Что такое речевое поведение
РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Смотреть что такое «РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ» в других словарях:
Речевое поведение — Изучается социолингвистикой с точки зрения процесса выбора языка либо языкового варианта для построения социально корректного высказывания. Речевое поведение реализуется в конкретных видах или стратегиях (в зависимости от темы, обстановки, цели … Словарь социолингвистических терминов
речевое поведение — Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или языкового… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Речевое поведение — Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
речевое поведение говорящих — 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
речевое поведение говорящих — 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное … Синтаксис: Словарь-справочник
Речевое поведение билингва — – см. смешанная речь, внутренняя речь билингва, диглоссия, билингвальная шизофрения, переключение с языка на язык, разграничение функций языков … Языковые контакты: краткий словарь
Напускное речевое поведение — – принятие на себя временно другой роли, хотя субъект в целом относится к другому типу людей. Из желания понравиться определенного рода присутствующим (мат в компании подростков, речь в коммунистическом духе на собраниях, хотя говоривший занимал… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
напускное речевое поведение — принятие на себя временно другой роли, хотя субъект в целом относится к другому типу людей. Из желания понравиться определенного рода присутствующим (мат в компании подростков, речь в коммунистическом духе на собраниях, хотя говоривший занимал … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Мужское и женское речевое поведение — см. Мужская и женская речь … Термины гендерных исследований
Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически… … Педагогическое речеведение
Речевое поведение
Смотреть что такое «Речевое поведение» в других словарях:
РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ — РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи. Обусловлена ситуацией, задачей, условиями общения, коммуникативными потребностями, национально культурной спецификой поведения участников общения. Говорящий… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
речевое поведение — Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или языкового… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Речевое поведение — Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
речевое поведение говорящих — 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
речевое поведение говорящих — 1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений; 2) нейтральное; 3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему; 4) конфликтное … Синтаксис: Словарь-справочник
Речевое поведение билингва — – см. смешанная речь, внутренняя речь билингва, диглоссия, билингвальная шизофрения, переключение с языка на язык, разграничение функций языков … Языковые контакты: краткий словарь
Напускное речевое поведение — – принятие на себя временно другой роли, хотя субъект в целом относится к другому типу людей. Из желания понравиться определенного рода присутствующим (мат в компании подростков, речь в коммунистическом духе на собраниях, хотя говоривший занимал… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
напускное речевое поведение — принятие на себя временно другой роли, хотя субъект в целом относится к другому типу людей. Из желания понравиться определенного рода присутствующим (мат в компании подростков, речь в коммунистическом духе на собраниях, хотя говоривший занимал … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Мужское и женское речевое поведение — см. Мужская и женская речь … Термины гендерных исследований
Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически… … Педагогическое речеведение
Психологические аспекты речевого поведения
Психологические аспекты речевого поведения
Виды речевого общения
Речь является основным механизмом вербальной коммуникации. Речевое общение происходит при помощи языковых систем. Вербальное общение бывает внутренним и внешне направленным. Внешняя вербальная коммуникация, в свою очередь, бывает устной и письменной. Устное вербальное взаимодействие делится на монологическую речь и диалогическую.
Виды речевого общения тесно связаны между собой. Их объединяет произнесение слов про себя или вслух. Наряду с этим каждый из видов вербальной коммуникации обладает субъективными специфическими характеристиками. Мысль невозможно сформулировать без языковой системы и материальных вербальных процессов. В ходе подготовки к устной или письменной речи различают промежуточную фазу проговаривания про себя текста. Данная фаза называется внутренней речью.
Внешняя письменная речь опосредована текстом. Она более концентрирована по своему содержанию, чем разговорная. Под словесной письменной речью понимают вербальный процесс с употреблением письменных знаков. Письменная речь образуется путем сложного соотношения звуков, которые образуются за счет перцепции букв слуховым аппаратом, видимых зрением, и воспроизводимых индивидом речедвижений. Отсюда следует, что письменная речь базируется на основе устной.
Слышимая речь, произносимая кем-то, называется устной речью. Она ограничена пространством и временем, что отпечатывается на ее характере, так как в основном, партнеры по коммуникации находятся на расстоянии видимости или слышимости друг друга. Значительно меняется характер вербального общения при телевещании, когда аудитория не имеет возможности ответной реплики.
Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно контакт масок, светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.
Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию. Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.
Контактом масок называется формальная коммуникация, которая заключается в отсутствии стремления уразуметь и учесть характерные особенности личности партнера.
Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.
Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.
Деловым общением считается процесс взаимодействия, при котором совершается обмен данными, сообщениями с целью достижения нужного результата.
Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. Манипулятивное взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.
Резюме словесного operants
В следующей таблице приведена новое словесное operants в анализе речевого поведения.
Следует иметь в виду, однако, что почти все речевое поведение не состоит из этих «чистых» operants, но из их смеси.
Поведение под контролем словесных раздражителей
текстуальный
В четвертой главе Скиннер отмечает формы контроля со стороны словесных раздражителей. Одной из форм является текстовым поведение, которое относится к типу поведения, как правило, мы можем назвать чтение или запись. Вокальная реакция контролируются словесным раздражителем, который не слышал. Есть два различных условия, связанные ( «чтение»). Если они такие же они становятся «копирование текста» (см Джек Майкл на копирование текста), если они слышат, то написано, он становится «диктовку», и так далее.
звукоподражательный
Винокур (1978) является одним из примеров исследований о звукоподражательных отношениях.
Речевые средства общения
Вербальное (знаковое) коммуникативное взаимодействие реализуется при помощи слов. Человеческая речь считается вербальным средством коммуникации. Проведенные исследования показывают, что современный «гомо сапиенс» за день произносит приблизительно 30 тысяч слов, а в час около трех тысяч. Слова образуют разнообразные речевые тексты, которые формируются в зависимости от целей коммуникантов, например, что-то сообщить или узнать, выразить отношение или побудить к чему-то. Такие тексты бывают устными или письменными. В них реализуются языковые системы, которые являют собой системы знаков и методов их сочетания. Языковые системы служат своеобразным инструментом, способствующим выражению мыслей, проявлению чувств и желаний субъектов. Они являются важнейшим средством вербального общения.
Язык как средство речевого общения имеет различные назначения. Он выступает в роли стержневого средства коммуникативного взаимодействия. Благодаря этому предназначению языковых систем люди обладают возможностью полноценно взаимодействовать в социуме в целом и с субъектами в отдельности. Такое назначение языковых систем считается их коммуникативной функцией. Кроме функции коммуникации язык как средство речевого общения обладает целым рядом других функций, таких как познавательная, аккумулятивная, конструктивная, эмоциональная, контактоустанавливающая и этническая.
Познавательная функция языка является выражением деятельности сознания человека. Ведь существенную часть информации о внешнем мире люди получают посредством языка.
Аккумулятивная функция предполагает накопление и сохранение опыта, хранение знаний для использования их в дальнейшей жизни. В будничной жизни людей выручает ведение дневников или записных книжек. А своеобразными «записными книжками», наследием всего человечества является всевозможные памятники письменности и литература.
Конструктивная функция заключается в формировании мыслей и различных суждений. С помощью языковых систем мысль как бы обретает материальную оболочку и звуковую форму. Выраженная при помощи слов, мысль становится четкой и понятной, прежде всего, для индивида, который ее высказал.
Эмоциональная функция являет собой один из инструментов выражения чувств и эмоциональных состояний. Данная функция реализуется посредством речи только при условии прямого выражения эмоционального отношения индивида к информации, которую он сообщает. При этом основную роль играет интонация.
Контактоустанавливающая функция выражается в установлении контакта между индивидами. Временами общение может быть бесцельным, а его информативность может равняться нулю, что означает подготовку почвы для дальнейшего продуктивного и доверительного общения.
Этническая функция лежит в объединении народа.
Self-усиление
Здесь Скиннер проводит параллель к его положению на самоконтроль и примечании: «Человек контролирует свое поведение, словесной или иначе, так как он контролирует поведение других людей.» Соответствующее речевое поведение может быть слабым, как и забыть имя, и нуждается в укреплении. Это, возможно, было недостаточно опыта, а на иностранном языке. Повторяя формулу, декламируя стихи, и так далее. Эти методы манипулирования раздражители, изменение уровня редактирования, механическое производство речевого поведения, изменение мотивационных и эмоциональных переменных, инкубацию, и так далее. Скиннер дает пример использования некоторых из этих методов, предусмотренных автором.
Культура общения и речевой этикет
Одним из главнейших критериев культурности индивида считается уровень культуры его речи. Поэтому каждому человеку необходимо стремиться к совершенствованию собственных стилей общения и речевого этикета. Уровень культуры речи имеет зависимость не только от умения избегать ошибок при коммуникациях, но и от стремления регулярно обогащать словарный запас, умения слушать и стремления понимать партнера, уважать его воззрения, способности подбирать правильные слова в зависимости от ситуации взаимодействия.
Речь считается одной из наиболее важных характеристик, присущих личности. Именно от стиля коммуникативного взаимодействия зависит впечатление, которое люди производят на окружающий социум.
