Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс
речевая характеристика
Полезное
Смотреть что такое «речевая характеристика» в других словарях:
речевая характеристика — составляющая характеристики героя или персонажа; включает в себя его манеру говорить, излюбленные интонации и словечки, обороты речи, словарный запас, т.е. складывается из самой речи героя и из описания ее особенностей автором. Рубрика: язык.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
характеристика речевая — см. речевая характеристика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Речевая бессвязность — – характеристика речи, отражающая бессвязность мышления, то есть распад как ментальных, логических, так и речевых, грамматических структур. В клиническом плане представляет собой неконтролируемый пациентом поток обрывков фраз, слов, слогов, никак … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (. от лат. communico делаю общим, общаюсь) взаимодействие операторов с помощью голоса. Р. к. применяется в следующих случаях. 1. При необходимости обеспечения гибкой связи между работающими. 2. При необходимости быстрого двухстороннего обмена… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ХАРАКТЕРИСТИКА — литературная, выделение отличительных особенностей персонажей, событий, переживаний. Х. можно считать специфическим первоначалом литературной образности: называние отдельных черт явления в целом (см. Образ). Простейшей формой литературной Х.… … Литературный энциклопедический словарь
Художественно-образная речевая конкретизация — – это специфическое свойство именно худож. речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. произведения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Учебно-речевая ситуация — 1) реальная коммуникативная ситуация общения в процессе учебной деятельности; 2) способ и средства организации профессионально ориентированной речевой деятельности обучаемых; один из приемов работы, смысл которого воссоздать типичную для… … Педагогическое речеведение
Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия
Драма (в литературе) — Драма (греч. dráma, буквально ‒ действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в… … Большая советская энциклопедия
Статья на тему «Понятие речевого портрета персонажей»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Понятие речевого портрета персонажей
Появление термина «речевой портрет» связано с отечественным лингвистом Михаилом Викторовичем Пановым. Для создания речевого портрета он опирался на социальные характеристики людей, такие как наличие в речи диалектных особенностей, принадлежность к определенному социальному слою, профессию, возраст. В его понимании каждый речевой портрет отражает особенность речи конкретной общественной среды [Панов, 2007:17].
В современной литературе данный термин наделен высокой степенью практического использования, до середины двадцатого века понятие использовалось только для описания приемов и средств создания художественного образа персонажа. Постепенно «речевой портрет» начали использовать и языковеды. Когда начали исследовать этот термин, то выяснилось, что он является сложным по своей структуре. Со временем в структуре речевого портрета выделились новые понятия: речевая характеристика, языковой портрет, речевое поведение, коммуникативный портрет, лингвокультурный типаж. В конце двадцатого века возникла необходимость изучать язык в тесной связи с человеком. Ведущим принципом стал антропоцентризм. В это время ключевым понятием является языковая личность. Данное понятие ученые-лингвисты трактуют по-разному. Мы придерживаемся мнения, что языковая личность и речевой портрет тесно связаны друг с другом [Павлычева, 2015:110].
Что мы имеем в виду, когда употребляем словосочетание «речевой портрет»? Этот термин появился в лингвистике сравнительно недавно. В словаре-справочнике лингвистических терминов речевой портрет является тождественным речевой характеристике. Розенталь утверждает, что «средством художественного изображения персонажей является подбор особых слов и выражений для каждого действующего лица литературного произведения» [Розенталь, 2008:239]. Чтобы подобрать такие слова и выражения, для этого используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других случаях используются необработанный синтаксис и просторечная лексика. Еще используются такие обороты речи, которые характеризуют персонаж с той или иной стороны. Сторона может быть социальной, профессиональной, культурной. Используются и специальные «словечки». Речевой портрет персонажей может быть составлен с помощью использования профессиональной лексики. Из данного определения мы можем сделать вывод, что понятия «речевая характеристика персонажей и речевой портрет» могут использоваться в равной мере.
Урок-исследование «Речь персонажей как средство их характеристики»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Индивидуальная рабочая карточка.docx
Речь персонажей как средство их характеристики.
Притча «Тройное сито нашей речи»
Зачем говорить это?
Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
— Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
— Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
— Да нет, я просто слышал…
— Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, в этом нет никакой необходимости…
Зачем тогда говорить это?
Выберите тот эпиграф (эпиграфы), который, по вашему мнению, наиболее подходит к теме урока. Сделайте запись в тетради.
Пословицы и поговорки, высказывания о речи:
Мал язык, да всем телом владеет!
