Что такое реестр путевых листов
Путевой лист
Путевой лист – это основной первичный документ учёта работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, который выдается ежедневно водителям автотранспортных средств. С помощью путевого листа организация, владеющая автопарком, контролирует работу водителей, а также осуществляет учет расходов на ГСМ.
Кто обязан вести путевые листы
Согласно приказу Минтранса № 152 путевые листы «применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи».
Для каких целей используется путевой лист
Показания из путевого листа используются в качестве основания для начисления заработной платы водителю.
Кроме этого, путевые листы необходимы для подтверждения расходов на горюче-смазочные материалы, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг и учитываемых при исчислении налога на прибыль.
Форма путевого листа и законодательство
Форма путевого листа утверждена приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 21.12.2018) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Кроме этого, ранее действовало постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78, в котором были даны формы путевых листов для различного вида транспорта. Но с 1 января 2013 года эти формы необязательны: компании и ИП могут сами разрабатывать свои путевые листы, нужно лишь, чтобы в них была вся необходимая информация.
Если организация примет решение разработать форму путевого листа самостоятельно, то за основу можно взять унифицированную форму, которая есть в проставлении Госкомстата и внести в неё нужные реквизиты. Главное, чтобы форма путевого листа соответствовала требованиям приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Обязательные поля в таком путевом листе это:
наименование и номер путевого листа;
сведения о сроке действия путевого листа;
сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
сведения о транспортном средстве;
сведения о водителе.
При этом самостоятельно разработанную форму путевого листа обязательно нужно утвердить в учётной политике организации в виде приложения.
Порядок заполнения путевого листа
Рассмотрим порядок заполнения путевого листа.
Лицевая сторона путевого листа
Так как путевой лист должен отражать всю имеющуюся информацию о рейсе, то бланк включает довольно много граф. Все они заполняются в определенном порядке:
В первую очередь записывают номер документа.
При заполнении типографских бланков указывают их серию.
Дата совершения поездки. Для однодневных поездок это формат «день/месяц/год», для командировок – временной промежуток между началом и концом поездки.
Полное название предприятия, а также его контактные данные (адреса, номера телефонов).
Код ОКПО. Он присваивается всем организациям, занимающимся транспортировкой грузов и легковыми перевозками.
Название и марка автомобиля. В том случае, когда транспортное средство не является собственностью предприятия, в графу для марки вносят номер договора о прокате. Также вписывают дату и серию документа.
Полный номерной знак авто: цифры и буквы.
В том случае, когда предприятие владеет несколькими автомобилями, каждому из них должен быть присвоен собственный гаражный номер. Его также указывают в путевом листе. Если в распоряжении фирмы только один автомобиль, графа может оставаться незаполненной.
Данные о водителе: фамилия, инициалы, табельный номер, а также номер его водительского удостоверения и водительский класс. Закон требует, чтобы эта информация была записана разборчиво.
Графа, которая называется «Лицензионная карта», актуальна для тех организаций, которые практикуют пассажирские перевозки (то есть им разрешено перевозить восемь и больше людей).
При сдаче авто в аренду в соответствующей графе указывают предприятие, которое будет им распоряжаться.
Адресом подачи называют то место, куда посылают авто.
Чч:мм –это формат времени выезда автомобиля из гаража или стоянки.
Графа «Диспетчер-нарядчик» заполняется ответственным лицом (указывается фамилия, инициалы, ставится подпись).
Данные механика и его подпись. Это необходимо в качестве доказательства исправности транспортного средства.
Ориентировочное время возвращения авто из рейса диспетчер. Если речь идет о командировке, то кроме времени прибытия диспетчер пишет и дату.
записи об опоздании или повреждении транспортного средства.
Водитель, использовавший и вернувший автомобиль, вписывает свои данные в графу «Транспортное средство сдал».
Инструкция о том, как заполнять путевой лист, предусматривает также наличие подписи медработника, который выпустил водителя в рейс.
Раздел «Расход топлива»
Объем израсходованного бензина или газа также указывают в отдельном месте бланка путевого листа. Здесь размещают информацию о марке топлива, его количестве (то, что было выдано и то, что пришлось докупать на заправках), остаток горючего в баке перед поездкой, а также объем, оставшийся после окончания рейса.
Диспетчер перед тем, как заполнять путевой лист, сверяется с плановыми показателями расхода бензина (газа, солярки), которые приведены в одном из распоряжений Министерства транспорта РФ.
Сопоставив данные о фактическом и плановом расходе, вычисляют сумму экономии или перерасхода. Полученные данные записывают.
Оборотная сторона путевого листа
Здесь должны быть указаны следующие сведения:
маршрут транспортного средства.
номер рейса, который присваивается каждой поездке и заносится в журнал путевых листов.
места отправления и прибытия транспортного средства.
фактический километраж поездки и подпись водителя.
Разновидности путевых листов
На практике наиболее часто используют такие три вида путевых листов:
N 4-с. Такую форму используют в тех компаниях, которые выбрали сдельную оплату труда для водителей. Зарплата таких работников рассчитывается по средним тарифам, действующим в этой сфере.
N 4-п. Такие путевые листы применяют для учета рабочего времени водителя. Работник получает деньги за отработанный период.
N 4-м. Это форма используется теми предприятиями, которые занимаются междугородними перевозками и доставками. Оформление путевых листов для таких поездок подразумевает не только указание более полной информации, но и специальные бланки (на их лицевой стороне есть красная полоса и надпись «междугородние перевозки»).
Журнал регистрации путевых листов ИП
Эта форма документа была утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 30.06.2000 № 68.
Предназначена она для регистрации путевых листов водителей, работающих на индивидуального предпринимателя.
В журнале указываются:
номер и дата выдачи путевого листа;
государственный регистрационный номер ТС;
дата выезда и время возвращения транспортного средства.
Срок хранения путевых листов
Путевой лист относится к первичным документам, поэтому срок его хранения регламентируют:
Налоговый кодекс РФ, а именно подп. 5 п. 3 ст. 24 (не менее 4 лет);
закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно статья 29. (не менее 5 лет);
приказ Минтранса РФ № 152, а именно пункт 18 (не менее 5 лет).
Таким образом, путевые листы необходимо хранить не менее 5 лет.
Какие организации могут проверить путевые листы и при каких обстоятельствах
Все путевые листы следует заполнять аккуратно и без исправлений.
Работник, составляющий документ, обязан использовать только достоверные и актуальные сведения.
В противном случае водитель может быть оштрафован проверяющими органами.
Путевые листы имеют право проверять следующие организации:
– трудовая инспекция проверяет путевые листы, чтобы выявить, не нарушаются ли права работника предприятия.
– сотрудники ФНС проверяет путевые листы, чтобы выявить, правильно ли компания учитывает затраты на бензин и уменьшает налог на прибыль.
– налоговые инспекторы проверяют путевые листы в рамках проведения выездных и камеральных проверок.
– сотрудники ГИБДД и Транснадзора проверяет путевые листы в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Формирование путевых листов c 2021 года
Порядок оформления путевых листов с 01.01.2021
Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368 изменен состав обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов.
Виды сообщения и виды перевозок определены в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утв. Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ).
Выдержка из документа:
«Статья 4. Виды сообщения
1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.
2. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.
3. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.
4. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.
5. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.»
«Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа
Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.»
Во-вторых, в путевых листах в дополнение к марке необходимо указывать модель транспортного средства (пп. 1 п. 4 Приложения к Приказу № 368).
В-третьих, с 2021 года в путевых листах необходимо отражать показания одометра при выезде транспортного средства с парковки, предназначенной для стоянки, и при заезде транспорта на парковку по окончании рабочего дня или смены (пп. 3 п. 4 Приложения к Приказу № 368).
Приказ № 368 также уточняет, какие отметки ставятся для технического осмотра транспортных средств и медицинского осмотра водителей до рейса и по возвращении.
Как и прежде, оформленные путевые листы необходимо регистрировать в журнале регистрации путевых листов.
В соответствии с пунктами 17, 18 Приложения к Приказу № 368 с 01.01.2021 журнал регистрации путевых листов можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. При ведении журнала на бумажном носителе его страницы должны быть прошнурованы, пронумерованы.
