Что такое реестр на зарплату
Зарплатный проект
В Бухгалтерии появился зарплатный проект: теперь в сервисе есть реестр зарплат. Бухгалтеру больше не нужно вручную формировать реестр для передачи в банк и добавлять лицевые счета в карточки сотрудников.
Читайте в новости, как подключить зарплатный проект и выгружать реестр зарплат.
Для чего нужен зарплатный проект
Зарплатный проект — это банковский продукт, который упрощает работу бухгалтера. Если у компании подключен этот продукт, бухгалтеру не нужно формировать платежки для выплаты зарплаты (аванса, отпускных) каждому сотруднику или выплачивать деньги через кассу. Достаточно сформировать реестр зарплат и отправить его в банк, а банк сам перечислит деньги на карты работников.
До сих пор в Бухгалтерии не было реестров на открытие счетов в банке по зарплатному проекту и на перечисление зарплаты сотрудникам — бухгалтеру приходилось создавать их вручную. Теперь реестры формируются автоматически — это экономит время бухгалтера и избавляет от возможных ошибок.
Обратите внимание! Зарплатный проект в Контур.Бухгалтерии запускается в тестовом режиме. Если появятся трудности с выгрузкой и формированием реестра зарплат, обязательно обращайтесь в техническую поддержку, мы постараемся быстро исправить возникшие ошибки.
Как подключить зарплатный проект
Чтобы подключить зарплатный проект в сервисе, выполните следующие действия:
Шаг 1. Заполните реквизиты счета зарплатного проекта:
Выберите пункт Реквизиты и настройки → Реквизиты организации → Рублевые счета.
Найдите раздел «Счет зарплатного проекта» (ниже расчетных счетов организации). Заполните данные о счете из договора о зарплатном проекте между организацией и банком. Нажмите кнопку “Сохранить”.
Шаг 2. В карточке сотрудника укажите способ выплаты «На карту зарплатного проекта». Для этого на вкладке «Сотрудники» выберите сотрудника и перейдите на вкладку «Личные данные».
В поле «Способ выплат» выберите из выпадающего списка «На карту зарплатного проекта». В поле «Номер счета по зарплатному проекту» введите лицевой счет сотрудника по зарплатному проекту и нажмите «Сохранить».
Зарплатный проект подключен. Теперь вы можете формировать зарплатные реестры и предоставлять их в банк.
Как выгрузить реестр зарплат
Чтобы сформировать реестр для выплаты заработной платы сотрудникам, создайте платежное поручение и скачайте реестр зарплат. Для этого выберите пункт Документы → + Добавить документы → Исходящее п/п.
В исходящем платежном поручении выберите операцию «70-51 Перевод зарплаты на счета работников» или «70-51 Перевод аванса на счета работников» или «70-51 Перевод отпускных».
Выберите вкладку «По зарплатному проекту».
Если хотите проверить правильность реестра зарплат перед отправкой в банк, воспользуйтесь нашей инструкцией.
Что такое реестр на зарплату
ЦБ: как с 01.06.2020 заполнять реестр на зарплату, из которой были удержания
Что нужно делать клиентам
ЦБ РФ выпустил официальное письмо от 09.06.2020 № 45-1-2-ОЭ/8360 с разъяснениями о том, как информацию о произведенных удержаниях нужно отражать в расчетном документе (реестре) при выплате зарплаты и иных платежей должникам.
Напомним, что вопрос возник связи с новым порядком оформления платежных документов, который мы подробно описали в статье «Платежное поручение на перечисление заработной платы на карту с 1 июня 2020 года: образец».
Если с заполнением отдельной платежки всё было достаточно ясно, то по общему реестру (который используют очень многие работодатели) оставались неясности. Например, как нужно и нужно ли вообще отражать в реестре на заработную плату в банк удержания по исполнительным листам?
В письме № 45-1-2-ОЭ/8360 Банк России дал ответ:
Что должен обеспечить банк
Чтобы клиенты формировали реестры на выплаты в соответствии с требованиями законодательства, банки должны обеспечить такую возможность.
Поскольку единой формы реестра нет и обычно она своя в каждом банке, каждое банковское учреждение обязано проинвентаризовать используемую форму реестра на предмет выполнения правил, на которые указал Банк России в письме № 45-1-2-ОЭ/8360.
Это касается как бумажных форм реестра, так и электронных, которые находят все более широкое применение.