Лучше не договорить, чем переговорить.
Чем завираться, лучше молча почесаться.
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Гегель).
Каков человек, такова его речь (Сократ).
Правдивая речь проста (Сенека).
Речь — убранство души (Сенека).
Проблемный вопрос: ________________________________________________________________________________________________________________________________.
Типы речевой характеристики.
Совместите типы речевой характеристики с соответствующими определениями.
развёрнутое высказывание персонажа или повествователя.
речь персонажа, обращённая к себе и не произнесённая вслух.
обмен репликами, сообщениями, живой речью двух и более лиц.
(«Услышь голос Божий»)
Фельдшер – специалист со средним специальным медицинским образованием.
Дьячок – низший служитель церкви, псаломщик.
Козья ножка – инструмент с крючкообразной рабочей частью и массивной ручкой, применявшийся для удаления зубов и корней зубов.
Юмор – произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.
Речевая характеристика героя – это средство художественного изображения персонажей.
Выбранный для просмотра документ Презентация Речь персонажей как средство их хзарактеристики.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Речь персонажей как средство их характеристики (по рассказу А. П. Чехова «Хирургия») Автор – Новикова А. П. учитель русского языка и литературы ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкар
Антон Павлович Чехов Антон Павлович Чехов появился на свет 29 января 1860 года в Таганроге. Получив профессию врача, он, тем не менее, прославился как драматург и писатель. В 1900 году Чехову было присвоено звание Почетного академика Императорской Академии наук (Изящная словесность).
Эпиграф к уроку. Пословицы и поговорки, высказывания о речи: 1. Мал язык, да всем телом владеет! 2. Лучше не договорить, чем переговорить. 3. Чем завираться, лучше молча почесаться. 4. Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Гегель). 5. Каков человек, такова его речь (Сократ). 6. Правдивая речь проста (Сенека). 7. Речь — убранство души (Сенека).
Проблемный вопрос: Можно ли по речи судить о характере героя?
речевая характеристика
Смотреть что такое «речевая характеристика» в других словарях:
речевая характеристика — (речевой портрет). Подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной… … Словарь лингвистических терминов
характеристика речевая — см. речевая характеристика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Речевая бессвязность — – характеристика речи, отражающая бессвязность мышления, то есть распад как ментальных, логических, так и речевых, грамматических структур. В клиническом плане представляет собой неконтролируемый пациентом поток обрывков фраз, слов, слогов, никак … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (. от лат. communico делаю общим, общаюсь) взаимодействие операторов с помощью голоса. Р. к. применяется в следующих случаях. 1. При необходимости обеспечения гибкой связи между работающими. 2. При необходимости быстрого двухстороннего обмена… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ХАРАКТЕРИСТИКА — литературная, выделение отличительных особенностей персонажей, событий, переживаний. Х. можно считать специфическим первоначалом литературной образности: называние отдельных черт явления в целом (см. Образ). Простейшей формой литературной Х.… … Литературный энциклопедический словарь
Художественно-образная речевая конкретизация — – это специфическое свойство именно худож. речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. произведения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Учебно-речевая ситуация — 1) реальная коммуникативная ситуация общения в процессе учебной деятельности; 2) способ и средства организации профессионально ориентированной речевой деятельности обучаемых; один из приемов работы, смысл которого воссоздать типичную для… … Педагогическое речеведение
Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия
Драма (в литературе) — Драма (греч. dráma, буквально ‒ действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в… … Большая советская энциклопедия
Урок литературы по теме «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Разделы: Литература
Цели урока:
Оборудование: компьютер, экран, флеш-презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Лексикон Эллочки-людоедочки давно стал хрестоматийным. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» – отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:
Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.
Такого не встретишь у Островского. И сегодня на уроке мы понаблюдаем за речевыми характеристиками его героев.
Слайд 1-4. (Записываем тему урока)
Что необходимо для того, чтобы разобраться в данной теме? Слайд 5
2. Вопрос: В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей?
При этом необходимо учитывать особенности драматургии:
3. Информация учителя.
Какую роль играет речевая характеристика в художественном произведении?
4. Давайте посмотрим, как появляются герои драмы на сцене?
Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях?
«Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»
«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная».
«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
«Не уважишь тебя, как же!»
странница Феклуша, прикидывающаяся святой.
властная и деспотичная Кабаниха
строптивая и лукавая Варвара
Вывод: Пять реплик — пять характеров.
5. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря.
«Хозяева» | «Жертвы» |
Особенности речи | Что узнаём о герое |