Что такое речевой этикет известно всем а что такое сетевой этикет
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА
План. Конспект. Реферат
Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург
1. Какие виды плана могут быть использованы для информационной переработки текста? Чем они различаются между собой? Чем отличается план научной статьи от плана, например, рассказа?
5. Приведите примеры заголовков рефератов, которые вы писали. Какой аспект текста отражает ваш заголовок?
6. Приведите примеры известных вам общепринятых текстовых сокращений.
1. Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопросы.
Это новый тип этикета, рождающийся на наших глазах, поэтому его правила еще только формируются. Многое в сетевом этикете складывается стихийно, поскольку Интернет существует в мировом пространстве, а речевой и поведенческий этикеты в разных уголках мира разные. И в то же время Интернет является «экспериментальным полем» для межнационального этикета: это прекрасная возможность для эксперимента в мировом масштабе.
Билл Гейтс, один из руководителей компании «Майкрософт», в книге «Дорога в будущее» вспоминает историю изобретения телефона и те новые этикетные правила, которые пришлось усваивать людям. Сначала телефон казался просто мучением; психологически это вполне объяснимо – когда этикетных формул еще не было, даже простой звонок требовал эмоционального напряжения: как приветствовать, как поддерживать разговор, как прощаться. Сейчас пришло время сетевого этикета, и, как и в эпоху внедрения телефона, в этом новом типе общения еще много неустоявшегося. Тем не менее одно ключевое положение сетевого этикета уже очевидно: общайся с другим в виртуальном мире как с живым собеседником. Это является самым главным требованием нового типа этикета: бесконфликтно совместить два мира – виртуальный и реальный.
Что же следует знать о самых простых этикетных правилах в Сети? Приветствия в сетевом этикете обычно редуцированы; очень редко используются вежливые формы здравствуйте, уважаемый, дорогой, называние по имени-отчеству и т. п. Вместо них – привет или привет, как дела?, после чего сразу переход к сути дела. В официальной и деловой переписке используются Вы-формы, но в форумах обычны Ты-формы. Это связано с тем, что сетевой «собеседник» не виден и зачастую придумывает себе псевдоним, изменяет возраст, пол, национальность, внешность и т. п. Формулы прощания также экономны: пока, до встречи, спокойной ночи и др. Если человек обращается к кому-либо за помощью, то в этом случае используются обычные выражения благодарности ( спасибо ) и ответа на нее ( пожалуйста ).
Категория вежливости в сетевом этикете имеет специфические проявления, например, при создании интернет-страницы считается вежливым сделать так, чтобы она быстро «загружалась», на ней не было слишком много графических изображений и т. д. В электронной почте вежливым считается отправить письмо с указанием темы сообщения (в форумах обычно в реальном режиме, или on-line), включить небольшие фрагменты из полученного электронного письма в ответное, чтобы посылавший мог вспомнить, о чем шла речь. Это так называемое квотирование (англ. quote «цитировать»), иногда в одном послании ( мессидже, мессиге messige «послание, письмо») может содержаться до 5-7 предшествующих сообщений.
Невежливость в сети также встречается, причем формы ее весьма разнообразны. Многим пользователям Интернет как будто «развязывает руки», и люди могут выражаться грубо, даже оскорбительно. Некоторые посетители не оставляют в гостевых книгах имен и обратных адресов своей электронной почты. В гостевых книгах встречаются записи типа Здесь был Вася (Коля, Петя. ) или надписи, аналогичные привычным нам граффити на заборах. Комментарии, подписанные прохожий, внимательный, доброжелатель, порядочный, посторонний, честный и т. п., воспринимаются как некорректные.
Что еще считается выходящим за рамки сетевого этикета? Невежливо оставлять в гостевых книгах или в форумах записи, не соответствующие обсуждаемым темам. Невежливо посылать вместе со своим сообщением какую-либо рекламу. Невежливо оставлять в гостевых книгах записи, выполненные в другом электронном формате или написанные большими буквами (в Интернете это воспринимается как КРИК О ПОМОЩИ). Роль графики в письменном тексте велика, поэтому использование растянутых слов (типа помогиииииите! или помоги-и-и-и-и-и-те! ) тоже считается некорректным. Также не приветствуется написание слов курсивом или жирным шрифтом, обычно используемым для редакторской работы. Бедой многих форумов стали флеймы ( flame «пламя») – эмоциональные комментарии, замечания и оценки. Обычно людей, посылающих такие замечания, интересует не столько тема беседы, сколько болтовня ради болтовни или реакция со стороны «собеседников» на свое зачастую беспардонное высказывание.