Что такое реестр на зарплату
Нет. Зачисление денежных средств в рамках зарплатного проекта возможно только на счета, открытые в Сбербанке.
В соответствии с условиями договора.
Если у вас есть счёт в филиале, где вы заключали зарплатный договор и есть согласие на списание платы за услуги банка, комиссия списывается с вашего счёта автоматически в день формирования банком указанной платы.
В остальных случаях комиссия оплачивается на основании счёта, выставленного банком. Сроки оплаты определены условиями договора.
В рабочие дни: в регионе, где был заключён договор, ежедневно (в т.ч. по выходным и
праздничным дням) с 7:00 до 23:30, в других банках — с 7:00 до 22:30. Подробнее можно узнать по ссылке.
С помощью Сбербанк Бизнес Онлайн. Создайте зарплатный реестр — укажите информацию о выплате, добавьте сотрудников и суммы зачислений. Затем подпишите реестр и отправьте в банк. Пошаговая инструкция — в разделе Помощь по Сбербанк Бизнес Онлайн.
Нет, нельзя. Один реестр — одно платёжное поручение.
Мы составили 7 основных рекомендаций по оформлению реестров и расчётных документов к ним.
Основные рекомендации по оформлению реестров и расчётных документов к ним
1. Используйте средства на расчётном счёте в Сбербанке
Вы можете дать разрешение банку на списание с расчётного счёта сумм по реестрам. Тогда вам не придется самостоятельно формировать платёжные поручения — банк оперативно сделает это за вас.
2. Указывайте вид выплаты в реестре
При формировании реестра в Сбербанк Бизнес Онлайн вам необходимо выбрать Вид зачисления (заработная плата, пособие на детей или другое). Тогда в выписке по расчётному счёту организации будет указан вид выплаты, получатель получит соответствующее СМС‐уведомление, а в выписке по своему счёту он увидит сумму с соответствующим пояснением.
Выплаты по зарплате положительно влияют на кредитный потенциал получателя. От вида выплаты зависит также стоимость операции зачисления.
! Если с получателя выплаты по исполнительному производству должна быть взыскана определенная сумма, то размер взыскания напрямую зависит от того, какие именно средства поступили на счёт получателя. Поэтому важно указать, что производится выплата алиментов или других иммунитетных средств, в соответствии с требованиями Федерального закона Об исполнительном производстве.
! Если выплата осуществляется на номинальный счёт (см. ст. 37 ГК), то по условиям такого счёта некоторые виды выплат не могут быть на него зачислены.
! Для некоторых видов выплат при проведении валютной операции по реестру могут потребоваться дополнительные подтверждающие документы, поэтому использование их в валютных операциях по реестрам не предусмотрено.
3. Обратите внимание на реквизиты получателя
Получателем средств для распределения по реестру является банк. В платёжном поручении к реестру в реквизите Счёт получателя должен быть указан корреспондентский счёт банка, который можно найти на сайте банка или в договоре. В наименовании получателя указывается название подразделения банка, с которым заключён зарплатный или социальный договор.
4. Обратите внимание на суммы документов
Суммы платёжного поручения к реестру и самого реестра должны совпадать.
5. Обратите внимание на номера реестра и договора
Важно корректно указать вид выплаты, номер реестра должен быть указан вместе с ключевым словом. Банк быстро разберётся, какой именно реестр соответствует этому платёжному поручению. Номер действующего договора нужно указать без пробелов и в форме, понятной любому человеку или компьютерой программе.
Рассмотрим правильный пример для реестра №123 по заработной плате, где зелёным цветом выделен текст, на который нужно обратить особое внимание.
Выплата зарплаты за февраль 2019 по реестру 123 по договору 12345678 от 12.12.12 на банковские счета работников
6. Используйте (скобки)
Если вам необходимо, чтобы при возврате частично не зачисленной суммы по реестру (при наличии расхождений ФИО получателей, закрытых счетов и т.п.) в расчётном документе сохранилась часть текста исходного документа, то укажите нужную информацию в круглых скобках в начале текста назначения платежа:
(л/c 12345678910) Выплата зарплаты за февраль 2019 по реестру 123 по договору 12345678
Возврат в этом случае будет выглядеть так:
(л/c 12345678910) Возврат по реестру 123 по договору 12345678
7. Оформляйте валютные операции правильно
Если ваша организация осуществляет выплаты на счета физических лиц-нерезидентов или является нерезидентом, то при составлении платёжных поручений в назначении платежа перед текстом должен быть указан код вида операции в формате
Например, назначение платежа при выплате заработной платы может выглядеть так:
Перед обработкой реестра банк проверяет код вида операции. Если он соответствует виду выплаты (зачисления), указанному в реестре, то зачисление на счета получателей будет проведено успешно. В ином случае потребуются исправления в назначение платежа или указание другого вида выплаты в реестре и повторное отправление их в банк.