При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.
Рекомендуем своевременно ознакомиться с полным текстом Приказа № 368 для внесения изменений в Учетную политику учреждения и доведения информации об изменениях до ответственных должностных лиц учреждения.
Изменения «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред. 2)
Рассмотрим порядок формирования путевых листов и журнала их регистрации в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 с учетом изменений, внесенных Приказом № 368.
Формирование путевых листов
В «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2 предусмотрено формирование путевых листов по унифицированным формам №№ 3, 3 спец, 4-П, 4-С, 6, 6 спец, ЭСМ-2, утв. постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, а также по форме № 412-АПК, утв. приказом Минсельхоза России от 16.05.2003 № 750.
Для соблюдения требований Приказа № 368 в печатные формы путевых листов, формируемых в программе, внесены следующие изменения:
добавлено поле Сведения о перевозке и его заполнение по данным документа путевого листа;
добавлена возможность отображения сведений о модели транспортного средства и прицепов.
Для формирования путевых листов по уточненным формам следует использовать команды печати путевых листов с постфиксом «(пр. № 368 от 11.09.2020)», см. рис. 1.
На рисунке 2 представлен пример новой печатной формы «Путевой лист легкового автомобиля (пр. № 368 от 11.09.2020)»:
Заполнение поля Сведения о перевозке печатной формы производится по данным одноименного реквизита формы документа путевого листа.
При выборе транспортного средства значение реквизита Сведения о перевозке будет заполнено согласно настройке заполнения для вида первичного документа (вида путевого листа).
Как было отмечено выше, cведения о перевозке теперь включают информацию о видах сообщения и видах перевозок. По разъяснениям авторов Приказа № 368, при осуществлении перевозок для собственных нужд организации в путевом листе проставляется «для собственных нужд организации».
Если в настройках заполнения документов для транспортного средства не указано значение по умолчанию поля Сведения о перевозке, то значение соответствующего реквизита Путевого листа заполняется по умолчанию как Для собственных нужд организации и может быть изменено пользователем.
После заполнения сведений о модели следует сохранить изменение данных по кнопке Записать и закрыть.
В результате в печатной форме путевого листа в дополнение к марке будет заполняться модель транспортного средства. Для прицепов настройка выполняется аналогичным образом.
Новый отчет «Журнал регистрации путевых листов»
Приказом № 368 закреплено, что журнал регистрации путевых листов можно вести как в бумажном, так и в электронном виде при условии его заверения усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 17 Приложения к Приказу № 368).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 предусмотрено формирование журнала регистрации путевых листов по типовой межотраслевой форме № 8 (унифицированная форма «Журнал учета движения путевых листов» (ф. 0345008), утв. постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78). Форма № 8 ориентирована на ведение в бумажном виде. В каждой строке журнала должны проставляться собственноручные подписи: водителя в получении путевого листа, диспетчера, принявшего от водителя путевой лист и документы, бухгалтера, принявшего путевой лист.
С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).
Таким образом, журнал регистрации путевых листов организация вправе составлять в произвольной форме.
В форме отчета следует заполнить обязательные параметры отчета Период и Организация, затем нажать кнопку Сформировать.
В новом отчете указываются Ф.И.О. водителя, получившего путевой лист, Ф.И.О. диспетчера и бухгалтера, принявших путевой лист от водителя. Для подписания отчета электронной подписью следует выбрать пункт Подписать ЭП и сохранить в меню кнопки Регистр учета.
Электронный журнал регистрации путевых листов может быть заверен только усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 18 Приказа № 368).
Виды электронных подписей определяются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В появившейся форме Подписание файла следует выбрать соответствующий Сертификат электронной подписи и ввести Пароль сертификата при его наличии.
Для подписания необходимо нажать кнопку Подписать внизу формы. Подписанный электронный документ можно просмотреть в архиве, выбрав пункт Открыть архив меню кнопки Регистр учета в форме отчета. В результате будет открыта форма Архив регистров учета.
В нем можно открыть сохраненный журнал регистрации путевых листов двойным щелчком мыши по соответствующей строке. При необходимости можно подписать электронный журнал дополнительными электронными подписями. Для этого следует выбрать электронный документ в списке архива регистров учета и нажать кнопку Открыть карточку файла.
В карточке файла на закладке Электронные подписи можно просмотреть подписи электронного документа или добавить новую по кнопке Подписать.
Применяемую форму журнала регистрации путевых листов и порядок его формирования следует закрепить в Учетной политике учреждения.
Какой порядок заполнения журнала учета путевых листов
Общее понятие путевого листа
Организации и индивидуальные предприниматели, использующие в своей работе транспортные средства различных категорий, обязаны выдавать водителям путевые листы. Путевой лист — это документ, дающий водителю право использовать транспортное средство. В нем отражается информация о маршруте, расходе топлива и работе водителя.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.03.2019 путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять путевой лист на месяц нельзя.
О том, существуют ли особенности путевого листа, оформляемого ИП, читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?».
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы оформляете путевые листы. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Общие сведения о журнале учета движения путевых листов
Для контроля движения выданных путевых листов должен вестись журнал учета движения путевых листов по форме 8, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Однако с 01.01.2013 в связи со вступлением в силу закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ унифицированные формы перестали быть обязательными.
Поэтому организация или ИП могут разработать собственную форму путевого листа или дополнить необходимой информацией унифицированную. Решение о принятой форме журнала учета путевых листов закрепляется приказом. Ее применение также можно прописать в учетной политике.
О том, как оформляют такой приказ, читайте здесь.
ВНИМАНИЕ! Если журнал ведется на бумаге, его страницы должны быть прошнурованы и пронумерованы. Если журнал ведется в электронном виде, он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, должна быть обеспечена возможность распечатать журнал (приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368).
Как правило, журнал оформляется на период не более 1 года, однако при необходимости этот период можно сократить до 1 месяца. Журнал путевых листов должен храниться не менее 5 лет.
Порядок заполнения журнала учета движения, регистрации и выдачи путевых листов
Бланк журнала учета движения, регистрации и выдачи путевых листов вы можете скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Журнал состоит из двух частей:
Также при необходимости делается примечание.
В журнал учета выдачи путевых листов вносится информация обо всех выданных путевых листах. Каких-либо исключений в данном случае не предусмотрено. Журнал имеет сквозную нумерацию и ведется в хронологическом порядке. После того как журнал полностью заполнен, он прошивается, скрепляется печатью и подписью руководителя.
Ведение журнала возлагается на сотрудника, назначенного приказом руководителя, либо на сотрудника, в трудовом договоре которого прописаны обязанности по ведению журнала учета путевых листов.
Обязанности по заполнению путевых листов и журнала их учета могут быть переданы другому юрлицу или ИП на основании договора оказания услуг. В таком случае обязанности по заполнению путевых листов и журнала их учета возлагаются на сотрудников привлеченного контрагента.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили подборку всех форм, связанных с использованием транспорта. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к образцам документов.
Скачать образец журнала учета движения путевых листов (форма 8)
Многие организации при заполнении журнала путевых листов сталкиваются с определенными трудностями. Для удобства читателей мы подготовили образец заполнения журнала путевых листов, который вы можете скачать, перейдя по ссылке.
Итоги
Журнал учета путевых листов обязателен к заполнению для организаций и ИП, использующих в своей работе транспортные средства. Это один из документов, с помощью которых подтверждаются расходы на топливо, учитываемые при определении налоговой базы по уплачиваемому с доходов налогу. Помимо этого, журнал служит источником сведений для начисления заработной платы водителям организации, поскольку в нем подробно отражается информация об их работе.
Разберем новый бланк путевого листа
Путевой лист – это незаменимый документ для служебных транспортных средств. Он необходим как для транспорта, принадлежащего организации, так и для частного транспорта, используемого в рабочих целях. В него вносятся места посещения с данными об израсходованном топливе и километраже. В случаях перевозки грузов, путевой лист прикрепляется к накладной.
ПЛ является официальным документом, с помощью которого в бухгалтерии проводится первичный учёт работы транспорта и начисляется з/п водителям. Он действителен в течение смены. Вопросами оформления ПЛ занимаются либо диспетчеры организации, либо уполномоченный на это работник.
Данный документ содержит следующие пункты:
Благодаря путевым листам осуществляется проверка деятельности водителя и отслеживается эксплуатационное состояние транспорта.
Происходит сравнение пробега автомобиля зафиксированного в ПЛ с плановыми расчётами. Бланки изготавливаются в типографиях, но некоторые организации самостоятельно создают шаблон и распечатывают документы.
Бланк ПЛ является бланком строгой отчётности. Все пустые бланки должны быть пронумерованы, а состояние готовых распечатанных (и испорченных) бланков следует держать под наблюдением. Путёвка, в которой при заполнении были допущены ошибки, подлежит утилизации, а её номер помещается в список.
В 2017 году оформление ПЛ было модифицировано. Новый бланк путевого листа стал содержать информацию о:
Круглая печать на заполненном бланке теперь не нужна. Печать ставится теми организациями, которые применяют её по своему Уставу.
Реестр путевых листов
Работодатели должны регистрировать свои ПЛ в журнале регистрации путевых листов, по-другому «реестре путевых листов». Выглядит этот бланк так:
Журнал регистрации предрейсового контроля
Этот документ обязателен для каждого предпринимателя, владеющего ТС. В журнал заносятся данные осмотра ТС перед каждым рейсом.
Работодатель сам определяет, с какой периодичностью будут проводиться проверки. ТС, не прошедшие предрейсовый контроль, не допускаются к эксплуатации.
Изменения в документе
С 15.12.2017 г. законодательно в оформление путевых листов были добавлены нововведения. Они заключаются в том, что:
Образец заполнения
В новый бланк путевого листа добавлены некоторые реквизиты. В нём указываются:
Обязательные реквизиты для лицевой стороны
Обязательные реквизиты для лицевой стороны состоят из:
Заполняет данные в путеводном листе и расписывается механик.
Диспетчер вписывает предполагаемое время возвращения автомобиля из рейса и предполагаемый километраж. В случае командировки он записывает ещё и дату. Диспетчер, несущий наряд, проверяет прибывшее после рейса ТС, фиксирует в ПЛ замечания, если они имеются. В бланке указываются данные о несвоевременном возвращении или неисправностях авто. В графу «ТС сдал» водитель вносит свои данные.
Обязательные реквизиты оборотной стороны типового бланка
На оборотной стороне размещаются следующие данные:
Форма путевого листа для нетранспортной организации
Нетранспортным предприятиям путёвки нужны для фиксирования расходов на горюче-смазочные материалы (ГСМ). В ПЛ вносятся:
Документы по учёту топлива нового образца
Выдаётся ГСМ водителю только, если у него есть путевой лист. Бухгалтер ставит подпись в путевом листе, а водитель расписывается в ведомости.
Верхняя часть ведомости:
Средняя часть ведомости представлена графами для заполнения.
Водитель должен расписать в последнем столбце таблицы. Если ПЛ больше одного, то роспись ставится напротив путевых листов.
Нижняя часть ведомости на обратной стороне:
Хранение и ответственность
В архиве бухгалтерии этот документ хранится в течение пяти лет в случае, если за этот период была хоть одна проверка. При отсутствии проверок, лист не утилизируется. ПЛ не изымается из архива вплоть до 75 лет, если был оформлен на работника, который трудился в тяжёлых и вредных условиях.
Для водителя отсутствие или ошибки оформления ПЛ грозят штрафом от 500 руб., для должностного лица эта сумма возрастает до 20000 руб., а для юридического лица может составлять до 100000 руб.
Путевой лист – незаменимый документ для служебных транспортных средств. С его помощью осуществляется: начисление з/п водителям, проверка деятельности водителя и отслеживание износа транспорта. В конце 2017 года документ был модифицирован путём нововведений, касающихся того, когда осуществляется контроль тех. состояния транспорта и правил фиксирования времени этого контроля. Знание и соблюдение этих правил поможет руководителям предприятий и водителям ТС избежать проблем с проверяющими структурами и налоговыми органами.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.