Как известно, в устной речи чрезвычайно важна роль интонации, мимики, жестов. Письменная речь этого лишена. В обычной почтовой переписке мы используем знаки препинания (или их комбинацию), прибегаем к графическому выделению слов, речевых фрагментов, чтобы подчеркнуть мысль, но все равно часто бываем не удовлетворены. Сетевой этикет предлагает целую систему значков, призванных отразить эмоциональное состояние. Это смайлики ( англ. smile «улыбка, улыбаться»), которые напоминают лицо человека при повороте головы налево набок. Например: 🙂 или : ) (улыбка), 🙁 или : ( (грусть, сожаление, разочарование), 😉 или ; ) (подмигивание, ирония), :- (грусть, озабоченность). Существуют сотни различных вариантов смайликов, цель которых – передать жестикуляцию, мимику. Эта находка быстро завоевала сетевое пространство.
Другим новшеством электронной переписки является использование аббревиатур с целью экономии места и времени. Обычно это аббревиатуры, созданные на базе английского языка: AFAIK (англ. As far as I know «насколько я знаю»), ИМХО (англ. in my humble opinion «по моему скромному мнению») и др. В деловой переписке подобные аббревиатуры, конечно, неуместны.
Сетевой этикет – новый вид этикета, формирующийся на наших глазах. Английские этикетные формулы и модели во многом послужили образцом для многих национальных Интернетов, в том числе и для Рунета. Заметим, что сначала в Рунете преобладала развязность «собеседников», продиктованная, как многие ошибочно полагали, полной анонимностью электронной почты и форумов. Сейчас Рунет постепенно осваивает новую стадию – создание взаимоприемлемых формул словесного «общения». В русском сетевом этикете ведущими признаками выступают: демократичность (упрощенность системы приветствий, прощаний, обращений), деловитость (информационная достаточность сообщений), оперативность (быстрый ответ на полученное сообщение), элементарная вежливость (выражения благодарности и ответа на нее; сообщения о цели, назначении электронного письма, подпись и обратный адрес). Эти модели перенесены из реального мира в виртуальный, но в редуцированном виде. Разнообразие форм этикета, свойственных устному и письменному общению, в сетевом этикете рассматривается как «информационный шум», создающий «помехи» в общении и заслоняющий объект или тему обсуждения, поэтому этикетные формулы упрощаются до минимума. Их цель – обеспечить быстрый переход от клишированного приветствия к теме «разговора», минуя прочие формы словесно-психологической адаптации собеседников. Какие новшества в этикетном поведении людей в виртуальном мире произойдут в дальнейшем, будет зависеть от пользователей, их возраста, образования и культурного уровня и, конечно же, – от состояния русского речевого этикета и культуры поведения вообще в реальном мире (По А. Зеленину).
Сетевой этикет: простые правила общения в сети
Сетевой этикет (сокращенно сетикет или нетикет), если кратко — это нормы общения, принятые среди людей, много контактирующих в сети интернет. Придуман для комфортного и безопасного общения пользователей друг с другом. Правила сетевого этикета касаются разговоров в киберпространстве: e-mail сообщений, обмена опытом, мнением на форумах, в различных чатах и соцсетях.
Особенности
Правила сетикета просты, совершенно не отличаются от норм поведения при коммуникации в обычной жизни. Вежливость, уважительное отношение к собеседнику, здравый смысл. Отстаивание своей точки зрения не запрещено, но оскорбление других людей недопустимо.
Качественное интернет-общение — это отсутствие флуда (потока нетематической, лишней информации, передаваемой в больших объемах), грамотные и тактичные ответы, правдивая информация. В цивилизованном обществе это является просто правилами хорошего тона, которых стоит придерживаться, если вы хотите, чтобы вас воспринимали всерьез.
Это тем более важно, потому что интернет-общение довольно обезличено: собеседника не видно и не слышно, потому многие не всегда осознают, что контактируют с живым человеком.
Знаете ли вы? Изначально сеть Интернет была предназначена для научной элиты. Именно для общения в этой среде были разработаны нормы сетевого этикета.
Сейчас в большинстве сообществ устанавливаются свои нормы и правила общения. В качестве нарушений на некоторых порталах воспринимают клевету, рекламу сторонней информации, плагиат, дезинформацию с целью навредить и тому подобное.
Основные понятия
Изучая, что такое сетевой этикет, вначале необходимо разобраться в понятиях, с которыми сталкивается каждый пользователь, заходя во всемирную сеть. И только потом применять правила общения в сети.
Места, где можно общаться
В качестве площадок для общения и обмена информацией существуют чаты, сайты, форумы. Там можно задавать вопросы, делиться своим опытом и просто общаться с теми людьми, которые интересны. При этом не важно, на каком расстоянии они находятся от вас.
Естественно, прежде чем начинать общение в чате или на форуме, стоит изучить правила. Нарушителей нередко «банят» — временно приостанавливают возможность писать в комментариях или вообще исключают из сообщества.
Нарушения и ошибки
За что можно получить бан, что обычно не приветствуется на форумах:
Контактируя с пользователями на форумах либо в личных сообщениях, не совершайте эти нарушения этики общения.
Правила
Правила сетикета в общении между пользователями можно условно распределить на три группы:
Согласно сетевому этикету, если в обычной жизни человеку привычно использовать сленговые выражения, не стоит ими пользоваться в интернете. Не всеми юзерами это приветствуется. Дополнительно стоит просмотреть сообщение на грамматические и лексические ошибки, прежде чем его отправить.
Электронная почта
Для осуществления деловой переписки, получения сообщений от других пользователей, а также для возможности зарегистрироваться на форумах нужно научиться пользоваться электронной почтой.
Вначале оформляется профиль — потому важно заполнять его внимательно, ведь ваши имя и подпись будут видеть все пользователи, кому вы отправляете сообщения. Рекомендуется указывать свое настоящее имя.
Дальше укажите тему сообщения — это даст понять вашему собеседнику, что вы от него хотите. К тому же, если у получателя возникнет желание снова перечитать его, он с легкостью найдет ваше сообщение среди писем безымянных отправителей по названию.
Пишите лаконично, по существу. Не нужно углубляться в пространные объяснения. Большинство пользователей сети глазами пробегают послание «по вертикали», не вчитываясь в простыни текста. Потому важно придерживаться темы письма.
Еще несколько простых правил сетевого этикета при переписке:
Если вы получаете сообщения по электронной почте, постарайтесь отвечать на них как можно быстрее. Во-первых, так вы продемонстрируете собеседнику свое уважение, а во-вторых, не затеряете письмо в потоке других сообщений и уведомлений.
Форумы, чаты, соцсети
В чатах и на форумах пользователи общаются менее формально, но и здесь не должно быть оскорблений собеседников. Здесь имеются ввиду не только оскорбления личности, но и родственников оппонента, различная дискриминация, насмешки по поводу привычек и увлечений кого-либо.
В своде правил форумов нередко можно встретить запрет на чрезмерное цитирование («оверквоттинг»). Выбирайте ту фразу, которую хотите комментировать, а не весь текст целиком.
Форумчане часто оформляют подпись, как в электронных сообщениях. Они краткие, но емкие, нередко шутливого характера. Вот только не стоит писать в подписи негативные или провокационные высказывания.
В социальных сетях также действует сетевой этикет:
Независимо в каком сообществе вы общаетесь, нельзя инструктировать по поводу совершения незаконных действий и, конечно, не стоит интересоваться способами их совершения.
Сетевой этикет
Кроме уже описанных правил нетикета, имеются и другие, которые отражают личностные качества, и при их соблюдении дают возможность создать хорошую репутацию в сети.
Человечность
В любой ситуации, даже под давлением и троллингом, сохраняйте уважительное отношение к людям. По отношению к тому, кто вас «прессует», это поможет нейтрализовать негатив. По отношению ко всем остальным пользователям уважительное отношение не даст повода для обид и недопонимания. Контролируйте свои высказывания в сети. Помните: хотя вы не видите собеседника, он находится по другую сторону экрана.
Самоконтроль
Резкие и агрессивные высказывания не только могут задеть кого-то, но впоследствии могут сыграть плохую службу. В сети все фиксируется. Устно высказанные оскорбления улетучиваются и стираются из памяти со временем. А напечатанное сообщение остается. Даже если вы его удалите, оно не будет полностью стерто. Опытные хакеры без труда смогут его восстановить и использовать против вас.
Терпеливость
Многие пользователи, заходя в Интернет, не задумываются о сетевом этикете. Это можно заметить по сообщениям, которые они отправляют. Останавливайте себя, когда вам захочется исправить или осадить «грубияна», проставить оценку его манере общения. Будьте терпеливыми и терпимыми ко всем. Так вы не дадите почву для споров и провокаций тем, кто специально за этим заходит в сеть. А еще это сэкономит вам время, силы и нервы.
Уважайте собеседника
Не стоит навязываться кому-либо, уважайте право других на личную жизнь. В реальности, вне интернета, многие люди ведут активный образ жизни и не в состоянии сутками присутствовать онлайн, чтобы общаться и делиться опытом.
Даже если вам пообещали ответить в ближайшее время, всегда могут случиться форс-мажорные ситуации, когда человеку не удается сдержать обещание: заблокировали доступ в интернет, нет электричества, сломался компьютер и еще 1001 жизненное обстоятельство.
Безопасность
Преимуществом общения онлайн является анонимность. Вы сами решаете, кем позиционировать себя в сети, как представлять. Плюсом анонимности является безопасность, но минусом — возможность мошенничества. Нельзя в открытом доступе оставлять личные данные, передавать их незнакомым юзерам. Это касается всего: логинов и паролей, личных фото и видео. Если вы не хотите, чтобы они стали достоянием мошенников, не размещайте там, где их можно найти.
Будьте вежливыми
Сетевой этикет и необходимая безопасность общения предполагает вежливое обращение с собеседником. Не пишите лишнего, держите свои эмоции при себе — это убережет вас от негативных и агрессивных высказываний в свой адрес и угроз.
Не все пользователи придерживаются нетикета, позволяя себе резкие и нецензурные высказывания в адрес других. Подобное общение не приведет к конструктивному диалогу. Закрывайте глаза на ошибки других, не ввязывайтесь в конфликтные ситуации и не допускайте их возникновения.
Готовность помогать
Если вы заметили, что кто-то находится в трудной ситуации, вспомните себя, когда вы были новичком в сети интернет, и помогите тому, кому сейчас трудно. Даже если проблема кажется ерундовой, а вопросы глупыми, не будьте резкими с новичками. Насмехаясь над их трудностями, вы самоутверждаетесь за счет более слабых пользователей. А это неэтично и недостойно такого умного и всесторонне развитого человека, каким вы наверняка являетесь.
Заключение
Сетевой этикет выступает как социальный регулятор, он помогает посетителям оставаться людьми в условиях анонимности. Моральные и этические нормы необходимы для того, чтобы люди всегда оставались людьми, даже при кажущейся безнаказанности киберпространства. Репутация портится быстро, а вот сформировать ее — трудоемкое занятие. Лучше сразу создавать нужный образ своей личности, придерживаясь правил сетевого этикета, в каком бы сообществе вы ни вращались.
Что такое сетевой этикет
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Сетевой этикет — это система правил, созданная людьми для общения друг с другом в сети Интернет. Этикет общения в Интернете рекомендуется соблюдать новичкам и опытным пользователям для комфорта. Однозначно сказать, что такое сетевой этикет невозможно, но в большинстве случаев нетикет — это правила хорошего тона, общепринятые среди людей. Соблюдение правил хорошего тона повышает авторитет собеседника и привлекает внимание.
Чего не стоит делать в Интернете с позиции сетевого этикета?
Чтобы ответить на вопрос, как общаться в Интернете, следует узнать, чего не рекомендуется делать. Сетевой этикет подразумевает отказ от следующих действий:
Начиная рассылку писем не стоит забывать о правилах общения в сети.
Базовые правила сетевого этикета
Существует несколько принципов сетевого этикета, которые стоит соблюдать:
Сетевой этикет и электронная почта
Сетевой этикет электронной почты тоже состоит из ряда рекомендаций, которые стоит соблюдать:
Соблюдая правила сетевого маркетинга в переписке, можно произвести на собеседника самое лучшее впечатление.
