Что такое речевые игры

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»

Что такое речевые игры. Смотреть фото Что такое речевые игры. Смотреть картинку Что такое речевые игры. Картинка про Что такое речевые игры. Фото Что такое речевые игры Наталья Репш
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»

учитель-логопед Репш Наталья Николаевна

Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад.

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, не требуют специальных педагогических знаний и помогут провести несколько удивительных минут рядом с вашим малышом, пока вы добираетесь до детского сада или возвращаетесь домой.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научится классифицировать, обобщать предметы.

1.«Скажи наоборот»

чистый – грязный левый – правый

новый – старый кислый – сладкий

горячий – холодный здоровый – больной

высокий – низкий пустой – полный

широкий – узкий веселый – грустный

глубокий – мелкий темный – светлый

гладкий – шершавый добрый – злой

твердый – мягкий верхний – нижний

летний – зимний легкий – тяжелый

2. «Отгадай предмет по описанию»

Жёлтый, овальный, кислый (лимон).

Зелёный, хрустящий, сочный, длинный (огурец).

Рыжая, осторожная, хитрая, живёт в лесу (лиса).

Яркое, желтое, тёплое, лучистое (солнышко).

Белый, искристый, лёгкий, пушистый (снег).

Коричневый, плюшевый, мягкий (игрушечный мишка).

3. «Что из чего какое?»

матрешка из дерева – деревянная

стакан из стекла – стеклянный

самолетик из бумаги – бумажный

крепость из снега – снежная

сумка из кожи – кожаная

сапоги из резины – резиновые

шапка из меха – меховая

дом из кирпича – кирпичный

машинка из пластмассы – пластмассовая

4.«Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Хвост, плавники, чешуя, жабры (рыба).

Хвост, клюв, крылья, перья (птица).

5.Продолжи цепочку слов, назови одним словом»

Огурец, помидор, чеснок…лук – овощи.

Яблоко, слива, груш…банан – фрукты.

Роза, ромашка, гвоздика…колокольчик – цветы.

Стул, шкаф, кровать…стол – мебель.

Заяц, волк, медведь…лиса – животные.

Соловей, ворона, воробей…грач – птицы.

Стакан, блюдце, тарелка…чашка – посуда.

Брюки, рубашка, майка…шорты – одежда.

6.«Четвертый лишний»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например: пальто, куртка, сапоги, рубашка. Лишнее слово сапоги, потому что это обувь. А все остальные слова называют одежду.

кресло, стул, мишка, диван;

волк, собака, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, мак;

зима, апрель, осень, лето;

мама, подруга, папа, бабушка;

самовар, чайник, скатерть, чашка;

огурец, апельсин, мандарин, лимон.

7.«Раз, два, три, быстро слово подбери!»

Взрослый называет слово-действие, а ребенок должен быстро подобрать подходящее слово-предмет. Например:

8.«Раз, два, три, четыре, пять, будем мы слова считать»

9. «Рифма»

Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будете говорить. Например: зверь – дверь; мошка – кошка, коса – коза, речка – печка.

Даже если слова не очень хорошо будут рифмоваться, игра все равно доставит вам массу положительных эмоций.

10.Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы:

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

салат – в салатнице,

11. Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова.

12. Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)

листья падают – листопад,

снег падает – снегопад, вода падает – водопад,

13. Игра «Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.

14. Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)

15. Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении)

Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет: Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.)

Пол бежит по кошке.

Наташа жила у ежика.

Снежная баба лепит Ваню.

Катя ужалила осу. И т. д

Конечно, дорогие наши мамы и папы, это лишь малая часть тех игр, которые вы можете предложить малышу по дороге в детский сад и домой. Но нам очень хотелось, чтобы они помогли вам стать ближе с вашим малышом и дали возможность получать удовольствие от общения с ним. Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но и направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка.

Играйте и не забывайте хвалить своих детей!

Консультация для родителей «Безопасность на дороге!» После того как ваш ребёнок научился ходить рамки его мира значительно расширяются. Выйдя из квартиры, он попадает в родной двор, потом на.

Источник

Речевые игры как средство формирования речевого развития детей дошкольного возраста

Что такое речевые игры. Смотреть фото Что такое речевые игры. Смотреть картинку Что такое речевые игры. Картинка про Что такое речевые игры. Фото Что такое речевые игры Бактыгуль Имангазиева
Речевые игры как средство формирования речевого развития детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.

Толковое, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить еёсмыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.

В начале года было проведено анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка«. Результаты анкетирования дали возможность выявить степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем. (Приложение 1)

Таким образом, тема проекта актуальна тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.

Именно поэтому, целью данного проекта является определение роли игры в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста,в качестве приоритетных задач были выделены следующие:

1. Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей развитию речи у детей дошкольного возраста.

2. Разработать перспективный план работы

3 Создать предметно-развивающую среду.

Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

5. Взаимодействовать с родителями по приобщению детей к развивающим играм.

6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Для детей

1. Способствовать развитию речи как средства общения.

2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.

3. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию речи.

Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи детей, через развивающие игры.

2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка.

— Игровой метод (дидактические игры).

— Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

— Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

К концу учебного года жизни происходят большие изменения в развитии речи детей. Словарь детей значительно обогащается. Сама речь становится более сложной, ребенок начинает пользоваться всеми частями речи, говорить длинными фразами, употребляя предложения. Ввиду того, что речевой аппарат еще не совершенен, ему трудно произносить такие звуки, как «ш», «щ», «ч», «р», «ж».

Речь становится осмысленной, но построение фраз часто бывает неправильным. В речи появляется много слов, которые дети сами изобретают.Например: лопатку называют «копаткой», мороженное «можужу» и т. д.

Дети очень любят слушать коротенькие стихи с простой рифмой про то, что им близко и понятно. Например, когда идет дождь, можно рассказать стишок про дождь, при виде птичек – стишок про птичек и т. д.

Развитию речи способствуют игры, в которых много поводов для разговоров с взрослыми и другими детьми. Такие игры как пальчиковые, подвижные, речевые, лото, разрезные картинки, строительный материал, игры с чудесным мешочком и т. д. Например, в мешке находятся разные предметы и игрушки, которые могут вызвать воспоминания. Хорошо вспомнить о прошлом и говорить, о будущем, связывая настоящее с прошлым и будущим. Например, наблюдая за падающими осенними листьями и голыми деревьями, вспомнить лето,говоря при этом: «А помните, как летом было много зеленых листочков на этом дереве?» или «Помните, здесь была клумба с цветами?», говоря о будущем, рассказать, как малыш будет играть зимой.

Дети 2-3 лет не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приема пищи).

В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат. Например, «Подуй на снежинку», «Подул ветерок».

К концу года ребёнок старается говорить правильно и чётко, как взрослые. Иногда у него это не очень хорошо получается. Развитие речи у ребёнка 3-4 лет довольно слабое. Однако чем дети старше становятся, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребёнок знает и умеет следующие вещи: говорит своё имя, фамилию и отчество; знает имена родственников и друзей; воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию; говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – это посуда; куртка, штаны, футболка – это одежда и т. д.Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит. Повторяет услышанное. Пересказывает мультфильм или сказку. Говорит не только громко, но и тихо. В этом возрасте много детей ещё не умеют составлять рассказы или пересказывать увиденное. Им сложно связывать предложения,допускается много ошибок: не только грамматических, речевых, но и в употреблении падежных окончаний. Произношение у многих детей этого возраста ещё неправильное. Они говорят слова невнятно, отчего их сложно понять. Например, звук «р» дети заменяют на «л», а «ш» на «с». Дети находят взаимозаменяемые звуки, так как хотят, чтобы их понимали окружающие.

Средняя группа

К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. «Сегодня идёт снег, я буду лепить снежную бабу». «Мама сказала, что мы пойдём в зоопарк».

У 4-5-летних дошкольников в речевом развитиипроисходят существенные изменения:

способны не только выслушать просьбу взрослого и понять её, но и легко разговаривать между собой, обмениваясь тем, что слышали или видели, рассуждать, спорить, делать выводы.

В этом возрасте дети уже способны на первые монологи.

в данном возрасте умете связно описать события своей жизни, животных или игрушки, их заменяющие, рассказать о событии, изображённом на картинке, или цепочке событий, представленных на серии картинок.

Ребёнок способен пересказать хорошо знакомый ему текст.

В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях.

Старший дошкольный возраст

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения.В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас.

-Разработанная система помогает повысить уровень развития речи у детей дошкольного возраста через развивающие игры.

-Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком

-Стремление взаимодействовать с родителями

• Картотека развивающих игр.

• Картотека консультаций для родителей.

• Перспективный план работы.

• Обновление развивающей среды.

• Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию речи у дошкольников.

Источник

Речевые игры для детей

Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.

В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

Важность речевых игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению со своими детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком.

Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении.

К таким проблемам относятся:

скудный словарный запас;

недостаточное использование литературных слов и выражений;

проблемы при пересказе прочитанного или услышанного;

недостаточно эмоциональная окраска речи, неумение пользоваться интонацией;

проблемы с дикцией.

Дидактические упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.

Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.

Если вы не знаете, какие игры еще использовать, чтобы заинтересовать ребенка, то предлагаем вам принять участие в интенсиве «100+ новых логопедических игр». Вы получите огромное количество авторских методик и современных игр для запуска и коррекции речи. Подробнее.

Источник

Мастер-класс для воспитателей на тему «Речевые игры. Что это такое и как в них играть?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Речевые игры. Что это такое и как в них играть?»

Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Именно в игре, как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития разнообразных психических свойств и процессов. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. У большинства из них нарушены память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную речь, не делают выводов. Нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Из выше сказанного мы видим, что необходимость проведения речевой коррекции с дошкольниками через игру очевидна.

Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей и опирающийся на особенности их речевых расстройств.

Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с дру-гом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Используя с детьми речевые игры на занятиях, нужно помнить, что игра дол-жна увеличивать мотивацию ребенка к речевому высказыванию, стимулировать накопление и развитие у него речевых навыков. Каждое такое занятие должно носить характер учебно – игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть ярким, запоминающимся, привлекать ребенка, вызывая у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий. Работа должна идти последовательно и постепенно, от простого к сложному. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушением речи, необходимо в течение занятий менять вид деятельности, используя игры с мячом, игры с движением, игры – сказки и др.

В своей работе мне часто приходится использовать речевые игры, которые так же могут применять на занятиях воспитатели детских садов и других детских учреждений.
Все речевые игры условно делятся на игры:

— по формированию правильного звукопроизношения;
— по развитию фразовой речи;
— по формированию навыков словообразования;
— по формированию грамматического строя речи;
— по формированию связной речи.

Цель игр по формированию звукопроизношения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук, то есть автоматизировать и дифференцировать его, что является зачастую длительным периодом. Именно эта проблема, заключающаяся в длительном периоде работы и многократном повторении одного и того же речевого материала, утомляющая ребенка, ставит использование речевых игр во главу угла. Для примера можно привести наиболее полюбившиеся детям игры:

1. Игра «Звуковые шапочки».
(игра для автоматизации звуков Ш, Ж)
Цели:
— четкое изолированное произношение звуков;
— развитие навыков звукового анализа;
— обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов;
— различение речевых и неречевых звуков;
— совершенствование зрительно-моторной координации.

В игре принимают участие двое детей. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки.
По инструкции воспитателя: «Солнышко поднимается, гусь и жук просыпаются», ребята двигаются по комнате, изображая жужжание жука: «жжж»… и шипение гуся: «шшш»… По сигналу колокольчика дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Напри-мер, жук «ле-тит и жужжит». Останавливаясь на цветочке с буквой «А», ребенок произносит слог «жа». Гусь « идет и шипит». Останавливаясь на листочке с буквой «О», он произносит слог «шо».
Игра продолжается до тех пор, пока не будут составлены все возможные слоги.

2. Игра «Логопедическое домино»
(игра для автоматизации звука Р )
Цели:
— автоматизация звука Р, находящегося в словах в разных позициях;
— согласование числительных с существительными в роде;
— развитие звукового анализа слов;
— формирование навыков самоконтроля за собственной речью;
— активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры
Игра проводится по принципу домино. В ней могут принимать участие 2-4 ребенка. Карточки делятся поровну между всеми игроками. Выбрать с помощью считалки того, кто будет начинать игру.
Предложить первому игроку выложить любую из своих карточек и назвать изображенные на ней предметы, например: радуга – ракета. Следующий участник подбирает и выкладывает одну из своих карточек так, чтобы изображения на ней и карточке предыдущего игрока совпали с одной или с другой стороны, например: ракета — гитара.
Если подходящей карточки у игрока нет, то ход передается следующему иг-року. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется ни одной каточки.
Усложненный вариант. «Сколько всего?»
Выкладывая свои карточки, участники игры называют количество изображенных предметов – своих и предыдущего игрока. Например, «одна ракета и одна радуга», «одна ракета, две радуги и одна гитара».

3. Игра «Жадный кот».
(игра на дифференциацию звуков Ш –Ж)

Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в предложении.
Ход игры
Выбирается водящий. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жад-ный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5 – 10 раз слова «тише» и «ближе».
Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.

4. Игра «Спрячу куклу Машу».
(игра на дифференциацию звуков Ш-Ж)

Цель: дифференциация звуков Ш – Ж в тексте.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках полукругом. Ведущий держит в руках куклу и говорит, что кукла Маша сейчас спрячется, а кто-нибудь один из детей будет ее искать. Ребенка, желающего искать куклу, отправляют в другую комнату, а куклу прячут. Ребенок возвращается, дети говорят:

Спрячем куклу Машу,
Спрячем куклу нашу.
Валя к кукле подойдет,
Валя куколку возьмет.
С куклой Машей
Валечка попляшет.
Хлопнем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
Ребенок находит куклу, пляшет с ней, остальные дети хлопают в ладоши.

Целью формирования фразовой речи является обучение детей выделению в предмете свойств, признаков и определению действий, которые предмет может совершать. Именно это и составляет основу для построения высказывания о каком — либо предмете. (Какой это предмет? Что он может делать? Как он это делает?). В дельнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.

Цель: Учить правильному употреблению имен существительных в единственном числе, творительном и родительном падежах.
Оборудование: Любые предметы необходимые в быту (ключ, тарелка, чашка, ложка, платок и др.)
Ход игры

Ребёнку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, чем можно вытереть нос и т.п. Вызванный ребёнок выбирает предмет и строит с ним предложение «Суп едят из тарелки».

6. Составь предложение.

Цель: учить детей правильно склонять существительные (винительный, предложный, творительный падежи).
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры
Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, воспитатель говорит: « Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» Ребёнок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос фразой: «Вова взял с собой санки» или «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Оля стала есть суп ложкой». «Дедушка и Митя собирали в саду яблоки. Куда они клали яблоки?» — «Дедушка и Митя клали яблоки в корзинку». Свой ответ ребёнок сопровождает показом соответствующей картинки.

Формирование навыков словообразования является важной составляющей в расширении и обогащении словарного запаса детей с речевыми нарушениями.
Словарь этих детей отличается бедностью, не дифференцированностью, малым колличеством включенных в речь глаголов и прилагательных. Одну из значительных трудностей представляет усвоение детьми навыка образования относительных прилагательных. Дети часто образуют прилагательные, не свойственные русскому языку: стекловый стакан, мехонная шапка, кожевая перчатка, клюковый сок.
Начинать работу по данной теме лучше с освоения прилагательных, соотне-сенных с продуктами питания (яблочный, рисовый, рыбный и т.д.), так как эти прилагательные наиболее часто употребляются в речи.
В качестве фрагментов воспитательских занятий по развитию речи можно ре-комендовать следующие игры:

Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса.
Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов и ягод, грибов, плакат формата А3, в центре которого пирог, конфеты, банка варенья, мороженое, пастила и т.п. Детям пяти лет даются предметы мужского и женского рода в единственном числе, для более старших добавляются предметы среднего рода и множественного числа.
Ход игры

Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки:
— Что приготовил Винни — Пух для гостей?
— Какой получится у Вини – Пуха сок? (сливовый, грушевый, виноградный и
т.д. ).
— Какая начинка у пирога? (малиновая, вишневая, грибная.)
— Какие конфеты купил Вини – Пух? (шоколадные, сливочные, лимонные.)

Цель: Формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире.
Оборудование: картонные шаблоны в виде кастрюлек с прикрепленными к ним целлофановыми пакетиками, наполненными различными сыпучими продуктами: вермишель, крупы, горох, фасоль.
Ход игры

Логопед раздает детям картонные кастрюльки и приложенные к ним пакетики. Это дает возможность увидеть различные крупы (пшенную, манную), уточнить названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить, сравнить, чем вермишель отличается от макарон, горох от фасоли и т.д.
Затем дети образуют относительные прилагательные: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Образованные прилагательные вводятся в предложения различных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп.», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу.»

Работа по формированию грамматического строя речи тесно связана с рабо-той над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе. Сами же словоформы связываются по законам грамматики. Работая в этом направлении важно обратить внимание как на связь слов (согласование, управление, примыкание), так и на участие в этих связях служебных слов, в том числе и предлогов. Используя в своих занятиях игры по формированию грамматического строя, воспитатель учит правильно строить детей предложно — падежные конструкции, что имеет огромное значение в подготовке ребёнка к школе.

9. Игра «Веселые машинки»

Цель: Обучение детей использованию в речи предлогов и приставочных глаголов.
Оборудование: игровое поле с дорогами, гаражом, мостом и т.д., выполненными способом аппликации. Игрушечные сборные машинки из киндер – сюрприза.
Ход игры
Игру предваряет беседа о дороге, о транспорте. На игровое поле выставляются 5-6 машинок (по количеству игроков). Воспитатель предлагает рассмотреть и описать расположение машин на игровом поле.
Например: за гаражом, под мостом, на горке.
Если дети затрудняются, воспитатель четко произносит нужные фразы, выделяя предлоги, и просит повторить текст.
Игроки меняют местоположение машин и составляют предложения по «требованию» воспитателя. Сигналом остановки служит звук свистка или жест «регулировщика» с игрушечным жезлом.

Цель: Учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Оборудование: Мяч.
Ход игры
Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое – либо действие этого животного.
Например: Корова – мычит.
Лягушка – квакает.
Кошка – мяукает.
Волк – воет.
Собака — лает и т.п.
Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.
Например: Врач – лечит.
Художник – рисует.
Повар – варит.
Пожарник – тушит.
Плотник – строгает и т.п.
Ведущий называет имя ребёнка. Поймавший мяч называет какое — либо дей-ствие его.
Например: Ваня – катается.
Маша – играет.
Коля – прыгает.
Света – бегает и т. д.

Игры по формированию связной речи проще всего начинать с игр – инсцени-ровок в форме диалогов, т.к. они быстро вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т.д. В ходе инсценировок лексический материал повторяется, закрепляется, активизируется. Попутно уточняется и расширяется значение слова, дается представление о его переносном значении.
Особенно хорошо речевой материал помогают отрабатывать логосказки. Для их постановки подходят различные виды театров с использованием фигурок на фланелеграфе, на песке, просто на столе (дети любят манипулировать этими персонажами и с большим удовольствием вспоминают содержание диалога или рассказа). Логосказки, безусловно, способствуют формированию связного высказывания, расширению словарного запаса, социально – эмоциональному развитию, а так же воспитывают любовь к людям, природе, животному миру.
Декорациями могут служить объемные ширмы, минимакеты, дидактические пособия: сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, развивающие настольные игры, кубики с сюжетами сказок.
Составление рассказа или сказки по серии сюжетных картинок является одним из первых разделов в формировании связной речи. По ним легко устанавливается последовательность действий.
Составить связный рассказ по сюжетной картинке гораздо труднее. Поэтому сначала надо учить детей рассматривать картинку, отмечать детали, далее уточняется словарь по теме предложенной картинки, формируются понятия, закрепляются значения слов. После этого воспитатель должен направить внимание детей на действия персонажей и помочь им составить рассказ или сказку.

Отдельно хочется остановиться на логоритмических упражнениях, которые так же представляют большой интерес для воспитателей. Эти упражнения в стихотворном варианте с сопутствующими движениями можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки. Логоритмические упражнения носят разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения. Стихи соотносятся с движением руками, ногами, туловищем с ритмом речи. В таких упражнениях обязательно есть сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения и воспитывает у детей понимание логической связи между текстом и движением. Совместные действия со сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом. В этих упражнениях содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.
В качестве примера привожу логоритмические игры — упражнения:

1. Игра «Весёлый ручеёк»

Ручеёк в лесу бежал
И зайчонка повстречал.
Тра-та-та, тра-та-та (дети ритмично постукивают)
Лапками по пню стучал. (ладонями по ногам).
Ручеёк зайчонку вторит:
-Дзынь, дзынь, дзынь, (ритмично « выбрасывают»)
-Дзынь, дзынь, дзынь. (пальцы из сжатого кулака)
Колокольчик их услышал:
-Динь, динь, динь, (ритмично покачивают головой)
-Динь, динь, динь.
Белочка спустилась с ветки
И орешками – хрум, хрум. (ритмично щелкают пальцами)
Тук –тук – тук –с берёзы дятел. (постукивают кулачком о кулачок)
Ах, какой поднялся шум.

2. Игра «Надоедливые мухи»

Использованный источник: Материал был разработан на основе творчески переработанного материала из интернета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *