
Примеры разных видов речи
Чтобы лучше понять тему, стоит рассмотреть разновидности речи с примерами. Так, устная речь – это разговор с мамой, ответ на уроке, рассказ учителя, реплики героев в фильме и так далее.
Письменная – это конспект урока, сочинение, даже записка на холодильнике. Кстати, когда человек печатает на машинке или компьютере – это тоже письменная форма речи.
Раньше для того, чтобы записать свои мысли, люди использовали пиктограммы – это такие специальные символы. Сегодня для этого, в основном, используются буквы, но в некоторых странах (таких как Япония, Китай, Корея и другие) письменная речь передается с помощью иероглифов.
Внутренняя речь – это любые мысли человека, неважно, размышляет ли он о любимом пирожном или о том, как пересказать книгу на уроке литературы.
Что мы узнали?
В русском языке, по мнению лингвистов, существует три вида речи – письменная, устная и внутренняя (она же “про себя”). Они нужны для того, чтобы общаться с другими людьми, фиксировать информацию на бумаге или в специальной программе, приводить информацию с систему, размышлять, а также читать и слушать.
Конспект урока по русскому языку для 2 класса на тему «Речь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Речь – характеристика человека. Как мы говорим? (закрепление)»
Знакомство с речью и языком. Разница понятий.
Знакомство с речью: письменная, устная.
— устную и письменную речь;
— средства устной и письменной речи.
Развитие ПП: внимание, мышление, память.
Основные виды деятельности учителя
Характеристика деятельности учащихся
Этап 1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Вячеславовна, я проведу сегодня у вас урок русского языка. Уберите с парты все лишнее, у вас должен остаться только учебник, рабочая тетрадь, и пенал.
-Ребята, какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Организуют рабочее место.
Этап 2. Актуализация знаний
Откройте тетрадки, запишите число, классная работа. Минутка чистописания. Буква Г.
Ребята, посмотрите на доску, пропишите букву и ее соединение в тетради.
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Прилетела на базар,
Громко всем сказала: «Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Угадайте, что за птичка:
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Ребята, давайте отгадаем ребус, и узнаем тему нашего урока.
Открывают тетрадки, записывают число, выполняют работу по чистописанию.
Отгадывают загадки, записывают словарные слова.
Этап 3. Усвоение новых знаний
Речь – это то, что человек говорит и слышит, пишет и читает. А с помощью чего мы можем говорить, писать, что мы используем для этого? ( язык) А что такое язык –это знаковая система. Какие языки вы знаете? В мире существует около шести тысяч языков, которые, однако, можно объединить в относительно небольшое количество языковых семей. Наш язык – русский относится к индоевропейской семье.
Чем язык и речь отличаются друг от друга?
Ребята у вас на столах лежат карточки с буквами п и у. П – обозначает письменную речь, а у – устную. Я сейчас вам буду называть примеры письменной и устной речи, а вы будете поднимать ту или иную карточку.
Устная: Сообщения по телевизору, радио, разговор по телефону, голос человека, разговор с подругой
Письменная: газеты, журналы, запись в тетради, объявление, книги, написание письма.
Слушают и беседуют с преподавателем, отвечают на вопросы.
Устная и письменная
Дети поднимают карточки с буквами.
Этап 5. Физкультминутка
“ С физкультминуткой я дружу,
Свою спинку разогну,
Руки кверху подниму,
А потом их опущу”.
А потом попрыгаю:
“Раз-два-три”.
Ручками похлопаю
Ножками потопаю
Сяду я за парту стройно
Чтоб вести себя достойно.
Дети выполняют упражнение.
Этап 6. Развитие умений и навыков
Откройте учебник. Упр. 361 Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит.
Наша речь отражает наше поведение. Сейчас я прочту вам два диалога, вы их внимательно слушайте. После мы их обсудим.
— Сынок, здравствуй. Ты не мог бы мне помочь?
— Здравствуйте, бабушка. Охотно вам помогу. Говорите, что случилось.
— Ты не мог бы перевести меня через дорогу? Я еле-еле хожу, а тут машины носятся. Водители не ждут, пока я совсем перейду дорогу, срываются с места. А я боюсь ненароком упасть прямо под колеса.
-Конечно, бабушка, я вам помогу перейти.
— Прими мою огромную благодарность, сынок!
— Да что вы, не стоит благодарности! Каждый на моем месте должен сделать то же самое.
-Молодой человек, извините пожалуйста. Не могли бы вы мне помочь?
— Нет, отстаньте, я спешу.
— Это не займет у вас много времени.
— Ладно, давайте быстрее.
— Помогите, пожалуйста, донести сумки до подъезда, тут совсем не далеко. А то я уже старая, мне тяжело.
— Вот все вы старые, а мы молодые из-за вас опаздывать должны! Попросить кого-нибудь другого, у меня нет желания тратить на вас время!
Ребята чем отличаются эти два диалога? Какой вам больше понравился? А как бы поступили бы вы в данных ситуациях? Как общается мальчик в первом диалоге? Какие вежливые слова вы знаете?
Что происходит на первой картинке? Кто участвует в беседе? Ответы на б. Работа с каждой картинкой.
1) Интонация, жесты, звуки, мимика
2) Буквы, вопросительный знак, запятая, абзацы
+ письменная : прописная буква, заглавная буква, точка, слово
+ устная: слово, взгляд, восклицание.
Мы делили апельсин!
Мы делили апельсин!
(кулачок- «апельсин» перед собой)
Много нас (левая рука растопырена — это «мы»)
А он один (взгляд переводим на кулачок)
Эта долька для котят
(отгибаем один пальчик)
Эта долька для утят
(отгибаем другой пальчик)
Эта долька для ужа
(отгибаем третий пальчик)
Эта долька для чижа
Эта долька для бобра
А для волка кожура!
(встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой).
№ 362.Разбираем значение пословиц, записываем слова с орфограммами в тетрадь и объясняем их.
У ко г о что болит, тот о том и г о ворит (Говор, разговор, разговаривать, поговорка, заговор). (Говорится, когда кто-нибудь часто упоминает о том, что его сильно волнует, беспокоит, постоянно возвращается в разговоре к одной и той же теме.)
П о ёт, что соловушка, да пуста г о ловушка. ( Много говорит, а бессмысленно.)
На язы чк е м е док(мёд, медок, медовуха, медовый), а на сердце л е док( лед, ледышка, ледник, гололёд, гололедица). ( Говорит вежливо, красиво, но бессердечно, врет).
Конспект по русскому языку на тему «Речь» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка во 2 Б классе
Цель: систематизировать знания учащихся по данной теме
— формировать у учащихся понимание того, что предложение является единицей речи, находить грамматическую основу;
-развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учеников;
— предоставить возможность оценить свои знания и умения
Познавательные УУД: систематизировать знания по теме «Речь»
— умение дать характеристику предложению, разбирать предложение по членам предложения
— умение анализировать и доказывать
— умение слушать и исправлять ошибки
— умение определять учебную задачу
Минутка чистописания. Повторение темы «Звуки» (слайд 2)
— По какому признаку сгруппированы буквы?
— Напишите каждую группу два раза.
Б) Составьте из звуков слово (дана транскрипция слова). Проведите краткий звуковой анализ слова. (речь)
В) Определите тему урока. (слайд 3)
Сегодня на уроке мы повторим, что такое речь, какие виды речи бывают. Подумаем, почему нужно совершенствовать свою речь.
3. Работа по теме урока.
А) Прочитайте текст (карточка у каждого ученика)
Люди говорят, читают и пишут, рассказывают, слушают и спрашивают, добывают новую информацию. Всё это люди могут делать потому, что знают свой язык.
Речь состоит из предложений, которые выражают мысль. Речь бывает разговорная, деловая, научная, художественная.
В научно-деловой речи сообщаются точные сведения. Это речь строгая, в ней не выражаются чувства.
Художественная речь – это речь образная (изобразительная). В ней передаются чувства, настроение человека.
Речь бывает внешняя (средство общения) и внутренняя (средство мышления). В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
Чем активнее люди совершенствуют устную, письменную речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их знаний и культуры поведения.
Б) Работа с данным текстом.
-Что знакомо по данной теме?
— Что узнали для себя нового?
— Что такое речь? Прочитайте.
— Выпишите предложения, в которых говорится, что такое устная речь и что такое письменная речь.
— Проверьте, правильно ли вы выписали. (слайд 4)
— Какую речь я сейчас использовала?
5. Повторение по теме «Предложение»
— Найдите предложения (по классу развешаны)
Дети, будьте внимательны!
Грамота – второй язык.
Почему нельзя обзывать друг друга?
Речь красна слушанием.
— Сколько здесь предложений? Докажите, что это предложения. Дайте характеристику. Что знаете о предложениях. (слайд 5)
— Объясните смысл пословиц.
— Спишите пословицу о речи.
— Найдите слово на орфограмму «безударная гласная в корне проверяемая ударением». Докажите написание. (слайд 6)
— Какой тип речи вы сейчас использовали?
— Используете ли вы и родители в своей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы?
— По-вашему мнению, нужно ли работать над своей речью, совершенствовать ее?
6. Работа с текстом.
Закройте глазки. (Читаю текст из упр. 224)
— О чем говорится в тексте.
— Откройте с. 110, упр.224. Прочитайте текст шёпотом. Выберите заголовок.
— Какую речь использовали?
— Спишите вторую часть. Какую речь использовали?
— Подчеркните главные члены предложения.
7.Рефлексия ( слайд 8)
— Мне было трудно выполнить …
Оцените себя по результату выполненной работы в карточке. Выберите вариант трудности.
Урок русского языка во 2 классе.Язык и речь.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Унеча Брянской области
« Язык и речь, их значение в жизни людей »
учитель начальных классов
Тема : Язык и речь, их значение в жизни людей.
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык.
Для чего нужно изучать русский язык?
На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.
В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?
Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды:
слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.
Какие виды речи иллюстрируют рисунки?
Подберите к рисунку нужную подпись.
Запишите букву я , сочетания этой буквы с другими буквами и слова « язык, язычок, русский язык» по образцу:
я яя яг яз ям ся ня
язык язычок русский язык ( Работа над многозначностью слова язык)
В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать.
Запишите эту пословицу. Как вы её понимаете?
Докажите, что это предложение.
Сколько в нём слов?
Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют
многозн а чными. Слово язык – многозначное слово.
4. Историческая справка.
Когда же возникла речь?
О чень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали , если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.
Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов. Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а
передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.
Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия труда , примерно 25 тысяч лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться . Так появилась устная речь.
5.Объяснение нового материала.
О каких знаках идёт речь?
А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).
Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.
1) Игровой момент . ( Учитель показывает игрушку Буратино):
К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.
Учитель: Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)
— Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)
Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?
(Радио. Это устная речь.)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета. Это письменная речь.)
Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).
Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь)
Запишите отгадки. Вверху цифрой укажите количество слогов в каждом слове.
Радио, газета, телефон, ручка.
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой!
Объяснение материала (2)
Речь помогает: общаться ; п ередавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договари ва ться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.
Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:
Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.
Игра « Доскажи словечко».
Растает ледяная глыба
Зазеленеет старый пень,
Мальчик, вежливый т развитый,
Когда меня бранят за шалости,
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят
Запишите волшебные слова.
Речь нужна для того, чтобы … (общаться с другими людьми).
Речь бывает … (устная и письменная).
Слайд 24 [добавить анимацию на каждую строку]
Наш гость Буратино в благодарность за вашу работу подарил пожелание от мудрой Черепахи Тортиллы:
Используйте драгоценный дар речи только для блага окружающих.
Старайтесь быть интересными собеседниками , слушателями, активными читателями.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Какая бывает речь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы но нему.
Планируемые результаты; учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.
— Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?
— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писателя-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)
— Прочитайте обращение авторов учебника. (Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Богатый — много слов, которые могут передать оттенки смысла. Благозвучный — ‘звучит красиво.)
Какие открытия поможет сделать учебник?
— Для чего нужно знать законы культуры речи?
— Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)
— Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка, )
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
— Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.
— На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бывает речь Г) Упр. 1 (с. 6).
— Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе,
и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.) Упр. 2 (с. 6).
— Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вь рассказали о видах речи? »
— Как думаете, какая речь возникла раньше — устная или
письменная? Упр. 3 (с. 7).
— Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж-‘ нении.
— Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, используя рисунки.
— Спишите предложение. Что вам поможет правильно ег( списать? (Памятка на с. 132.)
— Откройте и прочитайте памятку.
— Объясните значение выражения «до глубокой старости» ч (Очень старый.) >
— Объясните значение слова «неразрывно». (Очень прочно крепко.) с
— Какие знакомые орфограммы встретились в предложении’:ц
— Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обра- и, тить внимание? (На выделенные буквы в словах.)
э? «!» — выполнил все правильно и аккуратно. п, «+» — есть незначительные ошибки или исправления. «—» — допустил больше 2 ошибок, много исправлений.
— Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письменной — записывали предложение, устной — отвечали на вопросы, речью про себя — размышляли.)
— Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.
— Слушаем ответ ученика.
— Мама читает сказку малышу.
з • Обдумываем решение задачи.
е (Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)
Е1; — Какие виды речи существуют?
— Какой речью чаще пользуетесь вы?
Прочитать текст из упр. 2 (с. 6). Повторить виды речи.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1588647
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.