Что такое речевой этикет известно всем а что такое сетевой этикет
Инструкция для детей и взрослых.
1. Будьте осторожны с лайками и репостами
Правовое регулирование в Рунете становится всё строже. Репост или лайк смешной картинки может обернуться уголовным разбирательством.
Не стоит публиковать в социальных сетях:
Во-первых, это небезопасно. Во-вторых, некоторых пользователей безобидный с виду мем может действительно задеть.
Включите самоцензуру. Не размещайте и не лайкайте посты, которые могут вас скомпрометировать.
2. Представляйтесь и обращайтесь к незнакомым людям на «вы»
Если «стучитесь» к кому-то в друзья в социальной сети или мессенджере, напишите, кто вы и почему хотите добавиться. Причём переходите сразу к делу, не стоит отправлять таинственное «привет» и ждать ответа.
На виртуальное пространство распространяются и обычные правила вежливости. Например, говорить незнакомцам и старшим — «вы».
3. Пишите грамотно
Не полагайтесь на автокорректор и не пренебрегайте знаками препинания. Опечатки, ошибки, отсутствие запятых и точек затрудняет восприятие текста и может сильно исказить смысл сообщения. Невежливо заставлять собеседника ломать голову над тем, что вы хотели сказать.
Ваши сообщения и посты — индикатор вашей образованности.
4. Не злоупотребляйте эмодзи
В интернет-переписке сложно понять интонацию собеседника, на выручку приходят стикеры и смайлы. Но нагромождение эмодзи затрудняет чтение и понимание того, что вы хотите сказать.
То же самое относится к #хэштегам.
5. Не дробите сообщения
Отправка сообщения по слову или предложению, нередко приводит к путанице. Вы ещё не закончили мысль, а собеседник уже начал отвечать, вы реагируете на его замечание, он на ваше — получается хаос.
Не злоупотребляйте кнопкой «Отправить». Некрасиво заставлять собеседника составлять ваше послание из вороха разрозненных фраз. Цельный текст воспринимается намного лучше. Кроме того, постоянно всплывающие оповещения действуют на нервы.
6. Не используйте CapsLock
Писать БОЛЬШИМИ БУКВАМИ в интернете означает кричать.
Если вы хотите подчеркнуть свою мысль или обратить внимание собеседника на что-то, используйте другие инструменты форматирования текста, а также средства выразительности. Русский язык богат ими.
7. Уважайте чужое время
Общение в мессенджере или чате социальной сети может быть синхронным и асинхронным. Чаще всего обмен сообщениями происходит мгновенно. Но не стоит обижаться, если собеседник не ответил сиюминутно (даже если его статус онлайн).
Ночь — не лучшее время для сообщений. Особенно с пометкой «СРОЧНО». Если вопрос не связан с угрозой жизни или здоровью, можно отложить его до утра.
Человек, требующий незамедлительной реакции, обычно хочет решить всё «здесь и сейчас» из эгоистических побуждений, чтобы не возвращаться к этому вопросу позже. Но никто не обязан бросать свои дела ради ваших и тем более просыпаться среди ночи.
Справедливо и обратное. Вы тоже вправе реагировать на сообщения и комментарии в удобное для вас время. Вполне нормально ответить: «Я занят — смотрю урок, напишу позже».
Уважайте время наставников. Рабочий день наставника «Домашней школы Фоксфорда» с 9:00 до 21:00 по московскому времени. На ответ в социальных сетях и мессенджерах отводится 4 часа.
Исключение: вы договорились с наставником общаться в режиме 24/7.
8. Не выкладывайте фотографии с друзьями без разрешения
Во-первых, фото может не нравиться вашему приятелю. Во-вторых, не все горят желанием выставлять на обозрение свою личную жизнь. Самовольная публикация фотографий может привести к ссоре.
Исключение: групповые снимки (например, класса или кружка). Здесь заранее предполагается, что фото увидят все фотографирующиеся.
9. Не спамьте
Возьмите под контроль приглашения и уведомления, рассылаемые от вашего имени в социальных сетях. Это могут быть приглашения в игры и приложения, акции и мероприятия групп, на которые вы подписаны.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно