Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс

речевая характеристика

Полезное

Смотреть что такое «речевая характеристика» в других словарях:

речевая характеристика — составляющая характеристики героя или персонажа; включает в себя его манеру говорить, излюбленные интонации и словечки, обороты речи, словарный запас, т.е. складывается из самой речи героя и из описания ее особенностей автором. Рубрика: язык.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

характеристика речевая — см. речевая характеристика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Речевая бессвязность — – характеристика речи, отражающая бессвязность мышления, то есть распад как ментальных, логических, так и речевых, грамматических структур. В клиническом плане представляет собой неконтролируемый пациентом поток обрывков фраз, слов, слогов, никак … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (. от лат. communico делаю общим, общаюсь) взаимодействие операторов с помощью голоса. Р. к. применяется в следующих случаях. 1. При необходимости обеспечения гибкой связи между работающими. 2. При необходимости быстрого двухстороннего обмена… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ХАРАКТЕРИСТИКА — литературная, выделение отличительных особенностей персонажей, событий, переживаний. Х. можно считать специфическим первоначалом литературной образности: называние отдельных черт явления в целом (см. Образ). Простейшей формой литературной Х.… … Литературный энциклопедический словарь

Художественно-образная речевая конкретизация — – это специфическое свойство именно худож. речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. произведения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Учебно-речевая ситуация — 1) реальная коммуникативная ситуация общения в процессе учебной деятельности; 2) способ и средства организации профессионально ориентированной речевой деятельности обучаемых; один из приемов работы, смысл которого воссоздать типичную для… … Педагогическое речеведение

Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия

Драма (в литературе) — Драма (греч. dráma, буквально ‒ действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в… … Большая советская энциклопедия

Источник

Статья на тему «Понятие речевого портрета персонажей»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Понятие речевого портрета персонажей

Появление термина «речевой портрет» связано с отечественным лингвистом Михаилом Викторовичем Пановым. Для создания речевого портрета он опирался на социальные характеристики людей, такие как наличие в речи диалектных особенностей, принадлежность к определенному социальному слою, профессию, возраст. В его понимании каждый речевой портрет отражает особенность речи конкретной общественной среды [Панов, 2007:17].

В современной литературе данный термин наделен высокой степенью практического использования, до середины двадцатого века понятие использовалось только для описания приемов и средств создания художественного образа персонажа. Постепенно «речевой портрет» начали использовать и языковеды. Когда начали исследовать этот термин, то выяснилось, что он является сложным по своей структуре. Со временем в структуре речевого портрета выделились новые понятия: речевая характеристика, языковой портрет, речевое поведение, коммуникативный портрет, лингвокультурный типаж. В конце двадцатого века возникла необходимость изучать язык в тесной связи с человеком. Ведущим принципом стал антропоцентризм. В это время ключевым понятием является языковая личность. Данное понятие ученые-лингвисты трактуют по-разному. Мы придерживаемся мнения, что языковая личность и речевой портрет тесно связаны друг с другом [Павлычева, 2015:110].

Что мы имеем в виду, когда употребляем словосочетание «речевой портрет»? Этот термин появился в лингвистике сравнительно недавно. В словаре-справочнике лингвистических терминов речевой портрет является тождественным речевой характеристике. Розенталь утверждает, что «средством художественного изображения персонажей является подбор особых слов и выражений для каждого действующего лица литературного произведения» [Розенталь, 2008:239]. Чтобы подобрать такие слова и выражения, для этого используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других случаях используются необработанный синтаксис и просторечная лексика. Еще используются такие обороты речи, которые характеризуют персонаж с той или иной стороны. Сторона может быть социальной, профессиональной, культурной. Используются и специальные «словечки». Речевой портрет персонажей может быть составлен с помощью использования профессиональной лексики. Из данного определения мы можем сделать вывод, что понятия «речевая характеристика персонажей и речевой портрет» могут использоваться в равной мере.

Источник

Урок-исследование «Речь персонажей как средство их характеристики»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Индивидуальная рабочая карточка.docx

Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Картинка про Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Фото Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Картинка про Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Фото Что такое речевая характеристика в литературе 5 классРечь персонажей как средство их характеристики.

Притча «Тройное сито нашей речи»

Зачем говорить это?

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

— Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

— Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

— Да нет, я просто слышал…

— Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

— Нет, в этом нет никакой необходимости…

Зачем тогда говорить это?

Выберите тот эпиграф (эпиграфы), который, по вашему мнению, наиболее подходит к теме урока. Сделайте запись в тетради.

Пословицы и поговорки, высказывания о речи:

Мал язык, да всем телом владеет!

Лучше не договорить, чем переговорить.

Чем завираться, лучше молча почесаться.

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Гегель).

Каков человек, такова его речь (Сократ).

Правдивая речь проста (Сенека).

Речь — убранство души (Сенека).

Проблемный вопрос: ________________________________________________________________________________________________________________________________.

Типы речевой характеристики.

Совместите типы речевой характеристики с соответствующими определениями.

развёрнутое высказывание персонажа или повествователя.

речь персонажа, обращённая к себе и не произнесённая вслух.

обмен репликами, сообщениями, живой речью двух и более лиц.

(«Услышь голос Божий»)

Фельдшер – специалист со средним специальным медицинским образованием.

Дьячок – низший служитель церкви, псаломщик.

Козья ножка – инструмент с крючкообразной рабочей частью и массивной ручкой, применявшийся для удаления зубов и корней зубов.

Юмор – произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.

Речевая характеристика героя – это средство художественного изображения персонажей.

Выбранный для просмотра документ Презентация Речь персонажей как средство их хзарактеристики.pptx

Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Смотреть фото Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Смотреть картинку Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Картинка про Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс. Фото Что такое речевая характеристика в литературе 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речь персонажей как средство их характеристики (по рассказу А. П. Чехова «Хирургия») Автор – Новикова А. П. учитель русского языка и литературы ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкар

Антон Павлович Чехов Антон Павлович Чехов появился на свет 29 января 1860 года в Таганроге. Получив профессию врача, он, тем не менее, прославился как драматург и писатель. В 1900 году Чехову было присвоено звание Почетного академика Императорской Академии наук (Изящная словесность).

Эпиграф к уроку. Пословицы и поговорки, высказывания о речи: 1. Мал язык, да всем телом владеет! 2. Лучше не договорить, чем переговорить. 3. Чем завираться, лучше молча почесаться. 4. Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Гегель). 5. Каков человек, такова его речь (Сократ). 6. Правдивая речь проста (Сенека). 7. Речь — убранство души (Сенека).

Проблемный вопрос: Можно ли по речи судить о характере героя?

Источник

речевая характеристика

Смотреть что такое «речевая характеристика» в других словарях:

речевая характеристика — (речевой портрет). Подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной… … Словарь лингвистических терминов

характеристика речевая — см. речевая характеристика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Речевая бессвязность — – характеристика речи, отражающая бессвязность мышления, то есть распад как ментальных, логических, так и речевых, грамматических структур. В клиническом плане представляет собой неконтролируемый пациентом поток обрывков фраз, слов, слогов, никак … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (. от лат. communico делаю общим, общаюсь) взаимодействие операторов с помощью голоса. Р. к. применяется в следующих случаях. 1. При необходимости обеспечения гибкой связи между работающими. 2. При необходимости быстрого двухстороннего обмена… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ХАРАКТЕРИСТИКА — литературная, выделение отличительных особенностей персонажей, событий, переживаний. Х. можно считать специфическим первоначалом литературной образности: называние отдельных черт явления в целом (см. Образ). Простейшей формой литературной Х.… … Литературный энциклопедический словарь

Художественно-образная речевая конкретизация — – это специфическое свойство именно худож. речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. произведения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Учебно-речевая ситуация — 1) реальная коммуникативная ситуация общения в процессе учебной деятельности; 2) способ и средства организации профессионально ориентированной речевой деятельности обучаемых; один из приемов работы, смысл которого воссоздать типичную для… … Педагогическое речеведение

Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия

Драма (в литературе) — Драма (греч. dráma, буквально ‒ действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в… … Большая советская энциклопедия

Источник

Урок литературы по теме «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Разделы: Литература

Цели урока:

Оборудование: компьютер, экран, флеш-презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Лексикон Эллочки-людоедочки давно стал хрестоматийным. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» – отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:

Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.

Такого не встретишь у Островского. И сегодня на уроке мы понаблюдаем за речевыми характеристиками его героев.

Слайд 1-4. (Записываем тему урока)

Что необходимо для того, чтобы разобраться в данной теме? Слайд 5

2. Вопрос: В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей?

При этом необходимо учитывать особенности драматургии:

3. Информация учителя.

Какую роль играет речевая характеристика в художественном произведении?

4. Давайте посмотрим, как появляются герои драмы на сцене?

Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях?

«Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»

«Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная».

«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

«Не уважишь тебя, как же!»

странница Феклуша, прикидывающаяся святой.

властная и деспотичная Кабаниха

строптивая и лукавая Варвара

Вывод: Пять реплик — пять характеров.

5. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря.

Дикой: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет».

Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

Кулигин: «Лучше уж стерпеть».

Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает».

Вывод: Островский в драме «Гроза» очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и

отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Слайд 12

6. Анализ речи персонажа на примере Дикого.

«Хозяева»«Жертвы»

«Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».

Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».

Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье.

Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!»,

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого, хотя Дикой и сознает, что он нелеп. В разговоре с Кулигиным он отказывается дать денег на “громовые отводы”, при этом называя его “разбойником”, “фальшивым мужичонко”.

Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник… Экой

Весь разговор Дикой подчеркивает свою важность, независимость от кого-либо, а тем более от Кулигина.

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и Поважней тебя никому отчета не даю.

Хоть Кулигин и говорит, что “расход пустой”, но Дикой все равно стоит на своем, отрицая даже возможность исполнения просьбы.

Он ходил к Кабанихе и рассказывал ей о своих неправедных делах.

О посту как-то великом я говел, а тут Нелегкая и подсунь мужиченка: за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал…

Дикой отличается других персонажей драмы своим неуправляемым характером, но когда он успокоится, он готов признать, что он не прав.

Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.

Дикой и Кабаниха очень похожи. Только один может признать что он неправ, ссылаясь на свое доброе “сердце”, а другая уверена, что она всегда права.

Купечество в своей массе полностью отрицает прогресс. В мире могут строиться новые государства, открываться новые земли, меняться лицо планеты, а в городе Калинове на берегу Волги время будет течь медленно и размеренно, как будто этого и не было. Все новости до них доходят с большим опозданием, да и то сильно искаженные. В неведомых странах люди ходят с “песьими головами”. Купечество добилось многого: они богаты, у них привилегии, зависимые крестьяне. Из-за этого они и не хотят переходить в новую эпоху, боясь быть обделенными. Поэтому они хотели ее отодвинуть хоть на несколько лет. При этом понимая, что прогресс все-таки неизбежен, он всегда присутствует в человеческом обществе.

Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником.

Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен, что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной.

Важно не только то, о чём говорит герой и как его это характеризует, но и сама манера выражать свои мысли, словарь, построение фразы.

Ведь слово – живая реакция на мысль собеседника, живая реакция на то, что происходит на сцене, выражение его раздумий и душевных переживаний

7. Групповая работа. Речевая характеристика Кулигина, Варвары, Кудряша и Бориса.

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание.

Составить речевую характеристику Катерины или Кабанихи (с цитатами)

Подготовить на основе речевой характеристики анализ образа персонажа драматического произведения.

Доп. задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

9. Рефлексия.

Рефлексия на уроке литературы (самоанализ уч-ся)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Особенности речиЧто узнаём о герое