Если по договору за вас формирует платёжные поручения к реестрам банк, то в выписке по счёту организации списание средств по реестру будет отражено с указанием в назначении платежа такого кода вида операции, который соответствует выбранному вами виду зачисления в реестре. Не все виды выплат в этом случае допускается выбирать в реестрах.
Если ваша организация не является бюджетной или кредитной, получатели-резиденты и нерезиденты должны быть указаны в разных реестрах.
Порядок перечисления зарплаты на банковскую карту
Подготовка к работе по зарплатному проекту
Перечислять заработную плату на банковскую карту работника работодатель имеет право только при наличии его согласия и строго на указанные работником реквизиты (ст. 136 ТК РФ).
Как соблюсти все нормы трудового законодательства в этом вопросе?
Подробнее о составляющих частях положения об оплате труда вы можете узнать здесь.
Многие банки производят бесплатный выпуск пластиковых карт при подключении к зарплатному проекту или осуществляют его на льготных условиях. В любом случае расходы на выпуск карт и последующие транзакции денег для зачисления заработной платы будут существенно меньше расходов на ее выдачу через кассу предприятия, поскольку исключают комиссию за выдачу денежных средств на выплату заработной платы, расходы на транспортировку денег до кассы предприятия, а также снижают занятость кассира предприятия или вовсе исключают эту ставку.
Как правило, организации выгоднее присоединить принятого сотрудника к текущему зарплатному проекту, затратив средства на выпуск карты, чем создавать реестр и перечислять индивидуально ему выплаты в сторонний банк. Но отказать работнику в перечислении выплат на карту в любом выбранном им банке работодатель не вправе (ст. 136 ТК РФ, ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).
Навязывать работнику банк для получения заработной платы категорически запрещено. За это предусмотрены штрафы от 10 000 руб. на должностных лиц и до 100 000 руб. на юрлицо. Подробнее о санкциях за навязывание зарплатного банка вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Подача документов в банк для подключения организации к зарплатному проекту
В большинстве случаев банком, с которым организация намерена заключить соглашение о зарплатном проекте, является тот, где она имеет расчетный счет. Для своих клиентов банк не только делает льготы при выпуске карт, но и снижает комиссию на перевод средств или предлагает иные выгодные условия. Сторонние же банки, не получая текущей выгоды от клиента, будут стремиться получить прибыль из расходов по проекту.
В зависимости от политики банка процедура подачи документов может быть несколько различной, но основной список документов везде примерно одинаков:
Помимо указанных бумаг банк может затребовать копии учредительных документов, штатное расписание, альбом подписей доверенных лиц и т. д.
ВАЖНО! Стоит помнить, что передача в банк информации о сотрудниках попадает под действие закона «О защите персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, поэтому, чтобы не возникало спорных ситуаций у организации со своими сотрудниками, необходимо собрать с них согласие на обработку персональных данных и передачу их в банк.
После передачи указанных документов с банком заключается договор на подключение организации к зарплатному проекту, производится выпуск пластиковых карт для сотрудников, а фирма получает специальное программное обеспечение для формирования зарплатных реестров.
В реестре обязательно должны отражаться следующие данные:
С 01.06.2020 в расчетных документах на выплаты работникам нужно указывать один из трех кодов дохода. В платежном поручении для этого задействован реквизит 20 «Наз. пл». Указывать соответствующий код нужно и в реестре, банк должен давать такую возможность.
Подробная информация о работе с кодами доходов есть в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Обзор.
Реестр должен быть подписан уполномоченными лицами организации и иметь оттиск печати. Форма реестра устанавливается каждым банком самостоятельно и согласовывается при подписании договора на подключение к зарплатному проекту.
Порядок представления и заполнения зарплатного реестра и платежек установлен пп. 1.17, 1.19, 1.26, приложением 1 к положению ЦБ РФ от 29.06.2021 № 762-П.
Большинство банков используют специальное программное обеспечение для составления и отправки реестра, что позволяет сократить время составления самого реестра и не допустить опечаток в реквизитах.
Правила документооборота требуют, чтобы организация предоставляла в банк 2 реестра на перечисление заработной платы, но при наличии электронного документооборота между банком и организацией, как правило, в этом нет необходимости.
В платежном поручении в поле «Получатель» указывается банк, а в назначении платежа – номер и дата реестра.
ВАЖНО! Большинство банков для проведения расчетных операций по перечислению заработной платы открывают дополнительные счета, поэтому при составлении платежного получения надо проверить правильность указания «зарплатного» счета.
Этот пункт важен для организаций, передающих реестры на выплату заработной платы в банк на бумажном носителе, потому что без отметки об исполнении реестр считается неисполненным, а заработная плата – неперечисленной. Если же реестр отправляется в банк через специальную программу, то после зачисления заработной платы сотрудникам в программе приходит уведомление и реестр отражается как «Исполненный».
Важные нюансы
Перечисление зарплаты на банковскую карту сотрудника обязывает не позднее следующего операционного дня произвести уплату НДФЛ: так как выплата денежных средств на карту является их фактической выдачей, отсутствие перечисления подоходного налога – прямое нарушение положений п. 6 ст. 226 НК РФ.
В случае если в трудовом договоре указан данный пункт и присутствует заявление от работника с просьбой перечисления заработной платы третьим лицам, организация имеет право выполнить данную операцию (ч. 5 ст. 135 ТК РФ). Это могут быть, например, перечисления в банки (в счет погашения кредитов), физическим лицам (займы, взаиморасчеты). Для корректности проведения данной операции заявление работника должно содержать следующую информацию: получатель, платежные реквизиты, назначение платежа, сумма (удобнее, чтобы сумма формировалась как процент от начисленной зарплаты) и срок, в течение которого должны производиться выплаты.
Итоги
Перечисление зарплаты на банковскую карту имеет свои преимущества. Для бухгалтерии выдача заработной платы наличными – это всегда дополнительные временные затраты: составление ведомостей, отсчет и выдача денежных средств, депонирование сумм заработной платы для сотрудников, по каким-либо причинам не явившихся за ней. Переход на безналичную форму оплаты труда не только упростит процедуру выдачи заработной платы, но и сделает ее более комфортной для сотрудников и понятной для проверяющих органов.
Первичные документы по учету заработной платы
Документы по зарплате требуются для документального подтверждения соответствующих расходов, поэтому оформляются они с особой тщательностью. Какие документы обязательно оформлять при расчете заработной платы? Можно ли использовать электронные документы при расчете с сотрудниками и какие именно? Ответим на эти вопросы в статье.
Нормативная база по первичным документам
Правила составления первичных документов
Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда
В форму Т-12 вносятся данные о фактически отработанном и неотработанном времени на основании больничных, справок, заявлений, приказов.
На титульном листе указывается наименование организации, дата составления и номер документа, отчетный период и коды для обозначения отработанного и неотработанного времени в таблице учета.
Раздел 1 «Учет рабочего времени» состоит из 17 столбцов и предназначен для отражения информации о явках и неявках на работу за один календарный месяц. Заполняется по каждому работнику: его Ф. И. О., табельный номер, далее по числам месяца в столбцах 4 и 6 в верхней строке указывается код, обозначающий явку на работу или причину неявки, в нижней строке — количество отработанных часов в этот день, сверхурочные часы отмечаются через дробь. Столбцы 5 и 7 предназначены для отражения суммы дней посещений и фактически отработанных часов за каждые полмесяца. В графах отсутствующих чисел месяца проставляют знак «Х».
По правилам можно заполнять клетки как всех дней месяца, так и только дней, отличных от обычного рабочего дня (отпуск, больничный), оставляя клетки обычного рабочего дня пустыми.
Раздел 2 «Расчет с персоналом по оплате труда» состоит из двух страниц. Третья страница табеля предназначена для отражения каждого вида выплат за месяц по каждому работнику.
Четвертая страница табеля обобщает информацию о явках на работу по организации в целом на каждый день месяца. Скачайте пример заполнения формы Т-12.
Форма Т-13 представляет собой только титульный лист и раздел 1 по учету рабочего времени формы Т-12. Тогда предполагается, что бухгалтер ведет учет зарплаты в других регистрах.
Платежно-расчетная ведомость
ВАЖНО! Отражать суммы начисленной зарплаты необходимо только в унифицированных формах.
Как видно из названий, форма Т-49 является объединением форм Т-51 и Т-53, поэтому бухгалтер составляет или одну расчетно-платежную ведомость, или расчетную ведомость и платежную ведомость.
Расчетно-платежная ведомость применяется для расчета и выплаты заработной платы наличными из кассы предприятия. Она содержит номер и дату составления, подписи руководителя и главного бухгалтера, общую сумму выплаты всем работникам, а также начальную и конечную даты выдачи заработной платы из кассы — этот срок равен пяти рабочим дням.
Ведомость содержит сведения о табельном номере, должности, тарифной ставке и отработанных часах каждого работника. Бухгалтер вносит в нее все начисленные суммы по всем видам оплат, а также все удержания за тот период, за которой выплачиваются денежные средства работнику. Это может быть либо аванс, либо заработная плата, либо отпускные и так далее.
В конец ведомости вносят сведения о выплаченной и депонированной (если такая есть) сумме, подпись ответственного лица и номер расходного кассового ордера, по которому была произведена выплата.
Крайняя правая колонка заполняется работниками организации, где они ставят свою подпись в подтверждение получения денежных средств из кассы. Неполученные в пятидневный срок суммы депонируются.
Платежная и расчетная ведомости
Если бухгалтер ведет расчет заработной платы в ином регистре, можно составлять лишь платежную ведомость.
В начале платежной ведомости нужно указать дату поступления денежных средств в кассу для выдачи их работникам и дату окончания выдачи.
В платежной ведомости по форме Т-53 отражены суммы выплат каждому работнику, их расписка в получении указанной суммы, а также в конце ведомости — общая выплаченная и депонированная сумма, а также номер расходного кассового ордера на выплату заработной платы, образец по ссылке.
Если бухгалтер использует в своей работе ведомость по форме Т-53, ему необходимо составлять реестр выписанных ведомостей по форме Т-53а, куда вписывается порядковый номер платежной ведомости и выплаченная по ней сумма. Реестр составляется на один календарный год. Здесь пример заполнения ведомости.
Лицевые счета работников
Ежемесячно бухгалтер вносит в лицевой счет данные о количестве отработанного сотрудником времени, о начисленных ему суммах по всем видам выплат, обо всех удержаниях из заработной платы, данные о больничных листах.
В последних столбцах содержатся сведения о конечной сумме к выплате за каждый месяц, а также о задолженности перед работодателем или наоборот, перед работником.
Расчетные листки
Расчетный листок не имеет регламентированной формы, поэтому организация должна самостоятельно разработать ее, основываясь, например, на формах Т-12 или Т-51. Или создать полностью свою форму, которую следует закрепить в учетной политике. В расчетном листке обязательно должны быть указаны все части заработной платы: оклад, премия, надбавки, бонусы, выплаты по больничным листам и так далее. Необходимо указать все удержания: НДФЛ, алименты, штрафы и прочее. В итоге должна получиться сумма к выплате, которую работник и получает на руки вместе с расчетным листком.
Расчетный листок по согласованию с сотрудником может быть выдан как в бумажном виде, так и в электронном, путем пересылки на электронную почту работника.
Зарплатный проект
Чтобы получить заработную плату на банковскую карту, работник должен написать заявление об этом и приложить к нему реквизиты карты для перечисления денежных средств.
Если же организация заключила договор с кредитной организацией о зарплатном проекте, то работник подписывает заявление о выпуске карты в рамках этого проекта или же пишет заявление с приложением реквизитов уже имеющейся у него карты.
В случае если работник не желает получать заработную плату на карту, он не подписывает никаких заявлений и продолжает получать деньги в кассе организации.
Способ получения заработной платы сотрудниками на банковскую карту или в кассе организации должен быть прописан в коллективном, трудовом договоре или в дополнительном соглашении к нему.
Прочие первичные документы
Первичные документы по учету заработной платы организация имеет право разработать самостоятельно или использовать унифицированные формы. Они могут быть оформлены как в бумажном, так и в электронном виде, подписанном ЭЦП. Важно сделать расчет заработной платы верным и максимально прозрачным для работника. Для этого используются подробные формы расчета с учетом всех особенностей условий труда и расчетные листки, выдаваемые работникам, в которых отражены все шаги расчета.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.