Что такое речевые звенья

речевое звено

Смотреть что такое «речевое звено» в других словарях:

речевое звено — кратчайшая знаменательная часть фразы, выделяемая ритмико интонационны ми средствами. В качестве отдельных речевых звеньев обычно выступают синтагмы и ритмические группы … Толковый переводоведческий словарь

речевой такт — (речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного… … Словарь лингвистических терминов

Выготский — Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Российская империя … Википедия

Лев Выготский — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 17 ноября, 1896 Место рождения: Орша, Беларусь Дата смерти: 11 июня, 1934 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера … Википедия

Лев Семенович Выготский — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 17 ноября, 1896 Место рождения: Орша, Беларусь Дата смерти: 11 июня, 1934 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера … Википедия

Лев Семёнович Выготский — Дата рождения: 17 ноября, 1896 Место рождения: Орша, Беларусь Дата смерти: 11 июня, 1934 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера … Википедия

Опережающее обучение — Опережающее обучение вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… … Википедия

Инсульт — I Инсульт Инсульт (позднелат. insultus приступ) острое нарушение мозгового кровообращения, вызывающее развитие стойкой (сохраняющейся более 24 ч) очаговой неврологической симптоматики. Во время И. происходят сложные метаболические и… … Медицинская энциклопедия

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая мозговую организацию психических процессов. Нейропсихология основана на наблюдении и экспериментах, которые проводятся в клиниках и лабораториях. К числу экспериментальных методов относятся электрическая стимуляция мозга и… … Энциклопедия Кольера

Выготский, Лев Семёнович — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Могилёвская губерния, Российская империя Дата … Википедия

Источник

речевое звено

Смотреть что такое «речевое звено» в других словарях:

речевое звено — То же, что речевой такт … Словарь лингвистических терминов

речевой такт — (речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного… … Словарь лингвистических терминов

Выготский — Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Российская империя … Википедия

Лев Выготский — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 17 ноября, 1896 Место рождения: Орша, Беларусь Дата смерти: 11 июня, 1934 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера … Википедия

Лев Семенович Выготский — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 17 ноября, 1896 Место рождения: Орша, Беларусь Дата смерти: 11 июня, 1934 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера … Википедия

Лев Семёнович Выготский — Дата рождения: 17 ноября, 1896 Место рождения: Орша, Беларусь Дата смерти: 11 июня, 1934 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера … Википедия

Опережающее обучение — Опережающее обучение вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… … Википедия

Инсульт — I Инсульт Инсульт (позднелат. insultus приступ) острое нарушение мозгового кровообращения, вызывающее развитие стойкой (сохраняющейся более 24 ч) очаговой неврологической симптоматики. Во время И. происходят сложные метаболические и… … Медицинская энциклопедия

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая мозговую организацию психических процессов. Нейропсихология основана на наблюдении и экспериментах, которые проводятся в клиниках и лабораториях. К числу экспериментальных методов относятся электрическая стимуляция мозга и… … Энциклопедия Кольера

Выготский, Лев Семёнович — Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Могилёвская губерния, Российская империя Дата … Википедия

Источник

Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.

Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.

Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска. Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.

Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.

Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.

Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.

Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.

В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.

Сильное выразительное средство языка – противопоставление. Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение. Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».

На противопоставлении построены многие пословицы:

«Ученье свет – неученье тьма»;

«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.

Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.

Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:

(А.С.Пушкин «Египетские ночи»).

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению. Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.

Задание:

Прочтите примеры, выделите в них противопоставляемые явления и передайте это в чтении вслух.

Пример 1.

Лаура

Приди – открой балкон.

Как небо тихо;

Недвижим теплый воздух, ночь лимоном

И лавром пахнет, яркая луна

Блестит на синеве густой и темной,

И сторожа кричат протяжно: «Ясно!…»

А далеко на севере

– в Париже –

Быть может, небо тучами покрыто,

Холодный дождь идет и ветер дует.

(А.С.Пушкин «Каменный гость»)

Борис

… Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл,

в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы –

Они ж меня,

беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд:

Ищи ж ее любви.

(А.С.Пушкин «Борис Годунов»)

Как правило, выделяется логическим ударением и сравнение (то, с чем сравнивается явление), так как оно позволяет очень точно раскрыть сущность явления, нарисовать образ:

… Он, местью пламенея,

Достиг обители злодея.

Уж витязь под горой стоит,

Призывный рог, как буря, воет,

Нетерпеливый конь кипит

И снег копытом мощным роет.

Князь Карлу ждет.

Внезапно он

По шлему крепкому стальному

Рукой незримой поражен;

Удар упал, подобно грому…

(А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

Задание:

Внимательно прочтите примеры, найдите в них сравнения и при чтении вслух выделите их.

Пример 1.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта, простодушна,

Как поцелуй любви, мила;

Глаза, как небо, голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан

Все в Ольге… Но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет…

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Пример 2.

«Масса ворочалась, гудела, волновалась, словно огромный шерстистый зверь – тысячелапый, тысячеглазый, податливый, как медведь-мохнач».

(Д.Фурманов «Чапаев»).

Когда в рассказе появляется новое понятие, оно также выделяется логическим ударением. Так, логическое ударение падает на имя, впервые появившееся в произведении:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Когда герои впереди уже названы, при дальнейшем упоминании нет надобности их особо выделять:

По деревне ехал царь с войны.

Едет – черной злобой сердце точит.

Слышит – за кустами бузины

Девушка хохочет.

Грозно брови рыжие нахмуря,

Царь ударил шпорами коня,

Налетел на девушку, как буря,

И кричит, доспехами звеня…

(М.Горький «Девушка и смерть»)

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

При наличии определяемого слова (существительного) и определения (прилагательного) и обычном порядке слов (прилагательное перед существительным) выделяется обычно определяемое слово:

«зимняя вьюга», «темная ночь», «симпатичный человек».

Когда в предложении использована инверсия (обратный порядок слов), выделяется определение:

«человек симпатичный, да малознающий».

Если понятие представляет собой существительное с определением, выраженным тоже существительным в родительном падеже (т.е. мы имеем так называемое «несогласованное определение»), то логическое ударение падает на определение:

«брат жены», «дом соседа», «книга сестры».

Логическим ударением обычно не выделяется местоимение. Только в случае противопоставления или при особой смысловой нагрузке делается исключение:

В наши вагоны

На нашем пути

Наши

Грузим

Дрова.

(В.В.Маяковский «Хорошо»)

При сочетании глагола с наречием ударение падает на наречие:

«Стало тихо»; «Вьюга бушевала непрерывно».

Однако, учитывая эти общие закономерности речи, нельзя соблюдать их механически. При определении важных по смыслу слов надо сначала выяснить их значимость по отношению ко всему тексту.

Не следует перегружать фразу большим количеством одинаковых по силе ударений, так как это делает речь однообразной, монотонной.

Передавая каждую фразу в логической связи с предыдущим текстом, продумывая перспективу развития мысли, мы заранее рассчитываем силу голоса и намечаем интонационный рисунок текста: видим, где нужно оставить «резерв» для усиления голоса, а где усилить его максимально.

Постоянные упражнения вырабатывают навыки грамотной передачи авторского текста, донесения до учащихся существа авторской мысли. Эта работа нужна будущему учителю так же, как упражнения по правописанию в школе.

Источник

Речь актера. Логическая пауза и ударение

Что такое логическая пауза и ударение?
Какое значение имеют они в речи?

Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли.

Они называются «логическими паузами»; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном».

В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова.

Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого.

Возьмем, например, такую фразу:

«В каждом произведении сценического искусства существует как бы несколько смысловых слоев»
(Г.Бояджиев «Душа театра»).

В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой).

В более распространенном простом предложении и, тем более,
в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее:
надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения.

Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения.

Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность.
Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.

Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.

В каждом речевом (логическом) звене слова группируются вокруг главного слова. Такое слово называется «ударным», так как произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.

Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.

Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.

Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска.

Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.

Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.

Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.

Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.

Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.

В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.

Сильное выразительное средство языка – противопоставление.

Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение.

Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».

На противопоставлении построены многие пословицы:
«Ученье свет – неученье тьма»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.

Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.
Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению.

Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова.

Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями).

В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.

Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными.

Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ‘.

Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами
обозначается одной вертикальной чертой — |,

более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||.

И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.

Вот как можно расставить в тексте логические паузы:

«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества. || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77—78.).

Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении.

Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов.

Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд».

Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию, как «орудие» которым ведется конфликт к победе».

Источник

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Обучение выразительному чтению: темп, ритм, интонация

Что такое речевые звенья. Смотреть фото Что такое речевые звенья. Смотреть картинку Что такое речевые звенья. Картинка про Что такое речевые звенья. Фото Что такое речевые звенья

Что такое речевые звенья. Смотреть фото Что такое речевые звенья. Смотреть картинку Что такое речевые звенья. Картинка про Что такое речевые звенья. Фото Что такое речевые звенья

Выразительное чтение (ВЧ) – один из эффективных методов раскрытия художественных достоинств текста. Оно развивает ум, вкус, чувство и воображение школьника, базируется на единстве эмоционального и логического начал. При чтении возникает эмоциональное переживание, которое углубляется при логическом осмыслении, постижении авторского замысла.

Словесное действие

Главная задача устной речи заключается в том, чтобы оказывать на слушающих определённое воздействие, убеждать в чём-то, заставить думать и чувствовать так, как этого хочет говорящий.

«Полное продуктивное целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть, в речи! Говорить – значит действовать!» – писал К. С. Станиславский. Это очень важная мысль для эстетического воспитания.

Итак, первая задача читающего: поставить действенную исполнительную задачу, определив сквозное действие стихотворения или фрагмента текста.

Какие могут быть сквозные словесные действия?

Ассоциации

Для реализации целенаправленного словесного действия решающее значение имеют яркие видения и ассоциации.

Что такое речевые звенья. Смотреть фото Что такое речевые звенья. Смотреть картинку Что такое речевые звенья. Картинка про Что такое речевые звенья. Фото Что такое речевые звенья

Задание к стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора»

Этапы действенного анализа стихотворения или фрагмента текста

Работа над интонацией

Надо учить читать сдержанно и просто.

Интонация в выразительном чтении – это одна из сторон речи, способствующая активному, действенному общению читающего со слушателями. Именно интонация способствует наиболее точной и ясной передаче авторской мысли.

Компоненты интонации:

«Пришла» – это неполное предложение можно произнести со многими оттенками: радостно, ласково, неуверенно, негодующе, заискивающе, удивлённо, тихо, громко, спокойно, быстро, медленно, с укоризной и т. д.

Задание: попросите ребят произнести это предложение с разной интонацией, чтобы они почувствовали богатство русской речи, в которой
интонация играет очень важную роль.

Упражнения:

1. Интонация конца предложения (.) – голос вниз; интонация вопросительного предложения (?) – голос вверх; интонация восклицательного предложения (!) – голос вверх.
2. Однородные члены предложения: на каждый член предложения падает логическое ударение, после каждого члена предложения – пауза. (Проказница Мартышка,/Осёл,/ Козёл/ да косолапый Мишка / затеяли сыграть квартет.)
3. Интонация выделения – / пауза, голос вверх, пауза /. (Море, / лениво вздыхающее
у берега, / уснуло и неподвижно вдали.) Используется при обособлении.
4. Интонация противопоставления. Первая часть предложения – голос вверх, долгая пауза, к концу второй части голос понижается. (Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.) Противопоставление двух частей достигается логическим ударением на антонимах. (Любишь кататься – люби и саночки возить.)
5. Вводные слова и предложения – ускоренное чтение всего предложения.
6. Обращение: 1) в начале предложения: логическое ударение и пауза (Друзья мои,/ прекрасен наш союз!); 2) в середине предложения – логическое ударение, пауза после обращения (Не шуми ты, рожь, / спелым колосом.); 3) в конце предложения – пауза перед обращением, логическое ударение (Чего тебе надобно, / старче?).
7. Интонация пояснения используется там, где есть знак «двоеточие»: в сложном бессоюзном предложении к концу первого предложения голос понижается, долгая пауза.

Интонацию можно графически изобразить на пунктуационных схемах. Например, интонационная схема при обращении; О, /….

Прежде чем изучать знаки препинания в предложениях, надо научить учащихся правильной интонации.

Речевые звенья, логическая пауза

Наша речь всегда разделена остановками (паузами) на группы слов, связанных между собой по мысли – это речевые звенья, а паузы между ними – это логические паузы.

Речевые звенья, как правило, определяют знаки препинания, но не всегда.

Логическое ударение

Что такое речевые звенья. Смотреть фото Что такое речевые звенья. Смотреть картинку Что такое речевые звенья. Картинка про Что такое речевые звенья. Фото Что такое речевые звенья

Темп и ритм

Темп и ритм – это скорость чтения. Они могут быть ускоренными и замедленными.
Это зависит от идейного замысла. («Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, крики, скрежет…» – динамика действия передаётся ускоренным чтением.

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь поля и горы полные воды свои…» – величественная красота природы передаётся замедленным чтением.) Темп рождается в результате правильной эстетической оценки текста. Темп и ритм связаны между собой и определяют музыкальность стиха.

Задание-практикум для учащихся

Изобразить графически интонацию и объяснить свой выбор:

Воля / и труд человека / дивные дива творят.
Истинное воспитание / состоит не столько в правилах, / сколько в упражнениях.
Глупость / и гордыня / растут на одном дереве.
Я выглянул в окно: // кругом был мрак / и вихорь.
Утомлённый ходьбой по болоту, / я присел на пень.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *