Что такое речевой портрет личности
Статья «Понятие речевого портрета»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Понятие речевого портрета в современных лингвистических исследованиях
Именно в последнее время в отечественном языкознании сформировалось особое направление, изучающее языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета. Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности. При всем внимании к индивидуальности интерес ученых в первую очередь привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой.
Непосредственным толчком к разработке понятия «социально-речевой портрет» явилась идея фонетического портрета, выдвинутая в середине 60-х годов XX века М.В. Пановым и блестяще воплощенная им в ряде фонетических портретов политических деятелей, писателей, ученых XVIII –XX вв. Хотя эти портреты описывали индивидуальную манеру произношения отдельного, данного человека, их социальная и общекультурная ценность несомненна, поскольку каждый из портретов отражает особенности речи определенной общественной среды (представителем которой является «портретируемый»). Выбирая «модель» для создания фонетического портрета, М. В. Панов обосновывает свой выбор именно социальными и социокультурными соображениями: принадлежность к тому или иному поколению, социальному слою, следование в речи определенной культурной традиции (театральной, поэтической, бытовой и т.п.), наличие локальных речевых особенностей.
Идея фонетического и, шире, речевого портрета была подхвачена другими исследователями. Т.М. Николаева ставит вопрос о построении таких речевых или, в ее терминологии, социолингвистических портретов, в которых был бы компонент, характеризующий тактику речевого поведения: выбор одних элементов (из пар или ряда вариантов) и употребление их в речи в зависимости от условий общения и неупотребление, осознанное или подсознательное отвержение других. Исследовательница задается вопросом: «Используя социолингвистический портрет как метод описания речевых характеристик, нужно ли представлять эксплицитно все уровни и все факты языковой системы?» И отвечает на этот вопрос отрицательно: ведь «многие языковые парадигмы, начиная от фонетической и кончая словообразовательной, оказываются вполне соответствующими общенормативным параметрам и поэтому интереса не представляют. Напротив, важно фиксировать яркие диагностирующие пятна».
В конце XX веке ведущим принципом описания языкового материала стал принцип антропоцентризма, основанием для которого послужило стремление изучать язык в тесной связи с человеком. Ключевым понятием современной лингвистики становится «языковая личность». Разработка вопросов теории и методики изучения языковой личности имеет свою историю развития, а также обоснование собственного понимания тех или иных составляющих этого феномена в работах разных исследователей.
Статья на тему «Понятие речевого портрета персонажей»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Понятие речевого портрета персонажей
Появление термина «речевой портрет» связано с отечественным лингвистом Михаилом Викторовичем Пановым. Для создания речевого портрета он опирался на социальные характеристики людей, такие как наличие в речи диалектных особенностей, принадлежность к определенному социальному слою, профессию, возраст. В его понимании каждый речевой портрет отражает особенность речи конкретной общественной среды [Панов, 2007:17].
В современной литературе данный термин наделен высокой степенью практического использования, до середины двадцатого века понятие использовалось только для описания приемов и средств создания художественного образа персонажа. Постепенно «речевой портрет» начали использовать и языковеды. Когда начали исследовать этот термин, то выяснилось, что он является сложным по своей структуре. Со временем в структуре речевого портрета выделились новые понятия: речевая характеристика, языковой портрет, речевое поведение, коммуникативный портрет, лингвокультурный типаж. В конце двадцатого века возникла необходимость изучать язык в тесной связи с человеком. Ведущим принципом стал антропоцентризм. В это время ключевым понятием является языковая личность. Данное понятие ученые-лингвисты трактуют по-разному. Мы придерживаемся мнения, что языковая личность и речевой портрет тесно связаны друг с другом [Павлычева, 2015:110].
Что мы имеем в виду, когда употребляем словосочетание «речевой портрет»? Этот термин появился в лингвистике сравнительно недавно. В словаре-справочнике лингвистических терминов речевой портрет является тождественным речевой характеристике. Розенталь утверждает, что «средством художественного изображения персонажей является подбор особых слов и выражений для каждого действующего лица литературного произведения» [Розенталь, 2008:239]. Чтобы подобрать такие слова и выражения, для этого используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других случаях используются необработанный синтаксис и просторечная лексика. Еще используются такие обороты речи, которые характеризуют персонаж с той или иной стороны. Сторона может быть социальной, профессиональной, культурной. Используются и специальные «словечки». Речевой портрет персонажей может быть составлен с помощью использования профессиональной лексики. Из данного определения мы можем сделать вывод, что понятия «речевая характеристика персонажей и речевой портрет» могут использоваться в равной мере.
Речевой портрет личности
Речевая деятельность и речевое поведение как составляющие речи. Исследование особенностей составления речевого портрета личности. Обзор системы ролей, которых придерживается личность в процессе коммуникации. Владение лексико-грамматическим фондом языка.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.05.2013 |
Размер файла | 13,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Речевой портрет личности
2)Следующей ступенью исследователи называют тезаурус. При описании речевого портрета делается акцент на использовании разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, которые делают личность узнаваемой.
Деятельность телеведущих знакома всем, кто смотрит телепередачи. Они задают своим экранным собеседникам вопросы, выступая представителями зрителей на экране. В то же время ТВ журналисты оказывают регулярное воздействие на общественное мнение, на умы и сердца своих зрителей. Тележурналист формирует свой стиль, образ, согласно определенным принципам, правилам, вкусам, в соответствии с собственным представлениями о том, что такое полноценная в духовном и нравственном отношении личность, о роли этой личности в обществе. Личность, выступающая по телевидению, проявляет свое отношение к той или иной проблеме. Совпадение позиций личности информатора и источника информации не обедняет, а обогащает информацию, так как аудитория знает: мнение, высказанное телеведущим, выражает нечто большее, чем мнение одного человека. Создав принципиально новую форму общения, люди расширили его границы до невиданных масштабов.
«Доля здоровой иронии вообще существенно скрашивает наши серые, хмурые будни.»
Также Ургант обращает внимание, что не хватает ему прямых эфиров на нашем телевидении:
« Дело в том, что во время прямого эфира у людей, которые работают в кадре, совершенно другие ощущения. Мне кажется, это чувствуется. Все огрехи компенсируются тем удовольствием, которое ты получаешь, когда видишь то, что происходит прямо у тебя на глазах»
речевой портрет личность грамматический
Список используемой литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История появления и общее понятие языкового портрета личности. Анализ способов речевых манипуляций. Разработка концепции языковой личности в отечественном языкознании. Реконструирование портрета личности. Роль речевых особенностей в языковой личности.
реферат [22,0 K], добавлен 10.04.2015
Речевое взаимодействие людей. Роль слова (речи) в жизни общества. Требование к речи: продуманность и твердость. Понятие речевого события как основной единицы коммуникации, его компоненты. Основные признаки речевой ситуации в «Риторике» Аристотеля.
контрольная работа [27,8 K], добавлен 12.08.2009
Речевое взаимодействие, роль слова и речи в жизни общества, факты социального и политического значения языка. Понятие речевого события как основной единицы коммуникации, его характеристика. Основные признаки речевой ситуации, речевой этикет и риторика.
лекция [28,2 K], добавлен 25.04.2010
Стратегии и тактики речевого общения в рамках речевой коммуникации, приемы воздействия на партнера по коммуникации, приемы манипуляции и операции над высказываниями. Речевое общение и взаимодействие, речевое воздействие с точки зрения когнитивистики.
реферат [35,8 K], добавлен 14.08.2010
Специфика речевого портрета и языковой личности. Речевой портрет политика. Экспрессия и стандарт в публичной речи. Риторический вопрос как средство выражения экспрессии. Понятие и виды метафоры. Экспрессемы в Крымской речи президента РФ Владимира Путина.
курсовая работа [66,0 K], добавлен 17.03.2015
Исследовательская работа «Речевой портрет старшеклассника»
Материалы к уроку развития речи. Эссе «Мой портрет»
«Мой портрет»… Это только на первый взгляд легко описать себя. Оказалось, это так сложно. Даже не знаю, с чего начать…
Создать свой портрет — это значит, поразмышлять, кто я такой, зачем пришел в эту жизнь.
Какой я человек? Особой красивой внешностью я не выделяюсь, но физически развит. У меня сложный характер, я способен на вспыльчивые поспешные поступки. Но я требователен к себе. Я ненавижу зависеть от кого-то, но очень доверчивый, считаю, что людям нужно всегда давать шанс исправиться. Я любознателен, люблю рассуждать, анализировать. В общем, я обычный человек. У меня есть свои мечты и стремления, свои достоинства и недостатки. Я надежный человек, хороший сын и старший брат. Разве этого мало?
Наверное, мало. Ведь важно, скорее, не то, какой ты, а то, каков будет твой жизненный путь. Значит, уже сейчас надо ответить на вопрос: для чего я живу?
Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый человек. Мне кажется, что придя на эту землю, я должен творить добро, приносить пользу людям. А что я могу сделать уже сейчас? Какую выбрать дорогу?
В будущем я хочу заниматься любимым делом. Я считаю, то если человек занят тем, что ему нравится, то у него все получится. Ведь если работа по душе, то чувствуешь себя востребованным, а следовательно, стремишься все дальше и дальше. Преодолевая препятствия, допуская ошибки.
А какое дело для меня является любимым? Я, например, люблю заниматься спортом. Спорт-это движение, жизнь. Некоторые считают спорт бесполезной тратой времени. Я не понимаю таких людей. Как можно жить без спорта! Я не представляю человека, который, не катался на коньках, ни разу не становился на лыжи или не играл в футбол. Спорт- это потрясающая вещь, это общение, новые друзья. Ведь во время соревнований знакомишься со своими сверстниками. Спорт помогает быть весёлым, бодрым и жизнерадостным. Спорт- это красота. Какое огромное удовольствие я получаю от лыжной прогулки или игры в футбол!
Сколько себя помню, всегда играл в разнообразные подвижные игры. И получал от этого невероятное удовольствие! Кто занимается спортом, всегда весел, здоров. Я совсем не болею простудными заболеваниями, потому что спорт закалил мой организм.
А еще занятия спортом дают почувствовать радость собственных достижений. Вот не получалось у тебя когда-то и мячик через сетку перебросить, а теперь — занимаешь призовые места на соревнованиях! И ты понимаешь цену приложенных усилий и работы над собой. А кроме того, осознаешь, что настойчивость хорошо помогает в достижении любых целей.
Спорт в моей жизни значит очень много. Я не могу представить ни один день своей жизни без занятий спортом. Я люблю азарт соревнований, крики болельщиков, ощущение тяжести медали на твоей груди…А еще люблю спорт за то ощущение сопричастности с великими спортсменами нашей великой России. Особенно сейчас, когда нашу страну хотят лишить возможности выступить на олимпиаде под флагом России, тем самым нарушая главную заповедь олимпийского движения: «О, спорт, ты- мир!»
Иногда так не хочется вставать рано утром, чтобы сделать зарядку, но я вспоминаю, что я- маленькая частичка великой армии российских спортсменов- и меня подбрасывает неведомая сила! У меня поднимается настроение, я становлюсь энергичным, бодрым, оптимистичным. Хочется горы свернуть.
Нужно жить, стремясь к высшему, лучшему, светлому.
Костюченко Евгений, 9 класс
Пример работы на тему «Языковой портрет личности»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
Факультет филологии и журналистики
Кафедра английской филологии
Языковой портрет личности
В качестве объекта исследования я выбрала следующую личность: женщина преклонного возраста, вдова военного; образование средне-специальное в технической сфере, по профессии работала только 1 год, всю остальную жизнь была домохозяйкой.
Итак, для начала рассмотрим психические факторы, повлиявшие на речь испытуемой.
Что касается типа темперамента личности, то пройти тест отказалась, объясняя это боязнью «наговорить чего-нибудь»: «я уже старая, возьми какую-нибудь молоденькую
, не надо,
детка
». Такой ответ сразу же натолкнул меня на мысль о типе акцентуации личности, я решила, что в характере преобладает тревожность. Просмотрев по источникам характеристику людей с данным типом акцентуации, я убедилась, что была совершенно права. Привожу описание по Леонгарду.
Тревожный тип(по Леонгарду)
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе
. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом.
Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние.
По поводу этой черты пишет и Личко А.Е. в работе «Психопатии и акцентуации характера у подростков»( я посчитала необходимым прочитать и эту статью, исходя из того, что социальная среда и семья в которой рос человек оказывают на его характер и речь непосредственное влияние),- тревожный тип она называет сенситивным,- «К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест…». Действительно, она любит приговаривать: «
меня в 19 лет муж привез и оставил жить с его родителями, я была совсем молоденькая, ничего не умела
…», далее обычно следует рассказ о том, как она послушно училась всему у свекрови. Чувство привязанности и теплоты к родителям мужа выражается в том, что она никогда не называет их свекровь или свекор, а всегда говорит
мама и папа.
У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры.
Они обладают дружелюбием, самокритичностью
, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.
Безусловно, не все перечисленные характеристики можно приписать испытуемой (присущие черты выделены курсивом), но это и естественно, т.к. в каждом человеке сочетаются различные черты, и акцентуация – это лишь преобладание какой-либо черты.
Вернемся к типу темперамента, скорее всего, это либо флегматик, либо меланхолик. Об этом свидетельствует бедная мимика, невыразительные и медленные движения. Говорит тихо, даже в конфликтной ситуации не кричит, а лишь слегка увеличивает громкость и понижает тон, речь сдержанна, не содержит бранных слов. Однако, я все таки склонилась к флегматику, потому что меланхолики обладают пониженной работоспособностью, а испытуемая – женщина очень активная и деятельная. А теперь по поводу жестов, ими моя подопечная почти не пользуется, исключение составляют только те случаи, когда необходимо показать форму или размер предмета. Однако я наблюдала очень интересный случай использования жеста и поняла, что жест может выполнять функцию эвфемизма. Говоря о полной женщине, чтобы не произносить, что у нее грудь и попа больших размеров, она лишь сделала движения руками в этих областях, как бы изображая пышные формы.
Информация, судя по всему, в большей степени поступает по зрительному каналу: вижу я – дела плохи, сделала замечание
; меньше – по слуховому:
будем говорить так, сказала в ответ
. Однажды во время конфликта ею была сказана очень занимательная в этом отношении фраза, в которой есть указание на все 3 канала: «Я тебе замечание сделала, а ты мне сказала в ответ. Ты мне указываешь на то, что я делаю неправильно, а меня тыкать носом не надо».
Гендерный фактор тоже прослеживается в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксах слов: мамочка, Оленька, Викочка, приготовила себе кашку, пошла лечить зубки, как твой носик, а горлышко не болит.
Кроме того, разговор для нее является частью решения проблемы: «Спасибо, что выслушала, я выговорилась – мне стало легче».
Теперь рассмотрим речь в социолингвистическом аспекте.
Испытуемая всю свою жизнь прожила с военным, и это заметно отразилось как в ее характере, так и в речи. Например, ее речь чрезвычайно сдержанна (как я уже говорила, даже при конфликтах она никогда не прибегает к крику и оскорблениям), а все мы знаем, что в среде военных недопустимо выражение эмоций. Она всегда очень тщательно подбирает слова и говорит, хоть и тихо, но очень четко и разборчиво, что тоже свойственно военным людям. Говоря о муже, она называет его по имени отчеству и, даже общаясь со знакомыми, обращается по имени отчеству. Скорее всего, эта привычка привита вследствие долгого пребывания в формальной обстановке среди сослуживцев и командования мужа.
В речи наблюдается причудливая смесь грамотных выражений и конструкций и просторечных слов или неправильных форм. На мой взгляд, это обусловлено с одной стороны общением с умным, грамотным мужем, а с другой – недостаточным уровнем собственного образования.
«Я закончила радиво-технический техникум
(протеза, характерна для диалектов, просторечия
). Потом меня послали на моторно-силовую трансформаторную катушку, а я хотела в отдел технического контроля
(сложные термины, закрепившиеся в сознании, видимо, вследствие частого употребления в течение определенного промежутка времени). Использует неправильные формы:
мужев отец, реагировает
.
В заключенье мне хотелось бы сказать, что составление языкового портрета личности оказалось для меня очень интересны видом работы. Я выяснила, как забавно в человеке могут сочетаться, казалось бы, совершенно противоположные вещи, как влияет на речь тип темперамента и акцентуации, пол, образование, семья. А главное, я убедилась, что по речи, действительно, можно понять, что за человек перед вами.
Эссе на тему “Мой речевой портрет”
Эссе на тему “Мой речевой портрет”.
1. Проанализировать собственную речь в аспекте первого коммуникативного качества речи – правильности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие нормы литературного языка я чаще нарушаю (орфоэпические, грамматические, лексические)?
Что мешает моей речи быть правильной?
Какие способы развития правильности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
2. Проанализировать собственную речь в аспекте второго коммуникативного качества речи – выразительности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие средства выразительности я использую в своей речи?
Что мешает моей речи быть выразительной?
Какие способы развития выразительности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
3. Проанализировать собственную речь в аспекте третьего коммуникативного качества речи – ясности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть ясной?
Какие способы развития ясности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
4. Проанализировать собственную речь в аспекте четвертого коммуникативного качества речи – точности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть точной?
Какие способы развития точности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
5. Проанализировать собственную речь в аспекте пятого коммуникативного качества речи – краткости – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть краткой?
Какие способы развития краткости речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
6. Проанализировать собственную речь в аспекте шестого коммуникативного качества речи – логичности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие средства логичности речи я использую?
Что мешает моей речи быть логичной?
Какие способы развития логичности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
7. Проанализировать собственную речь в аспекте седьмого коммуникативного качества речи – этикетности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Какие средства этикетности речи я использую?
Что мешает моей речи быть этикетной?
Какие способы развития этикетности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
8. Проанализировать собственную речь в аспекте восьмого коммуникативного качества речи – уместности – и письменно ответить на следующие вопросы:
Что мешает моей речи быть уместной?
Какие способы развития уместности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
Сочинения
Автопортрет — это картина, написанная с себя. Не обязательно быть художником, чтобы создать автопортрет, ведь он может быть и литературным. Как раз сегодня мы пишем сочинение на тему мой автопортрет, и если честно, то для меня это довольно сложная задача. Описать себя объективно дано не каждому. Так кого я вижу перед собой в зеркале?
Сочинение на тему мой автопортрет
Глядя в зеркало я вижу высокую, стройную девчонку, слегка худощавую с длинными, красивыми ногами. Походка у меня стремительная, осанка — ровная. У меня овальное лицо, курносый маленький носик, немного вздернутый вверх, и игривые глазки. Именно глаза заставляют задержать взгляд на моем лице моих друзей и знакомых. Как по мне, они очень привлекательные, хотя и невозможно точно определить их цвет. Я бы сказала, что у меня глаза хамелеоны. В пасмурную погоду они приобретают темный оттенок, в солнечную — светлеют. В целом, у меня добрые серо-голубые глаза, и как говорят мои знакомые, они со смешинкой. И в этом вся я. Добрая, веселая, простая и отзывчивая.
Продолжая свое сочинение на тему мой автопортрет, попытаюсь продолжить свое описание. У меня низкий лоб, который скрыт челкой, а под челкой прячутся красивые густые брови правильной формы. Но это не подарок природы, над формой бровей пришлось потрудиться самостоятельно. Мои губы не тонкие, но и не полные. Скорее всего средней полноты. За ними скрываются ровные белоснежные зубы. Волосы прямые, длинные, каштанового цвета, хотя мне всегда хотелось иметь кудряшки. Но, с прямыми волосами меньше мороки. Их можно распустить и они будут свисать красивым каскадом, а можно заплести в косу, или убрать в хвост, что я часто и делаю. А еще мне нравится экспериментировать и укладывать волосы в разнообразные прически. Сейчас они заплетены во французскую косу.
По жизни я целеустремленный человек, поэтому всегда ставлю задачи, которые тут же стараюсь выполнить. Но на этом я не останавливаюсь, а поднимаю планку выше, и уверенно иду к новой цели. Для меня важно быть во всем лучшей, поэтому приходится трудиться больше. Возможно это мой минус, но пока это качество является моим двигателем, что ведет меня вперед. На данный момент я отличница, у которой много увлечений.
Во-первых, я люблю танцевать, поэтому записалась в школу танцев и даже успела принять участие в нескольких конкурсах. Хоть первые места пока я не заняла, но у меня все впереди.
Во-вторых, я увлекаюсь вязанием. Мне нравится вязать крючком игрушки для детей. Спицами я вяжу носки, шапки, рукавицы и перчатки. В планах связать свитер, но это будет моя первая проба. А еще я стала увлекаться искусством. Я рисую картины по номерам.
Кого еще я увидела в зеркале, работая над моим автопортретом в сочинении за 6 класс? Увидела трудолюбивую личность. Я с удовольствием готова помогать родителям, бабушкам, и даже незнакомым старикам, которые нуждаются моей в помощи.