Речь индивида обладает способностью притягивать к своей личности социум, других индивидов или, наоборот, их отталкивать. Также речь может выказывать сильное воздействие на настроение партнеров по коммуникации. Таким образом, культура вербальных коммуникаций формируется из умения слушать говорящего, речевого этикета, следования правилам хорошего тона.
Часто, люди, увлекаясь темой беседы, забывают о культуре коммуникационного взаимодействия. Они стараются навязать партнеру собственные суждения, позиции и воззрения по теме разговора, не пытаются вникнуть в контраргументы, которые приводит оппонент и попросту его не слушают, что в итоге ведет к пренебрежению речевого этикета и прекращению слежения за тем, что они говорят.
Культура общения и речевой этикет категорически запрещает оказывать любое давление на товарища по беседе. Помимо того, что навязывание собственной позиции выглядит довольно некрасиво со стороны, это еще и безрезультативно. Такой стиль поведения вызовет, скорее всего, защитную реакцию со стороны партнера, что в лучшем случае приведет к неэффективности беседы, а в худшем – к конфликтным ситуациям.
Если партнер по коммуникации не слушает своего оппонента, постоянно его перебивает, не позволяя закончить речь, то это будет не просто демонстрацией отсутствия культурности речи, но и проявлением неуважения к личности партнера, что охарактеризует собеседника, не умеющего слушать, совсем не положительно. Умение слушать является неотъемлемым составляющим культуры коммуникативного взаимодействия.
Вербальный инструмент общения и речевой этикет сегодня считаются двумя важнейшими составляющими успешности, как в общении, так и в других видах деятельности. Они способствуют налаживанию контактов с людьми, повышению результативности общения, склонению массовой аудитории на собственную позицию. Влияние культуры речи на стили поведения говорящего неоценимо.
Критика и другие реакции
Обзор Хомского
По словам Фредерика Дж Newmeyer :
влияние Хомского был момент, который сам Скиннер признал. Сэм Leigland предполагает, что интерес к работе Скиннера растет со следующим акцентом на различных сложных словесных явлений.
Альтернативы анализа поведения Скиннера
Особенности речевого общения
Речь сегодня представляет собой важнейший механизм человеческих коммуникаций. Она идет от индивида к одному индивиду, нескольким или множеству. Сам коммуникативный процесс упрощенно можно представить таким образом – с одной стороны имеется говорящий субъект (отправитель информации), а с другой – получатель информации или слушающий субъект (адресат). Отправитель и получатель вступают во взаимодействие для трансляции информации, представленной в виде последовательности сигналов, состоящих из набора букв, звуков и т.п. Для приема информации, должна иметься в наличии определенная система адекватности элементарных сообщений и реальности, которая знакома и говорящему, и слушающему. Такую систему соответствий называют языковой системой или языком.
Различие языка и речи состоит в наличии категорий в языковых системах, тогда как речь содержит в себе непрерывный ряд (континуум). Отсюда следует, что коммуникативный процесс складывается из шести составляющих: контакт и сообщение, отправитель и получатель, код и действительность. Человеческая личность всегда является источником речи, так как говорит не человек, а его личность.
Особенности речевого общения отмечаются целевыми установками, которых может быть множество. Ведь они имеют тесную взаимосвязь с потребностями личности в коммуникативном влиянии на окружающих индивидов, например, желание заставить произвести определенное действие, убедить в чем-либо, вызвать какую-либо эмоцию и т.п. Также различают целевые установки процесса речи, которые не являются в общем смысле коммуникативным взаимодействием, например, заключенный в карцере произносит речь не для общения, а для того чтобы не забыть слова, построение предложений и их звучание.
Главным составляющим любой целевой установки процесса речи должен быть дополнительный аспект нравственности, который исключает сознательный обман, ложь, дезинформацию и др.
Autoclitics
Autoclitic является формой речевого поведения, который изменяет функции других форм речевого поведения. Например, «Я думаю, что идет дождь» обладает autoclitic «Я думаю», что умеряет прочность заявления «идет дождь». Примером исследований, которые участвуют autoclitics бы Lodhi и Грир (1989).
Одной из форм autoclitic важнейшего значения в развитии языка, является концепцией Скиннера из autoclitic кадра. Autoclitic кадры помогают для быстрого изучения нового речевого поведения и построения правил. Штеммер (2000) имеет место: «(1) События несут ответственность за продуктивный характер поведения слушателя и, с помощью эффекта переноса, речевого поведения в целом (2) Вместе с остенсивным событием, события несут ответственность за большинство аспектов. вероятно, даже для всех аспектов, раннего поведения слушателя. (3) Поскольку обучение наглядно очевидное не требует повторного усиления конкретных ответов на вокальных раздражители, события являются основной причиной взрыва в начале речевого поведения «.
Аудитории
Негативные аудитории
Аудитория, которая наказала определенные виды речевого поведения называется отрицательной аудиторией (стр 178).: В присутствии этой аудитории, наказанное речевое поведение менее вероятно. Скиннер приводит примеры взрослых карающих определенное речевое поведение детей, и король наказывает речевое поведение своих подданных.
Исследования и теория
Журнал раннего и интенсивного Behavior Intervention и журнал логопедия и прикладной анализ поведения и публиковать клинические статьи о вмешательствах на основе речевого поведения.
Tacting частных мероприятий
Частные мероприятия являются событием, доступным только динамик. Общественные события события, которые происходят за пределами кожи организма, которые наблюдаются более чем одного человека. Головная боль является примером частного случая и автомобильная авария является примером публичного мероприятия.
Tacting частных мероприятий организма формируются словесным сообществом, дифференцированно усилить разнообразие поведения и реакцию на частные события, которые происходят (Катания, 2007, стр. 9). Например, если ребенок устно заявляет, «круг», когда круг находится в непосредственном окружении, это может быть тактичностью. Если ребенок устно заявляет: «У меня болеет зуб», он / она может быть tacting частного мероприятия, в то время как стимул присутствует на динамик, но не остальные словесного сообщества.
Словесная сообщество формирует первоначальную разработку и поддержание или прекращение из тактов для частных мероприятий (Катания, 2007, стр. 232). Организм реагирует так же, как частных, так и общественных стимулов, раздражителей (Skinner, 1957, стр. 130). Тем не менее, это сложнее словесное сообщество формировать речевое поведение, связанное с частными событиями (Катания, 2007, стр. 403). Это может быть более трудно формировать частные события, но есть критические вещи, которые происходят в коже организма, которые не должны быть исключены из нашего понимания речевого поведения (Катания, 2007, стр. 9).
Некоторые проблемы связаны с tacting частных мероприятий. Скиннер (1957) признал два основных дилемм. Во-первых, он признает нашу трудность с предсказывать и контролировать стимулы, связанные с tacting частные события (стр. 130). Катания (2007) описывает это как отсутствие стимула к членам вербального сообщества (стр. 253). Вторая проблема Скиннер (1957) описывает это наша текущая неспособность понять, как развивается вербальное поведение, связанное с частными событиями (стр. 131).
Скиннер (1957) продолжает описывать четыре возможных пути словесное сообщество может поощрять речевое поведение с отсутствием доступа к стимулам говорящих. Он предлагает самый частый метод с помощью «единого общественного сопровождения». Пример может быть, что, когда ребенок падает и начинает кровоточить, воспитатель говорит им заявление, как, «вы получили больно». Другой метод является «обеспечение ответа», связанным с частным раздражителя. Пример может быть, когда ребенок подбегает и плачет, и держа руки над их коленом, воспитатель может сделать такое заявление, «ты получил травму». Третий путь, когда словесное сообщество обеспечивает армирующий контингент на откровенном поведении и организм обобщающий на частное мероприятие, которое происходит. Скиннер называет это «метафорическим или метонимическим расширением». Последний метод, который предполагает Скиннер может помочь сформировать наше речевое поведение, когда поведение первоначально на низкий уровень, а затем превращается в частный случай (Skinner, 1957, стр. 134). Это понятие можно обобщить, понимая, что речевое поведение частных событий может быть сформировано с помощью словесного сообщества расширения языка (Catania тактов, 2007, стр. 263).
Частные мероприятия ограничены и не должны служить в качестве «объяснения поведения» (Skinner, 1957, стр. 254). Скиннер (1957) продолжает предостерегает, что «язык частных событий может легко отвлечь нас от общественных причин поведения» (см функции поведения).
Новые комбинации фрагментарных ответов
Особый случай, когда несколько причинно-следственная связь вступает в игру, создавая новые глагольные формы в то, что Скиннер описывает как фрагментарные ответы. Такие комбинации, как правило, вокал, хотя это может быть из-за различные условия самостоятельного редактирования, а не какое-либо специальное имущество. Такие мутации могут быть «нонсенсом» и не могут далее словесный обмен, в котором оно происходит. Фрейдистских проскальзывает может быть один частный случай фрагментарных ответов, которые, как правило, дать подкрепление и может препятствовать самостоятельной редактирования. Это явление чаще встречается у детей, и у взрослых изучение второго языка. Усталость, болезнь и невоздержанность может, как правило, производят фрагментарно отвечает.